Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». В итоге и в Толедо Эль Греко стало тесно и он обратил свои взоры на Эскориал, монастырь-дворец, построенный недалеко от Мадрида, для которого написал «Мученичество святого Маврикия». Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Сейчас это очевидно, но только сейчас.
«Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней. Он как будто использовал сразу две точки зрения на ночной город. Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце.
Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану». На левом берегу— замок Сан Сервандо. «Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты. На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа: Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо. Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера. Эль Греко, возможно, был греком и — совершенно точно — был критянином.
Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути. Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon». Выручает Толедо. Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации. Так и на этой картине. Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту.
Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами».
Рано ложился. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
Использован фантасмагорический свет. Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали». Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства.
Тот — холерик, этот — флегматик. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
Много денег. Другое название полотна— «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta).
Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Толедо Эль Греко рисовал не однажды и всегда вольно подходил к натуре. Таков Мадрид. следы полотна теряются. Что он нарушил.
В XVI веке в европейском искусстве пейзаж не рассматривался как отдельный жанр, вот таким образом изображение природы считалось исключительно фоном для доминирующей композиции. Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко. Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ.
Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). Мало пил. На левом берегу — замок Сан Сервандо.
Даже скорее литературоведам. Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. следы полотна теряются. В 1907—09 гг.
В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока. Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось. Таковы Нью-Йорк или Москва. Там карьера сложилась — сперва пошли заказы от местной аристократии, а потом и от самого выгодного заказчика в Испании — от католической церкви. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем. Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план.
В пользу последнего говорит и царящее над городом феерическое небо. И не только мне и не только сейчас. В 1907—09 гг. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая. Еще 50 картин Эль Греко хранились в церквях и монастырях Толедо (Кафедральный собор Толедо, церковь Санто-Томе, часовня Сан-Хосе, монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо). Акцентирован контраст между небом и земной твердью.
И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо.
Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. Название города, происходящее от латинского Толетум, возводилось к ивритскому талтела (скитания) или толдот (родословие) и связывалось с судьбой первых евреев, обосновавшихся в нем. В первые годы правления Фердинанда и Изабеллы среди придворных и крупных откупщиков были и толедские евреи. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи. На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера. Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины.
Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. Вот таким образом почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой.
До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен». Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Такой подход к реальности подчеркивает магическую суть «Виде Толедо» – это город как будто узнаваемый, настоящий, но и в то же время – фантастический, нереальный. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город.
И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей». В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями. Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России». Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко.
Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья. Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью.
И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении». Может быть, впечатление от этого неба легло и на картину «Звездная ночь» Ван Гога. Мне, во всяком случае, удавалось. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо».
Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Но Эль Греко был оригиналом.
Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Скорее всего, проявлял недостаточный восторг, чуя несоответствие толедского мифа своему, который он уже начинал творить.
А роскошь требовала денег. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Куда важнее, что тугой, напряженный, взвинченный настрой эль-грековских картин определил отношение к месту приложения его сил. Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде. Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины».
Выставка представляет 125 работ художника. Некогда пышный арабский город, а затем «правильная», «образцовая» столица Испании, компактный заповедник-музей под открытым небом, а, заодно и объект всемирного наследия ЮНЕСКО, Толедо втиснут в петлю между рекой Тахо, огибающей его с юга и древними крепостными стенами. Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза.
Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо. Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь. Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году. На нем клочья облаков подсвечены неестественно ярко, оно доминирует на картине.
Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать. Потому, вероятно, его так любили импрессионисты.
На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов). Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака».
Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. В 1907—09 гг. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Часто именно такие копии становятся мишенью для критики.
К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее.
Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал. Однако король Испании Филипп II не принял полотна что стало ударом для Эль Греко, подкосило физически, душевно и финансово. Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Или это суть и есть. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Художник развернулся во всю ширь своих дарований и потребностей. «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко. В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт.
Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме, неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см.
Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Как парадные портреты Веласкеса. Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. Но правда ито, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». Предполагают, что до конца XVIIвека полотно находилось в семейном владении толедских графов де Аковер, а в XVIII и XIX веках его следы теряются. Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид.
По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте. На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры. А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Она по сути – вид снизу и вот таким образом пропорции вытянуты к небу.
В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. Даже на картине «Вид и план Толедо» Эль Греко играет с реальностью: он переставляет дома на карте и дает этому объяснение. Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион) предположительно, там же он обучился и ремеслу художникаоколо 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана) после Венеции он отправился в Рим. На переднем плане расположен мост Алькантра. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее».
Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота. Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там. Также на выставке можно увидеть полотно Дама в мехах.
Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса. К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой. Хотя, может и не был.
Всего в организации выставки приняли участие 30 городов из 11 стран. Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Использован фантасмагорический свет. Испанцы на протяжении всей своей истории остро ощущали непохожесть на Европу как комплекс неполноценности.
Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию. От пощади Plaza del Ayuntamiento можно прогуляться к церкви Святого Андрея, пройдя через улицу Pozo Amargo с Горьким колодцем (буква U на карте). (Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании.
Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии. Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полную неразбериху. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена». следы полотна теряются. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста.
Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов.
На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. Разное у них все. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко.
Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное. Экспозиция Грек из Толедо стала самой крупной из всех организованных ранее. Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид. Итак, подводя итоги, что мы имеем.
Что на самом деле не правда. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком. Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать.
Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо. Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида. На левом берегу— замок Сан Сервандо.
На левом берегу— замок Сан Сервандо. Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву. Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность. И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса». Созванные здесь кортесы утвердили это решение.