«поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) — последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части. Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». И. босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов».
Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Они же изображены на предмете, который полуобнажённый персонаж держит в левой руке, причём, как ни странно, предмет этот не может быть ничем иным, кроме шлема второго волхва. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь.
20:8. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). В средневековой астрологической теории, которая приписывала различные физические и психические свойства влиянию конкретных светил, считалось, что евреи, для которых так характерна алчность, духовная слепота и меланхолия, – дети зловещей планеты Сатурн, которую в позднее Средневековье часто изображали в облике хромого или одноногого старика.
2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Ее символика далека от обычного благочестия. В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Три волхва – намек на этих трех царей. В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов.
Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв.
ил. ил. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно.
Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Т. 2). В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи.
Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. ил. Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов.
За ней мужчина и женщина, на которых напали волки. они часто появляются в качестве зрителей. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека).
Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов. 2, см.
Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. Взгляд его насторожен.
В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже).
Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму.
Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком. Один из них, стоящий в профиль, явно монах. В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство.
Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория.
9). нами и бесами. Однако в иконографию волхв-мавр – его называли то Бальтазаром, то Каспаром – пробился не сразу.
И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета.
Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку.
По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь. Символы Страстей Христовых изображены над алтарем.
Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. ил.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию. также цв. На его тяжелом наплечнике Босх изобразил царицу Савскую, пришедшую с дарами к царю Соломону 3 Цар.
Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь).
Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем). ил. В Средневековье ветхозаветный сюжет об Исааке, приносящем в жертву своего сына, считался прообразом жертвенности Христа.
Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.
Их действия обличают в них приспешников дьявола. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы.
В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. 13:2 – 24.
И так далее. Снаружи на нем изображены два воина и человек, преподносящий дар государю, восседающему на престоле. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. Легенда о мессе Св.
19:19. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде).
Возможно, как раз потому, что Босх просто не собирался давать ответ и хотел показать, что зло многолико. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям». Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц.
Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. Босх пошел еще дальше. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев).
Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. ил. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар.
И для святого волхва, видимо, казался неуместен. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы.
ил. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Трудно сказать, вкладывал ли Босх в это украшение какой-то конкретный смысл, но оно почти наверняка указывает на демоническую природу своего обладателя.
Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5. 2 и 4). А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан. Среди предшественников и современников – от Робера Кампена и Яна ван Эйка до Ганса Мемлинга и Квентина Массейса – странный мастер из нидерландского города Хертогенбос, по словам Панофского, напоминает одинокий остров.
Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.
1) не соответствуют канону40. Мы этого точно не знаем. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. В следующих главах будут исследованы многочисленные тайные знаки, присутствующие в этой и других его работах. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии.
«Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают.
Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. 6). Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. 4).
Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам.
Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа.
ил. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге.
Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). 5).
Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон).
Установлено, что гербы на этом алтаре, принадлежащие донаторам, относятся к семьям Бронхорст и Боссхёйс. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа.
Центральная часть «Рождение Христа» (цв. – Тело Христово. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Но почему они принесли именно такие подарки. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир.
Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим.
Позже, однако их репутация была восстановлена. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном их печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись». 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр.
Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв.