Картина Леонардо да Винчи Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Леонардо да Винчи как художник. – Эпоха Возрождения. – Классическая древность и дух нового времени. – «Иоанн Креститель». – «Вакх». – «Джоконда». – Значение «Тайной вечери» в истории искусства.
Кроме «Джоконды» и «Мадонны со Святой Анной» во Францию с Леонардо отправился и «Иоанн Креститель», странная картина, загадки которой и сейчас мучают ученых. Первый миланский период: «Мадонна в гроте» для церкви Сан Франческо (Лувр и Лондон, Национальная галерея) «Мадонна Литта» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) фреска «Тайная вечеря» (Милан, монастырь Санта Мариа делле Грацие (1495-1497) рисунки — в Милане (Брера), Венеции (Академия), Виндзоре, Страсбурге, Веймаре. Это Вакх-мечтатель, опершийся о мрачную скалу. Существуют разные варианты мифа. «Это чудо, – говорит он, – это вещь скорее божественная, чем человеческая». В 1482-1499 гг.
«Перспектива, – говорит Леонардо, – есть руль живописи. К важнейшим библиографическим источникам, по которым можно восстановить некоторые очень важные черты итальянского Ренессанса конца XV в., надо отнести книгу под названием «J Sonetti» Пистойа (Антонио Каммелли), комического поэта (1440 -1502 гг. ), который в своих стихах часто передает политические события своего времени. Сверх того, Леонардо, как практический механик и инженер производил опыты над сопротивлением балок и других материалов разрыву, сжатию и сгибанию. Теперь даже последние представители этого взгляда, встречающиеся по преимуществу в Германии, обставляют свою теорию многочисленными оговорками. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже двадцать четыре года и, хотя от нее отец Леонардо имел еще нескольких сыновей, великий художник был в таком возрасте, когда отношения с третьей мачехой не могли иметь в его жизни особо важного значения.
Между обеими характеристиками противоречия нет – они сливаются в цельное представление об этом хищном человеке. Третья строка – сплошная непристойность – русскими словами в итальянском начертании. Последователи Аристотеля перепутали даже то, что он сказал и более всего им понравилась его «энтелехия» – нечто вроде современного понятия о потенциальной или скрытой энергии, но только весьма смутное, неопределенное и почти непонятное. Но Дионис «не чужд Арея» и когда мы видим, что войско бежит с поля сражения, объятое внезапным страхом, это значит, что его гонит Дионис, вселившийся в войско противника и вдохновивший его своим безумно воинственным экстазом.
В таком воззрении было много преувеличенного и неточного. В одном из первых сонетов, четвертом, Людовико Сфорца сравнивается с соколом.
Каковы бы ни были недостатки этой статуи, в изображении мускулатуры и в пластичности форм нельзя не видеть первого шага на пути, которым шли впоследствии Леонардо да Винчи и Микеланджело. Леонардо справился с этими трудностями гениальнейшим образом.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»).
Сохранился итальянский сонет, следующим образом характеризующий детство и юность Леонардо и его отношения с женщинами, заменившими ему мать: «Он был первым зерном драгоценного ожерелья и это зерно, без сомнения, оказалось самого чистого жемчуга, так как все три жены Пьеро гордились им, как своим собственным». Несмотря на льстивую риторику, Беллинчиони отразил в них истинные черты характера таких людей, как Людовико Сфорца, Джиан Галеаццо, Изабелла Арагонская, жена последнего, Беатриче дЭсте, жена Людовико Сфорца, мантуанская герцогиня Изабелла дЭсте, жена Франческо Гонзаго. О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений.
Целый ряд его сонетов направлен против Беллинчиони. Он отодвигается от стола. Это касается как технологической стороны картины (никакой самый изощренный анализ с применением последних достижений науки и техники не обнаружил мазков кисти, «гладкопись» живописной поверхности — абсолютна), так и содержательной. Он искал квадратуру круга и убедился в невозможности решения этой задачи, то есть, выражаясь точнее, в несоизмеримости окружности круга с его диаметром.
Действующее лицо спрашивает: «Сасо stai, Madonna sestra. » – «Как поживаешь, госпожа сестра. ». «В лице Мадонны, — восторгается Вазари, — было явлено то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери». Приписываются: два «Благовещения» (Уффици и Лувр), «Мадонна с гвоздикой» в Мюнхенской пинакотеке. Исходя из этих начал, Леонардо нарисовал чертежи «практического фехтования», которые подарил учителю этого искусства, Борри. Леонардо да Винчи стоял абсолютно в стороне от школьных физических и механических теорий.
Вместе с тем были возведены на надлежащее место почти забытые в начале XV века итальянские гениальные поэты Данте и Петрарка, как бы вновь открытые с тех пор, как явилось (1481 год) первое флорентийское издание «Божественной Комедии», давшее новый неисчерпаемый запас сюжетов для живописи и скульптуры. Впрочем, Уэвель был одним из первых, сделавших исключение для Леонардо да Винчи. «При восстановлении равновесия животное находится в состоянии покоя». Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей и тем, для кого эти предметы – профессия.
«Леда» Леонардо стоит стыдливая, опустив глаза и гибкие, змеистые линии ее тела извиваются с высоким утонченным изяществом настоящим супругом лебедь почти по-человечески охватывает ее крылом, а маленькие близнецы, вылупляющиеся из яйца подле, даже и выглядят-то по-птичьи искоса тайна первобытных времен, глубокое родство между человеком и животным, смутное язычески-философское чутье единой и всемирной жизни нигде не выразились с такой мастерской изобретательностью и не обнаружили так вещей догадки столь проницательного и вдумчивого вместе гения». Он был, без сомнения, отличный математик и, что весьма любопытно, он первый в Италии, а может быть и в Европе, ввел в употребление знаки (плюс) и – (минус). Так и следовало изобразить человека, который, по словам Игнатия, не только лицом, но и жизнью и характером «походил на Христа, как будто был его близнецом от одной матери». В тогдашней школьной науке оставалось еще много схоластической гнили, но было бы ошибочно думать, что все флорентийские наставники и ученые того времени окончательно погрязли в этой школьной рутине. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Он понял, что наиболее драматический момент тайной вечери наступает, когда Иисус говорит своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Тогда я удовольствовался своим собственным переводом: perfectihabilia – совершенственность». В течение семи лет жизни в Милане Леонардо мало занимался живописью.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.
Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. На одном из блистательных представлений в Павии, «новых Афинах» того времени, семь свободных искусств на разные лады воздают хвалу своему покровителю Людовико Сфорца. Необходимо ознакомиться с тогдашней торговлей, промышленностью, военным искусством. Достаточно напомнить, что в итальянских университетах разбирались серьезнейшим образом вопросы вроде следующего: «Из какого вещества – материального или нематериального – состояла одежда ангела, благовествовавшего Святой Деве». Стихами его надо пользоваться с большою осторожностью. Бернарда во дворце Синьории (1478 выполнен не был) и договор на «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Скопето (1481 работа осталась незаконченной). Дух нового времени, бьющий ключом во всех работах Леонардо, достигает высочайшего совершенства в идеальнейшем из его произведений – «Тайной вечере».
Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола. Только в одном из писем мастер сообщает, что как раз работает над двумя Мадоннами для французского короля. Ломаццо, недостоверный во многих случаях повествователь жизни Леонардо да Винчи, родившийся в Милане в то время, когда карьера Людовико Сфорца была уже печальным образом закончена, в III томе своего трактата о живописи, скульптуре и архитектуре так описывает, между прочим, наружность Людовико Сфорца, непосредственно после краткого описания Джиан Галеаццо: «. Леонардо да Винчи еще более чужд идеалам и формам классической древности, нежели его гениальный соперник. Не менее замечательны работы Леонардо да Винчи в области гидростатики и гидродинамики.
Но в этом Леонардо следует тексту евангелиста Иоанна: Христос праздновал свою последнюю Пасху до заката солнца. Людовико Сфорца, сын Франческо Сфорца, миланский герцог при дворе которого Леонардо да Винчи провел около двух десятков лет, носил прозвание «Моrо». В примечании Ренье указывает на то, что ответ г-жи сестры не совсем согласен с грамматическими правилами русского языка: нужно было сказать: «добро, господин», «dobro, gospodin».
В Мантуе нарисовал портрет Изабеллы дЭсте (теперь в Лувре). Леонардо максимально ограничил себя в цвете. Леонардо да Винчи обладал весьма солидной научной подготовкой. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения.
О самом себе Беллинчиони иногда говорит, что он счастлив под тенью Шелковичного Дерева. Впрочем и с нею он был в дружбе. Моrо – значит «шелковичное дерево». Умер в замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию. Рыбы должны быть из тех, что не мутят воды, т. е.
При этом Арифметика говорит о нем, как «о Дереве, которое обессмертила Физба». Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Тут проявился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. То была Италия не только Рафаэля, но и Чезаре Борджиа.
Неудивительно после этого, что Леонардо опередил Кулона в опытах над трением – одной из главных причин «ослабления» и прекращения движения. Нередко ему это удавалось. Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло. По правую руку от Иоанна сидит Иуда.
Не только искусство, но и наука стояла во второй половине XV столетия относительно высоко в Италии и в особенности во Флоренции. Вся жизнь, как лес, трепещет и шумит от дыхания Вакха.
По одному из них детьми Леды были сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) и дочери Клитемнестра (будущая царица Микен, супруга Агамемнона) и Елена Прекрасная вышедшая замуж за Менелая, который занял после смерти Тиндарея трон спартанского царя и ставшая причиной Троянской войны. Аристотель смутно сознавал закон, высказанный гораздо позднее Галилеем и вполне научно обоснованный дАламбером, по которому то, что выигрывается в скорости, теряется в силе и наоборот но в сочинениях Аристотеля закон этот только чуть-чуть угадывается, а именно сказано, что длинное плечо рычага «преодолевает большую тяжесть», так как «более длинный радиус движется сильнее (следовало сказать, наоборот, движется медленнее), чем более короткий». Множество стихотворений у него, как и у Беллинчиони, написаны жаргоном Буркиелло, «alia burchiellesca».
Как далека эта точка зрения от взглядов величайшего механика древности Архимеда, который, по словам Плутарха, потому мало писал о механике, что считал это знание гораздо более низким, чем математика ибо «низко все, что имеет непосредственное практическое значение», тогда как наука должна быть, по мнению древних, сама себе целью. Флорентийская торговля во второй половине XV века заняла в Италии первое место, флорентийские банки процветали даже во Франции, Фландрии и Англии здешние купцы торговали во всех тогда известных европейцам частях земного шара флорентийские колонии находились в Тунисе, в Армении, в Крыму, в Северном Китае во Флоренцию притекали произведения всевозможных стран и народов, значительно расширяя кругозор ученого, вкус художника и воображение поэта. Иногда он, подобно Архимеду, готов воскликнуть «эврика. » иногда, наоборот, недоволен своим объяснением и пишет: «falso. во Флоренции работает над стенной росписью в зале Большого совета дворца Синьории («Битва при Ангиари»), в 1506 г. возвращается в Милан на службу к французскому наместнику Шарлю дАмбуаз, где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г. ). Одно из своих стихотворений он начинает словами: «из всего, что видишь, делай сонеты».
С тех пор, говорит легенда, шелковичное дерево дает кроваво-красные плоды. Не так отнесся к своей задаче Леонардо. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).
В 1503-1506 гг. Со многими из них Пистойа находился в личных отношениях. Леонардо да Винчи был незаконным сыном флорентийского нотариуса синьора Пьеро да Винчи. Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) — художник, скульптор, архитектор инженер, ученый.
Личность художника, его «я» постоянно выступает наружу. Приписываются: портрет дамы с горностаем (Цецилии Галерани, Краков, музей) так называемая «Belle FerroniKre» (Лувр) портреты женщины в профиль и музыканта в миланской Амброзиане. Леонардо говорит, что во время движения и человек и животное теряют положение равновесия, перемещая свой центр тяжести.
Поскольку живописных работ из-за своей универсальной увлеченности разного вида занятиями Леонардо создал сравнительно немного, скорбеть приходиться не только о незавершенных замыслах, но и о каждом утраченном творении. А это действительно было чудом. Он основывается на теоретических и опытных данных. Это дерево Физбы и есть шелковичное дерево, Моrо, т. е. в данном случае Людовико Сфорца. И действительно, Леонардо достиг совершенства.
Второй миланский период: «Св. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. «Есть дар пророчества в вакхическом безумье» : голоса целого мира, его законы, его судьба говорят устами такого безумца, опьяненного божественным напитком Диониса. Он взял с собой тома своих научных рукописей, множество рисунков и несколько картин.
По этому поводу Беллинчиони изливается в напыщенно-восторженных сонетах: плачет Феб и горюет Купидон, так как новорожденный похитил у них первенство в красоте, славе и силе, Эней и Дидона не радовались так, как «дерево Физбы в одном из своих потомков». По словам одного из старинных биографов, под генеалогическим древом фамилии Винчи было сделано примечание, гласившее, что из девяти братьев Леонардо ни один не отличился «ни умом, ни мечом», а вот таким образом имена их не были удостоены упоминания. Вакх — взглянуть окрест, постичь тайны природы. Удивляться ли после этого тому, что Леонардо с его впечатлительной натурой с юности имел склонность к механике и технике и называл даже механику «раем математики, так как в ней пожинаются плоды того, чему учит математика». Указующий жест Вакха Леонардо перенял от древнеримских статуй.
В истории науки долго держался взгляд, высказанный, между прочим известным английским писателем Уэвелем, автором «Истории индуктивных наук», согласно которому весь продолжительный период времени между Архимедом, с одной стороны и Коперником и Галилеем – с другой, считался почти бесплодным. Тициан в своей «Вечере в Эммаусе» воспроизвел только позу, данную Леонардо Христу, но даже не приблизился к идеальному совершенству выражения. Это первая попытка определить так называемый коэффициент трения. В апреле 1500 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию (через Мантую и Венецию).
Есть до 15 копий, принадлежащих крупным художникам. дядя его Людовико был смуглого цвета и потому имел прозвище Мавра (di Моrо), носил волосы в виде длинной гривы (la zazzera lunga), спереди почти до бровей.
К этому же времени относят создание им картины "Св. Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине Вакх, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным абсолютно иным содержанием. Родился в семье нотариуса.
По свидетельству того же неутомимого Вазари, молодой Леонардо, вознамерившись создать настоящую «страшилку» (выражаясь современной упрощенной лексикой), не погнушался собрать ящериц, сверчков, змей, летучих мышей и других тварей и, «сочетая их по-разному», так написал голову чудовища, что перепугал отца.
Начиная со щита, расписать который заказал некий крестьянин. Наивность и непосредственность античной жизни исчезают при этом абсолютно, но зато появляется внутренняя «демоническая» борьба. Однако результатом подобного минимализма вовсе не стало уничтожение живописности. Продолжает рассказ о мастерс-Леонардо другой знаток его творчества – В. П.
Это прозвище «Громозвучный» хорошо передает его мистическую натуру: трепет жизненных форм и крушение всяких индивидуальных границ при его приближении. Загадочная полуулыбка Вакха (так же как и Иоанна, так же как и Джоконды) делает непонятным смысл его внутреннего состояния, а значит, оставляет за ним право находиться в поле универсальности, то есть потенциально содержать множество смыслов. точно взяты из трактата о живописи, написанного самим Леонардо. non desso.
Эти объяснения мало чем отличаются от современных. Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию. Так, Людвиг Шеффлер в своем этюде о Микеланджело, сравнивая произведения этого гораздо более чем Леонардо да Винчи приближающегося к древним грекам художника с классическими образцами, пишет, что отличительной чертой искусства времен Возрождения является «индивидуализм» или, если угодно, субъективизм.
В Милане произошло радостное событие: Цецилия Галлерани, любовница Людовико Сфорца, родила сына. В работах других художников, копировавших «наблюдение» Леонардо, он встречается настолько часто, что становится «расхожим жестом». не нужно пускать туда угрей, ни тунцов и ни щук также ибо они пожирают других рыб".
По его теории, всякое отраженное движение слабее того, которое его произвело. «Я -Дионис Громозвучный, – говорит он о себе, – дочь Кадма, Семела, от Зевса, с ним сочетавшись любовно, меня родила». Благодаря щедрости Козимо были вынуты из архивной пыли такие сокровища, как наилучшие списки материалистической поэмы Лукреция «О природе вещей», естественноисторических сочинений Плиния и некоторых произведений Цицерона.
В университетах того времени механику изучали по Аристотелю.
Он внимательно изучил Архимеда, которого часто цитирует и старался пойти далее. Сохранились в копиях учеников «Флора, Вакх, две Леды». Еще в детстве, когда он бродил, сопровождаемый вскормившими его нимфами, по зарослям леса, «шум подни-мался в лесу необъятном». По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». errato. », а порою даже встречаются восклицания вроде «чертовщина. » О невозможности вечного движения он пишет: «Первоначальный импульс должен рано или поздно израсходоваться, а потому в конце концов движение механизма прекратится».
Ее ответ гласит: «Dobra, gospodina». «На гладкой плоскости, – говорит Леонардо, – трение равно четверти веса движущегося по ней тела». Возможно, одной из этих работ и является «Портрет девушки» хранящийся ныне в Парме.
Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Второй флорентийский период: портрет Моны Лизы («Джоконда», 1503, Лувр) рисунки для «Св. Вазари не находит слов, чтобы похвалить эту картину. Его творчество очень незамысловато и принадлежит к тому роду поэзии, которая в Италии называется «poesia buriesca».
От подобных диспутов один шаг до полного индифферентизма и скептицизма. «Наш Моро, – пишет Беллинчиони, – поступает, как сокол, который неподвижно держится на крыльях, выжидая счастливого мгновения, а потом быстро спускается на жертву». Он поражен тем, что его предательство известно Христу. Анны втроем» и для «Битвы при Ангиари» в Лондоне, Оксфорде, Виндзоре, Будапеште, Венеции. Это был убежденный любитель сонета.
Во всяком случае источников, сообщающих об этом, практически нет. Опыт показал ему, что шар, брошенный о землю, никогда (вследствие сопротивления воздуха и неабсолютной упругости) не поднимается на ту высоту, с которой он брошен. С замечательной ясностью излагает ученый-художник в общих, крупных чертах, теорию рычага, поясняя ее рисунками не остановившись на этом, он дает чертежи, относящиеся к движению тел по наклонной плоскости, хотя, к сожалению, не поясняет их текстом. Он сидит в левой руке его тирс (деревянный жезл с сосновой шишкой) и виноградная лоза правой он указывает в сторону.
Действительно, того имеет этот двойной смысл. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.
Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900). Вот почему, кроме прозвища «Моро», Беллинчиони дает ему иногда другое прозвище, Ermellino, что значит Горностай. Анна втроем» и «Иоанн Креститель» (обе — Лувр). Но по университетам нельзя еще судить о состоянии знаний. В конце своей жизни Козимо сделал еще более, основав «платоническую» Академию, этот центр итальянского классицизма.
Выдержаны не только характеры действующих лиц, но даже их костюмы. (а может быть и до 1478) работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. Если в «Иоанне Крестителе» и «Вакхе» выразились болезненные стороны его эпохи, а в «Джоконде» Леонардо запечатлел лучшие из своих личных порывов, то в «Тайной вечере» он сделал много больше. На той же картине можно видеть портрет Беатриче, оба на коленях, с детьми впереди. Фактически картина нарисована кистью, а не написана. Изображенный тут же распятый Христос сделан другим художником».
Вследствие этого шелковичное дерево часто именуется деревом Физбы.