Кстати, существует и еще одна причина переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Однако в начале XIV века инквизиция заинтересовалась ведьмами. С этого момента, по решению Инквизиции, в католических странах «охота на ведьм» была прекращена, тогда как там, где победила Реформация, сжигание несчастных продолжалось и самое активное участие в этих процессах принимали вовсе не священники, а юристы, ученые и университетские профессора.
Бороться с ведьмами Святая инквизиция начала именно в Испании. Народ поддерживал инквизицию, а многие его представители писали доносы, по которым ведьм и задерживали. 1484 после увещеваний Генриха Инститориса Крамера, автора «Молота ведьм», папа римский Иннокентий VIII издал буллу «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), направленную против ведьм, которая стала причиной многих процессов инквизиции в странах христианской Европы.
Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам – Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии. Охота на ведьм и костры инквизиции часто встречаются среди аргументов православных в пользу ошибочности католической веры.
Начинали обычно с женщин низших сословий. Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Появились «профессиональные охотники», которые тем не менее не обладали никакими полномочиями.
Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола". Это имело роковые последствия. Так называемая «сделка с Дьяволом» глубоко оскорбительна для Бога.
Так было в 1321 году в южнофранцузском городе Памье, в 1335-м в соседней Тулузе, с 1340 в Новаре (Верхняя Италия) и около 1360 года в Комо. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Самый известный из них – англичанин Мэтью Хопкинс. Католическое испанское правительство лично оплачивало расходы инквизиции, получая чистую прибыль от имущества обвиняемого.
В руках инквизиторов была книга – «Молот ведьм», в которой было сказано, что в большинстве своем ведьмы не признавали свою вину. Свидетели показали, что всю ночь женщина мирно спала в одной кровати с мужем. Вот таким образом все колдуны суть предатели христианской веры и должны быть наказаны как еретики. Обе эти страны были центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм.
В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». Эта часть состоит из 35 вопросов и ответов. В Молоте ведьм было сказано, что если обвиняемая не признавала своей вины даже под пытками, то ей помогает дьявол и делает ее не чувствительной к боли. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее.
ЕЕ ждал костер и отлучений от Церкви. Религию и Святое Писание придумали не люди, всё это дал людям Сам Бог. На одиннадцатом костре впервые было казнено лицо духовного звания. С 1440 года охота на ведьм стала популярным занятием и захлестнула кровью города Европы. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Сколь ни впечатляющими были эти аргументы, заметных перемен они не принесли, равно как и книга доктора Вира «О демоническом наваждении», вышедшая на полстолетия раньше. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном. В конце концов лишь очень храбрые люди дерзали противостоять всеобщему помешательству.
С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее. Священники предпочитали предать смерти сотню невинных, чем упустить одну настоящую колдунью.
С момента своего появления этот «научный труд» вызвал множество восторженных отзывов. Современные историки отвергают подобные концепции15. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии.
«Муравейник» Нидера вызвал большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 годы), на котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью. Властям же надлежит распознать сатанинские козни и запретить процессы, расстроив таким образом план царя преисподней. Напротив.
Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей и обвинителем.
Когда осужденных провозили сквозь толпу, люди старались поиздеваться и высмеять их.
Из названия видно, что имел в виду автор: все эти мерзкие выдумки о ведьмах внушил людям сам Дьявол именно затем, чтобы они учинили ведовские процессы, эту «бойню невинных», преступив тем самым заповеди милосердного Господа. Предполагалось, что колдуны будут в первую очередь покушаться на особу монарха. Если женщина выдерживала жестокие мучения и не умирала от пыток, её отправляли на костёр.
Непременно притворялся ее искренним другом. Данная теория получила официальную поддержку властей в национал-социалистической Германии15. Вот таким образом незамужние женщины вызывали большие подозрения и их, как правило, сажали на кол.
В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Немного истории. Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы».
Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Сегодня нам трудно понять причины успеха этой книги ибо, даже если простить авторам все суеверия того времени, «Молот ведьм» останется одним из самых отвратительных творений мировой литературы. Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе – более 400. Папа издал чрезвычайно жестокие указы.
Священник мог выявить всех ведьм в своем приходе, внеся в церковь пасхальное яйцо. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. При этом мужчина-соблазнитель ни в коем случае не порицался. Члены ее постоянно трясутся". Если на теле девушки было много родинок, это считалось признаком связи с дьяволом.
Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Подобные «признания», внушенные жертвам и выбитые из них под пытками, укрепляли обвинителей в их одержимости ведовством.
Ведьмы существовали во все времена, независимо от того, верили в них или нет. Непременно притворялся ее искренним другом. Надо сказать, что эта женщина по словам очевидцев никогда не делала зла.
Таким образом инквизиция ведьм погубила и запытала многих невинных женщин. Либо вас могут привязать к скамейке, прикрепив к вашему голому животу котелок с мышами. Муж одной из женщин добился вскрытия могилы и в ней обнаружили гроб с детским трупом. Это символизирует, что дьявол убивает физическое и духовное начало человека — душу и тело. Через месяц безуспешного лечения местный доктор (. ) Уильям Григгс выдвигает предположение, что девочки пострадали от колдовства. Стоит заметить, что общественность Новой Англии той эпохи была весьма пуританской и религиозной. Они корчились от боли, жаловались на жар в теле и прятались за мебелью.
Этим обстоятельством искусно воспользовались Шпренгер и Инститорис, дополнившие папское слово огромным трактатом о ведьмах, опубликованным в 1487 г. под названием «Молот ведьм» («Malleus maleficarum»). На протяжении XV века представление о «дьявольских ведовских сектах» изложенное Иоганном Нидером в «Муравейнике», пополнилось рядом других трактатов о ведьмах.
Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовстве. Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. Действие всего этого основано на том, что человек представляет собой не только физическое тело.
Есть два основных вида таинственных знаков – дьявольское пятно и ведьмин знак. Из этого можно сделать один главный вывод, который Уилл Дюрант сформулировал такими словами: «Нетерпимость — это непременный спутник крепкой веры терпимость растет лишь тогда, когда градус уверенности снижается уверенность убивает». Приговор нельзя было опротестовать.
Тысячи невинных людей были запытаны до смерти и сожжены на кострах. Дело стало доходить, смело можно сказать, до чисток. В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Святия инквизиция (в переводе расследование) яростно преследовала проявления инакомыслия, тысячи несогласных сгорали на кострах, обвиненные в колдовстве.
Однако они здесь не причем. Не опрокидывали ли горшок, наводя иней, чтобы погубить под ним растения и плоды. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Первый значительный труд такого рода, «Муравейник» («Formicarius»), созданный в 1437 году доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 года завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах.
Пытки продолжались до тех пор, пока палачи не добивались признания. Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов. В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. «Муравейник» Нидера вызвал большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 гг. ), на котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью.
Во-первых, вы можете признать свою вину и выдать соучастников. Светские власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Сочувствие им тоже интерпретировалось как ересь. «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные формы во времена Инквизиции (в виде трегольного бруса или, например, как на рисунке).
Возможно, это открытие позволит объяснить хорошо известную целительную силу молитвы. Авторами этих поистине роковых книг были большей частью сами инквизиторы: итальянцы, французы испанцы, немцы, как, например, Никола Жаке, чье полемическое сочинение «Бич еретиков», вышедшее в 1458 г., стало первым трактатом о ведьмах, наиболее полно отразившим одержимость ведовством. Перед началом пыток, палач отводил жертву в сторону и объяснял ей, что с ней будут делать, чтобы добиться признания.
И далее: «Трех-четырехлетние дети заводят шашни с Дьяволом. «чистых» отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» – еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Люди приходили к месту казни издалека, при этом все они были одеты по-праздничному.
Обвиняя ведьм и колдунов в «нанесении порчи колдовством по наущению Дьявола» им приписывали самые мерзкие преступления. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе. С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена.
Было проведено уникальное исследование. «Молот» был самым популярным руководством к действию для средневековых охотников на ведьм. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Наиболее ревностными поборниками этой травли были ученые монахи-доминиканцы Генрих Крамер (лат. : Генрих Инститорис) и Якоб Шпренгер.
Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. Разумеется, они все ведьмы. Развернутые концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили стали появятся только в эпоху «Высокого средневековья»2. Кульминацией шабаша было торжественное поклонение Сатане, который во время этой церемонии восседал на своем троне, обернувшись громадным лохматым козлом с пылающими глазами и светящимися ледяным светом рогами. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее.
И стоило только женщине довериться искусителю или не сдержать свою алчность, как незнакомец называл цену за предложенные услуги: отречение от Бога и святых, вступление в ведовскую секту и плотскую преданность ему, великодушному утешителю и помощнику. Ответ на этот вопрос, найденный папой и его советниками, был роковым: не Церковь повинна в этом и не слуги ее, нет, во всем, что произошло здесь, на мятежном французском Юге, замешан сам Дьявол. В период «Большой охоты» энтузиазм по борьбе с ведьмами охватил не только инквизицию, но и простых горожан. Но так ли все это. Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая отыскивала в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться».
Учрежденный папой Григорием IX между 1231-1233 гг. Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать. При этом и палачи и судьи следили за тем, чтобы жертва была в сознании и не умерла. Катары, мараны, гуситы были надежным источником пополнения казны Церкви.
Что стало причиной появления на свет ужасного орудия инквизиции. Во время него подавались не простые человеческие кушанья (как на обычных ведовских сборищах), но самые что ни на есть мерзкие: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки. Во-вторых, возник орден доминиканцев. 5 декабря 1484 г. папа Иннокентий VIII (1484-1492) выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» («Summis desiderantes affectibus» – «Всеми помыслами души»). На этот вопрос пока нет совершенно уверенного ответа. Да, разумеется, с вами вместе действовали сообщники.
На четвертом костре погибла жена бургомистра, а на пятом – жена одного из членов ратуши. В 1542 году папа Павел III утвердил инквизицию высшей апелляционной инстанцией в борьбе с ересью.
Бруно, Дж. В Библии говорится о существовании Дьявола. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Женщин сравнивали с ошибкой Бога, с мешком навоза и вообще считали виновными во всех грехах. он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви.
Известный нидерландский юрист XVI в. Иодокус Дамгудер в своем популярном в то время исследовании «Практика уголовных дел» писал: «Книга эта имеет для мира силу закона». Изобрели даже специальный аппарат, позволяющий фотографировать ауру человека. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм.
Испанки поражают еще и странной любовью к одежде черного цвета, которую носят и в будни и в праздники. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. Ведьмы разделяются на три типа: те, которые занимаются всяческим вредительством те, кто обладает только целительскими способностями те, кто имеет оба этих колдовских дара. Архиепископ Трира сжёг 118 женщин. Красота, как известно, создана дьяволом для искушения людей.
Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой. Палачи следили, чтобы жертва не потеряла сознание и не умерла, если все же такое случалось, ее кидали в камеру, давали придти в себя и пытки продолжались. Трактаты о ведьмах XV в. порой разнились между собой в деталях. Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 — 1631 гг. Самым ужасным ведовским преступлением были любовные утехи с дьяволом.
Встретившись, они ели и пили, не зная меры, богохульствовали, шумели, кичились своими злодействами и коварными планами, поколачивали растяп и славили Сатану. Это тоже неслучайно. Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне – Яков I Стюарт.
С появлением священного ордена нищенствующих доминиканцев инквизиция могла взяться за свое дело серьезно. В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Они враги христианской веры, толкают людей на ереси и язычество.
Если вам не повезло и дело происходит в Испании, где пытки при дознании достигали запредельной жестокости, вас могут посадить на «испанское кресло»: железное сиденье с колодками, которые фиксировали шею и конечности. С мольбами о помощи обращались они к императору и папе Римскому. Еще немного относительно о демонологичных верованиях в Карпатах.
Ведьмами были преимущественно молодые девушки в возрасте 18-28 лет, с идеальной кожей, стареющие медленнее среднестатистических женщин, не имеющие вредных привычек, живущие обособленно от общества и в полной гармонии с природой в тех местах, где природа сохранила первозданную чистоту, знающие тайны молодости, здоровья и долголетия. С 1440 года охота на ведьм стала популярным занятием и захлестнула кровью города Европы. Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами.
Таким образом инквизиция ведьм погубила и запытала многих невинных женщин. Но подобные обвинения были делом редким. Но в целом вырисовывался сходный образ «проклятого ведьминого отродья и его преступных деяний». Иисус не только призывал нас исполнять каждую «йоту» и «черту» ветхозаветного закона, но, похоже, предложил дальнейшее усовершенствование практики убийства еретиков и неверующих: «Кто не пребудет во Мне извергнется вон, как ветвь и засохнет а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают» (Ин 15:6). И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу.
Людям нужны были подробности, которые только подогревали толпу. Всего инквизиция сожгла, по крайней мере, 30 000 ведьм. И наконец, он оставлял на ее теле «дьявольскую отметину» – маленькое темное пятно, которое было абсолютно бесчувственным. Ею могла стать любая женщина.
Но подобные обвинения были делом редким. Так же поступали германцы и кельты. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими. Чтобы заставить древних богов служить себе, они, как и прежде, прибегали к помощи старинных языческих заклинаний, пользовались святилищами, оставшимися от языческих времен.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. Однако их вовсе не считали прислужниками зла. Трактаты о ведьмах XV века порой разнились между собой в деталях.
Вместе с напарником Джоном Стерном он вступил в битву с дьявольским отродьем в Эссексе. И даже если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он тем не менее заключает своеобразную «молчаливую сделку с Дьяволом» и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции, равно как и тот, кто пошел на это сознательно. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться.
и в Кельне в 1627-1639 гг. Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. В скором времени представители власти покидали место казни, а слуги продолжали следить за огнем, чтобы тот не погас и от костра остался один пепел. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации.
Ярким доказательством этому может служить пример толкования авторами слова «женщина» (femina), происходящего от двух слов — «вера» и «малый». Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. В ряде европейских государств (Германии, Франции и др. ) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров.
Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны. Это было уделом немногих. Лишь через несколько лет к ослепленным яростью епископам стал возвращаться разум.
Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии— идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм»— и средневековой народной культурой. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. Выяснилось, что в это время они прибывают в необычном состоянии с особыми биоритмами. Потом принялись за учеников и студентов. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Например, у продвинутых экстрасенсов его диаметр достигает десяти метров. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья.
Однако ничего другого нам о нем не известно. Вот, что рассказывает народ жильцы села Чабин Мукачевского района.
Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей и обвинителем. Более того, около четверти процессов завершались оправдательными приговорами. Эти лжеучения будут в нижеследующем выявлены и опровергнуты. Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. С отступничеством связывали колдовство. Влияние этой книги было огромно.
А ведь только с помощью интуиции можно пробиться к глубинному знанию о мире и о себе. Как правило, после подобных пыток выжить было практически невозможно. Это было уделом немногих.
Массовые репрессии начались отнюдь не в годы «мрачного средневековья», а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами. Но у вас есть выбор, если здесь уместно такое слово. Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором16. Например, волосы с головы или бороды царя зарывали в тайном месте, чтобы никто не узнал, так как считалось, что если получить волосы человека, то его можно околдовать.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. Кстати, родная бабка самого царя Ивана Грозного, Софья Павиалок, тоже считалась ведьмой. Это естественная женская способность, ничего плохого в этом нет. Он, верховный пастырь всех христиан, призывает всех облеченных властью решительно поддерживать «возлюбленных сынов» Инститориса и Шпренгера в деле разоблачения и искоренения дьявольского заговора.
Конечно, от такой власти веяло чем-то зловещим. И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу. Однако к протесту Вира отважились присоединиться и другие. Авторами этих поистине роковых книг были большей частью сами инквизиторы: итальянцы, французы испанцы, немцы, как, например, Никола Жаке, чье полемическое сочинение «Бич еретиков», вышедшее в 1458 году, стало первым трактатом о ведьмах, наиболее полно отразившим одержимость ведовством. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путём сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Не обошли инквизиторы и совращенных и брошенных женщин: «Падшие девицы, покинутые своими любовниками, которым они отдавались ради обещания жениться на них, потеряв всякую надежду и отовсюду встречая только позор и стыд, обращаются к помощи дьявола».
Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость.
Семя его, которое он мог извергать сколь угодно часто, также было ледяным. Так из окраины Германия превратилась в эпицентр борьбы с ведовством. Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности.
Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Канцлер с канцлершей тоже осуждены». В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре.
Катары (от греческого слова kataroi — «чистые») были особым направлением манихейства (самого Мани в 276 году н. э. На рубеже XII – XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию. Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. В этом направлении, в частности, работал известный российский культуролог-медиевист А. Я. Гуревич, который исходит из того факта, что к XVв.
Однако, по их мнению, охотники за ведьмами безмерно преувеличивали эту опасность. Папы Александр VI, Лев X и Адриан VI многократно указывали на правильность и непогрешимость всех постулатов «Молота ведьм». Последний представлял собой своеобразный бугорок или вырост на теле человека и, по мнению демонологов использовался ведьмами для кормления различных духов собственной кровью. У женщин интуиция развита значительно, лучше, чем у мужчин. Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. Если на теле девушки было много родинок, это считалось признаком связи с дьяволом. Тех, кто отказывался принять католичество, вели к столбу и заживо сжигали.
Если долго не умирал, то палач мог удушить или сжечь заживо. Благочестивые инквизиторы Шпренгер и Инститорис задают в нем вопрос: могут ли ведьмы наслать на людей разнообразные заболевания, в том числе и проказу. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется.
Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды. По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения»14. Часто их могли просто открыто оклеветать в колдовстве.
Авторы в качестве аргументов и доказательств своей правоты используют тексты Священного Писания, Канона Episcopi (Епископского Канона), учения Аристотеля, а также «Божественного церковного и гражданского права», хотя с точки зрения современной психологии это сочинение может быть прекрасным иллюстративным материалом к теории Фрейда о сексуальных отклонениях. Вот только на деле жертвам редко удавалось избежать костра. Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть.
А если женщина была красива и умна — она обвинялась в колдовстве и попадала на костер. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путем сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане. Именно с этими вкраплениями язычества и вела борьбу католическая церковь.
Последствия применения рекомендаций «Молота» поистине кошмарны. Ведьмы были поставлены в один ряд с еретиками. Храм – это не театр и не постороннее здание, меняющее своё предназначение. Ибо даже самое невинное колдовство, по словам знаменитого богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274), есть та самая «сделка с Дьяволом», о которой говорил Августин. «Муравейник» Нидера вызвал большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 гг. ), на котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью. В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто.
Французские рыцари, подстрекаемые сопровождавшими их папскими легатами, превратили область на юге Франции, где жили катары, в пустыню. Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды. Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму. И это было еще одним доказательством их дьявольской сущности и ведовского дара. Обвиняемых в колдовстве объявляли ведьмами и оборотнями и сжигали их заживо на костре.
Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности. Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные.
Когда же соглашение с Дьяволом заканчивалось подобным образом, он скреплял его еще и письменным документом. Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Мы поднимем против вас князей и прелатов, которые, увы, вооружат народы и царства против этой земли».
Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720—1730-х годов в Сербии. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9 – 14 лет. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку известную своей набожностью и благочестием Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры.
Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек.
Появились даже свои рекордсмены по казням. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи.
С рассветом собравшиеся отправлялись в обратный путь. Затем в сопровождении палачей привозили на телегах связанных ведьм. Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи. В 1684 г. (за 7 лет до выхода книги Беккера) он приказал арестовать графа и пожизненно заточить в тюрьму за эти беззаконные процессы. В большинстве случаев при энергичном встряхивании пострадавший получал вывих. Имена свидетелей сохранялись в тайне.
Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Вторая была разработана на случай казни. Вот таким образом необходимо их пытать. Для этого достаточно было её «демонизировать».
Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. Этот способ получения признания не предполагал нанесения телесных повреждений. Под подозрением могли оказаться неуживчивые люди со скверным характером, одинокие и не соблюдающие общинных правил поведения. Верно, не обошлось без черной магии. Она часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки.
Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. И если Церковь хотела сохранить свою власть, то она должна была решительнее, чем прежде, повести борьбу против Дьявола и его приспешников. В некоторых случаях это срабатывало. Европейские крестьяне главные признаки ведьмовства находили в поведении человека. Вина подсудимых определялась не с религиозной, а с экономической точки зрения, в зависимости от количества нанесённого материального вреда. Поводом для обвинения в колдовстве мог стать слух, намек, анонимное письмо.
Однако фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви. Эти методы были широко распространены в народе. Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град.
В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, ведшего процессы.
Женская душа магична по своей природе. А для этого нужно было лишь на день Юрия, когда впервые выгоняли стадо, дождаться вечера и пойти к реке к месту, где стада переходила реку вброд, отыскать след коровы и набрать оттуда в рот воды. Как мы видим, ни о каких казнях, тем более о сожжении заживо, речи здесь не идёт. Религия даёт духовную свободу и духовную благодать душам.
Дьявол является созидателем всякого церковного раскола и ереси. Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. Призванная к борьбе за истинную веру, против ереси и ведьм инквизиция стала карающим органом Ватикана. Авторы книги утверждали, что говорить наверняка о виновности ведьмы может только судья.
Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Какие ассоциации возникают у нас при слове «ведьма».
Дыба-подвес. Церковь всегда была более чем склонна к женоненавистничеству Это был настоящий крестовый поход против женщин, а библией его участников стал «Молот ведьм», который состоит из трех частей. Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354 – 430), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними.
Сам процесс сожжения был очень впечатляющим и преследовал цель привести в панику и запугать собравшихся зрителей. Тут уже приведены не теоретические выкладки, а разбор практической магии. Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление). Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности.
Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний. Согласно расчётам историков, гонение на ведьм возникло в 30-40-е годы XV столетия в западно-альпийских областях – в Савойе, Дофине, Пьемонте и Западной Швейцарии. Рождаются ведьмы только тогда, когда в прошлом кто-то проклял отца ведьмы.
Публичные казни стали еще популярнее, чем когда бы то ни было: еретиков продолжали сжигать, ученых пытали и убивали за их дерзкую преданность разуму, а прелюбодеев предавали смерти без угрызений совести. Собственно врожденные ведьмы многое знают, многое умеют, но никому не вредят.
Также на религиозной почве начались военные действия между Испанией и Англией с 1585 по 1604 годы, а позже началась «Тридцатилетняя война» в Германии. В Библии говорится, что ведьмы существуют, а при этом «любой, кто не верит в установления Священного Писания, является еретиком». Инквизиция была организована римской католической церковью в конце XV — начале XVI века. Но на этом дело не заканчивалось. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм.
Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола». Отвратительна, наконец и фанатическая бесжалостность авторов. Так же поступали германцы и кельты. Предлагались самые разнообразные способы выявления ведьм. Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании.
В XV веке она охватила север Франции и Швейцарию. Почему. Психоаналитик Платон сделал крайне интересное наблюдение.
Имена свидетелей сохранялись в тайне. Либо вы можете настаивать на своей невиновности, что, скорее всего, соответствует действительности (мало кто может вызвать грозу).
Спустя три года (в 1320г. ) он послал инквизиторов в южнофранцузские епархии Тулузу и Каркассон, дабы «изгнать из дома Господня» всех колдунов, приказание, которое в 1326г. Между тем, Элизабет была дочью местного священника преподобного Парриса, а Эбигейл была его племянницей. Через некоторое время точно такие же «симптомы» были замечены в поведении подруг Элизабет и Эбигейл. Верно, не обошлось без черной магии. Несмотря на то, что упоминание о ведьмах и колдунах содержалось ещё в раннехристиаских трактатах, до XIII века вера в колдовство считалась «языческим суеверием» и, в отдельных случаях, наказывалась, например — церковным покаянием2.
Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемая теряла сознание. Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год.
В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Однако их вовсе не считали прислужниками зла.
Существовал якобы и высший разряд ведьм, которые обладали большой силой. Постепенно география мест, где ведьм предавали огню, расширялась. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Тогда епископ повелел вынести ее на кровати на пустырь и там сжечь. Отвратительна и бесконечная ненависть авторов этого «благочестивого сочинения» к женщинам. Справедливости ради следует сказать, что наказания были различными – не только казнь на костре или обезглавливание, но и тюремное заключение.
Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей и обвинителем. Одним из самых распространенных было испытание водой. Молчание под пыткой автоматически зачисляло жертву в ряды ведьм. Это были Божьи люди — папы, епископы, монахи и священники.
Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Признаками ведьмы считали любые бородавки, веснушки и родимые пятна на теле женщин. Это, несомненно, наиболее распространенная пытка. Целью цензуры было искоренение протестантских влияний в Европе. Одержимость ведовством зародилась в Южной Франции и Северной Италии.
Этими и многими другими средствами пользовались ведьмы, строя свои козни против людей, животных и всего сущего. Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей.
Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим могуществом. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. А их жены. Вот таким образом нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием. И даже если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он тем не менее заключает своеобразную «молчаливую сделку с Дьяволом» и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции, равно как и тот, кто пошел на это сознательно.
Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. Другой историк Генри Чарльз Ли, первым сделавший попытку развенчать «черный миф» об инквизиции, по этому поводу замечает: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трёх веков, с XV по XVIII. Опускали и поднимали верёвку, пока виновный не признавался или терял сознание. Печально знаменитая «охота на ведьм» расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году.
Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского2. Косвенным доказательством моей версии служит и характер ведовских процессов (ведь не зря в литературе им посвященной, они именуются эпидемиями). Особенно свирепствовала инквизиция в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Это послужило основанием для жестоких изощренных пыток. Определить, кто есть этот самый грешник и слуга дьявола, был призван «Молот ведьм» — самый авторитетный в те времена трактат по демонологии, достоверность которого в своей булле подтвердил сам Папа.
И стал этаким наемником, провозгласив себя «генералом войны с ведьмами». В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. На протяжении XV в. представление о «дьявольских ведовских сектах» изложенное Иоганном Нидером в «Муравейнике», пополнилось рядом других трактатов о ведьмах. Всех ведьм ждала одна участь – сжигание на костре. Подследственную признали ведьмой и казнили.
Возмущению единоверцев Беккера не было предела. Хотя это крайне горькое зрелище и страдающие не перестают кричать, пока они еще это могут делать: «Помилуйте меня ради любви Божьей. » — люди любого возраста, мужчины и женщины, взирают на происходящее с радостью и чувством удовлетворения. Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град. Тогда у отцов-инквизиторов не оставалось сомнений — женщина точно служит сатане. Сам бургомистр и члены ратуши вскоре последовали за ними. Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа исходя из их интенсивности.
Как ни странно, к ведьмам причисляли Повивальных бабок. Приговор нельзя было опротестовать. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам.
Они были вполне конкретны. И тогда папа прибег к последнему средству – силе. Судьи старательно отмечали все магические средства, которыми пользовались колдуны: заговоры и заклинания, нарисованные или нацарапанные знаки, кукол изображающих людей, на которых напускалась порча, самые разнообразные яды, настойки и мази, волшебные палочки и волшебные иглы, ядовитых червей и насекомых, отравленный дух и пресловутый «дурной глаз». культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись.
А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Не вызывали ли они, например, грозу ударами кнута по воде. Эта процедура была очень важна для предъявления обвинения.
Однако фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви. Ибо даже самое невинное колдовство, по словам знаменитого богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274), есть та самая «сделка с Дьяволом», о которой говорил Августин. Частично этот красочный образ сложился в народном фольклоре, а за остальное мы должны благодарить художников: с конца XV века на картинах и гравюрах европейских авторов (среди которых Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и Альбрехт Дюрер) пляшут, ворожат, летят на колдовские сборища десятки ведьм. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости".
Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей. Иногда это срабатывало. В составлении книги Крамеру помог декан Кёльнского университета Якоб Шпренгер, однако некоторые историки полагают, что он был записан в авторы исключительно с целью придать книге больший учёный вес, а на самом деле в работе не участвовал. Конечно, от такой власти веяло чем-то зловещим. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления.
Ее они черпали от тел пожираемых младенцев. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции. У него не воняло изо рта, не было гнилых зубов и не наблюдалось зловонного потоотделения. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Спустя три года (в 1320г. ) он послал инквизиторов в южнофранцузские епархии Тулузу и Каркассон, дабы «изгнать из дома Господня» всех колдунов, приказание, которое в 1326 году он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви.
Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Он, верховный пастырь всех христиан, призывает всех облеченных властью решительно поддерживать «возлюбленных сынов» Инститориса и Шпренгера в деле разоблачения и искоренения дьявольского заговора. Его поездка увенчалась успехом. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (то есть «чистых» отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» – еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо.
Один вид железных сапог, в которых будут ломать кости ваших ступней, освежает вашу память. И при этом никого не смущало, что в подобных случаях показания женщин сильно отличались. Так было оформлено учреждение инквизиции.
В период раннего Средневековья светские и церковные власти практически не обращали внимания на ведьм, ограничиваясь только предупреждениями. К слову сказать, этот «подвиг» осуществить отваживались далеко не все охотники на ведьм. Однако поначалу охотники за ведьмами натолкнулись в Германии на серьезное сопротивление. Ванини и др. ). Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали).
Итак инквизиция должна была вырвать из Европы жало ереси. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Охота на ведьм, несколько веков бушевавшая в Европе, обошла Россию стороной. Таким образом, обвиненных в колдовстве людей проверяли еще и взвешиванием.
Дочь Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Люди вынуждены были признаться, что с развитием естественных наук многие «божественные истины» стали выглядеть чистейшими фантазиями. Как говорится в Писании: раб Божий – свободен душой в жизни вечной, а свободный (неограниченный законами Бога) – становится рабом в жизни вечной.
Оно происходит от слова ведать. До судебного разбирательства защитники не допускались. Похоже, у святости есть самые разные проявления. предприняли попытку научной систематизации христианского мировоззрения. И вот таким образом были всякие поверья придворные. Среди катаров произошел раскол и в каждой из сект возникло разделение на особо посвященных perfekti («совершенных») и их почитателей, простых credentes («верующих»).
«Булла о ведовстве» и «Молот ведьм», появившиеся в конце XV в., положили начало триумфальному шествию демонологии на север. В отличие от врожденной ведьмы очень опасной была ведьма – обученная. Подобные «признания», внушенные жертвам и выбитые из них под пытками, укрепляли обвинителей в их одержимости ведовством.
Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим могуществом. Ведьмой могла родиться девочка и у той матери, на которую было наслана заклятье. Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры. «И затем, когда епископ, братья и их товарищи убедились в том, что дело завершено, — пишет брат Гийом, — они вернулись в трапезную и, воздав благодарение Богу и блаженному Доминику, с радостью начали вкушать приготовленную им еду». Его поездка увенчалась успехом. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности.
Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. Другая обвиняемая под пыткой созналась, что ночью побывала на шабаше. Эту церемонию назвали «акт веры».
Преследование колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV века. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Имена свидетелей сохранялись в тайне. На следствии женщин пытали и они сознались в злодействе. Они неясны и ныне. Однако «Молот ведьм» ставил под сомнение и этот и все предыдущие способы выявления пособников дьявола.
А затем палач поджигал костер. Закон кармы, ахимса (непричинение вреда всему живому) — главный закон для любого цивилизованного человека.
Чаще всего ведьм обвиняли в том, что они напускают хвори. Дыбу применяли на всей территории Европы. «Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, — говорится в «Ману-самхите», древнем своде законов Индии, — вот таким образом пусть каждый воздерживается от употребления мяса». При этом Церковь называет ведовство худшим из преступлений. Не менее парадоксально и приведенное в книге толкование слова «дьявол» (diabolus).
Но и это еще не все. Каких только средств не придумывали фанатики. И это не случайность — это шрам, оставленный «молотом ведьм» на психологии и генофонде европейских государств. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред.
Инквизиция (от лат. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. В ужасе люди бежали за пределы страны. Аутодафе).
Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». Когда погасли костры, сумрачная тень пала на цветущие некогда края. За 10 лет, с 1581 по 1591 г., в одной только Лотарингии было сожжено более 1000 ведьм. «Святой отдел расследований еретической греховности», несмотря на множество ужасных баек, которые так любят о нем рассказывать люди, не слишком хорошо знающие историю, — не самое кровавое явление в летописях человечества, хотя сравниться с ним в бессмысленной жестокости удавалось далеко не каждому тирану. Да, Фридрих, Артур и Отто тоже колдуны.
В одном из указов Ивана Грозного о колдунах сказано следующее: «Те, которые будут к чародеем и к волхвом и к звездочётом ходить волховать и в том на них доведут и обличены будут достоверными свидетели, тем быть от царя и великого князя в великой опале, по градским законам, от святителей им же бытии в духовном запрещении, по священным правилам». Это послужило основанием для жестоких изощренных пыток. В этом деле хороши, по их мнению, даже заведомо лживые посулы. Согласно дошедшим до нас актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим Дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Инквизиторы трудились не покладая рук, пока подозреваемая в колдовстве под пытками не «каялась» во всех этих, а то и в гораздо худших прегрешениях.
Так же поступали германцы и кельты. Значит, ведьма – это женщина, которая ведает что-то такое, что скрыто от прочих глаз. Начало гонениям положил папа Иоанн XXII (1316-1334).
Эта концепция была также пересмотрена в XX веке. Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры— своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью. Нарушение этого закона является тягчайшим нарушением дхармы (религиозного долга, порядка) и приводит к хаосу в жизни человека и на всей Земле. Правда, любопытный при этом рисковал: если ведьма успеет вырвать и раздавить яйцо, у него должно было разорваться сердце. Один только Бог правит миром.
В Германии это устройство пытки бдением называлось «Охрана колыбели». Инквизиторы были ярыми женоненавистниками. После этого раздается громкий крик: «Сделаем им собачьи бороды. » — при этом на длинные палки надевают горящие ветки утесника, которые подносят к бородам осужденных, пока их лица не почернеют.
Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы". Для получения признаний не гнушались использовать свидетелями даже детей.
Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты. Он был таинственным и загадочным. Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Подобные преследования, пусть и меньшего масштаба, развернулись также в скандинавских странах, на юге и востоке Центральной Европы: на территории нынешних Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Сербии. Обязанность святых отцов, по мнению Бурхарда, убеждать свою паству в неразумии подобных фантазий и не верить лгуньям-колдуньям.
Начало гонениям положил папа Иоанн XXII (1316-1334). Только за один год он убил 16 ведьм. ЕЕ ждал костер и отлучений от Церкви. До судебного разбирательства защитники не допускались.
В «Молоте» одобрялись самые нелепые предрассудки относительно волшебства и колдуний. Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Но проблема с Писанием состоит в том, что многие тексты здесь (в том числе — понятые буквально) можно использовать для оправдания жестокостей ради защиты веры. Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии.
Были, однако, страны, которых почти не коснулась чума истребления ведовства. Вам также немного соврали в том, что касается чистоплотности Гитлера. Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Окружающие наполняют воздух радостными восклицаниями.
Особое место среди них занимала Россия. В 1234 году в Тулузе прозвучало официальное заявление о канонизации святого Доминика.
Труд сочинили два монаха демонолога. Отныне в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще появлялось обвинение в «еретическом колдовстве». Так же редко они отмечены углублением кожи. замучили до смерти по распоряжению зороастрийских священников) они считали, что материальный мир был создан сатаной и потому он зол по самой своей природе. Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. И с этих пор искоренением ведовства занимались параллельно и инквизиция и светские суды.
Отвратителен он в первую очередь своей одержимостью. Кроме того, ведьм узнавали и в воде. Эта организация окутана мифами и легендами. Называлась она «О демоническом наваждении».
Даже в разгар охоты на ведьм при дворах многих европейских государей жили знаменитые маги и чернокнижники, занимавшиеся своим таинственным ремеслом по велению сиятельных особ. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. Даже такая нелепость не остановила судей и те не замедлили вынести «ведьме» смертный приговор.
Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. На допросе также должен был присутствовать епископ. Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Церковь опубликовала список запрещённых книг.
Это подкупало многих и число приверженцев этих сект постоянно росло, прежде всего в Южной Франции и Северной Италии. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими. И тогда папа прибег к последнему средству – силе. Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). В 1518 году в Валькамонике сожгли 70 ведьм.
При дальнейшем развитии заболевания кожа начинает постепенно уплотняться, образуются язвы, узлы, которые действительно своей формой могут напоминать сосок. Но и в этом случае пытки продолжались, так как не все ведьмы наделены этой способностью в равной мере. Еще и поныне об этом напоминает название внезапной боли в пояснице: «ведьмин прострел».
Стоило ведьмам втереть животным волшебную мазь и тех мог разбить паралич. Охрана колыбели или пытка бдением. Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм» и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми. После того как Сатане представляли новых членов секты, начиналось пиршество. На рубеже XII – XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию. И это допускает Бог.
Тем не менее реакционерам не удалось остановить победное шествие этой книги. В начале инквизиция была достаточно мягкой (использование пыток в процессе расследования еще не было официально санкционировано, это произошло в 1215 году на IV Латеранском соборе), но появились две вещи, которые способствовали сохранению этого института. С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее.
сорванную зеленую веточку сливы. Как правило, мы представляем отвратительную старуху с пронзительным взглядом (способную, правда, при необходимости превращаться в юную красавицу), привечающую только чёрных кошек и летучих мышей, нелюдимую и мрачную» Нечистая сила помогает ей творить разнообразные злодеяния: обрекать людей и домашних животных на болезни и, смерть, вызывать непогоду и мор, составлять колдовские отвары и путешествовать верхом на метле на сатанинские шабаши. И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой. Палачи инквизиции пытали, медленно расчленяя тело, совершая вывихи конечностей. Первый значительный труд такого рода, «Муравейник («Formicarius), созданный в 1437 г. доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 г. завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах.
Целью всех этих гонений было одно – полное уничтожение ведовской секты. Влияние этой книги было огромно. Первый значительный труд такого рода, Муравейник (Formicarius), созданный в 1437 г. доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 г. завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах. Если она выплывала, объявляли ведьмой, если тонула, признавали невиновной.
В 1645 году он ощутил в себе дар безошибочно узнавать ведьм. В Кёльне в 1627 – 1639 годах было казнено около тысячи человек. Прежде всего надо отменить ужасные пытки и тогда ведьмы исчезнут сами собой. Нравственное зло имеет своим источником дьявола и его помощников: они насаждают язычество и заставляют язычников смотреть на них как на божество. Иногда это срабатывало.
Он не нуждался в ежедневном замазывании кремами, «запшикивании» духами и отмывании водой нечистот своего тела, порожденных процессом разложения съеденного накануне мяса. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. Ведьма, которая имела маленькую дочку, внезапно встала в Святой вечер из-за стола и рассиялась светом, семья была шокирована, а через несколько часов поздно после Сейничнои над деревней пронесся страшный снежный вихрь и в том доме появилась женщина – ведьма, которая принесла своей дочери. С особенным интересом изучали судьи Дьявола в мужском обличье.
Их кожа покрыта какими-то пятнами. Ему, лейб-медику вольнодумного князя, достало мужества опубликовать в 1563 г. книгу, выход которой был подобен взрыву бомбы. Отныне незыблемой становилась формула: «еретик колдун», «колдун еретик». Но, несмотря на все усилия, благочестивые убийства продолжались еще долго. Современные ученые характеризуют интеллектуальный уровень книги так: «Ее жалкий стиль, своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место, представляет собой блуждание мысли, не способной к концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей». «Верно, погибло уже полгорода, – писал в письме потрясенный очевидец.
В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», — то ты разыщи исследуй и хорошо расспроси и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем и скот его порази острием меча всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его (Втор 13:12–16).
Тысячи невинных людей были запытаны до смерти и сожжены на кострах. Что мы знаем о святой инквизиции. Но есть ли колдовство ересь. Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам.
До судебного разбирательства защитники не допускались. Он был таинственным и загадочным. Инквизиция не возникла на пустом месте.
Заканчивались эти дикие танцы в предрассветный час дикими похотливыми играми, в которых без разбору совокуплялись друг с другом демоны, женщины и мужчины. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев).
С каким презрением описаны в нем эти «несовершенные твари», глупые, похотливые, вероломные, тщеславные, любопытные, болтливые, лживые, нестойкие в вере – ну чем не добыча для Дьявола. В «Молоте» прямо указано, что «все колдовство исходит от плотских похотей ненасытных женщин». И наконец, он оставлял на ее теле «дьявольскую отметину» – маленькое темное пятно, которое было абсолютно бесчувственным.
Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными". Молот ведьм – так называлась средневековая инструкция по распознаванию колдуний. Не лепили ли градины из воды и каменьев. 5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII (1484-1492) выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» («Summis desiderantes affectibus» – «Всеми помыслами души»). Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая отыскивала в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться».
После Тридцатилетней войны (1618 – 1648), отмеченной жестокостями и политическими потрясениями, в мировоззрении правящих кругов стран Западной Европы наметились глубокие перемены. По мнению монахов, оно происходит от слов «два» и «смерть». Эта книга, написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемым вынесли приговор и сожгли их заживо.
Когда правитель графства Вадуц (ныне Лихтенштейн) в 1677 – 1680 гг. Да, он действительно месяцами не полоскал рот, не чистил зубы, не мылся и не менял одежд. Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. 9 Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). 10. Это лепра или проказа, – и сегодня один из самых страшных недугов, а в Средневековье – настоящий бич Божий.
Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Что же все-таки представляет собой инквизиция. Не было никакого одноклассника-еврея, отобравшего у Гитлера булочку в 3 классе. Колесование. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с Дьяволом.
В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Каждый человек обладает энергетическим биополем, но у всех оно имеет разные размеры. Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в. ) было сожжено заживо более 10 тыс. У священнослужителей, во время молитвы снималась энцефалограмма мозга.
В любом несчастье немедленно обвиняли тех, кого подозревали в колдовстве и часто устраивали самосуд: били и царапали «подозреваемую» до крови (полагая, что это отводит заклятие), требовали взять наведенную порчу обратно. Наиболее разумные князья уже давно поняли, что так дальше продолжаться не может. Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм». Конечно, мы, если захотим, вправе увидеть в этих словах метафору.
В Савойе по обвинению в колдовстве были сожжены свыше 800 человек. Обвиняя ведьм и колдунов в «нанесении порчи колдовством по наущению Дьявола» им приписывали самые мерзкие преступления. Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. В лучшем случае их уделом становились дети, церковь и кухня. Папа издал чрезвычайно жестокие указы.
Затем начал гастролировать в других графствах. При этой пытке нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах.
На игрища ведьмы и колдуны собирались со своими адскими полюбовниками в полночь: в горах, на лесных лужайках, в садах или вокруг виселицы. Из тех, кого преследовали за колдовство, от 80 до 90 процентов были женщины. После этого согласно поверью женщина становилась ведьмой, которая могла навлечь на людей болезни, отобрать от коровы и роженницы (женщины) молоко, созвать к себе гадов, управлять дождем, а также перевоплощаться в разных животных и людей, но только с полуночи до третьих петухов. Но подобные обвинения были делом редким. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720 – 1730-х годов в Сербии.
Им стали «колдуны» и «ведьмы». В 1714 году Фридрих Вильгельм I издал эдикт, по которому все приговоры по ведовским делам должны были поступать на его личное утверждение. Когда же крупнейшие еретические секты были разгромлены, в бюджете Ватикана появились зияющие дыры, которые надо было срочно «латать». Книга насчитывает три взаимосвязанные части. Дыба. Жертвой навета мог пасть любой: и ремесленник и купец и аристократ.
На том месте нужно разжечь костер, а вокруг себя сделать освященным мелом круг. Тогда ведьмы будут злостно кричать, угрожать, но не их не следует бояться, просто ни при каких обстоятельствах не выходите из круга, пока не споют третьи петухи. Напротив. Вас могут подвесить к потолку на strappado (когда руки, связанные за спиной, тянет вверх веревка на вороте, а к ногам привязывают груз), вывихнув плечевые суставы.
Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм». В ней он безоговорочно повторил все, в чем уверил его фанатичный Инститорис: ведьмы нынче расплодились по всей Германии Церкви и христианской вере грозит смертельная беда. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с Дьяволом. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры. Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным.
Но ведь колдун, веря в дьявола, не совершает ошибки в мышлении ибо дьявол действительно существует и упорство колдуна не может быть еретическим, так как он упорствует не в ошибке, а в том, что фактически подтверждено церковью и всеми ее авторитетами. Но по-прежнему вопросов больше, чем ответов. Третья часть включает «регламент» вынесения ведьмам обвинения, осуждения её судом и вынесения приговора.
Инквизиторы обязательно должны были вырвать у обвиняемого признание вины — по закону ведьму или колдуна нельзя было осудить без признания. Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов. Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Авторы «Молота ведьм» говорили: «Эти существа превосходят мужчин в суеверии, мстительности, лживости и похотливости, вот таким образом к ним нужно применять особую жестокость». В своем двухтомном сочинении «Очарованный мир» знаменитый амстердамский проповедник доктор Балтазар Беккер (1634 – 1698) сурово осудил протестантских собратьев по вере, равно как и всех верящих в ведьм. Нельзя было учиться читать и писать без разрешения светских оборотней.
В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал.
Предводителем этого заговора – и немало обвиненных под пытками уже сознались в этом – был сам Дьявол, наделявший своих адептов для борьбы с Богом и Церковью особой волшебной силой и подбивавший их на дела неописуемо мерзкие. Более того, в те далекие времена ведьмой могли посчитать только за лечение травами.
Старания авторов оправдали себя: на протяжении двух веков «Молот ведьм» издавался 29 раз, став своеобразной библией охотников за ведьмами. По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие»14. Одним из наиболее известных был голландский врач доктор Иоганнес Вир (1515 – 1588). Так, верно, что демоны способны принимать обличье женщин и в виде так называемых суккубов вступать в связь с колдунами или же являться в образе мужском, в виде инкубов и соединяться с колдуньями.
Тормозить ее работу было не только невозможно, но и опасно. против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом4. В числе особо неблагонадежных оказались женщины, наделенные красотой.
Влияние этой книги было огромно. Как писал Вольтер в 1764 году, «в этом есть нечто божественное, так как невозможно понять, каким образом люди терпеливо носили это ярмо». Судьи старательно отмечали все магические средства, которыми пользовались колдуны: заговоры и заклинания, нарисованные или нацарапанные знаки, кукол изображающих людей, на которых напускалась порча, самые разнообразные яды, настойки и мази, волшебные палочки и волшебные иглы, ядовитых червей и насекомых, отравленный дух и пресловутый «дурной глаз». Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
За три месяца епископом Женевы были отправлены на костер 500 мнимых ведьм. По их настоянию его изгнали из проповедников и не допускали к причастию. Большинство под горькими пытками в ужасающих застенках инквизиции были сломлены и отрекались от своих взглядов, многие сходили с ума или кончали самоубийством. Осуждённых за ересь ожидали огромные публичные сжигания. Как же могло случиться, что она оказалась в таком бедственном положении.
Во второй группе многие ведьмы даже не подозревают о своих сверхъестественных способностях. Так общество в XII в. шло навстречу большой катастрофе. Новой идеей, овладевшей умами людей, стала идея о человеке как существе разумном, руководствующемся в своей личной и общественной жизни не некими предрассудками, а собственными разумными представлениями. В том же «Молоте ведьм» была рекомендация сажать ведьм в котел и варить на медленном огне. Дело ограничилось проведением отдельных процессов и непродолжительными вспышками этого безумия в начале и середине XVII в. Гораздо сильнее пострадала Шотландия, где одержимый ведовством король Яков VI (впоследствии английский король Яков I) опубликовал собственный трактат о ведьмах. Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы".
На такую трансформацию ушли столетия. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Вот таким образом прежде всего обращались к испытанию иглой. Авторами их были прежде всего лица духовного звания, как католики, так и протестанты. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Считалось, что он обладал очень большим и холодным как лед детородным органом. Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354-430 годы), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними.
Ответ на этот вопрос, найденный папой и его советниками, был роковым: не Церковь повинна в этом и не слуги ее, нет, во всем, что произошло здесь, на мятежном французском Юге, замешан сам Дьявол. чел. Под жестокими пытками женщины были вынуждены придумывать, как все это происходило.
Тех ведьм, которых удавалось разоблачить, сжигали на кострах. Наиболее значимый теоретический труд по выявлению и уничтожению колдуний общеизвестен — это «Молот ведьм» изданный соратником папы Иннокентия VIII — инквизитором Генрихом Крамером. Ведьмы назывались так потому, что они «ВЕДАЛИ» тайны природы и гармоничного существования человека с нею.
Зло в христианском мире было чинимо сатаной – противником и самым страшным врагом Бога искушавшим и вводившим во грех людей. Но в целом вырисовывался сходный образ «проклятого ведьминого отродья и его преступных деяний». Начинаются массовые казни и открытие целых гнезд колдунов. Ведь слово ведьма ничего плохого в себе не несет. Несмотря на это, Дьявол считался бесплодным.
Однако вскоре этому суждено было измениться. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Перед началом пыток, палач отводил жертву в сторону и объяснял ей, что с ней будут делать, чтобы добиться признания.
Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм».