«увенчание (коронование) терновым венцом» (нидерл. De doornenkroning van Christus)— картина нидерландского художника Иеронима Босха. Интерьерная картина Босх Иероним Увенчание терновым венцом, 20x25 см, на бумаге. «увенчание терновым венцом» – картина Иеронима Босха, в основе которой лежит библейский сюжет, к которому Босх обращался как минимум дважды.
Также здесь можно увидеть триптих «Искушение святого Антония», предоставленный лиссабонским Национальным музеем древнего искусства «Увенчание терновым венцом» из Национальной галереи в Лондоне рисунок «Человек-дерево» из венской Галереи Альбертина работы из Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме. Скорее он ее со-творенное или со-бытийное звено. Говоря иначе, сила этого закона дает начало двойнику, как социокультурной проясненности и тем же самым дает импульс существованию «чужого», которого должно одолеть первичное событие, если оно хочет сохранить собственную проясненность и право на истину. По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Они рождаются вместе.
Именно с его помощью рыжебородому удается обратить античный «рационалистический экстаз» (Лосев) в софистическое интеллектуальное кокетство заботу о спасении души – в испанский сапог память о прошлом – в претеризм радение о будущем – в ультралиберальный футуризм сам же либерализм – в легализацию гомосексуализма и транссексуальные манипуляции согласие с бытием – в идеологизированный экологизм свободу – в ультралиберальный волюнтаризм. Стоящий рядом с ним мужчина предельно напряжен в ожидании публичного приговора.
Ведь формализованный интеллектуальный цикл появляется там, где господствуют отдаление, усредненность и уравнивание, где, если вспомним Мартина Бубера, мир никогда не дается как «ты», где существует лишь трагически далекое и отчужденное гомогенное «оно», подчиненное калькуляции и аналогиям. На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Корона Бальтазара лежит на земле, у ног Божьей матери.
Мучительство Христа приобретает космический масштаб благодаря тому, что вокруг самой картины в технике гризайли представлена вечная битва ангелов и демонов— нескончаемая борьба добра и зла. «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», — сказано в Евангелии (Евангелие от Матфея, 8. 20). Они всюду: на крыше строения, внутри него, за ним. Никакой слуга не может служить одновременно двум господам ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Он — орудие в руках рыжебородого. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Отражение гротескным образом повторяет явление, шаржируя то, отражением чего оно является. Ницшеанская смерть Бога и радикальное отрицание не только ценностей, но и самого места, которое они занимали, — симптом приближения той эпохи, когда в гомогенности внутреннего и внешнего пространств человеческая душа не в состоянии найти пристанище и подобно Вечному Жиду бродит в строю однородных точек, для нее не существует более основного закона ее существования: будущего, «чего-то иного», что могло бы ее оправдать.
Он не представляет собой альтернативу ни одной из рядовых или центральных фигур. Он ждет санкции на действие и борьбу во имя публичной истины. Ведь на самом деле именно это «нечто иное» и является ее пристанищем. Не можете служить Богу и маммоне, говорит Спаситель (Евангелие от Луки 16. 13).
Если существует первообраз, существует и она. Представленный в таком публичном толковании Спаситель является тем богом, чье «возвеличивание есть богохульство» (Мейстер Экхарт).
Один даже ободряет Христа, положив руку на его плечо. На ней изображена профигурация распятия – жертвоприношение Авраама. Всякое духовное событие – большого или малого масштаба – в самом себе подразумевает двойника, «своего иного». На ней представлены все шесть творений Босха из собрания Прадо, «Несение креста» из Эскориала, «Святой Иоанн Креститель в пустыне» из Фонда Ласаро Гальдиано. Он, как Иуда, даже готов поцеловать свою жертву.
Рядом с хрестоматийным «Садом земных наслаждений» представлены инфракрасная спектроскопия и рентгеновский анализ триптиха, позволяющие посетителям увидеть удивительные изменения, внесенные живописцем с момента эскиза до завершения полотна. Своим полуобнаженным белоснежным телом, загоревшим лицом, напряженным взглядом, предметами, которыми он вооружился и назначение которых откроется нам только, если мы проследим дальше его взгляд (и этого мы коснемся немного позже) –всем своим, выражающим готовность к чему-то телом он странным образом связан со сценой, представленной на переднем плане картины.
В 2016 году отмечается несколько значимых для мира и Испании дат. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Первичная встреча в пределах эпифании, разыгрываемая в сакральности переднего плана триптиха, перемещается, благодаря эманационной мощи рыжебородого, в образы заднего плана, где царствуют готовые к войне армии, безумие и помешательство. Она может лишь лицемерно отступить, укрыться от взгляда, но она никогда не исчезнет.
На заднем плане видны любопытствующие. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Взгляд рыжебородого механически-неопределенный. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом. Самые важные триптихи Босха: «Воз сена», «Поклонение волхвов», «Искушение святого Антония» — заняли места в центре залов, чтобы можно было увидеть не только «лицо», но и оборотную сторону створок.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Босх как будто намекает нам, что тот — каким-то образом — соучастник происходящего на переднем плане: мягким, почти незаметным движением рыжебородый выходит из строения и словно нарочно выставляет закрепленное на его ноге орудие. По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.
Она есть только то, что есть и делает только то, что ей предопределено. У Босха, как мы уже сказали, этот пафос дан во внешности монголоидного друга рыжебородого. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.