1489-1499Святой Иоанн на Патмосе. Триптих. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. В 2016 году отмечается несколько значимых для мира и Испании дат. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
1510-1515Воз мена. У Босха алхимия наделяется негативными, демоническими свойствами и атрибуты её часто отождествляются с символами похоти: совокупление нередко изображается внутри стеклянной колбы или в воде — намёк на алхимические соединения.
Босх никогда не упускает случая в таких пародиях высказать свое осуждение виновным. ТриптихСвятой Иоанн Креститель в пустыне. 1500-1510Коронование терновым венцом. Триптих. 1500-1505Искушение святого Антония. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
На левой створке изображен арест Христа отрядом, над которым виднеется по сути алхимический символ – вишня, представляющая «камень красный». 1490-1505Святой ИеронимИскушение святого Антония. В трактате, приписываемом знаменитому врачу Арнольду из Виллановы (1240–1311) об изготовлении философского камня говорится чуть ли не теми же словами, что о страстях Господних: «Сын Человеческий должен подняться с земли на небо и взойти на крест атанора».
Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Триптих. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Антония. По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Триптих.
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Антонием (на правой створке «Искушения») – это автопортрет художника. Триптих.
Около 1490Страшный суд. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей. 3. Около 1489-1499Искушение святого Антония.
В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Около 1500Поклонение волхвов. По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».
1490 Искушение святого Антония. Эта тема тонко повторена в поздних работах художника, а именно в «Несении креста» (Гент), где покрывало св. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Притом смехотворному священнику, дыры в облачении которого позволяют разглядеть окровавленные голые бока и полую внутренность тела, помогают два демона, один из которых, – с длинным клювом цапли, – держит на голове гнездо с яйцом другое яйцо помещено на стенку позади фокусника. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
На примере этой картины Босха видно, что в его позднем периоде творчества исчезают элементы готической стилизации, присутствовавшие в его ранней и даже зрелой манере: фигуры теряют удлинённость пропорций и S-образный изгиб, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и декоративности ритма. 12:1). Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным музеем на дому. Иллюстрации картин следуют одна за другой их можно разъединить (для этого предусмотрена линия отреза) и тогда на стенах дома, класса, актового зала появится экспозиция полотен. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Около 1510Несение креста. После 1490РождествоКоронование терновым венцом. На её появление указывает Иоанну ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья выглядят не намного более вещественными, чем призрачная, окутанная дымкой панорама голландского города на горизонте. В самом деле, этот мирянин, который, кажется, ведет группу за собой, в то время как монахи проявляют нерешительность, выставляет напоказ обнаженное колено, обличающее его как «посвященного».
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). На ней представлены все шесть творений Босха из собрания Прадо, «Несение креста» из Эскориала, «Святой Иоанн Креститель в пустыне» из Фонда Ласаро Гальдиано. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Испанский король повесил картину Босха Семь смертных грехов у себя в спальне. Возьмем в качестве примера пролог «Искушения». Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. 1495-1515Сад земных наслаждений. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
1495 – 1515 Корабль дураков. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Главный герой – отвратительный карлик, атрибуты которого, такие как сухое дерево и яйцо на голове, явно указывают на «дитя философии».
Наиболее впечатляют эпизоды «Искушения», где мы видим человека имитирующего позу распятого, то прислоненным к стене, то засунутым внутрь чудища, символически изображающего атанор. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Триптих.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. XV в. Страшный суд. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.
Они пьют вино. Около 1500Смерть скряги. 2 Мы всегда предлагаем самые низкие цены на лучшие товары и услуги для вас. 1490 – 1500 Несение креста.
Альбом / Jheronimus Bosch Живопись Босха поражает. Шайи полагает, что здесь представлено «Евангелие от Алхимии». Также здесь можно увидеть триптих «Искушение святого Антония», предоставленный лиссабонским Национальным музеем древнего искусства «Увенчание терновым венцом» из Национальной галереи в Лондоне рисунок «Человек-дерево» из венской Галереи Альбертина работы из Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме. У Босха находим бесчисленные намеки на эту доктрину. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Около 1500Несение креста. Триптих. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. 1510 – 1515 Поклонение волхвов. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Триптих.
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
То самое «королевское дитя», которое – облаченное в роскошный наряд – противостояло Христу на свадьбе в Кане («Брак в Кане Галилейской»), чтобы предложить жениху свой напиток вместо сотворенного евангельским чудом вина. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Веронику со знаменитым покрывалом в руках. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Рукой в железной рукавице краснолицый ощеренный латник разрывает одеяние Христа другой воин, опершись одной ногой о постамент, на котором сидит Христос, собирается ещё глубже надвинуть терновый венец на его чело, этот воин имеет на своей одежде опознавательную бляху с изображением чёрного двуглавого орла на жёлтом фоне-символ Священной Римской Империи либо властвовавшего тогда над Нидерландами и нелюбимого в народе императора Максимилиана, что позволяет говорить о политическом наполнении картины и резко негативном отношении Босха к современной ему светской власти третий же, выглядывая из-за спины второго, наблюдает за действиями палачей, явно поощряя их и этот живой и злорадный интерес контрастирует с холодным безразличием двух мужчин слева. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Список репродукций:На обложке: Иероним Босх.
Живопись Босха поражает. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Около 1490-1500Корабль дураков.
Меня зовут Лубберт Дас». Св. Около 1482 Се Человек.
Сцены эти представляют собой гротескную пародию на житие Христа в восьми эпизодах. Рядом с хрестоматийным «Садом земных наслаждений» представлены инфракрасная спектроскопия и рентгеновский анализ триптиха, позволяющие посетителям увидеть удивительные изменения, внесенные живописцем с момента эскиза до завершения полотна. Здесь вы можете прочитать краткую аннотацию к литературе Иероним Босх. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Самые важные триптихи Босха: «Воз сена», «Поклонение волхвов», «Искушение святого Антония» — заняли места в центре залов, чтобы можно было увидеть не только «лицо», но и оборотную сторону створок. 1500 Коронование терновым венцом.
Справа в шатре сидят любовники. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия дЭсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. 1510 Сад земных наслаждений. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Вероятно и он пытался разгадывать загадки мастера.
1500Список репродукций картин Иеронима Босха: Воз сена. До Босха искусство никогда не поднималось до такой конкретности передачи сложнейших нюансов человеческой души, но и не опускалось так глубоко в ее темные глубины. 1480-1490Исцеление глупости. Около 1500Блудный сын. На переднем плане адепт в одной туфле, с обнаженным коленом, опустился на одно колено и с видом скорее требовательным, нежели почтительным, разинул рот в ожидании «эликсира», причем Христос, падая на землю, не удостаивает его взглядом. к творчеству мастера.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Триптих.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Список репродукций: Смерть грехов.
1500 – 1505 Несение креста. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. 1515 Искушение святого Антония. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Тот же Камень должен быть «замкнут в резервуаре, как Христос в склепе».
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Св.
Возьмем в качестве примера длинный эпизод центрального панно «Искушения», составляющий, по мнению Шайи, «испытание водой». Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Однако Фелипе де Гевара придерживался того мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Мог ли он узнать эти обряды, не будучи сам посвященным. Вероника – истинный свидетель Страстей, противопоставленный свидетелям ложным. Здесь видим свиноголового «священника», ноги его в луже, образовавшейся из мочи кобылы, зад которой имеет форму кувшина «священник» читает «Евангелие» на импровизированном алтаре, который – не что иное, как просто грязная земля, а перед ним фокусник в красной мантии, с отрезанной ногой, с шапокляком на голове, указывающим на его профессию, прислонился к деревянной стенке, копируя позу Христа, противостоящего ему за спиной св.