По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Между маем 1513 года и июлем 1516 года Микеланджело закончил скульптуры «Восставший раб» и «Умирающий раб», показывающие разные состояния человека, оказавшегося перед лицом смерти.
Они утратили волю. Илл. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. 136. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял.
Илл. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. 170. Илл.
169. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. 110, 112. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
Это были тяжелые годы. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Например, деревянная модель собора св.
Зато вид группы справа мало удачен. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Мрамор.
В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. ок. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Действие, происходящее на земле, развернуто по контрасту, в трехмерном пространстве, на фоне пустынного, безмолвного пейзажа.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. 46. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
В Сикстинской капелле бывали и бурные сцены, крики, проклятия, удары палкой. 179-181.
5, 6. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. 38. Илл.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Он действует только словом. Фигура победителя дана в настолько сложном контрапосте, что у зрителя невольно создается впечатление известной нарочитости и искусственности запечатленного здесь мотива движения.
Пьета. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения – Интеллект, Гармонию, Мощь. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. 86-91.
Илл.
Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Микеланджело именовал их как «ignudi». В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Мрамор. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. 33, 34. Илл. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью. 175, 176.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. 48-55. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Петра. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Битве при Кашина республикански настроенная Флоренция придавала большое значение, так как она символизировала победу гвельфской партии, которой Микеланджело неизменно симпатизировал. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Илл. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи).
Уже в письме от 1547 года Луке Мартини Микеланджело писал: Я стар и смерть отняла у меня все помыслы молодости. Этот жест символизирует молчание. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Это предназначенные для украшения гробницы Св. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы.
В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Илл. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).
Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Илл. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Диаметр: 69 см. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. 177, 178. 99, 101, 102. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Илл. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
За Микеланджело постоянно следили римские агенты Козимо и регулярно доносили герцогу о любом шаге художника. Илл.
С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Илл. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Простенки между пилястрами второго этажа имели ниши, медальоны и прямоугольные углубления в стене для тех же статуй и рельефов. 151. В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. 30), довольно точно передающая ее общий вид. 1530.
Он должен думать о смерти. Но как раз этого не произошло. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами.
Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Илл. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. 41.
Известно, что Микеланджело преклонялся перед творениями Брунеллески известно также, что он очень высоко ставил Браманте, хотя тот и принадлежал к враждебной ему в Риме партии. Их он посвящал и дарил своим друзьям – Себастьяно дель Пьомбо, Томмазо Кавальери, Виттории Колонна, Донато Джаннотти, Луиджи Риччо. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Илл.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). В настоящем своем виде площадь Капитолия является одним из прекраснейших архитектурных ансамблей Италии, отмеченным печатью редкостного стилистического единства. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Он даже не дотрагивается до нее.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.
Илл. Илл.
Мрамор. И притом отразить в формах столь универсальных, что они приобретают общечеловеческую значимость. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело).
Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке.
Илл. 56-71). Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Вазари прямо пишет:.
Илл. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Илл. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. По-видимому, это была статуя Вакха. «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования. И какую бы эмоцию он ни изображал, она всегда охватывает не только всю фигуру целиком, но и одежду, в которую она облачена.
Теперь она находится в базилике святого Петра. Илл. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Илл.
Их ритм нетороплив их словарный фонд не так уж богат их рифмы далеко не всегда безупречны. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Петра (Музео Петриано). Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Посередине фронтона помещена мемориальная доска, укрепленная на подставке, а между волютами переброшена массивная гирлянда.
На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Фигуры несчастных грешников сдвинуты к самому краю композиции, так что в центре образуется просвет, все более и более отдаляющий их от райского блаженства. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения.
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. 86-88. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Илл.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура».
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. В ангеле Микеланджело всё динамично.
В возрасте 74 лет Микеланджело стал приёмником Антонио да Сангалло Младшего, одним из создателей собора Святого Петра. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Пейзаж пустынен и гол. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Это был понедельник масленичной недели.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
При этом движение лишено всякой скованности. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Илл. Что смерть, что время здесьне побеждает.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Давид. 25, 26. 183.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Илл. С завершением Давида пришёл другой заказ. Однако нередко он оставлял камень в таком состоянии, когда его поверхность сохраняла шероховатость и следы работы троянкой.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. 166, 167. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Недаром его любимым материалом была бронза.
В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Илл. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. 80.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. 182, 187, 188, 189. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
Илл. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
Здесь она была призвана символизировать свободу республики. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния.
109-112, 116-119. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
173. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. В виде исключения Мантенья и Мелоццо да Форли решились создать иллюзорную декорацию, углублявшую плоскость живописного изображения с помощью перспективы. Мрамор.
Все это придает его архитектуре величественный характер. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Правое плечо и правая согнутая в колене нога слегка выдвинуты вперед, левое плечо и левая нога отведены назад. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
Илл. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. В борьбу включился и Микеланджело. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Он победил.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. 7, 8.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Атлант. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. Однако судьба Италии в целом была столь горестной, что лучшие ее умы не могли не думать с тревогой о том, что творилось в стране и что ожидало ее в будущем.
155. Поиски абсолютной формы для воплощения идеи прекрасного, обретение которой было следствием долгих и упорных исканий, – вот краеугольный камень всей эстетики флорентийского новоплатонизма. Вот таким образом он решил направить все средства на постройку нового храма, проект которого выполнил Браманте. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). 1498-1499. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Илл. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Илл.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Тяга Микеланджело к грандиозному, величественному, монументальному пожалуй нигде не получила столь яркого воплощения, как в фигурах пророков и сивилл, размещенных в боковых поясах, между треугольниками распалубок (Илл. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Илл.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Эрмитажная статуя опустившегося на корточки мальчика была, возможно, предназначена для украшения антаблемента неосуществленной парной гробницы Медичи.
2. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. 131, 132.
Три года скульптор работал над статуей. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. В результате побеждает грубая сила палачей, хотя представители мира униженных и оскорбленных мало чем уступают по своему атлетическому телосложению поборникам насилия. 134. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. 21, 22. Илл. Работая над гробницами Капеллы Медичи, Микеланджело крайне тщательно готовился к реализации своего замысла.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Сегодня она находится в Лувре. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
И это понимает только один человек – апостол Петр. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Страдая и мучаясь от сознания, что погибли все те кумиры, которым он поклонялся в юности, Микеланджело все более уходит в мир глубоко личных переживаний. Тут столкнулись два сильных характера.
158, 159.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Она напоминает мощную лавину. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Илл.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. 32. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Статуя осталась незаконченной. В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
Илл.
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Петра. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек».
Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. 174. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Высота: 410 см. Слева мы видим райский сад. И это приводит к трагической разобщенности образов.
Действительность не оправдала их надежд. 75-78. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).
В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. В обоих эпизодах поражают собранность и лаконизм живописного языка, свидетельствующие о непрестанном совершенствовании мастера.
Три года напряженнейшей работы пропали даром. Илл. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
ислучайно найденной в январе 1506 года в земле на месте Золотого дома императора Нерона. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.
Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. 10, 11, 12. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.
Илл. И этой же цели служит цвет.
Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Массивный, более грубый в изготовлении «Восставший раб» не мог не вызывать в памяти отчаянное сопротивление Лаокоона, персонажа скульптурной группы, выполненной из мрамора в I веке до н. э. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. В 1520 году Медичи снова обратились к Микеланджело с другим крупным предложение, на этот раз с семейной погребальной часовней в базилике Сан-Лоренцо. Если таковы были настроения Микеланджело за семнадцать лет до смерти, то в 60-х годах они, естественно, еще более усилились.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Он создал гениальные, произведения. Илл. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Илл. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». ок. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. 97, 98.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. И результаты были самыми плачевными. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции.
Илл. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года.
Илл. Илл. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. 126.
Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. 17, 18, 19, 20. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
«Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. 122-125. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Илл. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Илл. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Лучшего друга, который когда-либо у него был, несмотря на постоянные ссоры.
Здесь, в окружении замечательных произведений живописи и пластики, Микеланджело обучался скульптуре под руководством Бертольдо ди Джованни. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Он побежден. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. 3, 4. Илл. 167.
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. 162. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. 47.
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт.
С помощью сильно выработанных архитектурных членений он сумел объединить все живописные изображения в единую систему, стройную и логичную. Тем самым ей отводится центральное место.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel).
Илл. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Тотчас же позвали Даниэле да Волтерра.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. 155, 156. Илл.
Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Холодные, светлые краски так подобраны, что от соприкосновения с ними пластическая форма обретает еще большую рельефность. Илл.
Как пишет Надин Сотель, «он воплощал одновременно волю, гений и власть Господь доверил ему передать смертным Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшие основой Моисеева законодательства, – «Моисей» Микеланджело аккуратно держит Скрижали в руках. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. 150.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Она научила его примирять и конденсировать в одном-единственном живописном аспекте все таящиеся в человеческой фигуре пластические возможности.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Это было время, когда процветало виртуозное по форме, но пустое по содержанию стихоплетство, когда нарочито темные либо изощренно грациозные петраркизмы ценились на вес золота. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Вместо этого в1508г.
Илл. 159. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Илл. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. После Тридентского собора 1545 года развитие пошло совсем иным путем и для индивидуальных религиозных исканий более не осталось никакого места.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). В 1520 году работу внезапно прервали, до достижения какого-либо реального прогресса из-за нехватки финансовых средств у его покровителя. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Здесь все построено на контрастах. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Илл. Мне плохо и нигде я не нахожу ни малейшего покоя». Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Гробницы, помещенные между пилястрами, намного тяжелее темного архитектурного обрамления, которое они как бы раздвигают, настолько им тесно в его пределах. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения».
Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей. Свои ранние детские годы Микеланджело провел в Сеттиньяно, где его отец имел небольшое имение. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Но все усилия напрасны. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
А это было уже совсем новым словом в архитектуре, обретавшей такую динамику и такую эмоциональность, равные которым было бы тщетно искать в зодчестве кваттроченто. В правой части фрески он ограничивается унылой горизонталью пустыни, подчеркивая тем самым, что этот пейзаж служит местом горестного изгнания.
Вот человек поистине одержимый гением. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
Моисей восседает в торжественной позе. Илл.
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Высота: 174 см.
В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Фигура погружается в сон. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. 130. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492).
Перед Микеланджело такая проблема никогда не вставала, поскольку он умел замечательно точно и экономно вписывать фигуру в форму каменного блока. Особенно выразительна правая фигура. Это помогало ему сохранять чувство целого. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело.
С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». 13, 14, 15. Когда всесильный император Карл V посетил в апреле 1536 года Рим и ему была оказана торжественная встреча, то триумфальное шествие не смогло подняться на Капитолийский холм, в такой мере он был запущен.
Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Внезапно раздался крик: мы пропали.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. 92, 93, 94. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду.
Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Настойчиво прибегая к постоянным коррективам и улучшениям, Микеланджело избегал давать окончательное решение даже в модели. 145.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.
Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
«Моисей», размера еще большего, чем «Давид», скорее всего был задуман и сделан под впечатлением от «Святого Иоанна Евангелиста» Донателло и проникнут божественным вдохновением величайшего из пророков. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Такое чередование контрастирующих фактурных приемов приводит к тому, что зритель ни на мгновение не утрачивает ощущения веса и объема камня из которого резец скульптора как бы извлекает фигуры, наделяя их жизнью и движением. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий.
Эта архитектура настраивает на героический лад и при взгляде на нее ощущается не только прилив сил, но укрепляется также вера в непреходящее значение высоких интеллектуальных ценностей. Таков, несомненно, был его основной замысел. Все остальные архитектурные работы Микеланджело, отличающиеся наибольшей зрелостью, связаны уже с Римом. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.
Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. На парусах, поддерживающих потолок изображены двенадцать мужчин и женщин, которые предсказали пришествие Иисуса. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
Ева послушно следует слову творца. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
114, 115. Так как после смерти Антонио да Сангалло осталось недостроенным восходящее к его проекту палаццо Фарнезе, то папа Павел III поручил Микеланджело завершить этот дворец.
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Удалось убедить Микеланджело зайти в дом и усадить в кресло у огня. Это человек действия (vir activus). 164. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» -- настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе.
Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.
Совсем иные настроения и психологические оттенки воплощены в тех фресках, которые украшают распалубки и люнеты и на которых изображены предки Христа. Илл. 23, 24. Илл. Справа на переднем плане, Микеланджело вышел на картину с выражением разочарования на лице.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Илл.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Илл. В действительности оно так и получилось.
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Илл. По словам Кондиви, художник собирался высечь из одной большой скалы колосса, которого моряки могли бы видеть издалека на море. 171. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. И в ней мастер смело порывает с традицией.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Высота: 277 см. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. 184. Проторенессанс в Италии длился примерно полтора столетия, Ранний Ренессанс – около столетия, Высокий Ренессанс – всего лет тридцать.
И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. ботинках». За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. 1501-1504. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
Недаром они украшали пилястры. В настоящее время она стоит во флорентийском соборе, причем ей придано верное положение, которое было впервые научно обосновано П. Я. Павлиновым. Пропорции этой фигуры более стройные. 149.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Этот очевидный успех в продаже его скульптуры за рубеж, как и консервативность флорентийской ситуации, воодушевило Микеланджело принять приглашение прелата. Его рука сгибается к плечу.
Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. Таким образом, перед Микеланджело стояла задача расписать люнеты над окнами, распалубки и потолок, причем он должен был связать тематику своих фресок с тематикой росписей кваттрочентистских мастеров. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Однако и здесь царит дух отчужденности. 161. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
1521-1534. е. уважением классической традиции).
Илл. Художник охотно принял это предложение. Юноша Микеланджело запечатлён сильным и крепким с орлиными крыльями, в одежде античного стиля. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Сегодня Микеланджело думал обо всем этом с улыбкой: Юлий II был великим папой и великим человеком, ему можно было простить все. 119, 111.
Такой метод работы отличался от приемов, практиковавшихся кваттрочентистскими скульпторами, которые обычно двигались по кругу, равномерно обрабатывая глыбу со всех сторон. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. 135, 139. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Он трудился как каторжный. Р. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело. 79, 142. Петра со стороны апсид.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. 116-119.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Илл. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Илл.
Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Если для маньеристов контрапост становится голым формальным приемом, то для Микеланджело он был логическим следствием того, что чувствовал и переживал изображаемый им человек. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.
«Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. И здесь бог изображен в активном действии. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Илл.
Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Илл. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Илл.
Илл. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. 89-91. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Благодаря тому, что фигуры сдавлены тесными границами обрамления их позы и движения кажутся скованными, что во многом предвосхищает стиль поздних работ Микеланджело. 109, 111. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. 185, 186. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Илл. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. А называется роман «Муки и радости».
В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Илл. Илл. Самовольный отъезд из Рима, без папского разрешения, был неслыханной для того времени дерзостью.
Илл. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
Таким представил его и Микеланджело. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Одни хотели придать этому храму, учитывая его исключительно большое значение для всего католического мира, традиционную форму базилики, другие ратовали за центрально-купольное решение. 160.
В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. 36.
Строптивая независимость художника приводила к постоянным столкновениям и конфликтам с заказчиком. 163.
Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Договор согласовали в августе следующего года. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Илл.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Он избегает детализированной характеристики места. Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. Друга его уровня» 145.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
146-148. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. 140, 141. И здесь его постигает страшный удар. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
Илл. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Илл. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Илл.
Илл.
174. Борьба сил проявляется и во взаимоотношениях между обрамлением и заполнением: пилястры сжимают размещенные в простенках окна и ниши, нарочито тяжелые обрамления которых усиливают конфликт. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Высота: 226 см. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Он стал уже высекать статую св. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. На самом же деле между ними лежала бездна. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
Лишь при таком синтетическом решении становилось возможным сделать из фасада зерцало всей Италии. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Он вернулся к работе у Медичи. 39. Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания.
Но роспись обладает и другим аспектом.
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Илл. Это, конечно, не так. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Оно дает о себе знать и в более живой группировке фигур и в более гибком композиционном ритме ив большей мягкости форм и в более богатой игре светотени, невольно заставляющей вспомнить о леонардовском сфумато.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.
107, 108. 106, 113. 37. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба.
Илл. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
«Умирающий раб» с его едва видимыми мускулами, казавшийся еще тоньше из-за элегантности своей позы, выглядел уже отдавшимся на волю Леты, реки забвения из подземного царства Аида. Илл.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Петра. 16. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Возможно, единственного друга. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Но какой ценой. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Илл. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
Этому его научила скульптура. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
81-84.