Искусство Яна ван Эйка выразило с покоряющей убедительностью природную красоту бытия, духовное достоинство и ценность человеческой личности. Некоторые писатели ложно приписывают Яну ван Эйку открытие техники живописи маслом. Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка.
Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Свой путь в качестве художника Ян начинал не один, а в сопровождении своего брата, Хуберта ван Эйка, у которого учился искусству рисования. Картина Ян Ван Эйка, мастера из Брюгге, фламандского живописца эпохи раннего возрождения, — в которой спрятана подсказка. Ван Эйк считается одним из самых значительных художников своего времени.
Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем — важнейшее произведение ван Эйка. Младший брат художника и своего учителя Губерта ван Эйка (1370—1426).
К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге. В составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений.
Главное — это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом.
Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. Но имя Яна ван Эйка помнили, его произведения берегли. Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, – еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
В национальной галерее искусств Вашингтона представлена картина «Возвещение», которая приписывается руке ван Эйка. Ян ван Эйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь – один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Эволюция алтарной картины и портрета в творчестве ван Эйка.
Среди шедевров Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой— так называемый «Портрет четы Арнольфини». Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Самая знаменитая работа братьев Ван Эйк и одно из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи – Гентский алтарь – находится в соборе св. Выдающиеся достижения этого реалистичного направления, например, фрески Томмазо да Модена в Тревизо, работы Робера Кампена, повлияли на стиль Яна ван Эйка. «по всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку (1385/90— 1441).
Эйк, ВАН Основные характеристики творчества Яна ван Эйка. Его размер – 3, 64, 5 м. Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Среди шедевров Яна ван Эйка— «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой— так называемый «Портрет четы Арнольфини». Самое значительное произведение Яна ван Эйка, принесшее ему величайшую славу, — монументальный многочастный полиптих известный под названием Гентский алтарь (именуемый так по месту своего нахождения — собору Святого Бавона в Генте).
Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом. Реформа живописной техники, осуществленная ван Эйком. После появления этих работ особо искушенные зрители стали отмечать, что Ян ван Эйк умел удивительным образом объединять разные элементы в единую композицию. Среди его картин: портрет неизвестного мужчины (1432), портрет мужчины в красном тюрбане (1436), портрет Яна де Лиюв (1436) в Вене, портрет жены Маргареты ван Эйк (1439) в Брюгге.
Они являются основоположниками новой реалистической традиции фламандской живописи 15 в. ВАН ЭЙК (Eyck, van), фамилия двух знаменитых фламандских живописцев конца 14 – начала 15 в., братьев Губерта (Hubert van Eyck, ок. По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат живописцу Яну ван Эйку (1385/90 – 1441). Ян ван Эйк ладший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426).
Отличительным качеством работы Яна ван Эйка была трудная имитация его работ. Эйк Ван, братья: Губерт (ок. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ван Эйка. Ян ван Эйк (нидерл.
Ян ван Эйк развил технику писания маслом. В 1422 году Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. «здесь был Ян ван Эйк.
Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Младший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426). Его картины привлекают взор внутренним сиянием, а также тонким мастерством, которым владел великий Ян ван Эйк.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». В преимуществе масла перед гуашью (или перед всякой иной техникой, в основе которой лежит пользование водой и быстро сохнущими красками) можно убедиться, сравнивая (увы, теперь только в фотографиях) технику миниатюр Туринского часослова с техникой Гентского алтаря.
Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Портрет четы Арнольфини.
Франциска» и «Мадонна в церкви». чувством изображение купца Дж.
сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаич. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Наружные виды (да и сами персонажи) в картинах обоих братьев заключают в себе всегда такую смесь острой наблюдательности натуры с ошибками, выдающими отсебятину, что невозможно решить – составлены ли эти картины по этюдам или они писаны прямо и по частям с натуры (причем, в таком случае, несоответствия можно было бы объяснить лишь неумелостью в комбинировании частей). посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года.
Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. Придворный художник великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422—1425). Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Несомненно, что декорация первого плана в Мадонне Роллена есть нечто сочиненное, подстроенное, но пейзаж в фоне, такой правдивый и убедительный, что может быть действительно написан с натуры ведутой. С 1425г. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. С исключительной реалистич. А на последнем плане — далекие синие горы. Иск-во В. Э. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале».
галерея, Лондон). Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. Искупление свершилось. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Христос родился и умер.
Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно-голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Это необычайно тонко, точно и живо. Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. Творчество В. Э.
Мощное воздействие иск-ва В. Э. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Их славят музицирующие и поющие ангелы.
Наиболее ранние — «Стигматизация Св. В упомянутой выше неоконченной картине Яна Св. проблем требовало разработки новых средств худож.
Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе». По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.
Наиболее крупное произведение Ван Эйк – знаменитый Гентский алтарь (полиптих в соборе св. Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. Впереди Источник жизни. особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности.
Супруги представлены в рост в интерьере своего дома, скорее всего в момент заключения брачного договора ряд тончайше выписанных символических деталей (белая собачка, например, аллегорически выражает верность, а метелка — чистоту), торжественная сосредоточенность поз, жестов, выражений лиц, наконец, само интимно-задушевное внутреннее пространство замечательно передают характерную для Средневековья и Возрождения идею гармонического брачного союза как малой церкви, полной покоя и добротолюбия. пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармонич. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Искупление свершилось. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения.
Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. художественная галерея). Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). С 1425г.
Eyck, Jan van) Ок. превращает традиц. К великому сожалению, в настоящее время не существует ни одной работы ван Эйка, которая могла быть определена как его автопортрет. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
У его ног — царская корона — атрибут Христа. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты В. Э. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Картина была заказана художнику каноником церкви св. живописи двойной портрет– проникнутое сложной символикой и, одновременно интимно-лирич. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), В. Э. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. В 1427 – 1428 гг.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ).
Гентский алтарь. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Св. испытали не только нидерл., но и итал.
галерея). считаются приписываемые ему 7миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Чего-чего нет на Гентском алтаре. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.
Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Похоронен в церкви св. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Бавона в Генте начал именно он. Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) – они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то завидного. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
выразительности. На третьем плане, далеко позади агнца и на высоком холме, за которым открывается горизонт, — зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. А на последнем плане – далекие синие горы.
Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. В 1430 обосновался в Брюгге.
В будни осн. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Крупнейшее произведение В. Э. – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Св. Невольно возникает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.
Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза. 1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1441, Брюгге. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Варвара) мы можем проследить приемы мастера. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год).
Необычайна сложность построения алтаря. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Тот же всем своим обликом, спокойной и уверенной позой, жестом другой руки, поднятой в клятве, внушает веру в прочность и надежность заключаемого союза. Башня Св.
жанр. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. В искусстве ван Эйка новая техника служила исключительно продуманной композиции, позволяющей передать единство пространства. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно-голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените.
Мало жестов и мало позы. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Нельзя сказать, что человечество не знало масляные краски до этого художника, но именно он придумал и разработал саму технику рисования.
Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж интерьер, натюрморт. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. А на последнем плане – далекие синие горы. К лучшим произведениям В. Э.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Что может быть великолепнее его облачения. Нет ничего более изысканного, чем эффект двух отчетливо видимых вдали торжественных процессий, выделяющихся пятнами светлой или темной лазури на строгом фоне священного леса.
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Напротив того, в размещении вертикалей он как будто придерживался одного глазомера и это объясняет частые ошибки в пропорции (например, чрезмерный рост фигур эрмитажного Благовещенья по отношению к залу, в котором они находятся), а также постоянное его старание спрятать основание колонн других вертикальных масс. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. художественная галерея, обе — ок. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др. ).
Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. И даже маленькая собачка у ног супружеской четы наводит зрителя на мысль о верности. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом.
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. отличаются строгой простотой и отточенностью выразит. Как умею».
Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Первый же зал имеет иное оформление. Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка.
Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
Однако не совсем стандартно смотрится подпись живописца на видном месте, сцены из жизни Христа на зеркале, только одна свеча над молодоженами и так далее. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Варвара (1437 г. ) середину занимает недостроенная башня (символ святой), по сторонам которой открываются два крошечных вида: слева – город с замком, высящимся над рекой и лесом, справа – одна из первых, абсолютно простых копий незатейливой деревенской природы: ряды мягких холмов с рассаженными по межам ивами. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами. Первый план справа, уравновешивающий эту группу в той нарочитой симметрии, без которой не было бы ни величия замысла, ни ритма в построении, занят двенадцатью коленопреклоненными апостолами и внушительной группой истинных служителей Евангелия — священников, аббатов, епископов и пап. Св. символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах В. Э. На 26 створках художник в необычайно убедительной форме воплотил современные ему представления о мироздании божественное и человеческое начала сливаются здесь в нерасторжимое гармоническое единство. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон).
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. В 1427—1428гг. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
Бавона в Генте). Отсутствием полных теоретических знаний объясняются и ошибки в передаче поверхности пола, который он всегда изображает слишком накрененным к зрителю (например, пол в Мадонне Роллена или в портрете так называемой четы Арнольфини). Это необычайно тонко, точно и живо.
Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. в значит.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец.
Портретные образы художника отражают глубокое осознание достоинства и ценности человеческой личности. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–28 работал вЛилле) по его поручению в 1428–29 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились). Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Самыми ранними сохранившимися работами В. Э.
Предметы, находящиеся в комнате Марии, для человека той эпохи заключали важный символический смысл. На третьем плане, далеко позади агнца и на высоком холме, за которым открывается горизонт, – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда». 1436).
ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерл. Исполняя его дипломатические поручения, ездил в Испанию (1427) и Португалию (через Лондон, где побывал, вероятно, в 1428—1429).
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 Португалию.
Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Впереди «Источник жизни». Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них проницательному раскрытию главных особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности.
На шлеме заметно отражение богоматери, а на щите за его спиной — мужской фигуры, в которой хотят видеть самого художника. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии.
На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Ван Эйк никогда не имитировал натуру, как может показаться, он ее воссоздавал теми средствами и по тем законам, которыми он располагал. Л. Д.
Ян ван Эйк был счастливым художником. Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. Его протяженность дает ощущение определенного расстояния до трона, в то время как верхний срез балдахина рамой неожиданно приближает весь трон к зрителю.
Его суровое лицо бесстрастно. достигать исключит. Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. XV в. сохранился лишь частично Турин, Гор. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Алтарь представляет собой величественный многоярусный полиптих, состоящий из 24 картин с изображениями 258 человеческих фигур. Ян ван Эйк – крупнейший европейский мастер портретной живописи, являющийся одним из родоначальников этого жанра. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен Музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Лувре, Лондонской национальной галерее, Национальном музее Брукенталя, Венском музее истории искусств. Ян ван Эйк умер в июле 1441 г. Ван Эйк Ян (van Eyck) (около 1390 – 1441), нидерландский художник.
построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Михаил с донатором» и «Св. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. В истории мирового искусства он известен как Гентский алтарь.
Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Домициан и Георгий Победоносец. Супруги изображены стоящими в спальне.
Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.
В 1427г. Судьба алтаря складывалась непросто. С 1425г. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. С 1431 художник поселился в Брюгге.
Колористическое решение внешней стороны алтаря достаточно сдержанное, а в изображении фигур двух Иоаннов — почти монохромное (но залитые светом, просторные покои Девы Марии в сцене Благовещения — с солнечным городским пейзажем за окном — внушают зрителю ощущение приближающегося, свершающегося на его глазах чуда). Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. При этом не остается никакого сомнения в том, что ему были известны по крайней мере основные правила перспективы, т. е. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг.
Бавона в Генте ок. галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (ок. Основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж.
Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Во всех религиозных композициях мастер тонко пользуется принципами т. н. скрытого символизма, неразрывно сочетающего богословские аллегории и нравоучения с безукоризненным натуроподобием: например, библейские эпизоды, предвещающие искупительную миссию Христа, он изображает в виде декоративных деталей интерьера (фигурки на капителях колонн и т. д. ). музей старого искусства), ныне, однако, это мнение большинством ученых оспаривается. галерея), а также портрет жены художника Маргариты ван Эйк (1439, Брюгге, Гор.
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Одна лишь комната, в которой стоят супруги Арнольфини, передает, как будто, во всех частях то, что видел ван Эйк в то время, когда он писал эту поразительную по правдивости картину. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Св. В одном из гениальнейших пейзажей нидерландской школы, в Мадонне с канцлером Ролленом Яна ван Эйка (Лувр, 1437 или 1427 год. ), главную роль снова играет архитектура: на первом плане род лоджии романского стиля, выходящей на тщательно возделанный замковый садик, который, в свою очередь, замыкается зубчатой стеной (за этим парапетом открывается, со значительной высоты, восхитительный вид города на реке, с мостом, соединяющим оба берега, с массой фигурок, оживляющих улицы).
Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой. элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». С 1431 года художник поселился в Брюгге. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной».
В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя). Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге.
Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт.
С наибольшей же полнотой интерес и внимание Яна ван Эйка к человеку воплотились в произведениях портретного жанра. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя.
В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Бавона в Генте. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Искусство Вай Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как воплощения Божьего промысла, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности.
Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе.
Слова надписи, которые обычно понимали как «величайший художник», следует читать «величайший скульптор». Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея).
Искусство Ван Эйка проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
По неоконченной картине Яна ван Эйка в Антверпене (Св. Так же поступил и ван Эйк. Самыми ранними сохранившимися работами Вай Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Духа — это изображение образует Троицу.
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Л. Д.
Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. целое.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета.
Мало жестов и мало позы. Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). манерамногослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил В. Э. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, Гентский алтарь открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов.
На правой створке, под фигурами торжественно восседающего в небесах Христова Судилища, мы видим изумительную попытку представить, с одной стороны, бушующее и выбрасывающее утопленников море, с другой – далекую равнину из-под коры которой выкарабкиваются ожившие мертвецы. Символизм аксессуаров, экспрессия жестов сведены тут до минимума. Так же поступил и ван Эйк. Тут и те, кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа и язычники, ученые, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Бавона в Генте. отдельных створок с изображением разл.
Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Фон портрета обычно темный, нейтральный, фигура же и особенно лицо освещены мягким рассеянным светом, в котором характерные черты облика модели получают необыкновенную жизненную реальность. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Важную роль в сложении реалистической манеры живописи братьев Ван Эйк сыграло использование масла в качестве связующего материала для красок. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. И в то же время, помещая прародителей в одном ряду с творцом всего сущего, мастер возвеличивает все человечество.
Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Своеобразным мистическим реализмом отличаются две наиболее известные картины такого рода — Мадонна канцлера Ролена (Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (Брюгге, Гор. Что может быть великолепнее его облачения.
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец.
Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера.
1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Георгий.
Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. музей, Вена подготовит. В 1427—1428гг. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Вселенскую всеохватность придает райскому пейзажу и тот факт, что он расположен на плато, высоко вознесенном над далевым видом, сочетающим городские и природные мотивы. К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
Л. Д. С 1425 года придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425-28 годах работал в Лилле) по его поручению в 1428-29 годах посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились). Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника св. Христос родился и умер. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца.
В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Нидерландский художник.
В том же году художник переехал в Лилль. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Перед нами яркая индивидуальность, рассматриваемая художником с тех же позиций, с которых он оценивает мужские характеры, С удивительной почтительностью констатирует он человеческое достоинство госпожи Маргарет.
По-видимому, ван Эйк чувствовал некоторую пластическую скованность фигуры и стремился сделать ее движение более естественным. Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Облик каждого глубоко индивидуален.
Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. К лучшим портретам мастера принадлежат т. н. Тимофей (1432), Человек в красном головном уборе (1433, оба — Лондон, Нац. Ченами (1434, Лондон, Нац. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники.
Это не совсем так. оба– в Нац. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Мало жестов и мало позы.
Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ).
С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». он— художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы.
Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. В 1427—1428гг. Любопытно, как мастер добивается сложности взгляда: правый глаз ее точно фиксируется в глазу зрителя, в то время как зрачок левого чуть отведен в сторону и взгляд становится рассеянным. В погрудных изображениях (обычно в трехчетвертном развороте) центром зрительского внимания неизменно является лицо, белеющее на темном фоне, как бы воплощающем идею смертного небытия внешняя бесстрастность черт дает вкрадчиво, но чрезвычайно выразительно прочувствовать богатство внутренней духовной жизни. Художник создал первый в европ. Образ св. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. художник и миниатюрист, один из зачинателей иск-ва Возрождения в Нидерландах.
Каким именно образом ван Эйки писали с натуры, остается загадкой. Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии иск-ва Нидерландов.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Начало творческой деятельности Яна ван Эйка иногда связывают с работой над миниатюрами Турино-миланского часослова (нач. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь.
Никакие драгоценности не украшают ее. Это необычайно тонко, точно и живо. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. С 1425г.
Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. флам. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Учился, быть может, у старшего брата — Губерта ван Эйка. Составленный из мн. Искупление свершилось.
Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерландский художник и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. сведение линий к точкам горизонта. сцене «Поклонение мистическому Агнцу». На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Христос родился и умер. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу.
Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. Сначала он прорисовывал все и даже тончайшие, контуры коричневым нейтральным тоном, затем клал главные тона и, наконец, проходил все поверх масляными красками, то глухими, то прозрачными (лессировками).
Живопись наружных створок почти монохромна. И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке.
Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма).
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. В 1427—1428гг. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Бавона).
Бавона. Решение вставших перед В. Э. Губерту приписывают и маленький складень в Эрмитаже.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Арнольфини и его жены Дж. черт, восходящих к иск-ву готики, сложная религ. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Вообще, Ян был скорее архитектурным, нежели чистым пейзажистом. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г.
Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом.
Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III1. средств: кардинал Альбергати (. ) (1431–32, Худож. -историч. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Одним из первых он освоил пластич. 1435–36, Нац.
Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея). В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Эпохальным этапом портретного искусства стал исполненный Я. ван Эйком парный портрет супружеской четы, который традиционно принято считать изображением итальянского купца Дж.
приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. В 1427 г. посетил Турне. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. Сосредоточенному затишью святой беседы торжественно вторит пышное фактурное многообразие предметного мира (матовые по тону узоры восточного ковра, мерцание драгоценных и отделочных камней, богатая колористическая гамма одежд). глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. На левой створке его, позади Распятия, под небом, по которому плывут облака, снова рисуются массы иерусалимских зданий, сжатых между холмами, а далеко в глубине синеют горы (выписано все это с миниатюристской остротой). галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). 1430–32 или 1423–32). Около 1430 поселился в Брюгге. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске.
Поэтичная картина в собрании Кука в Ричмонде – Три Марии у гроба Господня – большинством историков приписывается старшему брату. творч. Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов).
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. В 1427г. В 1427г.
Портрет четы Арнольфини. собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом В. Э. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. относятся также алтарные композиции «Благовещение» (ок.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Супруги изображены стоящими в спальне. В 1427г.
В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
рисунок– Графич. Таким образом, центральному символу Божественного искупления поклоняются не только сонмы праведников, но и вся вселенная, что подчеркнуто эмалевым сиянием красок, космической масштабностью композиции, а в другой стороны — любовной, ювелирно тщательной выписанностью деталей. Впереди Источник жизни. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания.
В. Э. – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоят. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. в Генте, где умер в 1426).
Вокруг жертвенника — святые и апостолы, праведные мужи и девы, в боковых створках — воины Христовы и отшельники, праведные судьи и пилигримы. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике.
По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Ван Эйк написал ее портрет. Что может быть великолепнее его облачения. В композициях Ван Эйка существенную и равнозначную роль играют портретные изображения, пейзаж интерьер, натюрморт. Многие написал Ян ван Эйк картины.
Бавона, для которой он создавался.