В отличие от современников великого живописца, следующие поколения высоко оценили не только раннее творчество художника, но и более поздние работы и полотна Рембрандта. Книга в творчестве Рембрандта // От свитка до интернета: библиотека, образование, чтение. Рембрандт — один из самых известных живописцев, который в своем творчестве раскрывал идеи своего времени.
Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн – биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук. В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.
Палитра, в этот период творчества Рембрандта тяготела к темным и серым оттенкам. Реферат по дисциплине Культура и искусство на тему: Творчество Рембрандта понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год. Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.
Биография Рембрандта очень интересна, поэтому неудивительно, что изучению его жизни и творчества посвящено колоссальное количество искусствоведческих исследований и научных монографий. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII в., один из пиков мировой художественной культуры. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама. Такой традиции создания портрета в первый период своего творчества придерживался и Рембрандт.
Вбарочный период написано «Снятие с креста» (1634). Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. 22). В последние годы жизни Рембрандта трагически складывается его личная судьба. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
23), написанной в 1634 году. Тяга Рембрандта к зрелищной пышности и драматическим коллизиям – так же как и его бравада, желание развенчать привычные художественные нормы и идеалы – была во многом связана со стремлением уйти от прозаизма и бюргерской ограниченности устоявшегося уклада буржуазного быта. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. На закате лет он почти не работает кистью.
Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно. Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой.
В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Эту тему надежды и страстного ожидания оттеняют недоверие и насмешки богачей и какая-то внутренняя робость самого Христа, – словно так же, как и бедный люд, как все страждущее человечество, собравшееся возле него, он ждет и надеется на чудо, которое должны сотворить его любовь и сострадание к ним. Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие с креста» (ил.
1625-1632 гг – Лейденский период творчества. Всё большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряжённую атмосферу (монументальный графический лист «Христос исцеляющий больных» или «Лист в сто гульденов», около 1642- 1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж «Три дерева», офорт, 1643). библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек).
Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Женитьба на богатой невесте Саскии (к которой мы вернемся позже в разговоре о «Данае»), многочисленные заказы превращают его в одного из состоятельных людей Амстердама. В числе первых был написали «Портрет ученого» (ил. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. «Флора» 1634. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, групповые портреты, натюрморты, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии доктора Тульпа» (ил. Популярность молодого Рембрандта быстро растет и уже в начале 30-х годов сограждане начинают заказывать ему свои портреты.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса.
«Мостик Сикса», 1645г. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и беспокойства. 20). Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман. «Апостол Павел», 1629 – одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления.
В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Родился в Лейдене в семье мельника. Они как будто выхвачены из темноты.
Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Они вдохновляли художника. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему— человек наедине со своими думами.
Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Каждая тема получает свое графическое решение. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы.
В 1627 году Рембрандт покидает мастерскую Питера Ластмана, возвращается домой в Лейден, где в заброшенном сарае открывает собственную мастерскую. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам и сразу же завоевал известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс).
«Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. Встань и иди в город, куда шел". В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь» (ил. Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов.
Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.
Несколько раз написал «Святое семейство». В многочисленных портретах, костюмированных автопортретах (более ста) Рембрандт фиксировал, анализировал душевные состояния, типы характеров и роли. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше).
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Он изучал мимику лица. Творчество. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания.
Цвет приобретает звучность и интенсивность. В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Рембрандт прожил 64 года.
Часто овального формата бывают его произведения. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства. Композиция была нарушена. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.
В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. 25). К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос и ученики в Эммаусе» (ил.
Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. Картина создана на один из библейских сюжетов Ветхого Завета, который гласит. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт.
Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Искания этого периода завершил знаменитый «Автопортрет с Саскией» («Весёлое общество» около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Они не приняли главную идею художника. Пластическая форма также получает особую духовность. Действительно, голландские мастера избегают зрелищ, где проявляется действие грубой и жестокой силы, где обнаженно царит дикая страсть к накоплению и обогащению, жажда наживы, которая в действительности была движущей силой жизни.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости («Давид и Ионафан», 1642, «Святое семейство», 1645, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт- Петербург).
В Голландии картины продавались на ярмарках, где ими шла бойкая торговля, потом стали устраивать публичные торги собраний картин. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Наступила пора успеха и известности. Художник узнает горечь старости и одиночества. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. Но со временем прослеживаются изменения в технике живописи. В этой группе — в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую голову старца — предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния.
Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Пластическая форма также получает особую духовность. Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына» (ил.
Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Произведение написано Рембрандтом в год смерти. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. Если ранние исторические картины Рембрандта проникнуты духом барокко, то со средины 30-х годов произведения художника в историческом жанре начинают приобретать иной характер.
Эта женщина была круглой сиротой. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей.
И всё это Рембрандт достигает светотенью. 19) (1631 год, Эрмитаж).
Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Ему тягостен этот дар, но он ничего не может поделать.
«Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в красном». Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком.
Они редко ведут нас на биржу, умалчивают о колониальных завоеваниях, почти не показывают трудовую жизнь голландского крестьянства, которое, как указывал Карл Маркс, было в семнадцатом веке в очень тяжелом положении. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне.
Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше).
Проучившись в Амстердаме не более полугода, в 1623 г. Рембрандт возвратился в родной город. Через год начал брать уроки живописи.
Удивительно выписана ткань ее одежды: кажется, что к ней можно прикоснуться. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Но никто ему не поверил. Однако, Иерусалим был разрушен.
В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Сквозь внешнюю патетику все более пробиваются подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменяется подлинной драмой жизни.
Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. Голландия – это страна купцов, предпринимателей, страна – торговли. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу.
Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. 27). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Каждая тема получает свое графическое решение. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика.
Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс.
Все очищено от преходящего, случайного, детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов, фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. Но главное в произведении Рембрандта – это ощущение взаимопонимания персонажей их духовного единения.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. Я обвиняю. » (2008)12.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличен от той царственной женщины из «Женитьбы блудного сына». Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Эта картина несет в себе символический смысл. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене, в семье владельца мельницы.
Амстердам был самым крупным художественным центром. 26), хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Он стремиться к гармони голубых, бледно-зелёных и розово-жёлтых тонов. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Движение, особая возбужденность, взволнованность. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Его техника совершенствовалась. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Главные выразительные средства – не линии и массы, а свет и цвет. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Это и посуда и персидские ковры и живопись предшествующих эпох и драгоценности. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности («Портрет бургграфа», 1633, Картинная галерея, Дрезден) более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (Автопортрет, 1634, Лувр, Париж «Смеющаяся Саския», 1633, Картинная галерея, Дрезден). Светотень – главное средство образного выражения, не только лепит форму и объем, но и создает настроение, эмоциональную окраску. Глубокий демократизм рембрандтовского искусства.
Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при всём этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо.
Рембрандт поступил в Латинскую школу. занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда», 1635, Картинная галерея, Дрезден). В композициях есть нечто изумительное.
В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам.
Всё более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый «Портрет жены брата художника», 1654, Государственный музей изобразительных искусств им. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Под мастерскую Рембрандт снимал обширный товарный склад, который при помощи бумажных и парусиновых перегородок разделялся на камеры, где каждый из учеников мог работать, не мешая другому. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. В картине «Флора» Саския предстает в образе античной богини растительности. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии.
Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него—сцены жизни святого семейства, сюжеты из жизни Товия. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
Влюбленно следует за ней глаз художника. То есть это была, можно сказать историческая картина. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. С 1625 г. Рембрандт начал работать самостоятельно.
Художники XVII века стремятся показать во всём многообразии реальную жизнь. Она датируется 1668-69 годами. В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии" «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). предшествующих эпох, сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.
Одна за другой появляются из-под его руки многочисленные зарисовки. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. Изящной девушке доставлено с нарочным письмо, конечно, от ее кавалера и она с лицемерным равнодушием пробегает глазками его строчки.
1632-1642 годы-счастливое десятилетие в его жизни. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Колористическое единство здесь особенно поражает. Это время формирования его творческой системы из которой многое уйдет в прошлое и в которой будут обретены иные, неоценимые качества. Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Недаром все сюжеты укладываются в рамки четко разграниченных жанров, как бы граней того кристалла, через который художники видели мир. Женщина для Рубенса такая же стихия, как вода, огонь, воздух, он преклоняется перед ней, он воспринимает ее, прежде всего, как ослепительную самку, символ плодородия.
40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества. Он изображает старшин амстердамского цеха суконщиков, выступающих с докладом перед собранием цеха.
Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал.
Но на своих автопортретах, написанных в эти годы, Рембрандт предстает как человек, до последних дней сохранивший достоинство и гордость, независимость и нравственную силу, которые давали ему счастье творчества, сознание правильности избранного пути и то величие духа, которое требуется, чтобы идти по нему до конца (автопортреты в собр. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет. Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Наглядно он проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рийксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов.
Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г. ), групповой портрет «Концерт» (1626 г. ): здесь очень ярко показано душевное состояние портретируемых. Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи. Так называемый лейденский период творчества мастера продолжается до 1631 года. Одно из лучших решений этой темы – эрмитажная картина «Святое семейство» (ил.
В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам – главный город Голландии. Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Художник предельно ограничивает себя в цвете. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. А. С. Пушкина, Москва «Портрет старика в красном», 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов.
Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х гг. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей.
Она создана по библейской притче, рассказанной Христом. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная» (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далёкую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8.
Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику индивидуальные черты. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). 1630), «Динарий кесаря» (1629).
Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Созданные Рембрандтом в 1660-е гг. «Возвращение блудного сына» – это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. Два брата Саскии являлись юристами. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. В центре площади находится памятник Рембрандту.
«Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. А. С. Пушкина, Москва «Падение Амана» или «Давид и Урия», 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряжённая игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Последним произведением художника стала широко известная ныне картина «Возвращение блудного сына».
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Высоко поднятые руки Андромеды прикованы к скале, склонившееся в безнадежности тело беспомощно свисает над разверзающейся под ногами зрителя пропастью. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи.
Изменилась и его живописная манера. На замечания о небрежности исполнения он отвечает: «Я не маляр, а художник» В полотнах часто появляется тревожный красный цвет и чувство усталости. 24), созданная художником в 1645 году. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Отличительной особенностью в европейской живописи XVII века стало выдвижение на первый план камерного интимного портрета, в противоположность портрету парадному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. В 1640-х гг. Рембрандт пишет без особой тщательности, что вызывает упреки заказчиков. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк.
Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Иногда Рембрандт вносил изменения в уже готовую печатную доску – каждое из ее состояний, по существу являлось самостоятельным произведением. Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627 «Самсон и Далила», 1628). Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину.
И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. «Мостик Сикса», 1645г. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. В 1642 Саския умирает. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия.
Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ). Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики.
И не случайно именно на XVII век приходится расцвет голландской живописи. К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. 1620-23 гг. ) и у исторического живописца Питера Ластмана в Амстердаме (1623 г. ), который оказал большое влияние на творчество Рембрандта. В «Принесении во храм» (ок. «Ночной дозор», 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества.
Портрет вошел в историю искусства под названием «Синдики» (ил. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Другую руку он столь же усталым жестом положил на подлокотник невидимого нам сидения справа, готовый снова обратиться к сочинению положенной на импровизированный стол рукописи очередного послания. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Богачи местным художникам заказывали свои портреты и портреты членов своей семьи. «Аллегория музыки» 1626 год.
Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта, Хендрикье Стоффельс «Читающий Титус», ок. 1656, Музей истории искусств, Вена). Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. Учился плохо и хотел заниматься живописью.
Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты.
Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ).
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний.
Так и Рембрандт, в ранний период своего творчества (лейденский период) упорно работает над портретом изучая мимику человеческого лица, различные проявления характеров индивидуальные черты человека. Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера.
Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная.
В «Положении во гроб» (ок. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана. Яркий свет выявляет центр композиции, способствует впечатлению собранности группы, повышает экспрессию. Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока.
Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. 40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Я – Иисус, которого ты гонишь.
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. Вот в эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт. В так называемом «Фаусте» (ок.
Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Он скупал эстампы и картины индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор.
Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). И вот таким образом богачи обзаводятся шикарными дворцами, которые напичканы разного рода диковинками, собранными со всего света. Его занимает свет, обильно падающий на предметы. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно.
Монументальный размах. К тому же, стремясь показать на портрете внутренний мир человека, Рембрандт чаще всего помещает портретируемого в интерьер, чем в пейзаж: так, в замкнутом помещении, легче всмотреться в лицо человека. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство.
1653 г. ) два насыщенных, ярких световых пятна – голова алхимика и диск на фоне окна – становятся воплощением духовных способностей, творческого усилия, которое награждает человека откровением истины. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь.
В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас.
Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной. Виды деятельности. Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт.
Открыл собственную мастерскую и набрал учеников. Осознание непреходящей ценности человека. Она далеко переросла рамки обычного портрета Рембрандт дал принципиально новое решение темы имевшей за собой почти вековую традицию.
В эпизодах, выражающих столкновение тёмного и светлого в человеческой душе («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Государственный музей изобразительных искусств им. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны. Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом.
В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине стоит дата 1636. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. В луврском автопортрете 1634 (ил. И эту марку своего творчества он будет держать до конца своих дней.
Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Но особую ценность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Пророк Иеремий предсказал разрушение Еврейского государства, разрушение Иерусалима. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура.
В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Учился живописи у Сваненбюрха в Лейдене (ок. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней. Картина Рембрандта произвольно высвечивает пространство части интерьера фантастического храма две массивные колонны в глубине – слева и справа от вертикальной оси картины – срезаются ее верхним краем.
В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Но Рембрандт пробыл там недолго. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб.
Но главной наградой для Персея является благодарность и любовь той, во имя которой он рисковал жизнью. Художник скончался в полной нищете в 1669. Картина Урок анатомии доктора Тюльпа принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений.
После кратковременного обучения в лейденском университете на факультете философии (1620 г. ) он посвятил себя искусству. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Прозвучал боевой сигнал. Пример влияния П. Ластмана на юного Рембрандта. В это время он создаёт серию автопортретов и портретов членов его семьи. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу).
Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ). Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Творчество гениального Рембрандта (1606—1669) — одна из вершин мировой живописи.
Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве.
Стоит обратить внимание на картину 1630 года «Плачь Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г. ). Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Величие, достоинство, душевное благородство. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665).
В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на коленях. В последний путь его провожала только дочь Корнелия. Такие портреты прославляли изображаемых. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Но это было не так.
Если я раздам все достояние мое и предам мое тело на сожжение, а любви не имею, то все это напрасно.