Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих и они обрушили на мастера лавину невзгод.
В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Какой печальный вечер. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. В Риме художник проводит целый год.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества. Каждое лето он, как правило, проводил в Руане или на родине своего отца, в окрестностях Мортена. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей.
Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Картина не имела успеха. Этим определялась направленность его поисков»13.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Настроение самого Жерико было противоречивым. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Жерико болезненно переживал критику. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях.
Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). В Париже он использовал каждый свободный день, чтобы пойти либо в Лувр, где его внимание приковывал Рубенс, либо в цирк наездника Франкони.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Какое превосходство.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Одного из погибших волной смывает в море. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. С искренним сочувствием и жалостью Жерико изобразил искалеченных, больных, смертельно уставших солдат, бредущих по полю, занесенному снегом. Но при этом Жерико упорно и много работает. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Работа хранится в Лувре, в Париже. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать.
Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял. Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. Жерико присудили золотую медаль.
Теодору было тогда тринадцать лет. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва.
Некоторые, в том числе и его учителя, были не совсем довольны таким свободолюбием начинающего художника и его излишним стремлением сделать всё по-своему. Прекрасные этюды. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
Её похвалил М. -Б. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Поиски героики и героев не в древней истории, а в современности — особенность романтизма, предтечей которого был Гро. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по прежнему вокруг военной тематики.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Возвращение старого порядка на штыках реакционных монархов половины Европы было историческим возмездием за авантюристическую политику бонапартизма. Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Природа на полотне враждебна человеку. Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Делая многочисленные наброски, художник долго работал над поисками композиции, остановив свой выбор на изображении плота с верхней точки зрения, что дало возможность одним взглядом охватить все происходящее.
Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Это указующая веха. После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Придавая частному событию глубокий и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. С помощью своеобразной, чуть приглушенной гармонии, созданной серыми, рыжеватыми, темно-голубыми и красными оттенками, переходящими в оттенки бистра, Жерико выявил силуэт офицера на фоне мягко намеченной листвы и каменистых холмов.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Уроки не интересовали его. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
чтобы умереть». В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Выполнил ряд скульптурных работ.
Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена. 1817, Лувр, Париж).
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Лувр. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Терновец.
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.
Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма.
Давида и А. Ж. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
«Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Полотно отметил и сам Давид14.
В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке.
В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Пресса подняла вокруг нее борьбу. С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16.
Благодаря этому романтическому, т. е. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Какая крепость. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В феврале 1823 года он слег в постель. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений.
Это интриговало и притягивало взгляд. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Очень тщательно художник изучает море, пишет множество этюдов, передающих море в момент волнения и шторма. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Герена. Он рвался в атаку. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта.
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину.
Пусть даже и за свой счет. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Помнить о нем. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа Луазо, а затем отец перевел его в пансион Рене Ришара Кастеля. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Много копирует в Лувре.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Картина не получила ни первой, ни второй премии. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Через какое-то время Жерико осознаёт, что принципы неоклассицизма не соответствуют его творческим устремлениям и противоречат его темпераменту. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр).
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. «Опасным бунтарем» величали они молодого живописца. В Салоне 1819 года картина была замечена и быстро сделалась одним из центральных экспонатов выставки. Его высоко поднятой голове противопоставлено слабеющее тело кирасира, как бы скользящего вниз и бессильно опирающегося на ножны палаша. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.
Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819).
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В особенности этюд головы карабинера.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Картина имела успех, она обратила внимание художественных кругов на незнакомое до тех пор имя. Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтичной живописи. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). – Колорит картины еще усиливает это настроение. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Гро.
Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Там картина вызвала большой интерес. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Ему не спастись. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Красочная гамма сведена к коричневым, тепло зеленым, серо желтым тонам. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Работал в Париже. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
.