В 1950-х годах Магритт выполнил два цикла фресок: Пространство очарования для казино Knokke-le-Zut (1953) и Несведущая фея (1957) для Palais des Beaux-Arts в Шарлеруа. На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев.
С этого момента он – сюрреалист. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Одна изних— про яйцо иптицу. Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности.
Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Почему такое сочетание. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии – утопилась). Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон.
Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту.
Эта идея тоже была очень важна, апричина, покоторой многие молодые художники обращаются кего работам, состоит вследующем: трудно представить, как можно использовать идеи Пикассо, неповторяя при этом его работы. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. 6 Яблоко. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Повторить это можно очень легко».
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете».
Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга. Но не все сюрреалисты создавали такие абстрактные работы. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный. Где и проучился пару лет, на первом же курсе повстречав Жоржету в тумане идущей на пары того же ВУЗа.
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». В 1922 Магритт вступил в брак с Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в пятнадцать лет.
Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего – косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения. Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины).
После свадьбы она стала единственной моделью для картин художника. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. В качестве улик, в частности, предъявляются его неожиданное, с явным коммерческим привкусом увлечение импрессионизмом в 40-х годах (ни славы, ни денег Магритту, увы, не принесшее) и многочисленные повторы и вариации некоторых сюжетов («Владычество света» существует, например, в шестнадцати вариантах) в 50 – 60-х годах, когда к нему, в немалой степени благодаря дилеру Александру Иоласу, пришел феноменальный успех. В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке. Его провокационные художественные гипотезы никак не подкреплялись личными поведенческими девиациями – всеми этими оголтелыми скандалами, непредсказуемыми выходками, задиристыми манифестами, которыми, как полипами, обросли биографии «лидеров течения».
Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму». Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще – «дегенеративное искусство». Родился 21 ноября 1898 года. И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений».
По окончании работал оформителем обоев и художником по рекламе. Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников. Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». Крупным планом изображена птичья клетка, поддерживаемая опорами, напоминающими бильбоке внутри опор висит проволочный каркас клетку почти полностью занимает огромное, несуразное яйцо. Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами. Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения». Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния.
Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался – и стилем и взглядами и манерами. Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины.
Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936). ВПариже Магритта непоказывали инеочень ценили. В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства. Еще один сквозной образ в творчестве Магритта. Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Под этим я понимаю весь традиционный набор из очаровательных вещей, женщин, цветов, птиц, деревьев, радостной атмосферы и т. д».
Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире). По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке. Что автор хочет этим сказать. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»).
Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю. Это так странно— особенно нафоне Пикассо, каждый новый этап втворчестве которого вызывал большое внимание. Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни. На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма.
Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. О детстве Рене Магритта известно немного. Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным». Кроме того, он достойно избегал большой опасности, подстерегающей любого, кто проводит много времени в раздумьях об одном и том же художнике, — а именно чрезмерной уверенности.
Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок. А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать». Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт.
«Художник казался мне человеком, наделенным волшебной силой», – вспоминая детство, написал Магритт на склоне лет в автобиографической статье «Линия жизни». Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин – «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца.
На столе перед художником – яйцо, а на холсте на мольберте – уже птица. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Детали полотна «Сын человеческий» также могут немало рассказать о пытавшемся спрятаться авторе и его внутреннем мире. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году.
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Критики разнесли ее в пух и прах.
Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе от рака в возрасте 69 лет. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Вот онразрезал ландшафт начетыре части, чтобы создать пространство для воображения.
Его картины называют ребусами, загадками. Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. «Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла», – заявил как-то Магритт. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира».
Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства. В течение 1947 года Магритт работает в художественной провокационной и сырой манере фовистов. Яркий пример – работа Вероломство образов. Ранние работы Магритта были выполнены в в стиле кубизма и футуризма под влиянием творчества французского художника Фернана Леже.
—Прим. ред. )— ивел совсем небогемный образ жизни. С 1916 по 1918 Магритт обучался в Королевской Академии искусств в Брюсселе (Academie Royale des Beaux-Arts). Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Защищать Магритта от подобных упреков бессмысленно.
Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись. Вот таким образом на известном автопортрете «Острый взгляд» (1936) Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати.
Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому. Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника.
Накухне Магритт чаще всего иработал, так как это было самое теплое пространство вдоме. То, что, скажем, у увековечившего писсуар Дюшана или стращающего обывателей «каннибальским манифестом» Пикабиа могло казаться забавой, бравадой, претенциозной игрой, у Магритта обретает основательность некоего драматического знания. Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость.
Магритт Рене Картины и биография Рене Магритта Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967), бельгийский художник-сюрреалист. Например, картина Магритта Ясновидение (1936), на которой сам Рене рисует птицу в полете, не отводя при этом глаз от яйца на столе. В1954-м онвыставил свои работы вСША (11 картин, накоторых были изображены слова. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам».
У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. Но способен ли он «выдержать экзамен». Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Вего творчестве вовремя войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты— иимонпосвятил абсолютно эксцентричную выставку впримитивистском стиле, этот период принято называть vache— «коровьим».
Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно». Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица.
Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты.
Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. Такие картины оправдывают метод. А если взглянуть на это более широко— разве художники, как и другие творческие люди, не начинают порой ненавидеть то, что умеют лучше всего.
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них – Раймон – впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне. Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы».
Передвигаясь по запутанным, неопрятным коридорам серого вещества, вы на каждом шагу сталкивались со звездными вспышками блестящих идей. Жизнь его сложилась на редкость добропорядочно и чинно, что, пожалуй, заставляет относится к исторгнутым его фантазией образам намного серьезнее, чем к аффектированным и кичливым «видениям» многих иных сюрреалистов. Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). Однако самого художника больше занимал мотив сокрытия лица персонажа посторонним предметом, что, по его словам, порождает сильное чувство, «конфликт между видимым неявным и видимым явным».
НетоМагритт. Некоторые исследователи считают это яблоко «запретным плодом», символом различных соблазнов для человека Новейшего времени. Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно».
«Магритт был человеком простых привычек ипростых решений— как всвоей обычной жизни, так ивживописи. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года.
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована.
С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало.
Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его. Интерес к его картинам особенно возрос в 1960-х годах, его творчество повлияло на минимализм, поп-арт и абстрактное искусство. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи.