Леонардо да Винчи как художник. – Эпоха Возрождения. – Классическая древность и дух нового времени. – «Иоанн Креститель». – «Вакх». – «Джоконда». – Значение «Тайной вечери» в истории искусства. Картина Леонардо да Винчи Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине Вакх, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным абсолютно иным содержанием. Изображенный тут же распятый Христос сделан другим художником». Но Дионис «не чужд Арея» и когда мы видим, что войско бежит с поля сражения, объятое внезапным страхом, это значит, что его гонит Дионис, вселившийся в войско противника и вдохновивший его своим безумно воинственным экстазом.
То была Италия не только Рафаэля, но и Чезаре Борджиа. Когда картон с изображением Богоматери, Святой Анны и Христа был выполнен, он привел в изумление не только художников. Не только искусство, но и наука стояла во второй половине XV столетия относительно высоко в Италии и в особенности во Флоренции.
Леонардо максимально ограничил себя в цвете. Множество стихотворений у него, как и у Беллинчиони, написаны жаргоном Буркиелло, «alia burchiellesca».
По одному из них детьми Леды были сыновья Кастор и Полидевк (Диоскуры) и дочери Клитемнестра (будущая царица Микен, супруга Агамемнона) и Елена Прекрасная вышедшая замуж за Менелая, который занял после смерти Тиндарея трон спартанского царя и ставшая причиной Троянской войны. Людовико Моро, т. е. Людовико Сфорца, по прозванию Шелковичное Дерево, оказался в разных компилятивных сочинениях Людовиком Мавром. Рыбы должны быть из тех, что не мутят воды, т. е. По свидетельству того же неутомимого Вазари, молодой Леонардо, вознамерившись создать настоящую «страшилку» (выражаясь современной упрощенной лексикой), не погнушался собрать ящериц, сверчков, змей, летучих мышей и других тварей и, «сочетая их по-разному», так написал голову чудовища, что перепугал отца.
Из своих детских воспоминаний Леонардо вынес о первых двух приемных матерях впечатление юности, красоты и нежных, почти сестринских ласк. При этом Арифметика говорит о нем, как «о Дереве, которое обессмертила Физба». Может быть, это и не Иоанн Креститель, но во всяком случае это юноша, находящийся в состоянии ненормального, болезненного восторженного экстаза. В конце своей жизни Козимо сделал еще более, основав «платоническую» Академию, этот центр итальянского классицизма.
Влияние этого замечательного человека на умственное развитие юного Леонардо было весьма значительно и его можно проследить во многих сочинениях и даже художественных произведениях последнего так, благодаря Тосканелли Леонардо живо заинтересовался особенностями тропической природы. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Вакх — взглянуть окрест, постичь тайны природы.
Еще в детстве, когда он бродил, сопровождаемый вскормившими его нимфами, по зарослям леса, «шум подни-мался в лесу необъятном». Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900). После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Выдержаны не только характеры действующих лиц, но даже их костюмы. Любопытно, что в то время, как этого Иоанна многие считали Вакхом, настоящего Вакха, находящегося в том же Лувре иные принимают за Иоанна. В работах других художников, копировавших «наблюдение» Леонардо, он встречается настолько часто, что становится «расхожим жестом». «Наш Моро, – пишет Беллинчиони, – поступает, как сокол, который неподвижно держится на крыльях, выжидая счастливого мгновения, а потом быстро спускается на жертву».
«Это чудо, – говорит он, – это вещь скорее божественная, чем человеческая». В одном из первых сонетов, четвертом, Людовико Сфорца сравнивается с соколом. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»).
О матери Леонардо да Винчи сохранилось мало сведений. Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло. Это прозвище «Громозвучный» хорошо передает его мистическую натуру: трепет жизненных форм и крушение всяких индивидуальных границ при его приближении. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса – Бромия ("бурного", "шумного", били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Казалось, только древние были способны в такой степени восхищаться наготою юных мужских тел изображенных как будто после чтения Платона.
Благодаря щедрости Козимо были вынуты из архивной пыли такие сокровища, как наилучшие списки материалистической поэмы Лукреция «О природе вещей», естественноисторических сочинений Плиния и некоторых произведений Цицерона. «Я -Дионис Громозвучный, – говорит он о себе, – дочь Кадма, Семела, от Зевса, с ним сочетавшись любовно, меня родила». Каковы бы ни были недостатки этой статуи, в изображении мускулатуры и в пластичности форм нельзя не видеть первого шага на пути, которым шли впоследствии Леонардо да Винчи и Микеланджело. Так, Людвиг Шеффлер в своем этюде о Микеланджело, сравнивая произведения этого гораздо более чем Леонардо да Винчи приближающегося к древним грекам художника с классическими образцами, пишет, что отличительной чертой искусства времен Возрождения является «индивидуализм» или, если угодно, субъективизм. Продолжает рассказ о мастерс-Леонардо другой знаток его творчества – В. П. Так и следовало изобразить человека, который, по словам Игнатия, не только лицом, но и жизнью и характером «походил на Христа, как будто был его близнецом от одной матери».
В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. не нужно пускать туда угрей, ни тунцов и ни щук также ибо они пожирают других рыб". И в целом, с исторической и археологической точек зрения, картина Леонардо представляет лишь одну неточность – блюдо рыбы подле пасхального агнца но ведь апостолы работали в субботу, а Петр впоследствии не гнушался есть с необрезанными Быть может, да Винчи преднамеренно сделал это отступление от предписаний Моисеева закона.
Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей и тем, для кого эти предметы – профессия. Вместе с тем были возведены на надлежащее место почти забытые в начале XV века итальянские гениальные поэты Данте и Петрарка, как бы вновь открытые с тех пор, как явилось (1481 год) первое флорентийское издание «Божественной Комедии», давшее новый неисчерпаемый запас сюжетов для живописи и скульптуры. С тех пор, говорит легенда, шелковичное дерево дает кроваво-красные плоды. Портрет, написанный на необработанном дереве, сохраняет удивительную импровизационную свободу движения руки художника.
Загадочная полуулыбка Вакха (так же как и Иоанна, так же как и Джоконды) делает непонятным смысл его внутреннего состояния, а значит, оставляет за ним право находиться в поле универсальности, то есть потенциально содержать множество смыслов. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Под тенью Шелковичного Дерева, на радость всего Милана, расцветает гений Леонардо да Винчи, который в рисунке и красках затмил и современных и древних художников. «В лице Мадонны, — восторгается Вазари, — было явлено то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери».
Размер картины 177 x 115 см, дерево, масло. Леонардо справился с этими трудностями гениальнейшим образом. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине.
Это именно смешение мрака со светом путем тонких переливов. Отец Леонардо еще в молодых летах влюбился в простую деревенскую девушку Катарину говорят, что она была поразительной красоты и что в ранней молодости сам Леонардо чрезвычайно походил на мать. Перед ним раскрывается чудная картина, ярко залитый светом пейзаж но он только прислушивается, как бы внимая росту каждой былинки, шелесту ветра и шуму отдаленных вод.
Он поражен тем, что его предательство известно Христу. точно взяты из трактата о живописи, написанного самим Леонардо. Леонардо да Винчи был незаконным сыном флорентийского нотариуса синьора Пьеро да Винчи. В таком воззрении было много преувеличенного и неточного. дядя его Людовико был смуглого цвета и потому имел прозвище Мавра (di Моrо), носил волосы в виде длинной гривы (la zazzera lunga), спереди почти до бровей.
Указующий жест Вакха Леонардо перенял от древнеримских статуй. Моrо – значит «шелковичное дерево». Третья строка – сплошная непристойность – русскими словами в итальянском начертании.
Он взял с собой тома своих научных рукописей, множество рисунков и несколько картин. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. В Аттике Дионису были посвящены Великие или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров исполнявших дифирамбы (проходили в марте – апреле) Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе – феврале) Малые или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре – январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). Стихами его надо пользоваться с большою осторожностью.
Не менее чем Козимо сделал для развития наук и искусств другой Медичи, Лоренцо, получивший прозвание Великолепного, как нельзя более подходящее к его гордой, надменной, но умной фигуре, о которой можно получить понятие по бюсту, выполненному Верроккьо или одним из его учеников. Тициан в своей «Вечере в Эммаусе» воспроизвел только позу, данную Леонардо Христу, но даже не приблизился к идеальному совершенству выражения. И действительно, Леонардо достиг совершенства.
Его творчество очень незамысловато и принадлежит к тому роду поэзии, которая в Италии называется «poesia buriesca». Мы говорим о «Вакхе» и другой картине известной под названием «Иоанн Креститель». К важнейшим библиографическим источникам, по которым можно восстановить некоторые очень важные черты итальянского Ренессанса конца XV в., надо отнести книгу под названием «J Sonetti» Пистойа (Антонио Каммелли), комического поэта (1440 -1502 гг. ), который в своих стихах часто передает политические события своего времени. Кроме «Джоконды» и «Мадонны со Святой Анной» во Францию с Леонардо отправился и «Иоанн Креститель», странная картина, загадки которой и сейчас мучают ученых. Он отодвигается от стола.
Однако результатом подобного минимализма вовсе не стало уничтожение живописности. Теперь даже последние представители этого взгляда, встречающиеся по преимуществу в Германии, обставляют свою теорию многочисленными оговорками. Однако, со времени Ломаццо, в европейской литературе неясный смысл этого слова давал повод к ошибкам в переводе итальянского прозвища герцога на другие языки.
Есть до 15 копий, принадлежащих крупным художникам. Людовико Сфорца, сын Франческо Сфорца, миланский герцог при дворе которого Леонардо да Винчи провел около двух десятков лет, носил прозвание «Моrо». По словам одного из старинных биографов, под генеалогическим древом фамилии Винчи было сделано примечание, гласившее, что из девяти братьев Леонардо ни один не отличился «ни умом, ни мечом», а вот таким образом имена их не были удостоены упоминания. Поразительно, но не резко выделяется эта фигура аскета на фоне темном, как ночь. Сохранился итальянский сонет, следующим образом характеризующий детство и юность Леонардо и его отношения с женщинами, заменившими ему мать: «Он был первым зерном драгоценного ожерелья и это зерно, без сомнения, оказалось самого чистого жемчуга, так как все три жены Пьеро гордились им, как своим собственным». Леонардо вынужден покинуть город и в течение нескольких лет переезжает с места на место, подолгу нигде не задерживаясь. В 1502 г. он оказывается во Флоренции и начинает работать над созданием картины «Мона Лиза». В 1506 г. король Людовик XII приглашает Леонардо в Милан в качестве придворного живописца, а в 1513 г. Леонардо переезжает в Рим по приглашению брата Папы Льва X. Последние годы жизни Леонардо провел во Франции при дворе короля Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г.
Это был убежденный любитель сонета. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. Со многими из них Пистойа находился в личных отношениях. Будучи незаконнорожденным, Леонардо имел, кроме того, последовательно трех мачех – законных жен Пьеро можно было бы вот таким образом предполагать, что детство Леонардо прошло не особенно радостно но на самом деле вышло наоборот. «Есть дар пророчества в вакхическом безумье» : голоса целого мира, его законы, его судьба говорят устами такого безумца, опьяненного божественным напитком Диониса.
Дух нового времени, бьющий ключом во всех работах Леонардо, достигает высочайшего совершенства в идеальнейшем из его произведений – «Тайной вечере». Леонардо да Винчи (1452-1519) родился в селе Анкиано, неподалеку от города Флоренция. Одно из своих стихотворений он начинает словами: «из всего, что видишь, делай сонеты». Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола.
Тут проявился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. На той же картине можно видеть портрет Беатриче, оба на коленях, с детьми впереди. Действительно, того имеет этот двойной смысл.
Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже двадцать четыре года и, хотя от нее отец Леонардо имел еще нескольких сыновей, великий художник был в таком возрасте, когда отношения с третьей мачехой не могли иметь в его жизни особо важного значения. Конечно, это мысль гения, но она идет не ощупью, а верно рассчитанным путем: многие позы, выражения лиц и т. п.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. «Леда» Леонардо стоит стыдливая, опустив глаза и гибкие, змеистые линии ее тела извиваются с высоким утонченным изяществом настоящим супругом лебедь почти по-человечески охватывает ее крылом, а маленькие близнецы, вылупляющиеся из яйца подле, даже и выглядят-то по-птичьи искоса тайна первобытных времен, глубокое родство между человеком и животным, смутное язычески-философское чутье единой и всемирной жизни нигде не выразились с такой мастерской изобретательностью и не обнаружили так вещей догадки столь проницательного и вдумчивого вместе гения». Фактически картина нарисована кистью, а не написана.
Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Во всяком случае источников, сообщающих об этом, практически нет. В примечании Ренье указывает на то, что ответ г-жи сестры не совсем согласен с грамматическими правилами русского языка: нужно было сказать: «добро, господин», «dobro, gospodin». По правую руку от Иоанна сидит Иуда. Впрочем и с нею он был в дружбе. Паоло Тосканелли, знаменитый флорентийский врач и философ, был одновременно крупнейшим из местных математиков ему принадлежит знаменитое определение широты и долготы Флоренции он был также одним из первых географов своего времени.
Вазари не находит слов, чтобы похвалить эту картину. Вследствие этого шелковичное дерево часто именуется деревом Физбы. Существуют разные варианты мифа.
Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны и перенесли свою материнскую любовь на незаконнорожденного. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос. О самом себе Беллинчиони иногда говорит, что он счастлив под тенью Шелковичного Дерева. К этому же времени относят создание им картины "Св.
Вторая в особенности поразительна. Личность художника, его «я» постоянно выступает наружу. По этому поводу Беллинчиони изливается в напыщенно-восторженных сонетах: плачет Феб и горюет Купидон, так как новорожденный похитил у них первенство в красоте, славе и силе, Эней и Дидона не радовались так, как «дерево Физбы в одном из своих потомков». В течение семи лет жизни в Милане Леонардо мало занимался живописью.
Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером. Целый ряд его сонетов направлен против Беллинчиони. Ее ответ гласит: «Dobra, gospodina». Он сидит в левой руке его тирс (деревянный жезл с сосновой шишкой) и виноградная лоза правой он указывает в сторону. Вот почему, кроме прозвища «Моро», Беллинчиони дает ему иногда другое прозвище, Ermellino, что значит Горностай.
Этот замечательный человек оказал огромную услугу развитию науки и искусства, затрачивая нередко баснословные суммы на покупку драгоценных рукописей, гнивших в архивах разных немецких, французских и греческих монастырей. Действующее лицо спрашивает: «Сасо stai, Madonna sestra. » – «Как поживаешь, госпожа сестра. ».
По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Картина художника Леонардо да Винчи, первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». Наивность и непосредственность античной жизни исчезают при этом абсолютно, но зато появляется внутренняя «демоническая» борьба. Это касается как технологической стороны картины (никакой самый изощренный анализ с применением последних достижений науки и техники не обнаружил мазков кисти, «гладкопись» живописной поверхности — абсолютна), так и содержательной.
Вся жизнь, как лес, трепещет и шумит от дыхания Вакха. Он понял, что наиболее драматический момент тайной вечери наступает, когда Иисус говорит своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Возможно, одной из этих работ и является «Портрет девушки» хранящийся ныне в Парме. Начиная со щита, расписать который заказал некий крестьянин. На одном из блистательных представлений в Павии, «новых Афинах» того времени, семь свободных искусств на разные лады воздают хвалу своему покровителю Людовико Сфорца.
и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. Это Вакх-мечтатель, опершийся о мрачную скалу. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги. до н. э.
Если в «Иоанне Крестителе» и «Вакхе» выразились болезненные стороны его эпохи, а в «Джоконде» Леонардо запечатлел лучшие из своих личных порывов, то в «Тайной вечере» он сделал много больше. Родился в семье нотариуса. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.
Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Это дерево Физбы и есть шелковичное дерево, Моrо, т. е. в данном случае Людовико Сфорца. tragodia букв.
Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. А это действительно было чудом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.
Не так отнесся к своей задаче Леонардо.