Картина Франсуа Буше Туалет Венеры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. В ней проиллюстрирован целый миф.
Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше.
Истинным певцом женской красоты был Франсуа Буше, «кого Венера и ее Двор, — по выражению современника Фрерона, — избрали своим художником». На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Главный город Фландрии Антверпен, где художник обосновался и провел большую часть жизни, в XVI веке был столицей мировой торговли.
Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Венера на этом полотне не самых скромных форм, ее тело дышит здоровьем. Уже при жизни репутация Буше-рисовальщика была весьма высокой, о чем свидетельствует тот факт, что его рисунки мгновенно раскупались собирателями живописи. Он распушил свои перья и смотрит на богиню, не отводя глаз. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны.
Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Завидная невеста из высших кругов Антверпена питалась регулярно, калорийно и дорого и ее формы были показателем благосостояния. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев.
Однако, она напоминает дворцовую леди того времени. Однако эти особенности, отличающие представленные картины от основного варианта (в начале XX века — собрание А. Гольдшмита, затем — А. Ротшильда в настоящее время — частное собрание, Нью-Йорк), заставляют усомниться в авторстве Франсуа Буше.
Соблазнительная юность его женских образов смягчала эротизм поз и движений. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Многие из них являются набросками к его будущим картинам.
Около ее ног воркует голубь. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. 2 Зеркало. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья.
За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов.
Гражданская война, отделение от Испанской империи Северных Нидерландов и блокада выхода к морю подорвали могущество Антверпена, однако в начале XVII столетия город понемногу восстанавливался. Одновременно существует ряд рисунков мастера на сюжеты «Триумфа Венеры» и «Туалета Венеры», одни из них являются самостоятельными, другие следует считать подготовительными к живописным композициям. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом.
Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. И в первую очередь это касалось еды. Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Буше, крупнейший мастер искусства рококо, «первый художник короля», одаренный всеми титулами, которыми Академия изящных искусств жаловала своих членов, любимый художник фаворитки короля ЛюдовикаXV маркизы Помпадур, был виртуозным живописцем.
По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Дворянство и богатые буржуа привыкли жить на широкую ногу. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта.
Такая красота пользовалась спросом и Рубенс с удовольствием умножал ее на полотнах. Вполне вероятно, что приобретение этих двух композиций Н. Б. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. 101x86, 7 Франсуа Буше, яркий представитель искусства французского барокко, был весьма разносторонним мастером: он работал как художник, гравер иллюстратор, декоратор, расписывал веера и сервизы.
Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Точно не установлено, кто изображен на холсте.
Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. К последним можно отнести набросок к фигуре Венеры из композиции «Триумф» использованный в нью-йоркском оригинале и эрмитажной картине. Вторая картина называется "Летняя пастораль". Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины.
Портретная живопись не была "коньком" Буше. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. Энею, герою поэмы Вергилия Энеида, было предначертано высадиться в Италии и заложить город Рим. Туалет Венеры После 1743.
Атрибут богини любви и красоты, символ женской привлекательности. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Она сидит на софе, вытянув вперед одну ногу и подтянув к себе другую.
В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. Тогда же маркиза де Помпадур привлекла к разработке новых проектов для своей мануфактуры Франсуа Буше. Известно большое количество полотен, написанных Буше и его учениками на эту тему. Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться розовой наготой нимф и фарфоровыми личиками пастушек. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе.
На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Ее тело расписано в редких и не самых естественных тонах. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной".
Холст, масло. Картина наполнена множеством мелких деталей. Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях.
Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. Кудри богини завиты, а Амуры будто пытаются ее одевать. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами.
Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). И в один прекрасный день она стала его любовницей. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. В этих случаях мастер обращался, чаще всего, к женской натуре – как одетой, так и обнаженной.
Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Всю жизнь он писал взахлеб, оставил невероятно большое количество картин, гобеленов, рисунков, гравюр и других работ. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры.
Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына.
По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной.