За спиной художника (это сам Веласкес) мы видим (точнее, не видим из-за плохого качества иллюстрации), две картины Рубенса и Иорданса – "Афина и Арахна" и "Аполлон и Марсий". Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Вот таким образом мудрые предводители всегда обращались к ней за советом. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Далее. Даже не так.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. В ряде сцен, в т. ч. в чрезвычайно популярных в 15-17 вв.
Заметим, если раннее греческое общество было совсем не чуждо трудовой и общинной демократии, то вскоре, вместе с военными победами, греки вкусили и всю «прелесть рабской силы». Агамемнон и Ахиллес сами все готовили для пира и приема гостей. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника.
Однако по мере развития общественных отношений ситуация стала меняться. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Богиня Афина Паллада, приняв образ старой женщины, пыталась предостеречь Арахну от этого необдуманного поступка. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Каждый образ на редкость красноречив.
Размер картины 64 x 58 см, холст, масло. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Началось состязание. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Андромаха кормила коней. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. С ними античный бог вина Вакх и фавны.
Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Она занимает плоскость почти всего полотна, черный плащ придает обобщенность и величественность строгому силуэту, выделяющемуся темным пятном на сером фоне. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Командиры стрелков по этому случаю заказывали групповой портрет. Дело в том, что у художника на картине на груди – крест ордена Сант-Яго, а у Веласкеса его тогда ещё не было.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Она славилась своей добротой: когда в Ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу освобождения обвиняемого. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Веласкес Диего, великий испанский художник.
В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти. Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца, к которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг. Она вызвала на состязание Афину. Они изображены на переднем плане, в центре картины.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Художник отказался от распространенной в живописи 17 в. парадно-аллегорической трактовки батальной темы, Веласкес положил начало реализму в исторической живописи. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В 488 до н. э. Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев.
На это указывает отражение в зеркале. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Для афинян девственность их богини была символом неприступности их города и вот таким образом они меняли древние мифы, повествовавшие о насилии над ней Посейдона и Борея они отрицали также, что Эрихтоний, Аполлон и Лихнос («светильник») были ее сыновьями от Гефеста.
Афина символизирует также триумф разума («Афина побеждает невежество» Б. Спрангера, «Царство Афины» А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, «Победа добродетели над грехом» А. Мантеньи), мира («Афина и Аид» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др. ). В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Композиционно полотно состоит из двух частей. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Веласкесу несказанно повезло. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Его картины очень многоплановы. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности.
Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию. Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню. Ему 57 лет. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Ничуть не бывало.
Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV2. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Произошло неизбежное и роковое разделение народа на тружеников и властителей, на свободных и рабов. В 1612-15 служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет – «Офицеры стрелковой роты Святого Георгия» – Во время традиционного банкета, который длился по несколько дней. Мелкий свободный земледелец, конечно, уже не мог конкурировать с богатым землевладельцем имевшим множество рабов.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. «Хиосцы первые из эллинов (после фессалийцев и лакедемонян), – писал историк, – начали пользоваться рабами.
Даже царица богов, сама божественная Гера, обслуживала себя самостоятельно. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Рабы у древних греков вначале почти ничем не отличались от остальных людей. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Итак, время действия – 1656 год. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Безусловно, эта вертикаль призвана композиционно направить взгляд зрителя из дальнего светлого плана обратно в полумрак мастерской. Их позы и жесты живые, естественные. Этой чести она удостоена потому, что ей удалось победить самого Посейдона.
Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Контрасты освещения, двуслойное пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.
В картине «Венера с зеркалом» (ок. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Бытовой жанр приобретает новое звучание. arachne — паук), в греческой мифологии и согласно «Метаморфозам» Овидия лидийская девушка, дочь красильщика пурпуром искусная ткачиха и рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве.
Чтобы это не бросалось в глаза и не вызывало неприязнь, Веласкес поместил рядом с девочкой её воспитательницу – карлицу Мари Барболу. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства.
Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Мастерство художника достигает такого уровня, что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, становясь незаметными для зрителя и оставляя лишь непередаваемое чувство очарованности картиной. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Рабы еще были предметом роскоши (красивая рабыня стоила от 4 до 20 быков). Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Бывало даже, что царь с царицей попадали в рабство.
Одна лишь Арахна молчала. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Лица обеих групп реальны. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. («Триумф Вакха»). Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
Правда, элементы рабовладения были и раньше, но это было относительно редкое явление. Работу художника оплачивали сообща – кто больше денег, на самом видном месте. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
В Коринфе широко применялся труд покупных рабов (в VII в. до н. э). многофигурных композициях «Парнас», к которым примыкают сцены «Афина среди муз» (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др. ), Афина предстаёт олицетворением мудрости.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Стрелковые гильдии (роты) – набирались из местных жителей для охраны города. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека.
Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. До 1623 Веласкес работал в Севилье. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю.
Разумеется, нет. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Сохранились многочисленные статуэтки богини (напр., «Афина, выпускающая из рук сову»).
Ему дорого их здоровье и самочувствие. Оно проявляется во многих его работах. Выступает Афина и как покровительница ткачества и как олицетворение месяца марта (традиция, унаследованная от римлян) в изображениях времён года. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. От обиды и отчаяния Арахна совершила самоубийство, но богиня Афина вернула девушке жизнь, превратив ее в паука.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). был заложен Афинский Парфенон, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами в Марафоне. Веласкес картины писал в особенной манере.
Вероятно. А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией). Арахна вызывает саму Афину на соревнование в искусстве ткачихи.
Она очень мила. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Древние греки очень любили и уважали Афину. Придворный художник, проводящий жизнь в общении с монархами имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, он был обласкан славой еще при жизни, получив заслуженное признание не только королевской семьи, но и других живописцев своего времени.
Другие народы стали пользоваться рабами позднее. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Арахна (греч. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет.
Сивилла 1632Арахна 1648Пряхи 16Королева Мария-Анна Австрийская, 1653Менины 1657 В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. А может быть, он показывает, что они свободны и счастливы настолько, что могут не стремиться соответствовать жёстким требованиям этикета. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Непременным атрибутом двора Филиппа IV-как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. И нет этому конца и нет покоя. Вероятно, невозможно до конца передать словами магическое очарование полотен Веласкеса, но несомненно одно – загадки непостижимого мастерства творчества великого испанского живописца всегда будут волновать истинных ценителей подлинного искусства. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.
В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
– харчевня или трактир). Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо).
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Менее богатые вообще обходились без рабов. Лихорадочно-беспомощно потирает он дрожащие руки, в глазах проскальзывает неясное душевное движение, но в страдальческой робкой улыбке много трогательно-детского, просветленного.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Братья Навсикаи распрягали мулов. В Аттике Афина – главное божество страны. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Может быть, он забыл о работе. Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
Для них характерна темная палитра цветов, плотная и тяжеловатая манера изображения, резкие светотеневые контрасты. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Одиссей самолично и не без удовольствия, мастерил стулья, ложе и седла. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Процесс захвата и присоединения земель происходил настолько быстро, что удерживать над ними контроль стало большой проблемой и главнейшей задачей Габсбургов. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. А почему в мастерской находится инфанта.
Но прежде всего Веласкес – художник. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Выше говорилось об общинном характере жизни раннего общества. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.
1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Яркий узорчатый кант ковра и его чистые звучные цвета превращают всю дальнюю часть комнаты в сказочное торжественное представление, разворачивающееся среди обыденности первой части картины. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа.
Окаймленная черная сфера, располагающаяся над всем, что изображено в картине, призвана символизировать необратимый крут человеческой жизни. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Это период, когда Испания правила миром.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Арахна».
И почти невероятным. Похоже, что художник посмеялся над неким грандом, выставив его напоказ в роли человека, занимающегося трудом живописца, что позорно для дворянина.
Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Своей особой философией дышит и природа произведения. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.