Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Именно этот момент изобразил на полотне Григорий Угрюмов. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г.
Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. В описании замка, сделанном в феврале-апреле 1801 года Августом Коцебу, есть указание, что «в обширной зале, отделанной под желтый с пятнами мрамор», «висят шесть больших исторических картин, вышиной в восемь аршин и шириной приблизительно в шесть». Его профессорами были исторические художники Г. И. В этой работе нет налета сентиментализма, характерного для произведений Угрюмова 90-х годов. Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне.
Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе. Основная битва внутри города произошла 2 октября у мечети ханского дворца.
Наиболее видный после А. П. Действие развертывается в одной плоскости и лишь группа встречающего духовенства помещена в глубине картины. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова.
Программа картины отвечает историческим реалиям, ее сюжет подробно расшифровывается в каталоге Русского музея: Михаил Федорович с матерью своей стоит на амвоне в соборе Св. Троицы в Ипатьевском Костромском монастыре. Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Так появились полотна «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство». чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Затем они были вновь доставлены в Академию. Главным наставником его был Д. Левицкий.
Для Воскресенского зала Угрюмовым были написаны большие две картины. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Он полон призыва и отваги.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора.
Соколова, И. А. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798).
Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом. Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Угрюмов учился в классе исторической живописи. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком. Судя по договору, заключенному с архитектором В. Бренна, художник работал над этим уже в 1799 году. В картине «Взятие Казани» (или, как ее называли в дальнейшем, «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань») показана встреча царя Ивана Грозного с побежденным царем Едигером у стен пылающего города. На картине изображен коленопреклоненный хан в окружении жен и детей, плененные воины.
Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее.
Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г.
Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Преподавал в Академии художеств (с 1791), профессор (с 1800), ректор Академии по исторической живописи (с 1820). Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене. Император лично утвердил тематику картин для Воскресенского зала. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова.
По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). Родился в Москве. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут».
Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Акимова (1770–1785). Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Возможно, этому способствовало то обстоятельство, что именно с этого года было увеличено число академических пенсионеров и Григорий был сразу определен пенсионером. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало.
Слава Угрюмова возрастала. В 1551 г. добился отклонения царём указа о секуляризации церковных земель.
Единство устремлений связывает обе фигуры. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). В марте того же года посольство «от всей Русской земли» прибыло в Кострому, где в Ипатьевском монастыре жили сосланные при Борисе Годунове Михаил с матерью, чтобы пригласить 17-летнего юношу на царство. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Эти реалистические черты совпадают с намечавшимися требованиями правды и в теоретических трудах того времени. Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов. Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками.
Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. Будущий царь долго отказывается. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Одна из них прижимает к себе ребенка.
Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Казань пала, хан Едигер был захвачен в плен, его воины казнены. Эти картины отличает высокое мастерство исполнения, хотя попытка художника преодолеть каноны классицизма за счет по-возможности достоверного изображения места действия и реальных героев не вполне удалась: изображенные сцены отличаются условностью и несколько напыщенной театрализованностью. Михаил Федорович (1596–1645) – первый русский царь из династии Романовых. заданный автором Svetlana Velichko лучший ответ это Г. И. Угрюмов.
Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей.
Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой. Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения.
Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. Учился в Академии художеств у Г. И. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. Картина показала падение Казани и прекращение существования как отдельного ханства.
Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи. Вскоре ему было поручено написать несколько картин для интерьеров строящегося Михайловского замка.
Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Казань пала, хан Едигер был захвачен в плен, его воины казнены. Среди них и «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем, картина, писанная Угрюмовым и хорошо сгруппированная, а также Венчание на царство Михаила Федоровича Романова, деда Петра Великого, очень хорошо исполненная картина Угрюмова, заслуживающего место между лучшими историческими живописцами своего времени» (Коцебу 1801.
Устрашенные кочевники бежали. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99).
Интересно, что картина в более позднее время имела другое название – «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань», на которой художник изобразил образ города, находящегося в огне и встречу победителя с Едигером. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е. Осада и взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году завершили третий Казанский поход (июнь – октябрь 1552) и положили конец существованию самостоятельного Казанского ханства.
В портрете А. И. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Пенсионер в Италии (1787–1790). Взятие Казани 2 октября 1552 года. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка.
Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. На картине изображен коленопреклоненный хан в окружении жен и детей, плененные воины. Основная битва внутри города произошла 2 октября у мечети ханского дворца. За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика. 976).
Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург). Кровопролитный штурм Казани завершился побоищем в городе: «Рвы же на той стороне града полны мертвых лежаше и по Казань реку и в реке и за рекою по всему лугу мертвии погании лежаша». Император лично утвердил тематику картин для Воскресенского зала.
За эти монументальные произведения их автор в 1800 году получил звание профессора. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. Осенью 1552 года войско Ивана Грозного взяло Казань. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны.
Соколов и И. А. Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени. Более точное название: «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань»Написана по заказу Павла I для Михайловского замка (Петербург), до 1801 находилась в Воскресенском зале.
Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. Г. И. Угрюмов. Более точное название: «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань» написана по заказу Павла I для Михайловского замка (Санкт-Петербург), до 1801 находилась в Воскресенском зале.
Опустившись на колени, он взывает к милости победителя. Картина построена по правилам академической классической композиции. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы». Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Акимов.
Козлов, П. И. На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены. Писал также Г. И. Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой.
За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами.
Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает». После девяти лет обучения в общеобразовательных классах, где возможным учителем Угрюмова был Д. Г. Левицкий, будущий художник переходит собственно в Академию. В 1797 году, после получения звания академика, академическое начальство дает Угрюмову много поручений: составить описи картин и эстампов, хранящихся во дворцах и Эрмитаже, проверить отреставрированные картины в Академии, освидетельствовать совместно с архитекторами декоративные росписи во дворцах. В 1805 Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, объединявшее самых передовых людей эпохи избрало Угрюмова почетным членом. «Когда же на восходе солнца подошло время читать святое Евангелие и дьякон, заканчивая чтение, произнес последнюю строку из Евангелия: «И будет одно стадо и один пастырь», внезапно как будто загремел сильный гром и сильно задрожала земля.
Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Угрюмов Григорий Иванович (1764, Москва – 1823, Санкт-Петербург)Художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1797). Родился в семье купца-жестянщика из села Норского Ярославской губернии. Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету.
С. 41), что противоречит сведениям, приводимым очевидцем события (Курбский, 1902. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского.
Но сделаться им было нелегко. В конце XVIII столетия императором Павлом I художнику Г. И. Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Был принят в 1770г.
Иван III и Василий III воевали с Казанским ханством, но не пытались завоевать его и присоединить территорию улуса к Русскому государству. Среди них и «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем, картина, писанная Угрюмовым и хорошо сгруппированная, а также Венчание на царство Михаила Федоровича Романова, деда Петра Великого, очень хорошо исполненная картина Угрюмова, заслуживающего место между лучшими историческими живописцами своего времени» (Коцебу 1801. Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию.
Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее. Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. В описании замка, сделанном в феврале-апреле 1801 года Августом Коцебу, есть указание, что «в обширной зале, отделанной под желтый с пятнами мрамор», «висят шесть больших исторических картин, вышиной в восемь аршин и шириной приблизительно в шесть». Левицкого.
В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты.
Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Взятие Казани 2 октября 1552 года. С. 27). Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Поза полководца, выражение его лица полны решимости. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Лосенко мастер исторической живописи.
За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат. Главным наставником его был Д. Левицкий. Великий русский художник на картине «Взятие Казани» изобразил одно из значимых событий в истории русского народа. Несмотря на недоверие к «московского государства людям», послы уговорили Михаила, «и в мыслях не желавшего воцариться в таком великом государстве», не снимать с себя «воли Божией». Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г.
С. 27). Уменьшенный вариант (эскиз. ), принадлежавший в начале XIX века графу М. С. Воронцову, находится в НХМ РБ, Минск. Иоанн IV Васильевич Грозный (25 августа 1530 18 марта 1584) великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547). В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ).
Он приказывает царю встать с колен. Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. С. 41), что противоречит сведениям, приводимым очевидцем события (Курбский, 1902.
Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. 976). За эту картину и за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» 18 августа 1800 года Угрюмов получил звание профессора. Осада и взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году завершили третий Казанский поход (июнь—октябрь 1552) и положили конец существованию самостоятельного Казанского ханства. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа.
Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю. Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. Для Воскресенского зала Угрюмовым были написаны большие две картины.
Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга. Судя по договору, заключенному с архитектором В. Бренна, художник работал над этим уже в 1799 году. В картине «Взятие Казани» (или, как ее называли в дальнейшем, «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань») показана встреча царя Ивана Грозного с побежденным царем Едигером у стен пылающего города.
Козлова, П. И. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.