Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. «Мрачные годы. В качестве начинающего живописца Микеланджело на тринадцатом году своей жизни поступил в учение к Доменико Гирландайо, как начинающий скульптор годом позже, а не раньше 1488г. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке.
Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Он не собирался изображать смятение битвы. «Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно» Вазари.
— «Бедненький, — сказал ему тогда Микеланджело, — я помогу твоей нужде» и сразу подарил ему две тысячи скуди, что впору цезарям или великим попам».
После Фидия ни один художник не умел так достигать возвышенного, как Микеланджело. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Моисей представлен в момент, когда согласно библейскому мифу увидел свой народ, поклоняющимся золотому тельцу.
Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры. Культура и быт народов России в ХVIII веке (просвещение и наука, архитектура, скульптура, живопись, театр). Вопрос 72.
Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным, подтверждая мысль художника о том, что «наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело. Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Трудно все же вместе с Боде и Карлом Юсти признать первого в «Джиованнино» Берлинского музея, а второго вместе с Конрадом Ланге и Фабрици в одной вещи Туринского собрания. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
— Скульптор не копиист. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни2. — желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
Потребовалось 70 повозок для его погрузки. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею.
Павла и св. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Творческий путь Микеланджело – это наиболее яркое выражение магистральной линии в искусстве итальянского Возрождения. Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише.
Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами.
Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен.
На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой. – А откуда берется новое. Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв.
В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида — юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра. Но судьба все же снова приводила его к живописи.
Работа поглощала все душевные и физические силы творца. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Ведь еще ничего не произошло.
Образ Иеремии был непосредственным откликом Микеланджело на бедствия, которые переживала Италия. «Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. – Ах, это Фавн из моего кабинета.
Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком.
Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). В античном мире человек — лишь игрушка рока. Статуя Давида принесла Микеланджело славу и упрочило за ним репутацию первого скульптора Италии.
«Какую книгу. Вторая скульптура — «Пьета» — открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Будто злой рок преследовал мастера и его грандиозный проект.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: — статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, — группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. Но затем на его долю выпала первая большая живописная задача. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной.
Этим художникам выпала особая судьба. Он не любил пускать свои стихи в свет. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения.
В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор.
И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Обе фигуры слиты в единое целое. Петра. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства.
8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. (как показал Фрей)— к некоему Бертольдо, тогдашнему смотрителю медичейского собрания древностей при Сан-Марко, ученику Донателло, в позднюю пору его жизни. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СУБЪЕКТЫ. Вопрос 73.
Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Мать прикрывает головку ребёнка. Не дав себе передышки, он тотчас приступил к статуе Святого Петра — ближайшего из учеников Христа, свидетеля его воскресения, того Петра-камня, на котором была воздвигнута новая церковь.
В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Когда леса были возведены снова и работа продолжилась, он укрупнил масштабы фигур, уменьшив их количество в каждой композиции. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Глава 20. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».
В этом произведении впервые выдвигается основная тема искусства Микеланджело – тема борьбы и для характеристики рассматриваемого периода показательно, что, несмотря на драматизм ситуации, образное решение рельефа лишено трагического звучания – напротив, напряженная борьба воспринимается здесь как апофеоз героического человека, его силы и красоты.
в Риме. Взгляд бога обращен на чашу с вином. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Он решен чисто пластическими средствами и предвосхищает другую сторону последующих творений Микеланджело — его неистребимое устремление к раскрытию всего многообразия и богатства пластики, движений человеческого тела.
Многие фигуры в рельефе их драматический смысл и скульптурная трактовка словно во внезапном откровении предвещают мотивы будущих произведений Микеланджело, пластический язык рельефа своей свободой и энергией, порождающей ассоциацию с бурно переливающейся лавой, обнаруживает сходство с микеланджеловской скульптурной манерой гораздо более поздних лет. Даже копии этой статуи не дошли до нас. Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Занятый в то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом.
Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Три ночи работал Микеланджело. В 1516 году памятник был еще более упрощен. Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы» Вазари.
Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). Исполненные мужественной силы, фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в «Битве кентавров» и в «Битве при Кашине». Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом. Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг.
Тяжелые переживания Микеланджело отразились и в работе над архитектурно-скульптурным ансамблем для капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1534). Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. И вот ввиду огромности работы Микеланджело был вынужден решиться на то, чтобы обратиться за чужой помощью и, вызвав из Флоренции людей, он решил доказать этим произведением, что писавшие до него должны будут волей-неволей оказаться у него в плену и показать, кроме того, современным ему художникам, как следует рисовать и писать красками. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. «Если вы не видели этой статуи, — писал Стендаль, — вы не имеете понятия о возможностях скульптуры». Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего.
Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.
Вдруг на берег выбежали часовые. Отходя от традиции. С надеждой устремился скульптор туда. Завершенная до мельчайших деталей в отделке мрамора и его полировке, статуя «Моисей» заключает в себе мощный эмоциональный заряд и громадное внутреннее наполнение. Вместо леонардовского полусвета, вместо таинственного мерцания, растворяющего предметы, — ясные и холодные тона, ярко выявляющие своим подбором скульптурную выпуклость каждой фигуры.
Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Давид изображен перед битвой с Голиафом. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи.
Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
«Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле». В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в XVI в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы. Глаза его опущены. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. Георгия за двести дукатов.
Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Возрождения. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св.
— ответил Юлий II. Самые ранние его скульптуры показывают когти льва. Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность.
По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Увы, его вновь ждало разочарование. Правой рукой он опирается на колено. В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие».
Недаром в композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, как святой Варфоломей, держащий в руке кожу, содранную с него мучителями, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. Однако снятие лесов имело и свои положительные результаты.
Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение Высокого Возрождения. Мы погибли. – А разве не должен копиист копировать. Он представил их как обобщенные образы двух типов людей: мужественный и энергичный Джулиано и меланхоличный и задумчивый Лоренцо.
В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться. В это время там правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который имел сильное влияние на религиозные взгляды Микеланджело. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц).
Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным. Пропорции этой фигуры более стройные.
Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. И от дочери Сиона ушло благолепие ее». На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо его знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения.
Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу.
В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью. Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. Образ Давида был традиционен во Флоренции. А у козлов выпадают зубы.
Младенец изображён без нимба. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого.
Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии. Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков). Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна. Там же были многие фигуры, объединенные в группы и набросанные различными манерами: одна очерченная углем, другая нарисованная штрихами, а иная оттушеванная и высветленная белилами — так хотелось ему показать все, что он умел в этом искусстве. Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды.
Все это как будто правдоподобно и, однако, не исчерпывает содержания знаменитой росписи. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение. Папа Юлий остался чрезвычайно доволен росписями Микеланджело. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV, по имени которого и получила свое название. Анна» Леонард да Винчи Параллель очевидна.
В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. Еще Папа Климент VII незадолго до своей смерти, воспользовавшись одним из приездов Микеланджело в Рим, предлагал ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда». В 1494-1495 гг. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». — На нас напали пизанцы. Его длинная борода струится между могучих пальцев.
Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. В 1496-1501 гг. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. В отличие от своих предшественников Микеланджело изобразил Давида перед совершением подвига. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность.
Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления.
Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени. В. Лазарев.
В статуях обоих герцогов Микеланджело отказался от всякого подобия портретного сходства, представив их в качестве идеальных героев. Приглашает он и Микеланджело. – Я этого не видал. «Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле («Умирающий раб»).
Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. И вот Микеланджело распорядился устроить их на козлах, чтобы они не касались стен и это был способ, которому он впоследствии научил и Браманте и других для укрепления сводов и для создания многих хороших работ, причем переделывавшему их бедному плотнику он подарил столько канатов, что тот, продав их, обеспечил одной из своих дочерей приданое, подаренное ей таким образом Микеланджело. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.
Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость. Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику.
В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. 16 августа 1501 года был заключен договор.
Здесь он смело берется за исполнение колоссальной статуи Давида из огромного блока мрамора, над которым уже в свое время работал один неудачливый скульптор и, как всеми считалось, безнадежно его испортил. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело.
Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой. Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент. — Мне показалось, что без бороды будет лучше. В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы.
Оба изображения — Лоренцо и Джулиано — не имеют портретного сходства, чем отличаются от традиционных решений XV века. Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создал своей живописью новую — «изображенную» — архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями. — Лоренцо рассмеялся. Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии.
Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. призывом его в Рим, но и в неоконченном виде он стал школой для всего света. Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. Микеланджело жил в Болонье и выполнил здесь ангела с канделябром на саркофаге св. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление.
Слушал его и Микеланджело. — несохранившаяся бронзовая статуя Давида. В руках его, прижаты к телу — скрижали с Десятью Заповедями. – Оттуда же, откуда берется все искусство.
Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека». Когда внучатый племянник Микеланджело – Буонарроти-младший – решился, после смерти деда, опубликовать его стихи, он прежде всего стал их переделывать. В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов. Последние 30 лет жизни он провел в Риме.
Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. – Да, ты лишил его бороды. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства.
В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета». «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело.
По его проекту ученики скульптора потом соорудили настенную гробницу, в нижнем ярусе которой и была помещена фигура Моисея. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча».
Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. « Вещи эти возбудили желание у кардинала Св.
Каковы были способности Микеланджело, отлично понял после этого мессер Якопо Галли, римский дворянин, человек одаренный, который заказал ему мраморного Купидона натуральных размеров, а затем статую Вакха. Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине». Постепенно этот недуг прошел. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Клубок сплетенных в смертельной борьбе тел можно уподобить переливающейся лаве все здесь в предельном напряжении сил сложная многофигурная композиция пронизана единым как бы пульсирующим ритмом.
Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться. Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера.
Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. Усыпальница Медичи – это капелла при церкви Сан Лоренцо, построенная и украшенная целиком по проекту Микеланджело. Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами. Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой исполненной внутренней боли молодой женщиной. Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года). Среднюю часть занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей.
Обе статуи – «Куридон» и «Св. Круглая голова, квадратный морщинистый лоб, с сильно выраженными надбровными дугами, черные, слегка курчавые волосы. Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень.
И статуя герцогов Джулиано и Лоренцо Медичи и помещенные на саркофагах аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» имеют одно общее: при всей физической мощи они лишены активного действия. Могучий старец сидит, скрестив ноги. Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) является самой могучей художественной личностью, которую когда-либо носила земля. «После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Что Прокул есть произведение Микеланджело, на этом настаивает также Юсти, вопреки Фрею.
Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. м, а число фигур достигает нескольких сотен. Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя.
При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Глыба имела девять футов высоты. Однако обстоятельства не благоприятствовали его осуществлению и после завершения трех статуй для гробницы двух «Рабов» и «Моисея» труд мастера был прерван. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его.
Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Даже трагическая ситуация потопа не может поколебать веру в силу человека.
Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. Буонарроти также получил специальное разрешение церкви исследовать трупы для изучения анатомии, хотя это негативно сказалось на его здоровье. Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал.
Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» — настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. В это самое время подружился с Микеланджело цирюльник кардинала, который был и живописцем и весьма старательно писал темперой, рисовать же не умел. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.
Созданный им в конце 1530-х гг. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. – Твой Фавн слишком стар. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля.
Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. В образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство — скорбь матери по утраченному сыну. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. «Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального».
В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу.
Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Их троны, расположенные абсолютно симметрично по обе стороны центральных прямоугольных полей, также подчеркивают важность центральной части, которую художник разделил нарисованными арками на девять полей.
Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. В какой-то мере исключением среди них может считаться более живая и энергичная по мотиву движения фигура апостола Павла. Найденная здесь особая компактность, плотность, уравновешенность композиции, умелое сопоставление различных по величине и трактовке объемов и форм, точность рисунка, правильность построения фигур, тонкость обработки деталей предвосхищают его последующие работы. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов).
В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим.
Из души художника. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Ордерная системаВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ШКОЛАВопрос 1. Все это время Микеланджело получал от синьора этого содержание для поддержки отца в размере пяти дукатов в месяц и, чтобы доставить ему удовольствие, синьор подарил ему красный плащ, а отца устроил в таможне» Вазари. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа).
Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. «Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее» Вазари. Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами. Начиная с 20-х гг.
Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. Здесь ему поручается выполнение гробницы папы.
31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения. Первое впечатление от рельефа – это напряженный драматизм схватки и небывалая пластическая активность скульптурных форм. Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили.
У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Творчество маляров в соседних храмах и повторение увиденного там, согласно его ранним биографам, привлекали его гораздо больше.
Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Это достигается и самой композицией: фигуры посажены в тесное пространство ниш, как бы стиснуты пилястрами. Мраморный плоский рельеф «Мадонна на лестнице» в Доме Буонарроти во Флоренции напоминает еще позднюю манеру школы Донателло, но мощные формы главной группы и детей играющих на передней лестнице, резко удаляются от этой школы. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены.
Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Все те, кто увидит изваяния, почувствует, что мертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и что гораздо большая тяжесть легла на ее сердце. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха.
— «Теперь мне нравится больше, — сказал гонфалоньер, — вы его оживили». И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. История создания этой скульптуры такова: юный Микеланджело был приглашен во дворец Медичи для того, чтобы посмотреть на доставленного туда накануне из Малой Азии Фавна. Разве он не копиист.
Увидев снизу написанное, Микеланджело обратил внимание на недостаточность масштаба и перегруженность деталями первых композиций — «Потопа» и «Истории Ноя». Существует история, что работы по выгрузке затянулись до темноты, мрамор на ночь оставили на пристани. И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Павла. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Между тем случилось так, что Пьер Содерини, взглянув вверх на статую, очень ему понравившуюся, сказал Микеланджело, который в это время ее кое-где отделывал, что нос, по его мнению, у нее велик: Микеланджело, подметив, что гонфалоньер стоял под самым гигантом и точка зрения его обманывала, влез, чтобы угодить ему, на подмостья у плечей статуи и, поддев резцом, который он держал в левой руке, немного мраморной пыли с площадки подмостьев, начал постепенно осыпать пыль вниз, работая будто другими резцами, но к носу не прикасаясь.
Точное название скульптурной группы — «Битва кентавров с лапифами». Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах. Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры.
Совершенная пластика передает напряжение каждого мускула и вздувшихся вен. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь».
Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. По желанию Микеланджело ее решили поставить у входа в палаццо Синьории, на котором она и простояла в течение трех веков. Здесь Микеланджело впервые увидел две великие статуи Флоренции — Давида Донателло и Давида Веррокио. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто.
Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку» Вазари. Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. — Нет.
Более высокий мраморный рельеф «Битва кентавров» того же собрания, с изображением яростной битвы сильных и стройных людей и кентавров, тела и движения которых воспроизведены с совершенным пониманием дела, обнаруживает непосредственное влияние рельефов античных саркофагов. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.
Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг. Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим. Назначенный Военным Советом республики на ответственный пост руководителя фортификационных работ, он во многом способствовал обороне города. Тут все: исступление и страсть и порыв и такой динамизм, от которого дух буквально захватывает, в этой фигуре бушует титаническая сила и рвется куда-то неудержимо одухотворенная человеческая воля.
Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Вот таким образом герои Микеланджело предстают в титаническом напряжении сил в моменты победы или же в своей героической гибели.
На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело.
Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями.
Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти». Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч» (Стоун Ирвинг «Муки радости»). Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. За «Давидом» следовали: — теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, — незаконченная статуя св. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени.
В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. Возвратившись вторично во Флоренцию, мастер в 1501г. Молодое идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику.
Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой.
Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Иоанн» — не сохранились.
Однако то. Уффици) (1503-1505). Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. Такое вмешательство в работу не могло не тормозить ее, не нервировать художника. Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету.
Микеланджело не отесывает первоначальный блок камня, перемещаясь вокруг него, как это делали другие скульпторы. В это же время начал он мраморную статую св. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа.
Все их он предполагал выполнить собственноручно. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). И помимо красоты лица имеющего поистине вид настоящего святого и грознейшего владыки, хочется, когда на него смотришь, скрыть покрывалом это лицо, столь сияющее и столь лучезарное для всякого, кто на него смотрит так прекрасно передал Микеланджело в мраморе всю божественность, вложенную Господом в его святейший лик не говоря уж о том, как прорезана и отделана одежда, ложащаяся красивейшими складками и до какой красоты и до какого совершенства доведены руки с мышцами и кисти рук с их костями и жилами и точно так же ноги, колени и стопы в особой обуви да и настолько закончено каждое его творение, что Моисея ныне еще больше, чем раньше, можно назвать другом Господа, пожелавшего руками Микеланджело задолго до того, чем у других, воссоздать его тело и подготовить его к воскресению из мертвых. Другие — отодвинуты на второй план, рельеф их ниже и подчеркивает общую пространственность решения.
На истории этой явственно видно, как по-разному умирают те, кто от этих укусов потерял всякую надежду. Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль.
Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Все считают, что фавны наполовину козлы. Здесь он обучался под руководством престарелого Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло и хранителя традиции флорентийской скульптуры XV столетия. Беспокойства и волнения во Флоренции время от времени мешали правильной работе и статуя была окончена лишь в 1504 году. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления.
В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей.
Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию. Но создатель фресок Сикстинской капеллы, ставший национальной гордостью всей Италии, был вынужден вновь трудиться во славу дома Медичи. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова).
Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим.
С этого именно времени он желал, чтобы на него смотрели исключительно как на скульптора. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. Но молодой Микеланджело дает, однако, пример совершению не традиционного образа: Мадонна и Младенц Христос наделены непривычной для искусства кватроченто мощью и внутренним драматизмом. Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи.
Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием.
Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Доминика в Сан Доменико, затем фигуру епископа Петрония, а также недавно лишь выставленную вновь группу полуобнаженного всадника Прокула. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след.
Он боготворил Данте и любил Петрарку. 1504–1506, Флоренция, Уффици). Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектоническую структуру. И только постигнув природу камня, узнав каждый слой, мог приступать к высвобождению из него тех форм, которые он замыслил. Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы.
Так, глядя на гору, целиком сложенную из мрамора, он мечтал, по словам Кондиви, вырубить из нее колоссальную статую, которая была бы видна издалека мореплавателям и служила им маяком. Примеров почти полного копирования всего несколько. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой.
Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений — над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера и его родного города и всей страны в целом. Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
— кричали они. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы.
В нем и отчаяние и вопрос. В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. Моисея. Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. В 1503-1506 гг. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга.
В соответствии с принципами монументальной живописи Возрождения, роспись не только не разрушает архитектуру свода и стен, а, напротив, обогащает ее, выявляя ее тектоническую структуру, усиливая ее пластическую ощутимость. Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. «Микеланджело посвятил себя смолоду не только скульптуре и живописи, но и тем областям, которые либо причастны этим искусствам, либо с ними связаны и делал он это с таким рвением, что одно время чуть ли не вовсе отошел от всякого общения с людьми Вот таким образом иные считали его гордецом, а иные чудаком и сумасбродом, между тем как он не обладал ни тем, ни другим пороком. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Поза его неустойчива. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.
Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции.
Ведь я мало смыслю в науках. ». А личная жизнь. Петра. Там он познакомился с техникой фрески.
Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый. Микеланджело избрал нечаянное нападение на купающихся солдат в сражении при Касчине.
Его голова повернута влево, как и у Давида.
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. Иеремия — глубоко задумавшийся скорбный старец. Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом.
Работа Микеланджело над картоном была прервана в 1505г. Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата».
Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз». C. Сотворчество участников театрального процессаАнтичная архитектура.
Внутри должно было находиться овальное помещение, а снаружи – свыше 40 статуй выше человеческого роста. Исполненные 15—17-летним художником, они не только представляются абсолютно зрелыми, но и по-настоящему новаторскими для своего времени.
А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. «Некоторые обвиняют его в скупости.
«Он был гражданином Флоренции — Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перенязью трепещущих от ветра маслиновых рощ Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию Весной и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли горяченой, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, гле каждый был свободен и каждый был тиран, где так хорошо было жить и где жизнь была адом уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык. » Ромен Роллан. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Одухотворенное лицо юноши погружено в сон, переходящий в сон вечный, — одно из самых прекрасных в творчестве Микеланджело. Невероятная по напряжению работа сильно подорвала его здоровье. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье».
– А ученик. Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. Он весь сосредоточенность и ожидание.
— воскликнул Лоренцо. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора. Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. Франциск (1496-1497), — статую «Купидон» (1496-1497).
Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Лучшее представление об отдельных группах этого бесследно исчезнувшего произведения дают нам гравюры на меди Марка Антония и Агостино Венециано. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В РФ.
Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. В графике Микеланджело мир образов тот же, что и в его скульптуре и живописи, – здесь безраздельно господствует образ сильного и прекрасного человека. Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»). « Микеланджело, — пишет Кондиви, — имеет хорошее телосложение, скорее жилистое и костистое Но, главное, здоровое от природы, благодаря как телесным упражнениям, так и воздержанию, будь то в плотских удовольствиях или в еде Форма той части головы, которая видна в фас, круглая, так что над ушами она превышает полукруг на одну шестую. «Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.
Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается.
— Он и должен быть старым. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.
— есть и такое их толкование). Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501). В этом состояло новшество, поскольку Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида в момент торжества после победы над гигантом. Юноша готов к бою с превосходящим его по силе врагом. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, — все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» (вместо торжества справедливости над злом — катастрофа, крушение мира). Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину.
Самые значительные его скульптурные предприятия дошли до нас выполненными только частично, между тем в живописи, проникнутой его пластическим духом, он оставил величайшие, объединенные общей связью произведения. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело.
Шаг сделан. Это была жизнь, посвященная одной великой цели. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Он занимался там в течение одного года. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием.
Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений». Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св. Современники же почти не знали их совсем. В 1504г. Ее размер (2, 5 м в высоту), сама масштабность, значительность образа властно привлекают внимание зрителя.
В 1494г. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни. Открытие памятника превратилось в народное торжество.
И жаждала освободителя. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. Это тондо — одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами.
В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). Однажды на вопрос Микеланджело: «Что будешь делать, если я умру. » — Урбино ответил: «Пойду служить еще кому-нибудь». Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя предназначена для кругового обзора. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.
Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. В 1513—1516 гг. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. Состояние города было тревожно.
Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования»54. Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено.
И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика. Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения.
Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» — так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. По углам первого карниза стояли четыре большие фигуры: жизни деятельной и созерцательной, а также св. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия.
Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Рафаэль написал портрет этого воинственного папы.
В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила.
Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим. Это не был удобный момент для дружеской встречи. Счастливый Микеланджело — в мастерской своего учителя. Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. Хотя картина «Мадонна Дони» — это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину.
Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. В начале молитвы Св.
Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях. Высокая оценка Сикстинской капеллы частично является отражением более пристального внимания, которое уделялось живописи в XX в. и отчасти результатом того, что многие работы мастера остались незавершенными. При дворе Медичи Микеланджело становится своим человеком и попадает в круг просвещенных поэтов и гуманистов. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу.
Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Общественное значение скульптуры было понято сразу.
Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), — мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), — два рельефных тондо изображающие также Богородицу — «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, — картина «Св. Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. В 1495–1496 гг. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. «В те времена Лоренцо деи Медичи Великолепный держал у себя в саду, что на площади Сан Марко, скульптора Бертольдо не столько сторожем и хранителем многочисленных прекрасных древностей, собранных там и приобретенных им за большие деньги, сколько потому, что, желая во что бы то ни стало создать школу превосходных живописцев и скульпторов, он хотел, чтобы они имели своим руководителем и начальником названного Бертольдо, который был учеником Донато и хотя он был уже стар настолько, что работать более не мог, был тем не менее учителем весьма опытным и обладавшим большой известностью не только потому, что тщательнейшим образом отчищал литье кафедр учителя своего Донато, но и за многочисленные собственные бронзовые литые работы с изображением сражений и других мелких вещей, в мастерском исполнении которых равного ему во всей Флоренции найти тогда было невозможно.
Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Уже после установки в соборе Св. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца.
Анной». — Скорее меч. А этот образ нелегко освободить. Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление.
Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. Но он писал стихи всю жизнь, до самых преклонных лет. Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. После падения Флоренции и восстановления господства Медичи над ним нависла смертельная угроза. Он идет вглубь него от передней плоскости блока.