Сформировать представление о творчестве братьев ван Эйков и их роли в развитии искусства Нидерландов эпохи Возрождения.
Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Супруги изображены стоящими в спальне. Сначала он прорисовывал все и даже тончайшие, контуры коричневым нейтральным тоном, затем клал главные тона и, наконец, проходил все поверх масляными красками, то глухими, то прозрачными (лессировками). Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. В том же году художник переехал в Лилль.
Наружные виды (да и сами персонажи) в картинах обоих братьев заключают в себе всегда такую смесь острой наблюдательности натуры с ошибками, выдающими "отсебятину", что невозможно решить – составлены ли эти картины по этюдам или они писаны прямо и по частям с натуры (причем, в таком случае, несоответствия можно было бы объяснить лишь неумелостью в комбинировании частей). В упомянутой выше неоконченной картине Яна "Св. Реалистичность изображения персонажей. Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Перед зрителем предстаёт ряд ветхозаветных и новозаветных картин, начиная с грехопадения Адама и заканчивая жертвенной смертью и поклонением Агнцу. Вообще, Ян был скорее «архитектурным», нежели «чистым» пейзажистом. Именно этому событию посвящена картина ван Эйка.
К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер.
Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). С 1431 года художник поселился в Брюгге. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания. На левой створке его, позади Распятия, под небом, по которому плывут облака, снова рисуются массы иерусалимских зданий, сжатых между холмами, а далеко в глубине синеют горы (выписано все это с миниатюристской остротой). Высота алтаря в центральной его части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров.
Варвара" (1437 г. ) середину занимает недостроенная башня (символ святой), по сторонам которой открываются два крошечных вида: слева – город с замком, высящимся над рекой и лесом, справа – одна из первых, абсолютно простых "копий" незатейливой деревенской природы: ряды мягких холмов с рассаженными по межам ивами. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Здесь дан образ природы, обжитой человеком. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе».
также Гентский собор и Ян ван Эйк. Композиция решается так, что изображаемое воспринимается как часть целостного мира. Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно для того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законность брака. Основная, самая большая по размеру композиция полиптиха расположена в середине нижнего яруса. Он интересен еще и тем, что только к нему одному сохранился подготовительный рисунок художника, явно исполненный с натуры, с подробнейшими пометками мастера, определяющими цветовое решение портрета.
В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
Гентский алтарь, является весьма сложной конструкцией. Напротив того, в размещении вертикалей он как будто придерживался одного глазомера и это объясняет частые ошибки в пропорции (например, чрезмерный рост фигур эрмитажного Благовещенья по отношению к залу, в котором они находятся), а также постоянное его старание спрятать основание колонн других вертикальных масс. Живопись в Нидерландах славилась еще в дни Вольфрама фон Эшенбаха (проверить его отзыв, к сожалению, нельзя за отсутствием памятников) наравне с произведениями Кельна и отсюда родом были другие художники при французском дворе: Малуель, Жан де Гассельт, Бредерлам, Бондель и, наконец, братья Лимбург. С именем живописца традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи – многократное нанесение тонких, прозрачных слоев красок, что позволяет добиваться большой интенсивности каждого цвета.
Сначала он прорисовывал все и даже тончайшие, контуры коричневым нейтральным тоном, затем клал главные тона и, наконец, проходил все поверх масляными красками, то глухими, то прозрачными (лессировками). В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей. Гентский алтарь может служить яркой тому иллюстрацией.
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей. Основной чертой нидерландского искусства является также его «буржуазность».
Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Мягкий свет наполняет интерьер. Содержание композиций почерпнуто из Апокалипсиса, Библии и евангельских текстов. В одном из гениальнейших пейзажей нидерландской школы, в Мадонне с канцлером Ролленом Яна ван Эйка (Лувр, 1437 или 1427 год. ), главную роль снова играет архитектура: на первом плане род лоджии романского стиля, выходящей на тщательно возделанный замковый садик, который, в свою очередь, замыкается зубчатой стеной (за этим парапетом открывается, со значительной высоты, восхитительный вид города на реке, с мостом, соединяющим оба берега, с массой фигурок, оживляющих улицы). Он не столько стоит, сколько предстоит.
Его размер – 3, 6. Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Губерту приписывают и маленький складень в Эрмитаже.
Произведения Ян ван Эйка: Мадонна в церкви (конец 1520-х г. ), Мадонна каноника Ван дер Пале (1436), Мадонна канцлера Ролена (ок. 1390-1441). Так и все искусство Нидерландов в дальнейшем будет мощным, совершенным в смысле техники, — но оно останется несколько грубоватым по формам, жестким и лишенным внутренней гармонии. На нём пурпурное облачение священника и папская тиара.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Бавона, для которой он создавался. Пейзаж Кристуса, впрочем, сам по себе очень хорош.
Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Это не совсем так. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Но только дальнейшее развитие их творчества принадлежит родине. Ф. Розенберг ставит изображение этого «сада» у ван Эйка в связи с описанием сада Боккаччо в «Декамероне» — нынешней виллы Пальмиери близ Флоренции.
Убеждающая, как всегда у Эйка, достоверность облика сочетается здесь с ощущением торжественности совершающегося действа. Варвары на этой картине является чудом готики, как будто целиком сочиненным самим живописцем и вся эта композиция придумана для архитектуры даже прелестные пейзажи по сторонам – только добавления к этому главному. Для того, чтобы создалась «живопись» в нидерландских провинциях (Рубенс), потребовалось новое знакомство с Италией и долгая ассимиляция данных латинского искусства. Портрет неизвестного в красном тюрбане (1433), Портрет кардинала Альбергати (1431). Маслом писали все художники при французском дворе и даже в Италии возможность пользоваться маслом была известна еще до XIV века.
По неоконченной картине Яна ван Эйка в Антверпене (Св. В преимуществе масла перед гуашью (или перед всякой иной техникой, в основе которой лежит пользование водой и быстро сохнущими красками) можно убедиться, сравнивая (увы, теперь только в фотографиях) технику миниатюр Туринского часослова с техникой Гентского алтаря. сведение линий к точкам горизонта. Новое понимание портрета изменения композиционной структуры: отход от профильного изображения, трехчетвертной разворот фигуры, обращенность к зрителю, острая выразительность образа.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III1.
Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. сведение линий к точкам горизонта. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Фигуры связываются ритмическим строем и сложной игрой освещения с пространством интерьера. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. Ян ван Эйк был счастливым художником. На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста.
Башня Св. ВВпервые в истории европейского портрета создается парный портрет.
От голубя в разные стороны расходятся золотые лучи, делая каждое лицо светлее. Ближе к зрителю находится колодец из которого изливается живая вода. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Бавона) принадлежит к великим шедеврам мирового искусства.
Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Тот же всем своим обликом, спокойной и уверенной позой, жестом другой руки, поднятой в клятве, внушает веру в прочность и надежность заключаемого союза. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Многие из предметов, окружающих молодых имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть) комнатные туфли — о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары апельсины на окне — о радостях супружества метёлка — о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, — о будущем потомстве чётки — о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого молодые клянутся беречь и поддерживать друг друга. Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. Пользуясь не столько светотенью, сколько тональными отношениями и рассеянным светом, убедительно воспроизводя строение головы, он тщательно отмечает малейшие градации объемов изменение цвета, фактуры и т. д. В портрете кардинала Альбергати (около 1431, Вена, Историко-художественный музей) в складках рта, в живом и умном взгляде, в приподнятых бровях, морщинах около глаз выражены старческое добродушие и усталость, ясность ума и едва уловимая хитрость. Однако не исключена возможность и того, что ван Эйки выучились этой «манере» в Голландии, но никаких подтверждений, ни в картинах, ни в документах, такого предположения не находится.
Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт. Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея).
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Им недостает полета их «претенциозность» слишком деланная, часто даже смешная. Башня Св.
В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее.
Варвара» (1437 г. ) середину занимает недостроенная башня (символ святой), по сторонам которой открываются два крошечных вида: слева — город с замком, высящимся над рекой и лесом, справа — одна из первых, абсолютно простых «копий» незатейливой деревенской природы: ряды мягких холмов с рассаженными по межам ивами. Несомненно, что «декорация» первого плана в «Мадонне Роллена» есть нечто сочиненное, подстроенное, но пейзаж в фоне, такой правдивый и убедительный, что может быть действительно написан с натуры «ведутой». Но вот искусство братьев Лимбург при современном знании материалов является все же «скачком». В её верхней центральной части изображена фигура Бога-Отца, восседающего на троне. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками. Каким именно образом ван Эйки писали с натуры, остается загадкой. К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). В упомянутой выше неоконченной картине Яна «Св.
Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью. Бавона (полиптих «Поклонение агнцу») и участвовал в создании этого произведения.
О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Судьба алтаря складывалась непросто. Если же автором этих частей является Губерт (и весьма многое говорит в пользу этого предположения), то это объяснение отпадает, хотя вовсе не известно, а не побывал ли и старший брат на юге. Самое же появление в дальнейшем этого «динамического» начала можно ставить в зависимость от южных веяний. Каким именно образом ван Эйки писали с натуры, остается загадкой. См. Варвара) мы можем проследить приемы мастера.
Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. Нидерландское искусство 15в (братья ван Эйк) Ван Эйк (Eyck, van), фамилия двух знаменитых фламандских живописцев конца 14 – начала 15 в братьев Губерта (Hubert van Eyck, ок. Самыми ранними сохранившимися работами Вай Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики.
Но схемы «декорации» оставались у них у всех те же, что у ван Эйков. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. 1370 1426) и Яна (Jan van Eyck, ок. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов).
Финиковая пальма означала Древо Жизни еще во времена Юстиниана. Это одна из ранних попыток дать далекую и мягкую в линиях панораму. Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка.
Пристально изучал он структуру предметного мира, улавливая особенности каждого предмета, пейзажной или интерьерной среды.
Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. Если от Гентского алтаря обратиться теперь к остальному творчеству братьев ван Эйк, то мы найдем в нем все дальнейшие мотивы, отсутствие которых делает «энциклопедию» Гентского алтаря не вполне исчерпывающей.
В одном из гениальнейших пейзажей нидерландской школы, в «Мадонне с канцлером Ролленом» Яна ван Эйка (Лувр, 1437 или 1427 год. ), главную роль снова играет архитектура: на первом плане род лоджии романского стиля, выходящей на тщательно возделанный замковый садик, который, в свою очередь, замыкается зубчатой стеной (за этим парапетом открывается, со значительной высоты, восхитительный вид города на реке, с мостом, соединяющим оба берега, с массой фигурок, оживляющих улицы). В боковых створках озаренные солнечным светом поющие и музицирующие ангелы.
Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане. Около 1432 г. он женился на своей соотечественнице Джованне Ченами. В нижнем ярусе складня помещено «Поклонение агнцу». Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок.
Они являются основоположниками новой реалистической традиции фламандской живописи 15 в. По преданию, братья родились в местечке Маасейк (или Маастрихт) близ Лимбурга. О Губерте известно очень мало. И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. Пресловутый секрет ван Эйков состоял, вероятно исключительно в пользовании "сушками" особого, чрезвычайно тщательного приготовления, а также в употреблении прозрачных лаков. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Она только разрабатывает его данные, а не ищет новых. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Сначала он прорисовывал все и даже тончайшие, контуры коричневым нейтральным тоном, затем клал главные тона и, наконец, проходил все поверх масляными красками, то глухими, то прозрачными (лессировками).
Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. Эти обстоятельства должны были принести чудесные плоды, особенно для живописи Фландрии. Вполне можно допустить, что и братья ван Эйк начали свою деятельность (или даже получили свое художественное образование) в Париже.
Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике. Духа — это изображение образует Троицу. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Боутс забыл и средневековую мистику, отчасти еще сказывающуюся в произведениях Роже де ла Патюр (или Рогир ван дер Вейден, как принято его называть в переводе на фламандский язык), но он не дошел также до того ясного, чисто светского миросозерцания, которое является открытием Италии и которое так полно выражено ее художниками. Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. С 1425 года придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425-28 годах работал в Лилле) по его поручению в 1428-29 годах посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились).
Вдали, за холмами, поросшими лесом, возвышаются готические башни Небесного Иерусалима. Нидерландцы рядом с итальянцами и французами тяжеловесны, слишком деловиты и простоваты.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту. Его размер – 3, 6.
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). Даже в лучшие времена нидерландского городского пейзажа, в XVII веке, никому, за исключением лишь Вермера, не удавалось сделать нечто столь же непосредственно правдивое и светлое. По неоконченной картине Яна ван Эйка в Антверпене («Св. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Оуватер, считающийся (бездоказательно) за какого-то основателя всей чисто голландской живописи, также отличался, согласно ван Мандеру, своими пейзажами.
При этом не остается никакого сомнения в том, что ему были известны по крайней мере основные правила перспективы, т. е. Такие примеры, как иллюстрация Туринского часослова к «Молитве св. С 1425г. Конкретная дата появления на свет гениального живописца неизвестна. Особенности творчества ван Эйка: становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы.
Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея). Оно завершает собой развитие готики и принадлежит к другому этапу исторического развития. Там один план как бы «сшивается» с рядом лежащим посредством мелкой штриховки и отсюда проистекает известная сухость общего впечатления. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Они держат друг друга за руки в момент торжественной клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в зеркале, висящем на стене. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). По-разному решены в этих двух картинах пространственные задачи, что, возможно, также граничит с разницей в положении и статусе заказчиков.
С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Анализ композиции Портрет Джованни Арнольфини и его жены (1434). И действительно, Гентский алтарь — это целая «энциклопедия», целая «академия живописи».
Облик каждого глубоко индивидуален. Однако средневековые сюжеты как бы переосмыслены и трактованы в конкретных живых образах. Отсутствием полных теоретических знаний объясняются и ошибки в передаче поверхности пола, который он всегда изображает слишком накрененным к зрителю (например, пол в «Мадонне Роллена» или в портрете так называемой «четы Арнольфини»). Герцоги — французы по происхождению, пленные государи Франции — перенесли сюда нравы Парижа, обладая при этом достаточными материальными средствами, чтобы поддерживать сказочную роскошь парижской жизни. Живописца привлекает прежде всего внутренний мир человека, его индивидуальность (портрет генерала Альбергати, "Тимофей", "Человек в красном тюрбане").
Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Тот же принцип пространственного построения композиции и в «Мадонне канцлера Ролена» (около 1435, Париж, Лувр), где открывающаяся через лоджии дворца перспектива уводит взгляд в далекие пространства с поэтическим образом города, его узкими улочками, усадьбами, храмом, деревьями, холмами, широкой спокойной рекой, объединенными золотистой воздушной дымкой. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»).
К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
Если же автором этих частей является Губерт (и весьма многое говорит в пользу этого предположения), то это объяснение отпадает, хотя вовсе не известно, а не побывал ли и старший брат на юге. 3 Переданный у ван Эйка эффект солнечных лучей – величайшая редкость не только в нидерландском искусстве XV века, но и в живописи последующих веков. Художникам казалось достаточным приблизиться к этому совершенству что же касается того, чтобы стараться превзойти его великолепие на новых путях, — на это недоставало широты художественной мысли.
В картине все построено на затаенных душевных переживаниях, на контрасте образов. Фигуры Марии и Архангела помещены в крайние створки, в средних же — господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом. Написана она в те годы, когда Перуджино, одаривший итальянскую живопись аналогичной пейзажной формулой (если не считать одинокого в XIV веке примера Франческо да Вольтерра), был еще младенцем.
Даже в лучшие времена нидерландского городского пейзажа, в XVII веке, никому, за исключением лишь Вермера, не удавалось сделать нечто столь же непосредственно правдивое и светлое. Варвара") мы можем проследить приемы мастера. Монументальные алтарные триптихи «Воздвижение Креста» и «Снятие с Креста» в соборе Антверпенской Богоматери, барочная церковь Святого Карла Борромео, где, помимо алтаря, Рубенс расписал своды и выполнил проект декора фасада и интерьеров, церкви святых Павла и Андрея, где вместе с ним работали Якоб Йорданс, ван Дейк и другие. Варвара) мы можем проследить приемы мастера. Нидерландский художник Ян ван Эйк родился в 1390г. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св.
В осанке и выражении лица каноника нет и признаков покорности и благочестия. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Новое жизнеутверждающее мировоззрение Яна ван Эйка, проявляющееся в радости познания материального мира, который был для него носителем вечной красоты, раскрылось в Гентском алтаре исполненном для капеллы Вейда (1426—1432, Гент, церковь святого Бавона) — одном из замечательных произведений Северного Возрождения. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.
Откуда попали в картину экзотические мотивы, до сих пор не выяснено. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Через открытые окна этой горницы взор падает на улицы Гента, «пропитанные» солнцем, полные хлопотливого люда.
Будучи художником и дипломатом, в 1422-1425 он служил при дворе голландского графа Иоанна Баварского в Гааге, а затем (с 1425) – Филиппа Доброго, герцога Бургундии по поручению последнего побывал в Испании (1427) и Португалии (1428-1429). Напротив того, в размещении вертикалей он как будто придерживался одного глазомера и это объясняет частые ошибки в пропорции (например, чрезмерный рост фигур эрмитажного "Благовещенья" по отношению к залу, в котором они находятся), а также постоянное его старание спрятать основание колонн других вертикальных масс. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. На самом деле такой поразительный эффект достигался с помощью послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, которая заранее была отшлифована и покрыта лаком. Считается, что с начала 1420 гг. Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер. Такие картины, как «Благовещение» ван Эйка, «Алтарь Портинари» Гуса или руанская «Мадонна со святыми» Герарда Давида, составляют исключение.
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Творчество Ян ван Эйка (ок. 1390-1441), родоначальника масляной живописи. Похоронен в церкви св. Губерту приписывают и маленький складень в Эрмитаже. БРАТЬЯ ВАН ЭЙКИ, Губерт (или Хуберт 1370–1426 гг. ) и Ян (около 1385/1390 – 1441 гг. ) – фламандские художники эпохи раннего Возрождения в Нидерландах, основатели нидерландской школы живописи, осуществившие коренной переворот в развитии западноевропейской живописи.
Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Варвара», как будто целиком сочиненная, доказывает, что ван Эйк мог, во всяком случае, писать «по сочинению», по памяти, пользуясь отдельными этюдами лишь для окончательной отделки. Эту картину любопытно сравнить с подражающей ей картиной эклектика Петруса Кристуса, считавшегося учеником Яна ван Эйка (Берлинский музей).
1436, Париж, Лувр), где пространство лоджии сопоставлено с речным пейзажем на дальнем плане и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Городской музей). Световоздушная среда смягчает переходы от плана к плану. В 1427 – 1428 гг. Бавона в Генте. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерландский художник и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах.
северных Нидерландов, а именно Гарлема из Голландии происходят, во всяком случае, лучшие «пейзажисты» среди нидерландских художников всего XV века: Дирик Боутс Гарлемский, Гэртген фон Гарлем, Гуго ван дер Гус и Герард Давид. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь).
В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. В верхнем ярусе, при закрытых створках, в сцене «Благовещенья» появляется первый голландский interieur, чистенькая, залитая солнцем комната, абсолютно уже достойная Питера де Гооха. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Портрет четы Арнольфини.
Художники находят здесь многочисленных заказчиков (кроме бургундского двора и церкви) среди зажиточных горожан. Однако ни один из них не смог достигнуть глубины и целостности восприятия мира ван Эйка. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. Верхний ярус алтаря состоит из семи досок с бльшими по масштабу фигурами, чем в нижней зоне. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие».
Нидерландцы, начав сразу с таких совершенных созданий, как Гентский алтарь, стремились затем как можно полнее и правдивее передавать природу, разрабатывать эффекты света, воздушной перспективы они же собрали колоссальное количество опытов (частью даже превращенных ими в формулы, в шаблоны) и «выучились» с неподражаемым мастерством передавать все подробности натуры. Важную роль в сложении реалистической манеры живописи братьев Ван Эйк сыграло использование масла в качестве связующего материала для красок. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Варвара (1437 г. ) середину занимает недостроенная башня (символ святой), по сторонам которой открываются два крошечных вида: слева – город с замком, высящимся над рекой и лесом, справа – одна из первых, абсолютно простых копий незатейливой деревенской природы: ряды мягких холмов с рассаженными по межам ивами. Ван Эйк написал ее портрет. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря.
Фон портрета обычно темный, нейтральный, фигура же и особенно лицо освещены мягким рассеянным светом, в котором характерные черты облика модели получают необыкновенную жизненную реальность.
Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. Варвара») мы можем проследить приемы мастера. Финиковая пальма означала Древо Жизни еще во времена Юстиниана.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы.
Простор и даль здесь переданы с тем более изумительной удачей, что горизонт взят сравнительно низкий и что художник не прибегнул к обычному "виду сверху", к устарелому приему "нагромождения". Смысл иконографической программы алтаря остается неясным. Исследователи склонны признать авторство Губерта лишь за одной картиной – «Три Марии у гроба Христа» (Роттердам), но порой даже само существование Губерта ван Эйка подвергается сомнению. В общую композицию включены также и весьма реалистично выполненные портреты заказчика и его жены. Немудрено, если в XV веке художники, наследники ван Эйков, довольствовались при случае более скромной формулой «вида из окна», повторяя на все лады мягкие серые эффекты с рассеянным светом и никогда более не решаясь прибегнуть к яркому солнечному освещению.
Варвара (1437 г. ) середину занимает недостроенная башня (символ святой), по сторонам которой открываются два крошечных вида: слева – город с замком, высящимся над рекой и лесом, справа – одна из первых, абсолютно простых копий незатейливой деревенской природы: ряды мягких холмов с рассаженными по межам ивами. Губерту приписывают и маленький складень в Эрмитаже. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Первой работой, пришедшей мне в голову, была большая скульптурная инсталляция Эда Кинхольца «Пять машин», в которой запечатлен момент кастрации афроамериканского юноши группой линчевателей за связь с белой девушкой.
Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. С миниатюрами Туринского часослова мы переходим уже решительно от французской живописи к нидерландской. Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) — они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то «завидного». В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436, Брюгге, Коммунальный музей) монументальный образ сурового замкнутого каноника-старика с его грузной фигурой и властным умным и надменным лицом приобретает в пространстве апсиды едва ли не равное значение с идеализированными образами святых.
Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи.
Это одна из ранних попыток дать далекую и мягкую в линиях панораму. Этому переходу соответствуют и изменения в политической жизни Европы. Ян ван Эйк много работает как портретист. Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). Известно, что художник уже после смерти брата в течение шестнадцати лет продолжал дорабатывать и дополнять отдельными фрагментами созданный им Гентский алтарь (1426-1442).
В масле же планы мягко сливаются, незаметно переходят один в другой и общее впечатление, в значительной степени благодаря этому, при очень ярких красках и определенности всего остова, остается слитным. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Ян ван Эйк (около 1390 — 1441) был смелым новатором, художником философского понимания жизни, ее тонкого и проникновенного художественного истолкования. Чего-чего нет на Гентском алтаре. — 1426), у которого учился Ян, сохранилось мало сведений, нет даже даты его рождения.
Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета.
Он, как никто, умел передавать светотень закрытых помещений или мягкий контраст залитого светом простора с полусумраком комнат. То, что принято называть «нидерландским пейзажем», является во всей своей полноте в Туринском часослове и в Гентском алтаре, словом в творчестве братьев ван Эйк. Наружные виды (да и сами персонажи) в картинах обоих братьев заключают в себе всегда такую смесь острой наблюдательности натуры с ошибками, выдающими отсебятину, что невозможно решить – составлены ли эти картины по этюдам или они писаны прямо и по частям с натуры (причем, в таком случае, несоответствия можно было бы объяснить лишь неумелостью в комбинировании частей).
В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Эта характеристика особенно подходит ко всей роскошной «околичности» этого цикла картин, ко всей их «инсценировке». Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Бавона в Генте начал именно он. Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Анализ композиции «Портрет Джованни Арнольфини и его жены» (1434).
По-новому раскрывается и взаимодействие героев. Обязаны ли они этим скачком традициям своей родины или личному дарованию. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Рассеянный свет, струящийся из окна, подчеркивает строгий силуэт Арнольфини, озаряет и смягчает нежные черты его юной подруги, ее изящную покорно и доверчиво склоненную фигурку скользя по предметам, свет выявляет их фактуру, связывает их формы. Однако вопрос какой национальности — голландской и фламандской или французской — принадлежит громада этой художественной заслуги, остается все же вопросом ибо самые источники искусства ван Эйков нам не известны.
Бавона). По сторонам от него фигуры Девы Марии и Иоанна Крестителя. Одна лишь комната, в которой стоят супруги Арнольфини, передает, как будто, во всех частях то, что видел ван Эйк в то время, когда он писал эту поразительную по правдивости картину. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. На левой створке его, позади Распятия, под небом, по которому плывут облака, снова рисуются массы иерусалимских зданий, сжатых между холмами, а далеко в глубине синеют горы (выписано все это с миниатюристской остротой).
В частности, Вильгельм IV и брат его были столько же голландцами, сколько и «парижанами». Откуда попали в картину экзотические мотивы, до сих пор не выяснено. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву.
Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца.
Ян ван Эйка эта работа вывела в ряд лучших живописцев своей эпохи. Следуя средневековой традиции, ван Эйк наделяет предметы таинственным значением: горящая в люстре свеча символизирует свадебный обряд, собачка — верность, висящие на стене четки — благочестие и т. Теплая колористическая гамма, равномерный ритм, пронизывающий всю композицию, «тихая жизнь вещей» создают атмосферу домашнего уюта, которая обычно отсутствует в картинах итальянцев. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка.
Все это происходило до Оуватера и, следовательно, ван Эйки в Голландии являются скорее «миссионерами» правильной манеры писать пейзажи. Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.
Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини».
Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея). В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей. Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике.
Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. Первое свидетельство о жизни Яна ван Эйка относится к 1422. Общая его высота равна трём с половиной, а ширина – пяти метрам.
Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. Бавона в Генте.
Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Башня Св. В одном из гениальнейших пейзажей нидерландской школы, в "Мадонне с канцлером Ролленом" Яна ван Эйка (Лувр, 1437 или 1427 год. ), главную роль снова играет архитектура: на первом плане род лоджии романского стиля, выходящей на тщательно возделанный замковый садик, который, в свою очередь, замыкается зубчатой стеной (за этим парапетом открывается, со значительной высоты, восхитительный вид города на реке, с мостом, соединяющим оба берега, с массой фигурок, оживляющих улицы). Можно сказать, что вся нидерландская живопись XV века находится в «ученическом подчинении» у Гентского алтаря.
За особенную одаренность северян к пейзажу, за интенсивную стародавнюю «культуру» пейзажной живописи говорит еще, кроме всего прочего, последовавший в XVI веке расцвет этой отрасли именно в Голландии. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. С ним граничит становление принципов Возрождения в Северной Европе. Весит эта внушительная конструкция более тонны. Простор и даль здесь переданы с тем более изумительной удачей, что горизонт взят сравнительно низкий и что художник не прибегнул к обычному «виду сверху», к устарелому приему «нагромождения».
Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Надпись над зеркалом гласит: "Ян ван Эйк был здесь". По неоконченной картине Яна ван Эйка в Антверпене (Св. В 1427 г. посетил Турне. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. Каждый исполнен самоутверждения, но всех их объединяет духовный порыв.
В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея). Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. На левой створке его, позади Распятия, под небом, по которому плывут облака, снова рисуются массы иерусалимских зданий, сжатых между холмами, а далеко в глубине синеют горы (выписано все это с миниатюристской остротой). Написана она в те годы, когда Перуджино, одаривший итальянскую живопись аналогичной пейзажной формулой (если не считать одинокого в XIV веке примера Франческо да Вольтерра), был еще младенцем. В преимуществе масла перед гуашью (или перед всякой иной техникой, в основе которой лежит пользование водой и быстро сохнущими красками) можно убедиться, сравнивая (увы, теперь только в фотографиях) технику миниатюр Туринского часослова с техникой Гентского алтаря.
В 1420-х годах он работал в Генуе, где и умер в 1426. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Пресловутый секрет ван Эйков состоял, вероятно исключительно в пользовании «сушками» особого, чрезвычайно тщательного приготовления, а также в употреблении прозрачных лаков.
Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. С особенной сноровкой должен был при этом художник менять технику, сообразуясь с каждым намеченным эффектом при этом и должна была служить лучшую службу медленно сохнущая, тягучая масляная краска, которая позволяла живописцу как бы вгонять один тон в другой не рискуя, что одна краска «заплывет» другой. Картины, составляющие алтарь, объединены в два изобразительных цикла: повседневный (живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь закрыт) и праздничный (центральная часть алтаря и внутренние стороны его боковых створок). Пейзаж Кристуса, впрочем, сам по себе очень хорош.
Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Мне захотелось сравнить эту работу с «3 мая 1808 года в Мадриде» Франсиско Гойи. Маслом писали все художники при французском дворе и даже в Италии возможность пользоваться маслом была известна еще до XIV века.
Конструкция позволяет рассматривать его как в открытом, так и в закрытом виде. Произведения Ян ван Эйка: «Мадонна в церкви» (конец 1520-х гг. ), «Мадонна каноника Ван дер Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена» (ок. «Столетняя война», приведшая в 1415 году к полному разгрому Франции и к занятию в 1420 англичанами Парижа, подавила здесь на время культурную жизнь. Многие написал Ян ван Эйк картины.
Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. Таким образом, весь основной труд по созданию величественного алтаря пришелся на долю младшего брата, который и закончил его в 1432 году. Мы также планируем показать подборку миниатюр Гойи на слоновой кости в сопоставлении со «Смертью Марата» Жака Луи Давида. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными.
Сначала он прорисовывал все и даже тончайшие, контуры коричневым нейтральным тоном, затем клал главные тона и, наконец, проходил все поверх масляными красками, то глухими, то прозрачными (лессировками). Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. Бавона. Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу.
Художник учился у своего старшего брата Хуберта, вместе с которым работал над исполнением знаменитого Гентского алтаря. 1 Специалисты готовы точно определить горные породы изображенные на Гентском ретабле и обозначить само место, где художник мог найти объекты своего изучения – а именно Гермаль близ Люттиха. 2 Ф. Розенберг ставит изображение этого сада у ван Эйка в связи с описанием сада Боккаччо в Декамероне – нынешней виллы Пальмиери близ Флоренции. Необычайна сложность построения алтаря.
1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Супруги находятся в комнате. Отсутствием полных теоретических знаний объясняются и ошибки в передаче поверхности пола, который он всегда изображает слишком накрененным к зрителю (например, пол в Мадонне Роллена или в портрете так называемой четы Арнольфини). Все они устремляются к лугу, символизирующему страну блаженства. На левой створке его, позади Распятия, под небом, по которому плывут облака, снова рисуются массы иерусалимских зданий, сжатых между холмами, а далеко в глубине синеют горы (выписано все это с миниатюристской остротой). Искусство Нидерландов в XV веке чудесное интересное, трогательное и сильное искусство, но ему незнакома полнота той красоты, которая начала было просвечивать в миниатюрах времен Карла VI Французского и которая снова должна была засветиться с 1440-х годов в творчестве Жегана Фуке.
В упомянутой выше неоконченной картине Яна Св. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. По неоконченной картине Яна ван Эйка в Антверпене ("Св. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего.
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Боковые створки нижнего ряда также покрыты изображениями процессий святых. Эмиграция художников прекращается вслед за разгромом Франции при Азенкуре в 1415 г. и переездом Филиппа Доброго (или Филиппа III Бургундского 1396–1467 гг. ) из Дижона во Фландрию. На раме алтаря есть надпись: Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге.
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Это образ, который является политическим обвинением и наставлением. Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) – они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то "завидного". Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) – они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то завидного. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
О Губерте (. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Чего-чего нет на Гентском алтаре. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию.
посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. сведение линий к точкам горизонта.
Этот способ требовал, разумеется, необычайной выдержки, планомерности и терпения но «скорописцев» нидерландская живопись и не дала: все ее произведения носят отпечаток строгого, медлительного усердия и неистощимого терпения. Поэтичная картина в собрании Кука в Ричмонде — «Три Марии у гроба Господня» — большинством историков приписывается старшему брату. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Но надо отдать справедливость ван Эйкам (Губерту. ) – они настолько подвинули вперед эту технику, что она действительно могла казаться как бы целиком обновленной ими лишь с этого момента масляная живопись получает значение чего-то завидного. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Немудрено, если в XV веке художники, наследники ван Эйков, довольствовались при случае более скромной формулой вида из окна, повторяя на все лады мягкие серые эффекты с рассеянным светом3 и никогда более не решаясь прибегнуть к яркому солнечному освещению. Колоссальный прогресс ван Эйков в живописи (в частности того, что касается их пейзажей, оставляющих далеко за собой все, что было сделано в Италии и во Франции) можно отчасти приписать их обновленной технике. В 1427—1428гг.
Чего-чего нет на Гентском алтаре. На первый взгляд это обычная картина изображающая мужчину и женщину в момент их бракосочетания. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей.
Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: "Johannes de Eyck fuit hic" ("Ян ван Эйк был здесь"). В преимуществе масла перед гуашью (или перед всякой иной техникой, в основе которой лежит пользование водой и быстро сохнущими красками) можно убедиться, сравнивая (увы, теперь только в фотографиях) технику миниатюр Туринского часослова с техникой Гентского алтаря. Чего-чего нет на Гентском алтаре.
Затем картина была покрыта лаком. Но мастер приопустил его взгляд — и он уже не уходит в пространство. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Франциска» и «Мадонна в церкви».
В портрете четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея) ван Эйк сюжетно и композиционно расширяет рамки портретного жанра, придав обыденному человеку, окружающей его бытовой среде и конкретному жизненному факту первенствующее значение. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Слева возвышается кровать — символ супружества. Работал в Лилле, а с 1430 и до конца жизни – в Брюгге.
Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Ян Ван Эйк — подлинный новатор и гениальный художник, совершивший революцию в искусстве XVI века в области передачи трехмерных объемов и освещения. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Вообще, Ян был скорее "архитектурным", нежели "чистым" пейзажистом. О сохранении значения настоящего рассадника всех новых завоеваний живописи Парижа и его придворной «интернациональной» школы говорит возможность по памятникам книжной иллюстрации проследить последовательное развитие живописи.
Супруги изображены стоящими в спальне. Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Губерту приписывают и маленький складень в Эрмитаже. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Это новое, более непосредственное видение человека — важное открытие в западноевропейском искусстве. В 1432 г. работа была закончена и складень занял предназначенное для него место в церкви Св. Но «буржуазный привкус» не исчезал из этого искусства, поощряемого городскими общинами и отдельными бюргерами ему недоставало того светского изящества, которое было привито художникам Франции общением с парижским двором. Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. За единичными исключениями (Ян ван Эйк), художники, подобно ремесленникам, были объединены в цеха, чья деятельность, ограниченная пределами города, способствовала образованию местных художественных школ, впрочем, менее обособленных из-за малых расстояний, чем в Италии.
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Возможно начатый совместно с Губертом, алтарь был закончен Яном после смерти брата. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Живопись наружных створок почти монохромна. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии искусства Нидерландов.
Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. В своём творчестве художник раскрывает неповторимое своеобразие личности портретируемого. Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер. В преимуществе масла перед гуашью (или перед всякой иной техникой, в основе которой лежит пользование водой и быстро сохнущими красками) можно убедиться, сравнивая (увы, теперь только в фотографиях) технику миниатюр Туринского часослова с техникой Гентского алтаря.
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Супруги изображены стоящими в спальне. В 1427г. Кому, в свою очередь, обязаны ван Эйки своим развитием.
На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Обращают внимание особенности построения пространства. «Портрет неизвестного в красном тюрбане» (1433), «Портрет кардинала Альбергати» (1431). Отсутствием полных теоретических знаний объясняются и ошибки в передаче поверхности пола, который он всегда изображает слишком накрененным к зрителю (например, пол в "Мадонне Роллена" или в портрете так называемой "четы Арнольфини").
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Об их образовании мы ничего не знаем.
Напротив того, в размещении вертикалей он как будто придерживался одного глазомера и это объясняет частые ошибки в пропорции (например, чрезмерный рост фигур эрмитажного «Благовещенья» по отношению к залу, в котором они находятся), а также постоянное его старание спрятать основание колонн других вертикальных масс. Наружные виды (да и сами персонажи) в картинах обоих братьев заключают в себе всегда такую смесь острой наблюдательности натуры с ошибками, выдающими «отсебятину», что невозможно решить — составлены ли эти картины по этюдам или они писаны прямо и по частям с натуры (причем, в таком случае, несоответствия можно было бы объяснить лишь неумелостью в комбинировании частей). Самое знаменитое и крупное произведение братьев ван Эйков («Поклонение агнцу» в соборе св. Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
В упомянутой выше неоконченной картине Яна Св. У его ног — царская корона — атрибут Христа.
Каким именно образом ван Эйки писали с натуры, остается загадкой. 4, 5 м. Алтарь пережил пожар, демонтаж, переезды, реставрации, потерю одной из частей и кражу другой. Творчество Ян ван Эйка (ок. 1390-1441), родоначальника масляной живописи.
Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения.
Вообще, Ян был скорее архитектурным, нежели чистым пейзажистом. Рембрандт первый посвящает себя разработке солнечного освещения, но и он никогда не решается передать полуденное солнце на открытом воздухе. 4 Эту картину любопытно сравнить с подражающей ей картиной эклектика Петруса Кристуса, считавшегося учеником Яна ван Эйка (Берлинский музей). В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя).