Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье. Все они базировались на рисунке.
В отличие от большой известности произведений художника их визуальное влияние на позднейшее искусство относительно ограничено. Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем, ему никогда не приходилось ещё осуществлять такую огромную работу в технике фрески. Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. И все же в одном отношении Микеланджело безусловно превосходит их – именно, насыщенностью своих образов передовой общественной идеей, высоким гражданственным пафосом, чуткостью отклика на перемены в общественном сознании.
Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством. Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее. Доминика, над которой, как рассказывалось раньше, работали старые скульпторы: Джованни Пизано, а после него мастер Никола дАрка. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень.
В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается.
Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. – Ах, это Фавн из моего кабинета. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело.
Совсем скоро он уже ваяет скульптуры для коллекции самих Медичи, живёт и работает в их палаццо. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств.
Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. Павла. – несохранившаяся бронзовая статуя Давида. "Мы погибли. В графике Микеланджело мир образов тот же, что и в его скульптуре и живописи, – здесь безраздельно господствует образ сильного и прекрасного человека.
Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. «Он был бодр, -- пишет Вазари, -- и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча». Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари.
Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер. Не найдя занятия в Венеции, он возвратился в Болонью, где по оплошности с ним приключилась беда: при входе в ворота он не взял удостоверения на выход обратно, о чем для безопасности был издан мессером Джованни Бентивольи приказ, в котором говорилось, что иностранцы, не имеющие удостоверения, подвергаются штрафу в 50 болонских лир.
– Нет. Таким образом, виски несколько больше выдаются, чем уши, а уши больше, чем щеки. Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), – мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), – два рельефных тондо изображающие также Богородицу – «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, – картина «Св. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Даже копии этой статуи не дошли до нас.
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча». Будь то скульптура, живопись, графика, архитектура – трудно сказать, в какой из этих областей его вклад оказался наиболее весомым.
В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). «Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства.
XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: художник Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи. А этот образ нелегко освободить.
Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Ромен Роллан. Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории.
И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). А уже в 1489 году парень перешел в школу Бертольдо ди Джованни. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений».
Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Микеланджело прожил долгую жизнь, в течение которой произошло несколько исторических переломов в Италии, каждый из них драматически повлиял на судьбу мастера.
известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим, где по договоренности с кардиналом св. Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным. Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв.
Микеланджело, — пишет Кондиви, — имеет хорошее телосложение, скорее жилистое и костистое. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки.
Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). – А откуда берется новое. В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине.
Но эпоха Возрождения этим не ограничивается. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. – Да, ты лишил его бороды. Здесь он обучался под руководством престарелого Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло и хранителя традиции флорентийской скульптуры XV столетия. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения.
Огромные глыбы мрамора чистили и мыли несколько дней, пока он вновь не обрел первозданной белизны. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.
У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Счастливый Микеланджело – в мастерской своего учителя. С надеждой устремился скульптор туда.
Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти». Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади.
он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения.
Он расписал плафон дважды: в первый раз он остался недоволен результатом и ему пришлось начинать все с начала. Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства.
В. Лазарев. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. Иоанн» – не сохранились. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.
Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. Однако идейное содержание их очевидно: все четыре статуи представляют варианты единого конфликта – борьбы человека со сковывающими его силами. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле».
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). И Микеланджело сделал для него картон изображавший св.
Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Таким образом, виски несколько больше выдаются, чем уши, а уши больше, чем щеки. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу.
Точное название скульптурной группы – «Битва кентавров с лапифами». Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость. Примеров почти полного копирования всего несколько. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие.
В действительности же это была законченность, силою которой ему удавалось сочетать высшую степень страсти с мягким, податливым чувством жизни. Вещи эти возбудили желание у кардинала Св.
Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье». Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов.
Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Гирландайо. Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину. Однажды на вопрос Микеланджело: "Что будешь делать, если я умру. В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность.
Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Рафаэль написал портрет этого воинственного папы. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября.
Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. — Скорее меч. Именно из ее молока, по выражению самого гения, он извлек молот и резцы своего дарования. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Параллель очевидна.
Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). В капелле две гробницы – герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского они размещены друг против друга, у противоположных стен. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. – Оттуда же, откуда берется все искусство. Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. Микеланджело не получал специального архитектурного образования, что, возможно, помогло ему быть крайне смелым в обращении с канонами и ордерами. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо.
Уффици) (1503-1505). А у козлов выпадают зубы. Последние 30 лет жизни он провел в Риме. Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына.
Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св.
На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы. Ведь еще ничего не произошло.
Таким образом, получив основательную подготовку в области рисунка и живописи от первого учителя, Микеланджело наследует мастерство скульптора — от второго. В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи. В 1494-1495 гг. Он боготворил Данте и любил Петрарку.
Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами.
" — Урбино ответил: "Пойду служить еще кому-нибудь". Город принял вызов. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», – писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами.
Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными.
При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
Потребовалось 70 повозок для его погрузки. Здесь он смело берется за исполнение колоссальной статуи Давида из огромного блока мрамора, над которым уже в свое время работал один неудачливый скульптор и, как всеми считалось, безнадежно его испортил. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. Долгий, почти семидесятипятилетний творческий путь мастера охватил огромный исторический период, полный бурных потрясений.
Впоследствии он занимался ею с увлечением. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся.
Петра.
В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине».
Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. По статуе этой можно понять, что ему хотелось добиться определенного сочетания дивных членов его тела, в особенности придавая им и юношескую гибкость, свойственную мужчине и женскую мясистость и округлость: приходится дивиться тому, что он именно в статуях показал свое превосходство над всеми новыми мастерами, работавшими до него" Вазари. "Когда папа возвратился в Рим, а Микеланджело заканчивал эту статую, в его отсутствие Браманте, который был другом и родственником Рафаэля Урбинского и ввиду этого обстоятельства не очень-то дружил с Микеланджело, видя, что папа предпочитает и возвеличивает его скульптурные произведения, задумал охладить его к ним, чтобы по возвращении Микеланджело Его Святейшество не настаивал на завершении своей гробницы, говоря, что строит гробницу при жизни – дурная примета и значит накликать на себя смерть и уговаривал его по возвращении Микеланджело поручить ему в память Сикста, дяди Его Святейшества, расписать потолок капеллы, выстроенной во дворце Сикстом. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным.
Отходя от традиции. Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого.
Кроме того, Джан Лоренцо Бернини и Питер Пауль Рубенс лучше всего показали, как использовать творчество Микеланджело Буонарроти грядущими поколениями скульпторов и художников. Этим художникам выпала особая судьба. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами.
Поза его неустойчива. как раз вовремя, чтобы отразить три атаки пизанцев и разбить неприятеля наголову. – На нас напали пизанцы.
И жаждала освободителя. Они ошибаются. Вот таким образом Микеланджело занималась деревенская кормилица. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita – устрашающая).
Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. «Некоторые обвиняют его в скупости.
Вдруг на берег выбежали часовые. Не считаясь с возможностями своей истощенной казны, поручает художникам грандиозные заказы исполнение которых растягивалось на долгие годы или не осуществлялось вовсе. Он решен чисто пластическими средствами и предвосхищает другую сторону последующих творений Микеланджело — его неистребимое устремление к раскрытию всего многообразия и богатства пластики, движений человеческого тела.
Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».
Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу.
В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим. Тогда, видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться Браманте, получив распоряжение от папы устроить подмостья для росписи, целиком подвесил их на канатах, продырявив весь свод. Созданный им в конце 1530-х гг. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений. Итак, прибыл он в Болонью и не успел переобуться, как был папскими придворными вызван к Его Святейшеству, пребывавшему во Дворце Шестнадцати.
Когда оба картона были выставлены на обозрение, отдать предпочтение кому-либо не оказалось возможным: оба обладали своими собственными достоинствами. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим.
По углам первого карниза стояли четыре большие фигуры: жизни деятельной и созерцательной, а также св. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Обе статуи – «Куридон» и «Св. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Счастливый Микеланджело – в мастерской своего учителя. Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»). Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник. Если учесть то обстоятельство, что Микеланджело начинал обучение у живописца, то становится яснее причина обращения его на первых порах именно к этому виду скульптуры и соответствующая его трактовка.
Шаг сделан. Последнее произведение в 1496 году продали кардиналу Рафаэлю Риарио под видом римского детского надгробия. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника.
Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными.
Слушал его и Микеланджело. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: – статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, – группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св. В XVII в. он считался лучшим в анатомическом рисунке, но его меньше хвалили за более широкие элементы его работ. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. «.
Все это находит отражение в его творчестве. Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение.
Хотя картина «Мадонна Дони» – это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. В 1513 году умер Юлий II. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления.
Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Слушал его и Микеланджело. Все их он предполагал выполнить собственноручно. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Два тондо изображающие Богоматерь и Младенца, выходят из плоскости рельефа, при взгляде на них создается впечатление полнообъемных скульптур. Ведь я мало смыслю в науках. ». Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным.
Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Мать прикрывает головку ребёнка. Состояние города было тревожно. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной.
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Петра скульптурную композицию на популярную в тот период тему распятия Христа известную как «мраморная Пьета». Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Внутри должно было находиться овальное помещение, а снаружи – свыше 40 статуй выше человеческого роста.
Одни из них вынесены на передний план и даны в высоком рельефе, приближающемся к круглой скульптуре. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Будет такое впечатление, что любая фигура вот-вот сдвинется и спустится с плафона на землю. Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться. Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека».
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Единственному сопернику да Винчи – Микеланджело не было в это время и 26 лет. 16 августа 1501 года был заключен договор. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа.
Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче.
А личная жизнь. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Он стал покровителем юноши, при его дворе родились первые шедевры – рельефная композиция «Битва кентавров» и мраморная «Мадонна у лестницы». Однако то.
Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим.
Работа поглощала все душевные и физические силы творца.
Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. В нем и отчаяние и вопрос. В это же время начал он мраморную статую св.
Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. В стране вспыхивает революция. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды.
Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы" Вазари. – кричали они. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр.
Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Георгия за двести дукатов. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности.
Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни. Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Петра).
«Мрачные годы. Данный факт объясняется не только масштабом дарования Микеланджело, но и особенностями его художественного мировосприятия и творческого метода. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года.
В. Лазарев. Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года). Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику.
И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться.
Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей. Все считают, что фавны наполовину козлы.
Уже после установки в соборе Св. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. И от дочери Сиона ушло благолепие ее». За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Это была попытка изобразить человека в мучительных поисках истинного Бога, ".
«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св.
Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. – Он и должен быть старым. Это «Оплакивание Христа» – самая знаменитая пьета Микеланджело.
Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Вся эта история послужила в укор кардиналу св.
Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
Таким образом, она явилась единственной подписанной работой Буонарроти. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». «. Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.
Микеланджело был борцом за светлые человеческие идеалы не только как художник, но и как гражданин, защищавший свободу и независимость своей родины с оружием в руках. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни. Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах.
Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. В начале молитвы Св.
Но по мере продолжения обхода зритель замечает, как тело начинает крепнуть, наливаться силой, мышцы растут, напрягаются и, наконец, напряжение достигает предела – перед нами уже не пленник, бессильно пребывающий в оковах, а могучий герой в полном расцвете сил в мощном движении его поднятой головы угадывается гордый вызов. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним.
– Лоренцо рассмеялся. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Анной». Вот таким образом иные считали его гордецом, а иные чудаком и сумасбродом, между тем как он не обладал ни тем, ни другим пороком. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье». Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». «. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида – юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени.
Безусловно, зодчие и скульпторы барокко во многом опирались на достижения Микеланджело, но следует, однако, со всей решительностью подчеркнуть коренное качественное различие между принципами искусства Микеланджело и мастеров барочного направления.
– А разве не должен копиист копировать. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор.
Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг. Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях. Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. «. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Разве он не копиист. Стоит это гениальное произведение у входа в собор и ограждена от зрителей пуленепробиваемым стеклом (в начале 1970-х пьета пережила нападение фанатика-вандала). Франциск (1496-1497), – статую «Купидон» (1496-1497). Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело.
Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох. Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора.
-- Урбино ответил: Пойду служить еще кому-нибудь. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой.
В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение.
Биограф Микеланджело Джорджо Вазари пишет о теплом отношении, которое мастер сохранил к своей кормилице и в зрелом возрасте. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. Можно предположить, что в этой композиции почти тридцатилетний Микеланджело, уже пользовавшийся громкой славой, возомнил превзойти Леонардо, утвердить свое превосходство над старшим собратом, живописные достижения которого воспринимались во Флоренции как откровения. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
– Мне показалось, что без бороды будет лучше. Три дня потребовалось, чтобы доставить "мраморного гиганта" к месту назначения. м, а число фигур достигает нескольких сотен. Это тондо – одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Глыба имела девять футов высоты.
Три ночи работал Микеланджело. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.
— ответил Юлий II. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
Снаружи кругом шел ряд ниш, между которыми были размещены гермы, одетые в верхней их половине и несущие головами первый карниз и к каждой герме в необыкновенном и причудливом положении был привязан обнаженный пленник, опиравшийся ногами на выступ цоколя. «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Однажды на вопрос Микеланджело: Что будешь делать, если я умру.
Там он познакомился с техникой фрески. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью.
Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Увы, его вновь ждало разочарование. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Здесь ему поручается выполнение гробницы папы.
Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Эпоха Возрождения возвеличила человека, вознесла его на необычайно высокий пъедестал, уделяя ему такое в мире, которое и не грезилось ему. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества.
«Некоторые обвиняют его в скупости. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501). В начале молитвы св. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4.
Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира.
Анна» Леонард да Винчи. И вот Микеланджело распорядился устроить их на козлах, чтобы они не касались стен и это был способ, которому он впоследствии научил и Браманте и других для укрепления сводов и для создания многих хороших работ, причем переделывавшему их бедному плотнику он подарил столько канатов, что тот, продав их, обеспечил одной из своих дочерей приданое, подаренное ей таким образом Микеланджело. Шаг сделан. Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св.
скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу.
Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы. Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между христианским благочестием и языческой чувственностью. Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно.
Увиденное потрясло воображение многих людей. В 1503-1506 гг. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление. Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике.
Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу.
Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики.
Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом. Образ Давида был традиционен во Флоренции. Он занимался там в течение одного года.
Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». В 1495–1496 гг. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности.
Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. 31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. В 1496-1501 гг.
В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы. Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию.
Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Так, Микеланджело принялся за работу восторженно и поначалу отправился в Каррару с двумя подмастерьями, чтобы раздобыть там весь потребный мрамор, в счет чего он получил во Флоренции от Аламанно Сальвиати тысячу скудо. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием.
Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой.
Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила.
Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку" Вазари. На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика.
Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Одно из главных творений того периода – мраморный рельеф «Битва кентавров», второе же — деревянное Распятие. " Вазари. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей.
Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. Павла и св. По тонкому наблюдению В. Лазарева «ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой. Его произведения этого раннеримского периода ознаменованы новой масштабноостью, размахом, подъемом к вершинам мастерства.
Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл.
Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. «Какую книгу. Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч" (Стоун Ирвинг "Муки радости").
Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Оба художника восприняли это сотрудничество как своего рода соперничество, столкновение представителей двух поколений итальянского искусства. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу.
Наибольшее удивление возбудил он в самом учителе своей копией с известной гравюры Шонгауэра изображающей искупление святого Антония. – воскликнул Лоренцо. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе.
Они ошибаются. Этой огромной теме посвящены тома исследований. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело. В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь».
Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». За «Давидом» следовали: – теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, – незаконченная статуя св. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной.
С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. И самая первая в его творчестве (он создал ее в 24 года). К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни.
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. – "Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили". Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Но Микеланджело преодолел все преграды и доказал, что он достоен дальнейшего обучения в Садах, создав свою первую скульптуру – Фавна. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда.
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). "После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. – Я этого не видал.
Но каждый из них – целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все достижения предыдущих поколений и вознесший их на ступени, человеку до тех пор недоступные. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Современники же почти не знали их совсем. Скрытный и необщительный, Микеланджело мог обходиться без преданных друзей и до 80 лет не знал женской любви.
А так как гробница эта была задумана с огромнейшей изобретательностью, мы здесь ниже изложим тот порядок, которого он придерживался. Он не любил пускать свои стихи в свет. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад его взгляд обращен на чашу с вином. В противовес его скульптурным и графическим работам в главных архитектурных созданиях Микеланджело – соборе св.
С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры. Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца – еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела.
Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре».
В соборе святого Петра есть шедевр, копии с которого распространены по всему миру. «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным.
Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра.
Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Он идет вглубь него от передней плоскости блока.
Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения.
Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Это не был удобный момент для дружеской встречи.
Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Это была жизнь, посвященная одной великой цели.
Обе фигуры слиты в единое целое. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Он весь сосредоточенность и ожидание.
Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. " Ромен Роллан. Первоначально рисунок – в качестве этюда или наброска с натуры и композиционного эскиза – имел в творчестве Микеланджело, как и у других мастеров Ренессанса, чисто вспомогательное значение. " – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Приглашает он и Микеланджело. Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком.
Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: "А ну-ка, посмотрите на него теперь". Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Давид изображен перед битвой с Голиафом. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Моисея. В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. На свешивающемся свитке помещены начальные буквы его пророчеств «Стала вдовою владычица народов государыня областей подпала под иго. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. И решив оказывать Микеланджело помощь и взять его под свое покровительство, он послал за отцом его Лодовико и сообщил ему об этом, заявив, что будет относиться к Микеланджело как к родному сыну, на что тот охотно согласился.
В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смертиВ феврале 1508 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками. Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. В 1516 году памятник был еще более упрощен.
Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Из души художника. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц).
Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени.
По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Она представляет собой небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом белые стены расчленены пилястрами темно-серого мрамора. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Тонкая градация лепки форм этого трехпланового рельефа придает ему живописный характер, словно подчеркивая связь этого вида скульптуры с живописью.
Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент. Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники.
Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень».
Младенец изображён без нимба. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений».
– А ученик. – Скульптор не копиист. Папа, не взирая на протесты скульптора, принудил взяться за роспись плафона Сикстинской капеллы, одного из религиозных сооружений Рима того времени, построенная архитектором Джованнио де Дольчи, неоднократно перестраиваемой впоследствии.
В античном мире человек – лишь игрушка рока. – Твой Фавн слишком стар.
Высокая одухотворенность образа Марии, благородная сдержанность ее чувства лишают трагическую тему оттенка безысходности, сообщая скорби молодой матери просветленный характер. Все те, кто увидит изваяния, почувствует, что мертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и что гораздо большая тяжесть легла на ее сердце. По желанию Микеланджело ее решили поставить у входа в палаццо Синьории, на котором она и простояла в течение трех веков. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили.
Начиная с 20-х гг. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. В течение нескольких месяцев срисовывал он в Кармине живопись Мазаччо, воспроизводя работы эти с таким толком, что поражались и художники и не художники и зависть к нему росла вместе с его известностью" Вазари.
В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Вазари пишет, что Микеланджело долго сопротивлялся встрече и не отвечал на неоднократные вызовы папы в Рим, но в итоге, соблюдая приличия, даже просил у него прощения. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца.
По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. 1504–1506, Флоренция, Уффици).
Ее эсхатологический смысл поражает воображение. Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Только наглость и невежество он карал неумолимо. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние.
Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором.
Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Обедневший флорентийский дворянин Лодовико Буонарроти едва сводил концы с концами.
Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). В этом произведении впервые выдвигается основная тема искусства Микеланджело – тема борьбы и для характеристики рассматриваемого периода показательно, что, несмотря на драматизм ситуации, образное решение рельефа лишено трагического звучания – напротив, напряженная борьба воспринимается здесь как апофеоз героического человека, его силы и красоты. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.