Васнецов Аполлинарий, художник, был мужественным человеком. В эти годы (1901 – 1918) Васнецов Аполлинарий Михайлович, уже академик, руководит классом ваяния и живописи в Москве. В отличие от своего знаменитого брата, Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов гораздо больше времени и внимания уделял пейзажу.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка. Таких удивительных художников, как Аполлинарий Васнецов, наберется немного среди всех живописцев конца XIX – начала XX века. Аполлинарий Михайлович Васнецов (25июля (6августа)1856— 23 января 1933)— русский художник, мастер исторической живописи искусствовед, брат Виктора Васнецова.
В конце 1890-х – 1900-е Аполлинарий Васнецов работал в качестве художника в театрах Москвы и С. -Петербурга – в русской частной опере С. И. Мамонтова, Большом театре, Оперном театре С. И. Зимина, в Мариинском театре. После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок). Аполлинарий Михайлович Васнецов (25июля (6августа)1856— 23 января 1933)— русский художник, мастер исторической живописи искусствовед, брат Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов умер в Москве23 января 1933года, похоронен на Введенском кладбище.
С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои работы на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, много путешествовал по стране, выезжал в Европу и много писал. Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище. Аполлинарий Васнецов родился 25июля (6августа)1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933года, похоронен на Введенском кладбище (20 участок)3.
С 1883года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. 30 октября 1900 года Академия художеств официально признала его своим академиком, а три года спустя Аполлинарий Васнецов был избран действительным членом Академии. Одновременно с занятиями иллюстраторской деятельностью для журналов, Аполлинарий Васнецов создает также и рукописные рассказы.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856 году в селе Рябово Вятской губернии, в большой семье сельского священника. Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 в селе Рябово Вятской губернии. В 1900 Аполлинарий Васнецов был удостоен звания академика.
Эти слова, принадлежащие художнику Константину Юону, как нельзя точно характеризуют положение и место Аполлинария Васнецова в русском искусстве. С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. Аполлинарий Михайлович Васнецов (25июля (6августа)1856 — 23 января 1933) — русский художник, мастер исторической живописи искусствовед, брат Виктора Васнецова. Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856, с. Рябовo Вятской губ.
Вот так прожил жизнь Аполлинарий Васнецов. Аполлинарий Васнецов изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих. Аполлинарий Васнецов изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих. Новая тема появилась в творчестве такого художника, как Аполлинарий Васнецов.
Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Очень много (около ста двадцати картин) посвятил Аполлинарий Васнецов Москве. С 1882года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
А вдали голубеет в дымке гора. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С. -Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. Художник хотел посетить Францию и Италию, где он активно изучал западную живопись. После поездки из-под его кисти появляются пейзажи: «Казбек» (1895), «Эльбрус перед восходом солнца» (1896), «Кавказ» (1896), «Дарьял» (1897) и «Пустыня гор» (1897). По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. Нагромождение стоящих и поваленных деревьев, таинственное озеро завораживают и пугают своей мощью.
вязью. Александра Невского, прп. ц. св. Еще до поездки за границу, художник переселился в Москву. За картину «Лесная тропинка» (1885) Васнецов получил премию Московского общества любителей художеств. Впоследствии он даже стал членом-учредителем Московского общества любителей астрономии. жизни, отражавшие искания реализма.
Все это время Аполлинарий Васнецов не оставляет также занятия общественной деятельностью, начиная с 1900 года он являлся членом комиссии «Старая Москва», которую он возглавил с 1923 года, став ее председателем. Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Владимира, кнг. «Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ в 1923-1930 гг. - в Техникуме кустарной промышленности (ТКП). Древний лес застыл в неопределенном ожидании.
Примерно в 1899 году Васнецов вышел из Товарищества передвижников и основал в 1901 году союз «36 художников», затем – Союз русских художников, просуществовавший до 1923 года. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Поскольку средств на проживание в столице Аполлинарию Васнецову явно не хватало, он был вынужден дополнительно выполнять рисунки для московской газеты Гатцука с иллюстрациями, а позднее и для петербургских журналов «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение». Приезжали в имение Саввы Мамонтова и артистки М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова. XVII век» (1903). В 1891-м он пишет картину «Тайга на Урале. Аполлинарий Васнецов появился на свет 6 августа 1856 года вселе Рябово Вятской губернии. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл.
В 1891 году он путешествует по Уралу. Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Обе картины были высоко оценены зрителями.
Так, в своем небольшом рисунке «Москва XVI века» он необыкновенно поэтично передает атмосферу тесного, заснеженного и деревянного города с невысокими домами и церквями. Детство как будто стало оживать перед ним. кн. Древние дубы предлагают зрителю задуматься о прошедшем времени. Художник получает признание и публики и маститых коллег. Здесь он выполнил много этюдов, но закончил только три картины: «Ифигения в Тавриде» (1890), «Утро у Байдарских ворот» (1890) и «Эллегия» (1893).
Он увлекся изображением Москвы прошлых эпох: «На рассвете у Воскресенского моста» (1900), «Улица в Китай-городе» (1900), «Базар. собора во имя св. На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху. Улица в Китай-городе. Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. Сначала он пишет картину «Улица в Китай-городе. И создана поразительная по зрелищности картина и Кремля и моста.
Вдохновленный увиденным Аполлинарий Васнецов картины пишет величественные, показывающие природу Урала, мужественные и суровые характеры людей, выросших здесь. видели, между прочим, твой пейзаж «Сумерки» – он очень хвалил его. Но художник не был доволен собой. Так, в журнале «Нива» были напечатаны его работы «Лунная ночь на реке Каме» (1879) и «Вид на реке Каме» (1879), «Вид Троице-Сергиевой лавры», «Вид на храм Христа Спасителя» (обе 1880).
Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы. За горой начинается болото, а еще дальше – непроходимая чаща и горы. Он сделал многое для пополнения экспозиции живописными полотнами, с этой целью он обращается к известным художникам того времени с просьбой о пожертвовании картин. Синяя гора», «Горное озеро.
XIX в. ), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами). Конец 17 века. В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря) разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). В течение многолетней работы художником было создано ок. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. В 1901-1918 гг.
Васнецов вновь представляет работы для Салона. В 1889 году художник посещает Крым, где прожил чуть меньше полугода. Особое место в его творчестве занимает и тема сурового и почти безлюдного северного края, представленная на картинах «На далеком Севере», «Царство снегов», «Северная ночь», «В дальний путь». Эти волнения погружают зрителя в период Смуты.
так что мы в грязь лицом не ударили. На тот момент, когда умер отец Виктор уже был студентом Академии художеств в Петербурге.
Шумит Москва («На рассвете у Всехсвятского моста. Ночью он обращал мое внимание на небо и я с детства знал главные созвездия и звезды. (25. 07. 1856, с. Рябово Вятского у. и губ. - 23. 01. 1933, Москва), художник, график, театральный художник. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург.
Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу и этим я обязан отцу». В 1903 году Васнецов основывает и становится экспонентом Союза русских художников. После Парижа художник посещает Рим, затем Неаполь, Флоренцию и Венецию.
Конец XII века»). Синяя гора» (1891) и «Горное озеро. Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная – знакомят с личными вещами художника. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы.
Художник не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Его первыми учителями были брат Виктор и выдающиеся художники-передвижники. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Синяя гора».
Эти работы существенно отличаются от предыдущих картин художника по живописной манере. Это и молодые елочки и взрослые высокие деревья. Возможно именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. свойственно эпическим пейзажам Аполлинария Васнецова. XIX – нач.
В этот раз картины «Сибирь», «Московский Кремль», «Избушка на курьих ножках» и «Элегия» были приняты и экспонировались в Русском отделе. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Конец XVI века», «Гонцы.
Именно в это время его начинают увлекать идеи народничества и вскоре он оставляет мысль о поступлении в Академию художеств. Я лично нахожу, что это самая твоя настроенная вещь.
Наиболее известна работа «Тайга на Урале. Отличительной особенностью яркой личности Аполлинария Васнецова являлась неутолимая жажда пополнения своего «багажа знаний». (3. 05. 1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ. - 23. 07. 1926, Москва), художник, график, архитектор, театральный художник. Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). Алипия иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря.
Здесь Васнецов выполнил несколько рисунков и этюдов: «Луг. Являясь одновременно ученым и художником, его интересовало такое явление как солнечное затмение, он даже написал картину под названием «Солнечное затмение на реке Вятке», были у него и другие картины на эту тему. Но вскоре эта работа наскучила ему. В серовато небе, плотно затянутого облаками, одиноко парит чайка. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.
Примерно в это же время Васнецов начинает активную художественную деятельность, в частности он иллюстрирует журналы.
Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С. -Петербурге (1883-1901 эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. Такой шаг гарантировал ему право поступления в Петербургскую Академию художеств. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири.
В 1866 году умерла их мать, а через четыре года ушел из жизни и отец Михаил Васнецов. В том числе и «Тайга на Урале. Сам залив только угадывается в левой верхней части картины.
Художник всегда мечтал рисовать пейзажи. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Поля, перелески, пашня. Теперь он всерьез относится к живописи, как к призванию. С 1901 до 1918 Васнецов занимается преподаванием в МУЖВиЗе, участвовал в выставках «Мира искусств». Васнецов уезжает учительствовать в Орловскую губернию, в самую глубинку.
Вот тот первый эпический, а не сиюминутный момент, который появился в работе начинающего художника. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ). Основными сюжетными темами становятся Древняя Русь и старая Москва. Ты меня извини, но я должен тебе сказать откровенно – ты во многом похож на меня. На фоне леса выделяется старое дерево с голыми ветвями. В 1878 г. переехал в Москву.
Его приобрел В. Третьяков. Бровары», «На берегу Днепра», «Дома, освещенные солнцем», «Тополь над Днепром» (1887), «Днепр перед бурей» (1888) и «Весенняя тишь» (1890). Аполлинарий Васнецов был скромным и спокойным человеком.
Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Важную декоративную роль играют надписи слав. Одними из наиболее удачных композиций художника стали рисунки для журнала «Всемирная иллюстрация», которые назывались «Русская зима», «Святки» и «Широкая масленица». Он много читал описаний Московии, оставленных путешественниками с Запада, внимательно рассматривал старинные планы Москвы, принимал участие в раскопках, делал доклады. 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль.
Владимира» и «Крещение Руси». В 1883 году А. Васнецов на выставке передвижников представил два пейзажа: «Серый денек» и «Роса» (обе 1883). (с перерывами) – в имп. Ленина и была приурочена к 50-летию его деятельности, как художника.
центров иконописания, напр. «Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. Город очень понравился художнику и он еще несколько раз приезжал в столицу древней Руси.
Он сообщал младшему брату, что был вместе с Третьяковым у Терещенко и «.
1879, ГТГ). Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. Позже, в 90-х годах, он поедет на Урал. Он жил в Замоскворечье. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож.
блгв. Кстати, это именно Михаил Васнецов привил своим детям любовь к живописи. Следующее путешествие Васнецова проходило по Европе. Синяя гора».
Постепенно (этому способствуют исторические знания) художника начинают притягивать драматические, эпические мотивы. Наиболее известными произведениями этого периода стали такие работы как «Улица в Китай-городе», «На рассвете у Воскресенского моста», «Московский застенок. Все это сказалось на его творчестве. Картины Васнецова очень достоверно и в то же время эмоционально и лирично отражают облик старинной Москвы.
1903На рассвете у Воскресенского моста. Так, в возрасте тринадцати лет Аполлинарий Васнецов оказался круглым сиротой. Здесь его заинтересовал исторический пейзаж. Картина выполнена в холодных темных тонах: зеленом, сером и фиолетовом.
В 1903 году прошла первая выставка Союза. Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». На ней одиноко кое-где стоят в поле отдельные широко раскинувшиеся дубы. В 1880-1886 гг. В 1872 г. окончил семинарию. Небо мглистое, бессолнечное.
Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год). Андрея Боголюбского, кн. Несмотря на то, что фонд музея был невелик (37 картин и одна скульптура), он был достаточно качественным.
Первой такой картиной была «Родина» (1886), а следующей «Сумерки» (1889). В его тесных, узких извилистых улицах беспокойно мечутся горожане, стрельцы. Васнецов долго работал над циклом, несколько раз перерисовывая уже написанное. Из путешествия Васнецов привез множество этюдов, которые затем стали картинами.
Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям. " – пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон. В это же время Васнецов работает в столярной и керамических мастерских Мамонтовых. Рисовать Аполлинарий Васнецов учился у художника Э. Ф. Андриолли и своего брата Виктора.
Историко-бытовой жанр привлек надолго внимание Васнецова. Последнюю работу Васнецов послал на Всемирную выставку в Париж. В 1867-1868 гг.
В этом пейзаже отражается характер живущего в этих краях народа. Ни разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости. XIX в. в Вятской ДС.
Первые пейзажи А. Васнецова посвящены Вятскому краю: «Заречные дали» (1878) и «На реке Вятке» (1878). Холодное осеннее небо наполнено рваными облаками. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами. От родных просторов — к историческому пейзажу.
Синяя гора». Учился Аполлинарий в Духовной семинарии в Вятке с 1866 по 1872 годы. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Это произведение просто пугает мощью природы. 1878, ГТГ «Преферанс».
Начал заниматься рисованием в 60-х гг. 400 эскизов и картонов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки».
«Картины Аполлинария мне очень нравятся. В 1872 (в 16 лет) Аполлинарий Васнецов переехал в Петербург и начал по-настоящему учиться живописи. В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля» используя традиции древнерус. Расцвет творчества художника приходится на конец 19-го века.
Но работы «Сумеречный ветер» (1899) и «Старорусский город» (1899) не были приняты жюри. У Аполлинария Васнецова не было систематического профессионального образования, ранний период его творчества (1880-1890) – это преимущественно написание пейзажей, которые отличаются своей близостью к передвижническим традициям.
В 1907 году Аполлинарий приступил к серии «Времена года», которую задумал уже давно. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения. Мягкий и уживчивый характер не давал возможности наживать врагов, хотя он и умел постоять за себя, за свои принципы и убеждения. В 1898 году он поселяется в Париже.
Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Две работы были удостоены серебряных медалей. 1918Базар. Ясным зимним днем веселятся скоморохи.
Его семья была многодетной, в ней подрастало шесть детей. Работай усердно – затее твоей я сочувствую. каменного и деревянного зодчества. В 1898 году картины Аполлинария Васнецова были выставлены в Мюнхенском Сецессионе, а в 1900 году за свои картины «Элегия» и «Зимняя сказка», выставленные на Всемирной выставке в Париже, он получил серебряную медаль. За картину «Тополь над Днепром» Аполлинарий был выбран членом Товарищества передвижников, а за работу «Весенняя тишь» он получил премию Московского общества любителей художеств. К этому периоду относится его работа «Ахтырка» (1880).
Умер Васнецов в Москве 23 января 1933. Вдали сгущается синяя ночь. В Петербурге Аполлинарий Васнецов очень много рисует, также он знакомится с такими талантливыми и уже достаточно известными художниками того времени, как И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов и другие. 1876, ГТГ «Военная телеграмма».
Входил в Абрамцевский кружок с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. Ранним утром в Кремле», «Всехсвятский Каменный мост». Здесь он намеревается подготовить несколько картин к Весеннему салону 1899 года. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» – большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое. В 1930 году он становится членом Общества художников-реалистов. Старший брат-художник Виктор Васнецов был на восемь лет старше Аполлинария.
кн. Систематического художественного образования не получил. Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого.
В 1913 году картина Васнецова «Московский застенок. Вскоре Москва появилась и на его картинах «Вид на Крымский мост» (1879), «Кремль и храм Христа Спасителя (1879). 17 век. А на следующий год за работу «Старая дорога» (1886) он был удостоен премии имени С. Г. Строганова. Художник создал четыре картины: «Весна», «Лето» или «Гроза идет», «Осень», «Зимний сон» или «Зима» (1908 – 1914).
Ценные советы в творчестве он получал от В. Д. Поленова и И. Е. Репина. Поездка завершается в Париже в 1900 году. В дальнейшем художник не пропустил не одной выставки передвижников.
Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. АХ (в 1905 от звания отказался). На первом плане художник изобразил гору, поросшую деревьями. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее. Весьма интересна картина «Серый денек» или «Серенький день», которая создана под впечатлением путешествия в Финляндию, предпринятую им в 1881 году.
Пейзажи этого края восхитили его больше южных. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве.
В 1900 году его избрали академиком, а в 1903 – действительным членом ИАХ. В своей «Автобиографии» А. М. Васнецов писал: «Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. С 1893 г. действительный член имп. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва.
Все напоминало ему родную Вятку. Урал» Эпический размах — и тут же нежная «Эллегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Человеческие фигуры — не просто дополнение к пейзажу, его украшение. Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль».
Тот всячески поддерживал Аполлинария. мастерами в 1885-1896 гг. В них В. создал выразительные образы-типы из рус. Еще в детстве маленький Васнецов проявлял огромный интерес к звездному небу.
В 1885 году Аполлинарий навещает своего брата Виктора в Киеве. искусства в России в кон. В 1895 году художник посещает Кавказ. На первом плане все покрыто дымкой и сероватые тени уже легли на траву. Начало XII века».
подвижников благочестия: кн. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. Также А. М. Васнецов изучал древние иконы и даже руководил работами по их реставрации.
По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. В. М. также написал неск.
Особенно привлекало его XVII столетие. Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву. Здесь в праздничные дни велась бойкая торговля (в частности, на Воскресенском мосту у Воскресенских ворот торговали пряниками, так как в округе жили пряничники). В конце 70-х годов XIX века, находясь в Москве, он создает такие этюды как «Вид на Крымский мост», «Кремль и храм Спасителя со стороны Нескучного сада».
Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. Урал» (1892) и «Оренбургские степи» (1893) и «Кама» (1895) и «Северный край» (1899). Красной нитью через его работы проходит самобытная народная идея, которая сообщает об образе жизни народа, о русских традициях и обычаях. Гораздо более важной задачей для А. М. Васнецова становится просвещение простого народа. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва).