Хьюго ван дер Гус (Гент c. 1430/1440 – Auderghem 1482), был фламандский живописец. Гуто ван дер Гус. Искусство Гуго ван дер Гуса по достоинству было оценено современниками и на родине художника и за ее пределами в Италии его творчество, бесспорно, представляет наиболее значительное явление нидерландской живописи второй половины 15 века.
Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. Гуто ван дер Гус. Хуго ван дер Гус1 (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. Хуго ван дер Гус (нидерл. Гуго ван дер Гус не подписывал и не датировал своих произведений, но неповторимый стиль мастера позволил исследователям определить его авторство по отношению к ряду картин.
В более поздних работах Ван дер Гуса ощущается нарастание драматизма, молчаливая сосредоточенность и отстранённость образов уступает место страстности и эмоциональности (последняя работа «Успение Богородицы»). Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. В более поздних работах Ван дер Гуса ощущается нарастание драматизма, молчаливая сосредоточенность и отстранённость образов уступает место страстности и эмоциональности (последняя работа Успение Богородицы). Хуго ван дер Гус, работавший в традициях фламандских примитивистов, считается одним из самых значимых и прогрессивных представителей этого течения. Алтарь, созданный в годы расцвета таланта ван дер Гуса, представляет собой триптих с боковыми створками.
Хуго ван дер Гус. Рождество (Алтарь Портинари), между 1474 и 1478. Дерево, масло.
Действие разевается по кольцу и по диагонали. Земные люди и обитатели рая объединились в этой сцене поклонения. В документах упоминается лишь «Алтарь Портинари». О начале его творческого пути и первых произведениях ничего не известно.
Колорит с преоблалющими холодными тонами усиливает чувственную экспрессию. Круг произведений, достоверно связываемых с именем мастера, невелик. На небольшом диптихе (Вена, Музей истории искусств), приписываемом то раннему, то позднему периоду творчества художника изображены сцены «Грехопадения» и «Оплакивания Христа», подобная беспокойная страсть не только драматизирует сцену «Оплакивания», но и выделяет фигуры Адама и Евы на фоне райского пейзажа. В ранних работах заметно влияние Дирка Баутса (1415–1475 гг. ).
Такова уникальная композиция Поклонение пастухов (Берлин-Далем), где на первом плане художник написал полуфигуры пророков, поддерживающие концы разведенного занавеса, позволяя увидеть основное действие, приподнятое, как на театральных подмостках. Уолтерса), по своей пластической силе близок к центральной части. Для творчества ван дер Гуса, — «великого мастера» наряду с ван дер Вейденом, по позднейшему комментарию Альбрехта Дюрера, — характерно введение ряда важных нововведений, таких как вновь осмысленный момументализм, специфическая цветовая палитра и индивидуальная манера письма в портретном жанре. Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes ок.
В свои композиции, несколько условные по построению пространства и масштабным отношениям фигур, полные тонко наблюдённых и любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узоры одежд, вазы с цветами), вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей (в том числе портреты заказчиков), объединённых единым драматическим переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Старик уже осознал то, что открывается его взгляду, – явление Сына Божьего. Ирисы из-за узких длинных листьев называли «мечевыми лилиями» – намёк на боль, пронзающую сердце Марии: «И тебе самой оружие пройдёт душу».
Но вместе с тем в работах главных мастеров этого периода — Хуго ван дер Гуса и Ганса Мемлинга — звучат новые мотивы. Композиция построена по диагонали. Хронология творчества ван дер Гуса не установлена и остается спорной. «Пояснение пастухов» (Берлин-Далем, музей) повторяет тему «Алтаря Портинари», но дополнено фигурами двух пророков, как бы открывающих занавес. Луки.
Рождение бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1565). Фигуры заказчиков подчеркнуто маленькие по отношению к Святым. Между фигурой Богоматери и Святого Иосифа, за колонной, видны осёл и бык над яслями.
Из-под навеса на Младенца смотрят вол и осёл. Это впечатление усугубляется холодным светом, освещающим эту обитель смерти.
В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т. п. ), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале. К сожалению, картины, бывшие частью этого оформления, не сохранились. Его работы высоко ценил Дюрер.
Последние годы жизни мастера освещены несколько подробнее благодаря сохранившейся хронике монастыря. Картина изображает акт зарождения в людях, соприкоснувшихся со Спасителем, веры в Бога. Волхвы в радости подарили дары Младенцу: золото и драгоценные благовония – ливан и смирну.
Творческое наследие мастера невелико: около 12 произведений. Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу. Гуго ван дер Гус опирался на достижения предшественников и развил их дальше. Гуго ван дер Гус опирался на достижения предшественников и развил их дальше. Во второй половине 1470-х годов итальянский купец Томмазо Портинари, долгие годы представлявший интересы банка Медичи в Нидерландах, в один из приездов в родную Флоренцию пожертвовал церкви Санта-Мария Нуова алтарь.
Вступил в гильдию св. В своем творчестве Ван дер Гус продолжал реалистические традиции нидерландской живописи первой половины XV в., главным образом, Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Брейгель ездил в Италию.
Ложе умирающей окружили апостолы исполненные глубокого страдания. Иисус Христос родился ночью в пещере (вертеп по-старославянски). В 1481 году художник побывал в Кёльне. Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («Человек с гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433 портрет жены художника Маргариты ван Эйк, 1439).
Гус Хуго ван дер (Goes) (около 1435 – 1482), нидерландский художник эпохи Раннего Возрождения. В поздней картине Г. Успение богоматери (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) образы приобретают крайне напряжённый, экстатический характер. Известно, что настоятель монастыря ухаживал за ван дер Гусом, пытаясь лечить его с помощью музыки. Эгидия во Флоренции, это главное произведение Гуго ван дер Гуса и один из самых ярких шедевров XV в. (ныне – Флоренция, Уффици). Искусство Гуса откровенно патетично. После возвращения к Кресту Klooster Хьюго поправился и умер там.
Не случайно именно в его картинах появляются народные типы. патронами на фоне сурового зимнего пейзажа – очень точна в передаче освещения. Следовательно, он успел к тому времени в чём-то провиниться и побыть некоторое время в изгнании. Его самая известная выживающая работа – Триптих Портинари (Uffizi, Флоренция), запрестольный образ, уполномоченный для церкви Сан Эджидио в больнице Санта-Марии Нуова во Флоренции Томмазо Портинари, менеджером Брюггского филиала Банка Медичи.
Переживания героев Гуса реальны и человечны, они земные и конкретные, обусловленные характером, степенью участия в действии, соотнесенностью с условиями жизни. Из нее мы узнаем, что художник страдал тяжкой душевной болезнью. «Слепые», несомненно имеют символическое значение. Небольшая картина «Мадонна с младенцем» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) дополнена боковыми створками, написанными другой рукой и с другим настроением. В 1480 он был приглашен в Лувен, чтобы оценить панно «Правосудие Оттона», оставшееся неоконченным после смерти Дирка Боутса и выполнил створку с изображением донаторов для триптиха «Св.
Справа – пастухи, пришедшие поклониться Иисусу. Огненная лилия – символ мученической крови Иисуса. В «Мадонне с младенцем» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона), отталкивающейся от моделей Боутса, острый рисунок сочетается с угловатой трактовкой деталей. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха («Кухня тощих», «Кухня тучных» 151в их едкой иронии, острой наблюдательности и недвусмысленности приговора). Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/301511569).
Самое известное – триптих «Поклонение пастухов», впоследствии получивший название Алтарь Портинари (1474- 78), был сделан по заказу флорентийского купца Томмазо Портинари для церкви госпиталя Санта-Мария Новелла во Флоренции. Возможно, он родился в Генте или в местечке Тер Гус в Зеландии. Алтарным образам Ван дер Гуса свойственны тяготение к мужественной правдивости образов, психологическому раскрытию религиозных сюжетов («Оплакивание Христа»). Первый этап нидерландской живописи представляют произведения братьев Поля, Жане и Эрманна Малуэля Лимбург, в частности исполненные ими двенадцать миниатюр «Календарь года» (1414-1416), входящие в состав так называемого «Великолепного часослова герцога Беррийского».
Богоматерь лежит на смертном ложе, покрытом синей тканью. Фоном для картин Ван дер Гуса нередко служит тонкий по красочным градациям поэтический ландшафт («Грехопадение»). Вступил в гильдию св. Здесь заметно и влияние Рогира ван дер Вейдена (особенно, в фигуре Мадонны), графический стиль которого, однако, был чужд ван дер Гусу, тяготевшему, скорее, к пластичности ван Эйка.
Золото – для церкви достойно, ладан – Богу фимиам, смирна – натирать мёртвых. Триптих прибыл во Флоренцию в 1483, очевидно спустя несколько лет после ее завершения ван дер Гусом. Около 1475 г. или чуть позже, он поступил в августинский монастырь Рооде близ Брюсселя. Творческая биография Гуса известна еще меньше, чем факты его жизни.
Гуго ван дер Гус опирался на достижения предшественников и развил их дальше. В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию. Около 1481 посетил Кёльн. Искусство Гуса откровенно патетично. Большой триптих, заказанный флорентийским купцом Томмазо Портинари для ц. св. Его время в Кресте Klooster зарегистрировано в хронике его поддерживающего монаха, Гэспэра Офхуиса.
Луки. О годах его обучения ничего не известно. Автором замечательного триптиха был Гуго ван дер Гус, один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 века.
Рядом Мария Магдалина, судорожно сжимающая пальцы и мужественный Никодим. Слева – Святой Иосиф. В монастыре его посетил будущий император Священной Римской Империи Максимилиан Габсбург. Самое известное – триптих Поклонение пастухов, впоследствии получивший название Алтарь Портинари (1474 – 78), был сделан по заказу флорентийского купца Томмазо Портинари для церкви госпиталя Санта-Мария Новелла во Флоренции. Шотландии, Эдинбург).
ars nova – новое искусство). Деятельность Гуго ван дер Гуса была разнообразной. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»).
На центральной части триптиха изображено «Поклонение волхвов». Как радостное, так и трагическое переживание художник доводит до предельного выражения: скорбь апостолов в картине Успение богоматери (Брюгге, Музей Грунинге) перерастает в мрачное отчаяние. Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Каждый человек погружен в себя. Центр композиции остается незанятым. Фоном для картин Гуса часто служил тонкий по красочным градациям поэтический ландшафт (Грехопадение, Музей истории искусств, Вена). Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события.
Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Перед ним стоит сосуд для вина с цветами. Он продолжил рисовать и остался в Кресте Klooster до своей смерти в 1482. С 1476 года как светское лицо он проживал в монастыре. О его жизни нам известно немного. Мятущейся душе художника чуждо было гармоничное объединение противоположностей. Неизвестно, кто были непосредственные учителя художника.
Их взгляды говорят о глубоком, мучительном размышлении. К сожалению, картины, бывшие частью оформления, не сохранились. Невероятно красивое, выразительное зрелище. Ее помертвевшее лицо, простой головной убор, подушки написаны бело-серым тоном.
ГУГО, Хуго ван дер Гус (1430/1440 – 1482 гг. ) – фламандский художник Северного Возрождения, которого Альбрехт Дюрер (1471–1528 гг. ) считал крупнейшим представителем ранненидерландской живописи, наряду с Яном ван Эйком (около 1385 – 1441 гг. ) и Роже ван дер Вейденом (1399/1400 – 1464 гг. ), один из талантливейших и своеобразных мастеров нидерландской живописи XV в., ближе других подошедший к итальянскому Возрождению. Работы многозначны, новые схемы построений. Сцене «Благовещение» посвящены четыре алтарные створки, которые, с одной стороны, составляют единое целое, а с другой – проявляют себя как относительно самостоятельные элементы. Возможно, что у самого Портинари Гус видел картины любимых Медичи художников: Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Бальдовинетти. Для творчества ван дер Гуса— «великого мастера» наряду с ван дер Вейденом, по позднейшему комментарию Альбрехта Дюрера— характерно введение ряда важных нововведений, таких как вновь осмысленный момументализм, специфическая цветовая палитра и индивидуальная манера письма в портретном жанре. Два момента особенно сильно поразили воображение итальянских зрителей. В одном из самых грандиозных произведений 151 «Сад наслаждений» 151 Босх создает изобразительный образ греховной жизни людей.
Группа картин, написанных темперой (Павия, Мюнхен, Толедо), также может быть приписана ван дер Гусу. 1435 – 40, Гент (. )) – 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя, нидерландский художник.
«Снятие с креста» 151 типичное произведение Вейдена. Диагональное и круговое построение (в центре). Брейгель умер рано. Группа ангелов на переднем плане, фигура Иосифа, задвинутая вглубь и в сторону, фигура Марии, придвинутая к центру, но находящаяся дальше, чем Иосиф. Они, простые люди, стали первыми свидетелями чуда и его вестниками.
1511464). Там же, в монастыре Рооде, Гуго ван дер Гус умер в 1482 году.
Мятущейся душе художника чуждо было гармоничное объединение противоположностей. Он родился в 1440 году, скорее всего в Генте, где впоследствии и работал. Нечто подобное мы видели в дижонской картине Флемаля, но как далеко ушел вперед от этого опыта предшественника Гуго ван дер Гус, работая над картиной, заказанной ему богачом-банкиром Портинари (представителем в Брюгге торговых дел Медичисов) и предназначенной для отсылки во Флоренцию. Разные исследователи относят это произведение то к раннему периоду творчества художника, то, наоборот, к зрелому, близкому по времени к «Алтарю Портинари», что кажется удивительным, если принять во внимание стилистические различия этих двух работ. Формы укрупняются, утяжеляются, усиливается статичность.
В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436) все приобретает большую массивность. В творчестве мастера это самое абсолютное произведение. Работал в Генте, с 1475 в августинском монастыре Родендале близ Брюсселя.
Вероятно, художник имел возможность рисовать с натуры, о чем свидетельствует, в частности, связываемый с его именем рисунок-штудия (Париж, Лувр), выполненный с мертвого тела. Цвет – есть настроение и состояние персонажей. В образах пастухов из алтаря Портинари и композиции Поклонение пастухов (Берлин-Далем, Картинная галерея) простодушная радость приобщения к чуду людей из народа доводится до восторженного экстаза.
Он умиленно смотрит перед собой на младенца, молитвенно сложив руки. Этот мотив «удвоения» персонажей напоминает зрителю о том, что предшествовало сцене изображённой в центральной части композиции и как был труден путь, которым шёл к Рождеству весь Древний мир. К сожалению картины, бывшее частью оформления не сохранились. Общее пейзажное пространство. Возле нижнего края картины помещён сноп колосьев -- в знак того, что Христос, родившийся в Вифлееме (в переводе с арамейского – «дом хлеба»), сделался для верующих Хлебом Вечной Жизни.
Поклонение младенцу Христу») характерна редкая эмоциональная напряженность. Однако он продолжал работать, выполнял заказы на портреты. Для центральной части («Рождество. Художник искал новых путей для выражения чувств и идей, его обуревавших, владея богатейшим наследством, которое он получил от своих предшественников — Мастера из Флемалля (Робера Кам-пена), Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и своего друга Йоса ван Вассенхове, Он смог проработать около пятнадцати лет. Эти же черты характерны и для небольших панно «Распятие» (Венеция, музей Коррер) и «Оплакивание Христа» (Гранада, фонд Родригес Акоста). Мощный, завораживающий своим патетическим настроением и пластической силой.
Однако и в монастыре, художник продолжал свою творческую деятельность исполняя многочисленные заказы высокопоставленных особ. В монастыре его посетил будущий император Священной Римской Империи Максимилиан Габсбург. В стакане семь цветков водосбора – боль и глубокое страдание Марии (Семь скорбей Марии). Художник с большой свободой передает пространство, которое становится в его картинах подлинной средой действия, сцены развертываются в глубину, а не только в узкой полоске первого плана или параллельно плоскости картины, как обычно было раньше. Вероятно, художник имел возможность рисовать с натуры, о чем свидетельствует, в частности, связываемый с его именем рисунок-штудия (Париж, Лувр), выполненный с мертвого тела.
Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes ок. Сложенные руки являются почти точным геометрическим центром. Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадонной изображен поклоняющийся ей донатор 151 канцлер Роллен. Гус (Goes), Хуго ван дер ок.
Творческая биография Гуса известна еще меньше, чем факты его жизни. Неизвестно, кто были непосредственные учителя художника. Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы 151 с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»). музей изящных искусств). Слава художника распространилась вплоть до Италии, где один из его алтарей произвел сенсацию во Флоренции. Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. О его юношеских годах, так же, как и о его учителях мы ничего не знаем.
Они родились в нидерландском Лимбурге, обучались в Париже, работали при бургундском дворе. Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., проникновенно лиричны его пейзажные фоны (Грехопадение, Художественно-исторический музей, Вена), остро характерны портретные фигуры заказчиков (в алтаре Портинари и др. ). Однако он продолжал работать, выполнял заказы на портреты. Фигуры апостолов образуют беспокойное в своем ритме окружение. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (14501511516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму и к живой конкретной действительности.
На двух же средних створках представлены свободные от людей комнаты. В его ранних работах заметно влияние Баутса. В 1474 году становится деканом гильдии живописцев. Родился в Генте или в местечке Тер Гус в Зеландии.
Картина передавала сцену поклонения младенцу Христу. Он постоянно был неудовлетворен собой. На двух крайних картинах изображено собственно событие явления архангела Гавриила перед девой Марией. Нидерландский художник Гуго ван дер Гус родился в Генте.
Неизвестно, кто были его непосредственные учителя, но ясно, что его творчество соотносится с искусством великих предшественников: Яна ван Эйка и Роже ван дер Вейдена, ставшими вехами в развитии нидерландской живописи XV в. Гуго ван дер Гус продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в. Его художественная деятельность разнообразна. Особенно ярко эта тенденция находит воплощение в живописи Хуго ван дер Гуса. Появление во Флоренции так называемого «алтаря Портинари», принадлежащего его кисти, оказало, как считается, видную роль в становлении реалистического письма, характерного для итальянского Возрождения. Религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее.
Алтарь «Портинари». Фрагмент створки с изображением донатора и Иоанна Крестителя (Балтимор, гал. Художник занимался украшением города к разнообразным торжествам.
Ван дер Гус не только писал створчатые алтари, но и занимался украшениями по случаю торжеств в Брюгге (1468) и Генте (1471–1472). С 1465 года художник жил и работал в Генте, спустя два года он вошел в гильдию живописцев. Луки, в 1467 г. стал мастером гильдии, а в 1473–1476 гг.
Поклониться Иисусу в Иерусалим пришли и восточные мудрецы – волхвы: «Где родился царь иудейский ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему». Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые» (1568). Как радостное, так и трагическое переживание художник доводит до предельного выражения: скорбь апостолов в картине «Успение богоматери» (Брюгге, Музей Грунинге) перерастает в мрачное отчаяние. Время «Возрождения» в Нидерландах – развитие и видоизменение традиций национального готического искусства.
В образах пастухов из алтаря Портинари и композиции Поклонение пастухов (Берлин-Далем, Картинная галерея) простодушная радость приобщения к чуду людей из народа доводится до восторженного экстаза. Последние годы его были омрачены душевной болезнью. Поздние произведения Ван дер Гуса («Успение Богоматери») отличаются чрезвычайной эмоциональной напряженностью и драматизмом. В жанровой живописи Брейгель проходит ту же эволюцию, что и в пейзажной. Холмы, дорога, петляя, уходит в глубину. Уже в дарах указание на грядущую жертву и Воскресение Иисуса Христа.
В центральной части вокруг лежащей на земле крошечной фигурки новорожденного Христа, на некотором расстоянии от него, как бы боясь нарушить незримый ореол сияния исходящего от божественного младенца, в молитвенном благоговении опустились на колени ангелы. Он избирается старейшиной Корпорации гентских художников. Ипполит» (Брюгге, ц. Спасителя) того же художника.
Интересовался духовной проблематикой. Причем этот сакральный акт представлен происходящим удивительно буднично. В последние годы жизни страдал от депрессии, связанной, вероятно, с душевным заболеванием.
В 1467 стал мастером гильдии, а в 1473-1476 был ее деканом в Генте. Центральной работой мастера и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать знаменитый «Алтарь Портинари», вошедший в историю под именем заказчика. В закрытом состоянии – Благовещение в технике гризали. Мятущейся душе художника чуждо было гармоничное объединение противоположностей. Однако он продолжал работать, выполнял заказы на портреты. Вероятно, художник имел возможность рисовать с натуры, о чем свидетельствует, в частности, связываемый с его именем рисунок-штудия (Париж, Лувр), выполненный с мертвого тела.
К тому же, перед нами как бы три стадии постижения чуда. Стремление к жизненной конкретизации сочетается в поздних произведениях Гуса с тяготением к мистике, в его искусстве происходит разъединение сферы религиозных представлений и земной человеческой жизни — первая получает у него воплощение в образе видений или театрального представления. Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах города в 1465 году. Двое из них, приблизившись, опускаются на колени, лица у них серьёзные и одухотворённые.
Как и большинство произведений такого рода, Алтарь Портинари представляет собой довольно большой (его размеры в раскрытом виде 249 х 574 см) триптих при этом все изображения подразделяются на два цикла, соответствующие основным положениям алтаря: с закрытыми и раскрытыми боковыми створками. Затем, по ломаной линии фигур ангелов в голубом расположены пастухи и, наконец, ангелы в золотых ризах. Художник не подписывал и не датировал свои работы. Творческое наследие мастера невелико: около 12 произведений. Искусство Гуса откровенно патетично. Коленопреклонённые герои торжественно присутствуют при Воплощении Сына Божьего. Обращается к простонародным демократическим образам. Участвовал как декоратор в украшении города Брюгге по случаю свадьбы в 1468 герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской, позже в оформлении торжеств в городе Генте по случаю въезда в город Карла Смелого и новой графини Фландрской в 1472.
Преобладают холодные цвета. Их неподвижность противопоставлена взволнованным жестам апостолов. В 1474-1475 он становится деканом гентской гильдии художников св. Антоний) усиливается тема одиночества. Творчество братьев Лимбург относят как к нидерландской, так и французской школе.
В произведениях позднего Босха («Св. Живопись на створках – коленопреклоненные донаторы со своими св.
Руки образуют стрелочку, направленную на Христа. Деятельность Гуго ван дер Гуса была разнообразной. Вступил в гильдию св. Такова уникальная композиция Поклонение пастухов (Берлин-Далем), где на первом плане художник написал полуфигуры пророков, поддерживающие концы разведенного занавеса, позволяя увидеть основное действие, приподнятое, как на театральных подмостках. Любой может стать участником поклонения.
В 1474 году Гус стал деканом гильдии. Как радостное, так и трагическое переживание художник доводит до предельного выражения: скорбь апостолов в картине Успение богоматери (Брюгге, Музей Грунинге) перерастает в мрачное отчаяние. В «Битве Карнавала и Поста» (1559) необъятность мира он выражает через множественность людей.
В позднем произведении Гусам – Успение богоматери (Муниципальная художественная галерея, Брюгге), отмеченном драматической экстатичностью образов, острым изломанным ритмом складок одежд и напряжённостью контрастного, звучного колорита, проявились готизирующие тенденции. 5 мая 1467 в Генте, покровительствуемый Йосом ван Вассенхове, он получил права мастера. Каждый смотревший испытывал воздействие духовной силы исходящей от этих крупных, в рост человека, весомо и пластически убедительно переданных фигур. Белые цветы – символ чистоты (Непорочное зачатие). Не случайно именно в его картинах появляются народные типы. Точка схода руки Девы Марии.
Гус окончательно избавился от готических реминисценций, достиг, в сравнении со своими предшественниками, большей степени реальности в изображении окружающего мира, превратив пейзажный фон в иллюзорную пространственную среду и большей естественности в передаче движений, поз и мимики персонажей. Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах Гента, в 1465 году. Алтарная картина «Успение богоматери» создана в самые последние годы жизни Гуго, возможно, это его последняя работа.
И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Э. Панофский – «аре нова» (лат. Круг произведений, достоверно связываемых с именем мастера, невелик. Иногда авторство и время создания произведения помогают установить документы. В 1474 году слава ван дер Гуса достигает своего апогея. Гуго ван дер Гус был наделен беспокойной, смятенной душой.
На земле между ангелами лежит сноп пшеницы, символизирующий хлеб, то есть тело Христово. Появление во Флоренции так называемого «алтаря Портинари», принадлежащего его кисти, оказало, как считается, видную роль в становлении реалистического письма, характерного для итальянского Возрождения. Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале.
В творчестве мастера это самое абсолютное произведение. Автором замечательного триптиха был Гуго ван дер Гус, один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 века. Такова уникальная композиция Поклонение пастухов (Берлин-Далем), где на первом плане художник написал полуфигуры пророков, поддерживающие концы разведенного занавеса, позволяя увидеть основное действие, приподнятое, как на театральных подмостках. Родился в Генте или в местечке Тер Гус в Зеландии. Солдаты даже изображены в испанской одежде.
Постепенно к нему подкрадывается душевная болезнь. Два момента особенно сильно поразили воображение итальянских зрителей. Картина передавала сцену поклонения младенцу Христу. В двойном портрете супругов Арнольфини (1434)151Джованни Арнольфини, купца из Лукки яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног 151 символ супружеской верности. В творчестве мастера это самое абсолютное произведение.
гал. Этот драматизм присущ большинству произведений ван дер Гуса и достигает своей крайней точки в работах, которые относят к последним годам жизни художника. В 1477 году Хуго удаляется в монастырь под Брюсселем. Среди его ранних станковых картин небольшого размера наиболее значителен диптих «Грехопадение» и «Оплакивание Христа» (Вена).
Стремление к жизненной конкретизации сочетается в поздних произведениях Гуса с тяготением к мистике, в его искусстве происходит разъединение сферы религиозных представлений и земной человеческой жизни – первая получает у него воплощение в образе видений или театрального представления. Работал в Генте, с 1475 в августинском монастыре Родендале близ Брюсселя.
К сожалению картины, бывшее частью оформления не сохранились. Около 1481 посетил Кельн.
Лицо Марии кажется каменным, ледяным в сравнении с тканью чепца или подушки. Искусство Франции. Из нее мы узнаем, что художник страдал тяжкой душевной болезнью. На правой створке в крут поклонения Младенцу включаются пастухи.
живописи 1-й половины 15 в., стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую – людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов (Поклонение волхвов, Эрмитаж, Ленинград Поклонение пастухов – т. н. алтарь Портинари, около 1474 – 75, Гал. В образах пастухов из алтаря Портинари и композиции Поклонение пастухов (Берлин-Далем, Картинная галерея) простодушная радость приобщения к чуду людей из народа доводится до восторженного экстаза. И пейзаж за ними абсолютно конкретен. В закрытом виде на створках изображено «Благовещение» исполненное в технике гризайли и пронизанное драматизмом: ангел, еще в полете, выказывает Марии торжественное приветствие.
В монастыре его посетил будущий император Священной Римской империи Максимилиан I Габсбург (1459–1519 гг. ). Так, «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) 151 это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне. Сброшенная с ноги туфля указывает на Святость места: «Сними обувь твою с ног твоих ибо место на котором ты стоишь, есть Земля Святая». Цвета, как эхо, дублируют друг друга. На будничных створках изображено «Благовещение» в технике гризайля.
Передний путник в одежде пажа спрашивает дорогу у одного из пробегающих мимо пастухов. Художник родился около 1440 г., умер в 1482 году. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации.
Вместо активного действия, характерного для портретов итальянского Возрождения, ван Эйк выдвигает созерцательность как качество, определяющее место человека в мире, помогающее постичь красоту его бесконечного многообразия. К сожалению, мы ничего не знаем о Гусе, кроме довольно подробного (но тоже сути не выясняющего) рассказа о его помешательстве и смерти. Последние годы его были омрачены душевной болезнью. В свои композиции, несколько условные по построению пространства и масштабным отношениям фигур, полные тонко наблюденных и любовно трактованных деталей, Ван дер Гус вводит множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, объединенных единым драматическим переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным народным типам («Алтарь Портинари»).
Христос, сопровождаемый сонмом ангелов, появляется, чтобы принять отлетающую душу Марии. Застыл в глубокой задумчивости Иосиф Аримафейский. Момент чуда. Гус Хуго ван дер Искусство Нидерландов Хуго ван дер Гус Портрет молодого человека, 1480 Музей Метрополитен, Нью-Йорк Грехопадение, около 1470 Музей истории искусства, Вена Алтарь Монфорте, 1470 Картинная галерея, Берлин Гус Хуго ван дер (Hugo van der Goes) (около 1435 — 1482) Нидерландский художник эпохи Возрождения.
Св. Эта работа поражает не только умелым соединением величия замысла с совершенством исполнения, но и психологической глубиной в изображении фигур, в передаче настроений от священного трепета пастухов до божественной грусти Марии. Наиболее значимы – диптих «Снятие с креста» (Берлин-Далем, музей и собрание Вильденштейна) и две створки органа («Яков III и Маргарита Шотландская со своими св. После смерти герцога Филиппа Смелого братья перешли на службу к Жану Беррийскому. Джорджио Вазари в его Vite 1550 упомянул его как «Уго д39Анверсой» («Хьюго Антверпена187). Надо сказать, что Гуго ван дер Гус постоянно ищет новые композиционные приемы.
Чуть правее, по петляющей среди холмов дороге, неспешно движется нарядная кавалькада. Лица изображенных нельзя было назвать красивыми их не коснулась героическая идеализация, свойственная образам итальянского искусства, но значительными и притягательными делала их печать интенсивных духовных переживаний, преображавшая черты. Абсолютно в другой манере исполнен «Алтарь Монфорт» (Берлин-Далем, музей происходит из монастыря Монфорт де Лемос в Испании). Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Земные люди и обитатели рая объединились в этой сцене поклонения.
Центральная часть триптиха объединяет сцены «Рождества» и «Поклонения пастухов», на боковых створках представлены донатор и его семья, все 3 части объединены общим перспективным пейзажем с единой точкой схода. Сведения о жизни Гуго ван дер Гуса крайне скудны. был её деканом в Генте.
Алтарь Портинари отличается необыкновенным богатством красок и обилием световых эффектов. В раннем возрасте ушел в монастырь. Однако новый образ жизни не прервал его творческой активности. Около происходящего события образуется круг, подобно вращению планет вокруг солнца.
Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейного ритма, холодный изысканный колорит, основанный на мягких созвучиях серо-синих, белых и чёрных тонов (триптих Поклонение пастухов – так называемый Алтарь Портинари, около 1474-75, Уффици Поклонение волхвов и Поклонение пастухов, Картинная галерея, Берлин-Далем). Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. Основоположенник нового стиля. Рядом стоят их святые покровители (чьи имена носят члены этого семейства). Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды.
На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 14351511482), жизнь которого в основном прошла в Генте. Искусство Нидерландов второй половины XV века, с одной стороны, еще очень близко по духу к творениям Ван Эйка и Ван дер Вейдена, все еще исполнено спокойствии, благочестивой набожности и созерцательной медитативной тишины. В 1467 стал мастером гильдии, а в 1473-1476 был её деканом в Генте. патронами» и «Сэр Эдвард Бонкил, погоняющийся Троице» – на обороте), написанные около 1478 по заказу сэра Эдварда Бонкила, но завершенные другим мастером (Дворец Холируд, переданы в Нац.
Общая характеристика искусства «Возрождения» в Нидерландах. Взору входившего в церковь в день религиозного праздника, когда створки алтаря были распахнуты, открывалось чудесное и волнующее зрелище. Но явно, что и он, вслед за своими старшими товарищами, тоже сподобится просветления. Там же, в монастыре Рооде, Гуго ван дер Гус умер в 1482 году. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых 151 это жизненный путь всех людей. Главное произведение Гуса (и единственное, упомянутое в документах) – «Алтарь Портинари» (между 1473 и 1478 годами, галерея Уффици, Флоренция), заказанный итальянским банкиром Т. Портинари. Между фигурами ангелов справа и слева – просветы, чуть прикрытые натюрмортом, о котором нужно будет сказать особо.
Нет красоты тела. Но те творения, которые оставил Гуго ван дер Гус, потрясают мощью темперамента, силой вдохновения, экспрессией, глубиной драматического восприятия действительности. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название 151 «Охотники на снегу», 1565).