Сергей Иванович Васильковский (7октября1854, Изюм, Харьковская губерния— 8 октября 1917, Харьков)— украинский живописец-пейзажист. Сергей Иванович Васильковский завещал Музею Слободской Украины значительную часть своих картин и сбережений. Сергей Иванович Васильковский (7 октября 1854, Изюм, Харьковская губерния— 8 октября 1917, Харьков)— украинский живописец-пейзажист. Окружение, в котором рос Сергей Васильковский, было благодатной средой для формирования творческой личности.
Художник Сергей Васильковский оставил почти 3000 работ, в последние дни жизни полторы тысячи из них он передал. Сергей Иванович Васильковский (719октября1854, Изюм, Харьковская губерния— 8 октября 1917, Харьков)— украинский живописец-пейзажист. Сергей Иванович Васильковский (7 октября 1854, Изюм, Харьковская губерния— 8 октября 1917, Харьков)— российский и украинский живописец-пейзажист. Сергей Иванович Васильковский (7 октября 1854, Изюм, Харьковская губерния — 8 октября 1917, Харьков) — русско-украинский живописец-пейзажист.
Памятная доска художнику Сергею Васильковскому открыта в августе 2004 года по ул. Окружение, в котором рос Сергей Васильковский, было благодатной средой для формирования творческой личности. Окружение, в котором рос Сергей Васильковский, было благодатной средой для формирования творческой личности. После себя Сергей Иванович Васильковский оставил почти 3000 работ.
Сергей Иванович Васильковский украинский живописец-пейзажист (7 октября 1854, Изюм, Харьковская губерния – 8 октября 1917, Харьков). 19 октября 1854 года родился Васильковский Сергей Иванович, один из известнейших украинских пейзажистов конца ХХ – начала ХХ ст.
Ему хочется написать как Теплеет, Холодает, Пахнет чебрецом. Впоследствии он не связывал себя ни с одним творческим объединением. В 1881 г. получил вторую малую серебряную медаль. Посетив Англию, Испанию, Германию и Италию, он поселяется во Франции.
Художник Васильковский оставил после себя достойный приобретение для украинского искусства – почти 3000 работ, в последние дни жизни полторы тысячи из них передал Харьковскому художественному музею (большинство погибло в годы Второй мировой войны) сейчас в музеях и частных коллекциях насчитывается около 500 его произведений. — 692 с. Широкие украинские степи навсегда покорили Васильковского. Первые значительные работы художника – Коробов хутор» (1882), Утро (Отара в степи)» (1884), «По Донцу» (1885), созданные во время учебы в Академии, показали появление талантливого мастера с тонким чувством природы. Но этого не произошло, Васильковскому было отказано в 1890 году. Отец его был губернским секретарем, прекрасно чертил, писал, рисовал. Широко два художественных альбома мастера – Из украинской старины» (1900) и Мотивы украинского орнамента» (1910), которые он готовил к печати совместно с Н. Самокишем и Д. Яворницким.
Эти альбомы оказали значительное влияние на развитие художественных промыслов. Терпеть не могу противопоставление русских и украинцев. Там Васильковскому повезло с преподавателем. К этой группе произведений близки и пейзажи, в названиях которых народная память сохранила сведения об историческом прошлом (Казачья гора, 1890, Харьковский исторический музей, Казачья левада, около 1890, Сумской художественный музей). Совместно с Н. Самокишем издал альбом «Из украинской старины» (1900 г. ), «Мотивы украинского орнамента» (1912).
За пейзажные этюды, в которых художник передавал живописность украинской природы, он получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину На Донце (1885, не сохранилась) – большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального совершенствования. В студенческие годы он здорово нуждался, жил на чердаке в Академии, в так называемой «казёнке», сообща с П. Мартиновичем, А. Сластёном, Г. Ладыженским, М. Самокишем, Я. Ционглинским, которые ещё стали известными художниками. Художественное образование он получил в 1876—1885 гг., в петербургской Императорской Академии Художеств, обучаясь в пейзажном классе у М. К. Клодта (1832—1902) и В. Д. Орловского (1842—1914). Успешное обучение дополнялось впечатлениями от выставок передвижников и поездок на родину. Он возглавлял Харьковское художественное товарищество, участвовал в организации общедоступного художественного училища и городского музея, которому передал в дар около полутора тысяч произведений искусства, в том числе 1348 своих работ, а также завещал все свои сбережения (130 тысяч рублей).
Васильковский некоторое время работает канцелярским служащим при Харьковском казначействе. Художественное образование он получил в 1876—1885 гг., в петербургской Императорской Академии Художеств, обучаясь в пейзажном классе у М. К. Клодта (1832—1902) и В. Д. Орловского (1842—1914). Высокое небо в светлых облаках истинно, точного воспроизведено освещения. Еще в начале творческого пути проявил большой интерес к воспроизведению природы, быта исторического прошлого Украины. Исполненные им на Западе работы высоко оценивались французскими знатоками, выставлялись в Салонах без жюри, а одна из них, В Пиренеях (1887), вскоре была приобретена П. Третьяковым для своей галереи. На выставках с 1885 г. Работал в Харькове. С 1876 обучался в Петербургской АХ у М. Клодта и В. Орловского. В 1881 г. получил вторую малую серебряную медаль. Васильковский некоторое время работает канцелярским служащим при Харьковском казначействе.
Вместе с М. С. Если первый прививал воспитанникам строгий академический вкус, то второй был более демократичен. Васильковский— автор известного портрета Шевченко с автографом (1910—1911). И даже в Африке, в Алжире сумел побывать. Ему пророчили консерваторию, театральную карьеру, столичную академию художеств. Исполнил для Полтавского земства ряд больших исторических панно.
Отсюда, с Москалёвки Сергей бегал без малого 3 километра до 1-й городской гимназии. В студенческие годы он сильно нуждался, жил на чердаке в Академии, в так называемой «казёнке», вместе с П. Мартиновичем, А. Сластионом, Г. Ладыженским, М. Самокишем, Я. Ционглинским, которые также стали известными художниками. Достойно пройдя курс обучения в Академии художеств, где он регулярно получал за учебные этюды, рисунки, картины серебряные и золотые медали, С. Васильковский после большой золотой медали (1885) за пейзажные работы Весна, Рассвет, Степь весной в Малоросссии отбывает на четыре года в пенсионерскую поездку в Европу. Брал уроки живописи у Д. Безперчего, учился в пейзажном классе Академии художеств у М. Клодта (1876-1885).
За свою жизнь он написал около трех тысяч картин. Изображал народные обряды и ярмарки изучал изобразительный фольклор., Н. П. Собко. Того же года экспонировал 33 работы на большой выставке украинского изобразительного искусства в Киеве (383 произведения, 47 участников). Сергей Васильковский за время заграничной командировки создал такие полотна, как «В Пиренеях», «Вид на Безансон», «Утро в Безансоне», «Зима в Испании», «Булонский лес зимой». В библиотеке были сочинения Ивана Котляревского, Тараса Шевченко, Николая Гоголя.
Клодта. Так или иначе, обиженный художник порвал с Академией. Вскоре жюри решило принять все предложенные работы и дало право и дальше выставлять в Салоне без решения жюри какое угодно количество «столь замечательных работ. » Аналогичным правом в Салоне пользовался ещё только один художник из Российской империи (и тоже, кстати сказать, украинец – к сожалению, не особенно хорошо известный отечественной публике Иван Похитонов). Академию художеств он закончил с большой золотой медалью.
У плетня, 1894 и многие другие). Детство Сергея Васильковского прошло в живописном городке Изюм. Васильковский некоторое время работает канцелярским служащим при Харьковском казначействе.
Участник выставок с 1885 г. Выдающийся пейзажист. Летом, как охотник на дичь, художник устраивает засады на восходы и вечера. Среди созданных им в этот период пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице». Васильковский представил на него картину «На Донце». Художественное образование он получил в 1876—1885 гг., в петербургской Императорской Академии Художеств, обучаясь в пейзажном классе у М. К. Клодта (1832—1902) и В. Д. Орловского (1842—1914).
Естественно, он посещает музеи, делает зарисовки и большие полотна. В этом просветительская роль музея была уникальна. Васильковские поселились на Москалёвке. В марте 1886 года Васильковский выезжает за границу. Сергей Васильковский родился 17 октября 1854 года в городе Изюме (сейчас районный центр в Харьковской области). Это сорок таблиц орнаментов из истории и быта – писанки, рушники, плащаницы, полыхает.
Причем все эти качества присущи не только его большим картинам (Степная речка, 1890-е Вечерняя тишина, 1901), но и многочисленным почти миниатюрным работам, написанным на дощечках или картоне и отличающимся филигранной, многослойной, деликатной живописью. Его пейзажи Охота на куропаток в Нормандии, Типичная бретонская усадьба, Вид в Пиренеях, После дождя (Испания), Окрестности Сан-Себастьяно, Сбор яблок для сидра, Зимний вечер в Пиренеях (все — 1888—1889) получают широкую известность. Когда одаренному мальчику было семь лет, на него обратил внимание Дмитрий Иванович Безперчий, учитель рисования Харьковской гимназии, бывший крепостной, знакомый Тараса Шевченко и ученик Карла Брюллова в Петербургской Академии искусств. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.
Васильковский Сергей Иванович родился 7 октября 1854 года в г. Изюм, Харьковской губернии. Были другие медали и дипломы. Украинская история, особенно казацкая тематика захватывают его все больше. Создал ряд лирических пейзажей Украины.
Сергея отдали в 1-ю городскую гимназию. С большим мастерством нарисовано серии художественных открыток»Гребля Квитки-Основьяненко», «Весна в Полтавщине», «Путь Ромодан», «Церковь в Ходорове», «Кобзарь на ярмарке», напечатанные в типографии Гранберг в Стокгольме. Васильковский некоторое время работает канцелярским служащим при Харьковском казначействе. Он посещал батальную мастерскую, где учился его приятель М. Самокиш.
Художник принимает активное участие в творческой жизни Харькова. В 1885 получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. Художник.
Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась) — большую золотую и право на зарубежную поездку в Европу для профессионального усовершенствования. Самокишем и Д. И. Из картин его, являвшихся на годичных академических выставках, в особенности свидетельствуют об его даровании: Весна (1885), Пейзаж (1886), Охота на куропаток и Окрестности Хелоса, в Испании (1888, собственность Государыни Императрицы), Запорожец на разведках (1889, собственность Академии Художеств). Пребывание за границей усилило желание направить свой талант на развитие пейзажного жанра.
Его пейзажи Охота на куропаток в Нормандии, Типичная бретонская усадьба, Вид в Пиренеях, После дождя (Испания), Окрестности Сан-Себастьяно, Сбор яблок для сидра, Зимний вечер в Пиренеях (все – 1888 – 1889) получают широкую известность. По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Папа у меня русский, с Урала, а мама украинка из города Глухова Сумской области. Яворницким создал альбомы «Из украинской старины» (С. Петербург, в 1900 г. ) и «Мотивы украинского орнамента XVII—XVIII ст» (Прага, в 1912 г. ). С 1888 года жил на Украине, в Харькове.
Раздолье степи и пространство неба, размеренный уверен ритм потока всадников, насыщенная цветовая гамма – все пронизано музыкой казацкого марша (музыкальность его произведений отмечали современники, он любил рисовать кобзарский пение играл на нескольких музыкальных инструментах, увлекался народной песней). Годы командировки оказались для художника плодотворными. А. С. Родился на Харьковщине. Учился в Академии художеств (1876-1885) у М. К. Теперь поэтические просторы Украины, сельские хаты и тихие речушки можно увидеть в музеях Москвы, Парижа, Рима, Санкт-Петербурга. Картины»Казачий пикет», «Казак Голота», «Казачий лагерь» и самая известная – Казачья левада» (1893) интересны стремлением к гармоничному сочетанию сюжетной основы и пейзажа. Поэтичность мироощущения, большая эмоциональность и чрезвычайное колористичное богатство живописи зародились у Сергея Ивановича еще с детских лет – на Слободской Украине, на берегах Северского Донца, в небольшом городке Изюме, где все дышало историей, воспоминаниями о знаменитом казацком прошлом, где во всем еще сохранялось народное искусство и песенный фольклор.
Эти книги оказали на него сильное влияние. I. С. -Пб. Автор исторических панно для Полтавского земства. В 1883 г., выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт строй известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической экспозиции. Большое влияние на формирование молодого художника имели М. Клодт и В. Орловский. Учился в Рисовальной школе Д. Бесперчего и М. Раневской-Ивановой в Харькове.
Избегая упрощения, он углублял тональную пространственность и структуру образотворення. Несколько полотен художник посвятил украинским кобзарям. Живописная техника становится совершенна, мазок филигранен. Довольно быстро работы Васильковского были отмечены наградами. Художник замечательный и приятно видеть украинские пейзажи.
В 1901- 1908 гг. От него-то, вероятно, получил в наследство Сергей Иванович способности живописца. В 1886-1888 гг. Именно его оживленные фигурами полотна (Запорожец на разведке, Гон начался, Сторожевая вышка у запорожцев, Два хутора в Малороссии, Пикет казачий) достойно входят в коллекции отечественных музеев изобразительного искусства. Преимущественно, произведения художника были обобщенный характер, в которых отсутствовала динамическое действие или распространенный в то время этнографически-бытовой сюжет, за исключением таких, как Схватка казаков с татарами (1892, местонахождение неизвестно) и Свидание (1894, Харьковский художественный музей).
Большую часть своих картин В. подарил Харьковскому художественному музею. Васильковский написал также портрет поэта (1907), опираясь на один из наиболее растиражированных фотопортретов, сделанный М. Доссом в апреле 1858 года, либо используя портрет Шевченко, размещённый в издании: Шевченко Т. Г. Кобзарь: С портретом и автографом. — К., 1899 или на образ поэта, созданный И. Репиным, по той же фотографии. — М. : Терра, 2001. На картинах Васильковского мы видим украинские луга, реки, степь, левады, небо и солнце. Его произведения пользуются огромной популярностью. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась)— большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования.
К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж. Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. В 1883 г., выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке. После возвращения на родину любимым мотивом его холстов становится малороссийская степь. – М., 1899 или на образ поэта, созданный И. Репиным по той же фотографией. Оба хранятся в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве.
Это было совершенное признание. Он пешком обошел Харьковскую, Полтавскую и Екатеринославскую губернии и до конца жизни значительную часть времени проводил в поездках или в деревне на Донце, где, поддерживая дружеские отношения с крестьянами, очень много и плодотворно работал (всего им было создано около трех тысяч произведений). Работал над монументальными панно для интерьеров Полтавского земства – выдающегося памятника украинского модерна, созданной В. Кричевский («Избрание полковником Мартына Пушкаря», «Казак Голота», «Млечный Ромодановский путь»).
Пребывание за границей укрепило решение мастера направить свой талант на развитие пейзажного жанра в украинском искусстве. На ней — галерея исторических портретов — Богдан Хмельницкий, Петр Дорошенко, Петр Могила. Учился в Петербургской Академии художеств.
Конечно, музейные собрания в России существовали и до того, но они были либо частными, либо принадлежали университетам, академиям и другим организациям и попасть в их залы, что называется, «с улицы» было практически невозможно. В 1883 году Васильковский выполнил учебный курс и отправился в Украину (впрочем, он часто бывал на родине и во время учебы). По мотивам народных дум вместе с М. Самокишем написал картину Дума о трех братьях» (1910). Старожилы и сегодня показывают место на углу улицы Примакова и Краснодонского переулка (а тогда – Катериненской и Единоверческого), где когда-то находилась усадьба Васильковских.
Достойно пройдя курс обучения в Академии художеств, где он регулярно получал за учебные этюды, рисунки, картины серебряные и золотые медали, С. Васильковский после большой золотой медали (1885) за пейзажные работы Весна, Рассвет, Степь весной в Малоросссии отбывает на четыре года в пенсионерскую поездку в Европу. Еще одну такую же награду — в 1881 году. Васильковский был членом жюри конкурса на проект памятника Шевченко 1911. – пенсионер за границей. Этой задаче отвечают и исторические картины Васильковского. Учился художник у таких мастеров, как Клодт и академик живописи Орловский.
Первые навыки в изобразительном искусстве Васильковский получил в Харьковской гимназии, его наставником был бывший крепостной Дмитрий Безперчий — соученик Тараса Шевченко по мастерской Карла Брюллова. В годы обучения Васильковский имел возможность пользоваться библиотекой своего родственника, поэта В. Александрова. Изображал народные обряды и ярмарки изучал изобразительный фольклор.
Трудился Васильковский до конца жизни. Владимир, а чем украинские деятели искусства хуже великоросских. но, видимо, создан художником 1907 (по надписи на обратной стороне, сделанной И. Бойко, потомком бывшего владельца портрета, С. И. Бойко, знакомого Васильковского). К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж. В эту творческую командировку Васильковский отправился в марте 1886 года.
Академию Художеств он закончил с большущий золотой медалью. Состоял членом Общества русских акварелистов (с 1892), Петроградского общества художников (с 1894). Родился в 1854 году в городе Изюм, Харьковской губернии. Мечта стать художником была сильнее.
Годы командировки оказались для художника плодотворными. Все они являются своеобразным пособием по народоведения. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась) — большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования. К сожалению, в годы Отечественной войны большинство картин были утрачены. В 1883 г., выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке. В 1875-1885 гг.
В конце концов, между русскими архангелогородцами и русскими казаками из Ростовской обл. Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих российских и украинских музеях. С 1888 жил на Украине, в Харькове. В 1873 году из-за денежных трудностей обучение в училище прерывается. В 1886-1888 гг. Он учился в военной академии, а она в Харьковском университете, когда они познакомились.
Одну из картин («Отара в степи»), которая получила Малую золотую медаль, Васильковский еще и удачно продал «сахарному королю» Харитоненко, серьезно поправив свое финансовое положение. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась) — большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования. Я родилась в Харькове и никогда не видела разницы между русскими и украинцами. Эти книги оказали на него сильное влияние.
Именно его оживленные фигурами полотна (Запорожец на разведке, Гон начался, Сторожевая вышка у запорожцев, Два хутора в Малороссии, Пикет казачий) достойно входят в коллекции отечественных музеев изобразительного искусства. В станковой пейзажную канву до конца жизни продолжал вплетать казацкую тематику: около 1905 создана картина Казак в степи, в которой настороженность всадника сливается с тревожным настроением вечернего степи и беспокойного неба 1911 г. – Казак Мамай, где в образе народного героя проступали портретные черты самого художника, около 1915 г. – Дума о трех братьях (Харьковский художественный музей), написанная, как панно Казак Голь, на тему известной исторической думы. За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась) – большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования.
Художник вводит в пейзажа бытовые сцены, литературных и исторических персонажей: «Свидание» (1894), Козак в степи» (1900), Ярмарка в Полтаве» (1902) и др. Создал ряд портретов исторических деятелей Украины. Васильковский – автор известного портрета Шевченко с авторской подписью (1910-11), на котором поэт изображен в полный рост, сидя, на фоне удаленной широкой панорамы степи с низким горизонтом и высоким небом. А. С. В 1883 году, выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке. Искусствоведы утверждают, что именно под их влиянием в картинах украинца появляются более чистые цвета, непосредственность искренность в отображении мотива.
— 40 726 стр., А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Их статичность временная и в любой момент может измениться на движение.
За пейзажные этюды, в которых он передавал живописность украинской природы, Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» (1885, не сохранилась) — большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования. Шишкин называл его «несравненным пейзажистом южной природы» и в молодых украинских коллегах Орловский стремился развивать любовь к национальной тематике. Многие стихи Александрова стали народными песнями. Создал ряд лирических пейзажей Украины. Программа была очень насыщена.
Родился 19 октября 1854 в г. Изюме на Харьковщине. — С. 53. Маленький Сергей имел доступ к богатой библиотеке своего родственника. К сожалению, большая часть наследия художника сегодня не существует: в годы Великой Отечественной войны более тысячи его произведений сгорело вместе с музеем погибли или исчезли и многие его работы, находившиеся в частных собраниях. На его полотнах воссоздается облик украинских казаков, эпизоды давно минувших событий.
Конкурс проходил в 1885 году. Здесь и начался его путь как художника. Всадники на страже. тт. В 1888 году появилась и одна из первых его исторических работ «Казачий пикет».
Русский, украинский художник-пейзажист. Васильковский Сергей Иванович — русский и украинский художник, мастер пейзажа. В 1883 году, выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке. В 1861 году семья Васильковских переехала в Харьков, где поселилась на Москалевке. Осознавая общественную роль искусства, участвовал в различных акциях – инициировал и возглавил отделка дома Полтавского земства (1901-1906, с участием Николая Самокиша, М. Ткаченко, М. Беркоса, М. Уварова) вместе с Самокишем издал альбом Из украинской старины (1900, русский язык, переиздан изданием Искусство в 1991 г. на украинском языке) и Мотивы украинского орнамента (1912) был среди организаторов художественного училища в Харькове (1912).
Период 1888-1900 гг. Оформил здание Полтаского губернского земства, выведя на его стенах, кроме орнаментальных украинских мотивов, три исторически-бытовых картины: «Выборы полковником Мартына Пушкаря», «Казак Голота», «Чумацкий Ромодановский путь» (1901 — 1908 гг., погибли во время Второй мировой войны). Васильковский очень увлекался украинской стариной и этнографией, много времени уделяя изучению истории Украины. или Краснодарского края разница не меньше, что не мешает им принадлежать к одной нации.
В 1881 г. получил вторую малую серебряную медаль. В студенческие годы он сильно нуждался, жил на чердаке в Академии, в так называемой «казёнке», вместе с П. Мартиновичем, А. Сластёном, Г. Ладыженским, М. Самокишем, Я. Ционглинским, которые также стали известными художниками. Близким родственником Васильковского был В. Александров — достаточно известный украинский драматург, переводчик, автор оперетты «Не ходи, Грицю, на вечорниц». Вершиной его раннего творчества была картина «На Донце», которая дала ему большую золотую медаль Академии, звание художника первой степени и академический пенсион за границей на четыре года. В 1879 г. за этюд с натуры он получил первую академическую награду — малую серебряную медаль. Из картин его, являвшихся на годичных академических выставках, в особенности свидетельствуют об его даровании: "Весна" (1885), "Пейзаж" (1886), "Охота на куропаток" и "Окрестности Хелоса, в Испании" (1888, собственность Государыни Императрицы), "Запорожец на разведках" (1889, собственность Академии Художеств).
Именно его избирает С. Васильковский для проживания, откуда совершает поездки по Франции, Англии, Испании, Италии, Южной Африке и Германии (1886 – 1888). (В Украине луг с деревьями возле пруда или реки называют левадой – в таких местах остановились передохнуть или селились казаки, чумаки). Два всадника, остановив лошадей, вслушиваются в тишину безлюдной, выжженной солнцем степи.
Писал жанровые картины на темы русской и украинской истории. Его дед был чумаком из казацкого рода, а отец — писарем. Однако в 1873 году из-за денежных трудностей обучение в училище прерывается. Занимался этнографией. В 1912 г. на второй персональной выставке в Харькове Васильковский представил серию акварельных изображений исторических деятелей (27) – Богдана Хмельницкого, Петра Дорошенко, Василия Кочубея, Петра Могилы и других, при создании которых пользовался старинными гравюрами и живописными портретами (сохранились портреты Дорошенко и Мазепы в Национальном музее изобразительного искусства и Лебединском художественном музее). Издано три открытки с репродукцией известного портрета Шевченко. В 1883 году, выполнив учебную программу, путешествует по Украине, создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке.
Этот музей стал вторым в российской империи (первый – Радищевский художественно-промышленный музей – был открыт в Саратове) и первым в Украине. Пребывание за границей усилило желание направить свой талант на развитие пейзажного жанра. В библиотеке были сочинения Николая Гоголя, Ивана Котляревского, Тараса Шевченко. Вот уж действительно – кого ты больше любишь: папу или маму. Последняя его картина «Поход казаков», написанная в год смерти, считается одним из лучших его произведений.
И в этом же году проходит в Харькове уже вторая персональная выставка живописца. Пребывание за границей усилило желание направить свой талант на развитие пейзажного жанра. Приходилось голодать, ютиться в каморке под самой крышей Академии (эта комнатка называлась «казенка»). Совместно с Н. Самокишем издал альбом «Из украинской старины» (1900) и «Мотивы украинского орнамента» (1912). Академию Художеств он закончил с большой золотой медалью. — Т. 1.
Однако в 1873 году из-за денежных трудностей обучение в училище прерывается. Готовит свои картины для выставки, посвященной открытию XII археологического съезда. Типичный сюжет Васильковского – вооруженный казак-всадник в степи или группа казаков на страже, в конном походе или на отдыхе Казачий пикет, 1888, Харьковский художественный музей, Сторожа Запорожских Вольностей (Казаки в степи), около 1890, Национальный музей изобразительного искусства, На страже, около 1890, Одесский художественный музей, Казак в степи.
Этот портрет не подписан. Малую серебряную медаль он получил за этюды с натуры в 1879 году. В 1900 г. организовал в Харькове первую персональную выставку (120 произведений). Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962.
Здесь же обитали другие земляки Васильковского — Мартынович, Левченко, Самокиш, Сластьон. В натурном классе сокурсниками Васильковского были Врубель и Серов. В 1900 году организовал в Харькове первую персональную выставку (120 произведений).
В своей последней картине – Поход казаков (1917, Национальный музей изобразительного искусства) Васильковский разрабатывает любимый сюжет более обобщенно и возвышенно. и 4 доп. ездил во Францию, Германию, Англию, Испанию, Италию, Северную Африку. Таковы картины «Казак в степи», «На страже», «Бой казаков с татарами». В крепких фигурах – уверенность и достоинство. Считают наиболее плодотворным в творчестве мастера. В Ветеринарном институте Сергей проучился всего один год.
Васильковский является автором портрета поэта (1907), который писал, опираясь либо на один из наиболее тиражируемых в то время фотопортретов, сделанный М. Доссо в апреле 1858 или на портрет Шевченко, помещенный в издании: Шевченко Т. Г. Кобзарь: С портретом и автографом. 1899 г. Пенсионер АХ в Англии, Испании, Германии и Италии (1886 – 1888). Но денег на поездку в далёкий Петербург всё равно не хватало. К этому времени художественным центром западноевропейской живописи становится Париж.
Создал свыше 3000 полотен — пейзажей, эпических произведений на историческую тематику, жанровых картин (половина погибла во время Второй мировой войны). Тревожные признаки, около 1905, Сумской художественный музей. Являлся одним из основателей Харьковского литературно-художественного кружка. За ним голубеет представлена обобщенно полоса деревьев.
В творчестве развивал тему истории украинского казачества. Дело, на втором плане – темно-зеленые высокие тополя (тоже представлены общей массе). После возвращения на родину любимым мотивом его холстов становится малороссийская степь (видимо, столь сильными были детские впечатления художника, который родился в Харькове). Умер Сергей Иванович 8 октября 1917 года. Они трактовалися романтично и были родственны по настроению с народным песенным фольклором.