Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Благодаря его таланту, он редко оставался без заказов, пусть даже ничтожных (это было до получения им большой известности). Он никогда не отказывался от интересных заказов типа востонавления какой-нибудь старой картины. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Английский художник, он близок к французскому «чувственному» идеалу.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Болезнь, к счастью, прошла, но осталась усталость, которая продолжала накапливаться. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Столь же существенно и значение ритма. А. Кузнецова. Мартина (художественной школе). В ранних произведениях Гейнсборо слишком чувствуется влияние рококо.
Фигуры на ней сдвинуты влево, давая место скромному, непритязательному пейзажу, одному из лучших в творчестве Гейнсборо. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое.
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727 – 1788). Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза.
Лучше всего у него получаются портреты. По колориту это живописное произведение симфонично. Он предпочитал пейзажи. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Правой рукой с браслетом, украшенным камеей, она придерживает на груди голубой шарф. Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.
«Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Вообще у Гейнсборо отсутствует «читабельная» структура замкнутых и «законченных» холстов других английских мастеров XVIII века, будь то Райт из Дерби, Стаббс или кто-то другой. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». На одном из них (1756 г. ) они бегут за бабочкой, на другом, незаконченном (ок. Нельзя сказать, чтобы заказчики возражали против этого, но иногда художнику приходилось разъяснять им особенности своей свободной непривычной манеры.
Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Внутренняя светоносность колорита становится отныне одной из главных особенностей живописи Гейнсборо. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области.
Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах и Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. Ранние работы Гейнсборо можно разделить на две части: с одной стороны – пейзажи, написанные под влиянием голландцев, в особенности Якоба ван Рёйсдала и Вейнантса и дополненные собственными натурными наблюдениями, с другой стороны – группы персонажей, главным образом, пары, обрамленные пейзажем и напоминающие английские «сцены собеседования» и французское рококо известное художнику по работам Гравело и Хэймана. С 1777 в прессе его поддерживает Хенри Бейт (впоследствии сэр Хенри Бейт-Дабли). Этим он и начинает заниматься.
Он родился в Седбери (графство Саффолк). Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом.
Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией.
Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Но всех художников данной эпохи объединяет стремление к новизне в картинах и большой точности, передача как можно реальнее света и тени, живой природы и людей их позы и движения. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). 1759 г. ), – держат на руках котенка.
Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Работа над этим сюжетом являлась большой честью для молодого живописца.
Эмоциональная насыщенность и лиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическим канонам новых приемов и живописной техники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогает характеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяет говорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». 1768 г. ), Эдварда Гейнсборо-Дюпона (ок. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). В Бате (1759), он вошел в аристократические круги и с этого времени полностью посвятил себя созданию портретов в рост, в натуральную величину, которые отныне составляют основной источник его доходов.
Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы., Томас (Gainsborough, Thomas) 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области.
Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Картины написанные в этот период это: «Три фигуры у дороги», Молодая пара в парке (предположительно автопортрет с женой). жанровая сценка. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон.
И «взрыв» действительно произошел: в 1763 г. художник настолько серьезно заболел от переутомления, что местная газета поспешила объявить о его смерти. За девять лет он написал их около 80-ти.
картины природы, которые окружали его в детстве. Выбор оказался весьма удачным. гал. ), миссис Шеридан (1783. Но интерес к Гейнсборо — художнику дополнялся интересом к Гейнсборо — собеседнику и Гейнсборо — музыканту, Гейнсборо — шутнику и Гейнсборо — философу. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
галерея Дочери художника, 1750-е, Лондон, Музей Виктории и Альберта). музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон).
Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Ю. Г. Сильное впечатление произвело на него позднее творчество Рубенса и в особенности его пейзажи. Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт и др. ) во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. особенно, в пейзажах («Водопой», 1777, Лондон, Нац. 1746, Париж, Лувр), «Корнардский лес» (1748, Лондон, Нац.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Надо было зарабатывать на жизнь и Томасу приходилось всячески изощряться. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Ф. Гравло и др. ) изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи).
Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Так, по воспоминаниям современника, однажды он начал рисовать «кусочком губки, привязанной к палочке он клал тени, а маленький обломок белил, зажатый сахарными щипчиками, стал инструментом для пробелов». Вместе с другим художником – Ричардом Вильсоном – Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой.
1769, Энглфилд Грин, Суррей. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности.
Гейнсборо был знаком с вольнодумцем Уиллоуби Берти, 4-м графом Абингтон. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Он рисует пейзажи лишь для своего собственного удовольствия.
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам.
С. 246-264). Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда.
Эти произведения отличаются нарядным колоритом. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. В Гейнсборо много шедевров среди портретов. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Бэкингемский дворец). Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия.
Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. С. 318-356) и очень серьезные и убедительные работы И. А. Кузнецовой (статьи и альбом) (И. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. М., 1967.
Тогда же был написан и портрет хозяина Бампера, некоего Генри Хилла. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. 1783, Кенвудхаус, Лондон). Но в какой бы области ни творил Гейнсборо-в рисунках, гравюрах, картинах, будь то портреты, пейзажи или неприхотливые сельские сцены, - во всем проявлялся его пленительный дар. Он работал безошибочными и быстрыми движениями кисти и был неистощим на выдумку, добиваясь нужного живописного эффекта.
Были среди них и групповые портреты, лучшим из которых является «Автопортрет с женой и ребенком» (1751 г. ), выполненный с большой теплотой и выразительностью, в свободной манере. кста ти, передавать с редкой добротностью. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль.
Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный).
Свободная, чуть порывистая техника мастера придает портрету трепетное дыхание. Он становится одним из ведущих мастеров в области английской портретной живописи, не менее знаменитым, нежели его выдающийся современник Джошуа Рейнолдс.
В газетах появилось множество отзывов о его работах. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Здесь же он познакомился с очаровательной Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом».
Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. P. 11, 16). Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи.
На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. Особенно интересно то, что некоторые картины он писал по памяти. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Один из учредителей Королевской академии (1768г. ).
С 1772 племянник художника. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Там он жил до 1749 года. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением.
колледж Холлоуэй). Также очень реалистичны рисунки и наброски животных. В его душе жили образы природы и крестьянского быта, впитанные еще в детстве, проведенном на реке Стур. Он известен также своей графикой.
Кор. В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи.
Недаром Рейнолдс говорил, что «вблизи живопись Гейнсборо производила впечатление хаоса, а на расстоянии магическим образом приобретала форму и все вставало на свои места». В отличие от других известных мастеров, Гейнсборо никогда не пользовался услугами подручных. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Во время пребывания в Бате пишет много портретов и, видимо, без удовольствия и вот таким образом он переутомляется и заболевает (как известно усталость наступает раньше, если нет интереса к работе, удовольствия и удовлетворения от неё). Но в этот период он произвёл на свет несколько превосходных и очень разных по характеру портретов, хоть в письмах он и писал, как его достало писать портреты.
Ландшафты достоверны в каждой своей детали, хотя мастер никогда не писал с натуры портрета определенной местности. Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон и др. ). Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Constables Correspondence.
Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. «Наиболее органичного слияния человека с природой мастер достигает в пейзажах, где показывает крестьян за обычными их занятиями, – отмечает Ю. Г. 1765, Лондон, Кенвуд, Айви Бекуэст герцога и герцогини Монтагю, 1768, собрание герцога Беклю знаменитый «Голубой мальчик» (портрет Джона Баттола), 1770, Сан Марине, Калифорния, гал. Родился в семье торговца сукном. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста.
Актриса как присела перед выходом в свет и никого в это время не играет. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Например «Музицирование» – это картина отображает и самого художника и его приятеле капитана Кларка. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Достаточно выдающихся лиц было и среди мужчин. С особой любовью художник изображал людей искусства – музыкантов, композиторов, актеров (портреты Анны Форд, 1760 г. Дэвида Гаррика, 1769 г. и др. ). Т. Смиту в мае 1797 года: «В своем последнем письме я обещал написать и рассказать, что мне удастся узнать о Гейнсборо.
Не менее удачным был и вид «Чатерхау- са», написанный Гейнсборо в 1748 г. для украшения актового зала Госпиталя Найденышей. Причиной послужила все та же развеска картин. Весь облик дамы утонченно-благородный. Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Картины Гейнсборо принципиально отличаются от творчества его английских собратьев. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность.
На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. С 1781 ему покровительствуют Георг III и королева Шарлотта (их потртеты, как и портреты членов королевской семьи, находятся в Виндзорском замке), он заменяет Э. Рэмзи в качестве придворного портретиста. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Костюм дополняют черная шляпа со страусиными перьями, муфта из меха и шарф. Излюбленные художником холодные тона, оттенённые мягкими перламутровыми переливами красок, придают особую поэтичность сельским пейзажам Гейнсборо, в которых заметно влияние позднего П. П. Рубенса. Эти пейзажи отражают, скорее, деревенскую жизнь эпохи, нежели классическую поэзию и оживлены живописным и сельским дыханием их стиль и фактура отмечены влиянием рококо («Крестьяне, отправляющиеся на рынок», ок. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок.
Он любил музыку и предпочитал компанию актеров и музыкантов общению с литераторами. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец). Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Особенно Гейнсборо удавались женские образы. Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера. Ок.
Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Мне кажется, что в Ипсуиче не представляли себе его значения, пока они его не потеряли. Гейнсборо мало рисовал аллегории.
В конце жизни Гейнсборо обратился к новому жанру «воображаемых сцен» («fancy pictures») – портреты одного или нескольких персонажей в сельском пейзаже, с названиями такими, как «Молодой свинопас» (1782, замок Ховард, Йоркшир, собрание Джорджа Ховарда) или «Жнецы» (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. В отличие от неприветливых хозяев поражает красотой пейзаж сельской Англии.
Интересно, что этот портрет ему никто не заказывал. «. 1783). Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Серебряных дел мастер и торговец картинами Пантэн Бэтью рассказывал: «До переезда Гейнсборо в Бат в моей витрине перебывало множество его рисунков и он часто бывал радешенек получить семь восемь шиллингов от меня за те из них, что я продал».
В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Академией, которая не оценила блестящего исполнения его работ. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. В 1784 он окончательно порывает с Кор. Слишком горячо.
Художник рисовал его по собственному желанию в благодарность таланта актрисы. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Да конечно свободнее всего он мог творить, когда писал себя или своих близких. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.
Эти картины явились основой для последующего развития реалистического пейзажа в Англии. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Меняется стиль его работ. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Так, он работал на известного гравера и издателя гравюр Бойделла.
Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью.
Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». Под их влиянием изменился стиль художника. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Если бы нация произвела достаточно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, – имя Гейнсборо перешло бы в потомство среди первейших носителей ее зачинающейся славы. » Такую высокую оценку творчества художника дал в одной из своих речей в Королевской академии Джошуа Рейнолдс в 1788 г. В историю английской живописи Гейнсборо вошел прежде всего как портретист, хотя сам он всегда отдавал предпочтение пейзажу, в котором чувствовал себя свободным от воли заказчиков и необходимости писать ради заработка. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах.
Он играет джентльмена, она – взрослую леди, смотреть на это смешно. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом.
Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760 год, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-1764 годы, Кенвуд-хаус, Лондон). С 1761 Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Техника его легка и виртуозна. Голову венчает черная шляпа с перьями. Жатву, еще светит солнце, зеленеют луга. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Высокий напудренный парик завершает образ.
Сусленков). По-моему первые картины (те, что он написал в первые годы пребывания в Лондоне)Томаса отличаются от последующих простотой и тем, что он вставляет в пейзаж фигуры людей на близкий и средний план, это раньше встречалось только в бытовых сюжетах как, сбор зерна и другие, да и пейзаж на заднем плане был несколько смазан. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс.
Пройден большой путь после кончины художника окажется, что он создал почти семьсот портретов. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле -- «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784--1785, Лондон, Национальная галерея). У неё изящный профиль. Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю.
Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. Этого, конечно, недостаточно. Он был широко признан при жизни как портретист. Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте.
он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. На этом полотне художник изобразил мужчину, стоящего в непринужденной позе около скамейки, на которой сидит девушка в голубом платье — его жена. Но даже среди этих замечательных полотен остаются непревзойденными «Дама в голубом» (портрет герцогини де Бофор, кон. В 1774 году художник переехал в Лондон.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. 1787 – 1788 гг. ). Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо.
Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности.
Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них.
В Лондоне он пишет в смелой живописной манере превосходные парадные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принца Уэльского), признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), Элизабет Шеридан и герцогини Девонширской (оба в 1783 г. ), многих видных политических деятелей и людей искусства. Худая и болезненная хозяйка не сделала приветливое лицо даже для портрета. 1751—1752, Лондон, Институт Курто Портрет дочерей с бабочкой, после 1756, Лондон, Нац. В пору расцвета своего таланта он откровенно признавался другу Джонсону: «Меня тошнит от портретов и мне ужасно хочется уйти в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами моей жизни в покое и тишине». Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный.
Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Портреты Гейнсборо похожи по позами другим вещам на портреты великих русских портретистов- Рокотова и Левинского. В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян (Девочка с поросятами, 1782 Девочка, собирающая грибы) – мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо» (В. Е. В советской искусствоведческой литературе Гейнсборо посвящен небольшой раздел в «Мастерах искусства об искусстве» (т.
Художник не признавал обязательности так называемых «исторических» картин, почитавшихся Рейнолдсом вершиной живописи. В последние годы Гейнсборо охотно писал воображаемые сцены. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние изящество, вкус, не прибегая к аллегориям.
В дальнейшем, при всех кардинальных изменениях стиля, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях, где портретный жанр сочетается с пейзажем. Таков портрет его племянника, Дюпона. Надеюсь, что вы не сочтете меня нерадивым, если сообщу вам, что мне не посчастливилось узнать ничего существенного. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе.
Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Эта трагедия омрачила последнее десятилетие его жизни. И она знает это. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Констебла и др. ).
Картина Голубой мальчик (ок. Все основные заработки художник получал от написания портретов. То, что было оставлено Гейнсборо людям, навсегда сохранит любовь к нему. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея). Он выполнил портрет бультерьера Бампера на фоне пейзажа, а на обороте картины написал: «Замечательно умный пес». Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого.
Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776 год, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780 года, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-1785 годов, Национальная галерея, Лондон). Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. М., 1963 И. А. Кузнецова. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768).
Там он и поселился. Бесконечно разнообразны световые эффекты, передающие самое разное время суток художник увлечен ночными пейзажами, пробует работать при искусственном освещении. Т. 3. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по настоящему поэтичны.
Единственным его помощником и учеником был племянник Эдвард Гейнсборо-Дюпон. Одновременно Гейнсборо начал работать и в жанре марин. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни.
Наивысшим знаком почтения перед Гейнсборо была четырнадцатая «Речь», произнесенная после его смерти Рейнолдсом, его соперником. Томас Гейнсборо. Они исполнены в Садбери (1748-1751 годы) и Ипсуиче (1752 год – около 1759 года), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-1749 годы, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758 года, Национальная галерея, Лондон и др. ). В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем.
Появляется влияние Рубенса. Приблизительно в это время начал писать портреты. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Но Гейнсборо любил и писать с натуры, когда он выходил на природу он оживлялся и вспоминал красоту своих родных мест и писал под этим вдохновением.
Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса, увиденными художником после его переезда в Бат. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Отмечая этот парадокс известная исследовательница творчества Гейнсборо Е. А. Некрасова писала: «В некрологах его восхваляли главным образом как певца природы, почти не упоминая портретов, так что к концу жизни он наконец заслужил репутацию, о которой всегда мечтал». Томас Гейнсборо родился в 1727 г. (точная дата его рождения неизвестна, сохранилась лишь запись о крещении 14 мая) в городке Садбери графства Саффолк (Восточная Англия). Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. Миссиз сидит на рококовой, парковой скамье смешной для села, но модной платья. М., 1981.
Одна из самых ранних подписных картин Гейнсборо датируется 1745 годом.
Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц. Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. Более того, Уиллоуби поддерживал американских колонистов (противников Британии), что было непартриотично и напечатал одобрительный памфлет в честь Французской революции 1789 года.
Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. И приезжие думали, что так оно и есть и понимали правду только подойдя довольно близко. Она повернулась слегка влево. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. Костюм, по его мнению, должен сливаться с сюжетом, который он умел.
Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Среди этих картин можно назвать «Чету» (ок. Он не творил на популярные античные сюжеты как многие художники и скульпторы того времени. По свету – контраст светлой фигуры портретируемой и темного фона.
Хорошенькая девушка пришла его проведать. Эта картина похожа на по манере на Ватто, но гораздо совершенней. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской.
X. Э. Хантингтон). Томас был девятым ребенком в семье. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Шапиро. – Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост (Воз, 1786 У дверей фермы, 1778). Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы -- «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Родился в семье торговца сукном. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.
и музей Виктории и Альберта). Оригинальное здание сохранилось и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем. Очень хороши были и детские портреты изображавшие дочерей художника (к тому времени у Гейнсборо родилась вторая дочь – Маргарэт). Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. С. 142).
В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Но ни Рокотов Ни Левинский не были пейзажистами и я думою не были знакомы. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея).
Сара Сиддонс, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. Родители назвали ее Мэри. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс.
Слабонервный таможенник поспешил удалиться. Впоследствии к тому же стремился и великий английский пейзажист Констебл.
Все это объединено, пронизано чисто английским ощущением света. Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком.
М., 1962. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. «Мы любим талантливого человека за то, что он нам оставляет, – говорил он, – и оплакиваем то, что он отнимает». Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты.
А. Некрасова. В 1746 г. они обвенчались. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Ок.
К тому же в 1748 г. в молодой семье появилась первая дочь – Мэри. Эти произведения наполнены большим очарованием, хотя и не без некоторой напряженности, связанной с еще «любительским» талантом мастера. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений.
Техника живописи Гейнсборо эволюционирует в сторону все большей свободы, все явственнее становится фактура его мазка. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. «Портрет Р. Эндрюса с женой» (ок. Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело.
гал. ) и У. Хэллета с женой («Утренняя прогулка», 1785. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). 3) с моей публикацией нескольких писем художника (E. Среди лучших работ этого периода: эффектный портрет миссис Грехем возле колонны, на фоне далекого пейзажа (около 1777), «Портрет герцогини де Бофор» (между 1775 и 1780 годами), где динамичность образа подчеркивается легкой, подвижной техникой и, наконец, портрет знаменитой актрисы Сиддонс (1784). Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой.
А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины. гал. ).
Шотландии и Джона Фишера, мужа дочери художника. Портрет превозносили за аристократизм и изысканность. В Ипсуиче Гейнсборо действительно получил немало заказов на портреты от местной знати. только седина ударила в голову – жена моя говорит, что я стал. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты.
Крупнейший (наряду с Дж. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления.
Осанка подчеркивает величие актрисы. На картине изображены нарядные дамы и кавалеры гуляющие в парке, но интересно другое, что художник присоединил ещё и персонажи деревенских пейзажей- корову и сухое дерево. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. А небо грозится новым дождем, таким частым в Британии.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). В портрете брата и сестры Ллой дети как фарфоровые куклы, худенькие и угловатые. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи.
У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14. 5. 1727, Садбери, графство Суффолк – 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов.
В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Его интересовала не топография местности, а сущность природы, ее образ и сумма художественных впечатлений, полученных от нее. Мать звали Сюзанной. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю».
Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Портрет герцогини де Бофор кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». 1760 г. ), графини Мэри Хоу (1763 – 1764 гг. ), миссис Кристофер Хортон (1766 г. ), герцогини Монтегю (ок.
Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы.
Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика. Изысканная тональность палитры, особая живописная манера наложения красок жидким полупрозрачным слоем, быстрые мазки, нанесенные тонкой кистью, придают образу английской аристократки одухотворенность и изящество. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи.
Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. 1765, Париж, Лувр, герцогини Хоу, ок. Приблизительно в это время начал писать портреты. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734--1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
Граф – одна из моделей художника, к сожалению, портрет остался незавершенным. Между тем многие лучшие произведения художника к тому времени еще не были написаны. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста.
Большей частью они имели заграничных учителей или сами ехали за границу учиться. Роберт Эндрью и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года и портрет был, вероятно, написан в честь этого события. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Лишь по мере продвижения к цели художник впускал в помещение больше света. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм.
Он создает их в последний, лондонский период творчества. Он находит большое количество желающих заказать портрет среди местных дворян и духовенства.
Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон). Правдивая простота и близость к природе были ему важнее. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
гал. ). Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
гал. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Особенно свежи и непосредственны детские изображения (Автопортрет с женой и старшей дочерью Маргарет, ок. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Сара спокойно сидит в кресле.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Социальные характеристики отодвигаются на второй план.
Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Сам Гейнсборо признавался в письме Джексону: «.
Эти качества особенно проявлялись в его частых деловых поездках во Францию и Голландию. Но с 1780 года его влияние усиливается. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Отец Томаса был человеком предприимчивым и находчивым. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Предполагают, что одним из учителей Гейнсборо был французский рисовальщик и гравер, преподаватель Академии Св. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. В 1755 он выполняет свой первый важный заказ для герцога Бедфорда – два пейзажа для украшения камина: «Крестьянин с двумя лошадьми» и «Дровосек обольщающий молочницу» (Аббатство Воберн). Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени.
Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием.
В 1774 г. Гейнсборо вернулся в столицу, после того как стал одним из учредителей Королевской академии (1768 г. ) и его картины, представляемые на академических выставках, завоевали огромный успех. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. Он знакомился с произведениями мастеров континента в коллекциях своих заказчиков и на аукционах в Лондоне (его кисти принадлежит портрет Дж.
Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон) автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты. В 1759-73 Гейнсборо работал в Бате, где круг его заказчиков составили английская знать, актёры и музыканты. Взгляд на деревенских жителей как на некую высшую породу людей по сравнению с горожанами, подлинная нежность к беднякам, населяющим его воображаемые сельские композиции, отличают жанровые произведения Гейнсборо, выделяя их над уровнем работ других английских жанристов типа Уитли и Морленда, с их несколько банальной сентиментальностью. 1770-х гг. ) и портрет трагической актрисы Сарры Сиддонс (1785 г. ), так же, как и пейзажи «Водопой» (1777 г. ), «У дверей хижины» (1780 г. ), «Рыночная повозка» (1786 – 1787 гг. ) и самая последняя, не сохранившаяся картина «Дровосек» (ок.
В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Подлинными шедеврами живописца стали портреты неизвестного юноши (кон. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. Но постепенно художник выдвигает собственный идеал, создает особый тип портрета.
Справа от дороги стоят два осла. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи.
которые должны были вставляться в коробку и освещаться сзади свечой. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом истинным его призванием было изображение английской природы. Среди работ позднего периода можно назвать портреты «Пердиты» Робинсон (Лондон, собрание Уоллес), Сары Сиддонс (Лондон, Нац.
Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Больше всего его привлекали сельские буколики. гал. ).
В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса. Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон). Основной заработок художнику приносила работа над портретами. 1780, Лондон. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. С этих пор он устраивает ежегодные выставки своих произведений в Шомберг Хаусе.
Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Эдинбург, Нац. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен».
Ведь публика того времени была придирчива ко всему. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. В первую очередь для нас важны его письма, удивительно живые, непосредственные искренние. Но таких значимых, как портрет актрисы Сары Сиддонс – единицы.
Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.
Крестьянский жанр в творчестве Гейнсборо // 50 лет ГМИИ им. Гейнсборо Дюпон, был его единственным учеником и продолжал писать портреты в манере своего дядюшки и учителя. Большинство из них остались незаконченными. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
На ней модная пестрая платье с голубой оторочкой. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой.
В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Ок.
Академии и тогда же посылает два портрета и пейзаж на первую академическую выставку (1769). В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. гал. Тонкие натуры он находит и среди простых людей.
Это желание сбылось лишь отчасти. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. И вдруг он увидел человека крайне недовольного.
Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Нац. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Судьба Рокотова несколько схожи с судьбой Гейнсборо.
Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Мартина Гюбер Франсуа Гравело.
Картина повествует об одном из светских гуляний часто происходивших в этом парке. Вашингтон. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Пришлось художнику ночью дописывать уздечку. Но скромного приданого жены (пожизненной ежегодной ренты в 200 фунтов) и нестабильного заработка начинающего живописца было явно недостаточно для жизни в столице. Лондон, Нац. Изображения природы и сцены сельской жизни занимают значительное место и среди рисунков Гейнсборо.
1770 г. ), виконта и виконтессы Лигонье (1771 г. ), Элизабет и Мэри Линли (1772 г. ). Но особенно замечателен портрет Джонатана Баттла (так называемый «Голубой мальчик»), написанный около 1770 г. В нем художник прибегнул к смелому колористическому решению изобразив фигуру персонажа в голубом «вандейковском» костюме на фоне пейзажа, написанного в теплых коричневых тонах. хуже, хотя я очень стараюсь. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). V. 6. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. А. С. Пушкина.
Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Но это был четко рассчитанный эффект. Все противоречия утренних произведений Гейнсборо присущи и портрета семьи Эндрюс.
1750-х). Восторженно отзывавшийся о нем известный актер Д. Гаррик писал: «. Живя в Лондоне, он пишет портреты.
Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Умер 2 августа 1788 года от рака. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Родился в семье торговца сукном.
Картина была создана художником в его родном городе Садбери, куда он прибыл в 1748 г. в связи со смертью отца. Характерной чертой пейзажной живописи Гейнсборо являлось то, что он всегда сочинял композицию у себя в мастерской. Эти портреты, на которых персонажи изображены в свободных позах, написаны в непринужденной манере, с игрой света на драпировках, они очень изысканны и рафинированны по стилю и кажутся ирреальными, они отражают общество того времени с его культом элегантности и манер, общество, которое, тем не менее, было слегка шокировано несколько вольной интерпретацией Гейнсборо (портреты леди Олстон, ок.
1904. Он все чаще пишет портреты в рост, в которых явно сказывается влияние творчества Ван Дейка. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен.