Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Спасибо за богатую иллюстрациями работу о творчестве Томаса Гейнсборо. Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года.
Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Томас был младшим девятым сыном обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. Томас Гейнсборо -один из самых выдающихся художников Англии его вклад в мировую и английскую живопись неоценим. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.
Томас Гейнсборо – великий английский художник 18 века. Томаса Гейнсборо крестили 14 мая 1727 года в селении Садбери (Суффолк, Восточная Англия) – точная дата рождения его неизвестна. Томаса Гейнсборо не стало 2 августа 1788 года.
Посмертно была организована выставка, в которой участвовал также племянник Томаса, Гейнсборо-Дюпон. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников.
Гейнсборо Томас (Gainsborough), английский живописец и рисовальщик.
Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. В 1759-73 Гейнсборо работал в Бате, где круг его заказчиков составили английская знать, актёры и музыканты. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона.
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Судьба Рокотова несколько схожи с судьбой Гейнсборо. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Эмоциональная насыщенность и лиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическим канонам новых приемов и живописной техники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогает характеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяет говорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины.
Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Ф. Гравло и др. ) изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи). Для того чтобы обеспечить семью, Гейнсборо принял решение покинуть Лондон и переехать в провинциальный город.
Но всех художников данной эпохи объединяет стремление к новизне в картинах и большой точности, передача как можно реальнее света и тени, живой природы и людей их позы и движения. Генри Бейт указывал, что «первым мастером, которого Гейнсборо изучал, был Винантс, чьи заросли чертополоха и щавеля он часто вводил в свои ранние картины. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира».
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани изображен в полный рост. Томас был девятым ребенком в семье. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). Хорошенькая девушка пришла его проведать. Справа от дороги стоят два осла.
На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Были среди них и групповые портреты, лучшим из которых является «Автопортрет с женой и ребенком» (1751 г. ), выполненный с большой теплотой и выразительностью, в свободной манере. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен.
О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Во время пребывания в Бате пишет много портретов и, видимо, без удовольствия и вот таким образом он переутомляется и заболевает (как известно усталость наступает раньше, если нет интереса к работе, удовольствия и удовлетворения от неё). Но в этот период он произвёл на свет несколько превосходных и очень разных по характеру портретов, хоть в письмах он и писал, как его достало писать портреты. Он предпочитал пейзажи.
Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. 1770 г. ), виконта и виконтессы Лигонье (1771 г. ), Элизабет и Мэри Линли (1772 г. ). Но особенно замечателен портрет Джонатана Баттла (так называемый «Голубой мальчик»), написанный около 1770 г. В нем художник прибегнул к смелому колористическому решению изобразив фигуру персонажа в голубом «вандейковском» костюме на фоне пейзажа, написанного в теплых коричневых тонах. В 1774 г. Гейнсборо вернулся в столицу, после того как стал одним из учредителей Королевской академии (1768 г. ) и его картины, представляемые на академических выставках, завоевали огромный успех. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.
Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне».
Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. В газетах появилось множество отзывов о его работах. Если бы нация произвела достаточно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, – имя Гейнсборо перешло бы в потомство среди первейших носителей ее зачинающейся славы. » Такую высокую оценку творчества художника дал в одной из своих речей в Королевской академии Джошуа Рейнолдс в 1788 г. В историю английской живописи Гейнсборо вошел прежде всего как портретист, хотя сам он всегда отдавал предпочтение пейзажу, в котором чувствовал себя свободным от воли заказчиков и необходимости писать ради заработка. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Не менее удачным был и вид «Чатерхау- са», написанный Гейнсборо в 1748 г. для украшения актового зала Госпиталя Найденышей.
Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. 1760 г. ), графини Мэри Хоу (1763 – 1764 гг. ), миссис Кристофер Хортон (1766 г. ), герцогини Монтегю (ок. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Один из учредителей Королевской академии (1768г. ). Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров.
Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Констебла и др. ).
Умер 2 августа 1788 года от рака. 1787 – 1788 гг. ). К тому же в 1748 г. в молодой семье появилась первая дочь – Мэри. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием.
На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. жанровая сценка. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок.
Единственным его помощником и учеником был племянник Эдвард Гейнсборо-Дюпон. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. Родился в семье торговца сукном. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Желтый шарф сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей на коленях. На картине изображена женщина, которая всего смогла добиться только собственным трудом и талантом. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. По колориту это живописное произведение симфонично. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам.
Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Ок. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс.
не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Слабонервный таможенник поспешил удалиться. Болезнь, к счастью, прошла, но осталась усталость, которая продолжала накапливаться.
Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом.
Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма.
В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». В 1774 году художник переехал в Лондон. Картины написанные в этот период это: «Три фигуры у дороги», Молодая пара в парке (предположительно автопортрет с женой).
Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. 1783, Кенвудхаус, Лондон). В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он.
Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. То, что было оставлено Гейнсборо людям, навсегда сохранит любовь к нему. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный).
он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. хуже, хотя я очень стараюсь. «. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно.
Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Например «Музицирование» – это картина отображает и самого художника и его приятеле капитана Кларка. Он был широко признан при жизни как портретист. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Также очень реалистичны рисунки и наброски животных. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей.
«Мы любим талантливого человека за то, что он нам оставляет, – говорил он, – и оплакиваем то, что он отнимает». В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. 1759 г. ), – держат на руках котенка.
Мать звали Сюзанной. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Фигуры на ней сдвинуты влево, давая место скромному, непритязательному пейзажу, одному из лучших в творчестве Гейнсборо.
Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер.
Картина повествует об одном из светских гуляний часто происходивших в этом парке. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Тонкость, элегантность и чеканность линий свойственны рисунку Гейнсборо и отличают все его творчество.
Осанка подчеркивает величие актрисы. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо.
«В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ. )русск. — оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Восторженно отзывавшийся о нем известный актер Д. Гаррик писал: «.
Портрет превозносили за аристократизм и изысканность. Отмечая этот парадокс известная исследовательница творчества Гейнсборо Е. А. Некрасова писала: «В некрологах его восхваляли главным образом как певца природы, почти не упоминая портретов, так что к концу жизни он наконец заслужил репутацию, о которой всегда мечтал». Томас Гейнсборо родился в 1727 г. (точная дата его рождения неизвестна, сохранилась лишь запись о крещении 14 мая) в городке Садбери графства Саффолк (Восточная Англия). 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Это желание сбылось лишь отчасти. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо.
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776 год, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780 года, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-1785 годов, Национальная галерея, Лондон). Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Он известен также своей графикой. Но с 1780 года его влияние усиливается. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. У неё изящный профиль.
Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста.
Но ни Рокотов Ни Левинский не были пейзажистами и я думою не были знакомы. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль.
Эта картина похожа на по манере на Ватто, но гораздо совершенней. Эта трагедия омрачила последнее десятилетие его жизни. Социальные характеристики отодвигаются на второй план.
И «взрыв» действительно произошел: в 1763 г. художник настолько серьезно заболел от переутомления, что местная газета поспешила объявить о его смерти. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт и др. ) во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. За девять лет он написал их около 80-ти.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Родители назвали ее Мэри.
Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
Большей частью они имели заграничных учителей или сами ехали за границу учиться. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Под их влиянием изменился стиль художника.
Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. Внешне незавершенные картины заставляли зрителя думать и фантазировать, участвуя в творческом процессе. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). только седина ударила в голову – жена моя говорит, что я стал. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер.
Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Он не творил на популярные античные сюжеты как многие художники и скульпторы того времени. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764).
Гейнсборо пишет и пейзажи. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея).
Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую.
Высокий напудренный парик завершает образ. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника.
Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Слишком горячо. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем.
Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы.
Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. На одном из них (1756 г. ) они бегут за бабочкой, на другом, незаконченном (ок. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец).
В Лондоне он пишет в смелой живописной манере превосходные парадные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принца Уэльского), признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), Элизабет Шеридан и герцогини Девонширской (оба в 1783 г. ), многих видных политических деятелей и людей искусства. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). По словам его главного соперника, первого президента Академии художеств, сэра Джошуа Рейнольдса, вблизи живопись Гейнсборо выглядела настоящим хаосом, а на расстоянии все как по волшебству вставало на свои места и обретало форму.
И вдруг он увидел человека крайне недовольного. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее.
Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. 1770-х гг. ) и портрет трагической актрисы Сарры Сиддонс (1785 г. ), так же, как и пейзажи «Водопой» (1777 г. ), «У дверей хижины» (1780 г. ), «Рыночная повозка» (1786 – 1787 гг. ) и самая последняя, не сохранившаяся картина «Дровосек» (ок. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Родился в семье торговца сукном. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера.
Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон) автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты. Подобному восприятию зрелых работ Гейнсборо также способствовала выработанная им манера письма. Техника его легка и виртуозна. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Изображения природы и сцены сельской жизни занимают значительное место и среди рисунков Гейнсборо. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея).
Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. Отец Томаса был человеком предприимчивым и находчивым. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в маленьком провинциальном местечке Сэдберри, что в Саффолке. Среди его картин мне больше всего нравится многофигурная картина «Прогулка в Сент-Джейском парке. Эти качества особенно проявлялись в его частых деловых поездках во Францию и Голландию.
Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760 год, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-1764 годы, Кенвуд-хаус, Лондон). Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Шапиро. – Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост (Воз, 1786 У дверей фермы, 1778). Лишь по мере продвижения к цели художник впускал в помещение больше света.
Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон). Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768). Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат.
Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица.
Большинство из них остались незаконченными. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен.
ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14. 5. 1727, Садбери, графство Суффолк – 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане.
Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Эти картины явились основой для последующего развития реалистического пейзажа в Англии. В Лондоне, куда Гейнсборо переехал в 1774 году, художник написал самые глубокие и поэтичные свои произведения.
Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Крупнейший (наряду с Дж. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени.
Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон.
У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы».
В 1746 г. они обвенчались. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком.
Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Живя в Лондоне, он пишет портреты. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены.
Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты.
Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон).
Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик.
Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Весь облик дамы утонченно-благородный. Подлинными шедеврами живописца стали портреты неизвестного юноши (кон.
С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона.
О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира.
Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Недаром Рейнолдс говорил, что «вблизи живопись Гейнсборо производила впечатление хаоса, а на расстоянии магическим образом приобретала форму и все вставало на свои места». В отличие от других известных мастеров, Гейнсборо никогда не пользовался услугами подручных. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко».
Лучше всего у него получаются портреты. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто.
В пору расцвета своего таланта он откровенно признавался другу Джонсону: «Меня тошнит от портретов и мне ужасно хочется уйти в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами моей жизни в покое и тишине». Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк.
Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. И она знает это. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Голову венчает черная шляпа с перьями.
Через год после открытия мастерской Томас женится на Маргарет Бэрр, незаконнорожденной дочери герцога де Бофора. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом.
Но скромного приданого жены (пожизненной ежегодной ренты в 200 фунтов) и нестабильного заработка начинающего живописца было явно недостаточно для жизни в столице. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами.
Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Он создает их в последний, лондонский период творчества. Мартина (художественной школе). Приблизительно в это время начал писать портреты. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Но даже среди этих замечательных полотен остаются непревзойденными «Дама в голубом» (портрет герцогини де Бофор, кон.
Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Его пейзажи естественны, довольно часто обобщены и сильно напоминают картины природы, окружавшие его в детстве в родном городе, несмотря на то что при взгляде на них нельзя было узнать какое-то определенное место. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.
Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Пейзаж создан в стиле классической натуралистической голландской школы живописи, а Энтони ван Дейк на раннем этапе творчества Гейнсборо был главным его вдохновителем. На картине всё приведено в движение: солнце освещает поля и крыши деревни вдали картины и скоро дойдет до разбитой лесной дороги вдали по дороге скачет рыцарь. С особой любовью художник изображал людей искусства – музыкантов, композиторов, актеров (портреты Анны Форд, 1760 г. Дэвида Гаррика, 1769 г. и др. ). Выполняя ее, он превзошел многих других художников, более известных и старших по возрасту. Благодаря таланту и личному обаянию молодой художник вскоре обрел в Лондоне много друзей. Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией.
Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. И приезжие думали, что так оно и есть и понимали правду только подойдя довольно близко. Это о них с такой проникновенностью писал Джон Констебл: «Пейзажи Гейнсборо пронизаны покоем, нежностью и любовью. Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727 – 1788).
Некрасова: «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.
На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Картина Голубой мальчик (ок.
Благодаря его таланту, он редко оставался без заказов, пусть даже ничтожных (это было до получения им большой известности). Он никогда не отказывался от интересных заказов типа востонавления какой-нибудь старой картины. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Там он жил до 1749 года. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Выбор оказался весьма удачным.
На этом полотне художник изобразил мужчину, стоящего в непринужденной позе около скамейки, на которой сидит девушка в голубом платье — его жена. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, каждый сосредоточен на себе, лица лишены эмоциональности, что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности. 1768 г. ), Эдварда Гейнсборо-Дюпона (ок. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца.
Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Они исполнены в Садбери (1748-1751 годы) и Ипсуиче (1752 год – около 1759 года), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-1749 годы, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758 года, Национальная галерея, Лондон и др. ). В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост, в натуральную величину.
Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок.
Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом».
Особенно Гейнсборо удавались женские образы. По-моему первые картины (те, что он написал в первые годы пребывания в Лондоне)Томаса отличаются от последующих простотой и тем, что он вставляет в пейзаж фигуры людей на близкий и средний план, это раньше встречалось только в бытовых сюжетах как, сбор зерна и другие, да и пейзаж на заднем плане был несколько смазан. Но это был четко рассчитанный эффект.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Работа над этим сюжетом являлась большой честью для молодого живописца.
Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Пришлось художнику ночью дописывать уздечку. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Он понимал, чтобы достичь мастерства ему надо было работать много и даже с такими, казалось бы мелкими вещами как сорняки, растения на втором плане.
Например, портрет в полный рост могли повесить на уровне верхней притолоки дверей, так что зрителю сложно было весь его охватить взглядом: для этого приходилось высоко задирать голову. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Чтобы быстрее добиться успеха и поправить материальное положение, художник решает перебраться в провинцию.
Здесь же он познакомился с очаровательной Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. Между тем многие лучшие произведения художника к тому времени еще не были написаны.
Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. В Ипсуиче Гейнсборо действительно получил немало заказов на портреты от местной знати. Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны.
В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам.
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Ведь публика того времени была придирчива ко всему. Тонкие натуры он находит и среди простых людей.
картины природы, которые окружали его в детстве. В начале 80-х меняется палитра художника: краски становятся светлее, мазок легче, прозрачный, создающий иллюзию того, что фигуры словно купаются в воздухе, еще больше сливаясь с окружающей средой. Да конечно свободнее всего он мог творить, когда писал себя или своих близких. Очень хороши были и детские портреты изображавшие дочерей художника (к тому времени у Гейнсборо родилась вторая дочь – Маргарэт). В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. В своих произведениях — и портретах и пейзажах — художник развивал новое направление английской живописи. Разногласия возникли и в 1783 году, когда Гейнсборо послал двадцать семь картин и подробную инструкцию, как их развесить. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства.
Причиной послужила все та же развеска картин. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Этим он и начинает заниматься. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Все основные заработки художник получал от написания портретов. В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Особенно интересно то, что некоторые картины он писал по памяти. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Больше всего его привлекали сельские буколики.
Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. Меняется стиль его работ. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста.
В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. 1750-х). Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
Томас Гейнсборо родился в 1727 г., учился в Лондоне у французского гравера и художника и постепенно выработал свою собственную изысканную манеру рисования, которая приближается к рококо. Голову венчает треуголка, которая считалась последним писком моды в 1746 г. За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, символизируя процветание будущей династии. Особое внимание следует обратить на изображённое Гейнсборо поместье. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Там он и поселился.
В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Так, по воспоминаниям современника, однажды он начал рисовать «кусочком губки, привязанной к палочке он клал тени, а маленький обломок белил, зажатый сахарными щипчиками, стал инструментом для пробелов». На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон и др. ).
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Сам Гейнсборо признавался в письме Джексону: «. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Таков портрет его племянника, Дюпона. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне.
И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Она повернулась слегка влево. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».
Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. В 1746 г. в Лондоне Гейнсборо женился на Маргарет Берр, внебрачной дочери герцога де Бофора. В это же время он женился и у него родилось две дочери.
Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи.
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок.