Жизнь И ТВОРЧЕСТВО ТИЦИАНА ВЕЧЕЛЛИО. Творчество Тициана в создании портрета. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан.
Увлечение античной мифологией характерно для всего творчества Тициана, образы древних легенд давали ему возможность воплотить почти языческую радость полноты бытия. Жизнь И ТВОРЧЕСТВО ТИЦИАНА ВЕЧЕЛЛИО – Курсовая Работа, раздел Искусство, Даная Жизнь И Творчество Тициана Вечеллио. В 30-40ые годы своего творчества Тициан пишет настоящие шедевры, в которых отображает человека во всей его титаничности.
И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане им уделено меньше внимания, чем пейзажу, охарактеризованному с большой тщательностью и поэтичностью. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano) (около 1480 – 1576), родился в Кадоре, расположенным на реке Пьяве, находящемся в пяти милях от подножия Альп 1480, в семье Вечелли, одной из самых знатных в этой местности. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547), находящиеся в церкви, написана в классической манере: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична. В одном из шедевров этих лет -- «Венере Урбинской» – он переносит богиню в уютный покой венецианского дома 16 века. Из источников известно об участии молодого Тинторетто Якопо в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне.
Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. 1480–1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини. На первом плане изображено коленопреклоненное семейство заказчика. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Это поистине его духовное завещание. К концу он поистине писал более пальцами, нежели кистью».
В этих произве-дениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». На волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш.
Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Долгая жизнь Тициана делится на четыре творческих периода.
Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления.
В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Белая вилла стоит на холме, в долине, в чудесной живописной местности. Около умершего – только три одинокие фигуры. Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных», полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — 56 картин. (1518, Венеция — 1594) итальянский художник наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Будет любопытно узнать, что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, где он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто», «Охота Дианы». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. В этой работе и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св.
Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью. Лучшие образы Тициана прекрасны не только физически, но и духовно. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской», поражает нас своеобраз-ным драматизмом, который пронизывает всю картину. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Радостным и великолепным покоем, полного наслаждения жизнью дышит вся картина.
Вверх поднимаются громады пышного ренесанского дворца на заднем плане вздымаются горные кручи и сизо-голубые вершины Доломитовых Альп. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Неизвестен тот факт, что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти Джованни е Паоло. Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» – «Вознесении Марии» (1518). Перед нами предстаёт мир титанов, полный бурного движения. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Им присуще единство чувства и мысли, благородная одухотворенность человеческого образа.
Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). Таковы его «Святое семейство», «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. ). Важную роль он отводил в них фасаду. Вблизи кажется, будто вся картина – хаос мазков. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Тициан допустил неслыханную вольность он отступил от евангельского повествования в его коренном пункте и представил не оплакивание мертвого тела, снятого с креста, но самую смерть Иисуса – не на кресте, а на руках у матери, в данный момент, на глазах у зрителей. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548). Уже его «Даная» (ок.
Праздничный характер венецианского Возрождения проявился в творчестве Паоло Веронезе (1528–1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провёл детство и годы учения в родном городе. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545–1546).
Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия дЭсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). В 1508г. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета. Необычно исполнение картины. В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный, по силе и величию характера, характера, но он скован и одинок.
Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро 1519-1526. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Мягкая переливчатость бархата, пышность страусовых перьев, матовость жемчуга, тусклое мерцание золота – все это написано с острым ощущением живописных особенностей каждого предмета и прекрасно оттеняет полные гибкие руки и нежное лицо. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
К середине 1510-х гг., после внимательного изучения творчества Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль («Флора», «Динарий кесаря»). В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана – «Св. Большинство из наиболее известных людей города были там. Женившись в 1525 г. на некоей Цецилии (уже имевшей от него двоих детей), он потерял ее через пять лет и так и прожил один до конца своих дней.
-- время расцвета творчества Тициана-портретиста. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Блестяще найденное Палладио композиционное и поатическое решение «Ротонды» послужило в бубущем прообразом д/многих храмов и мавзолеев. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. В Кадоре на своей родине, Тициан написал картину, на которой изображены Богоматерь и опископ св. И вот перед нами сам этот художник, овладевший стихией цвета, окончательно преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший новую страницу в истории живописи. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
За ними – просторное небо с белыми кучевыми облаками. Точная дата его рождения неизвестна. В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, вот таким образом он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине» (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции. Но никого нет, никто не спешит на зов. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. В 1507г. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год.
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Родился в Венеции был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе.
Прекрасная женщина представлена величавой исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
В Тициане гениальность художника сочеталась с расчетливостью венецианского купца. Эти фрески стали одним из крупнейших достижений монументально-декоративной живописи. Но это далеко не жанровая картина.
Он поражает беспощадным реализмом, с которым анализирует художник внутренний мир человека, его свойства как человека и как государственного деятеля. Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Итальянский архитектор позднего Возрождения. Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.
Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.
В этом портрете прекрасно передано индивидуальное сходство и все же главное внимание художника обращено не на частные детали в облике человека, а на общее, на самое характерное для его образа. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Основоположник палладианства и классицизма. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и по всей Западной Европе. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
О Тициане ходила слава очень алчного человека. Художника привлекают образы пышной женской красоты, как например, в самой известной картине этого периода «Любовь земная и небесная». Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино.
Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. Уже несут и секиру. Представленные им люди вышли из состояния замкнутой уравновешенности или простого и цельного порыва страсти, свойственных образам классического Возрождения. В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (Сизиф, 1549-1550 Даная, 1554 Венера и Адонис, 1554, все – Прадо, Мадрид Персей и Андромеда, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон).
Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия д39Эсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Живопись позднего Тициана следует рассматривать на некотором расстоянии. Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. В монументальном полотне «Введение во храм» евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности.
Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Две могучие колонны возносятся ввысь. В женских образах мастер не ищет психологической глубины.
В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назарио е Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди. Характеры переданы с шекспировской силой. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное «Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами2. Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места.
к творчеству мастера. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
На первый взгляд своевольным, но в то же время точным мазком художник создает форму за формой, которые оживают в волнах золотистого трепещущего света, как бы овеществляя приливы и отливы энергии старого мастера. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Себастьян написан Тицианом незадолго до смерти. к творчеству мастера. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559), «Пастух и нимфа» (1960) – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». 1520-40-е гг.
Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков. он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой», гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Христос обессилен.
Пилат же самодовольно усмехается видите это всего лишь человек. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан – мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» – до 1515/16 г. ) и Тициан – начиная примерно с 1540-х гг. Д/ дома своего кума мессера Джованни дАнна, фламандского дворянина и купца, написал его портрет, где он изображен как живой, а также картину «Се человек» со многими фигурами, к-ю как сам Тициан, так и другие считают очень хорошим произведением.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Таков его Павел III (1543), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля. В 70-е годы XVI века на девятом десятке жизни Тициан создает одно из лучших произведений – Святого Себастьяна.
Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов -- первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения, знаменовавшая переворот в искусстве Венеции. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Этот величественный старец далёк от покорности судьбе.
Изумленные современники Тициана говорили, что художник «покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Он исполнил много фресок, разбросанных по разным местам. Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»). Слава Тициана росла, вскоре он стал известен за пределами Италии. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Написана картина маслом на доске. Это особенно ясно в таком шедевре, как Положение во гроб. Так точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения, с ее яркой образно-эмоциональной характеристикой. к творчеству мастера.
Самая знаменитая вилла «Ротонда» 1551-1567, близ Виченцы-первое центрально-купольное здание светского назначения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. В 1540-е гг. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Фигуры героев полны величия. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св.
Картина очень богата красочной палитрой мастера. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Так, уже в картине «Се человек» (1543) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа – с окружающим его миром, с господ-ствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными нагло издевающимся над Христом грубо циничным, отвратительно низменным, толстым, уродливым Пилатом.
Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Тициана охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев он создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» -- в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины – «Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», «Семья Вендрамин», «Карл V», «Карл V под Мюльбергом». В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Справа, на массивном возвышении у основания большой колонны, широко, свободно и вместе с тем очень просто расположилась мадонна с младенцем.
Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Обнесённый колоннадой овал и фасад сцены украшены многочисленными статуями.
К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Ранний период (до 1519 г. ) проникнут спокойным, радостным настроением, ощущением счастливой полноты жизни. Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы», где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
Конечно, художник влюблен в реальную красоту земной жизни и Даная прекрасна, притом откровенно чувственной красотой. Ученика Тициана Париса Бордоне (1500–1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Центрально место в станковой живовписи П, Веронезе занимают его знаменитые монументальные холсты на евангельские сюжеты, которые художник, черпавший вдохновение в общественной жизни Венеции, наполнил впечатлениями от многолюдных и ярких венецианских празднеств. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет.
В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха.
Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520). Виченца считается городом Палладио. Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Город был центром передовой культуры, науки, торговли, кораблестроения и мореходства. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Новаторство произведения – в его живописном строе. до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания. Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально.
Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника. Славу ему принесла картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название "позднего стиля Тициана".
Художник выразил в этой картине торжество человеческого скотства и бессилие добра. Название картины условно – ибо в 17 веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Этот способ разумен, красив и поразителен. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Эти произведения известные под общим названием «Пиры Веронезе».
Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины д/Сан Маркуоло, 1547 Сан Симионе, около 1560 Сан Тровазо, около 1565 Сан Поло, 1578 и др. ). (Поклонение волхвов, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж). 44. Творчество Паоло Веронезе. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х). Величав, покоен и строг он на последнем автопортрете.
Одним из первых Палладио создал проект театрального здания нового времени, театр «Олимпико» в Виченце, 1580-1585, закончен Скамоцци). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. У Тициана нагота возвышенна и благородна.
Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок.
Работы, относящиеся к началу 1510-х гг. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Пальма Младший (1544–1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Д/церкви Санта мария он написал картину изображающую св.
Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки. Св. Цвет – одно из основных средств выражения.
Лаврентия» и «Положение во гроб». Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения. За Вакхом – шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами и девушки, несущие сосуды для вина и сатиры. Он успешно вел коммерческие дела, управлял множеством домов, поместий и вилл, производил финансовые операции. Обе картины, за которые ему папа очень хорошо заплатил, находятся в Риме. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа.
«Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ) – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо). Собеседование», «Три возраста» еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций идиллический образ природы, то уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок.
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 века. (Вазари с. 384).
В позднейших картинах Тициан показывает жестокий конфликт человека с окружающей средой, с враждебными гуманизму, свободному разуму силами. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Картины Тициана постепенно утрачивают прежнюю гармонию, светлое мироощущение сменяется трагическим. работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Однако в личной жизни он являл образец высокой нравственности.
И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. В церковном зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565-1580 и Иль Реденторе, окончена в 1592) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным типом базилики.
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Себастьян», «Пастух и нимфа», «Наказание Марсия», «Оплакивание Христа» и др. Он сломлен. – мастер позднего Возрожде-ния.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. Портрет Ипполито Риминальди дает нам возможность уловить те глубокие изменения, которые намечаются в 1540-х гг.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Тициан создает второе Венчание терниями.
– эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью иногда втертых пальцами мазков. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Из особенностей этого предмета – его объемности, прозрачности, способности отражать и впитывать свет – извлечены все возможные живописные эффекты.
Между 1572 и 1575 гг. Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона»). 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Якопо Пальма Старший (ок. 1570).
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Написал он с натуры дожа Гримани и Лоредано, к-е были признаны замечательными. Д/самого Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. Его крупное здание-Базилика 1549, основой которой стала ратуша XIIIв. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Архитектор заключил старую постройку в двухярусную ордерную аркаду из белого мрамора. Над темным морем он несет её на Крит. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Тициан, а также сам художник, коленопреклоненный.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
(«Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта» (Вена), а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Томмазо Мости (Питти).
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. К 1510 году Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Впервые имя Тициан прозвучало в Венеции в 1508 году, когда в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие: художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья (Фондако деи Тедески), поразившие современников свободой и совершенством живописной манеры, непривычными светскими сюжетами, глубиной и богатством красочного звучания, величавой обобщённостью языка. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена). В склонах холма скрыты хозяйственные помещения.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Композиция «Введение во храм» (1534–1538) стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана и подчеркивает их внутреннюю связь. к творчеству мастера.
Ее можно сопоставить с «Венерой» Джорджоне: у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Если в работах «Цыганская мадонна», «Св. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Величавый герой обречен, но не сломлен. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации.
К ним относятся, в частности, картины «Брак в Кане» 1563 и «Пир в доме Левия» 1573. Зодчий часто строил в Виченце дворцы и загородные виллы. Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Вместе с тем именно в эти годы Тициан создает новую серию своих поистине прекрасных картин, посвященных воспеванию чувственного очарования женской красоты. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Почти чувственный трепет кисти ощущается при передаче массы длинных мягких волос, золотистые оттенки неуловимо переходят в коричневатые и возникает пушистая пелена, бережно прикрывающая плечи и грудь. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне «Венера», а другие произведения, в том числе «Сельский концерт», могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К наиболее одаренным ученикам и современникам Тициана относятся Якопо Нигрети по прозванию Пальма Веккьо (Старший), Бонифацио де Питати, прозванный Веронезе, то есть веронец, Парис Бордоне, Якопо Пальма Младший, внучатый племянник Пальмы Старшего. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность.
К 1515 году влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. в тициановском творчестве. Герцог Мантуи Федерико II Гонзага, донимает Тициана приглашениями и необыкновенными дарами. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон). 1554 г. ) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом.
К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне. Другими становятся и живописные приемы. В 1520-40 гг.