Первый период творчества художника был связан с живописью, хоть уже тогда Браманте делает наброски и зарисовки античных развалин и рисует эскизы и чертежи зданий. Концепции архитектуры Византии Столицей Восточной Римской империи был Рефераты творчество браманте донато, центром развития Западной империи до ее падения в конце V. Феномен реформации История Возрождения в Германии оборвалась внезапно. Творчество Донато Браманте, одного из самых замечательных мастеров мирового зодчества, нераздельно связано с наивысшим подъемом гуманистической архитектуры.
Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Творчество Браманте Донато — одна из вершин архитектуры Возрождения.
Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Лодовико Сфорца. Наличие у скульптурного Давида знаковых связей с Геркулесом. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Левая дева воплощает собой земную любовь, правая – олицетворяет любовь небесную. Б. по приглашению брата Лодовико Сфорца Асканио, кард. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. центрально-купольных зданиях, построенных в Италии и в др.
Он перестраивает (до него Солари в 1460х, он сделал продольный неф). В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы).
Получение и освоение учениками Христа заповеди таинства причастия. Образы отличаются характерной выразительностью, обогащение психологической жизни и средств индивидуальной характеристики (внутренняя сосредоточенность), есть и влияние римской портретной пластики.
До него этот приём применялся лишь в живописи. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Он предлагает построить храм в плане имеющий равноконечный Греческий крест.
Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. Он был первым главным архитектором нового собора св. 17 этой главы и рис. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (147983): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
Знаменитый двор (рис. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Двор, церковь и дворянство австрийской.
Своеобразие композиционной формулы «цепь» – знак религиозной связи апостолов с Богом, символ прочности христианского вероучения. Сохранились свидетельства, что до Микеланджело мраморную глыбу из которой он за неимоверно короткое время высек колоссальную фигуру библейского Давида высотой около 5, 5 м, много лет безрезультатно «мучили» такие прославленные мастера Кватроченто, как Агостино ди Дуччо и Антонио Росселлино. О. Карафа Б. отстроил капеллу т. н. Темпьетто (1502), пластическая цельность к-рой выражена в соединении купола с ротондой, окруженной римско-дорической колоннадой. Он еще не был в Риме, но у него уже римский масштаб. Пространство огромное, больше базилики.
При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки).
Петра в Риме. Впервые здание строится по модулю.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю. Он получает заказ на цикл картин связанных с античной мифологией «Вакх и Ариадна». Портал сцены и зрительный зал оформлены ордерами, скульптурой – круглой и барельефами. Яркость представления его персональной исключительности.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис.
Картина «Лаура» (возлюбленная Петрарки). Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. В Риме он изучает храмы Древнего Рима.
Однако добраться до погребальной камеры в настоящий момент не представляется. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. Джокондо). Тициан с ранних работ многое внимание уделяет портрету. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св.
Но сама апсида сделана элементами живописи – это монументальная обманка (есть стуковые декорации, яркий декор). Под этим термином в современном искусствознании принято объединять архитектуру изобразите. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Donato Bramante Донато Браманте родился в Монте Асдруальдо (сейчас это Ферминьяно). Нимфы и мужчины находятся в двух измерениях.
1510). Этому способствовала также и биография мастера. Миланский период Браманте длился двадцать лет. В 1488-1492 гг. Метод, который Браманте, отталкиваясь от Витрувия, применил при проектировании Темпьетто, состоит в перенесении какого-то одного модуля на всю композицию. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора.
Геркулес как символ Флоренции. После смерти Карла 5, покровитилем Тициана становится сын Карла – Филлип 2. Круглое ступенчатое основание. Константина Великого, но идеи архитектора воплотились во мн. Другие необычные современные постройки.
Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте. А на противолежащей стороне, обращенной к роще, он заложил крепкие фундаменты, но завершить строительство не успел по причине приключившейся смерти Юлия, а затем и самого Браманте. Анализ произведения «Сикстинская Мадонна» (1513-1515).
Это такие художники, как братья Беллини Джентири и Джованни. Кенотаф кондотьера Гаттемелато (мягкая кошка), Падуя, 1447, установлена в 1453г.
Здание в плане круг. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Ор Сан Микеле. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником.
Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. План собора, задуманного архитектором, представлял собой вписанный в квадрат греческий (равноконечный) крест с апсидами на концах, четырьмя квадратными капеллами и куполом. 16).
Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Санта Мария прессо Сан Сатиро, 1482-1486г. В итоге, все перестраивается в типичную ротонду с куполом Сан Сатиро, с римскими нишами в интерьере и на фасаде (влияние римских памятников).
итал. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Главным проектом Б. стала перестройка собора св. Его творчество делится на два периода: Миланский (длился 20л) и Римский (в Риме создал самые значительные свои произведения).
Живописный шедевр «Сикстинская Мадонна» написан был Рафаэлем Санти в качестве алтарного произведения для монастырской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
«Двойной портрет», один старше а другой моложе, возможно это автопортрет. На фасаде местные традиции: кирпич, штукатурка, много терракотового декора (есть ниши, но они кирпичные). Это обобщенный образ героя.
Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante) (1444, Ферминьяно — 11 апреля 1514, Рим) — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Эти фрески он выполнял с Тициано. Тициан делал групповые портреты, например «Семейство Вендромин».
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В 1502г.
Общая характеристика скульптуры «высокого» Возрождения» (14981520). В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Возвратимся, однако, к Браманте.
Петра в Риме. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Создателем искусства Венеции стал Джованни Беллини.
18). Карл дал Тициану звание Графа Палатинского.
Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Реорганизация прежних знаков и значений скульптурного образа. В 1505-1506 гг. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения.
Постамент в виде склепа-часовни, есть дверь внутрь (исход в другой мир, с В полуоткрыта, с З заперта). Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие.
Характеристика творчества Тициано Вечеллио. 300 м в длину, двор Бельведера (1505-1545) для турниров и зрелищ, завершенный огромной нишей. «Любовь земная», «Любовь известная» – была заказана крупным чиновником. Всего 3эл: Санта Мария (церковь, маленькая капелла и октагональная сакристия (объединяются). В случае базиликальной композиции собора увеличение размера главных пилонов влекло за собой те же последствия (ср.
БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Не просто античность интересовала экспрессия (римский портрет 1-3в исторический рельеф (колонна Траяна), саркофаги), нет прямых заимствований (подчинял античность своему замыслу).
Последняя работа художника фрески немецкого подворья в Венеции. Повлияло на это искусство и то что Венеция – «морской город». Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. Она похожа на круглые храмы Рима.
За небесной Богиней появляется церковь, а за другой появляется крольчиха с кроликами. В 50-х годах получил заказ на ряд портретов от Карла 5. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. Джорджоне умирает в 1510 году во время эпидемии чумы.
Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Святой Георгий (цех оружейников) –фигура отличается чертами нового стиля – постановка ориентирована на античный контрапост, между ног опирается щит, лицо молодое, но уверенное.
С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). Весь план пронизан нерушимой логикой.
Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Комплекс включает в себя короткую Санта Мария прессо Сан-Сатиро Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь и восьмигранную сакристию у правой ветви трансепта. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
Юность провел в Урбино (влияние Пьеро и Лучано Лаураны), начинал как художник и в 1476г именно в этом качестве был приглашен в Милан ко двору Людовико Моро-Сфорцо (там встретился с Леонардо, его идеи в области градостроительства – большое влияние на Браманте, вместе читали Леонардо), а может у Моро был инженером, но в любом случае, в его росписях уже чувствуется конструктивное начало. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Возвышенный почти монументальный образ. Аллегоричность и символичность произведения. Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Тут изображается две сущности любви, любовь божественная и любовь земная. Ему же принадлежат в Бельведере многие другие лестничные спуски, высокие и низкие, в зависимости от своего местоположения. Купол должен выступать лишь для развития объема вверх, пространство под куполом должно было быть свободным. Битва Георгия с драконом (цех оружейников), сплющенный рельеф, он разрабатывает глубину (хотя основные персонажи на 1м плане), есть мощное движение, порыв. Нарушение бытовавшей традиции.
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Дева Мария изображена в покрывале из гладкой ткани и плаще.
Чувствуется воздух, фигуры мягкие, решена задача одухотворенного воздуха. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (148892), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Характеристика творчества художника: этапы творчества, уникальность живописного языка. В базилику вставляется центрический мавзолей, между главной апсидой квадратный объем, там 8гр купол (по сторонам еще экседры).
Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Его замысел был признан столь прекрасным, что, казалось, Рим с самых древних времен не видывал ничего лучшего. Характерно палаццо Каллеони Порто (1552)- двухэтажное здание с симметричным планом. Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор Св. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему.
Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. 5). Петра в Риме. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является.
«Карл 5 в кресле», Карл сидит и размышлять о своей судьбе. Первый проект собора был составлен Кристофором Рокки в 1487 г. и, несмотря на то, что переделывался Амадео, все же не удовлетворил заказчика. Театр Олимпико – один из немногих театров Ренессанса. В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы).
Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Молодой человек изображен глубоко задумчивым. Она построена на месте распятия Святого Петра.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Сооружение произвело большое впечатление на Леонардо да Винчи, вызванного в Павию вместе с Франческо ди Джорджо Мартини для консультации, по-видимому, в связи с опасениями, которые высказывали многие современники, пораженные необычной стройностью центральных подкупольных устоев собора. Творчество Браманте – одна из вершин ренессансной архитектуры. 1510). Фигуры, как скульптуры. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио.
Это тетраконх 6в, в 1476г строят ораторий, а в 1482г вместо оратория 3н базилику. Эта постройка как выдающееся сооружение была включена в научные труды архитекторов эпохи Возрождения С. Серлио и А. Палладио. Он полностью отошел от принципа базиликального плана. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см.
После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. А еще евангелист Иоанн, 1412-1415, для фасада. Второе «Преображение» написанное через 30 лет отличается сильно от старой работы. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. В верхней части стены часовни, поднимаясь над портиком и балюстрадой, образуют высокий барабан, поддерживающий полусферический купол. По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. В 1492—1497 гг. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность.
Основные формы – круг (окна, ниши), но огромным барабаном купол скрыт. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке.
21). Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. 1510-1519), ок. стене несуществующего рукава креста, перекрытого таким же сводом, для чего были использованы перспективная роспись и рельефы из искусственного мрамора (стукко). Человек, оказавшийся в этом идеальном месте, должен был ощутить себя в центре Вселенной.
Воздушная перспектива, прием наглядного объединения расположенных рядом разнородных элементов «передней» и «задней» или «передней» и «средней» зон. Сочетаются готические и античные черты (завершения готические, а гении и путти античные). Наверху рельеф: гении смерти с потухшими факелами держат герб покойного. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Петра при ц. Сан-Пьетро ин Монторио по заказу неаполитанского кард. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Любимая форма Браманте это круг, который у него часто будет встречаться в орнаментах.
Джорджоне во многом следует Беллини, особенно близка «Читающая Мадонна», которая написана в стиле Беллини. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Хотел сделать из церкви мавзолей (семейная усыпальница Сфорцо), но ему принадлежит лишь идея, при нем построены хоры, огибающие купол снаружи и основная часть здания без купола. Брунеллески). Если говорить об изменениях в стиле зодчего, то скорее это заключительный этап его творчества, в котором, несмотря на постоянный контакт с античностью, отражена гуманистическая культура. К началу чинквеченто (16 в. ) центр художественной жизни Италии начинает перемещаться из Флоренции в Рим.
15, слева вверху). «Сельский концерт» приписывают и Тициану и Джорджоне. Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому. Статуи стоят в нишах и на особых пьедесталах над колоннами.
Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Утверждение наследственности античной традиции. Вместе с Леонардо да Винчи Б. работал над сооружением башни миланского собора. Одной из лучших Мадонн Беллини является «Мадонна в лугах», которая была написана в 1505 году.
Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. На этом «балкончике» еще львиные консоли и саркофаг, там умерщий папа, над ним в ракушке Мария с младенцем и балдахин.
В Венеции главным является колорит, а форму они строят живописным цветом. Он поручил создать новый проект Браманте. Милан) и капелла св.
22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св.
Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. Учился у художника Пьеро дела Франческо. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци).
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Миланский период: Его первая архитектурная работа — Санта Мария прессо Сан – Сатиро (1482 -86). К ранним работам относится также картина «Преображение Христово», написанная в 50-х годах, в этой работе фигуры окаменелые. Украшения ниш кампаниллы Джотто, 1416-1435г. Прожил Браманте семьдесят лет и гроб его с величайшими почестями несли в Риме и папские придворные и все что ни на есть скульпторы, архитекторы и художники. В этой картине возникает тема любви. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Санта Мария делла Грация, 1492-1497г.
Начинал как художник. Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. Оружейный зал в Каса Панигарола (фрагменты в Пинакотеке Брера.
Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. Он был первым главным архитектором нового собора св.
Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). В 1493 г. Браманте уехал из Милана. Преображение библейского Давида в Иисуса Христа. Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро.
Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. Родился в Умбрии там же где и Рафаель в 1444 году. Герцог дает ему перестроить еще одну церковь Санта Мария делле Грация. Идея круга в храме абсолютна. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ).
Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. Петра в Риме. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св. Петра в крипте и под куполом нового собора.
В Риме Браманте создал также двор Бельведера в комплексе Ватиканского дворца (1503–45), фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511) и собственный дом, впоследствии перешедший к Рафаэлю. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Миланский период Браманте длился двадцать лет. В своих проектах Браманте охотно использовал оптические иллюзии, с помощью которых достигал эффекта более широко пространства, чем на самом деле. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Сила флорентийского контура и поверхностей.
Беллини никогда не боялся влияний, в данном случае оказало влияние Леонардо Да Винчи. Однако такое перекрытие гражданам не понравилось и строить его они не позволили и так все и оставалось непокрытым в течение многих лет, пока в 1561 году попечители этого строительства не обратились к герцогу Козимо с прошением о том, чтобы его превосходительство соизволил разрешить им завершение купола. У Леонардо идея: город – социальная функция, несколько уровней. Символ великой искусности Микеланджело. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. И вот, пока Браманте продолжал свои изыскания, названный кардинал, возымев желание перестроить для братьев делла Паче монастырский двор из травертина, заказал этот двор Браманте, который, желая заслужить доверие кардинала и ему угодить, принялся за дело со всяческим рвением и прилежанием и закончил его быстро и абсолютно. Пластическая весомость плоти Богоматери мастерски приглушена, что рождает ощущение некоего парения главной героини изображения. Уникальность кристаллизации художественного образа данного творения скульптуры.
Он сделал и нишу, она уже ренессансная (колонны, раковина, портик), Людовик из бронзы – новый материал для Донателло, все цельно, тема цветущей молодости. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
Картина «Любовь земная и небесная» (1515-1516). Главный купол полусферического, несколько повышенного очертания опирается на низкий барабан, покоящийся на парусах и полуциркульных подпружных арках. Неаполя, вместе с др. Папы Иоанна 23 во Флорентинском баптистерии. По плану Браманте храм должен быть увенчан 5 куполами по Византийской схеме. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. «Три возраста», поднимает тему времени.
4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Многозначность шедевра изобразительного искусства. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Переехав в в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество.
С 1499г. Ранняя работа «Три возраста», написанная в 1511 году после смерти Джорджоне. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. В углах креста Браманте предполагал возвести купольные капеллы, а на западном фасаде – 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архитектурных масс к центру композиционной доминантой собора должен был стать купол. У октагона зонтичный купол, а в капелле Сан Сатиро стремление к идеальной центричности. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. странах, а также в живописи, напр. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения.
да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). «Конный портрет Карла 5 при Мюльберге», лицо Карла печально. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Окончательно разработав после переезда в Рим в 1499 году тему купольного сооружения, Браманте внес важнейший вклад в развитие мировой архитектуры.
Сакристия и баптистерий – это 8гр, вписанный в квадрат (дворец Флавиев на Палатине), явно используется система античных построек, но более дробная система (например, ниши с раковинами от Пьеро). Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трех террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.
К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. Одна из главных тем Беллини это тема Мадонны, как у Рафаэля. В ранних работах, напр. То есть показывается триумф личность, проявленный через его дела. рис.
С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Он заложил фундаменты вестибюля и самого храма и полностью закончил вестибюль, богато украшенный пилястрами, карнизами коринфского ордера и всякой другой резьбой по камню, а вместе с тем были выведены и все своды здания, состоявшие из профилированных то же каменных кессонов, заполненных розетками. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм.
Этот стиль появился в Западной Европе в XV в. под влиянием возрождения античной культуры и искусства. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм.
Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. Петра. Низ: на цоколе плита, там 3 почти плоские фигуры (христианские добродетели, ордер, раковины), потом что то вроде балкончика на консолях, потом плита, там 2 гения скорби присели, фланкируют эпитафию.
Апсиду сделать не мог (Т-образная постройка), вот таким образом вспомнил Альберти, сделал большой ордер, цилиндрические своды, столбы и арки. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499— 1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Наибольшей популярностью пользуется вилла известная под названием виллы Ротонда, построенная близ Виченцы.
Он выстроил над храмом IX в. Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479-1483) новую церковь с большим куполом. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Италии. Это та церковь в которой находится фреска Тайная Вечере.
Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Также для собора он выполнил Давида (для контрафорса), потом свиток сменили на пращу и статую поставили около палаццо Веккьо. К середине 16 столетия, когда Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения, в Италии возникает ряд академий, в частности Витрувинская академия (около 1530), деятели которой стремились теоретически обосновать закономерности архитектуры античного Рима изучали трактат Витрувия. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Особенности отождествления сухой подпоры и полной жизни правой ноги Давида. Статуя «Давид» как визуализация абсолютоцентрической религии посредством двух композиционных формул – «ось» и «алтарь». Вся картина полна музыкального ритма.
В Милане: утяжеленные мотивы (Альберти), но тонкая декорация (Брунеллески), античные формы и местный декор. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане).
Микелоццо как архитектор, между 2 колоннами (еще много от готики). Уникальность воплощения космоцентрической формы религии. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. Купол очень низкий, но опять же стуковая декорация – иллюзия (живопись изменяет реальную архитектуру).
К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как Правила пяти архитектурных ордеров (1562) Джакомо Виньолы и Четыре книги по архитектуре (1570) Андреа Палладио. Композиционные формулы художественного образа произведения «Тайная вечеря», раскрывающие тайну невербального общения Спасителя со своими учениками – «волна диктата», «волна энтузиазма». В это время рождаются черты академизма и канонизации основ римской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространственности решений, предвосхищающих архитектуру барокко. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств.
В 1403-1407г работал в мастерской Гиберти (помогал с рельефами северных дверей), 1410г – становится самостоятельным мастером, знаком с Брунеллески (тот приобщил Д к гуманистическим идеям и манере алянтика). Именно он возрождает античную традицию конных портретов (первый конный после античности, по образу Марка Аврелия, античные доспехи). Последним и наиболее значительным строительным предприятием Б. в Милане стал хор ц. Санта-Мария делле Грацие (1492-1497). Ордер пилястр построен на золотом сечении и придает членениям стены строгую закономерность. Художники имели различные подходы к воплощению в жизнь идеологического и исторического монументального строения.
Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. Пространство художественного образа картины «Сикстинская Мадонна» являет Богородицу с младенцем Христом на руках в окружении избранных Святых и ангелов. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Ноги коня утолщаются (учет перспективы).
Стены основного цилиндрического объема «Темпьетто» в нижней части, соответствующей высоте колонн, расчленены шестнадцатью пилястрами, которые чередуются с нишами (прямоугольными изнутри и полукруглыми снаружи), окнами и дверями. на стр. Петра в Ватикане (архитекторами Дж. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте.
Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Венеция входила в состав Византии и потом влияние Византии были постоянными.
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-1497) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью.
Оригинальность отождествление библейского героя с гениальным скульптором. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Те же, кто занимается обмером архитектурных памятников древности, находят, что в архитектуре Браманте не меньше, чем во всех этих древностях, вложено и знания рисунка и искусства. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (149297) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Достраивал её Браманте.
рис. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании.
В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Три широких ступени служат основанием храму.
Метопы и триглифы фриза украшены изображениями церковной утвари и символами Святого Петра. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. 224). До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами.
Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. 1510). Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. Искусство Венеции отличается от искусства Италии.
Это первая архитектурная работа Браманте. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Странное соединение двух одетых мужчин и двух обнаженных женщин. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Пространство средокрестия перекрыто полусферическим куполом на парусах и низком барабане.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503— 1545) и Сан да Мазо (ок. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения.
Там развивается его «большой стиль» в архитектуре, тяга к масштабным монументальным формам, год изучал классические памятники. 22). Очень жалко, что осталось незавершенным столь достойное, полезное и великолепное дело, которое, по отзывам людей той профессии, было наилучшим когда-либо виденным решением такого рода задачи.
Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Миланский период Браманте длился двадцать лет. «Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. В этом прекраснейшем произведении он применил дорический ионический и коринфский ордера и оно отличалось величайшим изяществом.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио.
Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. Ниша неглубокая – срезал спину – появилось ощущение глубины. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким.
Петра. Дель Фьоре. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Знаковые метаморфозы пластических элементов статуи.
В 70 годах 15 века, его приглашают в Милан, где работает как художник. Картина «Сикстинская Мадонна» выполнена на вытянутом в высоту холсте размером 265x196 см. Начал он так: Julio II Pont. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. Темпьетто послужил прообразом нового собора Св. Петра в Риме.
Евангелист Марк, 1411-1413г, сильнее, чем у Иоанна выражена индивидуальность, одеяние полностью подчинено телу. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1).
Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). да Сангалло и фра Дж. В Рим бежал в 1499г после захвата Милана французами, он дружил с будущем Юлием 2. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Северные храмовые комплексы Индии. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. В работах этого периода заметна увлеченность архитектурой древнего Рима (фасад Палаццо Канчеллерия, 1499-1511 дворик ц. Санта-Мария делла Паче, 1500-1504). Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года.
В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. В этой церкви он активно использует мотив круга. Проект Браманте явился один из высших достижений архитектуры Возрождения и кульминационной точной в развитии типа центрального купольного храма, выдвинутого этой эпохой.
Третья точка зрения, развитая Лаваньино, опирается на литературные источники и прежде всего на Вазари. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Благодаря четырем, расположенным на тех же диагоналях, помещениям, над которыми возвышаются колокольни, весь комплекс вписывается в больший квадрат, за пределы которого выступают только четыре главные апсиды. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. На основе этого изучения Браманте строит церковь Темпьету.
Каждый из четырех фасадов центрируется портиком, к которому ведет широкая лестница. Главное: ступенчатое расположение частей, что выявляет купол. Maximo изобразив в профиль голову Юлия Цезаря и двух арочный мост, что и обозначало Julio II Pont и далее вместо Мах.
Он построил трапезную, где Леонардо написал Вечерю. Модулем Темпьеты является круглая капитель дорического ордера. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
Цилиндрические своды главного нефа и трансепта были уравновешены изображением на вост. «Отемпо» изображается старуха. Людовик Тулузский, 1423-1425г. В Венеции нет античного искусства. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Общая характеристика живописи эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520).
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (150004), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. 1510). Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (150345) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.
Для этого Браманте начал в Сан Бьяджо на Тибре, там, где недостроенный коринфский храм, произведение весьма редкостное, строительство дворца, от которого осталась начатая прекраснейшая рустованная кладка. Выдумка эта была заимствована Браманте из Сан Никколо в Пизе, о чем говорилось в жизнеописании Джованни и Никколо Пизани. библиографию), Ант. И хотя позднее строили и лучше, дворец этот тем не менее почитался и почитается еще за свою обширность жилищем удобным и великолепным строителем же этого здания был некий Антонио Монтекавалло. Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис.
Эгоцентрическая форма религии. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Этот храм является самым завершенным храмом Браманте. Донато Браманте (итал.
В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных. Большой купол, венчающий здание, вырастает из массы более мелких объемов, образующих пирамидально построенную композицию, - Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения.
Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. богоподобного Израиля. До 1479 г. он поступил на службу к герц. Проект не был осуществлен, Б. критиковали за отход от древней формы базилики имп. Мощные подпружные арки, античность мерцает через орнаментику (красота полихромии, выразительность деталей, четкая геометрия). Уникальность творчества мастера как творца способного оживлять мрамор.
Настоящее имя – Эразмо ди Нарни. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано.
Чаша-светильник, аллегорически проявляет себя в качестве дара. В центре был задуман огромный купол. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид. Дорическая колоннада окружает здание.
После вторжения французов в сент. Также разрабатывал и надгробия, тип большого пристенного. в росписях фасада Палаццо делла Подеста в Бергамо, украшенного фризом «Философы» и Капеллы дель Пердоно в Урбино, Б. проявил себя как художник-декоратор, объединив и расширив пространство посредством декоративных приемов. Антонио да Сангалло закончил южную и построил восточную ветви креста и перекрыл их сводами. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте.
Развитие способности наблюдать за природой:. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Маленький Христос изображается уже как мертвый. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
В ранний период выполняет общественные заказы, в поздний – частные. Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
На предполагаемом месте мученичества ап. Внутри храма он активно использует римскую арку в интерьере. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями.
Уникальность «сфуматто» – заставляет границы практически всех изображенных предметов «таять». Это замещение надгробия, сам кондотьер погребен в соборе. Браманте вынужден был искать работу в другом месте. Следующий Папа Юлий 2 решил перестроить базилику Святого Петра. В 1580 году Палладио создал театр Олимпико в Виченце.
Цвето-пространственное построение картины. Короткая Т-образная в плане 3н базилика, цилиндрические своды и полусферический купол на парусах и низком барабане (все основные конструктиво-архитектурные элементы купола заимствованы у Брунеллески, как бы дальнейшая проработка купола Пацци). Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Условно в его творчестве выделяют ранний период (1й Флорентийский: до августа 1432г Рим: август 1432 – май 1433г 2й Флорентийский: после 1433г Падуанский: 1433 – 1453г) и поздний период, он возвращается во Флоренцию – 1453-1466г. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Анализ скульптурного произведения «Давид» (1501-1504).
Старик, молодой человек и мальчик. ниже). БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio). Мадонна движется навстречу людям и вместе с тем неподвижна. А потом он предложил перестроить церковь Санта Мария пресо Сан Сатиро.
Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Донато Браманте, 1444, Ферминьяно – 1514, Рим. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Однако собор св. Построенная на том месте, где, по преданию, был распят апостол Пётр, капелла играла роль исторического мемориала и в то же время символизировала христианскую церковь, основанную Петром. Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем.
А после их смерти Бальдассаре Перуцци, строивший в средокрестии со стороны кладбища капеллу короля французского изменил его замысел, при Павле же третьем все переиначил Антонио да Сангалло и, наконец, Микеланджело Буонарроти отверг все многочисленные предложения и без излишних затрат достиг такой красоты и такого совершенства, о каких никто из тех не мог и помышлять и которые целиком вытекали из его проекта и из его вкуса, хотя он и мне говорил не раз, что он считал себя лишь осуществителем замысла и проекта Браманте ибо тот, кто спервоначалу заложил большое здание, тот и автор его. И дело вовсе не в соперничестве мастеров.
Картина строится открытым чистым цветом. Главное создание Браманте – проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. Впервые высказал идею о необходимости единообразия в римском градостроительстве.
Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Неконструктивность подпоры. Композиционная формула «концентрические окружности». В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок.
Здесь Давид впервые молодой. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро.
Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Он основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого возрождения. Он сохранил там только алтарь св. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Крупнейшим творением Браманте является собор св. Иоанна Крестителя ц. Сан-Пьетро ин Джессата украшены фресками Б. ему же принадлежит картина «Христос у столба» из мон-ря Кьяравалле (ок. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом.
Внизу три фигуры как атланты поддерживают саркофаг. 1490 Пинакотека Брера, Милан). Петра в Риме. Ранняя работа «Моление о чаше» очень похожа на картину Беллини.
Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди), 1386-1466г, Флоренция. «портрет Молодого человека с перчаткой».
в архитектурном фоне фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане. создал капеллу-ротонду – т. н. стиль высокого Возрождения, выработанный Б. наряду с др. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Религиозность светского сюжета.
Обнажение как сущностный признак невинности. Фасад другого сооружения – палаццо Барбарано – построен на применении двух ордеров каждый этаж выделяется особым ордером. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. перспективы: «задняя» зона (растворенный в дымке Горний мир), «средняя» зона (проявивший себя Горний мир в виде горных цепей и долин, пробитых дорогой, а также в виде реки с переброшенным через нее мостом) и «передняя» зона (Дольний мир человеческого жилья, обозначенный горизонталью балюстрады, вертикалью балюстр и женской фигурой в кресле). Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. В 1419г он видел папу, гробница по воспоминаниям, не по посмертной маске. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств.
Композиция от Леонардо – треугольная. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Гробница кардинала Ринальдо Бранкаччи в Сант Анджелло а Нило в Неаполе. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). – обелиск, который стоял в Большом цирке.
здесь же работал римлянин Джулио Романо. Византийская икона, живопись были господствующими до середины 15 века, но в середине 15 веке появляются художники, которые начинают новое искусство «Возрождения». При перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-1483): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. 1510).
Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты.