В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество. Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. В случае если двойной портрет сестер Гагариных (1802, ГТГ) представляет девочек с нотами и гитарой еще на фоне пейзажа, то более поздние композиции Боровиковский решает на нейтральном фоне. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского.
Характеристика никогда не однозначна.
Перелом в его судьбе наступил, когда он был замечен Львовым, который в свите Екатерины проезжал через Украину в Крым (Боровиковский исполнил два панно в одной из комнат временного путевого дворца, предназначенного для приема императрицы). Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. В центре – самое главное – дворец или парковый павильон, перспектива улицы или руина. связывают с реакцией после пугачевского бунта. Картина построена по правилам академической классической композиции.
Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом. Простой кожемяка по имени Ян принял вызов печенежского силача. Родился в Москве.
Единство устремлений связывает обе фигуры. Устрашенные кочевники бежали. Размещено на реф. рфГофмансталя, Лондон, – оба сер. Размещено на реф. рф1800-х годов мадам де Сталь, портрет М. И. Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина (начало 90-х годов, ГРМ). За эту картину в 1797 Угрюмов получил звание академика.
Высокий пафос этого произведения Угрюмова, выразительность, с которой он показывает колоссальное напряжение мускулов Усмаря, создают яркую, поучительную и волнующую картину. Какое достоинство в Победителе Казани. Рубеж XVIII–XIX вв. Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. Его картины представляют собой обычно органическое сочетание планов. Т. XVII.
Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе. е. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор.
Любимца Екатерины II, легкомысленного придворного А. Д. Ланского (1782) он показал холодным и важным, кукольно красивым, разряженным в расшитый золотой мундир. Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. Художник опирается здесь на традиции барочного репрезентативного портрета.
чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. Конечно, в позах главных действующих лиц их жестах, в костюмах еще много условного. Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов.
В это время Академия становится и законодателем художественных идей и учебным заведением. При этом среди этих поздних портретов есть большие творческие удачи мастера (портрет А. В. Суровцевой (конец 80-х годов, ГРМ), притягательная сила которого заключена в его одухотворенности и тонкой задушевности. Храповицкого, 1781, ГРМ пленительные портреты детей Воронцовых, 90-е годы, ГРМ и пр. ). Портрет Е. Н. Арсеньевой, созданный в 1796 году (ил. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь).
Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полной мере даже в изображении императрицы. За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат.
Появилось стремление к простоте и естественности. Кокоринова (1769, ГРМ). Рокотов получил вольную и стал одним из прославленных художников XVIII столетия. Среди них портрет архитектора и одного из авторов здания Академии художеств А. Ф. Сумарокова (ГИМ).
В этом смысле особенно показательны фигуры воинов на упомянутом полотне. В марте того же года посольство «от всей Русской земли» прибыло в Кострому, где в Ипатьевском монастыре жили сосланные при Борисе Годунове Михаил с матерью, чтобы пригласить 17-летнего юношу на царство. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов. Так появились полотна «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство».
Программа картины отвечает историческим реалиям, ее сюжет подробно расшифровывается в каталоге Русского музея: Михаил Федорович с матерью своей стоит на амвоне в соборе Св. Троицы в Ипатьевском Костромском монастыре. Однако среди этих поздних портретов есть большие творческие удачи мастера (портрет А. В. Рубеж XVIII–XIX вв.
Для художника все его модели – люди со сложной внутренней жизнью. В Москве начинается «истинный Рокотов», здесь он трудился почти 40 лет и за это время успел «переписать всю Москву», добавим, всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему по складу мышления, по нравственным идеалам. Арсеньевой, 1796, ГРМ). Третий замечательный художник рассматриваемого периода – Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом.
Желая приучить своих учеников исполнявших адъюнктскую должность, к дальнейшей педагогической работе, он заставлял их под своим руководством понедельно ставить модели в натурном классе. Здесь им были написаны картины, сразу получившие признание: Чудесный улов рыбы и Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (обе ГРМ). Аллегорический язык портрета –дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки –символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног –орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы».
В иконах, написанных Боровиковским в молодости, чувствуется его крупное дарование. Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Портрет подписной и датированный, как и портрет Кокоринова. 1800-х годов мадам де Сталь, портрет М. И.
Лопухиной. Свои основные темы он черпал в античной мифологии: "Меркурий и Аргус" (1776, ГРМ), "Дедал привязывает крылья Икару" (1777, ГТГ), "Венера и Адонис" (1782, ГРМ) и др. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. За эти монументальные произведения их автор в 1800 году получил звание профессора.
Пользуясь зарисовками с натуры, они сочиняли свои композиции в мастерской. Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора.
Они более тесно связаны с древнерусской традицией, отличаются узорочьем, локальным цветом, орнаментальностью. В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Долгорукой – оба нач. Новые черты искусства XVIII века проникали в провинцию с запозданием.
Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова). Цветом лепится объём, подчеркивается трехмерность, вещественность. В приписываемом Левицкому портрете писателя и издателя Н. И. Новикова (нач. Долгорукой – оба нач.
Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами.
Последнее неоконченное произведение Лосенко, дошедшее до нас лишь в эскизе, посвящено сюжету из Илиады – Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ). Левицкого. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99).
Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. Если Арсеньева изображена задорно улыбающейся, очаровательной в своей счастливой молодости, то М. И. Лопухина (1797) полна легкой грусти и поэтической мечтательности.
Большим мастером наивного пафоса, как по молодости лет была наивной и вся русская историческая живопись второй половины XVIII века, можно назвать Григория Ивановича Угрюмова. Портрет этот имел большой успех и позже. Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Наряду с преподаванием и творчеством художник выполнял проекты медалей, составлял описи произведений в Эрмитаже и дворцах, проверял работы реставраторов в Академии художеств, освидетельствовал декоративные росписи во дворцах.
Ровное, уверенное продвижение по службе. Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов «указует» на горшок с цветами. Рокотов получил вольную и стал одним из прославленных художников XVIII столетия.
В портрете «Неизвестного в треуголке» золотистые тона вспыхивают на черном и на черно-коричневом фоне, сверкают даже в серебре головного убора, все пронизано светом, выхватывающим это пухлое, милое в своей неправильности лицо. Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Это целая галерея портретов, которые можно было бы назвать портретами ампирными.
Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Лосенко внимательно изучал не только русскую историю, но и древнерусские костюмы (насколько это позволяло тогдашнее знание) искал наиболее характерные типажи (интересны фигуры двух воинов– новгородских мужиков –в правом верхнем углу композиции). Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.
Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем.
Несмотря на недоверие к «московского государства людям», послы уговорили Михаила, «и в мыслях не желавшего воцариться в таком великом государстве», не снимать с себя «воли Божией». Мастер и не скрывает, что его фигуры в двойном портрете Хованской и Хрущевой или в портрете Борщовой прямо поставлены на маленькую сценическую площадку. Фигура его особо выделена среди других членов посольства. В 1785 году он получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т.
Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. Свои темы Угрюмов брал исключительно из русской истории: "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793–1794. ), "Испытание силы Яна Усмаря" (1796–1797), "Взятие Казани 2 октября 1552 года" (не позднее 1800), "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (не позднее 1800 все – ГРМ). Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты.
70), – произведение высокого мастерства. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели. С. 123). При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного».
За эту картину Угрюмов в 1797 году был признан академиком. кн., по которому впоследствии учились целые поколения художников, Антон Павлович Лосенко (1737–1773) был и первым русским профессором класса исторической живописи.
Это портрет камерный интимный. С. 123). Пейзаж в портрете несет огромную эмоциональную и смысловую нагрузку. Шебуев. Лучшим в данном ряду является портрет М. И. Они отличаются сурово-правдивыми характеристиками людей, быта, деталей.
Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю. Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Административные обязанности отнимали много сил у слабого здоровьем Лосенко.
В. Л. Боровиковский (1757-1825). В широко, быстрыми и пастозными мазками написанном портрете старика священника (1779) он все внимание сосредоточивает на лице человека, прожившего, очевидно, долгую и трудную жизнь. В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты.
Этот просветительский идеал Рокотову проще было создать именно в Москве, в среде глубоко и широко мыслящих просвещенных людей его окружения, вдали от официального духа столицы, жизнью в которой он тяготился. Его профессорами были исторические художники Г. И. В традиционной композиции парадного портрета с непременным условным жестом, которым модель «указует» на лежащий на бюро чертеж Академии, в праздничном одеянии, сшитом к открытию Академии и стоившем Кокоринову годового жалованья, как гласят документы, Левицкий создал образ совсем не однозначно-парадный. Один из крупнейших представителей классицизма.
Более того, здесь ощутимо как бы участие художника в душевной жизни модели, трогательно-бережное отношение к этой расцветающей жизни, то, что можно было бы назвать современным словом сопереживание. Кипренский, В. К. Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов указует на горшок с цветами. Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой. становится все "классичнее", суровее, строже (преддверие "строгого классицизма), все более тяготеет не к национальным, а к всемирно-историческим традициям и потому все чаще обращается к античности и Священному Писанию.
Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Обычно угасание интереса к национальной истории в стенах Академии в 1770–1780-е гг. Если двойной портрет сестер Гагариных (1802, ГТГ) представляет девочек с нотами и гитарой еще на фоне пейзажа, то более поздние композиции Боровиковский решает на нейтральном фоне. Живостью и умом светятся глаза дочери художника, Агаши (1785), которую он изобразил в русском костюме.
Он связан с именем Г. И. Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья. Исполнена грации, женственности М. А. Львова, урожденная Дьякова (1778 ил. (ГТГ авторское повторение – конца 1800-х годов, ГРМ) исполненном, кстати сказать, также не без участия Львова, но уже тогда, когда русское просвещенное дворянство жило иными образами и идеалами. Безбородко с детьми, ГРМ А. Е.
На этом произведении можно проследить, как «внедрялись» классицистические принципы в русскую живопись. Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. В 1805 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, объединявшее самых передовых людей эпохи избрало Угрюмова почетным членом. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Как и все ведущие художники своей эпохи, Угрюмов писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810 г., ныне ГРМ). Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака ево, в тот час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживленном тобою полотне не утаилася. », –писал его современник о портрете поэта А. П.
Образы героев подкупают и современного зрителя удивительным реализмом. В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора. Так, добиваясь убедительности образа главного персонажа и зримого воплощения великолепия подвига, художник искал прототип и штудировал с натуры сложную позу и мускулистое тело своего героя. Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. Суровцевой (конец 80-х годов, ГРМ), притягательная сила которого заключена в его одухотворенности и тонкой задушевности. Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги.
СПб., 1876. Слава к Рокотову приходит скоро.
В 1788. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». Один из первых выпускников Академии, прошедший пенсионерство в Париже и Риме, автор пособия Изъяснение краткой пропорции человека. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. Он им не льстил, оставаясь объективным в своих характеристиках.
Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени. Композиция строится наподобие многофигурной у мизансцены классицистического спектакля. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной.
Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице. Эта группа художников была тесно связана с молодой Академией, которая всячески опекала историческую живопись, считая ее самым значительным и самым «благородным» из всех художественных жанров. Во Владимирской губернии, в суздальской провинции он написал две картины: Крестьянский обед (1774) и Празднество свадебного сговора (1777 ил. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков» (1793 г., ГРМ).
Писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портретист. Художник родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца – известного украинского гравера. Это же можно отметить и в настороженно-внимательном взоре красавицы Санти (1785, ГРМ). Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823), русский художник. Львова, к кругу которого принадлежал Левицкий, –он создает образ раскрывающейся жизни.
Бакуниной, 1782, ГТГ). За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика. Храповицкого, 1781, ГРМ пленительные портреты детей Воронцовых, 90-е годы, ГРМ и пр. ).
Картина Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» стала значительным явлением в истории отечественного искусства рубежа XVIII–XIX веков, он был не только одним из крупнейших художников этого времени, но и руководителем класса исторической живописи — важнейшего в академической системе. «Смолянки» – это парадные портреты в портрете М. А. Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург).
Какое достоинство в Победителе Казани. В портрете Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия (1783, ГРМ, вариант–ГТГ) императрица представлена первой гражданкой отечества, служительницей законов. Сказать: черное домино, розовый камзол, белый платок и жабо – значит необычайно огрубить, просто исказить живопись портрета его потрясающую живописную феерию. Живописная маэстрия усиливает сложную характеристику модели в целом.
Петр Иванович Соколов (1753–1791) окончил Академию с золотой медалью и в пенсионерские годы учился в Италии у П. Баттони. Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками. Но это однотонное пятно полно тонкой разнообразной игры оттенков и света. Наконец, в них в полный голос заявляет о себе народный герой, как в "Испытании силы Яна Усмаря", где герой доказывает (малогуманным, правда, способом: вырвав целый бок у бедного быка), что может вступить в единоборство с печенежским богатырем. Слава к Рокотову приходит скоро. Произведения Угрюмова, при всей их театральности и композиционной условности, свойственной исторической живописи классицизма, присуще тяготение к темам национальной истории, к героической взволнованности образов (Избрание Михаила Фёдоровича на царство, Взятие Казани – оба 1800, ГРМ).
Струйской (1772, ГТГ) или молодого Артемия Воронцова (конец 1760-х годов, ГТГ). Много Левицкий занимается и репрезентативным портретом, среди главных моделей была сама императрица, которую художник писал неоднократно наиболее известно ее изображение в образе законодательницы, повторенное несколько раз самим автором и другими художниками и описанное Державиным, большим другом и единомышленником Левицкого, в оде «Видение Мурзы». Живописная маэстрия усиливает сложную характеристику модели в целом. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г. Он полон призыва и отваги. В 20-х годах XIX в. с него была сделана Уткиным гравюра знаменательно, что Пушкин писал Екатерину в «Капитанской дочке» под впечатлением этого портрета Боровиковского.
В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. В традиционной в целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вносит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно. Все «сентиментальные» портреты Боровиковского – это изображения модели в простых нарядах иногда в соломенных шляпках, с яблоком или цветком в руке (портрет Е. Н.
Разработка всех деталей не нарушает, однако, живописной целостности портрета, убедительного своей жизненной правдой. Но помощь Усмарю не требуется, он остановил несущегося на него разъяренного быка и разорвал кожу на его боку. Арсеньевой, 1796, ГРМ). Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции.
Аллегорический язык портрета –дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки –символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног –орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. Соколов и И. А. Ровное, уверенное продвижение по службе.
Одна из них прижимает к себе ребенка. Его поза – обычная для парадного портрета но одет он в шлафрок, на голове колпак, опирается он на лейку, весь его вид не соответствует традиционной схеме репрезентативного портрета а главное, ей не соответствует выражение лица: это не светская маска, на нем нет ни тени самодовольства, сословной горделивости. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора.
Лабзиной с воспитанницей, ГТГ, оба – 1803 Г. Г. В 1770 году на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером.
Вскоре Лосенко попал в Академию, откуда в качестве пенсионера был направлен в Париж. Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна.
За один из них – архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 ил. Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Выполнил ряд икон для Казанского собора. Его эскиз Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (нач.
Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Провинциальный портрет. Третий замечательный художник рассматриваемого периода – Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Это сознательная, чуть ироническая «неправда маскарада», как писал А. Н.
Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. Административные обязанности отнимали много сил у слабого здоровьем Лосенко. Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная.
Сам Угрюмов пришел к пониманию света, как важнейшего условия создания правдоподобного изображения натуры. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества.
Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Большой принципиальный интерес представляет его картина «Владимир и Рогнеда» (1770). Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). Лучшим в этом ряду является портрет М. И.
Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь. для пользы юношества, упражняющегося в рисовании. », по которому впоследствии учились целые поколения художников, Антон Павлович Лосенко (1737–1773) был и первым русским профессором класса исторической живописи. В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. 74). Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798).
Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности. О жизни этого художника известно очень немного. Античные и библейские сюжеты (которые преимущественно и считались историческим жанром) и национальная история трактовались в ней соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства. Заметное оживление в классе исторической живописи наступает в 1790-е гг., когда главой класса становится Григорий Иванович Угрюмов (1764–1823). Кушелевой с детьми – собр. Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины.
кн. Наиболее характерным его представителем был Федор Яковлевич Алексеев (1753/54-1824). Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). 72). Это период исканий, еще тесных связей с искусством середины века. Живые, полные подчеркнутой экспрессии фигуры воинов изображены в левой части картины.
Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Козлова. Портрет данный имел большой успех и позже.
В некоторых портретах изображение помещается на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. Кокоринова (1769, ГРМ). Так, о портрете двадцатилетней Новосильцовой (1780, ГТГ) исследователь Э. Н.
Петербургский период Рокотова длился до середины 60-х годов. При всей декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства. Здесь он и создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Но это однотонное пятно полно тонкой разнообразной игры оттенков и света. Это обычно погрудное изображение.
При этом общий замысел в них все-таки проявился, он определен общей темой –юности искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения. В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Дьяковой – будущей жены архитектора Н. А. А его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802 г., ГТГ) и купца Водовозова (1814 г., ГРМ) с портретами Астаповых (1827 г. ) и Д. Соболева (1834 г., все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Угрюмов был выдающимся педагогом. Среди них портрет архитектора и одного из авторов здания Академии художеств А. Ф. Пенсионер АХ в Риме (1787-90). Он родился на Украине, рано осиротел и попал в Петербург в придворный хор, откуда в 16 лет был отдан в обучение к И. П. Аргунову, а в 1759 году в Академию художеств.
Неуловимыми средствами Рокотов умеет передать меняющийся облик модели: насмешливость скептического Майкова, ленивую улыбку и состояние умиротворения в облике «Неизвестного в треуголке» (оба – 70-е годы, ГТГ), тонкую задумчивость, духовное изящество, хрупкость внутреннего мира на прекрасном лице А. П. Сумарокова (ГИМ). В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко.
". Портрет вел. Алексеев изображал панорамы столицы в серебристо-сером свете северного неба. А. П. Лосенко (1737-1773). – после 1789). Здесь им были написаны картины, сразу получившие признание: «Чудесный улов рыбы» и «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (обе ГРМ). Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты.
Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Основной колористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в портретах Хованской и Хрущевой и портрете Нелидовой – сменяется другим принципом – большого однотоного пятна (платья) в портретах Алымовой и Молчановой. Вскоре Лосенко попал в Академию, откуда в качестве пенсионера был направлен в Париж. Он связан с именем Г. И.
Безбородко с детьми, ГРМ А. Е. В некоторых портретах изображение помещается на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского.
Пейзаж в портрете несет огромную эмоциональную и смысловую нагрузку. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене.
Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Соколова, Г. И. Он провел в Академии 15 лет, начав с Воспитательного училища и завершив обучение работой на тему "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" (1785, ГРМ), удостоенной Большой золотой медали. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика.
Теперь это не репрезентативный портрет «законодательницы» со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке. Картина проникнута чувством героического пафоса. Перелом в его судьбе наступил, когда он был замечен Львовым, который в свите Екатерины проезжал через Украину в Крым (Боровиковский исполнил два панно в одной из комнат временного путевого дворца, предназначенного для приема императрицы). Егоров, ОА.
Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал. Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. Последнее неоконченное произведение Лосенко, дошедшее до нас лишь в эскизе, посвящено сюжету из «Илиады» – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ). Наиболее поэтичными в творчестве Соколова являются его портреты и рисунки для гравюр. Шибанов внес в жанровые полотна черты торжественности и монументальности, свойственные русской исторической живописи.
Основной колористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в портретах Хованской и Хрущевой и портрете Нелидовой – сменяется другим принципом – большого однотоного пятна (платья) в портретах Алымовой и Молчановой. Он умел создавать законченную характеристику модели в три сеанса (по троекратном действии). Самый первый в ряду этих портретов –портрет O. K. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами.
Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство».
В эти годы Боровиковский много занимается портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве (к примеру, Лизынька и Дашенька, 1794, ГТГ). Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Похожи на барельефы античных стел фигуры плачущих служанок.
Но сделаться им было нелегко. Учился в петербургской АХ (1770-85) преподавал там же (с 1791 ректор с 1820), среди учеников – А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский. В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – смолянок (все в ГРМ). Портрет вел.
В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Характеристика никогда не однозначна. В эти годы Боровиковский много занимается портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве (например, «Лизынька и Дашенька», 1794, ГТГ).
За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Композиция строится наподобие многофигурной у мизансцены классицистического спектакля. Левицкий –создатель и парадного портрета (недаром говорили, что он запечатлел в красках весь екатеринин век, переписал всех екатерининских вельмож) и великий мастер камерного портрета.
Неуловимыми средствами Рокотов умеет передать меняющийся облик модели: насмешливость скептического Майкова, ленивую улыбку и состояние умиротворения в облике Неизвестного в треуголке (оба – 70-е годы, ГТГ), тонкую задумчивость, духовное изящество, хрупкость внутреннего мира на прекрасном лице А. П. Это портрет камерный интимный. В «Повести временных лет», записанной в начале XII века, рассказывается, что в 992 году, во время правления князя Владимира, Киев осадили кочевники – печенеги и судьбу города должен был решить поединок.
Один из крупнейших художников России XVIII века. Слава Угрюмова возрастала. Бакуниной, 1782, ГТГ). Именно в угрюмовском, вольном и творческом, духе будут рисовать в Академии Кипренский и Брюллов.
Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Писал также портреты. Так, о портрете двадцатилетней Новосильцовой (1780, ГТГ) исследователь Э. Н. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств.
В каждом из них он является художником, необычайно тонко чувствующим национальные черты своих моделей, независимо от того, пишет он царедворца или юную «смолянку». Расцвет педагогической деятельности Угрюмова совпал с появлением в его творчестве знаменитых произведений, принесших славу русскому искусству. Имеются и другие более мелкие, но важные находки.
Обстоятельства жизни Рокотова и по сей день не все выяснены. Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полной мере даже в изображении императрицы. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99).
Портретная живопись. На первом плане изображались высокие деревья или часть здания, которые служили как бы кулисой. Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен.
1790-х гг. ил. Он умел создавать законченную характеристику модели в три сеанса («по троекратном действии»). Легкая грусть и даже некоторая душевная усталость не исключают большой внутренней сдержанности, высокого достоинства и глубины чувства. Среди его учеников – А. Е.
Наиболее полно и целостно Левицкий выразил свое понимание трактовки образа в парадном портрете в серии портретов смольнянок – воспитанниц Смольного института (1773-1776). Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка.
Угрюмов учился в классе исторической живописи. 1795) идеального образа, прекрасного в своей простоте, в групповом портрете сестер Гагариных (1802). Художник создал образы ярославских купцов (он и сам был родом из Ярославской губернии) столь выразительные, столь характерные в своей трезвой деловитости, что они предваряют реалистические образы следующего столетия и даже второй сто половины, а в литературе находят аналог разве только в драматургии А. Н. Островского.
Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. В XVIII веке известное развитие получил бытовой жанр.
В Русском музее проходит выставка к 250-летию со дня рождения одного из мастеров русской живописи— Григория Угрюмова (1764–1823). Угасание этого интереса наблюдается только в стенах Академии художеств. Смолянки – парадные портреты в портрете М. А.
Обстоятельства жизни Рокотова и по сей день не все выяснены. Дьяковой – будущей жены архитектора Н. А. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. (Сборник императорского Русского исторического общества. Размещено на реф. рфАнтичные и библейские сюжеты (которые преимущественно и считались историческим жанром) и национальная история трактовались в ней соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства.
Колорит таких картин отличался подчеркнутой условностью цвета. Именно этот момент изобразил на полотне Григорий Угрюмов. Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина (начало 90-х годов, ГРМ).
Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. Провинциальные портреты создавались обычно сериями, составляя фамильные галереи. Егоров, А. А. Иванов, О. А. Кипренский. 63).
Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. Декоративность усиливается и кулисами изображающими условные пейзажи или драпировки. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории.
Будущий царь долго отказывается. Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал. не было вызвано условиями цензуры. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г.
Лосенко оставил ряд очень выразительных и правдивых подготовительных рисунков изображающих русских мужиков, на основе этих рисунков и были написаны прекрасные по своей естественности образы воинов в картине «Владимир и Рогнеда». Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г. Затем начинается новый этап в развитии исторической живописи.
На фоне последнего и изображена модель на портрете Левицкого. Это целая галерея портретов, которые можно было бы назвать портретами ампирными. В схеме парадного портрета решен и другой образ Левицкого – П. А.
Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным». Имеются и другие более мелкие, но важные находки. В портрете А. И.
Лабзиной с воспитанницей, ГТГ, оба – 1803 Г. Г. При этом художники обычно старались глубоко передать внутреннюю жизнь героев.
В 1797 г. получил звание академика за картину Испытание силы Якова Усмаря (ГРМ). Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Павла Петровича (1761, ГРМ), девочки Юсуповой (там же) еще полны рокайльных реминисценций. Детские годы Лосенко провел на Украине, затем пел в придворном хоре и был одним их трех мальчиков, «спавших с голоса», которые были отданы в обучение И. Аргунову. В его пенсионерских работах ощущалось влияние барочно-рокайльных тенденций. Замысел автора характерен своей ясностью и четкостью размещения групп – группа приближающихся воинов во главе с Александром и конвоируемых немцев, группа встречающего народа, группа музыкантов и духовенства. Это сознательная, чуть ироническая неправда маскарада, как писал А. Н.
Это обычно погрудное изображение. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – Испытание силы Яна Усмаря (1796-1797) или В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком.
Угрюмова (1764–1823), основной темой произведений которого является борьба русского народа: с кочевниками (Испытание силы Яна Усмаря, 1796–1797, ГРМ), с немецкими рыцарями (Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы, 1793, ГРМ), за безопасность своих границ (Взятие Казани, 1797– 1799, ГРМ) и пр. Выдающуюся роль в искусстве середины столетия сыграл великий Ломоносов, возродивший старинную технику мозаики и создавший огромную мозаичную историческую картину «Полтавская баталия».
Был принят в 1770г. Такой ее представил Боровиковский на портрете 1795 г. (ГТГ авторское повторение – конца 1800-х годов, ГРМ) исполненном, кстати сказать, также не без участия Львова, но уже тогда, когда русское просвещенное дворянство жило иными образами и идеалами. Одним из таких мастеров был Федор Степанович Рокотов (1735/36–1808).
Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. В 1785 году за программу Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – колориста и пластика, чтобы усвоить и то и другое качество. Более того, здесь ощутимо как бы участие художника в душевной жизни модели, трогательно-бережное отношение к этой расцветающей жизни, то, что можно было бы назвать современным словом «сопереживание».
Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. В конце XVIII столетия императором Павлом I художнику Г. И.
Г. И. Угрюмов (1764-1823). Демидова (1773, ГТГ). Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь.
СПб., 1876. В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств.
Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова)., –писал его современник о портрете поэта А. П. 80-е годы – годы наибольшей славы Левицкого. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Акимов.
Гофмансталя, Лондон, – оба сер. В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение. Воин справа, у самого среза картины, облачен в римские доспехи и шлем со змеей. 1800-х годов XIX в., ГТГ).
Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776). 80-е годы – годы наибольшей славы Левицкого. Все работы Угрюмова лишены какого-либо морализаторства. для пользы юношества, упражняющегося в рисовании.
Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории – «Владимир и Рогнеда». В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком.
68 и 1781), пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек (1782), расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Давиа Бернуцци (1782). Лосенко внимательно изучал не только русскую историю, но и древнерусские костюмы (насколько это позволяло тогдашнее знание) искал наиболее характерные типажи (интересны фигуры двух воинов– «новгородских мужиков» –в правом верхнем углу композиции). Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др.
Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Львова, к кругу которого принадлежал Левицкий, –он создает образ раскрывающейся жизни. Левицкий –создатель и парадного портрета (недаром говорили, что он запечатлел в красках весь «екатеринин век», переписал всех екатерининских вельмож) и великий мастер камерного портрета. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории – Владимир и Рогнеда.
Поза полководца, выражение его лица полны решимости. Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся вопросами женского воспитания и образования, сделала Левицкому заказ на портреты, долженствующие увековечить в живописи «новую породу» людей. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Видимо, реалистическое мышление Урванова, правда еще не вполне и не до конца осознанное, совпадало с поисками правды в среде даже воспитанных на классицизме художников. Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Самый первый в ряду этих портретов –портрет O. K. Были в истории Академии преподаватели, роль которых сводилась к консервации старого и искусственному его поддержанию. В системе изображения превалирует линеарно-пластическое начало.
Это была и Петербургская типография и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. Большое распространение в XVIII веке получил городской пейзаж. Искание тона –так можно обозначить основную живописную задачу Рокотова в 70-е годы. Затем начинается новый этап в развитии исторической живописи. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822).
Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает». В ней Лосенко избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир «испрашивает прощения» у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Искание тона –так можно обозначить основную живописную задачу Рокотова в 70-е годы.
В системе изображения превалирует линеарно-пластическое начало. Учился в Академии художеств (1770-1785) у И. А. Они так же говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции.
Не просто иллюзорно, а образно воссоздана фактура, передана материальность всего изображенного предметного мира. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Их характерные черты – некоторая прямолинейность и однозначность в трактовке образа, буквальное внешнее сходство. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка.
Левицкий тонко и бережно пишет спокойное, серьезное лицо Кокоринова, сложную по движению фигуру в парадном кафтане и камзоле, превосходно передает пластику жеста, различные ткани, шитье, объединяя все дымчато-сиреневой тональностью колорита. Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». С 80-х годов можно говорить о «рокотовском женском типе»: гордо поднятая голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка – все это неизбежно приводит к некоторой потере конкретности. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели. Высокую интеллектуальность, духовную значительность подчеркивает художник в портрете французского философа Дени Дидро (1773-1774), посетившего русскую столицу изобразив его в домашнем халате и без парика.
Угрюмова (1764–1823), основной темой произведений которого является борьба русского народа: с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1796–1797, ГРМ), с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», 1793, ГРМ), за безопасность своих границ («Взятие Казани», 1797– 1799, ГРМ) и пр. Лопухиной. Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени.
Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. 65) – он был удостоен звания академика. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776).
На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены. Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Это период исканий, еще тесных связей с искусством середины века. «Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Это же можно отметить и в настороженно-внимательном взоре красавицы Санти (1785, ГРМ). Одним из таких мастеров был Федор Степанович Рокотов (1735/36–1808).
При всей декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен.
Русской историей Соколов интересовался разве что в академический период. Д. Г. Левицкий (1735-1822). Уже в 1764. Бенуа, ненастоящность придает еще больше очарования этим очаровательным дурнушкам, некрасивым красавицам с милыми неправильными лицами, в заученных позах нелепого танца на дорожках парка. Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина.
Классом исторической живописи, куда был определен Угрюмов, руководил Г. И. Козлов с помощниками – П. И. Соколовым и И. А. Акимовым, учениками Лосенко. Затем он одержал победу над печенегом и спас родной город. Главным наставником его был Д. Левицкий. Похожи на барельефы античных стел фигуры плачущих служанок. Портрет подписной и датированный, как и портрет Кокоринова. 1800-х годов XIX в., ГТГ).
В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – «смолянок» (все в ГРМ). В 1797 он исполнил программу на звание академика – Испытание силы Яна Усмаря (ил. Работал в жанре монументальной исторической картины, отличающейся патриотическим пафосом и приподнятостью (Избрание Михаила Федоровича на царство Взятие Казани, обе – 1800, ГРМ). Затем они были вновь доставлены в Академию.
Рядом с победной искрометной жизнерадостностью Арсеньевой образ восемнадцатилетней Марии Ивановны Лопухиной кажется напоенным тишиной и томностью. Открытость и прямота в портретируемых лицах сменяется выражением непроницаемости, сдержанности душевных переживаний, светской выдержки. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е. Уже в 1764 г. в его мастерской, по свидетельству современника, стоят десятки портретов, «в которых были окончены одни головы».
Во второй половине XVIII века портретное искусство достигает своего расцвета. Эти картины отличает высокое мастерство исполнения, хотя попытка художника преодолеть каноны классицизма за счет по-возможности достоверного изображения места действия и реальных героев не вполне удалась: изображенные сцены отличаются условностью и несколько напыщенной театрализованностью. Михаил Федорович (1596–1645) – первый русский царь из династии Романовых. Писал также Г. И. Бытовая живопись.
Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). В портрете «Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия» (1783, ГРМ, вариант–ГТГ) императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало.
Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Тогда же началась его педагогическая деятельность. Мастер портрета и рисунка.
Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800 г., ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Бенуа, «ненастоящность» придает еще больше очарования этим «очаровательным дурнушкам», некрасивым красавицам с милыми неправильными лицами, «в заученных позах нелепого танца на дорожках парка». Это проявляется и в образе Екатерины II изображенной на фоне умиротворенной природы Царскосельского парка (1794) и в портрете торжковской крестьянки Христиньи (ок.
Струйской (1772, ГТГ) или молодого Артемия Воронцова (конец 1760-х годов, ГТГ). Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила.
Конечно, вся эта «безыскусственность» портретов вполне искусно сделана, но само появление подобных изображений говорит об интересе к тонким «чувствованиям», к передаче душевных состояний, к частной жизни человека, мечтающего или просто отдыхающего и находящегося в единении с природой. В Академии художеств существовал специальный класс домашних упражнений. Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств.
По окончании Академии он был послан во Францию и Италию. Подлинная художественность пронизывает это изображение, начиная от лица, в котором соединены чарующая простота, даже простодушие со скептической усмешкой, со следами усталости, разочарования и даже тяжелого внутреннего раскола, до виртуозно написанной одежды. В картине Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Петербургский период Рокотова длился до середины 60-х годов. Демидова (1773, ГТГ). Кушелевой с детьми – собр.
Эффектная композиция картины построена на четко выраженных диагоналях: склоненная влево фигура Яна Усмаря пластически уравновешивается массивной тушей быка, рвущегося вправо. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798 г. ), затем профессора исторической живописи (1800 г. ), членство в академическом совете (1803 г. ). Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету.
Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова (президент Академии 1757 г. – 1763 г. ) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. По всей стране были разосланы грамоты, в которых говорилось о намерении государя установить в стране благоденствие и покой, защитить ее от врагов. Законченный эскиз картины хранится в ГТГ. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Ацаркина верно сказала: Почти пугающее всеведение взгляда. В нем, кроме того, намечен новый взгляд на человека.
Опустившись на колени, он взывает к милости победителя. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. 62) и Прощание Гектора с Андромахой (1773 ил. Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. С 1785 по 1790 г. – пенсионер Академии художеств в Италии.
Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной мягкостью и внутренней гармонией. Т. XVII. Акимова, П. И. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767 г. ), затем в городе Санкт-Петербурге, куда переехал двор. Очень возможно, что его эскиз был написан в период 1804 – 1807 годов, когда Мартос создавал проект памятника Минину и Пожарскому. Его рисунки и картины (Жертвоприношение Авраама, Каин, Авель) пользовались у современников большим успехом, долгое время служили образцами мастерства и часто копировались учениками. На фоне последнего и изображена модель на портрете Левицкого.
Но и на этом пути у такого мастера, как Рокотов, были большие удачи, например портрет В. Н. В схеме парадного портрета решен и другой образ Левицкого – П. А.
По возвращении в Петербург (1790) Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: Торжественный въезд Александра Невского в город Псков (1793), Взятие Казани войсками Ивана Грозного (1797—1799), Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800). Козлов, П. И. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. Портреты Левицкого отличаются большим разнообразием. Павла Петровича (1761, ГРМ), девочки Юсуповой (там же) еще полны рокайльных реминисценций. Кокоринов изображен в своем кабинете у стола, на котором лежит план Академии художеств. Одним из наиболее значительных произведений, прославившим имя Угрюмова, была картина «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». Такой ее представил Боровиковский на портрете 1795.
В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом. Крупнейшим историческим живописцем был Антон Павлович Лосенко. Ацаркина верно сказала: «Почти пугающее всеведение взгляда». Ему подчинялось окружение – другие персонажи, архитектура, пейзаж. Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее. Он приказывает царю встать с колен.