Свой Страшный суд Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. Известны его слова: «Когда выставляешь свои произведения публично, то нужно воздерживаться некоторое время от посещения тех мест, где они выставлены, выжидая момента, когда все стрелы критики будут выпущены и люди привыкнут к виду картины». Жизнь Тинторетто полна тайн.
Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. С детства Якопо постоянно рисовал, где только было возможно (чаще всего – на стене родительского дома) и всем, что попадалось под руку: печным углем, мелом, красками отца, который был мастером по росписи шелка. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Отец и дал Якопо прозвище Тинторетто, что означает «маленький красильщик».
Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Марке («Похищение тела св. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. 1.
Я ничего не анализировал, не пытался понять, просто плакал (чем и заслужил кличку «сумасшедший русский») и вселялся в мир Тинторетто, который был и миром Христа в его земном обетовании. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). Этим он надолго закрепил за Тинторетто славу поверхностного и нестарательного художника. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная.
И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Написанная около 1552 года для храма Санта Мария дель Орто картина «Введение во храм» поражает глубиной и аллегоричностью образов, подчеркнутых с помощью необычной динамичной композиции и умелого расположения света: с одной стороны лестницы – затемненные нищие, с другой – женщины и дети, ярко освещенные. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Брат художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой.
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Наследие мастера огромно. Обширными собраниями картин художника располагают галерея Академии и Дворец дожей, отдельные работы Тинторетто украшают многочисленные храмы. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина».
В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Примечание.
У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Согласно церковным записям, художник умер 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет следовательно, он должен был родиться в сентябре или октябре 1518 года. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Якопо Робусти, как звали художника на самом деле, родился около 1519 года.
Иисус повернут к зрителю лицом. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. За неделю, проведенную в Венеции, я убедился, что тут нет больших расстояний. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano».
Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore).
1550 — 1635 гг. ). О предках художника почти ничего не известно. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. Так сбылось предсказание оракула. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
За мостом начинается самая сложная и путаная часть пути.
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где чтонибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». От гостиницы на улице (или набережной. ) Скьявоне до улицы Тинторетто, где находится расписанная им Скуола Сан Рокко, путь немалый, если судить по карте, но я решил проделать его пешком.
Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях. Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же) итальянский художник наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
В «Спасении св. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Зрелый период. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей.
Великие примитивы были для него людьми из плоти и крови, а не бесплотными тенями. С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).
О жизни самого художника известно мало. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь.
Великий русский пианист и композитор Антон Рубинштейн говорил: «Творцу нужны три вещи: похвала, похвала и похвала». Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Братство объятию конкурс на роспись потолка в Скуола ди Сан-Рокко, попросив художников, желавших получить заказ, подготовить эскизы.
Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III). Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.
Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. На вопрос, почем старые мастера писали так тщательно, а он так небрежно, Тинторетто отвечал шуткой, за которой скрывались обида и гнев: «Так как у них не было столько непрошеных советчиков». Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.
Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности. Тут все чудо: святое семейство – малыш в плетеной корзинке, которую качает тонкая рука Матери, такой юной, безмятежной, не ведающей судьбы покорно-печальной Иосиф (он ведает. ) чудесные в своем наивном порыве пастухи, заботливые женщины, помогающие Марии и удивительно милые животные: вол и петух в хлеву, отделенном от жилья, – равноправные участники происходящего. Впрочем, можно ли все знать в державе хрупких и тонких духовных ценностей. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. «Распятие» – это действительно целый мир. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой.
Святой садится на землю, как дикий гусь, далеко и прямо пустив под себя ноги. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Но линия такой толщины уже не линия.
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». В «Поклонении золотому тельцу» будто произвольными мазками художник наметил акценты – яркое платье девушки, такого же цвета одеяние мужчины сзади тельца и при этом часть персонажей оставил прозрачными, как если бы они были духами. С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Сыну при рождении дал имя Якопо. То же самое можно сказать и про две другие картины с похожим сюжетом: «Обнаружение тела святого Марка» и «Спасение сарацина». Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Большинство апостолов – в профиль.
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Во всяком случае и Рафаэль Менгс и Джон Рескин гневались на Тинторетто в духе Джордже Вазари, который называл Тинторетто «могучим и хорошим живописцем», — видимо, подкупала бьющая через край энергия манеры Тинторетто, так приятно напоминавшая Вазари его кумира Микеланджело, — и тут же: «самой странной головой в живописи». Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку.
В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени. Впрочем и Вазари едва ли был в этом оригинален, он, скорее, повторял расхожее мнение. «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальностьС наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Марка». Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите.
Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Ранняя манера Тинторетто во многом отличается от традиции Лагуны истоки творчества талантливого художника лежат далеко за пределами Венеции. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. И давно ушедшие зачинатели итальянского ренессанса не успели стать для него легендой. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587).
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. У кого Якопо учился дальше не известно. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547 Сан Симионе, около 10 Сан Тровазо, около 15 Сан Поло, 1578 и др. ). Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
Распространенный сюжет из Библии. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Проще было добраться через мост Риальто, но мне хотелось еще раз зайти в музей Академии и глянуть на «Чудо св. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения.
Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св.
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Но к ней следует относиться осторожно. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
«Живопись Тинторетто изумительна. Я полюбил прекрасное и странное полотно Тинторетто по репродукциям. Тело Олоферна расположено таким образом, что кажется, будто он мирно спит, запрокинув голову, а Юдифь укрывает спящего. Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин).
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы).
Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. С этим хочется поспорить. Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. К 50-60-м гг. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе.
От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.
Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. В том же году художник становится членом братства.
Роха во славе. Школы существовали на добровольные пожертвования. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Рох во славе».
К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. Марка.
Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. О шедевре Тинторетто «Страшный суд» в церкви Sen Moria allOrto он писал: «Кто смотрит на эту картину в целом, тот остается в изумлении, но если рассматривать отдельные ее части, то кажется, что она написана в шутку».
В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Падают с ними и поверженные ангелы. Тинторетто уделял также много внимания портрету. Иисус Христос еще не преломил хлеб и даже не взял его – перед ним пока стоит полная тарелка. Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик».
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Прежде всего надо было попасть на другую сторону канала. Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. И это говорилось о художнике, в котором, как ни в ком другом, соединился Божий дар с трудолюбием и тщанием.
художник пишет внушающие по размеру полотна «Страшный суд» и «Поклонение золотому тельцу». Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Он ведет беседу со своими учениками. Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Для той же церкви в 1562-1564 гг. Те самодовольно отвечали: кто — десять дней, кто — пятнадцать.
Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Эти простые души первыми явились в вертеп, подвигнутые темным, но безошибочным чувством. Известно также, что художник подробно изучал анатомию.
Марка»). Чистые, сияющие краски, характерные для его ранних работ, приобретают холодные изысканные оттенки, обретают большую эмоциональную напряженность. Рох в госпитале». Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови.
Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик».
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Даная посвятила себя Зевсу. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Полотно было заказано Братством св. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
Она изображена сзади в сильном и женственном полуповороте к распростертому на земле мученику. Он написал для Братства св. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. А здесь он летит кувырком, в великой спешке, чтобы сотворить свое чудо.
Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря открытой композиции. Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача.
В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Он был сыном красильщика шелка. Все персонажи находятся в зоне освещенности. С Вазари пошло представление о Тинторетто как о «неправильном» художнике.
Но, несомненно и сам немало способствовал утверждению такого мнения и продлению его на века. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.
Тинторетто – младший современник Тициана и Веронезе и последний корифей венецианского Высокого Возрождения. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. С каким сердцем написано изумительное полотно о поклонении пастухов. Единственный источник, раскрывающий характер Тинторетто и образ его жизни биографическая книга Ридольфи. У него было огромное количество заказов.
Это одно из ранних произведений Тинторетто. В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан).
Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Современные Тинторетто критики оценили эти произведения высоко, хотя и называли их выполненными не старательно.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Удивительно мускулистое и по-земному сочное зрелище. Что же касается Скуола ди Сан-Рокко, то ее основали в 1478 году, а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество. В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна.
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. А «Бегство в Египет», где Мария так бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф так сильно тянет ослика за узду. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Картину «Чудо Св. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Т. е, это уже опосредованная информация. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Марка».
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов).
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Он считал даже, что Тинторетто порой выставляет «напоказ, как готовое, самые грубые эскизы, в которых виден каждый удар кисти».
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св. Волнение апостолов, вызванное словами Христа, тени ангелов, возникающие в мерцающем зеленоватозолотистом свете люстры, ощущение безграничности пространства составляют разительный контраст с жизненной убедительностью бытовой сцены. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578).
Немного схоже с дантовскими кругами. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Художник подробно пишет мелкие детали: на сухой ветке прицеплен мешочек с едой, тут же глиняный горшок и тряпица – Иосиф подберет скарб, когда одолеют подъем справа поблескивает водоем с мостками для стирки белья и крошечной фигуркой зашедшего в воду человека вдалеке другая фигурка вышла из дверей уютного домика.
Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Эта фигура напоминает мне другую. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). В «Похищение святого Марка» (1562-1566) Тинторетто воплощает сцену похищения венецианцами мощей святого покровителя Венеции из Александрии. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.