Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. В июле 1795 года умирает шурин Гойи Франсиско Байеу, Гойя выставил в Академии его неоконченный портрет. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
В большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского старого порядка. Девы Марии. Штрихи его иглы острые, царапающие. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти21.
Его кисти принадлежат яркие исторические полотна и картины, гениально передающие содержание библейских сюжетов. Он пишет «Проповедь св. Ей никогда не выбраться.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Ко всему прочему, Франсиско Байеу, другой молодой художник из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи. Паломничество к св.
В 1790-х – начале 1800-х гг. 1802).
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Женщина смотрит в противоположную сторону. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Но настал день и Гойя затосковал.
Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Мать — Грасиа Лусьентес — дочь бедного арагонского идальго. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо.
Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Для банка св. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником.
В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. и Гаспара Ховельяноса.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Жить ей осталось недолго. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Антония, благословляющего больного. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.
Начались годы странствий. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. работает по украшению церкви св. Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).
С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 годах 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Художник чуть не умер и остался полуглухим на всю жизнь.
В них он нанес удар академической школе. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Картины с описанием будут представлены ниже. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.
4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск.
Осталось последнее мгновение перед залпом. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса, П. де Молина. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
У Гойи не было любимого жанра. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Ароматом тайны и скрытой чувственности окутан образ женщины в картинах Маха одетая и Маха обнажённая (обе – около 1802, Прадо). В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент — сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72).
Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000 реалов. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провёл в загородном доме (Кинта дель Сордо, т. е. Дом Глухого), стены которого расписал маслом.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». Он писал пейзажи и натюрморты. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, с 1799 первым живописцем короля. Но в картине очень много воздуха и света. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок.
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Среди этих картин был автопортрет Байеу. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса. Это 14 картин. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Его отец — Хосе Гойя. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Фантастический образ истолковывался по-разному. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа.
Около 1769 отправился в Италию. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. И тогда Гойя предложил дописать его. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. Гойя первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт воображения. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Под ее одеждой скрыт нож. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В мае 1791 года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.
В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774 годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Паломничество к св. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. С начала 80-х гг. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Вторая картина пользуется мировой известностью. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов "Тавромахия", в алтарной картине "Моление о чаше" и в знаменитых "Кузнецах".
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. В начале 1790-х гг. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». М. Ховельяноса-и-Рамиреса, М. X. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучали чувство тревожного одиночества человека (портреты – сеньоры Бермудес, Музей изобразительного искусств, Будапешт, Ф. Байеу, 1796, Прадо, Ф. Савасы Гарсии, около 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), мужественное противостояние и вызов окружающему миру (Ла Тирана, 1799, АХ, Мадрид портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде, 1798, Лувр).
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
Девы Марии. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Картины Гойя рисовал для себя.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро (1784—1854) — который стал художником. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Он продолжал писать правдивые портреты аристократии интеллигенции и придворных чиновников. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше».
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. в 1816 в Мадриде) и других работах. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты Бедствия войны (82 листа 1810-20 изданы в 1863 в Мадриде). Гойя написал только один ее портрет. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" ("Пословицы"). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). огромен. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828).
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана». Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником.
Портрет понравился и был благосклонно принят. В 1790-х – начале 1800-х гг. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. Кинтаны) обостряется неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Он также украсил фресками ее загородный дворец. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13 — в их гостиные.
Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
В центре он поставил королеву с детьми. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Франциска Великого в Мадриде.
Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю., чей портрет он создал.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. У Гойи начинается депрессия. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам.
Франциска Великого в Мадриде. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. на тему «Поклонение имени Бога». Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Каждый безумствует по-своему. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
Свою жену Франсиско называет «Пепой». Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 года вице-директор, а с 1795 года— директор её живописного отделения), а в 1786 году был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
«Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной15.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Никто себя не знает». В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
К празднику св. 1814, Мадрид, Прадо). Под влиянием испанских просветителей (Г.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Оно становится лейтмотивом в Похоронах сардинки (около 1814, Прадо), в серии офортов Тавромахия (1815 изд. Свадьба состоялась в Мадриде.
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты своих друзей, осваивал технику литографии. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой работает по украшению церкви св. Свадьба состоялась в Мадриде. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Ещё сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием Пословицы).
И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Два года престарелый мастер прожил во Франции.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). С 1773 работал в Мадриде. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Он одновременно успевал разучивать серенады и темпераментные танцы – фандаго и арагонскую хоту, а также проявлять свой бурный темперамент в уличных драках с применением навахи. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Перед отъездом нового короля Фердинанда VII в Байонну, где он будет арестован вместе со всей королевской семьёй, Академия Сан-Фернандо поручает Гойе написать его портрет. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены — в полный рост.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.
Эти работы принесли Гойе известность. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Для банка св. Гойя получил известность и как портретист (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
Но протокол допроса не сохранился. С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х). Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Он пишет «Проповедь св. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.
Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи.
Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Его хитростью завлекли во Францию. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
С удивительной обличительной силой неприкрашенной правды запечатлевает художник надменную торжественность и уродство королевской семьи в групповом портрете Семья Карла IV (1800, Прадо). В августе он закончил «Последнее Причастие св. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Так он вызвал ненависть Жозефа. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Это стало началом известности и процветания Гойи. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Тем было освещено великое множество. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Это очень известные картины живописца. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Гойя написал только один её портрет. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). К празднику св. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Гойя остается совсем один.
Художник широко использует контрасты света и тени. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Гойя написал только один её портрет. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
тяжёлая болезнь привела художника к глухоте. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Раненый каменщик, 1786, Игра в жмурки, 1791, – все в Прадо).
В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746-1828) испанский художник, гравёр, рисовальщик. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе – около 1814, Прадо). Стиль и характер полотен этого художника резко поменялся после Великой французской революции в начале 1790-х, к тому же состояние художника очень ухудшилось и в результате перенесённой болезни Франсиско потерял слух. Ему в это время — 27 лет, а Хосефе — 26. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Большинство и других произведений этого в высшей степени самобытного и национального художника находится в Испании.
Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям — до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. 1797) и Маха одетая (ок.