В результате получилась вывеска-картина, которой суждено было пережить и саму лавку и Жерсена и Ватто, навсегда войдя в мировой фонд изобразительного искусства. Последним произведением Ватто была вывеска для антикварной лавки Жерсена (ок.
В 1709 г. он попытался завоевать Римскую премию — она давала право на поездку в Италию. Улыбка в портретах Латура интеллектуальна. Неестественные краски Буше характерны для того времени, когда искали изысканных, редких оттенков, носивших часто странные названия: «голубиная шейка», «резвая пастушка», «цвет потерянного времени», «веселая вдова» и даже «цвет бедра взволнованной нимфы». По склону холма к золоченой ладье движутся светские дамы и кавалеры, представляющие себя паломниками острова Киферы — острова любви (по греческому преданию, на нем родилась богиня любви Афродита). Габриэль Франсуа Дуайен (1726—1806), Луи Лагрене Старший (1725—1808) и другие компонуют большие тяжеловесные и помпезные картины на «величественные» сюжеты.
В старом парке у серых массивных пилонов прачки развешивают белье. Они имели декоративное назначение, украшали интерьеры новых классицистических особняков. Ему явно претила догматика исторической живописи академизма. Из Версаля художественный центр постепенно перемещался в Париж. Придворное искусство с его апофеозом абсолютизма испытывало кризис. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст.
В последние годы возникли самые значительные произведения этого цикла. Особенно выразительна одинокая фигура старика, полного предвкушений. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь.
130 x 192 см. в бытовом жанре Шардена становятся сложнее сюжетные замыслы, заметнее нравственные ноты. Он покинул дом Жерсена. Гибкие и свободные графические приемы соответствовали чувственной тонкости восприятия.
Дворец Шарлоттенбург. Так, две сестры новобрачной сопоставлены как бы с той целью, чтобы сравнить преданность и нежность одной и предосудительную завистливость другой. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. В графике Ватто мы и встречаем эти разнообразные фигуры: дворяне и нищие, солдаты и знатные дамы, торговки и крестьяне — огромное собрание типов, составившее впоследствии четыре тома гравированных «фигур различных характеров». Она надула губки и уже подбирает пышную юбку.
Ученый аббат склонился над фолиантом. В действительности искусство молодого мастера складывалось в 1760-х гг.
13.
Ранние пейзажи Фрагонара — один из первых успехов молодого живописца. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом.
В «Молитве перед обедом» три персонажа — мать и две маленькие девочки — связаны несложной будничной ситуацией зритель легко угадывает многие оттенки в спокойной благожелательности матери, непосредственных Эмоциях детей. К концу 1730-х гг. Но Фальконе смелее Пигаля отнесся к «искусству приятного», его кругозор был шире и наследие монументального искусства прошлого подготовило его к будущим работам. Это «кухонные натюрморты» в духе Кальфа, еще темные по краскам, среди которых преобладают зеленые, оливковые и бурые. Вокруг него развертывается борьба.
Картина совсем маленькая и не заметить это прелестное создание (то есть собачку), снова оказавшееся на переднем плане, просто невозможно. Фальконе ценил творчество Пюже, говоря, что в жилах его статуй «течет живая кровь» глубокое изучение античности вылилось позднее в трактат «Наблюдения над статуей Марка Аврелия». В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Даже у Латура она была слишком миловидна.
Как Пиранези, он соединял разные руины и памятники в одной картине. Картина Греза — не только изображение одного из моментов домашней жизни. Мне не хотелось принимать это предложение, я предпочитал занять его чем-нибудь более основательным, но, заметив, что работа доставит ему удовольствие, я согласился. В 1776 году «заботами господина дАнживийе» была упразднена Академия св. Академики Карл Ванлоо и другие увлекались «галантным жанром».
Ее появление произвело большой эффект. Одним из лучших примеров этого является портрет дочери рисовальщика Юкье (пастель, Лувр). В «Суде Париса» собака по сюжету не предполагается, а место ее в композиции весьма неожиданно: она втиснулась в картину прямо у ног победительницы, прекрасной Афродиты и сделавшего свой выбор Париса.
С одной стороны, в 1720—1730-е гг. В финальной сцене спектакля при свете факела и фонаря выступают из сумрака фигуры Мецетена, насмешливого Жиля, динамичного Арлекина, нежных и кокетливых актрис. Острота восприятия нюансов чувств напоминает адресованные драматургу Мариво слова Вольтера о «тропинках человеческого сердца», в отличие от его «большого пути».
Это так называемая сюита Лармессена исполненная в смешанной технике резца и офорта. Среди портретных работ Фрагонара выделяются изображение Дидро (Париж, частное собрание), графические произведения этого жанра — «Мадам Фрагонар» (китайская тушь Безансон), «Маргарита Жерар» (бистр, там же). Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. А. С. Пушкина).
Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Полотно изображает просторную лавку, увешенную с потолка картинами в тяжёлых рамах. Воображению Гудона, которое не было сильной стороной его дарования, помог случай — живой обмен репликами, ожививший воспоминания, вновь воспламенивший ум Вольтера.
7. Одно из наиболее значительных произведений Гудона — может быть, вершина его творческого расцвета предреволюционных лет — статуя Вольтера (Ленинград, Эрмитаж другой вариант — фойе Театра Французской комедии в Париже). В начале работы художника над картиной зарисовки с натуры играли важную роль.
Современники говорили, что Наттье уподобляет свой жанр историческому, под этим тогда понимали стремление художника к «апофеозу» идеализации, украшению натуры. Грез основал целое направление во французской живописи второй половины 18 века (Леписье, Обри и многие другие). «По возвращению в Париж в 1721 году, когда я ещё только начинал своё дело, – повествует Жерсен, – Ватто пришёл ко мне и спросил, соглашусь ли я поселить его у себя и позволить ему, как он выразился, «размять руки» и написать вывеску, чтобы я мог повесить её над входом в арку. Таковы терракота «Нимфа» (Москва, Музей изобразительных искусств им. Удивительное разнообразие оттенков сочетается с тончайшими лессировками.
В портретном бюсте молодой девушки из собрания Эрмитажа (Ленинград) изящная асимметрия композиции, мягкость линий, кокетливая грациозность движения — все эти черты дарования Лемуана определяют его роль наиболее типичного портретиста рококо, наделенного лирическим даром и тонкостью восприятия, но не стремящегося раскрыть сложность характера. Одна из лучших его работ — офорт «Вид Луврского салона 1753 года». Поручение Академии (1766) исполнить большой плафон для луврской Галлереи Аполлона сулило звание академика. ДАнживийе действует решительнее.
Франция.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Среди них — «Итальянские комедианты» (Берлин), написанная, по-видимому, после 1716 г., когда вернулись в Париж итальянские актеры изгнанные из Франции в конце 17 столетия за сатирические выпады против кругов, правящих страной. Мечтательное искусство Ватто наделено особенным поэтическим обаянием, волшебно преображающим «галантные празднества», которые у его современников выглядели манерными и надуманными. Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью. Их заказывали и русские вельможи, например Юсупов для усадьбы в Архангельском. Поиски эмоциональности влекут Ватто к наследию Рубенса. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования.
– Собр. Но в творчестве Фрагонара много жанровых сценок, подобных «Прачкам» (Амьен). Но ни на античность, ни на барокко первые самостоятельные работы Гудона не были похожи. Это проявилось в мифологических композициях — например, «Юпитер и Антиопа». В начале 18 в. была более развита техника серебряных (Тома Жермен и другие мастера), а также бронзовых изделий — часов, жирандолей и бра, ваз и торшеров. 11.
Художник предан ей, ведь только ему она поведала свои тайны. Но уже здесь интимные ноты рококо сочетаются с удивительной естественностью форм женского тела. пейзаж Фрагонара становится проще и задушевнее. Он ценил не только многообразие жизни, но и характерность типов, в этом он верен традициям французской гравюры «мод и нравов».
Его ведущая роль в искусстве оказалась необходимой тогда, когда, по выражению Г. В. Плеханова, «противники старого порядка чувствовали потребность в героизме» (Г. В. Плеханов, Избранные философские произведения, т. V, М., 1958. ). В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. А. С. Пушкина)13.
Это «Деревенская невеста» (Лувр). В конце 1768 г. скульптор возвратился в Париж. Идеализирующие тенденции усиливаются в портретном искусстве (Элизабет Виже-Лебрен). Пройдет время и его работы будут надолго забыты.
В то же время именно подготовительные рисунки Ватто дают возможность понять, насколько каждый жест, поворот головы, складка одежды персонажей его картин становились плодом аналитического поиска наиболее выразительной композиции. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Чуть заметно шуршит её праздничное платье. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. В Салоне 1755 г. был выставлен мраморный «Милон». Художественная атмосфера в Италии в эти годы была уже новой.
Приглянувшаяся ему собачка из рубенсовской «Коронации» обрела новое пристанище у порога «Лавки Жерсена», став частью неповторимой иконографии французского мастера. В сущности, он клеймил дворянскую культуру с ее извращенностью и враждебностью природе. Что касается «Жиля», то его цветовая гамма рядом с золотистой гаммой «Паломничества на остров Киферу» кажется более холодной, голубоватой, как и вообще колорит поздних произведений Ватто по отношению к предшествующему «золотистому» периоду.
Но при сравнении эскиза с картиной, выставленной в Салоне 1763 г., заметна перемена. Творчество Ватто оказало сильное влияние на живописцев начала 18 века. 1710. И в самом деле — в гробницах Данкура (1771 собор Парижской Богоматери) и Морица Саксонского (1753—1776) есть не только риторика аллегории, но и предельная натуральность многих мотивов. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки.
Художник избегал неясных, темных сторон человеческой натуры, тех качеств, которые не озарены светом разума. Программная работа Греза была выставлена в Салоне 1761 года. Эти черты проявились и во многих автопортретах Латура. Крупнейшим мастером реалистической портретной скульптуры второй половины 18 в. был Жан Антуан Гудон (1741—1828). Композиция «Север и Каракалла» (Салон 1769 г. Лувр) — это история добродетельного отца и порочного сына, возведенная в ранг исторической картины.
Тонкая выразительность поз, жестов сочетается с лиризмом пейзажа. В книге «Искусство XVIII века»комм. В отличие от большинства картин серии «Коронация» фиксирует реальное событие, а ее действие разворачивается в реальном интерьере – церкви Сен-Дени в Париже. Но его композиция на библейский сюжет не имела успеха. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Луки, после преследований закрыли салоны Колизе и Корреспонданс все это делалось под фальшивым предлогом необходимости «очистить нравы». Живость натуры раскрывается и в живописных «мазках» свободной прически, перехваченной лентой и в игре световых бликов на лице, одежде.
Работа с натуры была основой его творчества. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. после успеха в луврском Салоне 1753 года. Мелодия, которую исполняет лютнист, явно посвящена его партнерше играющей на гитаре.
Старшим из них был Жозеф Верне (1714—1789). Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Он чтил иерархию жанров и, тяготея к интимности портретной характеристики, пользовался и традиционными формами парадной композиции Риго («Мария Лещинская» Лувр). В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
На фоне работ других мастеров 18 в. «Диана» кажется очень рассудочным произведением и в то же время странный для Дианы облик холеной светской дамы, элегантное изящество позы проникнуты духом аристократической культуры столетия. Зимой 1764 г. он Закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» эта большая картина была выставлена в луврском Салоне 1765 года. И почти все дома в нём выстроены заново. Ко времени написания «Лавки» правление Людовика XIV уже закончилось и на престол взошёл его сын.
В большинстве случаев персонажи Перронно смотрят на зрителя, поверяя ему свои душевные тайны. Довольно скоро он обратился к скромным сюжетам. Позже Пигаля назовут «беспощадным».
складывается зарождавшееся уже ранее искусство рококо. Таков «Мецетен» (ок. Сын столяра, Фальконе восемнадцати лет поступил учеником к Лемуану.
(Когда её купили, то разрезали пополам. Их большие размеры соответствовали грандиозности микел-анджеловского интерьера. Никто из многочисленных портретистов маркизы Помпадур не передал с такой достоверностью ее истинный облик (Нью-Йорк, частное собрание).
Это определило многое в первой значительной работе Фальконе — «Милон Кротонский, терзаемый львом» (гипсовая модель, 1745)—драматичность сюжета, динамику композиции, экспрессию пластики тела. Волнение и оживленность толпы, сосредоточенная задумчивость знатоков, экспрессивные жесты любителей споров – все это остро подмечает гравер. Когда Дижонская Академия выдвинула тему «Способствовало ли улучшению нравов возрождение наук и искусств. », Руссо ответил отрицательно, заклеймив искусство как цветочную гирлянду на железных цепях рабства.
После причисления к Академии за статую «Юпитер» он почти перестал работать в «историческом жанре» и так и не получил звания академика. Годом ранее датирована гипсовая модель «Дианы» (Гота). В Италии он был долго — с 1762 до 1771 года, еще там приобрел известность и вернулся в Париж мастером, популярным среди коллекционеров.
Тонкая эмоциональность творчества Ватто была завоеванием, проложившим путь искусству столетия к познанию того, что Делакруа позднее назвал «областью неопределенных и меланхолических чувствований». 1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось.
Он представляет собой большую архитектурно-скульптурную композицию, похожую на фасад дома. Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Известны его рисунки парижских торговок, нищих, крестьян, ремесленников. Центральная тема Шардена — натюрморт.
Среди набросков к этой картине известна акварель под названием «Бабушка» (Париж, частное собрание). Он писал обычно виды Парижа и его окрестностей — Медона, Сен Клу, Багателя, Лувесьена. В начале 18 столетия в искусстве Франции происходили большие перемены. В 1770-е гг. Умение уловить оттенки душевных движений, сохраняя в то же время определенность характеристики, —одно из главных свойств реализма Латура.
Двадцати лет он уехал в Италию и прожил там семнадцать лет. Колорит зачаровывает сиянием жемчужных тонов, переливающихся во множестве золотистых, черных, коричневых, сиренево-серых и белых оттенков. Холст, масло. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви.
Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Самая популярная из его работ, «Меркурий», сделанный в терракоте в Риме, где Пигаль учился в 1736—1739 гг., еще весьма традиционна (в 1744 г. он получил за мраморный вариант звание академика). Жанровый характер этой композиции сближает ее с аналогичными картинами Шардена. Художник чувствовал это. Таков «Праздник любви» (Дрезден)— изображение дам и кавалеров в парке у статуи Афродиты с амуром. Замечателен портретный бюст композитора Глюка (1775 Веймар), великого революционера в музыке, творчество которого насыщено героическим пафосом и драматизмом, характерным для кануна революции.
Но самое замечательное произведение Ватто, связанное с театром, —«Жиль» (Лувр). Он начал с гравирования его картин. Это «Флора» (1750), «Грозящий амур» и «Купальщица» (1757). В совсем ином контексте появляется знакомая нам собачка в композиции Ватто «Прелести жизни» из коллекции Уоллес в Лондоне.
Недаром Робер увлекался «англо-китайскими» садами имитировавшими естественную природу, что было в духе времени сентиментализма. Мишель Клод, прозванный Клодионом (1738—1814), близок к Пажу. Они делались для будущих картин, которые сам художник не называл так, как мы их теперь именуем, а например: «Маленькая картина, представляющая сад с восемью фигурами». Интенсивность внутренней жизни характерна для портрета маркизы де Сабран (терракота, ок.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Речь, конечно, не о любви к женщине (и тем более к собакам) – мы имеем в виду роман художественного свойства, знак глубокого восхищения Ватто другим великим художником, который был его учителем, хотя и жил на столетие раньше, а именно Петером Паулем Рубенсом. В то время дворец использовался лишь как хранилище картин, шпалер, мебели и прочих сокровищ, не почитавшихся достойными Версаля и стал для Ватто фактически музеем. Заметно, что он избегал барочных Эффектов.
В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Вместе с Ланкре, Патером и Эйзеном Буше гравировал рисунки к сказкам Лафонтена.
С 1757 г. Фальконе стал художественным руководителем Севрской фарфоровой мануфактуры. Их много не только в раннем творчестве художника. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». В одном из них он и заметил уютно свернувшуюся в клубок собачку.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Это солдатские привалы, отдых беженцев, движение отряда. Шарден был уже в преклонном возрасте в эти годы возник еще один портретный цикл. Эти черты отличают и аллегорические фигуры, украшающие фонтан на улице Гренель.
Картина, как известно, две недели служила вывеской в лавке ближайшего приятеля Ватто – парижского антиквара Э. Ф. Весной Ватто стало хуже.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Жан Батист Пигаль (1714—1785) был всего на десять лет моложе своего учителя Ж. -Б. В мастерской Каза ему долго пришлось копировать картины учителя. К 1740 г., когда были выставлены «Трудолюбивая мать» и «Молитва перед обедом», относится ранняя педагогическая работа Руссо излагающая еще отнюдь не в полемически заостренной форме проекты воспитания «добрых нравов». Современники не просто ценили картины Ватто.
Дидро, Салон 1765 года. Гудон начал работать над этим портретом в 1778 г., незадолго до смерти «фернейского патриарха», вернувшегося с триумфом в Париж. Трескучая риторика эпигонов академизма, соответствующая духу времени «короля-солнца», мало-помалу отступала перед новыми веяниями. Антуан-Жан вызывал у них восторг. Оно развивалось в 1770-е гг., когда складывалось уже искусство революционного классицизма.
К этому времени меняется художественная политика абсолютизма. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Среди лучших интерьеров этого периода — интерьеры Версальского дворца Ж. -А. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре.
Художники рококо Жан Марк Наттье (1685—1766), Друэ и другие в своих картинах украшали придворных дам атрибутами античных богинь. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Описывая Салон 1747 г., критик Сент-Иен высмеивал эти «забавные апофеозы» престарелых дам. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Убедительность поз, жизненность обстановки напоминают о работе Греза с натуры.
Почти все жанровые картины этих лет изображают сцены воспитания: «Гувернантка» (Вена), две парные композиции, выставленные в Салоне 1740 года, — «Трудолюбивая мать» и «Молитва перед обедом» (обе в Лувре). Латуром были исполнены самые известные его произведения. смену семейной добродетели добродетелью гражданской. Речь идет о тринадцатой композиции знаменитого цикла – «Коронации Марии Медичи», посвященной событию большого политического значения в жизни героини. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей).
Вот таким образом Верне стал известен во Франции в 1750-е гг. Иногда Верне склонен к лирическим мотивам иногда к драматическим нотам, в поздние годы он особенно часто пользовался романтическими эффектами бури и лунного света.
Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. В творчестве Никола Бернара Леписье (1735—1784) выступает другая сторона позднего сентиментального жанра — идилличность. В конце 1770-х гг. Внимание гостей и хозяев поглощено произведениями искусства, вот таким образом в «Вывеске Жерсена» господствует свойственная творчеству Ватто особенная атмосфера изысканной эмоциональности. В 1717 г. Ватто представил в Академию большую картину «Паломничество на остров Киферу» (Лувр), за которую он получил звание академика.
Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. 15. Стремление утвердить независимость художника сочеталось в нем с живым интересом к передовой общественной мысли—«Салоны» Дидро хранят многие свидетельства идейной близости живописца и его критика, а письма самого Латура содержат интересные рассуждения об изменчивости натуры, о построении перспективы в портрете, об индивидуализации характеров и соответственно — живописных приемов.
Это было последнее временное улучшение. Как известно, гедонизм 18 в. был противоречивым явлением. Придавая большое воспитательное значение искусству, просветители рассматривали его как средство воспитания нравов в соответствии с их теорией «естественного человека». В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Здесь Латур как бы ведет зрителя от канонической маски любезного и иронического светского собеседника к истинным чертам натуры.
Еще в годы юности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта, а в 1728 г. на «выставке молодежи», устраивавшейся время от времени на одной из главных парижских площадей (площадь Дофина), он показал две композиции — «Буфет» и «Скат» (Лувр). Осенью 1761 г. Фрагонар вернулся в Париж. Это иной, новый метод иллюстрирования. В «Паломничестве на остров Киферу» замечателен изысканный колоризм Ватто легкие вибрирующие движения кисти создают ощущение подвижности форм их трепетной взволнованности все пронизано мягким рассеянным светом, струящимся сквозь светлые кроны деревьев в нежной воздушной дымке растворяются очертания гористых далей. Таков, например, портрет герцогини де Шолин в виде Гебы (1744 Лувр). Они имели успех и ввели Шардена в число академиков.
Английский драматург Гольдсмит писал по поводу похожих явлений в театральном искусстве: «В этих пьесах почти все персонажи хороши и чрезвычайно благородны: щедрой рукой раздают они на сцене свои жестяные деньги». К середине века, когда, по выражению Вольтера, нация принялась наконец рассуждать о хлебе, сплотился лагерь буржуазных просветителей, в 1751 г. выдвинувших против аристократов и церкви свою «боевую башню»—Энциклопедию.
Третья пара стоит. Наконец, позднее возникает цветная гравюра на базе лависа и акватинты (Жан Франсуа Жанине, Луи Филибер Дебюкур). К 1770-м гг.
9. Здесь царят здоровые нравственные устои. Гудон вдохновлялся античностью. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. А из всех произведений Рубенса внимание Ватто больше всего привлекала знаменитая серия картин «Жизнь Марии Медичи», написанная фламандским мастером в 1620 – 1622 годах для Люксембургского дворца, где Ватто в начале своей парижской жизни подвизался в качестве помощника при художнике-декораторе К. Одране III (в настоящее время серия «Жизнь Марии Медичи» хранится в Лувре).
Возможности формирования этого нового стиля заметны еще в середине века. Душевная мягкость натуры переплетается здесь с очарованием актерского вдохновения. Античные сюжеты опасны — они звучат слишком тираноборчески.
Тяжелые морщинистые веки прячут проницательный взгляд, улыбка насмешлива. Многие рисунки Греза наделены чертами реализма в основе их лежит наблюдение жизни. Поэты XIX века откроют картины Ватто.
306. ). При явном различии есть несомненная общность между этой войной Руссо против ложной цивилизации и разоблачением искусства рококо, которое можно встретить в каждом, «Салоне» Дидро. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. При посредничестве Сируакомм. В, первые десять лет — ранний период творчества — он жил и работал среди живописцев и граверов исполнявших ходкие среди широкого круга покупателей бытовые сценки и гравюры «мод и нравов».
Она представлена в роли из оперы Рамо «Зороастр», вот таким образом ее украшает легкий голубой тюрбан с золотой лентой и алыми и белыми цветами. Эдм Бушардон (1698—1762), ученик Кусту, тоже работал в Версале.
Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. 94-95. ). Маркс иФ.
В 20—30-е гг. В творчестве Фрагонара известны несколько циклов иллюстраций — к «Сказкам» Лафонтена, «Неистовому Роланду» Ариосто, «Дон-Кихоту» Сервантеса.
Первый раз я запомнила эту маленькую собачку с длинной мордочкой и человечьими глазами в картине Антуана Ватто «Лавка Жерсена». Две «посторонние» собаки на переднем плане – прелестная ироническая нотка, которая разбавляет бравурный пафос пышной церемонии. Своеобразны и сюжеты, которые он избирает. Но творческому методу художника свойственно тяготение к внешнему, стереотипному. Идейная борьба развертывалась и в области эстетики. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели.
Почти ровесником Пигаля был Этьен Морис Фальконе (1716—1791). Это художник нового поколения, вдохновляющегося идеями классицизма. Расцвет стиля рококо относится к 1730—1740-м гг. Особенность живописной манеры Буше, академического мастера, состояла также в том, что он тяготел к «большому стилю» и пользовался методами идеализации, подобно эпигонам Лебрена.
В 1777 г. Гудон получил звание академика. Так называемая «битва пуссенистов и рубенсистов» увенчалась триумфом Роже де Пиля, который напоминал художникам о необходимости подражания природе и высоко ценил в живописи эмоциональность цвета.
Та же собачка замечена в другой картине Ватто – «Суд Париса», где она представлена в зеркальном повороте, но ее облик и характерная, очень уютная поза те же, что и в «Лавке Жерсена» – вполне узнаваемы. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. 2.
Слепота Дидро в подобных случаях поразительна. В 1750-е гг. Может быть, художник преувеличивал — не все его работы столь глубоки и все же эти слова проницательнейшего портретиста, «исповедующего» свою модель, могли бы служить эпиграфом к его творчеству.
Это Леба, Вилль, Леписье, Кар, Сюрюг, Флипар и другие. прекрасным образцом Этого стиля в изобразительном искусстве является живописный и скульптурный декор интерьеров отеля Субиз в Париже. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье.
Резкий со знатью, задевавшей его гордость, он отказался от ордена, пожалованного Людовиком XV. Манерность и идеализация обусловили успех Наттье при дворе. После Буше и Фальконе скульптурными мастерскими Севра руководил Ле Риш, затем Буазо. Его искусство созерцательно, в нем нет сложных, драматических жизненных проблем.
Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Плавные волнообразные ритмы архитектурного орнамента интерьера переходят и в композиции картин, связывая фигуры с декоративным узором. Пойти в окрестности Парижа и зарисовать там несколько пейзажей, зарисовать затем несколько фигур и создать из этого картину, руководствуясь собственной фантазией и выбором» («Мастера искусства об искусстве», т. 1, М. - Л., 1937, стр. 597). Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Он передает не только особенности фактуры предметов, но и заставляет ощутить их плоть — например, нежную мякоть и переливы соков под прозрачной кожицей спелых плодов («Корзина слив», Салон 1765 г. Париж, частное собрание). Один из биографов рассказывал, что Ватто «пользовался каждой свободной минутой, чтобы пойти на площадь рисовать различные комические сцены, которые обычно разыгрывали странствующие шарлатаны». Но особенно этот интерес к натуре проявился в мраморной статуе Вольтера (1776 Париж, Библиотека Французского Института).
К этому нужно добавить имена многих граверов, выдвинувшихся под влиянием его искусства. Самым известным пейзажистом второй половины 18 в. был Гюбер Робер (1733—1808). Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». В 1770-е гг., перейдя к технике пастели, Шарден сосредоточивает внимание на самом облике портретируемого.
Для интерьера рококо были также типичны шпалеры исполнявшиеся на мануфактуре гобеленов и мануфактуре в Бове по картонам Жана Берена, Клода Одрана, Жана Франсуа де Труа, Франсуа Буше и других живописцев. В конечном счете, с упадком дворянской культуры в пору, обрисованную словами «после нас — хоть потоп», связан гедонистический характер рококо, ослабление интереса к познавательной ценности искусства.
Расстановка персонажей их жесты и мимика продуманы будто режиссером, воспитанным школой «слезной комедии». Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Если в других картинах цикла «Жизнь Марии Медичи» боги Олимпа естественно соседствуют с реальными персонажами, то в «Коронации» только две аллегорические фигуры – Изобилие и Победа с пальмовой ветвью в руке, осыпающие новую королеву плодами и золотом. В них нет ни ужасов, ни трагизма. Одним из самых известных мебельщиков этой поры был Жак Каффиери. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. Последнее граничит с обилием привезенных с Востока тканей и фарфора.
Правда, на фоне длинного «пустого» пространства переднего плана она привлекает неожиданно пристальное внимание, а учитывая то, что в этой картине Ватто каждая деталь продумана, можно предположить, что собачка пристроилась здесь совсем не случайно. В произведениях этого периода заметны поиски большей содержательности замысла, строгости и сдержанности пластического языка. Жанровые картины Шардена — поэтический рассказ о «добрых нравах» простых людей, о достоинстве их образа жизни.
Тела его нимф будто излучают мягкий свет, а тени и контуры становятся розовыми. Берлин.
Важнейшее место среди зрелых работ Ватто занимали галантные празднества. Это был скульптор нового поколения, непосредственно связанного с революционной эпохой. Среди декораторов середины 18 в. выделяются резчик Жан Верберкт (версальские интерьеры) и художник Кристоф Гюе (интерьеры замка в Шан). В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М.
Жерсена. Но после первого опыта творческий путь Фальконе стал обычным для художника этих времен. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров.
Неправильные черты лица Юбера проникнуты интеллектуальной силой. Еще позднее, судя по живописной манере, было исполнено изображение актеров Французской комедии (Нью-Йорк, собрание Бейт)— эпизод одного из спектаклей Этого театра, в котором, во всяком случае до 1717 г., господствовал напыщенный стиль игры, осмеянный Лесажем в первой книге «Жиль Бласа». Грез учился в Лионе у второразрядного живописца Грандона. соч., т. VI, М., 1946, стр.
Все чаще место украшенной природы занимает природа обычная («Берег моря близ Генуи», сепия, 1773).
В изобразительном искусстве художником, творчество которого отразило эти противоречия, был Жан Батист Грез (1725—1805). Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. Верне — умелый рассказчик, у него много видовых пейзажей такова известная серия «Порты Франции», многие морские и парковые виды.
Вот таким образом столь выразительна поза философа. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Через систему световых рефлексов предметы связываются друг с другом и окружающей средой в живописное единство. Но образы его по-своему поэтичны: не случайно он был склонен к изображению детей и женщин.
К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. В 1780 г. художник Сюве получил звание академика за картину с высокопарным наименованием: «Свобода, дарованная искусствам в царствование Людовика XVI заботами господина дАнживийе». Не случайно портрет сына Годфруа более известен под названием «Мальчик с юлой» (1777 Лувр). «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Для художника характерна величественность архитектурных мотивов. Иными словами, призыв просветителя Ламетри быть «врагом разврата и другом наслаждения» звучал протестом против фарисейства и средневековой морали церковников.
И все же Ватто неизменно влечет к тончайшей поэзии бытия. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Ноты в ее руках – лишь предлог, чтобы ее спутник мог свободно заглядывать в низко срезанный корсет, волнуя девушку и себя нежной серенадой и не менее пылкими взглядами. ГМИИ им.
У Ватто была прекрасная возможность разглядеть большие полотна Рубенса во всех подробностях. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Но, как часто бывает у Ватто, очаровательная фривольность картины омрачена оттенком меланхолии – женская фигура в центре с сожалением оглядывается назад, как бы намекая на быстротечность наслаждения. Творческие искания живописца перекликались с размышлениями просветителей. Мимика аббата передает ощущение необычайной подвижности и энергии этого человека. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
Эта холодная рассудочность также отличает Буше от Ватто и его школы. Под Этими рисунками часты подписи: «Сделано во время прогулки».
Лирическая характеристика модели у Шардена сменяется здесь стремлением уловить сложное движение мыслей и чувств в момент их активной жизни: пальцем правой руки аббат Юбер придерживает страницы книги, как бы сопоставляя два места из этого сочинения («Опыты» Монтеня). Историческая живопись академиков начинает прославлять «гражданские добродетели» добрых монархов.
В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». Энгельс, Соч., т. 8, стр. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Среди наиболее известных произведений Бушардона — несохранившаяся конная статуя Людовика XV, некогда стоявшая в центре одноименной площади (ныне площади Согласия), а также большой фонтан на парижской улице Гренель (1739—1745). С почти каллиграфическим изяществом выполнен рисунок акварелью и бистром под названием «Мельница» (Музей изобразительных искусств им. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Свежесть красок и сочность рефлексов Шардена поражают и сейчас, когда его натюрморты висят рядом с работами других мастеров 18 века («Апельсин и серебряный кубок», 1756 Париж, частное собрание). Пейзаж Фрагонара всегда интимен. В Салоне 1742 г. он выставил портрет аббата Юбера (Женева, Музей). «Лицо человека, — писал Дидро, — Это изменчивое полотно, которое волнуется, движется, напрягается, смягчается, окрашивается и тускнеет, повинуясь бесчисленным сменам легких и быстрых дуновений, которые зовутся душой».
Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Почти в самом центре – мужчина в ренессансном берете играющий на лютне. Это единственная работа автора, где действие происходит в интерьере, а не на фоне пейзажа. Иллюстрации к Ариосто остались в набросках, сделанных сепией и карандашом.
Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Нагромождение архитектурных элементов и пышность костюмов дополняют тонко переданный живописцем смешной пафос «римлян» (как иронически называли тогда актеров театра Французской комедии) их салонные манеры и нелепые позы. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. 1760-е гг. — время, когда его искусство входило в пору зрелости. По методу и сюжетам он типичный мастер классицизма. Обобщая, Грез прибегает к академическим композиционным приемам, располагает персонажей вдоль переднего плана «в барельефе». Лемуана но его творчество содержит много принципиально новых качеств.
Бытовой жанр и натюрморт были тесно связаны в искусстве Шардена. 1719 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), такова луврская «Финетт», полная рассеянной задумчивости. Отсюда принципиальная значимость семантики двери и порога.
Традиционные формы рококо спорили с реалистическими исканиями. Каракалла — не только порочный сын, но и дурной правитель. Но вместе с тем здесь есть существенный новый оттенок.
Дух критицизма и аналитическая тонкость дополнялись тем интеллектуализмом, который был порожден временем борьбы передовой мысли против старого, умирающего порядка. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. как лирическое интимное. В 1750-е гг.
Многие мастера, работавшие в первой половине столетия, выполняли заказы для версальского парка, Марли, грандиозных парижских ансамблей, строившихся еще в 17 веке. Его рисунки основаны на живом наблюдении. Франсуа Буше (1703—1770) считал себя последователем Ватто. Пигаль следовал здесь классицистической формуле «героической наготы», но вместе с тем перенес в изображение все эти признаки старости. Пасторали Буше слащавы, они служат примером сентиментальной дворянской моды на «сельские сцены».
Трактовка религиозных сюжетов приобретала настолько светский характер, что церковники отказывались принимать заказанные ими алтарные картины («Сусанна» Сантерра). Как и Пигаль, он начинал в годы почти безраздельного влияния Буше, законодателя вкусов «Эпохи Помпадур». Близка к нему «Венера» (мрамор, 1748 Берлин) — образец декоративной скульптуры середины века она представлена сидящей на облаке, в неустойчивой позе ощущается томная нега, кажется, что фигура вот-вот соскользнет со своей опоры.
Вереница характеров завершается образом прекрасной дамы, самозабвенно созерцающей шедевр, который является для нее предметом высокого эстетического наслаждения. Таковы большая группа «Пигмалион и Галатея» (1763), «Нежная грусть» (1763 Эрмитаж). Местоположение, формообразование и оформление (символы изображения, надписи и т. д. ) врат и дверей означают определенные условия пространственной коммуникации.
Нет и явных следов больших поправок рисунка в его живописных произведениях. Хрупкие и нежные цветовые созвучия приобретают сдержанность и пластическую определенность.
Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Вокруг тихая провинциальная площадь, тесно заставленная машинами легкая пыль лежит на их крышах и такая же пыль— на плечах и завитых локонах бронзового живописца. 120. ). «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.
Моро славился изящными пейзажными рисунками — как, например, «Пейзаж с парковой оградой» (акварель и гуашь Музей изобразительных искусств им. Модели для Севра делали Сали, Пигаль, Клодион и другие. Его композиции построены на редкость добротно и основательно, например «Рисовальщик» из Стокгольмского музея. Еще в 1770 г. Вольтер писал в письме о своих ввалившихся глазах и пергаментных щеках. Такие сценки, как «Бивуак» (Москва, Музей изобразительных искусств им.
Гийом Кусту Старший (1677—1746) выполнил полные энергии и выразительности группы марлийских коней, стоящие сейчас у начала Елисейских полей в Париже. Картины его невелики по размерам, почерк живописца каллиграфичен. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Особенно любопытны те трогательные сюжеты, которые он сам сочинял для живописцев. И все же Токе больше работал с натуры, чем Наттье, а его любовь к деталям помогала ему передавать индивидуальность модели.
Это и понятно – подобная модель может скорее развить аналитическую способность живописца, чем взволновать его чувства. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Габриэля (например, библиотека Людовика XVI, 1774).
Результатом этого оказалось знаменитое «Экорше», сделанное Гудоном в 1767 г., — изображение мужской фигуры без кожи, с открытыми мускулами. Авторы картонов для шпалер были чаще всего мастерами декоративных панно. Шарден тяготел не к большим многословным композициям фламандцев, а к более сосредоточенным и углубленным голландским «завтракам». Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
В четком объеме фигуры, для которой тесен формат картины, читается твердость осанки. А. С. Пушкина). И для его формирования сыграли роль навыки монументальной дворцовой школы. После того как художник вернулся в Париж, он получил многочисленные заказы на архитектурные пейзажи.
В этих произведениях кристаллизуется тип человека третьего сословия. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. 1785 Берлин). «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775 Лувр) представляет самого Шардена в домашней одежде. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Мастера исторического жанра отказываются от традиционных форм «галантной мифологии» рококо.
Судя по многим сообщениям, Латур был человеком твердым и независимым. Избранное им направление отвергало идейные основы и утонченные формы искусства рококо.
На фоне светлого неба и темно-зеленых деревьев возвышается фигура актера в белой одежде. Изображение Вольтера в творчестве Гудона очень далеко от модных тогда «апофеозов». В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
Ему посвятит стихотворение Т. Готье. он руководил переделкой подобного парка в Версале по советам -пейзажистов разбивались в эту пору сады Эрменонвиля, Багателя, Шантильи, Меревиля (последний — по замыслу Робера). А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.
Перспектива уводит взгляд в глубину, но чаще всего не по прямой. «Военные жанры» Ватто—не сцены войны. Еще во времена его предшественника, маркиза Мариньи, секретарь Академии Кошен изобретал льстивые верноподданнические сюжеты для живописцев: «Август, закрывающий двери храма Януса», «Тит освобождает узников», «Марк Аврелий спасает народ от голода и чумы». Директор королевских строений недоброжелательно относился к крупнейшим прогрессивным художникам этой эпохи — скульптору Гудону и живописцу Давиду.
Эта смесь различных технических средств — особенность графики Габриэля де Сент-Обена. Первую известность ему принесла жанровая картина «Отец семейства, читающий Библию». Одна из известнейших работ Бушардона — статуя Амура (1739—1750 Лувр).
Картинам Шардена свойственны тонкая эмоциональность и мягкая задушевность. Этот внутренний разлад — отражение противоречивости искусства Ватто. Он не был модным придворным живописцем, как Наттье и заказы давались ему нелегко. Ватто задумал картину как вывеску, чтобы поместить её над входом в лавку. Портреты Фрагонара («Сен-Нон» Барселона) эффектны и темпераментны заботой художника были не точное сходство и не сложность внутреннего мира, — он любил в портрете волнение души, декоративный размах, необычность красочных костюмов.
Именно для этого нужна была античность, в которой искали образец героизма, республиканских идеалов, так как, как говорил К. Маркс, «как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов» (К. Авторитеты не действовали на него гипнотически. Поэтичность и жизненная наблюдательность Моро преломились в таких работах, как «Холмы в Медоне» (Лувр). С одной стороны, семейная добродетель у Греза становилась все более абстрактной и ее «историческая героизация» вполне логична с этой точки зрения. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана.
При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Один из лучших — этюд портрета актрисы Мари Фель (Сен Кантен, Музей Латура сам портрет, выставлявшийся в Салоне 1757 г., не дошел до нас). При этом Ватто не преминул перекинуть смысловой мостик от названия лавки – «Великий монарх» к самому изображению. Здесь, на пороге дверей, можно наглядно убедиться в том, что выражение «язык пространства» не является только метафорой.
Много интересного в эту пору в технике гравирования. А. С. Пушкина) и сделанный по его модели 1788 г. на Севрской мануфактуре фарфоровый барельеф «Нимфы, устанавливающие герму Пана» (Эрмитаж). Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше. Эти уголки удалены от шумных фонтанов, окруженных толпами зрителей. Получив Римскую премию за рельеф «Соломон и царица Савекая», Гудон учился в Риме в течение четырех лет (1764—1768).
12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Для живописца третьего сословия натюрморт был глубоко содержательным жанром искусства. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Рококо. Женские портреты Латура очень различны. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
Ему, тяготевшему к монументальным композициям, в течение десяти лет пришлось заниматься созданием моделей для севрского бисквита—«Аполлон и Дафна», «Геба» и др. В том, что собачка расположилась у входа в лавку, нет ничего необычного. В отличие от таких портретистов, как Наттье, Латур не только избегал «украшения» модели, но и обнажал ее своеобразие. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника.
Сохранилась только одна из этих статуй — св. Сын ремесленника, Сент-Обен в юности преподавал рисунок в архитектурной школе. Главная область его творчества — декоративная пластика и особенно портретные бюсты.
Графика Ватто была одной из самых замечательных страниц французского искусства 18 века. Они регулируют отношения типа «культурное – природное» (врата города), «священное – мирское» (врата или двери храма), «общественное – личное» (двери дома) и т. п. Его произведения изысканны, несколько холодны, но тонки по цвету. Работа Ватто в мастерских Жилло и Одрана способствовала его интересу к декоративным панно.
1733 г., Париж, Лувр). Одним из самых талантливых рисовальщиков середины 18 в. был Габриэль де Сент-Обен (1724—1780). В рисунках Ватто содержится то же тонкое поэтическое очарование, что и в его живописи. Отказывая Грезу в принятии этой картины, Академия (ее возглавлял тогда престарелый Буше) протестовала против того гражданского мотива, который подготавливал происходящую уже в 1770-е гг.
Живописная манера, в которой исполнен «Жиль», свидетельствует о многообразии исканий Ватто, о новаторстве его искусства. Его «Прачки», «Кухарки», появившиеся во второй половине 1730-х гг., отличались от слащавых пасторалей Буше своей скромной поэтичностью, уловленной в повседневной жизни. Натюрморт Шардена — мир домашних вещей, ставших частью сферы чувств и мыслей.
Но картина удалась сегодня она считается лучшей работой художника, его "лебединой песней". В творчестве этого мастера определяются новые художественные приемы.
Картина имела успех. Действительно, до нас почти не дошли рисунки Шардена. Его портреты естественнее и проще. Ватто как бы разрушает грань между возвышенным миром искусства изысканным обществом светских салонов и повседневной жизнью улицы, между утонченно-интеллектуальной личностью и простолюдином.
Оно оставалось весьма противоречивым. И на творчестве Фрагонара лежит печать типичных особенностей дворянской культуры. В мастерской безвестного ремесленника он делал копии с голландских жанристов. Таков портрет жены художника (1775 Лувр). Но и тематику рококо Фальконе претворял в нечто наделенное тонкой поэтичностью.
Произведения Ватто были чрезвычайно популярны у современников. Недаром первым парижским учителем Ватто был Клод Жилло, названный в Академии «художником современных сюжетов». Пасторали рококо перестают удовлетворять королевских чиновников, возникает необходимость в возрождении «величественного стиля», способного поддержать дряхлеющий абсолютизм.
Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Дольше всех он продержался учеником у Клода Жилло, переняв от наставника страсть к изображению театральных сцен и жизни актеров. Более всего черты стиля рококо проявились в творчестве Жан Батиста Лемуана (1704—1778).
Таковы луврские «Уснувшая пастушка» (1745), «Купание Дианы» (1742) и другие произведения изображающие кукольные фигурки в нарядном пейзаже. В надменном выражении тонких сухих губ, в настороженности взгляда вырисовываются, как бы «просвечивая» сквозь внешний облик, недоверчивость, скепсис и высокомерие. Таковы луврский «Медный бак» и стокгольмский «Натюрморт с зайцем». В эти годы возникли замечательные пейзажные рисунки Фрагонара, полные воздуха и света. Иногда у подножия зданий течет ручей, а в нем полощут белье прачки.
Крупные мастера собственно пейзажной живописи появились в середине 18 века. Это были поиски позы, жеста, нужных для картин. Его маленькие скульптуры, декоративные барельефы и вазы, подсвечники и канделябры исполнялись для дворянских особняков. Главный герой картины предстает в состоянии медитации, глубокого раздумья характер композиции, в конечном счете, определяется именно этим противоречивым переплетением обращенности к миру и сложной самоуглубленной внутренней жизни, раскрывающейся в едва уловимых эмоциональных оттенках. Портретные образы Латура, как правило интеллектуальны. Изобретенный в конце 17 в. французский мягкий фарфор в первой половине столетия развивался медленно и носил часто подражательный характер (мануфактуры Сен Клу, Шантильи и Меннеси).
Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. В пейзажных композициях Буше, все же лишенных правдивости и искреннего упоения природой, есть лиризм их оживляют мотивы, взятые из повседневной жизни. В 1750-е и 1760-е гг., когда развивались новые формы бытового жанра, проповедующего буржуазную добродетель, шестидесятилетний художник не создал почти ничего нового в жанровой живописи утверждавший этическое достоинство простого человека, Шарден остался чужд нарочитой морализации. Он заставляет сопоставить маску и сущность. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). В эстетике апология «возвышенной красоты» (Фелибьен) встречает сильное противодействие со стороны теоретиков, симпатизировавших реалистическим исканиям.
Творчество Верне напоминает о традициях Клода Лоррена — его пейзажи декоративны. Луи Токе (1696—1772), последователь Наттье, обладал даром более прозаичным, повествовательным. В биографии героини было немало сомнительных моментов – угроза тюрьмы по подозрению в убийстве мужа, разрыв с сыном и изгнание из Парижа, что не помешало великому художнику превратить «Жизнь Марии Медичи» в блистательный апофеоз. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Недаром один из якобинцев 1790 года назвал Давида художником, «гений которого приблизил революцию». Луи Габриэль Моро Старший (1739—1805) — более поздний мастер пейзажной живописи. В уверенности позы, подкрепленной сдержанным поворотом головы, в проницательности внимательного взгляда выступает строгое достоинство сурового и взыскательного человека, прошедшего большой и сложный жизненный путь. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни.
Вот таким образом вокруг главного в событии — передачи отцом семейства приданого своему зятю — торжественно развертывается повествование о том, сколь восторженно воспринимают это «необыкновенное движение души» почтительные члены семейства. Буше. Здоровье Ватто ухудшалось. В эти годы Ватто обучался и декоративному искусству но друзья подчеркивали его вкус к «сельским празднествам, театральным сюжетам и современным костюмам».
В них нет активного действия, сложной ситуации. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Создатель «Медного всадника» был одним из крупнейших мастеров скульптуры 18 века. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. В начале 1750-х гг.
18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. Ученик Адама и Пигаля, в 1759 г. Клодион получил академическую Римскую премию. Его современник Мариетт прямо говорит об этом. Как давно подсчитали умные искусствоведы из огромного графического наследия Ватто (более тысячи ста рисунков) около двадцати процентов составляют копии с работ других художников, причем особенно многочисленны и разнообразны копии с Рубенса (около сорока рисунков).
Так, в облике Жюстины Фавар (Сен-Кантен), в ее живой насмешливости, во взгляде, полном смелого лукавства и дерзкого задора, проявляются и черты сценического типа, созданного ею. Это было «искусство приятного», оно хотело нравиться, но не тревожить. Подобно тому как узор в рокайльном фарфоре оставлял свободное поле «резерва», в мебели бронзовые накладки легкой гирляндой обрамляют часто ничем не украшенную поверхность, составленную из драгоценных пород дерева разных оттенков.
Фальконе однажды справедливо заметил: «Чем более явны усилия, направленные на то, чтобы тронуть нас, тем менее мы тронуты». 16. На вилле Медичи в Риме учились молодые классицисты — Венсан, Сюве, Менажо. Жан Батист Симеон Шарден (1699 —1779) учился у академических мастеров (Пьер Жак Каз, Ноэль Никола Куапель, Жан Батист Ванлоо).
Их сюжеты — галантные сцены и пасторали, охоты и времена года, китайские мотивы («шинуазри»). Бруно. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. С помощью второго учителя — Клода Одрана, который был хранителем коллекций Люксембургского дворца, Ватто узнал многое о мировом искусстве, познакомился с «галлереей Медичи» Рубенса. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770).
Еще в Салоне 1761 года Грез выставил несколько рисунков к эрмитажной картине «Паралитик». 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Акварель изображает бедное жилище, под лестницей вокруг больной старухи столпились дети. Шарден не получил академического образования.
Он был причислен к Академии, показал в Салоне римские работы и серию портретов. Этьен Обри, один из самых типичных последователей Греза, черпал сюжеты своих картин не из жизни, а из «Нравоучительных повестей» Мармонтеля. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. Но в первые десятилетия 18 в. в скульптуре были сильны традиции версальской школы с ее монументальностью и пространственным размахом.
Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж). Любил он в эти годы и сангину.