Василий Шухаев жил во Франции, возглавляя вместе с А. Е. Яковлевым школу-мастерскую. Василий Шухаев – выдающийся русский художник, живописец и график, художник театра и кино, один из самых значительных представителей неоклассицизма. После освобождения Василий Шухаев жил и работал в Тбилиси, преподавал в тбилисской Академии художеств (1947 -1973 гг. ).
Елена Ахвледиани и Василий Шухаев. Шухаев Василий Иванович (1887-1973) – русский и советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Выставка произведений Василия Шухаева – первая часть большого исследовательского проекта Московского музея современного искусства. Василий Иванович Шухаев прожил долгую, сложную и яркую жизнь, в полной мере отразившую все драматические перипетии русской художественной интеллигенции ХХ столетия.
Увлекшись театром, Василий Шухаев в конце 1910— начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Василий Шухаев. Его хорошо знал и описал литератор Варлам Шаламов, который упоминал и Василия Шухаева в рассказе «Галстук» из «Колымских рассказов».
Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже». Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства». Василий Шухаев Писал стилизованные под старину портреты, пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. По окончании училища по классу чеканки Василий Шухаев поступает в Петербургскую Академию художеств, где занимается в мастерской Д. Н. Кардовского.
(на 35 лет пережил своего товарища Василий Шухаев). Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973). Василий Шухаев (1887–1973). В 1937 г. Василий Шухаев был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане, где оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра.
Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты.
Преподавал в различных заведениях. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. В 1935 вернулся на родину. В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи.
"Портрет дамы в парчовом платье" (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств. После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси.
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Дипломная работа студента «Вакханалия» (1912) заслужила положительную оценку А. Н. Помог близкий друг художник Александр Яковлев. В 1947-1973 гг.
В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио. Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже». В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти.
Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия». Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Коровина. В. Сталин в Крцанисском ущелье».
В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С. Хлеба. Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России. В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина.
После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме. Занимался книжной графикой и сценографией. Педагог.
В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). З. Палиашвили. Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств.
в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. И хотя на ней было представлено творчество Шухаева далеко не полным, выставка показала, что в истории русского и советского искусства этот художник занимает особое место. Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях. Требовалось знание анатомическое.
Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева. Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897 – 1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906 – 1912) у Д. Н. Кардовского.
В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Луки». Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее). Сам портрет он пишет маслом, лессировками, а фон передает условно тремя цветами- черным, синим, розовым. Художник и жена получили по 8 (10. ) лет лагерей.
Но Сергей Анатольевич, мягко говоря, поостыл. Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица.
Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин». Картина не была завершена, но портретные рисунки к ней заняли значительное место в его творчестве. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве».
В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа. Родился в Москве 12 (24) января 1887. Кирова. В 1921-35 гг. И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии.
В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию.
Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан. В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е.
В 1935году вернулся на родину. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки.
Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914). Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики.
В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро. Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью. В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького. Он убежденный русский, не подчеркивая этого.
Наступил новый этап в творчестве художника. В 1921 – 1935 гг. Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра.
С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. становился модным портретистом, вот таким образом большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»). Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга.
М. Горького. В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей. Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой.
Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927). Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро).
Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей). Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916).
Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило. Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф.
После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский». Одной из главных особенностей выставки являются театральные эскизы, созданные В. И. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. Наибольшую известность снискали его портреты.
В Париже художник продолжает заниматься живописью, но впервые пробует свои силы в книжной графике. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки». Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме». Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973).
Нередко художник, как в годы юности, обращался к старым техникам – энкаустике, работе по золоту. с Яковлевым использована тема «Сказки Пушкина в музыке»). В 1920-х гг. В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры.
Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Шухаевой, 1917 Натюрморт. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. Работа с регионами – одно из приоритетных направлений деятельности музея.
«На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей». В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде.
Кардовского, который и предопределил направление творческих поисков молодого художника. Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930).
Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев. За ней последовала Франция. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами.
В 1932 году предпринял поездку в Марокко. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». В 1935 г. Шухаев вернулся на родину.
Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С. Вскоре к нему присоединился Яковлев.
В 1960-е писал картины по эскизам, выполненным во время марокканского путешествия, переписывал в новой гамме некоторые свои французские пейзажи 1930-х годов. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского. Мастеру приходилось создавать эскизы к самым различным жанрам – операм, опереттам, трагедиям, комедиям, а также оформлять сцену для концертов.
Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского. В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». Контрастные образы героев словно олицетворяют единство и противоположность материи и духа, земного и небесного. Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев.
Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное. Общение с Кардовским не прекратилось и с окончанием учебы в Академии Художеств. В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» Б. Коварский, В, Мешков, Н. Радлов, Н. Ремизов, М. Фохт). Кирова) и ряду других постановок.
И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию. Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»). Вскоре к нему присоединился Яковлев. Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии.
В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им.
В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. Шухаева от 4 сентября 1937 г» было пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Метод преподавания Д. Н. Кардовского строился на бережном отношении к природному дарованию ученика.
8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом». Дальше дороги беженцев разошлись. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи.
Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей.
В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко. Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт. Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов.
В конце 1916 года Шухаева пригласили преподавать рисунок на Женские курсы высших архитектурных знаний. Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами.
Выбор Магадана для предлагаемого выставочного проекта оказался не случаен. В 1935 вернулся в СССР, получив персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия). В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста. Наибольшую известность снискали его портреты. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962.
В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А. Бриана, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ф. Шаляпина, Н. Слонимского и др. ). Он продолжал обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств. Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество.
Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях. В 19 36 в Ленинграде и Москве состоялась большая ретроспективная выставка работ III, на которой были выставлены работы эмигрантского периода и написанные по возвращении. Кардовского. С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе.
Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. В Магаданском музыкально-драматическом театре им.
Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной. За ней последовала Франция. В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра. Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью.
Персональные выставки Ш. В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет). Художник изобразил себя в виде Пьеро. От воинской повинности Шухаев, как и многие художники того времени, был освобожден по постановлению Совета народных депутатов. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться.
Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея.
По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх. Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена лишь в 1962 г. Художник изобразил себя в виде Пьеро.
В 1947 году Шухаев приглашен в Грузию дли постановки Евгения Онегина и преподавания в Тбилисской Академии художеств. Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С. Петров, В. Суворов, П. Ивановский и др. ).
В 1935 вернулся на родину. В 1897—1906гг. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро». " Статья эта не открылась по причине "403 Forbidden" (запрета).
Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Так хочется посмотреть их. С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934). Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни. Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России.
Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. Родился в Москве.
А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. Общение с такими выдающимися личностями в истории мировой культуры не могло оставить равнодушным художника. 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания». Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). В 1932 предпринял поездку в Марокко. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты.
Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). За ней последовала Франция. В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым.
Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину. В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах. Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью.
А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским. Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи.
В течение одного только 1930 года миллион американцев обратились в официальные советские органы об эмиграции. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. жил в Париже. С 1920 по 1935 г. жил за рубежом. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды.
С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного). Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Оформил оперу Дж.
В 1947-48 гг. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках.
Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров. В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником.
Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника. Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. В 1962 заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.
Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война.
Коровина, Н. А. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена через много лет, в 1962г. «Ш. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет.
В 1921 переехал в Париж. В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года. В 1920 году вместе с женой, художницей Верой Гвоздевой, уехал в Финляндию, затем в Париж, где жил до 1935 года.
Причем посольство США в Москве отказывало в помощи своим согражданам, считая куда более важным сохранение дипломатических отношений, а не человеческие жизни, но всё это было позже. В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного). Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. В июле 1911 женился на студентке живописно-скульптурного отделения АХ Елене Николаевне Ежовой. Вскоре «Цех» распался.
Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции. Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму.
Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. В 1912-1914 гг. В. И. Сын бывшего крестьянина деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, который вместе с женой обосновался в Москве и работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца. В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925) и «Две любовницы» А. де Мюссе (1928) иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова.
Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). Но я загорелась любопытством от созерцания работы В. Шухаева в 2-томнике.
коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым. Родился в Москве.
Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской.
Общение с Кардовским не прекратилось с окончанием учебы в Академии Художеств (1912). Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева.
В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. Пушкин в портретах". Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА.
Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств – Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917 – 1920). Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». " Как мы далее читаем в Википедии, Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В. И.
Привезенные оттуда этюды послужили ему впоследствии материалом для создания целой серии работ. «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. К тому же свое дело делала советская пропаганда. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи.
Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920).
В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair». Ученик К. А. А. О. Таманян).
Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. Шухаев немедленно выезжает в Россию. С 1920-х иллюстрировал книги. Нормандия, 1925, все – в ГРМ).
Работы Ш. монументальны в истинном и лучшем смысле слова», писал немецкий критик П. Бархан. В 1949 работал над картиной «И. Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой.
он жил в Париже. С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку.
Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.
Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога. В 1962 г. была организована первая на родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913 – 1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. В. И. Шухаев проиллюстрировал пушкинскую трагедию в иконописной манере конца XVI— начала XVII века, — то есть в том стилистическом ключе, который наиболее близок эпохе Б. Годунова. В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника. Шухаева, 1936г. (крайнее левое фото на заставке).
В 1935г. Идея этого автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда "Шарф Коломбины", поставленного в 1911 г. в "Доме интермедий" в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. Писал в основном жанровые картины, натюрморты, пейзажи— последние, кстати, вылились в одну из самых интересных его серий. Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств. За это время прошло множество выставок его произведений.
В феврале 1935 года он приехал в Ленинград. Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй». Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком».
Но в запросе поисковика остался анонс той статьи, где значится, что "В апреле 1937г. В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства.
В 1921 – 1935 жил в Париже. Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988). По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. Но семья оказалась недолгой, потом, позже, в 1918 году в голодной Москве от бесприютной жизни умер их с Шеншевой маленький сын Шурик.
Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы. В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы.
Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925). Яковлевым Портрет Е. Н. Занимался книжной графикой и сценографией.