Творчество Диего Веласкеса Дие г о Родри г ес де Си л ьва-и-Вела с кес (исп. Творчество Диего Веласкеса – вершина испанского искусства эпохи расцвета. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин.
Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета.
Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности. – харчевня или трактир). Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало.
С неё было сразу же сделано несколько копий. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Одной из вершин портретного мастерства Веласкеса стал знаменитый «Портрет папы Иннокентия X», написанный в Риме в 1650 г. Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на некоторых картинах Веласкеса, которые более ярко смогли отразить его творчество. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). 1638 г. ).
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Она изображала сцену придворного быта. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса, развитию колористической техники. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
Заключение. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии. Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту.
Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем.
«Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана.
Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599--1660) родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Чрезвычайно любопытнав этих полотнах цветовая палитра, синтезирующая тончайшие цветовые оттенки, придающие фрагментам картины необычайную красоту.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Первые года обучения он провел в местной монастырской школе, как и все мальчики его возраста.
Каганэ. Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно.
Еще реже встречается пейзаж. В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы». Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов.
Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г. Около 40 лет он живёт при дворе, до конца своих дней пользуется почётом. Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. У её босых ног лежит кошка. В Риме он написал мастерский портрет папы Иннокентия Х (в палаццо Дориа, в Риме), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. »).
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Звание мастера он получил в 1617 году.
Но он не поддался (как этого можно было бы ожидать, будь на его месте другой человек) давлению среды, в условиях которой гибли многие таланты, Веласкес заставил королевский двор считаться со своим взглядом на жизнь. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635).
«Менины» повлияли на создание картин бытового жанра. И то и другое выходило у него одинаково прекрасно. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. В 1656 году была написана знаменитая картина «Менины» (Прадо).
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Определённую аллегорию представляет собой и «Продавец воды из Севильи», знаменитыйсвоими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи.
1625 год. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Своей особой философией дышит также и природа произведения.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623.
Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». А хотел – и сумел – Веласкес сказать очень многое: правду. Но всю свою дальнейшую жизнь он плакал об этой своей слабости. Обычно Пётр изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми волосами и бородой и в жёлто-синем облачении. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Это объяснимо.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал. В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские темы («Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»). Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен.
Иногда фон вообще выбирался условный. Героями трех из этих работ стали карлики. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Особое место в творчестве Диего занимает его единственное монументальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Веласкес, Диего да Сильва (1599-1660) – Испанский художник эпохи Барокко. ", которые впоследствии стали классическими – "Слишком правдиво.
Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». Среди светских жанров особенное значение принадлежит портрету. С возвращения Веласкеса из этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к которому относятся, между прочим: Св.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои работы: Менины (Фрейлины), в которой изображен частный эпизод придворной жизни и картину Пряхи, живописующую сцену в королевской мастерской ковров. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир.
Картина иллюстрирует миф об Арахне, которая была мастерицей-ткачихой, вызвавшей на состязание богиню ткачества Афину. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Вот они- то и являются главными персонажами полотна. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов -- о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы -- в оригинальной авторской трактовке. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями.
В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Испанское Искусство 17 Века. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи».
В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Тот без раздумий принял это предложение. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Цвет постепенно становится ведущим средством передачи формы при безупречной точности рисунка. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Знатоки и ценители искусства заявляли: «Все созданное в прошлом и настоящем было лишь рисованием и только это сама правда». Изображена внутренность мастерской шпалер.
Первый, Севильский период, относится к раннему творчеству Веласкеса: 1617 – 1623 гг. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат.
Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников.
или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Он родился в Севилье в семье обедневшего дворянина. Когда во время второй поездки в Италию Веласкес изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». На них мастер с величайшим сочувствием передает трагедию людей, обиженных жизнью и судьбой.
Это произошло 6 августа 1660 года. Состязание, по сюжету, закончилось вничью, тем самым Веласкес проводит параллель между искусством художника и божественной принадлежностью. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Он приобрел известность еще в юности. Полотна этого периода созданы в жанре бодегонов (в переводе с исп. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком.
Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов».
В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки.
Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Центральной работой 1630-х годов является знаменитая картина «Сдача Бреды» (ок. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. «бодегон»). Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт.
скажи ей, чтобы помогла мне. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Своей особой философией дышит и природа произведения.
Но они никак не проявили себя. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. Филипп IV женился дважды.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Недаром на работу Веласкеса стекались смотреть художники со всех концов Рима.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
Впоследствии оно только увеличивалось. С 1622 года он возглавил правительство. И все же оба эти собрания намного уступают лучшей и обширнейшей в мире коллекции работ Веласкеса, хранящейся в музее Прадо в Мадриде.
Его Вакх — простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Художник же как мог оттягивал отъезд.
Слева в беспорядке толпятся голландцы. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1617-1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Многообразны приемы техники Веласкеса.
Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654).
В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение). Луки и общества виртуозов Пантеона.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. Каждое из них является вершиной искусства и обладает абсолютной художественной формой. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин.
Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. (Отсюда второе название картины — «Копья». ) В сдержанном колорите картины доминирующие черные, коричневатые и зеленоватые тона оживлены немногими светлыми пятнами. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Этот факт нам многое говорит о характере самого автора.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Выполненная в те же годы «Венера с зеркалом» (1657, Лондон, Национальная галерея) занимает исключительное место в испанском искусстве 17 века, как очень редкое в Испании изображение обнаженного тела.
В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. 1620). Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана».
Композиция объединяет две самостоятельные сцены. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом).
В центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая только что вошла в комнату со своей свитой. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629).
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Веласкес был великим портретистом. Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
bodegon – трактир, харчевня). В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. То же и портреты Веласкеса. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие.
Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. Художники – народ «проблемный».
Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх»9 («Пьяницы»), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Образы Веласкеса построены на контрасте, аналогии, ассоциации. Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира.
Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644).
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Веласкес – редкое исключение из этого правила. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Отсюда появилось большое количество завистников. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства.
Мифологический сюжет не помешал ему взять в качестве героев группу просто одетых крестьян, а, может быть, бродяг, с грубыми лицами, простодушно состязающихся между собой, выпивая вино в честь юного Вакха. Картина «Непорочное зачатие», ок. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. «Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане.
Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Картину невозможно смотреть вблизи. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. 1608-1670).
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Менин часто называют картиной создания картины. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни.
С неё было сразу же сделано немало копий. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Лицо Иннокентия X — грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз — притягивает своей властной силой. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства.
На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. Впрочем, не бывает правил без исключений. ". «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Картины «Завтрак» (ок. В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь. Но здоровье Веласкеса было подорвано. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. Антоний и Павел (все три в Мадридском музее) и многие портреты. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.
Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее.
Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Абсолютно особое место в творчестве Веласкеса занимает серия портретов шутов. Недаром на работу Веласкеса стекались смотреть художники со всех концов Рима. Людей, порою умных и талантливых, осознающих всю драму противоречия своего внутреннего душевного содержания и внешнего уродства или по-настоящему блаженных, не могущих понять трагичность своей судьбы. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана).
Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в знатной, но небогатой семье. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Им стал Франсиско Гойя. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Он пишет портреты королевских особ и придворных знакомится с королевской коллекцией живописи -- картинами Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других прославленных мастеров. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Несмотря на то, что резкая экспрессия картины художника противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Эти изменения, наметившиеся еще в «Кузнице Вулкана», возрастают на протяжении всего последующего творческого пути мастера. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. В 1634 г. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера и написал картину «Сдача Бреды»10, которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. Впоследствии оно только увеличивалось.
Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. 1657 годом датируется и картина «Пряхи» (Прадо) В истории западноевропейской живописи это одна из первых картин изображающих труд рабочих. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос.
В 1659 г. Филипп IV пожаловал мастеру личное дворянство. Натюрморт занимает в испанской живописи довольно скромное место. картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) написанные, за три года до кончины.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. В картине присутствуют два плана. Наивысшего мастерства в трактовке пластических форм и цветовых отношений, воздуха и освещения Веласкес достиг в «Менинах» и в «Пряхах». В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы — король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т.
Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Это решение оспорил король Филипп IV. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. Исчезают четкость и жесткость контуров, резкость переходов светотени. – харчевня или трактир).
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Детально прорисованная одежда не отвлекает внимание зрителя от мастерски переданного лица, на котором отражены, кажется, все пороки, добродетели и даже тайные мысли этого государственного мужа. Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. Она была очень успешна.
От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II). Там его избрали членом римской Академии св. и о наличии вакансии на это место. Но сильнее всего его манила живопись. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.
На втором показана мастерская художника. Его называют психологом в живописи, живописцем характеров. «Сдача Бреды» стоит у истоков развития исторической живописи. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал».
Каждый образ на редкость красноречив. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В них воплощен идеал, который своими корнями уходит в национальное испанское искусство.
В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливарес. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины король наградил его высшим орденом Испании – крестом Сантьяго.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Марфа. Полотно оригинально во всех своих качествах. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». По третьей же версии, художник написал своеобразный автопортрет в кругу менин, тем самым намекая на своё положение при дворе. Художник передает ее мягкие, детские черты лица.
Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Их судьбы зачастую трагичны. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо.
Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: Продавец воды (находится у лорда Веллингтона), Поклонение волхвов (в лондонской Национальной галерее) и Поклонение пастырей (в Мадридском музее) – картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Однако отражение это темно и неясно.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет.
После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби».
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. И портрет удался. Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 г. принимают в Академию Св. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634--1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. 1620, Лондон, собрание Веллингтона).
Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. 1620), «Старая кухарка» (ок.
1635 г., Прадо). 1631. Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Это определило и ограничило тематику испанской живописи. Больным и утомленным вернулся он в Мадрид, где я умер 6 августа 1660 года.
На мальчика свет падает слева – это утро. На фрейлину она не обращает внимания. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. 1625 год.
Но это была лишь одна сторона медали. В портрете (карлика Эль-Примо – образ интеллектуральный, портрет Себастьяна Мора- трагичный и сильный духом, Нино из Валекаса – беспомощьный и слабоумный. Однако и это не помогло. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов. Они высказывали сомнения по поводу его таланта.
Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. На картине мы видим пожилого водоноса, который предлагает юноше бокал с водой. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. («Триумф Вакха»). Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника -- «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. По третьей, «Пряхи» -- это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. Первыми произведениями этой второй манеры Веласкеса были: Кузница Вулкана (в Мадридском музее), Одежда Иoсифа (в Эскурьяльском дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее) за ними следовал ряд других великолепных картин, каковы например: Усопший Спаситель (в монастыре Сейнт-Пласидо, в Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV их супруг инфантов и инфант, герцога Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. На портрете Иннокентий X был изображен таким, каким художник видел его. Луки. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Веласкесу несказанно повезло.
«харчевня») -- сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты («Завтрак», «Водонос»). Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом.
Рисует он опять же портреты. В Италии или сразу после возвращения на родину, Веласкес создает картину «Кузница Вулкана» (Прадо) которой открывается средний период творчества великого художника. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Подобный тип картин имел многолетнюю традицию в итальянском искусстве. Веласкес проявляет себя последовательным реалистом уже в своих первых работах.
Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. В левой части картины изображен сам художник. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Мало развита и мифологическая живопись. В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Растет мастерство в передаче воздуха и света.
Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. В 1643 году – получает звание камердинера и в 1642 – 44 гг. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. В этот период создаются необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо).
Так Веласкес, наконец, получил возможность показать себя. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». 1617г., Эрмитаж, «Продавец воды», Лондон, собрание Веллингтон и др. ). Создать ее Веласкес мог как сразу после возвращения из Италии, так и во время своей второй поездки туда.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. После возвращения художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины.
Композиции этих ранних работ Веласкеса монументальны. Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале. Лица обеих групп реальны. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Так картина может представлять собой вариант искушения юноши «чашей любви».
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения. Стройный лес копий над их головами подчеркивает сплоченность их рядов. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г». Веласкес здесь избегает портретистики. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Семейство известное под названием Los Meninas, Ковровая фабрика, Св. («Триумф Вакха»). К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620.
Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Религиозные сюжеты играют в ней преобладающую роль. Веласкес Диего, великий испанский художник. Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение.
С 1622 года он возглавил правительство. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Однако уже тогда Веласкес не ограничивался простым изображением жанровых сцен на близкие севильским гражданам темы. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. На переднем плане — полная непосредственной жизни и движения группа женщин-работниц.
В основном это представители простого народа, в отображении которых уже виден столь характерный для Веласкеса реализм изображения. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее.
Жанроные сюжеты (почти исключительно из народной жизни) получают значительно меньшее распространение. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Один из них представлен слева. Когда Иннокентий X увидел свой портрет, он долго молча смотрел на него, а затем произнес всего два слова: «Troppo vero. », которые впоследствии стали классическими — «Слишком правдиво. ». Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок.
До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые «бодегонес» (от исп. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости. Сохранилось около десятка подобных работ. «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». В мадридский период мастерство художника совершенствуется. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. Впрочем, скорее всего, здесь речь идет о полном тезке Парехи, поскольку в другом документе, опубликованном в 1983 году, он упоминается действительно как раб Веласкеса. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634-1635, Мадрид, Прадо).
Крайне интересна и содержательная сторона портретов. Их фигуры мягко освещаются светом, пробивающимся через окно с красным занавесом. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела.
«Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» — картины парные. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. «Менины» часто называют картиной создания картины. Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио.
Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. На переднем плане группа ткачих за работой. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан.
сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя -- Хуане Миранде Пачеко. 1617), «Продавец воды» (ок. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. Диего получил хорошее образование. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались помочь художнику, предстать перед монаршими персонами ему так не удалось. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи.
В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику. В Италии же (или вскоре после возвращения в Мадрид) художник исполняет композицию «Венера перед зеркалом»11. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Изображена инфанта Маргарита в сопровождении своей свиты — фрейлин, карликов и придворных.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Фигуры играют в них доминирующую роль.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Он не сразу преодолел каноны этого жанра. Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» -- очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера.
«Пряхи» — последняя крупная работа художника. Проведя в этой стране около 3-х лет (1629 – 1631), он изучал и копировал произведения П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело и антики в Риме. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе».
Светской тематике почти полностью посвящено творчество Диего де Сильва Веласкеса (15991660). В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Портрет исключительно хорош в живописном отношении.
Веласкес – изумительный портретист, раскрывший новые черты современного ему человека. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Его путь лежал через Геную, Милан и Падую в Венецию, где он приобрел для короля картины Веронезе, Тициана и Тинторетто. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Представить Оливаресу Веласкеса должны были придворный капеллан, епископ Хуан де Фонсека. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. И это несмотря на то, что жест, движение и отдельные аксессуары в его портретах отсутствуют. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих.
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
В то время профессия художника была своенравным вызовом в аристократическом кругу, но родители решили, что желание ребенка превыше всего. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. В эти годы Веласкес получает возможность изучения сокровищницы собрания живописи короля имеет возможность общаться с испанской культурной элитой, впервые едет в Италию, что способствует расширению его художественного кругозора.
Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали». Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Воспользовавшись связями Пачеко, он получает место при дворе короля Филиппа IV и возможность совершенствовать свое мастерство изучая собранные в королевском Эскориале произведения великих художников. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Необычным в ней было всё -- от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Как правило, эти картины не имеют мистической окраски, а напоминают, скорее, бытовые сцены. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде словно сверлящих зрителя маленьких глаз. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). В изобразительном искусстве Испании преобладающее значение принадлежит живописи. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. В 1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее).
Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Еще мальчиком Веласкес поступил в мастерскую севильского художника. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много.
Это прежде всего многочисленные жанровые сцены из испанской народной жизни — («Завтрак», ок. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Главные создания Веласкеса позднего периода -- крупномасштабные композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. В 1868 году в Испании произошла революция.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Здесь же Веласкес перед большим холстом с палитрой и кистью в руках. Месту действия уделяется значительно меньше внимания, пространство мало разработано. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Характерно – они выполнены черным мелом широкими мощными штрихами, живо напоминающими знаменитые мазки кисти Веласкеса. Антония-аббата со св.
Их позы и жесты живые, естественные. Лишь более века спустя после смерти Веласкеса у него обнаружился по-настоящему великий последователь. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. На портрете Иннокентий X был изображен таким, каким художник видел его. Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс.