Имя Василия Андреевича Тропинина известно всем, кто знаком с историей русской культуры первой половины XIX века. Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Корпово, Новгородская губерния – 3 мая 1857, Москва) – русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Тропинин ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ – русский художник.
Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии— 3 (15) мая 1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Тропинин Василий Андреевич своим творчеством оказал огромное влияние на формирование московской школы живописи, способствовал развитию реалистических тенденций в русском художественном искусстве. Василий Андреевич Тропинин (1930марта1776, с. Корпово, Новгородская губерния— 315мая1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Василий Андреевич Тропинин (19марта1776, с. Корпово, Новгородская губерния— 3мая1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Василия Андреевича Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище. Здесь Василий Андреевич провел шесть лет (1798-1804), однако обучение Тропинин не закончил. Василий Андреевич Тропинин (1930марта1776, с. Карпово, Новгородская губерния— 315мая1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. В 1807 году под руководством Василия Андреевича Тропинина было закончено строительство Кукавской церкви.
Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии — 3 (15) мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Тропинин Василий Андреевич (1776 г. – 1857 г. ) – выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Василий Андреевич Тропинин (1930марта1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 315мая1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Не случайно в 1971 году в Москве был открыт музей Василия Андреевича Тропинина и других московских художников его времени.
Тропинин Василий Андреевич – выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь.
Щепкина, П. С. Учился изобразительному искусству у отца. Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Самарина — в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846).
Свиньин, Н. А. Щукиным.
Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Живописная фактура приобретает плотность. Портрет подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно.
Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. Художник переходит к простому, сдержанному реализму.
Позднее творчество В. А. На рисунке образ женщины сильно отличается от того, каким он станет в картине здесь это немолодая грузная женщина, лишенная обаяния и поэтической прелести «Кружевницы». Раннее творчество Тропинина весьма неровно. Коннозаводчик. Строганову и императрице. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня.
4 сентября 1833 года «за отличную усердную службу в течение войны с польскими мятежниками пожалован в Коллежские Асессоры» (VIII класс). 28 июня 1831 года произведён в Старшие лекари. Этим отличается Портрет А. А. Тучкова (1843). Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу.
«Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных», – вспоминал он позднее. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Не стоит рассматривать этот портрет как маскарадный или костюмный. Он понимал, что ему не хватает знаний в области рисунка, не хватает умения передавать объемную форму. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю.
«Все я был под началом, да опять придется подчиняться. – большая редкость в творчестве художника. Поза изящно-непринуждённа, внимательный взгляд устремлён прямо на зрителя. Изящный утренний наряд Надежды Михайловны Бер вносит в картину интимную ноту.
Только в 1823 году Морков, наконец, решился дать ему «вольную» в это время Тропинину было уже 47 лет. Учась в ней имел лучшие результаты по закону Божию, словесности истории, языкам и естественным наукам (география и естественная история) и посредственные — по математике и физике. Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. Это был тяжелый удар для художника, который только начал приобщаться к большому искусству.
Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. Молодые люди понравились друг другу и Николай Иванович сделал ей предложение. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств.
Начало ряду одноименных работ положил Гитарист в косоворотке. За него вышла замуж вольная поселенка, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Витали (1794 год, Петербург — 1855 год, Петербург) — русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог.
По копиям Тропинина можно судить о его интересе к голландским и фламандским мастерам — Рембрандту, Йордансу, Тенирсу. Портрет Моркова (первая половина 1820-х гг. ). С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. Когда же был организован музей А. С. Маковский привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Образ человека раскрывается через предметную среду, вещи, которые его окружают.
Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Отсюда – определенное сходство палитр художников. Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта.
Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Погребён в Москве на Ваганьковском кладбище. К 1830-м годам Тропинин был уже знаменитым портретистом. В 1821 году Тропинин вместе с Морковыми переселился в Москву. Тропинина парадных портретов относится портрет Н. И. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Однако образы Пушкина, созданные обоими знаменитыми художниками имеют много общего.
Вскоре будущий художник в числе приданного дочери Миниха стал крепостным графа Моркова И. И. Новый хозяин направил Василия под присмотр двоюродного брата А. И. Моркова в Петербург обучаться кондитерскому ремеслу. Женат не был. Своим портретом Тропинин как бы бросал вызов официальному искусству, согласно которого красивыми считались удлиненные черты лица. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни.
В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. Воейков Дмитрий Петрович (1788–1876 гг. ), помещик, владелец усадьбы в Москве. Василий Андреевич родился 19 марта в селе Карповка Новгородской губернии. Сопровождая в качестве слуги Моркова в поездках, Василий Андреевич возил с собой хозяйственную книгу «разной провизии и припасов», записи расходов в которой были лишь на первой страничке. Протасьев относился к тёще, особенно когда она овдовела, с истинно сыновней заботливостью, часто навещал её, помогая по хозяйству, хлопотал о её делах в чиновничьих инстанциях, писал губернскому предводителю дворянства, прося принять её под своё покровительство.
Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А. С. Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В. А. В его семье Тропинин и поселился.
Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844). В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств. Примечателен портрет сына Тропинина Арсения («Голова мальчика»). Портрет Е. И. Карзинкиной (после 1839) решен как парадный.
Тонированный грунт и та первоначальная гризайльная проработка, которая большинством художников рассматривалась как подготовительный этап к последующей основной работе и почти полностью скрывалась под красочным слоем и лессировками, у Щукина постоянно играют активную роль в живописной структуре холста. Через некоторое время родители простили дочь и дали ей своё благословение». В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия. Майкова, П. А. В доме Морковых художник занял место повара-кондитера одновременно личного лакея графа.
Тропинин очень любил «жанровый портрет». До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности.
Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. Первым по времени, в 1829 году, был написан портрет полковника Андрея Ивановича Барышникова (1803–1867 гг. ) – сына Ивана Ивановича. В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, около Большого Каменного моста. Художник создал здесь одно из самых вдохновенных своих произведений. Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году.
Стоило однажды Надежде Ивановне вскользь пожаловаться в письме на «горести», как зять тут же откликнулся: «Зачем не напишете, что и кто причиняет вам горести, право, тотчас отправлюсь к вам». Тучкова (1843). Здесь и фотографически точное изображение инструмента той эпохи и постановка рук, положение пальцев на грифе, стопка нот на картине 1832 года, по которым хочется угадать исполняемое произведение и, наконец, с большой долей вероятности изображение одного из самых ярких деятелей русской семиструнной гитары первой половины XIX века Владимира Ивановича Моркова (1801–1864 гг. ), русского гитариста-виртуоза, ученика знаменитого А. О. Сихры, будущего автора Школы для семиструнной гитары и целого ряда сочинений и переложений для этого инструмента, а также получившего широкую известность и популярность. Даже по отношению к друзьям и близким он утончённо вежлив и обязателен. Алексеева, П. И. Интерес к народным типам влечет художника и к созданию произведений бытового жанра. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств.
Моркова. то одному, то другому. Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания.
Академик живописи. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье – в новое имение Морковых. Тропинин прожил на Украине до начала Отечественной войны 1812 года. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется.
На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.
«Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит.
В 1840 — 1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин — Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Но это оказалось для юноши роковым: опасаясь потерять «своего человека», Морков отозвал Тропинина из Академии. С 1818 жил в Москве, работая в собственной мастерской. Мочалова, актера петербургской Александринки В. А.
Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Вскоре после начала занятий он стал получать за свои рисунки премии и медали. Около 1818 года возникло одно из самых значительных и обаятельных произведений Тропинина погрудный портрет сына (Третьяковская галерея). Каратыгина. Однако и по существу своему это подлинно национальный образ, который сегодня воспринимается скорее не портретным, а типическим изображением, сродни Кружевнице, Золотошвейке, Ямщику. Двадцатые годы представляют лучшую пору в творчестве Тропинина.
В 1825 году Тропинин делает аналогичное изображение «Золотошвейки» (Республиканский художественный музей республики Коми, Сыктывкар), также повторенное в 1826 году. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Еще более глубокое осмысление народный характер получил у И. Н. Крамского. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.
Портрет Ираклия Моркова (1810-е). Здесь он занимался у С. С. Щукина. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. В 1799—1800 гг., в чине полковника, состоял старшим адъютантом при генерал-фельдмаршале гр.
Тучковым. Соболевским, которому хотелось сохранить для себя образ Пушкина «как он есть, . Один из которых – подарок Е. К. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров.
В 1830 — 1840-е годы русский народный костюм был в большой моде. Около 1798 начал учиться в петербургской АХ, но в 1804 был отозван своим помещиком. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии.
В середине 1810-х годов ему позировал издатель П. П. Василий Андреевич блестяще учился и получил серебряную и золотую медали. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину. Этим отличается Портрет А. А.
Внизу веден фрагмент тонких кружев. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, — говорил он. Портретному мастерству Тропинин обучался у С. С.
Умер Тропинин 3 мая 1857 года. Аналогичных картин Тропинин написал много. Наследуя семейную традицию, он был не только коллекционером, но живописцем и гравёром. Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву.
В течение своей долгой жизни Тропинин писал себя самого, по-видимому, всего два раза (не считая повторений своих портретов). Пушкина), заказанный другом поэта С. А. Угрюмов. Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы. Также после Отечественной войны 1812 года писались портреты героев войны – генералов А. П.
отозвал Тропинина из Академии. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.
Этим и ограничилось «систематическое» образование Тропинина. Колорит этих работ мягкий, приглушенный – преобладают сероватые, охристые, зеленые тона. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля. Изображена Лидия Николаевна Кожина (1805-1881 годы), урождённая Всеволожская, во втором браке Де-Жюльвекур.
В 1840-е годы Тропинин все чаще размышляет о закате жизни. После академической выставки он приобрёл известность, круг его клиентов расширился. За спиной художника открывается вид на Кремль. Хорошо найденное быстрое движение придает портрету большую жизненность. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной.
В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Майков. Произведение получило много лесных отзывов у современников.
Портрет П. Н. Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве. Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Чуткая и чистая душа Василия Андреевича мирилась со многим.
В этом семействе царил культ «неясного сердца» искренних родственных привязанностей, взаимной поддержки и заботы. В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Тёщу Надежду Ивановну именовал не иначе, как «друг мой матушка», подписываясь: «преданный и покорный сын». С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни.
Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах Украинская девушка с Подолья (1800-е), Мальчик с жалейкой (1810-е), Украинец с палкой, Пряха (обе 1820-е) и др. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. 15 марта 1814 года поступил в Московскую Губернскую Гимназию. В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. Однако ни одно из этих повторений не может сравниться с первоначальной «Кружевницей», все дальнейшие изображения кружевниц и золотошвеек уже более манерны: они несут на себе печать невзыскательных вкусов публики.
Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. Особенно привлекательны подготовительные этюды с членов семьи Морковых, созданные для семейного портрета 1813 года (Третьяковская галерея), они написаны очень свободно, с использованием полутонов, образы подкупают своей интимной простотой. Хозяин отозвал его в своё новое поместье на Украину. Одновременно эти портреты прекрасно отражают стиль эпохи – интерьеры, свойственные бидермейеру, где каждая вещь существует сама по себе, но создает атмосферу комфорта и уюта.
Искусство в России всегда было делом государственным. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Багратиона, Ф. И. 9 мая 1803 года крещён в Успенской церкви Каширы.
Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. Участник русско-турецкой войны 1787—91. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели.
Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд. В ноябре 1807 году получил чин тайного советника и назначен сенатором. В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. На Украине Тропинин прожил с 1804 по 1821 год.
Тропинин писал портреты членов купеческих династий Киселевых, Карзинкиных, Мазуриных, Сапожниковых. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. В лице поэта отражена глубокая мысль. Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна.
Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Живописная фактура приобретает плотность. Жена и сын оставались в крепостной зависимости еще пять лет. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын. Замечательно выражение нежной заботы на лице Николая Ивановича Бера. С помощью товарищей, офицеров полка, Николай Иванович увёз Надежду Михайловну из дома.
1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. относятся к «портрету-типу». Особенно интересна была «Кружевница» (1823, Третьяковская галерея) родоначальница целого ряда аналогичных картин Тропинина. Первым его приобретением стала коллекция офортов Рембрандта. Скотникова (1821), «Старика-нищего» (Русский музей) и знаменитую впоследствии «Кружевницу». Талызина. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни.
Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. В 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: Возвращение ратника к своему семейству, Русская крестьянская свадьба, Русская крестьянская пляска и Ворожба на картах. Особенно хлопотали за Тропинина А. А.
В 20-х – первой половине 30-х гг. К этому времени слава о Тропинине-портретисте разнеслась по всем окрестностям. Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов. Зимний пейзаж можно трактовать как намёк на немолодые годы героя. У этого портрета была странная судьба.
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), русский художник. Несомненно, художник стремился создать возвышенный образ поэта. В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном: античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.
Картина сильно пострадала. По цвету оба групповых портрета много суше и жестче, чем этюды. Этот шедевр был тепло встречен публикойна выставке в Академии художеств. Здесь до 1812 года он женился у него появился сын — Арсений.
В 1830-1840-е годы русский народный костюм был в большой моде. Меншиков Николай Сергеевич, светлейший князь (1790-1863 гг. ) – Из рода светлейших князей Меншиковых. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника. С этих пор Рембрандт стал его "героем" на всю жизнь. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским.
Он был крепостным графа Миниха, но затем в качестве «приданого» за дочерью последнего перешел во владение графа И. И. В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. Тропинин часто бывал в Москве.
Колорит картины соответствует ее содержанию. Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных, – вспоминал он позднее. Алексеева, А. П. В руке девушка держит коклюши.
Художник прожил в Кукавке около 20 лет. Шёлковое платье служило лишь для приёма гостей. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей.
Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Нет, в Москву», – часто говаривал художник и навсегда обосновался в давно любимом городе.
и И. И. Морковых (1813 г. ). Брюллова (Третьяковская галерея). Паскевиче. Равича (1825, Третьяковская галерея). Обычно портреты Тропинина поясные или поколенные, художник в эти годы редко писал целые фигуры, которые более подходили для парадных композиций, а их Тропинин не любил и создавал не часто.
Два портрета – младшей дочери Анны Ивановны и её мужа Степана Никитича Бегичева (1785–1859 гг. ) – были окончены художником в 1846 году. "Портрет В. И. В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного.
Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. Голицына (после 1828) – последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Детские образы были для него особенно привлекательны.
Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. В свободное время художник продолжал свое образование и много рисовал, писал с натуры. Урусова, И. И.
Здесь были созданы картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е годы), «Мальчик с жалейкой» (1810-е годы), «Украинец с палкой», «Пряха» (1820-е годы). Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница».
Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Интерес к групповому портрету в то время проявляли и другие художники – О. Кипренский, Ф. Толстой. Портретист.
Первой мыслью, овладевшей им после освобождения, было «приютить себя к какому-либо классу людей». В 1832-35 годах предводитель дворянства Клинского уезда Московской губернии. Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. В первое время занятия живописью носили характер нелегальный (с 1798 года Тропинин посещал бесплатные классы рисования в Академии художеств) и лишь в 1799году помещик определил его в Академию художеств «посторонним учеником» (в качестве штатных учеников крепостных в Академию не принимали). Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи. Там художника назначили на должность кондитера и лакея.
В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью Портрет Ираклия Моркова (1810-е). Тщательно и с любовью написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Также типичен Портрет Е. В. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Её подлинность была подтверждена Тропининым.
Родился в Санкт-Петербурге. В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью.
В 1812 году состоял адьютантом князя Петра Ивановича Багратиона. А. В. Суворове, участвовал во многих сражениях. И в парадном портрете В. А. В 1841 году вернулся в Санкт-Петербург, а с 1842 года — профессор петербургской Академии художеств.
Тщательно и с любовью написан натюрморт — кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Портрет Варвары Ивановны Ершовой, урождённой Барышниковой (1797–1847 гг. ), с дочерью Екатериной Гаврииловной (1826–1845 гг. ) написан в 1831 году.
Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи». У него не раз повторяется одна и та же схема композиции, становится беднее палитра.
С 1821 постоянно жил в Москве. Тропинина. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника.
Чувствуется, что это неглупый человек, но из категории тех, кто живет в свое удовольствие и главную цель существования видит в чувственном наслаждении всеми проявлениями жизни — от эмоционального переживания сентиментального романа до вкусного обеда. Первый автопортрет относится к 1824 году. Граф Морков не позволил своему крепостному продолжать образование в академии. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина. В 1836 году Тропинину довелось написать портрет своего знаменитого современника – К. П. Всё здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета.
более чем через 20 лет (Третьяковская галерея). Тропинин подал просьбу об избрании его в «назначенные» и в 1823 году прислал в Академию портрет гравера Е. О.
Тропинин сначала сделал ряд портретных набросков с Брюллова карандашом это, пожалуй, наиболее точные изображения (Исторический музей). Линии намечают основные формы фигуры, тени прокладываются легкой штриховкой. Князь Голицын покровительствовал Тропинину. Щукин.
До 1823 крепостной. Байрона, А. Мицкевича, А. Пушкина, А. Орловского. В 1830 году вышел в отставку в чине капитана гвардии. Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А. С. Миниха позднее был отправлен в распоряжение графа И. И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха. Грёз был тогда в России очень популярен.
Работы он переслал в столицу. Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному.
Портреты 1820-х годов – Н. А. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. Алексей Иванович Морков сыграл в судьбе молодого человека значительную роль.
Его отец крепостной крестьянин графа А. С. Миниха за честную службу получил личную вольную. Многие уговаривали Моркова отпустить художника на волю, но хозяин был упрям и не хотел расставаться со «своим» живописцем. Эти наброски показывают растущий интерес Тропинина к бытовому жанру. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Но в его худощавом лице чувствуется какая-то преждевременная усталость. После окончания школы юношу взяли в господский дом для выполнения мелких поручений — «на побегушки».
Он первым исполнил алябьевского «соловья». С переселением в Москву начинается новый период творчества Василия Тропинина и самую поэтическую группу картин составляют изображения молодых женщин за рукоделием («Золотошвейка», «За прошивками»). В его Страннике и Фомушке-сыче развит художественный анализ тех качеств простых людей, которые впервые обрисованы в тропининских слугах, странниках, старых солдатах.
На портрете мальчику около десяти лет. К числу редких в творчестве В. А. Урусова, Ф. И. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, – говорил он. Парные портреты Протасьевых решены как парадные. Ему благоволили профессора Академии. Здесь Василий Андреевич провел шесть лет (1798-1804), однако обучение Тропинин не закончил.
Картина была замечена самой императрицей. В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин – Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. В Москве в 1969 открыт музей Тропинина и московских художников его времени (филиал Останкинского дворца-музея творчества крепостных). Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Хотя эти этюды имеют незаконченный характер, в них все же можно уловить характерные черты московского городского люда, а также некоторые особенности московского быта 30-40-х годов. В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна.
Привязанность Тропинина к Москве была глубоко оправданна. Здесь он занимался у С. С. Щукина. «Кружевница» сохраняет живую человечность. Слабость композиции понятна у художника, не завершившего академическое образование.
Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов. Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. За всю свою жизнь он написал ещё три подобных композиции.
Выдающимся созданием Тропинина стал портрет А. С. От этого периода до нас дошли портреты Морковых (1813), этюды изображавшие украинских крестьян, сельскую свадьбу и т. п. Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Однако это были явления эпизодические они не имели национальных традиций и воспринимались современниками с оттенком экзотики.
Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником.
Бера с женой (1850 год). Тройка умчала влюблённых и они обвенчались. Портрет П. Н.
С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. Однако Тропинину не совсем удалось справиться с большой портретной формой.
Портрет Арсения Тропинина (1818 г. ) написан рукой уже зрелого мастера. Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. Тучковым.
Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Видимо, Тропинин знал о его пристрастии к хорошему французскому табаку и о постоянных заботах Елизаветы Петровны, чтобы табакерка её «друга» всегда была полной.
Изображение князя благородным разбойником продиктованоклонны временем. В 1840-е годы он служил сапожковским посредником по полюбовному размежеванию земель. Карзинкиной (после 1839) решен как парадный. Подобное решение могло быть подсказано мастерами XVI-XVII веков – А. Корреджо (Тропинин копировал его работы), Караваджо, Ж. де Латуром, наконец, особенно интересовавшим его Рембрандтом. Среди них можно выделить Портрет С. С. Кушникова (1828) — бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М. Голицына (после 1828) — последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но обучение продолжалось лишь до 1804 г. Это было граничит с тем, что в 1804 году, появившаяся на выставке картин а Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», дала повод говорить о способностях Тропинина очень влиятельным лицам, вхожим в высшие круги Петербурга. Портрет Е. И.
Многократно варьирует он и свои автопортреты. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную». Сын сенатора, действительного тайного советника светлейшего князя Сергея Александровича (1745-1815 гг. ) от брака с княжной Екатериной Николаевной Голицыной (1764-1832 гг. ) правнук светлейшего князя Александра Даниловича, младший брат адмирала, генерал-адъютанта светлейшего князя Александра Сергеевича.
В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи (Украинец, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Этими чертами отмечен портрет Л. Н. Кожиной. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина.
Елизавета Петровна была неплохо образована. Несколько раз он побеждал в конкурсах, устраиваемых академией. К этому времени о его таланте уже заговорили в московском обществе.
1818). Однако вольную выдал лишь ему одному, оставив его сына крепостным. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Тропинин считал свое пребывание на Украине заменой пенсионерства в Италии. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров.
При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Характерной деталью на портрете Михаила Федоровича служит табакерка в его руке. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок (1842) представляют собой жанровые сцены из трех фигур изображенных в условно переданном интерьере с окном Общее решение портретов восходит к репрезентативному портрету XVIII века. В 1824 году за Портрет медальера К. А. Воронцовой.
Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет. Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя.
Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. 8 октября 1834 года «определён в Московскую Мариинскую больницу ординатором». Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке.
Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. Дмитриев. Дмитриев. Самым интересным портретом этого периода считается изображение головы девушки-подолянки. Заказ Барышникова Тропинин выполнял почти пятнадцать лет.
Однако после получения личной свободы возникла необходимость официально упрочить свое право заниматься живописью и художник пишет Щукину с просьбой оказать содействие для представления своих работ в петербургскую Академию художеств. Тропининский Портрет Ф. С. Витали скончался в Петербурге 5 (17) июля 1855 года. Слава принесла ему множество заказов, которые он продолжал выполнять за минимальную плату. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали.
Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Рамазанов вспоминает: Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище в Москве. 1823: кроме портрета А. С. Пушкина, все упомянутые выше произведения – в ГТГ). Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания.
Эти этюды напоминают некоторые образы из произведений Гоголя. В 30-х годах он начинает широко пользоваться стандартными привычными приемами. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти.
Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. Руссо, «властителя дум» нескольких поколений дворянской интеллигенции. Сергей Сергеевич Кушников (1765—1839 гг. ) — петербургский гражданский губернатор (1802-04 гг. ), действительный тайный советник (1827 г. ), племянник историка Н. М. Карамзина.
Сходство налицо. Выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Отсюда — определенное сходство палитр художников. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. Зубова). Часто он пользуется одними линиями, но уже не в плане академизма.
Кружевница (1823) — одно из самых популярных произведений Тропинина. Его знали не только в столице: к нему приезжали «писаться» и из провинции. Это один из самых одухотворенных детских образов русского портрета XIX века. На этом портрете он стройный молодой человек. О Тропинине заговорили как о русском Грёзе.
Эта подкупающая естественность является новым словом в русском реалистическом портретном искусстве того времени. Много впечатлений он получал на ее базарах, у прилавков, где продавались лубочные картинки. Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. И тем не менее в портрете сына ему с удивительной живостью удалось поймать миг внутренней жизни живого, быстрого, готового всей душой откликаться на всякий внешний побудитель человека.
Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. А та с оказией посылала своему любимцу то старинный стакан, то вязаное одеяло. Романтики полагали "тьмо-свет" одним из важнейших выразительных средств живописи. В каталоге выставки Варвара Ивановна названа вдовой статского советника. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений. Таковы изображение «Пожилого украинского крестьянина», «Парубок» (оба в Третьяковской галерее), «Портрет пожилого человека» (Киевский музей украинского искусства).
Василий Андреевич Тропинин родился в 1776 году в Новгородской губернии. К 1840-м годам, когда его в боярском кафтане писал К. П.
Ее улыбка и лукавая и чуть-чуть печальная сочетается с открытым умным взором. Дмитрий не отличался здоровьем: сказалась перенесённая в юности опасная болезнь. Во всяком случае, это бесспорно в отношении «Гитариста», которого всякий историк русской семиструнной гитары, да и просто любитель интересующийся историей гитары в России, воспринимает и видит именно так. Детские образы были для Тропинина особенно привлекательны. Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. В созданных одновременно с картиной этюдах Портрет графини Натальи Ираклиевны Морковой (1813) и Портрет Николая Ирклиевича и Ираклия Ираклиевича Морковых (1810-е) художник не ставил перед собой сложных композиционных задач. Здесь Василий Андреевич писал семейные портреты Морковых, расписывал церковь.
Его еще молодое лицо полно ясного спокойствия. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. 20 сентября 1823 года за картины «Кружевница», «Портрет художника Е. Скотникова» и «Старик-нищий» Тропинин получил звание «назначенного академика», а 6 октября 1824 года был единодушно избран академиком за картину «Портрет медальера К. Леберехта». Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В. Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему.
Он повторил «Кружевницу» уже в 1824 году (Горьковский художественный музей) и затем еще раз несколько позже (Саратовский художественный музей). Приехав туда, Тропинин получил должность усадебного живописца, кондитера и лакея. В Академию он пришел двадцати двух лет от роду. Кожиной отражён духовный облик женщины того времени – умной, начитанной, живущей богатой внутренней жизнью.
В живописной стилистике и в портретной концепции Тропинина в 1810-е годы сохраняются многие черты искусства XVIII века – рокайльная гамма смягченных дополнительных цветов, с преобладанием золотого тона, мягкая подвижная кисть, прозрачная, мерцающая фактура. Эти ранние портреты, поясные на нейтральном фоне, восходят к традиции русского камерного портрета XVIII века. Не остались равнодушными и Тропинин с Оболенским. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.
Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. К 1820-м годам относится большое количество рисунков Тропинина. В портретах 30-40-х гг. Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом.
После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Зубовой (1834, Третьяковская галерея), создающий поистине типический образ. Когда в 1836 году Москву посетил К. Брюллов, он отказывался писать здесь портреты, говоря: «У вас, в Москве, есть свой превосходный художник». Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е).
Портрет неизвестного с трубкой (1840-1850) – одно из лучших поздних произведений художника. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. На тот момент Тропинину было уже 44 года. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки.
Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась. В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет. Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает.
В разъездах по служебным и хозяйственным делам не забывал навещать бабушку. Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С. С. Мебель для их усадеб и московского дома делали чаще всего свои крепостные мастера. Гавриил Петрович Ершов умер восемь лет спустя (1772– 1839 гг. ). Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре.
Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. В 1814 году – камер-юнкер 5-го класса. На академической выставке 1804, наряду с работами Кипренского, Акимова, Боровиковского, А. Иванова, Угрюмова, Щедрина, выставлялась и работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке», сюжет которой был взят у особо популярного тогда Грёза. В октябре 1812 года пожалован во флигель-адьютанты Свиты Его Императорского Величества. В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. Вот что писал он ей, получив одеяло из грубой домашней шерсти: «Это драгоценный для меня подарок, так как вы сами изволили вязать его».
Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др.
Художник свободно владеет в это время разнообразными приемами рисования. ТРОПИНИН, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776–1857), русский художник, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. В портрете Тропинина А. С. Леберехта», Тропинин получил звание академика. В декабре 1815 года вышел в отставку с чином гвардии полковника. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.
Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. (В то же время Портрет А. А. Перовского в халате у окна мог быть написан Брюлловым под влиянием московских впечатлений и в частности от произведений Тропинина. ) Особенно необычна для Тропинина условно-романтическая характеристика персонажа: Зубов смотрит в сторону, никак не общаясь со зрителем. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.
Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Тропинину было тогда сорок семь лет. Развитием этого образа является картина «За прошивками» (после 1835 года, Новгородский музей), новый вариант которой относится к 1840 годам (Владимирский областной краеведческий музей). Аналогичных картин Тропинин написал много.
Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве. Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Бер Николай Иванович (8 мая 1803 год, Кашира, Тульская губерния — 1878 год, Строевское, Рязанская губерния), русский врач, балтийский немец по происхождению, крупный рязанский помещик. В масле жанровых этюдов сравнительно немного – эскиз под названием «Гадалка», беглые наброски сцен: «Покупка яблок», «Сбитенщик» (оба наброска сделаны, вероятно, непосредственно из окна квартиры Тропинина). Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву. Вскоре Тропинин приобрёл славу лучшего портретиста Москвы.
Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Ершовой с дочерью исследователи творчества Тропинина считают лучшим из того, что было создано в конце 1820 – начале 1830-х годов, отмечая гармонию и изысканность колорита, сложность композиционного решения, особую мягкость и очарование образов. За отличие при штурме Очакова (декабрь 1789) награждён золотым крестом тогда же познакомился с генерал-аншефом гр. портрет экспонировался на Выставке русской портретной живописи за 150 лет. В 1902 году.
Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. Пушкина.
В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические основы живописи Тропинина. Портрет неизвестного с трубкой (1840 — 1850) — одно из лучших поздних произведений художника. В сентябре 1813 года в чине штабс-ротмистра причислен к Лейб-гвардии Гусарскому полку, а в декабре того же года получил чин ротмистра. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Василий Андреевич Тропинин родился (30)марта1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина.
Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного и тот. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. Юноша делал быстрые успехи. В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву.
Несомненна связь детских портретов Тропинина с традициями XVIII века, с сентименталистски-просветительским направлением в философии. В этом — вся суть его характера. В Москве он лечил Надежду Михайловну Протасьеву, на которой впоследствии женился. Он пишет портреты героев Отечественной войны – генералов И. И.
усиливаются жанровые черты, усложняется композиция, повышается роль деталей, что позволило Тропинину во многих работах создать типические острохарактерные образы современников (портрет В. А. Зубовой, 1834). Появление его в Москве после европейских триумфов, конечно, поразило Тропинина и внушило ему почти обожание прославленного художника, ему хотелось отразить сказочную славу автора «Гибели Помпеи». Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия.
На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. В поздних портретах — М. Ф. Протасьева и Е. П. Протасьевой (1840-е), Е. А. Селивановской (1852), Левицкой-Волконской (. ) (1852) Тропинину удалось достичь редкой гармонии трезвой объективности с повествованием о бытовом окружении моделей.
Глава семьи изображён на фоне окна – это популярный приём романтизма. Также типичен Портрет Е. В. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. Тропинин представил на суд Совета Академии художеств свои лучшие картины (Нищий старик, Портрет гравера Е. О. Скотникова, Кружевница) и получил звание "назначенного в академики". Василий Андреевич Тропинин родился (30)марта1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху.
Француз Ж. -Б. Возвращение в Москву было для него радостным. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. На столике рядом с хозяйкой лежит книга.
Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. в произведениях Тропинина появляются новые черты – отчётливая и детальная характеристика модели интенсивная красочная гамма иногда скульптурная чёткость объёмов (портреты П. А. Булахова, 1823, К. Г. Равича, 1825 А. С. Пушкина, 1827, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Талызина, П. И. Самарина – в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846).
(В то же время Портрет А. А. Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30)марта1776 года в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху.
Пространство пейзажа решено еще не совсем правильно, но фигуры украинцев показаны в сильных и характерных движениях. 1820-30-е годы – время творческого расцвета Тропинина. Его краски сохраняют красоту тончайших переливов многообразных оттенков цвета, но к этому прибавляется умение точно и упруго передавать объемные формы. Дмитрий ушёл из жизни в 1852 году, не оставив детей.
Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Здесь он занимался у С. С. Щукина. Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Здесь он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкина. Семейство представлено в интерьере дома Воейковых на Спиридоновке.
В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Отдаленный горизонт, дерево, цветок, лежащая под рукой книга, резьба мебели, разнообразие тканей, пушистость мехов – все преисполнено строжайшей, очаровательной верности. Внизу картины мы видим небольшую часть работы – край того нежного, пышного, прекрасного кружева, которое десятками метров шло на костюмы придворных дам и над которыми портили зрение крепостные. Тропинин действительно написал Пушкина за письменным столом, в небрежно запахнутом халате и с непринужденно повязанным шейным платком, но «домашнего» впечатления портрет не производит. Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика».
И это вовсе не дежурно-этикетные фразы. Но слава, давшая Тропинину уверенность в своих силах, не содействовала подъему его таланта. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. в домашнем его халате, растрепанного». Значительную часть заказчиков художника составляли московские купцы, которым был близок тропининский трезвый и вдумчивый взгляд на модель, умение подчеркнуть достоинство личности. Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. А. В. Суворовым.
Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу, вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Это одна из лучших работ художника. Булахов одет по-домашнему, в халате. Многим моделям художника свойственны доброжелательность, душевная открытость. Щукина заинтересовался учеником и Г. И. Сначала молодые поселились в имении Мешково, принадлежавшем Берам (в Саратовской губернии). Мемуары семьи Бер предлагают более романтическую версию событий: «Будучи врачом лейб-гвардии Гусарского полка, он встретил Надежду Михайловну, богатую и интересную девушку из старой родовитой семьи.
Перед Тропининым встала задача восстановить живописное убранство дома По окончании войны он написал два больших групповых портрета семейства Морковых и несколько этюдов к ним. Пушкина (1827, Всероссийский музей А. С. Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции (семейные портреты Морковых, 1813 и 1815 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва).
Для выполнения заказов его приглашали Общество любителей сельского хозяйства, Скаковое общество. Портрет выполнен с предельной простотой. Изображён Николай Иванович Бер (1803 – после 1854 года), лекарь по военному ведомству и Министерству внутренних дел (1824-1834 годов), ординатор московской Мариинской больницы (1834-1836 годы), статский советник, с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой. Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике.
В 1834 году действительный член Московского общества сельского хозяйства. Переезд означал и возвращение в прежнее подневольное положение. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины.
По рассказам, в музее Сапожка хранился автопортрет Тропинина с неразборчивой надписью: «Для Дмитрия Пр. » Но после пожара, случившегося во время Великой Отечественной войны, уцелел лишь сделанный Тропининым скромный портрет Дмитрия. С 1810 года, поселившись в Москве, присутствовал в московских департаментах Сената. Пушкина. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни (Булаков, 1823 К. Г. Равич, 1823 оба портрета в Третьяковской галерее). Действительно, хотя здесь не было ни античной, ни ренессансной классики, но зато Тропинин узнал новый для себя край с прекрасной природой, новых людей, новые обычаи все это увлекало молодого художника. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали.
У этого портрета была странная судьба. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья.
Непосредственным преемником Тропинина стал В. Г. Перов. Искусство в России всегда было делом государственным. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. В этой манере выполнены многие наброски портретов, хорошо передающие свободную непринужденность образов, например рисунок изображающий немолодую женщину в чепце (Государственный Исторический музей). В ряде своих рисунков Тропинин продолжает пользоваться и живописными приемами, пятнами растушевки. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. Объединённая коллекция известных собирателей предметов искусства Мосоловых перешла по наследству к Семёну Николаевичу Мосолову (1812-1880 гг. ), который стал истинным продолжателем дела своего отца и дяди.
Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Он не был борцом. Тропинин выполнял заказ отца Варвары Ивановны – Ивана Ивановича Барышникова (1749–1834 гг), титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии. Это произошло только в 1823 году. Он пользовался определенной известностью. Сохранился первоначальный рисунок Тропинина к этой картине (Третьяковская галерея), в котором уже зафиксированы поза, жест рук, наклон головы намечены и все детали, относящиеся к плетению кружев.
Самые цветовые оттенки обретают большую определенность. В 1802—04 годах петербургский губернатор. В портрете Л. Н. Законченные групповые портреты семьи Морковых (1813 и 1815, оба в Третьяковской галерее) исполненные в натуральную величину, значительно слабее этюдов.
Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Затем художник поселился в Москве. Участник Отечественной войны 1812 года, служил в полку белорусских гусар.
В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Глаза как будто спрашивают: «Хотите знать, о чём мне пишут. » В этом желании найти в другом человеке собеседника, поделиться с ним сокровенными мыслями, слышен отзвук «Исповеди» Ж. Ж. Тропинин создал его в тот знаменательный для себя год, когда получил звание академика и стал полноправным, свободным художником. Ему поручались все важные дела, причём он исполнял их с неизменным усердием и неутомимостью, чем и заслужил от меня полное одобрение.
В нем Тропинин не только объявляет о своем жизненном призвании, но и утверждает творческое кредо истинно русского художника – не случайно он показывает себя на фоне Кремля, древнего национального памятника. Он выполнял обязанности крепостного живописца и одновременно дворового человека. Колорит выполнен в сближенных тонах. Кружевница (1823) – одно из самых популярных произведений Тропинина. Портрет полно передает и внешность и духовную сущность поэта.
Второй автопортрет был написан только в 1846 году, т. е. При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. На академической выставке 1804 г. его картина Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке, написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей.
В 20-х годах Тропинин продолжает разрабатывать свои полужанровые картины типа «Кружевницы» имевшей большой успех на академической выставке. При осаде Варны в 1828 году был ранен в ногу и лечился в госпитале Варны, затем в Одессе. Но Николай имел собственные пристрастия в искусстве. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. В 1804 году на ученической выставке его «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» понравился многим, в том числе президенту Академии А. С.
Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. Щукина. Это неверно, в 1831 году она была его женой. Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. Колорит картины соответствует этому скромному и даже застенчивому образу. Полотно такого размера – 242, 4 х 153, 7 см. Кушникова (1828) – бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М.
Многократно варьирует он и свои автопортреты. Автопортрет был написан по заказу Общества. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. Среди них можно выделить Портрет С. С.
Художник любуется мастерицей. Таковы портреты Булахова (1823, Третьяковская галерея), К. Г. Фамильные купеческие галереи часто создавались в подражание дворянским, но во многом отражали и вкусы своей среды.
Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным.
Она изображена сидящей в кресле с письмом в руке. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Кружевница" написана в 1823, когда Василий Андреевич покинул имение графа Моркова. Портрет Николая Ивановича Бера (1803 – после 1857 года) с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой, написан Тропининым уже в преклонном возрасте в 1850 году. Ему шел сорок восьмой год.
Багратиона. В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Голицын. 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). Тропининский Пушкин вовсе не приземлен – он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья.
Мосолова со служащими конного завода (конец 1830-х) и Портрет Д. П.