"тайная вечеря" была написана Тинторетто специально для венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре, где картина и пребывает по сей день. Среди них – известное полотно Тинторетто Тайная вечеря. Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера. В картине "Тайная вечеря", написанной Тинторетто в 1594 году, заложено многое, что потом, разлившись по разным руслам, развивалось в последующие века.
А вот положение композиционного центра здесь проблематично. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. Апостолы внимательны и сосредоточенны их позы сдержанны, взгляды обращены на Учителя. На картине Иисус Христос – центральный персонаж. О предках художника почти ничего не известно.
На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.
Присутствующие в цветовой композиции «Тайной вечери» черный, красный, желтый, белый, синий связаны с вертикалью священного огня и демонстрируют идею восхождения, предстоящего вознесения Христа. В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона. В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь.
Ни один художник не обращался так часто к теме «Тайной вечери», как Тинторетто. Но кто же из них Иуда Искариот. Ярким примером таких произведений являются картины П. Брейгеля Старшего. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа. Он отошёл здесь от принятой схемы. Далее автор говорит, что известны примеры «смешанного типа Тайной вечери», когда художник соединяет те или иные обстоятельства исторической Тайной вечери с учреждением Христом Евхаристии, то есть литургической Тайной вечерей». Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».
В цветовой композиции сразу же обращают на себя внимание белый и красный цвета. Однако «значение» в произведении может носить не только моральный и исторически-смысловой характер, но и абстрактно-философский характер, а пространственно-временной континуум говорит уже на своем языке, часто отстраняясь от воззрений и смысла, вкладываемого художником в его произведение. Повелительница стихий, она постоянно тяготеет к тому, чтобы узурпировать права Бога. Его прекрасная библиотека насчитывала сотни томов.
Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит Она уже в противоположную сторону, налево, туда, где Её встречают благословение ангела, поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (Новый завет). Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
С похожей проблемой сталкиваемся мы и в «Тайной вечере» Николая Ге. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Одна из лучших разработок сюжета Тайной вечери (1909 г. ) принадлежит немецкому художнику Эмилю Нольде. И вот таким образом художник рассматривает живопись в качестве чисто цветового контекста, он не проявляет особого предпочтения к историческому или повествовательному сюжету. Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях.
Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. На ней есть четыре темных проема.
Перед ними установлены два высоких зажженных светильника. Скуола Сан Рокко. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Картину «Чудо Св. Нас интересуют не внесенные изменения, а первоначальная концепция картины, что дает право сравнивать ее с трактовками сюжета «Тайной Вечери» в творчестве ближайших предшественников и современников Веронезе.
С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. Апостолы внимают ему. Такое «осовременивание» (и не только у Веронезе) было необходимым при разработке библейских и евангельских сюжетов, чтобы показать зрителю важность изображаемого – не только как события, происходившего в далеком прошлом, но и сопричастного человеку – современнику художника. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы зритель мог видеть их лица.
В произведении Леонардо воплотился принцип отождествления «трансцендентного средневекового бога с миром». В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Светильник символизирует божественный свет, свет от нимба Иисуса – свет Его божественного учения, а Иуда в контексте этой светотеневой композиции становится во всех смыслах противником божественного света и света божественного учения. Сыну при рождении дал имя Якопо. Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно для того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законность брака.
В одеждах Иисуса и апостолов преобладают алый, оранжевый, золотой, розовато-красный (лишь у одного из апостолов одежды черно-зеленого цвета). Но Иуда остается невозмутимым. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Это два града — земной и небесный. Светотеневая композиция картины очень интересна.
Ему характерен яркий большой нимб. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Символика светотеневой композиции ясно прочитывается.
Для нас представляется неправильно рассматривать по отдельности категории пространства и времени, так как они являются двумя неразрывными категориями бытия – не только физического мира, но символического мира искусств, в котором действительность переплетается с интеллигибельными образами, образуя особую темпоральность в символической форме. Ключевые цвета цветовой композиции картины – белый, красный, синий и золотой. Далее, для того, чтобы следовать логике, вытекающей из этой исходной посылки, следует разобраться в сложной взаимосвязи двух тенденций – следование выработанным правилам и традициям и авторские отступления и нарушения.
В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Внимание зрителя приковывает центральная фигура Христа, который в левой руке держит чашу с вином, а правой совершает крестное знамение. Образ Христа резко смещен к левому краю иконы. Его руки образуют останавливающий жест (руки расположены перед собой и расставлены). Золотой цвет нимбов в христианской символике – эманация божественной сути.
По мысли Элиаде высшая форма иерофании – Иисус Христос – Бог, воплотившийся в человеке. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Композиционные приемы всячески дают почувствовать, казалось бы, незначительность этого «исторического» события в мировом течении времени. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый. У кого Якопо учился дальше не известно.
Но в 1934 г. створку с изображением «праведных судей» из собора украли разыскать её так и не удалось. Веронезе исключает историчность (то есть не воссоздает исторического времени жизни Иисуса и его учеников и соответствующих ему реалий) в изображении одежды и архитектуры сосуществуют два подхода – приближение к современности (времени жизни автора) и творческая фантазия. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город.
Он сидит за столом и почти отвернулся от зрителя в сторону стоящего рядом персонажа. Круг – символ божественности и предатель Искариот неслучайно его разрывает.
Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. P. S. Тайная вечеря показана как динамичное событие, где смысловой центр смещен вправо по восходящей линии, что усиливается линией горизонта, проходящей над головой Христа, а значит ставящей фигуру Христа ниже зрителя. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну.
Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью «в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). В результате они так погрузились в общение друг с другом, что уже сейчас, находясь еще рядом с любимым Учителем, психологически оставили Его одного.
В картине Веронезе скрытое присутствие Фортуны выражается во вращательном движении фигур (абсолютно случайных с позиции иконографии этого сюжета) вокруг стола, где находятся главные действующие лица. Свет падает словно со стороны зрителя, ярко освещая собравшихся за столом. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя. Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок «Тайной вечери» принадлежит Тинторетто (Якопо Робусти): 1560 г., церковь Сан-Тровазо в Венеции. Они останавливают виртуальную кривую и направляют ее в нужную сторону иначе, если зритель не поднимется в верхнюю часть произведения, – то вернется к пище физической (плотскому началу), эту же функцию направления выполняют ангелы.
По другую сторону стола – еще один персонаж в головном уборе, присевший к столу – Иуда. Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей.
И этот факт является недостатком композиции. В отношениях персонажей внимание в первую очередь приковано к Христу, его кроткому лицу и благословляющим рукам. с центром R (точка схода) и осью r. (На рис.
И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Но настоящее Возрождения – это гипертрофированное настоящее, которое «свернуто заключает в себе все времена» ибо «прошедшее было настоящим, будущее будет настоящим и во времени не находится ничего кроме последовательного порядка настоящих моментов» настоящее втягивает в себя и все прошлое и все будущее». Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое».
В то время как другие синоптики утверждают, что они начали спрашивать об этом Иисуса). Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями.
На картине нет конфликта с отступником и предателем. Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. «Тайная вечеря» была имена тайной и не допускала других участников, кроме Иисуса с учениками.
Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично. Прошло несколько лет и Тинторетто написал «Тайную вечерю» для церкви Сан-Тровазо. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Его явный страх перед Петром даже сильнее бросается в глаза, чем конфликт с Иисусом.
К X—XI вв. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Такой же прием использует и Сальвадор Дали в своей «Тайной вечере». Эта же тема разрабатывалась и в иконописи. Фома воздевает указательный палец, не веря и отрицая. Даная посвятила себя Зевсу. В эту композицию вторглась культура, родственная больше Ф. Рабле, чем папскому Риму.
Однако почти в то же самое время были проданы боковые створки, попавшие в Берлин. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Он готов совершить страшное предательство и уверен в своей правоте. Иуда Искариот противопоставлен всем персонажам фрески и в первую очередь – Христу.
Линию серпантинаты перехватывает прижавшаяся к полу собака, выглядывающая из-под стола. Он ведет беседу со своими учениками. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Далее Арган, развивая мысль о живописи Веронезе, подчеркивает, что «в традициях прошлого Веронезе ищет не формальные образцы для подражания или определенные темы, а методы и процессы создания чисто художественных ценностей (курсив мой – Д. Ч. ). Христос, безусловно, – центр композиции, над его фигурой нет (как в картине Веронезе) давящей массы арок.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Италия. Не будь этого освещения, картина могла бы показаться довольно обычной.
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
Первые ряды самых верных и преданных замерли в недоумении. Он сжимает в руке мешок с тридцатью сребренниками. Следующий персонаж тоже с нимбом. Иосиф плот- ничает снаружи, не подозревая о драматических событиях.
Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. В картине «Тайная Вечеря» Веронезе окружает Христа и его учеников второстепенными персонажами, одетыми в современные художнику одежды. Справа и слева от стола расположены приоткрытые прямоугольные двери, в одной из них виднеется второстепенный персонаж (скорее всего, слуга). Сохранился документ, раскрывающий понимание Веронезе задач своего искусства и относящийся к картине «Тайная Вечеря» («Пир в доме Левия») – протокол заседания трибунала венецианской инквизиции, на котором художник обвинялся в отсутствии в этой картине должного религиозного благочестия.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Но такой характерный для эпохи Возрождения «сплав» времен, когда древность обретает новые формы, а люди прошлого – носители вечных (а значит актуальных, современных) ценностей и идей облекаются в современные художнику одежды имеет и более широкий, мировоззренческий контекст. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Так Г. Деллинг и O.
Он поочередно причащает учеников своих. Они появились в Западной Европе в XIII в. и стали очень популярны в XIV—XV вв. В цветовой композиции картины доминируют разные оттенки красного и золотого, белый и черно-зеленый. «Многие из вас, сидящих в этом зале, предадут меня», – сказал пастор.
Наиболее примечательно в этой композиции, что вращение выражается не в буквально выстроившихся по кругу фигурах, а через сложную систему пространственного построения. В 1 794 г. четыре картины из центральной части алтаря вывезли французские войска. «Неужели они могут предать своего учителя, они так любят и так восхищаются им», – возникла мысль и вспомнился библейский сюжет предательства Иуды. Стол оказывается за его спиной. Вероятно, Леонардо опирался на описание Евангелия от Луки, где говорится, что апостолы «начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» (Лк.
Современники мастера восприняли «Тайную вечерю» Леонардо как новое слово в искусстве. Его одежды бедные и рванные. Он написал для Братства св.
Справа виднеется приоткрытая дверь, впускающая свет в комнату в дверном проеме стоит второстепенный персонаж – скорее всего, слуга. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Прямоугольный белый стол символизирует жертвенный алтарь для жертвы Иисуса. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Это четыре мотива одной фразы.
Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины. Он в правом углу переднего плана представлен вполоборота.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Лишь два апостола развернуты вполоборота к Иисусу. По его мнению «историческая Тайная вечеря акцентирует момент предсказания предательства Иуды, литургическая Тайная вечеря – сакраментальный характер установления Евхаристии».
В композиции особое значение приобретает символ квадрата и прямоугольника. А. Майкапар выделяет литургический (или символический) и исторический типы. Этот символ усиливает струя крови, бьющая из запястья Иисуса. Зрелый период.
Немного схоже с дантовскими кругами. Сумрачное помещение освещено колеблющимся пламенем светильника и сиянием Христа. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Жизнь Тинторетто полна тайн. Я сидела на заднем ряду зала и видела реакцию многих людей на слова пастора.
Условно назовем персонажа «евангелист слева от Христа». Жесты остальных апостолов можно отнести к трем группам: молитвенно сложенные кисти руки протянутые открытыми ладонями к Христу задумчиво-оценивающий жест «рука у подбородка». В произведении присутствует время народной стихии, которое воспринимается «в значительной мере циклично, как повторение» и линейное время иудео-христианской традиции.
Тинторетто, А. дель Сарто, Эль Греко, П. Поурбс и др. ). Вдали виднеется фронтон здания с колоннами. Фигура Христа является вехой и продолжает собой линию. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость.
Отношения персонажей фрески выписаны следующим образом. Для людей, знающих всё это, композиция Алтаря Мероде приобретает новое звучание. Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну.
Сейчас её заменили превосходно сделанной копией. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
Надоела. ». В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий. Важную роль здесь играет и выбор места. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658).
Если отойти от прямого и упрощенного прочтения композиции и перейти на более высокий уровень ее осмысления, соответствующий уровню и масштабу философских, религиозных и общекультурных знаний и представлений современников Веронезе, можно высказать предположение, что картина допускает и предполагает символическое прочтение. Именно с нее началось признание Тинторетто. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Апостолы вместе с Христом образуют круг.
Кроме выдержек из Евангелий и молитв, приуроченных к определённой церковной службе (или «часу»), часослов обычно содержал календарь с перечислением церковных праздников и сведениями практического характера по астрономии, астрологии, медицине. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной.
Богатством и красотой оформления особенно выделялись пятнадцать часословов. От голубя в разные стороны расходятся золотые лучи, делая каждое лицо светлее. Неслучайно, наряду с открытиями в естественных науках, мыслители 15 -17 веков (П.
Каждое живописное произведение имеет свою темпоральность: в каждом произведении категория времени – немаловажная категория наряду с пространством. С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. Т. е, это уже опосредованная информация. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. «Благодаря этому, линейное время Библии оказывается сакрализованным, а события Нового Завета, происходящие в профанном времени, стали Священной Историей, так как их экзистенция трансформирована фактом иерофании» 31. Отказываясь от нее, надо предложить взамен иную конструктивную основу. Тинторетто – уроженец Венеции.
В конце творческого пути Тинторетто создал свою последнюю «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре (1592—1594 гг. ). В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
Второй яркий источник света – нимб вокруг головы Иисуса, заливающий светом центральную часть картины. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Он в левом углу стоит с наклоном к евангелисту, опираясь на посох. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей.
Но к ней следует относиться осторожно. В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны – в данном случае, как и в Юдифи и Олоферне, наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры. происходящих внутри. Далее изображено еще несколько евангелистов: «евангелист с поднятыми руками», «евангелист, смотрящий по диагонали», «евангелист с указующим жестом».
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. В них уже звучит личное, можно уловить ощущения одиночества, потерянности человека в безграничном мире, его малость перед лицом природы.
Иисус повернут к зрителю лицом. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне.
Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Вся группа помещена в великолепный интерьер дворцовой залы, за окном которой открывается завораживающая панорама: закрытый дворик, где гуляют павлины и цветут красные розы и белые лилии («запретный сад», считавшийся ещё с библейских времён символом девственности, в христианскую эпоху осмысливался как символ Девы Марии) крепостная стена, на которой стоят, разглядывая окрестности, двое горожан широкая река, неторопливо текущая к горизонту город, раскинувшийся на её берегах сады предместий, лесистые холмы, хребты далёких гор. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Возрождение, маньеризм. Тяжелое покрывало в верхней части картины выглядит контрастным черно-зеленым пятном.
Скрытая и явная символика находятся в диалектической зависимости. Неужели история и искусство нас ничему не учит. В композиции Тинторетто 1592-94 гг. Он – абсолютный центр во всех значениях и ядро времени».
Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Полотно было заказано Братством св. Этот сюжет (Евангелие от Луки, 5:29) считается второстепенным в священной истории и на него не распространяется строгий регламент, принятый на Тредентском Соборе.
Объяснения художника говорят только об одной стороне его художественного видения и метода – это праздничность, декоративность: « поскольку у меня на картине остается некоторое свободное пространство, я украшаю его вымышленными фигурами я их сделал, предполагая, что эти люди находятся за пределами того места, где происходит вечеря». Часословы (книги часов) — это особая разновидность церковной литературы.
Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами. Исследователи творчества Веронезе отмечают, что его «таланты были наилучшим образом пригодны для изображения мифологических и аллегорических сюжетов в живописи». Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк был здесь». Рох во славе».
Золотой в христианской символике – эманация божественной сути. Вскоре после создания картины (1573 г. ) она была, под давлением церковных властей и инквизиции, переименована в «Пир в доме Левия», что дало возможность автору не вносить требуемых изменений. Шедевры заняли почётное место в экспозиции Лувра, но в 1816 г. их пришлось вернуть.
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Тинторетто был ведущим представителем итальянского маньеризма. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит.
Это символично указывает на божественный свет его учения. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. В том же году художник становится членом братства. Его концепция «Тайной вечери» возвращает нас к простоте и искренности средних веков.
Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг. По мнению М. С. Кагана «признание библейского «Всё возвращается на круги своя» лишает время его главного отличия от пространства и дезаксиологизирует его восприятие. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. При этом Иаков Алфеев касается плеча Петра, сжимающего нож и готового убить предателя – Иаков готов поддержать Петра. В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа.
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Он мрачно исподлобья смотри на зрителя, его подпирающая рука прикрывает рот, словно заставляя хранить страшную тайну. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Она в тяжелом платье. Большинство апостолов – в профиль. Вскоре шедевр Яна ван Эйка вновь вернули той церкви, для которой он и предназначался с самого начала (ныне — собор Святого Бавона в Генте). Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота.
Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Вывод, который делает Данилова, она распространяет на живопись Возрождения в целом: «картину Возрождения правомочно рассматривать не с точки зрения передачи в ней временного развития, а, наоборот, с точки зрения преодоления его картина Возрождения не разворачивает, а свертывает временную перспективу, спрессовывает в «одновременность, в которой замыкается созерцание живописной красоты», все сюжетные прежде и после.
Тинторетто был исключительно плодовитым художником и не удивительно, что его работы можно встретить в музеях и частных собраниях во всех концах света. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
Условно назовем персонажа «отвернувшийся от зрителя евангелист». Связывает их во фразу параболическая гомология. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. логом — символ супружества. Это были рукописи, ценившиеся в те времена необычайно высоко: хроники, рыцарские романы, сочинения античных авторов, научные труды и, конечно же, богослужебные книги. Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения. Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень.
На переднем плане помимо людей представлены животные – собака и кошка. Здесь нет предателя. Два тысячелетия человечество изучает сюжет «Тайной вечери», а история предательства одного из учеников Иисуса периодически повторяется с невероятной точностью.
Все – кроме предателя Иуды Искариота. Иоанн мученически уронил голову на стол. Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. Ниже приведена работа Симона Ушакова, а также – древнерусская икона XVвека из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (автор неизвестен). Очевидно, что композиция Ушакова основана на ритме с осевой симметрией.
Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. На картине есть несколько источников света. Но в работе Леонардо композиционный центр дополнительно акцентирован. 3) говорят о наличии композиционного развития.
Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Рох в госпитале». Книга наводит на мысль о Библии. 22, 23. Все это изобличает в нем предателя.
Его исполненный мрачной решимости взгляд устремлен вниз и словно обращен в себя. Старинная надпись на его раме гласит, что работу над алтарём «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил её Ян, «в искусстве второй».
Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Возникает причудливое тройное освещение: призрачное свечение ангелов, колеблющийся свет светильника и свет нимбов вокруг голов апостолов и Христа. Он также является цветом божественной тайны. М. Элиаде отмечал, что вся история религий – это «ряд иерофаний», проявлений священной реальности. Рассмотрим один из этих фрагментов – изображение правой стены.
Фигура Христа образует треугольник. Ведь этот сюжет достаточно распространен и многие художники прибегают к данной теме. И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части – Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке. В подтверждении этого тезиса можно сослаться на устоявшуюся традицию центрального композиционного расположения фигуры Иисуса в сюжете «Тайная Вечеря», в том числе и в произведениях, близких по времени к созданию картины Веронезе (Я.
В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Пространственное композиционное решение очень энергично и экспрессивно. И таким местом при такой конструкции здесь может служить только вертикальная ось симметрии. А в «Тайной вечере» знаменитого Тинторетто (Якопо Робусти) наоборот – лик Христа просто механически впаян в центр картины и сопряжен с ее вертикальной осевой линией. Наследие мастера огромно.
Озаренный потоками света Христос исполнен доброты, кротости, мудрости. Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Это было на одном из служений в начале 2008 года.
В данном произведении вписанный в прямоугольник треугольник символизирует божественность Иисуса Христа и его грядущее преображение. Все эти преобразования имеют одну общую неподвижную точку R, которая сопряжена с фигурой Христа и тем самым будет акцентировать на нем внимание зрителя. Таким образом, композиционная конструкция «Тайной вечери» Леонардо да Винчи очень лаконична, расположение композиционного центра строго детерминировано. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Сколько еще «иуд» продадут свою душу только не за 30 серебрянников, а за евро, доллары, условные единицы, выгоду, покой или другие блага современности.
Небольшие нимбы озаряют лица всех апостолов – всех, кроме Иуды Искариота, лишенного нимба, сидящего против света и погруженного в тень. На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе. Именно это мы видим в мозаике из Софийского собора (XI век) и Михайловского Златоверхого монастыря (XII век) в Киеве. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. В 1945 г., по окончанию войны, алтарь был обнаружен около австрийского города Зальцбурга в соляных копях, где его прятали.
Школы существовали на добровольные пожертвования. В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году.
Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».
Хотя с формальной точки зрения эта картина сконструирована безукоризненно. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Известны произведения «Тайная вечеря» у Джотто, Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Рафаэль Санти, Якопо Бассано, Дирка Баутса, Николаы Пуссена, Сальвадора Дали и других. У персонажа изображен нимб. Петр гневно указывает на Иуду Искариота изобличая предателя.
Он не понимает всей глубины своего преступления. Но почему стоит обратиться именно к Якопо Тинторетто. Вопрос об авторах алтаря вызывает споры исследователей до сих пор. Рядом расположена сидящая женщина, которую условно назовем «распорядительница». В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).
Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. «Тайная вечеря» — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором.
Это следует из его ответов на заседании трибунала инквизиции, где он путает сюжет «Тайной вечери» и сюжет «Пир в доме Симона Фарисея». Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. В художественном пространстве изображен персонаж, условно назовем его «распорядитель».
Нужно приложить определенные усилия, чтобы отыскать главного героя этого сюжета. Это одно из ранних произведений Тинторетто. Сам сюжет композиции предполагает изображение религиозного таинства. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело мое». «Культура Запада вернулась к открытой античностью «мере всех вещей» в Человеке, а не в Боге и тем самым признала ценность протекающего во временной структуре человеческого бытия, а не вневременного бытия богов, ценность преходящего в реальности, а не вечного в воображаемом посмертном «существовании», неповторимого – ибо «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», а не периодически возвращающегося в новом цикле уподобленного жизни растительного мира бытийного круговорота». Так сбылось предсказание оракула.
Таким образом, все ключевые фигуры своего рода придавлены массой архитектуры. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. 542 x 440 см.
Всё это множество людей (отныне единый парод Божий) поклоняется Агнцу и одновременно принимает Его жертву: кровь Агнца претворяется для них в воду Вечной Жизни и в благодать Святого Духа, который в виде голубя парит над жертвенником. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). На изображении запечатлен момент первой евхаристии. Венеция.
дела Мирандола, М. Фичино, Парацельс, Коперник, Галилей, Т. Браге, Дж. Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесённые Христом слова. Фигура Иуды Искариота выделана не только пространственно, но и колористически: его черно-зеленые одежды резко выделяются на фоне белой скатерти, вступают в цветовой конфликт с одеждами Иисуса и апостолов. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Арган также говорит о близости живописи Веронезе к «музыке с ее чистыми сочетаниями звуков».
– Я рисовал и рисовал, едва замечая, стоит ли на дворе день или ночь, рисую я или молюсь. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка.
Многие из предметов, окружающих молодых имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть) комнатные туфли — о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары апельсины на окне — о радостях супружества метёлка — о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, о будущем потомстве чётки — о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало — оно висит в глубине картины как раз над соединёнными руками молодых людей — символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутся беречь и поддерживать друг друга. Эти мотивы свидетельствуют о наличии композиционного развития. Перейдем к иконе неизвестного автора. Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне. Все персонажи находятся в зоне освещенности.
Здесь абсолютно иная конструкция. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
Классический тип композиции «Тайной вечери» в эпоху Возрождения представляет фреска А. Кастаньо, где единое нерасчлененное пространство объединяет все действие, тем самым, апеллируя к образу остановившегося «вечного времени». Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной.
Но все апостолы едины в своем порыве, все вовлечены в таинство первого причастия Христом. Его лицо выражает смирение и страдание.
Два повторяющихся мотива (F и F1 на рис. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость.
Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне. Здесь композиционная конструкция базируется на ритме с осевой симметрией (как и в предыдущих работах). То есть священная реальность может являть себя в различных формах (храм, гора, камень, дерево и др. ), при этом земной образ берет на себя символическую функцию сакрального. Настоящее картины – это ядро развивающихся событий.
Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения. Каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова. Каждый художник освещает определенный аспект сюжета «тайная вечеря», который несет в себе определенную проблему. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой.
«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Свеча напоминает о миссии Христа — просветить мир. Условно назовем его «Сидящий евангелист с останавливающим жестом». Эта мысль находит своеобразное развитие в положении вечная жизнь – вечное настоящее, высказываемое в трудах таких философов, как Н. Кузанский (один из аспектов времени в картине). «Тайная вечеря» — последняя встреча Христа с учениками.
В дальнейшем, его проект здания школы переработал другой местный архитектор, Антонио Скарпаньино. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем. Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
В картинах, которые были написаны в 1553-1555 года, колорит по собственному характеру восходит к искусству Веронезе. Холст, масло. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Фигура Иисуса образует треугольник, вписанный в темный прямоугольник окна – это символизирует божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном.
Его ранняя «Тайная вечеря», находящаяся в церкви Санта-Маркуола (1547 г. ), написана в классической манере: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Единое пространство расчленяется окнами на зоны, органично связанные с композиционными группами, но не разрушается и не теряет своей цельности сохраняется «единство конкретного и вечного». Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия — о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). В композиции можно выделить несколько источников света. Сине-голубой – символ Божественной вертикали. В этот момент линейного исторического и, одновременно, «священного» времени происходит событие, максимально близкое к центру всего времени (в понимании христиан).
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Леонардо смело ломает эту традицию. Художник выразил надежду людей на спасение в символической чаше в руках Христа. Женщина протягивает «распорядителю» полное яства блюдо.
И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Тип композиционного центра – конструктивный.
Их сдержанные жесты рук выражают либо мольбу (протянутые открытые ладони), либо оправдание и заверение в непричастности к предательству (прижатые к груди ладони). Главная роль принадлежит свету.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Следует отметить присутствие цветов спектра божественного огня: черный, красный, золотой, белый, синий, – что воплощает идею восхождения, будущего вознесения Иисуса. Один, взволнованный и растроганный происходящим обращается к своим соседям.
берегу изображены в основном светские здания (эта половина пейзажа служит фоном для фигуры Ролена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятся многочисленные церкви, среди них выделяется громада собора, к которому стекаются по окрестным улицам пёстрые фигурки людей. Мужчина в тяжелых бархатных одеждах. Христос и его двенадцать учеников сидят за столом.
Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Далее представлен «евангелист, справа от Христа».
Падают с ними и поверженные ангелы. Белая скатерть обозначает символику стола как жертвенного алтаря с первым причастием и сидящим Христом – жертвой, указывает на святость, очищение от грехов. Он смотрит по диагонали в сторону правого верхнего угла. Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения. Иаков Алфеев и Андрей, подняв ладони на уровень груди, словно вопрошают, кто предатель. Этот вопрос остается открытым.
Фигуры этих мотивов закономерно связаны при помощи «родственного» преобразования имеющего двойную прямую h. Следовательно, в роли композиционной конструкции выступает здесь аффинное «родственное» преобразование. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Но это множество, хоть и не без труда, упорядочивается парой пятен (мотивов) F и F1 (рис. 2). Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом. Вначале мастер оставался целиком во власти традиций.
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы. В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа иссиня-черная рубаха Иуды.
Линию продолжает персонаж, условно назовем его «Нищий с посохом». Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. В картине Леонардо «Тайная Вечеря» образ вечности и времени находит, пожалуй, самый классический и уравновешенный характер.
Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто4. То есть этот центр как бы соотнесен с началом и концом времени, а также с Вечностью.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Иисус помещен выше всех персонажей, яркое свечение его нимба освещает всех возлежащих за столом – кроме Иуды, развернувшегося против божественного света. Но, осевая симметрия худо-бедно, но все-таки организовывала картину. Композиция имеет нетрадиционную конструкцию. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Проблему диалектики душевного и плотского раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения.
Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Он изображен за столом. Апостолы, слуги, ангелы, зрители – все как будто втянуты в бурю.
Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость»: Иисус и его апостолы озарены божественным светом, а предатель Иуда Искариот лишен его. Иуда Искариот отмечен черным цветом, символически указывающим на смерть и связь с подземным миром. В композиции Леонардо «безвременность» образов и связанная с нею загадочность главных героев породила массу интерпретаций картины. Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве. На рисунке 4 они намечены соответственно углами A и A1. Те из них, кто отрицает само существование Губерта ван Эйка, считают, что в своём первоначальном виде эта надпись содержала имена резчика, сделавшего раму (по иронии судьбы носившего имя Губерт) и Яна ван Эйка — единственного автора живописи алтаря.
Повторяющиеся по форме мотивы есть на двух боковых стенах (темные пятна проемов) и на потолке (квадратные ниши). Движение происходит, по большей части, в горизонтальной плоскости, которая в картине показана при помощи низкой линии горизонта, четко совпадающей с поверхностью стола, на котором стоит чаша (символ Евхаристии). Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.
Особое впечатление на зрителя производит диагональ стола— она зримо отделяет мир божественный от мира человеческого2. Отметим, что категория настоящего (в смысле хронотопа) очень важна в символическом строе живописного произведения. М. Н. Соколов, анализируя композицию «Несение креста», пишет: «брейгелевская Мельница-фортуна, представленная в религиозной сцене, сводит на нет трансцендентализм символики крестной жертвы ибо воплощает в первую очередь представление о Вечном движении мироздания». Эта темпоральность включает в себя несколько положений, которые, в свою очередь, образуют единую систему в восприятии художественного произведения: время, эпоха создания произведения жизненный опыт и время автора, его мировоззренческая установка символический строй живописного произведения, восходящий к архетипическим образам пространства и времени непосредственно опыт зрителя и его умение «читать» живописную картину. Отношения Иисус – апостолы – Иуда Искариот ясно обозначены.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела.
Этим он ставит под сомнение главенство Священной истории над обыденным временем. 1550 — 1635 гг. ). Оба здания спроектировал Бартоломео Буон.
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. За спиной Иисуса – темный прямоугольник окна. Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3». Мотив F ограничен абрисом стола, мотив F1 – границей падающей тени от того же стола и парой женских фигур на первом плане (мотив F1 выходит за границы картины). Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
Под его ногами лежит собака. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. В центре он помещает фигуру Христа, по обеим сторонам за столом — апостолы.
В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Иными словами, свидетельства расходятся, однако, на сегодняшний день принято считать, что художник родился в 1518 году. Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде абсолютно изолированной фигуры перед столом.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Чаши и хлеб на столе едва намечены.
Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения. Прибывая в Венецию, трудно обойти вниманием творчество художника имя которого уже более 400 лет неразрывно граничит с этим городом. Якопо Тинторетто родился и Венеции. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Запечатлен момент, когда Христос говорить ученикам о предателе. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. Нетрадиционная и вольная трактовка Веронезе такого важного, с точки зрения церковной догматики, сюжета как «Тайная вечеря», вызвала гнев со стороны доминиканского ордена, в результате чего над художником состоялся суд и ему, в конце концов, пришлось, чтобы не вносить изменений, поменять название на «Пир в доме Левия».
Но слова пастора, к сожалению, оказались пророческими. Отношения персонажей на картине удивительны. Живопись – искусство, принципиально не временное и именно в этом состоит ее специфика.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Согласно христианской теологии (Григорий Нисский, бл. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Это полотно изобилует вспышками светлых пятен на темном фоне.
Далее расположены еще четыре евангелиста. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Согласно Евангелию от Иоанна Иисусу принадлежит высказывание, что через него человек может найти «жизнь вечную» (Иоанн 3:15).
Их владельцами были, как правило, дворяне или зажиточные горожане. В контексте такой постановки проблемы эти три части картинного пространства приобретают временные характеристики, а Иисус изображенный в центральной части, таким образом, находится «в центре Времени».
Мастер выбирает форму поколенного портрета. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Варфоломей решительно встал и готов действовать.
Тем более, что на ней сконцентрирована вся сила тональных контрастов. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Иисус и его ученики сидят за столом так, чтобы зритель мог видеть их лица. Роха во славе. Венецианская школа.
«Если средневековая икона, – пишет И. Данилова, – это разрыв человеческого времени, это окно в вечность, «праздник», то ренессансная картина – это не столько «праздник», сколько празднество, зрелище и в этом смысле она вся в настоящем зрелище, которое разворачивается на улице современного города, в современном интерьере на фоне современной природы.