В скульптуре Магрит дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения физической и ментальной реальностей. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Попытки Магритта опровергнуть эти домыслы, ясное дело, ни к чему не привели. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). Он вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом. Главное, что натурщик остался доволен.
«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Он начинал как постимпрессионист, потом стал экспрессионистом и дадаистом. В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода.
Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Его картины называют ребусами, загадками. Онследовал принципу смешения различных миров: растительного иживотного, живого инеживого. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). С этого момента он – сюрреалист.
Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Все они вызывали различные эмоции у разных людей.
Вот, что значит концептуальность. Растения превращаются вптиц, горы ворлов, летают черепахи, горят валторны. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя.
Именно так мы видим мир. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Подобные показы всегда событие международного масштаба. ред. ). Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься.
Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Манеру Магритта использовать простую графику и изображать повседневные вещи сравнивали с творчеством художников поп-арта. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Разумеется, Магритт жил вполне обычной детской жизнью, вряд ли отличной от банального детства его соотечественников нереальным, подчас пугающим его детские переживания сделал пристальный взгляд выросшего Магритта, не желавшего смириться с тем, что непосредственность ребяческого впечатления исчезает с возрастом. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу.
Почему такое сочетание. Некоторые исследователи считают это яблоко «запретным плодом», символом различных соблазнов для человека Новейшего времени. Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. Это всегда тайна". Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание).
Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картинке. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой.
В 1925-1926 Магритт написал Оазис и Затерянного жокея – свои первые сюрреалистические картины. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них – Раймон – впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Полотно получило название в честь древнего индийского города, прославившегося добычей особенно крупных алмазов (по легенде именно здесь были найдены знаменитые камни Кохинур и Регент). В этом и заключался главный фокус Рене Магритта.
Магритту в ту пору было всего четырнадцать – вот она детская психологическая травма. Магритт использовал, в основном, обычные повседневные образы – деревья, окна, двери, фрукты, фигуры людей – однако его картины не менее абсурдны и загадочны, чем работы его эксцентричных коллег по цеху.
Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. С 1916 по1918 Магритт обучался вКоролевской Академии изящных искусств вБрюсселе (Academie Royale desBeaux-Arts). Впрочем, эти заявления абсолютно не умерили пыла самих психоаналитиков. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства.
– это теленок, это квадрат, это цветок. Его образы имеют четкие границы, скрупулезно выписанные детали, холодную статичность и вот таким образом почти осязаемую предметность. Именно так мы видим мир. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел).
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок.
Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Козьими какашками себя Магритт не мазал, сексуальных оргий не устраивал идеолога движения из себя не корчил, трактаты о пуке и онанизме не писал, голым при луне не плясал. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров.
Наступает пора признаний, премий, международных выставок. По воспоминаниям родственников и друзей, придумывая названия, он часто обсуждал их с друзьями-литераторами. Иногда приемы чрезвычайно бесхитростны. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства.
Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Причем две из них являются полностью противоположными друг другу. Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. И это глубокой ночью.
И даже запечатлел своего покровителя на нескольких картинах. Нет никакой связи между образом и его словесным выражением. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. То есть изображение трубки обманчиво, образ предмета — это не сам предмет именно так Магритт видит предательство образов. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи.
То, что, скажем, у увековечившего писсуар Дюшана или стращающего обывателей «каннибальским манифестом» Пикабиа могло казаться забавой, бравадой, претенциозной игрой, у Магритта обретает основательность некоего драматического знания. В Центре Помпиду (Centre Pompidou) в Париже — самая долгожданная выставка 2016 года: «Вероломство образов» бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (1898 – 1967). Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор.
На столе перед художником – яйцо, а на холсте на мольберте – уже птица. 6 Яблоко. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон.
Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Во-вторых, сами картины Магритта не похожи ни на безумные сюжеты Сальвадора Дали, ни на причудливые пейзажи Макса Эрнста.
В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Согласно первой, Магритт изобразил на картине олицетворение расхожей фразы «Любовь слепа».
Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами.
Тем не менее, он был художником: его первая выставка, где он показал работы, написанные под влиянием де Кирико, была разнесена критиками в пух и прах. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам.
В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка».
Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии – утопилась).
Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Имя с афиши можно встретить на дизайнерской продукции, в средствах массовой информации, на аукционных торгах и в галерейной продаже (если не самого героя, то представителей его школы). Проучившись в Королевской Академии в Брюсселе два года, бельгийский художник Magritte Rene ушёл оттуда, став работать рекламным художником на бумажной фабрике. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем.
В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Назвать образ дерева дерево – ошибка, случай неверного определения. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.
Судите сами. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Первая его выставка в 1927 году была раскритикована.
Детали полотна «Сын человеческий» также могут немало рассказать о пытавшемся спрятаться авторе и его внутреннем мире. Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. – мещанской. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет.
И вдруг мы замечаем, что эти предметы огромны, что они занимают практически всю комнату. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. Однако самого художника больше занимал мотив сокрытия лица персонажа посторонним предметом, что, по его словам, порождает сильное чувство, «конфликт между видимым неявным и видимым явным». Что автор хочет этим сказать.
Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Первые вновь увидели в картине отсылку к детству художника и переживаниям, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова женщины была укрыта подолом ночной сорочки – прим.
В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». И эту силу я называю поэзией». Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». «Художник казался мне человеком, наделенным волшебной силой», – вспоминая детство, написал Магритт на склоне лет в автобиографической статье «Линия жизни». Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. И вот из этих элементарных частиц Магритт создает поистине волшебные конструкции. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
Тёплого оттенка шторы на переднем плане усиливают впечатление воздушности этого зачарованного пейзажа Картины Магритта кажутся выполненными спокойной, бестрепетной рукой. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. А если пустить по стенам комнаты плывущие облака, а картину назвать Личное достояние. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте.
Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). Мир, созданный Р. Магриттом, статичен ипрочен. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего – косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников.
В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде.
В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще – «дегенеративное искусство». Странный пейзаж открывается из разбитого окна. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин – «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Критики разнесли ее в пух и прах. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.
Вот котелки стройными рядами заглядывают в окно пустой комнате (Сезон сбора винограда), вот зависают в воздухе подобно каплям дождя (Голконда), а вот уже над их головами подобно нимбам висят молодые полумесяцы (Мистерия горизонта). "Ключом" здесь также становится название. Яркий пример – работа Вероломство образов. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным.
Калиграмма – тавтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания. Р. Магритт:Действительно, разве можно набить эту трубку табаком. В этом направлении работал Сальвадор Дали, который является идеальным представителем академической живописи. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Магритт знакомится с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали и Полем Элюаром, которые становятся его близкими друзьями. Ты победил смерть».
«Это не трубка» — предупреждает надпись там, где изображена именно курительная трубка. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами идеями, вопросами и ответами. Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину.
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. В их числе и картина «Голконда» (1953).
Существует несколько трактовок полотна «Влюбленные». Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. По уровню популярности и частоте цитирования с ней может сравниться разве что «Вероломство образов» со знаменитой загадкой о том, что изображение трубки – это не трубка. Еще один сквозной образ в творчестве Магритта.
С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Но стоит художнику поместить эти шаблоны в необычную ситуацию или нехарактерную среду, как они подобно лакмусовой бумажке начинают менять свой цвет.
Не создавая фантастических предметов и существ из глубин подсознания, бельгийский художник делал то, что Лотреамон называл искусством – устраивал встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе, небанально сочетая банальные вещи. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Зачастую элементы картины чрезвычайно просты и реалистичны. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам».
Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Собственно, в этом смысле жизнь Магритта и он сам – как раз такое кукушкино яйцо, банальная штуковина, подброшенная в чуждое ему гнездо богемной художественной жизни, которое обычно принято считать естественной средой обитания гениев, профессионалов и вообще творческих людей. Они живут вместе с нами.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Более забавен тот малотиражируемый факт, что мирный буржуа Магритт какое-то время состоял в Бельгийской компартии и публиковался (под псевдонимом своего тестя Флорана Берже) в газете Глас народа.
Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Безудержная фантазия по части зрелищных головоломок прорывалась в нем только тогда, когда он брался за кисть. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
Они скрывают множество тайн. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». «Сын человеческий» – пожалуй, самая известная картина Рене Магритта. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. И кажется, будто через тонкие покровы можно разглядеть их улыбки.
Одна из самых зрелищных и изящных отсылок к полотну присутствует в фильме «Афера Томаса Крауна» 1999 года, где во время кражи картины из музея по нему разгуливает целая дюжина мужчин в котелках, пальто и красных галстуках. Магритт выстраивает калиграмму, а затем ее демонтирует. Если же не погружаться так глубоко и вспомнить о том, что сюрреалисты часто давали своим картинам названия, абсолютно не связанные с сюжетами, можно предположить, что «Голконда» изображает дождь из мужчин в котелках. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Во-первых, он скептически относился к едва ли не главному увлечению всей группы Андре Бретона – психоанализу Фрейда.
Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Вы удивлены. Образ независим от предмета, который он представляет.
В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Вот таким образом на известном автопортрете «Острый взгляд» (1936) Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту.
Вообще, слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Защищать Магритта от подобных упреков бессмысленно. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). В1927 годуустраивает свою первую выставку. Значит, цель Магритта достигнута.
«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла», – заявил как-то Магритт. Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. Вот почему лица на его картинах часто закрыты или заслонены. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Его провокационные художественные гипотезы никак не подкреплялись личными поведенческими девиациями – всеми этими оголтелыми скандалами, непредсказуемыми выходками, задиристыми манифестами, которыми, как полипами, обросли биографии «лидеров течения».
Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Последний раз его ретроспектива проходила здесь почти сорок лет назад, в 1979 году. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он.
В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Да. В качестве улик, в частности, предъявляются его неожиданное, с явным коммерческим привкусом увлечение импрессионизмом в 40-х годах (ни славы, ни денег Магритту, увы, не принесшее) и многочисленные повторы и вариации некоторых сюжетов («Владычество света» существует, например, в шестнадцати вариантах) в 50 – 60-х годах, когда к нему, в немалой степени благодаря дилеру Александру Иоласу, пришел феноменальный успех.
«Сын человеческий» постоянно упоминается в разнообразных фильмах и телесериалах (в том числе и вездесущих «Симпсонах», где есть отсылки, кажется, к совершенно всем мало-мальски значимым культурным явлениям). В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
И наоборот. Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. Жизнь его сложилась на редкость добропорядочно и чинно, что, пожалуй, заставляет относится к исторгнутым его фантазией образам намного серьезнее, чем к аффектированным и кичливым «видениям» многих иных сюрреалистов.
Блестяще используя приёмы тональной живописи, художник создаёт настроение радостной приподнятости, ожидания чего-то необычного, чудесного. Ты проник в зазеркалье, но остался. Но при этом художник много лет всячески открещивался от какой бы то ни было связи с сюрреалистами, настаивая, что пишет картины в жанре «магического реализма». Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать".
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен.
ИЗ его биографии и информацияРене Магритт (фр. Например, для Сальвадора Дали, по его собственному признанию, мир идей Фрейда значил столько же, сколько мир Писания для средневековых художников или мир античной мифологии – для мастеров Ренессанса. На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Выставка La Trahison des Images — «Вероломство образов» названа по имени его знаменитой картины.