О природном царе Михаиле Федоровиче, – отвечал атаман. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Такая связь позволяла осуществлять широкие планы строительства в Петербурге, предпринятые в последние годы XVIII века. Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей.
Герой картины, юноша, сидящий на белом коне, конечно, ничем не напоминает русского князя XIII века. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Живописность эскиза, однако, ослабила несколько патетику сцены, так ярко выраженную в картине жесты и движения людей стали как бы менее твердыми и решительными. Работы У. имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном художественном музее Белоруссии. За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика.
Выполнил ряд икон для Казанского собора. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой. Акимов. В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора.
Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне. Его престарелый отец пережил сына на полтора года. Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья.
Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Поза полководца, выражение его лица полны решимости.
Но русский схватил печенега, удушил его могучими руками и мертвого бросил «о землю». Сам Угрюмов пришел к пониманию света, как важнейшего условия создания правдоподобного изображения натуры. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». В 1797 г. получил звание академика за картину Испытание силы Якова Усмаря (ГРМ).
Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Опустившись на колени, он взывает к милости победителя.
Какое достоинство в Победителе Казани. Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Шебуев.
Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены.
Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). чин 14 класса и знак дворянского достоинства). 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Устрашенные кочевники бежали.
Был принят в 1770г. Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя.
За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Видимо, реалистическое мышление Урванова, правда еще не вполне и не до конца осознанное, совпадало с поисками правды в среде даже воспитанных на классицизме художников. Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург). Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач.
Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Единство устремлений связывает обе фигуры. Одна из них прижимает к себе ребенка.
Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. По возвращении в Петербург (1790) Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: Торжественный въезд Александра Невского в город Псков (1793), Взятие Казани войсками Ивана Грозного (1797—1799), Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800). Ровное, уверенное продвижение по службе. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом.
Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. Писал также Г. И.
Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. В 1820 году Угрюмов стал ректором класса исторической живописи. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Владимир приказал испытать юношу. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени.
Раздались голоса недовольных: Кто принес такую грамоту, кто, откуда. Но пробыл в этой должности он недолго и вскоре умер. Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает». Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). Много лет возглавляя исторический класс АХ, Угрюмов воспитал блестящую плеяду русских исторических живописцев, среди которых были А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. А. Кипренский и другие мастера, составившие славу отечественного искусства. Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее.
Свет менее яркий, чем на ранее рассмотренных картинах, выделяет главных героев и смягчает формы. «Отступление Сигизмунда дало досуг заняться избранием царя всею землею. Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов.
Угрюмов был выдающимся педагогом. Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. – спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99). войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии.
Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице.
Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат. В изображении второстепенных фигур Угрюмов дает много реалистических черт, подмеченных в жизни. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком.
Егоров, ОА. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Угрюмов Григорий Иванович был одним из первых российских художников исторического жанра.
Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство». Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе Похищение Европы), художник добился значительных успехов. Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ.
Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Основные идеи классицизма были уже знакомы русским ученикам, получившим академическое образование, но в совершенстве изучить антнчное искусство они могли лишь во время своего пребывания в Риме. В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. Среди его учеников – А. Е. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е.
В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение.
Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга. Левицкого. А как твой, государев, подвиг в царствующий град будет, то из Москвы митрополит и архиепископы со всем освященным собором, бояре и всякие люди встретят тебя с чудотворными иконами и животворящими крестами, по вашему царскому достоинству и служить тебе, государю и прямить и головы свои за тебя класть все люди от мала до велика рады.
Самые знаменитые его картины: «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» и «Взятие Казани войсками Ивана Грозного», написанные для Михайловского замка по заказу императора ПавлаI и картина «Торжественный въезд Святого Александра Невского во Псков» – это полотно ему заказала императрица ЕкатеринаII – находящаяся в Александро-Невской лавре. В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем.
Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань. Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800).
Акимова, П. И. Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Юноша схватил его за бок и вырвал кусок кожи с мясом. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом.
В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. «Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма.
В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Послы повестили об этом костромскому воеводе и всем горожанам и 14 числа, поднявши иконы, пошли все с крестным ходом в Ипатьевский монастырь. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Слава Угрюмова возрастала.
Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой. Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами.
После девяти лет обучения в общеобразовательных классах, где возможным учителем Угрюмова был Д. Г. Левицкий, будущий художник переходит собственно в Академию. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Он полон призыва и отваги. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г.
Угрюмов вместе с несколькими профессорами выехал с ценностями Академии в Петрозаводск, куда решено было отправить и воспитанников Академии. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Он приказывает царю встать с колен. Владимир и его дружина победили в этом бою. Угрюмов учился в классе исторической живописи.
Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка. Будущий царь долго отказывается. Работал в жанре монументальной исторической картины, отличающейся патриотическим пафосом и приподнятостью (Избрание Михаила Федоровича на царство Взятие Казани, обе – 1800, ГРМ). Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г.
Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы». Учился в Академии художеств (1770-1785) у И. А.
Соколова, Г. И. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Фигура Угрюмова, действительно, отвечала общественной потребности в художнике, который воплотил бы идеалы гражданственности в духе эпохи Просвещения, – и на материале русской истории. На него выпустили разъяренного быка. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др.
С. М. Соловьев. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Мастер портрета и рисунка. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь.
Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги. Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи.
С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова. Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции.
Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Затем они были вновь доставлены в Академию. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов.
Сверкающий золотом иконостас, а также нарядные одежды персонажей, характерные скорее для XVIII, а не начала XVII века, придают изображению величественный и торжественный вид. А после создания картины «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» современники единодушно признали его достойным наследником великого Лосенко и первейшим среди русских исторических художников живописцем. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Проведя четыре года в Риме, Угрюмов в 1790 возвратился в Россию и летом 1791 был приглашен в Академию художеств преподавателем в класс исторической живописи и для фактического руководства им. Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка.
Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Соколов и И. А. Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. В портрете А. И.
Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Михаил с матерью встретили образа за монастырем, но когда послы объявили им, зачем присланы, то Михаил отвечал с великим гневом и плачем, что он государем быть не хочет, а мать его Марфа прибавила, что она не благословляет сына на царство и оба долго не хотели войти за крестами в соборную церковь насилу послы могли упросить их. Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами.
Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. Он писал иконы для Казанского собора и для собора в Одессе. Картины юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно Детские вакханалии, Смерть Лукреции, оба 1783). В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию.
Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797-1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Главным наставником его был Д. Левицкий. Кипренский, В. К. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Один из крупнейших представителей классицизма. После прекращения работы Большой Комиссии в декабре 1768 многие депутаты были оставлены в частных комиссиях, продолжавших заседания до октября 1771.
В 1794 году Угрюмов написал картину «Испытание силы Яна Усмаря» и был признан за нее академиком. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны. Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Кожемяку и его отца Владимир сделал знатными людьми.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностьюК национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине – Испытание силы Яна Усмаря (1796-97). Родился в Москве. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. Козлова.
Главным наставником его был Д. Левицкий. Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени.
Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия.
Его поощряли монархи – ЕкатеринаII, ПавелI и АлександрI. Картина построена по правилам академической классической композиции. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным». Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. Козлов, П. И.
Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Ян Усмарь, разрывая кожу разъяренного животного, доказывает тем самым свое право на поединок с богатырем-печенегом. С 1785 по 1790 г. – пенсионер Академии художеств в Италии. По новому трактованные им понимание пространственной среды и колорита картины привели к разработке и новой композиции, как возможности воссоздания жизненного факта, а не заученного на примере старых образцов решения. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского.
Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга. Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене.
Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Образы Минина и Пожарского, получившие в начале XIX века исключительную популярность среди художников, увлекали также и Угрюмова. Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». Похоронен Угрюмов на Смоленском кладбище.
Его профессорами были исторические художники Г. И. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные.
Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. Но сделаться им было нелегко.