Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу». Наступило и это «завтра». Теперь художник думал о группе Ермака. Меня эта идея всегда укрепляет».
Стучусь в досчатую дверь. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Газеты некоторые тоже из партийности мне подгаживают, но меня это уже не интересует. – Говорили разное, называли разные темы и только в самое последнее время стали увереннее называть «Ермака». Кучум собрал огромную армию, в несколько раз превосходившую численностью казаков. Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака». Репин писал: Впечатление от картины так неожиданно могуче.
Нашел тип для Ермака». И так до рукопашного боя, который, кстати и происходит на заднем плане. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины. Греческую красоту можно и в остяке найти. Царь России выдал за него собственную дочь.
В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец. Читали на занятиях. О картине начали говорить, ее ожидали с нетерпением. Это костяные бусинки, нанизанные на железные прутики. Казаки, видимо, его не ожидали.
Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника. В центре фигура Ермака, протянувшего вперед руку. Учился в петербургской Академии художеств. Знамена едва намечены. Писем было три.
В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции. Недаром еще ранее, прочитав- историю донских казаков, он писал брату: «Душа так и радуется, что мы с тобою роду хорошего». человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. Лист подклеен с трех сторон. В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех. Издательница журнала «Север» Ремезова поспешила приобрести у Сурикова право на литографское воспроизведение картины (цветная литография больших размеров была разослана подписчикам «Севера» в декабре 1895 года). Тем не менее дело, начатое ими, не заглохло.
С 1895 г. был. А он не давал положительных результатов. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. И вот я завтра увижу его. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Что-то явно не стыкуется в этом рассказе. Как всплеснет она руками.
– Пишу этюды в музее и татар здешних и еще виды Иртыша». Чистякова, Б. П. После гибели Спиридона, произошедшей в 1395 году, родился у него сын, названный Кузьмой (Козьмой), который получил в память об обстоятельствах смерти отца фамилию Строганов (Строгонов). Меня казаки очень хорошо приняли. Это не батальный эпизод и не случайная стычка двух враждебных отрядов. Разговорившись с ним, я узнал, что ему известны некоторые подробности создания картины «Покорение Сибири Ермаком». Тут же, рядом с Ермаком, стоит его помощник — есаул Кольцо.
Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Я, говорит, ничего не слышу и ничего не вижу. Холодно, сыро. Эта семья носит еще название мужик, то есть, крестьянин, преимущественно как почетное имя.
1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» находится в Русском музее). Татарские лучники оказали упорное сопротивление. В юности писал иконы по заказам. Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия.
Казаки мы с тобой благородные – родовые, а не лакеи. Через 2 дня он уже в Минусинске. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика. Книга была написана им в 17 веке. Сердюков) и расположенном по ул. Вместе с тем зритель чувствует их уверенность в победе. «Я пошел в Исторический музей, где тогда устроился Василий Иванович в одной из запасных неоконченных зал, отгородив себя дощатой дверью, которая замыкалась на большой висячий замок. Судьба же Ермака и его отряда была трагична.
Третье письмо подводит итог пребывания художника на Дону. Адресованы они в Красноярск матери художника – Прасковье Федоровне и брату Александру. В многоликой толпе выделяются казаки, с резко очерченным профилем, со сверкающими глазами., ходили давно, года два-три, – вспоминал М. В. Евдокимов – один из первых биографов великого художника. Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали.
Слева представлен казачий авангард, который композиционно четко выделяется в картине. В то время как Ермак сдержан и спокоен, весь облик есаула Кольцо выражает страстное нетерпение. «Боярыня, говорит, Морозова. Как почетный титул им позволено подписываться, когда они подают царю челобитные именем Сирота твой, что значит, как бы вассал, сирота, между тем как другие дворяне подписываются «холоп твой», что значит раб. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Издана еще при его жизни.
Теперь уже вписываю их». Вступив в пределы Сибирского ханства, он встретил жестокое сопротивление. Тут же, на расстоянии 30–40 верст, живут вогуличи или вогулы имеющие дома и жилища. С 1895 г. был. В Ермаке Сурикво поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения.
Наконец, ему удалось устроиться в просторном запасном зале Исторического музея, где позднее им будут написаны и «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин». 6 августа он был уже за работой в Москве. Вот таким образом я уверена, что по крайней мере их работа произведена честно и качественно. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение3. «Войдите».
Понял и я ее и тоже вначале молчал. Композиция вытянута по диагонали. Последний тоже был артиллеристом, участвовал в русско-турецкой войне и был награждён серебряной медалью. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910).
Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины (размерами 10359 см). «Где, спрашиваю, переночевать да попить хоть чаю. » Ни у кого ничего нет. не хочет превратить татарское войско в безликую массу. Нестеров, один из первых понявших величие «Ермака». Следующей ступенью к осуществлению замысла был эскиз, хранящийся в Русском музее. О них Суриков не забывал никогда.
«Ишь, – говорят, – еще не служил, а ездит хорошо. ». Помог, как часто бывает, счастливый случай. Мощным клином врезается он во вражеские ряды. Суриков сумел в одной картине объединить огромные фактические знания о прошлом Сибири, скрепив эти знания глубокой поэтической идеей. Этюды для этой своей картины Суриков писал на реке Оби.
Я пригласил его на занятия секции. Именно батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков— для образа есаула Ивана Кольца. Вот некоторые выдержки из него: «Мы возвратились из поездки по Дону. Перед ним раскрывалась жизнь, нравы, характеры, судьбы людей, Во время длинного пути в Сибирь Суриков встречал не только «натуру», прототипов будущих полотен, но и тех людей, для которых он писал. Работа велась на Оби и в Хакассии. Они проживали в то время в городе Ростове, теперь уже и их нет в живых.
После зимовки на перевале отряд его добрался до реки Тобол. Итак, Макар Агарков. Установление родственников Ковалёва большой трудности не представляло. Мы не только видим первобытные лодки остяков и эвенков их сшитые из оленьих шкур и окаймленные чудесно расшитыми узорами одежды их своеобразные, необычайно легкие весла, но ощущаем всю гамму чувств, которую испытывают они в эти трагические минуты.
Исходя из общего сразу же верно найденного замысла – показа казаков в момент решительного наступления, художник ищет для группы казаков предельной динамичности, объединяет их единым целеустремленным движением, придает их лицам и фигурам единообразный профильный поворот (среди первоначальных эскизов нередко встречаются, например, у заряжающего ружье в передней лодке, лица в фас). Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске3. В этой связи уместно вспомнить и строки из более позднего его письма (7 сентября 1895 года), в которых художник раскрывает смысл своей родовой гордости: «Насчет отличий нам, брат, с тобой не везет. В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия.
И Суриков очень тонко живописными средствами показал это. Бударина его портрет работы Сурикова находился до 1934 года. Этюд этот, написанный в Красноярске, почти в неизменном виде перешел в картину. Нашел тип для «Ермака», – делится он радостью с братом.
Утром подошел пароход. Тартары случайно захватили его в плен и исстрогали его тело и так умертвили его ибо Строганов значит по-русски «строганный». Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Воображение его потрясено. Оказывается простые, на первый взгляд, вопросы решить было нелегко. 20 сентября Суриков перечисляет брату довольно обширный ряд зрителей: «Я теперь кончаю «Ермака» в зале Исторического музея в Москве, вот уже месяц.
В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде. Учился в петербургской Академии художеств. Живу за тысячи верст от центров, от жизни». Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски.
Познавательное значение «Покорения Сибири» не исчерпывалось оригинальностью замысла, новизной материала и изобразительных средств. И. Е. В конце июня он уже в Москве. Стучусь к ней.
Их-то и собирался написать Василий Иванович на Дону. Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины8 (размерами 10359 см9). Одно из них написано из Москвы 23 мая 1893 года. Тела его не могли найти.
Один экземпляр этой книги был подарен Петру 1. Теперь уже вписываю их. ». Суриков терпеть не мог писать «от себя», фантазировать, «придумывать» то или иное лицо. Крупской, после смерти И. В.
Он сделан на бумаге карандашом и акварелью. Вот как выглядел первоначально пустынный берег. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. 1892 год был вообще плодотворен.
Мы приступили к их изучению. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. В тщательных эскизных разработках художник варьирует число сидящих, однако скоро останавливается на четырех, причем уже в акварельном эскизе 1891 года (Третьяковская галлерея) их размещение и позы близки картине.
Всё выглядит довольно уныло и серо из-за использования автором большого количества серого и коричневого цвета в основе картины. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Здесь дело пошло быстрее. Георгию на казачьей хоругви.
Сел я на него, а она, завернувшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме.
Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения.
Это был очерк о В. И.
Учился в петербургской Академии художеств. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным. Под наконец тартарары, видимо уставшие убегать от грозного атамана, быстро разбили всю его дружину в количество 500 человек (жалко не сообщается о количестве жителей тех городов, которые так быстро захватил Ермак) и убили его самого. Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2.
Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2. Картина сильно подвинулась. У Д. В.
Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Теснота квартиры на Долгоруковской улице сильно затрудняла работу над большим полотном.
Учился в петербургской Академии художеств. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение. Еще осенью 1893 года он показывал «Ермака» нескольким знакомым казакам и с удовлетворением отмечал, что «казачьи типы казаки, которые у меня были в мастерской, признают за свои».
«Я живу теперь в Тобольске, – читаем мы из его письма к брату 1 июня. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра. Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума». Автором очерка являлся И. В. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. провел на Дону, подыскивая наиболее выразительные типы для основных персонажей.
Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»). Когда что-нибудь его не удовлетворяло, он готов был начинать все сначала, лишь бы конечный результат был именно таким, какого он добивался. Поход Ермака был тяжелым. Оболенской, граф Комаровский – начальник Оружейной палаты и еще некоторые ученые, московские художники, Забелин – историк, Семидалов – доктор – брат судьи и еще некоторые военные и все они признают, что «Ермак» у меня удался, не говоря уже о других фигурах». Однако чувство ответственности и настойчивость не покидали Сурикова. Ермака еще не загораживает от зрителя группа казаков.
– Вхожу и вижу что-то длинное, узкое. Нашел тип для Ермака». Автор портретов и пейзажей. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука.
Шамшина, П. П. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2.
С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке»., – еще не служил, а ездит хорошо». Между тем, всё это время мы не забывали об акварельном портрете атамана. Однако для картины одного сибирского материала было недостаточно. Они помогли одному разбойнику, по имени Ермак Тимофеевич, оружием и припасами. С большим живописным мастерством и выразительностью написан и этюд-типаж «Донской казак Кузьма Запорожцев», представляющий собой острый портрет. – Я написал много этюдов все лица характерные. Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске.
В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление. Длительные поездки необычайно обогащали опыт художника. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме». И хранился (хранится все еще возможно) в ленинградской библиотеке.
Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь. Через некоторое время получили ответ из музея. С 1895 г. был.
Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2). Гребнева. К большому сожалению, фотокарточка Антона Тузова у его родственников не сохранилась. 16 сентября в «Русских ведомостях» появилась статья с подробным описанием картины, в предваряющих описание строках говорилось: «Известный художник В. И. За несколько миль оттуда, на противоположном берегу, стоит другой городок, Верхнее Усолье или Усолье Камское, о котором многие говорят, что он стоит лишь на расстоянии 2–х миль от первого Усолья, тоже принадлежащего этой семье.
«Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, найдете». Оно было написано из Москвы 6 августа. В этнографической коллекции Минусинского музея он делал зарисовки с одежд туземцев, украшенных бисером и необычными узорами. Но наконец, ночью, тартары напали на него.
Ковалёва, с которого впоследствии была изготовлена фотокарточка, выполнен кистью талантливого художника имеет большое сходство с образом Ермака на картине Сурикова. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Но есть и завистники. Ошибки, конечно, могут быть у самого Витсена. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке»1.
«Мы возвратились из поездки по Дону, – сообщает он брату. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Кузнецова отправился в Петербург. С 1895 г. был. Давит серое небо на уже бегущих всадников.
В центре казачьей массы— сам Ермак изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут». Зритель ошеломлен этой невидальщиной.
Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства. Стучу в дощатую дверь. — «Войдите». «.
С 1895 г. был. Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское. Этот Спиридон женился на родственнице московского князя Дмитрия Донского, но в дальнейшем попал в плен к татарам и за свое нежелание вернуться в прежнюю веру подвергся мученической кончине— хан приказал «привязать его к столбу, тело на нем изстрогать, а потом, всего на части изрубя, разбросать», что и «делом было тотчас исполнено». Посмотрим на картину и мы (теперь «Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. К этому времени относятся первые сведения о «Ермаке» в печати. По его просьбе устраивались скачки, он был «за своего» на казачьем «круге» – сходке.
Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Вскоре представился новый счастливый случай. Написал порядочное количество. Суриков увидел его в Оружейной палате.
Почти вся земля на обеих сторонах реки принадлежит им. Единственный путь, на который мы могли рассчитывать, – это опрос пожилых людей. Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения. Из толстых длинных стволов старинных казацких ружей вылетает пороховой дым и пламя. Спать не пришлось: проговорили мы до утра. Деревушка — несколько изб.
Учился в Академии художеств у П. М. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Так как он не был свидетелем и очевидцем тех событий, которые описывает. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Учился в петербургской Академии художеств.
Его работа состояла в том, чтобы перевести все это на голландский язык и систематизировать боле менее по тематике. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Ее видели Потанин – знаменитый путешественник, потом начальник музея кн. Проснувшись, он намеревался бежать к своим судам на реке. Много, конечно, уже написано на эту тему.
Сухарева. «Говорят, что эта лучшая моя картина», – как передавал их отзыв сам автор. В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно. Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»6. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников.
Оттуда примерно в 20 верстах, на левом берегу, стоит упомянутая Ермакова гора. Но мало, наверное, кто знает, что по этому поводу написано в книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария». Отъехали далеко-далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани».
Царь послал самого Строганова с войском против этих тартар. Набросок головы Ермака, который Суриков сделал сепией в сентябре 1891 года (Третьяковская галлерея), получил теперь реальное воплощение. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. Оттого, что не умеем заискивать. Щербатов с женой и сестрой – кн.
Это совсем другой характер и темперамент. Сурикове 1933 года издания. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них.
«Далее, эти Строгановы были первыми, открывшими Сибирь. Нужны были, как говорил он сам, «лица старых казаков». Написал порядочное количество. Он «очень хвалит картину», – пишет Суриков брату. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895). Множество разнообразных лиц переписал он за несколько месяцев.
– Не торопясь, с божьей помощью, можно хорошо кончить ее к будущей выставке. Георгию на казачьей хоругви. Из сообщения Тузова мы узнали, что до революции в станичном правлении долгое время висела репродукция картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика1. Быкадорова мы добыли фотографию Ковалёва. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар.
Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу.
На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Я написал много этюдов: все лица характерные. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2.
Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары. Движения казаков неторопливы, не чувствуется никакой суеты, спешки. Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Они еще живут в этих краях. Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска.
Оттуда, вверх по реке на расстоянии 25 верст стоит городок под названием Камассина. Такая же фотокарточка, но увеличенная имеется у В. К. На прииске И. П.
Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Ими оказались Быкадоров Дмитрий Васильевич и Сухарев Василий Карпович. Естественно, что его особенное внимание привлекает лагерь победителей-казаков. Особое внимание уделяет Суриков разработке образов. «Останусь здесь недели две еще.
«Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник». Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. При первом же взгляде поражает огромный масштаб запечатленного художником события – людские массы, кажется, населяют полотно и еще большие угадываются за его пределами, Правда, на самом деле фигур не более сотни, но кто усомнтся, что видит перед собой битву народов, воспроизведенную в ее решающий, кульминационный момент. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом., со свойственной ему скромностью, сообщал брату об этом в осторожных выражениях: «Картина помаленьку подвигается».
Полотно было приобретено императором за 40 тысяч рублей— по словам Михаила Нестерова, самую большую сумму, за которую когда-либо покупались картины русских художников. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины. Характерно, что знамя «Спаса», под которым стоит Ермак имеет славную и многовековую историю.
Суриков заканчивает свою новую большую картину «Покорение Сибири», которая представляет результат четырехлетнего труда, картина, очевидно, будет закончена к ближайшей передвижной выставке». В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины. Лето этого года он провел в Сибири.