Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства». Василий Шухаев – выдающийся русский художник, живописец и график, художник театра и кино, один из самых значительных представителей неоклассицизма. Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты. Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973).
В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного). Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния.
"Портрет дамы в парчовом платье" (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. Требовалось знание анатомическое. Он сломлен.
Пропитанные и вдохновленные классическим итальянским искусством, закадычные друзья вместе работали над знаменитым двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Дипломная работа студента «Вакханалия» (1912) заслужила положительную оценку А. Н. Коровина, Н. А.
Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной. Яковлевым Портрет Е. Н. К тому же свое дело делала советская пропаганда. В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя — в виде Пьеро. В 1921 – 1935 гг.
В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым. И это только — цифры по США, а еще были — эмигранты из Германии, Англии. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании — к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов».
Вскоре к нему присоединился Яковлев. При этом полная свобода поисков и экспериментов сочеталась со строгим анализом и логическим обоснованием поставленных художественных задач. В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Вскоре к нему присоединился Яковлев. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога.
Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком». Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики.
Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского. В 1935г. Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину. Кружок поощрения молодых художников в Риме выделил художнику, по просьбе А. Н. Бенуа, средства на двухгодичное пребывание в Италии. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.
В. Шухаев много работает как художник- монументалист, занимается оформлением интерьеров храма (церковь Св. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. Кардовского, который и предопределил направление творческих поисков молодого художника. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью.
Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. " Как мы далее читаем в Википедии, Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В. И. Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Всю зиму 1913 и весну 1914 года Шухаев вместе со своим ближайшим другом, тоже художником, А. Е. Яковлевым путешествовал по древним городам Италии изучая такие эталоны искусства как фрески Джотто, скульптуру Микельанджело, живопись Рафаэля, рисунки Пизанелло, архитектуру Брунеллески.
Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. Дальше дороги беженцев разошлись. Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н. Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях.
М. Горького. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. Но в запросе поисковика остался анонс той статьи, где значится, что "В апреле 1937г. В 1932 году предпринял поездку в Марокко.
Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. Родился в Москве. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.
Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им.
В 1921 году по его приглашению Шухаевы приехали в Париж, где Яковлев помог другу заняться преподавательской деятельностью: уже через несколько недель после приезда Шухаев начал преподавать в их собственной художественной школе-мастерской на улице Campagne Premire в 14-м районе Парижа. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры.
В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). И все же итог портрета всегда значителен благодаря умению художника передать не только внешний облик, но личность модели. Луки». В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). Оформил оперу Дж. В течение одного только 1930 года миллион американцев обратились в официальные советские органы об эмиграции.
В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Дама в золотом платье. 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания».
Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве». Кардовского. Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью.
Художник и жена получили по 8 (10. ) лет лагерей. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. Родился в Москве 12 (24) января 1887. В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина.
В 1949 работал над картиной «И. Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию.
«Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское. Общение с Кардовским не прекратилось с окончанием учебы в Академии Художеств (1912). С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного). Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие.
Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило. Однако, его, как и многих других эмигрантов, вернувшихся на Родину, ждала другая Россия, готовившая им не добрый прием. Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество.
Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. На портретах — люди, увидевшие страшное. В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт.
обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. С 1949 – 1951 годы Шухаев создает серию графических портретов деятелей грузинской культуры, вновь подтверждая свое мастерство блестящего рисовальщика. Поначалу все действительно складывалось удачно: он получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств, участвовал в оформлении интерьеров московской Библиотеки им.
Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. В 1935 вернулся на родину.
" Статья эта не открылась по причине "403 Forbidden" (запрета). Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России.
Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер "Русского общества в Риме". Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Он сломлен.
Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925). Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях».
Занимался книжной графикой и сценографией. После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий, а также в оформлении театральных постановок.
Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника. Он написал групповой портрет офицеров, расположив их на фоне живописного пейзажа с облаками и зеленым холмом. Портреты ударников, передовиков производства. Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников.
Бенуа и по его рекомендации, -- двухлетнее оплаченное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме, с конца 1912 по ноябрь 1914 года. Преподавал в различных заведениях. В 1912-1914 гг. В январе 1920 года В. И. Шухаев и его жена вместе с семьей художников И. А. Пуни и К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешли границу с Финляндией— в отделившейся от революционной России Финляндии находилось имение отца Ивана Пуни, куда и направились обе семейные пары, — бежав от советской власти потом несколько месяцев провели в поселках Райвола и Мустамяки. Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи.
В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького. В 1935году вернулся на родину. Пушкин в портретах". Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. А. О. Таманян).
работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». В 1947-1973 гг. Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей.
Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин». Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. Одной из главных особенностей выставки являются театральные эскизы, созданные В. И. Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии. В 1897—1906 гг.
Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей).
В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды.
Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года. С 1920 по 1935 г. жил за рубежом. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку.
Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси. В 1897—1906гг.
В начале 1930-х годов Шухаев пишет выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание).
В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920). С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. Нормандия, 1925, все – в ГРМ).
Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. Можно умирать».
Но Сергей Анатольевич, мягко говоря, поостыл. Шухаева от 4 сентября 1937 г» было пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов.
Кирова. Выбор Магадана для предлагаемого выставочного проекта оказался не случаен. В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра — оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму.
Вскоре после Октябрьской революции курсы закрылись, но преподавательской деятельности Шухаев не бросил. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого.
И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии. Он пытался проникнуть во внутренний мир природы. Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева. В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро. В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки». В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина.
Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
Коровина. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. Кроме этих двух портретов — эскизы театральных декораций. В 1935—1937 — преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР.
Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. Ученик К. А. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912 г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств.
Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни. Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева». Луки» – детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского.
Дальше дороги беженцев разошлись. За ней последовала Франция. Огромное значение в мастерской Кардовского придавалось работе на натуре и с натурой, высокой технике рисунка, совершенствованию технологических приемов. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга.
По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме».
К 1920 – 1930 – м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия». Кирова) и ряду других постановок. Занимался книжной графикой и сценографией. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит».
художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах.
Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. Так что все складывалось удачно — и личная жизнь и дружба и творчество. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров.
В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже».
Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911 г. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. Шухаевой, 1917 Натюрморт. Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены.
Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики. Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ. Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся — Александром Яковлевым.
За это время прошло множество выставок его произведений. В Петрограде началась его художественно-педагогическая деятельность, которая продолжилась, спустя годы в Париже, а затем в Ленинграде и Тбилиси. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться. Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского.
В 1935 г. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Он сразу окунулся в театральную жизнь — оформлял спектакли: оперу Дж. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками.
Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. В 1957 году на Кузнецком мосту была выставка его работ, его книга жизни. С 1947 вёл класс рисунка в Тбилисской Академии художеств, впоследствии получил звание профессора.
По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме». К тому же свое дело делала советская пропаганда. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке.
В 1947-48 гг. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. жил в Париже.
Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф. Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса.
Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде. В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга.
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. «Шухаев был на Колыме десять лет. В 1921-35 гг. Профессор кафедры рисунка, он воспитал здесь целую плеяду художников и сам создал множество работ — портретов, натюрмортов, пейзажей, декораций. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. В 1920-х гг.
После войны Шухаева освобождают. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи.
В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия). Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский художник, график иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты. Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927). Наибольшую известность снискали его портреты.
В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника. Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное.
В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году. Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916).
В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. Часть произведений Василия Ивановича Шухаева была утрачена, а сохранившиеся работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном литературном музее Москвы и других музеях России, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии. Наибольшую известность снискали его портреты. Хлеба. Шухаев немедленно выезжает в Россию. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Помог близкий друг художник Александр Яковлев.
З. Палиашвили. Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной. Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916). После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). В феврале 1935 года он приехал в Ленинград.
Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа. И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию. он жил в Париже. Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев.
Например, во второй половине сентября 1913 года в письме Ольге Людвиговне: «В последнее время неотвязно сидят в голове русские иконы. Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. Он едет в Тбилиси — на юг, на юг, унося ненависть к Северу. Масштабная выставка произведений Шухаева в Москве 2014 года показала большой зрительский интерес к искусству художника, в том числе – к искусству магаданского периода.
Вскоре «Цех» распался. В. Шухаеву были интересны неожиданные ракурсы и выразительные силуэты, а в лицах он искал неповторимые характерные особенности. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей». Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С.
Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936).
В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию. Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни — и творческой и личной. Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж.
В апреле 1937 вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, был арестован по вымышленному обвинению в шпионаже и осужден на 8 лет лагерей. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914). 8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом».
Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). И все. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена через много лет, в 1962 г. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея.
В. Сталин в Крцанисском ущелье». В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Вместе с Александром Яковлевым был приверженцем классицизма, в дальнейшем творчестве сохранял неоклассический стиль, писал многочисленные портреты. В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность. В 1928 году в Ленинграде, в залах Академии Художеств прошла персональная выставка художника-эмигранта Александра Яковлева: были представлены работы из коллекций и репродукции. Идея этого автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда "Шарф Коломбины", поставленного в 1911 г. в "Доме интермедий" в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью.
Наступил новый этап в творчестве художника. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война. Помог близкий друг художник Александр Яковлев. Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй». Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair».
В 1918 – 1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом. Так хочется посмотреть их. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия». В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами.
Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой. Работа с регионами – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях. Творчество Шухаева — живописца, графика иллюстратора книг, театрального декоратора — стоит несколько особняком в советском искусстве.
Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930). Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры.
В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра. Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»). Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку.
В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. Общение с Кардовским не прекратилось и с окончанием учебы в Академии Художеств. Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию».
Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев.
В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е. В. И.
Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»).
Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года. – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме. В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. После возращения В. И. С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера.
Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. Педагог. 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». Он пишет картину Клятва Сталина в Гори — подхалимскую. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Но я загорелась любопытством от созерцания работы В. Шухаева в 2-томнике.
Шухаева, 1936г. (крайнее левое фото на заставке). – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств. После того как стало известно, что Шухаев— художник, его назначили оформителем местной самодеятельности.