Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих и они обрушили на мастера лавину невзгод.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени.
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В отличие от множества незначительных художников эпохи, которые трактовали новые темы, ничуть не заботясь о том, чтобы преобразить самую систему видения, Жерико был современен не только по замыслу. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
чтобы умереть». После трех лет интенсивной и уединенной работы и вплоть до 1816 художника занимают этюды лошадей (в Версале) и военные темы, прямо отражающие события тех лет. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Он рвался в атаку. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Картина «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств), выставленная в Салоне 1812- первое произведение художника, обратившее на него внимание современников. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. По протекции высокопоставленного чиновника капитаном корабля был назначен дворянин, не имевший достаточного опыта. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Выполнил ряд скульптурных работ. Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Как всякому мастеру, открывающему новые пути в искусстве, Жерико довелось узнать трагедию непризнания и непонимания современников. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Он издает свои литографии, делает этюды на темы современной истории и задумывает так и не завершенные большие картины («Открытие дверей Инквизиции», Париж, частное собрание «Торговля неграми», Бейон, музей), портреты («Луиз Берне в детстве», Париж, Лувр), сцены бури (Брюссель, Кор.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
Жерико работал над «Плотом Медузы» в мастерской недалеко от госпиталя Божон, посещая который он сделал множество этюдов с трупов и частей тела (частное собрание. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Изобличая литературный романтизм, «эту чувственность, возбуждающую только ветры, бури и свет луны», он начинает все больше и больше искать свое вдохновение в современности. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Пусть даже и за свой счет. Одного из погибших волной смывает в море.
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. И, конечно, красной строкой в картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма, безответственности и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. У юноши две страсти: живопись и лошади.
Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр).
Спустя два года Жерико пишет «Раненого кирасира, покидающего поле боя» (Париж, Лувр эскиз – там же увеличенный вариант – Нью-Йорк, музей Бруклена) – тематическую антитезу предшествующей картине, созданную в момент краха Империи однако большие плоскости еще напоминают Гро, например, «Битву при Эйлау». Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Её похвалил М. -Б. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества.
Жерико посещал ателье Герена нерегулярно около шести месяцев, вероятно, чтобы иметь возможность писать с натуры и общаться с другими учениками мэтра. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Много копирует в Лувре. Он снимает мастерскую на улице Мартир, где много и разнообразно работает с 1813. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Вариант из руанского Музея изящных искусств («Конь, остановленный рабами») отходит от правдивости в сторону чистого пластического ритма. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину.
Картина «Укрощение быков» (Кембридж, Массачусетс, музей Фогт), написанная вскоре после возвращения в Париж, еще наполнена римской атмосферой. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. 1817, Лувр, Париж). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Этим определялась направленность его поисков».
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В Риме он знакомится с Энгром и смотрит его рисунки. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Полотно отметил и сам Давид14. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Между этими двумя композициями располагаются небольшие плотные по фактуре этюды солдат (Вена, Музей истории искусств) и рельефный, в чем-то предвосхищающий Курбе «Офицер карабинеров» (Руан, Музей изящных искусств).
С другой стороны, он испытывал огромное желание совершенствовать свои профессиональные навыки и использовал для этого все возможности. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Полотно отметил и сам Давид. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтической живописи. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). В результате «Медуза» села на мель и затонула.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Он исполняет портреты детей и своих друзей. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В Риме художник проводит целый год.
По мнению Клемана, существовало и пять других картин, но «Вандеец» (Париж, Лувр), технически близкий к серии, не принадлежит ей. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. В поздних работах Жерико световые эффекты несколько скованы и экономны («Пейзаж с печью для обжига извести», 1822, Париж, Лувр). Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Природа на полотне враждебна человеку. Этим определялась направленность его поисков»13.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Благодаря этому романтическому, т. е. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Стокгольм, Нац. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных25. Там картина вызвала большой интерес.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Париж (1812-1816).
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Гравюра «Отступление русской армии» поразила воображение художника с этих пор тема испытаний, разложения и смерти начинает преобладать в его творчестве («Телега с ранеными», Кембридж, музей Фицуильям). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. «Плот Медузы» (1819, Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств) последнее законченное произведение художника, в котором, как и в «Беге свободных лошадей в Риме», его классичная натура окончательно одержала верх над «современной» и реалистичной трактовкой сюжета. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Жерико делает акварельные наброски и рисунки кошек, собак и животных, наблюдаемых им в Ботаническом саду (основан в 1794), куда он ходит в сопровождении Делакруа и Бари. Герена. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Её похвалил М. -Б.
После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Давида и А. Ж. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Творчество Жерико итальянского периода включает в себя классические, отточенные рисунки искусно использующие приемы XVII в., несколько откровенных эротических сцен и разные варианты большой неосуществленной картины «Бег свободных лошадей в Риме», вероятно, первый и наиболее новаторский вариант которой (Балтимор, гал. Вдохновленный английскими «спортивными гравюрами» («sporting prints»), которые он смог увидеть в мастерской К. Берне и наблюдая боксеров в соседней с его мастерской Ораса Берне, Жерико противопоставляет черного и белого боксеров. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. музей изящных искусств), пять портретов душевнобольных (Гент, Музей изящных искусств Винтертур, собрание О. Рейнхарта Спрингфилд, музей Лион, Музей изящных искусств Париж, Лувр), написанных под влиянием доктора Жорже, чьи клинические описания согласуются с образами Жерико.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания).
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820).
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Вскоре скандал по поводу кораблекрушения «Медузы» открыл ему широкие возможности. Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро.
Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Эта картина, написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Настроение самого Жерико было противоречивым. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Работал в Париже.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Жерико вернулся во Францию осенью 1817, после года пребывания в Италии, который он сам посчитал достаточным (что лишний раз свидетельствует об охлаждении художников XIX в. к традиционному итальянскому путешествию). Это интриговало и притягивало взгляд. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Работа хранится в Лувре, в Париже. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Гро. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Для своей картины он выбрал, пожалуй, самый драматичный момент: измученные люди увидели на горизонте судно и еще не знают, заметят их с него или нет.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Помимо полотна Плот Медузы, в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Это, вероятно, первое во Франции свидетельство о боксе, столь популярном среди художников начала XX в. Убийство Фуальдеса в Родезии и последовавший за этим процесс (1817) привели Жерико к злободневным проблемам он создал серию классичных, обобщенных рисунков (США, частное собрание Лилль, Музей изящных искусств). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Платью этой щеголихи 1817 года с его пышными рукавами и большим бантом на спине свойственны красота античного пеплума и цельность скульптурной формы.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Лувр. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Но при этом Жерико упорно и много работает. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Он посещает Лувр, где с 1808 размещается коллекция Боргезе, делает многочисленные копии (32, по утверждению Клемена) с работ самых разных художников (Тициана, Рубенса, Караваджо, Жувене, Ван Дейка, Прюдона, С. Розы). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Молодой мушкетер в своих первых работах проявил себя как банальный творец обыденных картин. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы.
Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Помимо семи листов, посвященных наполеоновской армии (дерзкое предприятие в разгар Реставрации), наиболее интересны литография «Кони, бьющиеся в конюшне» исполненная в серых тонах и «Кулачный бой» проявляющее живой интерес Жерико к проблеме негров (рабство было окончательно отменено во Франции только в 1848). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. В своем творчестве художник, с присущим ему максимализмом, выносит на суд истории потрясения своей эпохи.
Жерико болезненно переживал критику. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Ему не спастись.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. «Опасным бунтарем» величали они молодого живописца. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».