Под их гербами, слитыми в единое поле в левом углу, значится латинский девиз: «unanimas concordiale simbolus» («символ единодушного согласия») и дата — 1566, знаменательная для Тинторетто. Сложность работы заключалась в том, что художнику нужно было вместить рисунок в узкое овальное пространство между росписями Мангоццы Колонны, знаменитого квадратуриста (квадратуристы — художники исполнявшие живописными средствами иллюзорные архитектурные композиции на плоскости). Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). Именно оно вносит в образный язык художника новое содержание, преобразующее «миф Венеции», наполняя его драматизмом, который отражает роковые перемены в судьбе города и государства. Иаков, подходя к Христу (рядом со Спасителем — апостолы Петр и Андрей), опускается на колено, Иоанн же прижимает руку к груди — жест, который можно найти у Басаити в композициях «Тайной вечери».
Мастера Возрождения с гордостью и полным правом подписывали свои работы и на парапете у ног Младенца читается надпись: «IOANNES. BELLINUS. P. 1487». Он оформлял дворцы, храмы и виллы, писал портреты. Организаторы говорят, что эти произведения не должны уводить внимание зрителей от современного искусства, — вот таким образом о том, какие полотна выбрали, было объявлено без особой помпы, всего за месяц до официального предпоказа (1–4июня).
Как и во многих других посвятительных (вотивных) полотнах итальянского Ренессанса здесь Тинторетто по традиции совмещает сакральный сюжет с портретами реальных людей, которые и были заказчиками картины. Искусство Италии в 16 веке было проникнуто мрачными красками и сюжетами мироздания. «Раненый» — показательный пример для понимания почерка живописца в таких композициях.
Тьеполо пишет «земной» регистр (своих персонажей) плотным полукольцом со сложным перекрестным движением, утяжеляя его колоритом, «плотными» формами, что позволяет кресту, на котором был распят Спаситель, царить в светлом и прозрачном небесном пространстве. Женская фигура в золотой короне в центральной части и есть аллегория Правосудия, в ее «свите» — строгие львы. Джорджоне словно побуждает к этому — в картине много непонятного. Именно эта всемирноизвестная картина, стала прорывом для Петрова-Водкина и принесла ему огромную известность и статус классика живописи. Распространенный сюжет из Библии. По указу Синьории в 1750 в городе была создана Академия живописи, ваяния и зодчества — выражаясь современным языком, «кузница кадров» новых поколений венецианских мастеров.
Но «Портрет знатного молодого человека» намеренно строг в цветовой гамме, а его герой сдержан в движениях. Она подчеркнула, что Тинторетто был «одним из главных экспериментаторов в истории итальянского искусства», который в своей живописи бросал вызов классическим ренессансным представлениям о композиции. Она начинается с фигуры в чалме. В последний период жизни он украсит собственную виллу в Цианиго фресками, посвященными игровой, карнавальной стихии Венеции («Пульчинелла», «Сальтимбанк и Полишинель» и другие). Это был главный храм немецких купцов при торговом объединении, фондако (одновременно и склад и постоялый двор и торговое представительство), которому Дюрер двумя годами ранее, в 1506, подарил свой «Праздник четок».
Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Из праздничного семейного круга своим строгим черным одеянием выделяется аббат Джованни Грегоретти, протягивающий ребенку крендель, словно гостию — церковный хлебец в таинстве причащения. Принц же должен был принять христианство. Известно, что именно в это время, в 1500, Венецию посетил Леонардо да Винчи, художник, «открывший» Высокое Возрождение, атмосферные и живописные эффекты «растворения» объемов в пространстве, особый лирический настрой. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Данная композиция представляет собой квинтэссенцию его поисков в этом направлении. Мастер включил в него свой автопортрет в образе старика на первом плане (предположительно кого-то из святых, возможно, Иеронима, Иосифа Аримафейского или Никодима). «Мы не хотели, чтобы СМИ говорили о биеннале как о выставке Тинторетто», – заявляет ее президент Паоло Баратта (Paolo Baratta). Она располагалась на площади, названной по находящемуся на ней храму во имя святых Иоанна и Павла (Санти-Джованни э Паоло). В Венеции художник стал представлять своих моделей на портретах в три четверти.
Позади Всевышнего в безудержном порыве изображены животные, сотворенные им на шестой день, когда он изрек: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных по роду их». От художника не ускользает ни одна деталь.
Одна из последних работ Тициана — трагическая «Пьета» — создавалась им для боковой капеллы церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где он желал быть погребенным (по другим источникам — для семейной капеллы в родном городе художника Пьеве-ди-Кадор). Из-под Его рук стремительно вырываются птицы, на земле «толпятся» только что рожденные божественной волей мелкие звери, а за Ним следуют крупные животные, среди них даже единорог. «Пир в доме Левия» был написан для трапезной доминиканского монастыря Святых Джованни и Паоло. Не многие из современников знают, что картина действительно написана двумя художниками.
Через несколько лет после написания картины он сгорит в большом пожаре. Высказываются различные точки зрения, на какой именно: «Тайная вечеря», так как на месте произведения раньше находилась «Тайная вечеря» Тициана, погибшая в пожаре, «Пир в доме Симеона» или некий другой пир. Мариески называют одним их самых значительных ведутистов XVIII века. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
Из-под Его рук стремительно вырываются птицы, на земле «толпятся» только что рожденные божественной волей мелкие звери, а за Ним следуют крупные животные, среди них даже единорог. Это сыновья Альвизе, братья Луиджи, Эрмолао IV Джованни Франческо и Эрмолао II Франческо. Невольно возникает мысль о предчувствии ею своей трагической судьбы, разрушенной безумием.
Это событие, зафиксированное 25 апреля 1444, означало чудо «исцеления на расстоянии» (отрок выздоровел), абсолютное Святым Крестом. А их соседство с иссохшими стволами символизирует «процветание» истинных Ветхого и Нового Заветов. И все же, как всегда у Беллини, в «говорящем» пейзаже два тоненьких деревца позади условного трона Мадонны напоминают тем, кто знаком с Ветхим Заветом, слова из Песни песней.
Несмотря на то что это была так называемая малая скуола, ее члены желали сравняться со славой «больших» скуол — таких как братство Святого Марка и даже Дворцом дожей. Веронезе известен своими многолюдными картинами изображающими библейские пиры и трапезы. Кажется, что оно потрудилось и над тем, чтобы все краски лица и одежды выцвели.
В панорамной трактовке пейзажа, на фоне которого видна скорбно умолкнувшая Мать, оплакивающая Сына исследователи видят влияние представителей северных школ и, в частности, Альбрехта Дюрера, дважды посещавшего Венецию. Вернувшись в Венецию, художник использовал навыки создания иллюзорной перспективы в ведутах (как, собственно и блестящие Каналетто и Карлеварис), а в 1741 — в серии виртуозных гравюр с видами красивейших мест родного города, ставших чрезвычайно популярными. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.
В жанровых картинах из повседневной жизни Траверси, по свидетельству итальянского историка искусства Роберто Лонги, следовал характеру драматургии с реальными персонажами неаполитанского комедиографа Б. ди Линерери, чрезвычайно популярной до воцарения на театральном Олимпе венецианца Карло Гольдони. Урсула же согласилась принять предложение лишь при соблюдении условий (на картине она перечисляет их, загибая пальцы), попросив снарядить корабль для паломничества в Рим со свитой из десяти девственниц, каждая из которых в свою очередь должна быть сопровождена еще тысячей девственниц. В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Куригер считает, что творчество художника созвучно теме выставки – ILLUMInations, что означает «освещение» или «просвещение» (способ написания подчеркивает, что в названии содержится слово «нации»). Неаполитанец Лука Джордано был чрезвычайно плодотворен. С тех пор интерпретации загадочной композиции посвящены сотни исследовательских страниц. Подвижность, которой наделены животные, выразительно передают библейские строки: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую и птицы да полетят над землею, по тверди небесной». Художники часто и подробно «описывают» родной город на своих картинах, многие из них могут послужить путеводителем не только по его истории, но и по топографии.
Ее линии отзвуком расширяются до периферии огромной доски, вторятся круглой «розой» над головой Мадонны и вместе с абрисом свода, апсиды и балдахина звучат уже мощным аккордом. Представленная картина — первое датированное произведение Беллини. Аскетизм его жизни стал причиной выбора в основном мужских моделей, в которых он всегда находил остроиндивидуальные черты, создав, таким образом, галерею представителей эпохи Просвещения. Сама сценка непритязательна — дамский портной демонстрирует хозяйке (невестке прокуратора, Самаритане) новый наряд. Иуду он не только поместил по другую сторону стола от Учителя, но и заставил отвернуться. Но в данном масштабном религиозном полотне художник придерживается «большого стиля». Замечательно отсвечивают жемчуга в волосах Екатерины и на роскошной отделке платья Магдалины.
Тинторетто – младший современник Тициана и Веронезе и последний корифей венецианского Высокого Возрождения. В этой связи всегда возникает вопрос: не писал ли стаффажные фигуры его знаменитый дядя. В отличие от Каналетто, у которого тоже есть перспективная ведута с видом канала Мендиканти (дословно — «Канал нищих»), Белотто выбирает более респектабельный мотив. Это жесткий образ, демонстрирующий со всей прямотой следы безжалостного времени — морщины, щербатый рот, редкие седые прядки.
Данный пейзаж имеет и другое название — «Бачино (бассейн) Сан-Марко с видом на церковь Сан-Джорджо Маджоре и канал Джудекку». С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
Тинторетто известен как «художник света» и свет в его работах «не рациональный, а экстатический». Масштабное тондо фрески и ее расположение диктовали особый ключ к построению композиции. Все остальные именуются «кампо» («поле, площадка»).
Картины мастера будут экспонироваться у самого входа на выставку. Согласно куратору выставки Биче Куригер (Bice Curiger), включение творений Тинторетто в число экспонатов не «традиционалистский» жест, а совсем наоборот. 151 х 258 см Галерея Академии, Венеция Бог-Отец представлен в пятый день творения, когда Он создает рыб в море и птиц в небе, благословляя их: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях и птицы да размножаются на земле».
В венецианской живописи Возрождения язычник часто изображался в мусульманской одежде. Композиция полна отсылок к великим творцам — современникам Тициана, к моменту создания работы уже ушедшим из жизни (Микеланджело, Беллини, Романо). В верхнем регистре слева расположены следующие сюжеты: «Троица», «Святой Матфей», «Облачение святой Клары», «Святой Иоанн», «Возвращение святым Франциском одежд отцу», справа — «Стигматизация святого Франциска», «Святой Марк», «Смерть святого Франциска», «Святой Лука», «Христос-судия». Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Реальная борьба Иеронима с ересью здесь представлена его встречей с мусульманином (в правой части полотна).
Куригер считает, что творчество художника созвучно теме выставки— ILLUMInations, что означает «освещение» или «просвещение» (способ написания подчеркивает, что в названии содержится слово «нации»). Организаторы говорят, что эти произведения не должны уводить внимание зрителей от современного искусства, – вот таким образом о том, какие полотна выбрали, было объявлено без особой помпы, всего за месяц до официального предпоказа (1 – 4 июня). Рембрандтовским свечением выделяется помещенная на шкаф картина, в которой знатоки узнают «Рождество» кисти Антонио Балестры. Действие происходит всерьез: раненый действительно страдает, ему сочувствуют милая дама и другие члены семьи (возможно, отец и мать), остающиеся в тени заднего плана, пытается помочь щеголеватый доктор и уже готовит лечебное снадобье аптекарь. Вот таким образом они очень рано начали украшать свое пристанище работами именитых мастеров.
Он довольно рано покинул родной город, много путешествовал, сначала по Италии (работал в Риме, Ломбардии и Вероне), а затем исполняя заказы в разных европейских странах, стал придворным живописцем Фридриха-Августа II Саксонского. Работал он также в городах Тревизо, Анконе, Лорето. Вот таким образом появление в венецианской живописи того времени многочисленных полотен на данную тему неудивительно. Показ работ живописца, по словам Баратта, должен напомнить современным художникам о важности игры «не по правилам» и необходимости обращения не только к разуму, но и к эмоциям.
«Благовещение» Себастьяно Маццони поражает необычной интерпретацией и композицией евангельского сюжета. Долгое время эта картина была атрибутирована как работа Каналетто. Именно это духовное родство и объединяет столь разные портреты мастера.
Он утверждает, что организаторы вовсе не собираются заводить новый разговор о смыслах и целях творчества Тинторетто. Птица на изображении будто наделена особенно глубоким разумом и сильной мыслью. Оно иллюстрирует последний эпизод легенды о рыбаке, которому было видение продолжительной битвы святых Марка, Георгия и Теодора (по другой версии — Николая), патронов Венеции, с морскими чудищами, плывущими на город с острова Лидо. «Старуха» к таковым не относится. Нынешний, построенный из истрийского камня, повторяет его старые формы.
Ко времени создания полотна в венецианской живописи произошли существенные перемены. Мост через Большой Канал еще деревянный, с разводной центральной частью, пропускающей большие корабли. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку.
И хотя в нежной руке архангела цветок лилии, символ чистоты, все же можно понять юную Марию, так резко отпрянувшую. В ранних работах он по-своему интерпретирует ведуты родственника. Но кульминацией служит, конечно же, светоносная фигурка танцовщицы.
У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, — музицирующие ангелы (святой Иов считался одним из покровителей музыки). Несмотря на то, что венецианская Академия была создана позже римской, флорентийской, болонской и миланской, она легко вступила с ними в творческое соревнование. Она подчеркнула, что Тинторетто был «одним из главных экспериментаторов в истории итальянского искусства», который в своей живописи бросал вызов классическим ренессансным представлениям о композиции. Подчеркнутая декоративность полотна создается за счет удивительно музыкальных «перепевов» арочных анфилад, портиков.
Бог парит над землей. Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же) итальянский художник наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы.
Например, потрясающая картина Тинторетто «Похищение тела святого Марка»: ее действие разворачивается непосредственно на названной именем этого святого площади, которая выписана так, что бывавший там мгновенно ее узнает. Изысканные и сложные интарсии (картины, сделанные методом инкрустации), показанные в 2011 в Бергамо на выставке «Лоренцо Лотто. Композиция разворачивается на фоне великолепной сценографически-архитектурной перспективы. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). В 1546 на Тридентском соборе этот перевод Библии был объявлен каноническим и получил название «вульгата».
Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Его прежде всего привлекает ренессансный фасад здания (построено по проекту Пьетро Ломбардо), в котором размещались больница, приют, учебные помещения и, конечно же, залы собраний. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). С 1736 он работал для маршала фон дер Шуленбурга.
В простодушие художника как бытописателя верится с трудом. В Риме был секретарем и помощником папы Дамаса I. Именно по поручению понтифика он перевел с древнееврейского на латинский язык книги Ветхого Завета, а также Евангелия. Франческо Гварди возглавил семейную художественную мастерскую после смерти брата.
Известно также, что именно здесь он пленился искусством голландских ведутистов (живописцев, которые специализировались на видах городов) и бамбочанти (так называли мастеров из разных стран, работавших в Риме и писавших городские уличные сценки). Правда, для публики она открылась уже после его свержения — 10 августа 1817. Дни его окончились в Варшаве.
Боковые створки изображают евангелические сцены. Иероним четыре года жил отшельником в Халкидской пустыне близ сирийского города Антиохии. Здесь в поле зрения художника оказался лишь угол церкви. Передний план почти по всей горизонтали обозначен спинами зевак и сочувствующих. Известно также, что художник подробно изучал анатомию.
Большая Скуола Святого Марка была одной из шести самых главных. Однако здесь он не «по правилам» (под книгой, как череп первого человека) располагается рядом на первом плане, освещенный тем же мистическим светом из полутьмы, что и изможденное, но вовсе не аскетическое тело старца. Среди них можно встретить абсолютно объективистские, камерные погрудные изображения живописцев, которые он делал для своей книги, посвященной венецианским мастерам (серия была названа «Собрание портретов знаменитых венецианских художников»). Левую Екатерина держит у груди в знак своей веры и повиновения. Присутствующие возмутились поведением грешницы, но Спаситель сказал им: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много а кому мало прощается, тот мало любит».
Он несет характерные черты портретного искусства автора — реализм и тонкий психологизм. В Венеции он принял постриг в монастыре Святого Франциска («фра» — «брат»), а вернувшись на родину в 1702 поступил в монастырь в Галгарио. Портреты кисти Алессандро, сына Пьетро Лонги, принадлежат разным жанрам.
Так в Галерее Академии оказались и работы Бастиани. Скуола была выстроена рядом с церковью во имя святого и ризницей. Художники здесь не считались более исключительными людьми, чем, скажем, стеклодувы с острова Мурано.
С этим трудно не согласиться: мальчик, рожденный в глухой деревушке Пьеве де Кадоре в Доломитовых Альпах, услышавший от известного венецианского мастера приговор «У тебя нет таланта», стал одним из величайших живописцев мира. В данной работе нет насмешки — только констатация. И молвил, обратившись к женщине: «Вера твоя спасла тебя иди с миром» (Лука 7:47–50).
Художник отходит от четкого, структурно размеченного объективистского видения. Можно благодарить художника за точность, сохранившую «исторические подробности», однако гораздо более ценным оказывается впечатление романтической взволнованности, грусти и даже тревоги, которое передается в его поздних работах зыбкой трепетностью мазка, богатой, но все же чуть погасшей цветовой гаммой с флуоресцирующими вспышками света, размытостью очертаний форм. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен.
Белый мех горностая символизирует собой чистоту и девственность. В центре мы видим фигуру Бога. На ленте за ее спиной сделана надпись на латыни, языке юриспруденции: «Я выполню просьбы ангелов и священные слова, буду мягкой с благочестивыми, враждебной со злыми и гордой с надменными». Динамичная картинка передаёт библейские мотивы наиболее приближённо к святому писанию.
Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Зритель становится свидетелем этого момента. Художник предельно подробен в отношении флотов. Из родного Бергамо двадцатитрехлетний художник прибыл в Венецию. Композиционное решение Тинторетто заимствует у тициановского полотна «Вакх и Адриана». Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Dicavit opus» («То, что Тициан оставил незавершенным, / Пальма закончил со всем почтением/ и посвящает это произведение Господу»).
Основой сюжета для «Процессии» был выбран эпизод, когда перед членами братства, шествующими с реликвией в День Святого Марка, упал на колени торговец из Брешии Якопо деи Салис с мольбами об исцелении умирающего сына. Существует мнение, что в их образах выступают знатные венецианки, заказчицы Беллини. Именно в такой манере исполнено «Коронование Девы Марии» — центральная часть полиптиха.
1. Более подробную композиционную программу с пояснительными атрибутами он использует в строгих портретах, представляющих вместе с первой группой человека времени Просвещения (например, драматурга Карло Гольдони, медика Пьетро Пеллегрини). Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Так, ящерица-хамелеон на первом плане может указывать на желание молодого человека изменить свою жизнь, но и как хладнокровное животное — на темперамент юноши, предпочитающего книги охоте и музыке (атрибуты этих занятий — лютня и охотничий рог — видны за его спиной). Богатая палитра ярких красок «описывает» разношерстную толпу персонажей, среди которых — турки, чернокожие, стражники, аристократы, шуты и собаки.
«Мы не хотели, чтобы СМИ говорили о биеннале как о выставке Тинторетто», — заявляет ее президент Паоло Баратта (Paolo Baratta). В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Ловцами человеческих душ станут сыновья Зеведеевы по призыву и с благословения Сына Божия. После победы святой Марк обратился к рыбаку с речью о том, что он будет защищать свой город и впредь, а в знак доказательства попросил передать дожу Бартоломео Градениго (на картине — Андреа Гритти) свое кольцо. Еще один атрибут в иконографии Иеронима — череп.
Настоящее имя художника, перенявшего ремесло отца, — Джузеппе Гисланди. Произведения, посвященные патрону Венеции, часто заказывались художникам местной знатью. Другое название произведения — «Пьета Дона далле Розе». В Венецию художник вернулся в 1525, однако продолжал исполнять заказы для Бергамо.
При подобной «сухости изложения» живописный язык творца богат мельчайшими нюансами, придающими его полотнам завораживающее очарование. Вот таким образом изображение важного события в жизни святой вполне экстраполируется на современные художнику конкретные венецианские впечатления, демонстрируя «правдивую наглядность» представителя поколения, крепко привязанного к миру реальной действительности. Его творчество открывает период Высокого Возрождения в Венеции. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. Согласно куратору выставки Биче Куригер (Bice Curiger), включение творений Тинторетто в число экспонатов не «традиционалистский» жест, а совсем наоборот.
Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Бернардо Строцци был известен современникам по прозвищу Каппуччино, а также — Прете Дженовезе («Священник из Генуи»). «Вручение кольца дожу» — одно из немногочисленных сохранившихся исторических монументальных полотен Бордоне. После него мастеру предоставили три месяца, чтобы переписать полотно, но вместо этого он лишь переименовал его в «Пир в доме Левия», не столь сакральную евангельскую сцену. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение.
Данное полотно особенно ярко подчеркивает еще одну черту жанровой живописи мастера — мягкий юмор, впрочем, без доли сочувствия и участия. Рука Бога простирается над водой и сушей, выпуская в свет птиц и зверей. Рядом с величественным храмом Сан-Джорджо Маджоре, творением Палладио (который мастер писал много раз), на левом фланге полотна высится взметнувшаяся стрелой колокольня, которая обрушилась в 1774. Оно несет влияние рисунка и двух живописных композиций отца исполненных в Мадриде (Государственный музей, Берлин).
Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда. О жизни Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко), одного из самых великих и пленительных художников Ренессанса, многое неизвестно: ни его точное имя (современники звали живописца Цорци, лишь в «Диалогах о живописи» Паоло Пино он был назван Джорджоне, то есть «Великим Джорджо»), ни точная дата рождения, ни происхождение.
Но все-таки первыми подлинными учителями были известный архитектор Микеле Санмикеле и художник Антонио Бадиле (позже Веронезе женится на его дочери). В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». В истории данной картины, как и других произведений Лонги из собрания Галереи, существовало предположение ее происхождения из дома семьи Веньер, древней и уже аристократической (долгие века патрицианская верхушка Венеции, по сути, представляла собой сливки торгово-купеческого класса). Тинторетто, младший современник Джорджоне, Тициана и великих мастеров Высокого Возрождения Центральной Италии, не только усвоил их уроки («рисунок Микеланджело, колорит Тициана»), но и развил в своем творчестве напряжение страстей и форм, которое буквально взрывает пространство его живописных миров. В своих пасторальных ландшафтах Марко Риччи используя венецианскую технику «pittura di macchia e tocco forte» («живопись пятна и динамичного мазка»), разнообразно передает атмосферные нюансы и всегда противопоставляет романтически взволнованную природу (обычно с крупными массами деревьев) мелким жанровым сценкам в окружении великолепного пейзажа.
Тинторетто известен как «художник света» и свет в его работах «не рациональный, а экстатический». Блестящий представитель венецианской школы живописи в эпоху Ренессанса искусство которого завершило ее «золотой век» на высокой ноте, Паоло Кальяри, называемый Веронезе (то есть «веронец»), как художник сформировался в своем родном городе. В «Уроке танцев» видны на первом плане грелка для ног и небрежно оставленная шпага на пуфе, которые словно обозначают границы кулис, чтобы открыть зрителю площадку с основным действием: строгий преподаватель танцев указующим перстом требует от юной ученицы особого изящества движений, веля ей тянуть носок. Они датированы 1496 и 1500 соответственно, но если пройти по указанным адресам, то перед вами предстанут именно эти ландшафты, мало изменившиеся за несколько веков.
Молящийся на коленях Иероним представлен в своей келье. Меч и весы в руках героини — атрибуты справедливой законности. Его отец был каменщиком и, как полагают, познакомил сына с искусством лепки еще в детстве. Представленная в Галерее работа была заказана патриархом Антонио Сурианом для главного алтаря церкви Сант-Андреа делла Чертоза.
В уникальном городе Венеции есть лишь одна площадь («пьяцца»)— это площадь Святого Марка. В руке женщина держит лист с надписью: «Со временем». В истории мученичества Марка, рассказанной в «Золотой легенде» Якова Воррагинского, повествуется о том, что евангелист был схвачен язычниками в день Пасхи во время праздничной мессы, затем волоком протащен на веревке, затянутой у шеи, через весь город и заточен в темницу, где ночью страдальцу явился Христос, который после приветствия его утешил. Недаром влиятельнейший владыка император Священной Римской империи Карл V, который пожаловал Тициану графский титул, сказал однажды: «По моему зову я могу кликнуть князей, графов и придворных, но создать такого художника, как он, не в моих силах».
Для братьев монастыря этот сюжет с призванием апостолов Иакова (будущего святого покровителя пилигримов) и Иоанна (будущего евангелиста), сыновей рыбака Зеведея (Евангелие от Матфея, 4, 21–22) являлся очень важным. При этом замечено, что полулежащая фигура в красном тюрбане в правой части — цитата из подготовительного рисунка Микеланджело для фигуры на саркофаге Лоренцо Медичи, а общая композиция напоминает картон Рафаэля «Жертвоприношение в Листре», правда, по сравнению с последним, она наполнена властным динамизмом. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Слабеющего святого поддерживает его друг и ученик Эвзсебий.
Ее синеватого оттенка ткань странным образом рифмуется с одеянием дожа, как и светлого золота парадный халат-феридже — с накидкой и шапочкой «первого венецианца». Это казначеи республики — Микеле Пизани, Лоренцо Дольфин и Марино Малипьеро. Также можно сказать о полотнах Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко» и «Чудо креста на мосту Святого Лоренцо».
В правом нижнем углу различимо маленькое посвятительное изображение, прислоненное к базе статуи, — это картина в картине, на которой автор еще раз показал себя коленопреклоненным перед Девой Марией, уже вместе с сыном Орацио (также погибшим от чумы). Якопо Тинторетто «Сотворение животных» (1550) Холст, масло. В итальянской столице художник жил с 1750. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров».
Абсолютно чудесным выглядит распятие. Особую ноту придает излюбленный художником красный цвет одеяний персонажей, «венецианцев», «мамлюков» или «турок», который также вступает в сложный (уже красочный) ритм с белизной всегда массивных у живописца тюрбанов. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. На представленном холсте запечатлены места в долине Пьеве, родине живописца.
Работа написана за несколько лет до того, как Каррьера ослепла. Возможно, он был учеником Джованни Беллини и абсолютно точно — учителем Тициана. В бытовой летописи великолепного города Лонги особенно внимателен к деталям.
Художник подробно пишет мелкие детали: на сухой ветке прицеплен мешочек с едой, тут же глиняный горшок и тряпица – Иосиф подберет скарб, когда одолеют подъем справа поблескивает водоем с мостками для стирки белья и крошечной фигуркой зашедшего в воду человека вдалеке другая фигурка вышла из дверей уютного домика. Однако документальность не стала препятствием для художественной выразительности, вот таким образом мастер отодвигает кампанилу в сторону, дабы не заслонять широкую перспективу. Палачи намеревались сжечь растерзанное тело, но внезапно разразилась буря, град рассеял толпу и христиане смогли унести погибшего за веру пастыря, чтобы похоронить его. Мантенья родился в Изола ди Картуро на Терраферме, в области Венето. Изумительны городские пейзажи-ведуты Каналетто. Святой Варфоломей здесь выступает как покровитель прихода, Себастьян — защитником от эпидемий, Синибальд (Зебальд) был покровителем ганзейского Нюренберга, Людовик представляет выбор викария.
Примечание. Благообразны и строги лица, однако их выражения смягчаются нежнейшей светотенью, аурой сфуматто (дымки). Устремление взгляда вглубь полотна сдерживается диагональю, составленной всего их нескольких фигур, векторно направленной к дожу, сидящему на тронном возвышении «общественной лоджии».
В Венеции сохранилась лишь ничтожная часть обширного наследия Беллотто. Он отличается своей лаконичностью и максимально близкой к реальности прорисовкой. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства.
Но в изображении ангелов присутствует классицистическая идеализация. На первый план он впускает немного водного пространства, заполняя до горизонта нижний пояс изображением судов, увиденных «с высоты птичьего полета». Победа христианских сил изобразительно предрешена не только небесным заступничеством самого мощного, верхнего регистра композиции, который отведен «крупному плану» сцены с Мадонной и святыми, но и численным превосходством флагов и знамен воинства на частоколе мачт над полотнищами с полумесяцем. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547 Сан Симионе, около 10 Сан Тровазо, около 15 Сан Поло, 1578 и др. ). Для нее тридцатилетний Тинторетто исполнил композицию «Чудо святого Марка», снискав свой первый безусловный успех. Справа — двое вельмож, лица которых отмечены чертами фамильного сходства.
Святой Марк – покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Джордано был учеником испанца Хусепе Риберы, но был открыт и для других влияний, в частности Пьетро да Кортона, венецианцев Ренессанса и особенно Веронезе.
Евангелист Лука повествует, что, когда Христос был приглашен в дом Симона Фарисея (фарисеи — члены иудейской секты), некая женщина принесла алебастровый сосуд с миррой (он на картине — у ног Христа), стала омывать ноги Иисуса слезами «и отирать волосами головы своей и целовала ноги Его и мазала миром» (Лука 7:36–38). Картины мастера будут экспонироваться у самого входа на выставку. Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Оно было выполнено по частному заказу для домашней молельни. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).
Показ работ живописца, по словам Баратта, должен напомнить современным художникам о важности игры «не по правилам» и необходимости обращения не только к разуму, но и к эмоциям. Святые пророки Исайя и Даниил возвышаются над центральной частью. Правда, книга перед ним — приходно-расходный журнал и вместе с письмом и кольцом среди увядших розовых лепестков она демонстрирует, чем сердце грустного и серьезного героя «успокоилось».
Да так значительно, что «спорит» с флагом на кровле дальней колокольни. Конечно, декоративное узорочье разнообразных по рисунку ковров изысканность нарядных тканей вносят в композицию особую ноту праздничной торжественности и демонстрируют мастерское владение Карпаччо тонкостями колористики, его радостное восхищение жизнью. Именно здесь ее увидел автор заметок о художниках, венецианский коллекционер XVI века Маркантонио Микиель, назвав ее «просто гроза с цыганкой и солдатом». Однако данное масштабное полотно исследователи склонны считать «генуэзским» произведением. Сегодня его работы (несколько тысяч произведений), «перебравшись» из дворцов и храмов, находятся во многих музеях мира.
Целиком заполненное пространство все же рельефно высвечивает снизу из тени плотный «узел» из трех фигур на первом плане. На следующее утро пытка продолжилась до последнего вздоха святого. Красная накидка – наиболее яркое пятно на полотне. В «Золотой легенде» Якова Ворагинского (XIII век) говорится о сомнениях отца по поводу того, что принцессу предстоит выдать замуж за язычника, однако пренебречь столь мощным союзником, как Англия, он посчитал невозможным. В пустыне он изучил древнееврейский язык. Исследователи предполагают, что изначально картина создавалась на другой сюжет.
И, кроме того, — готической немецкой скульптуры, хорошо известной в Италии. К ним и относится «Гроза», заказанная Джорджоне Габриэлем Вендрамином, представителем знатного венецианского рода, для своей «комнатки со старьем» во дворце Санта-Фоска. Но именно Наполеон Бонапарт (у него вообще были особые отношения с итальянским искусством) учредил 12 февраля 1807 Галерею Академии — странный акт для человека, по чьему приказу грабились художественные сокровища. Полиптих когда-то украшал ныне разрушенную церковь Святой Клары. Именно в «Чуде святого Марка» (апостол освобождает раба-христианина от пытки) исследователи обнаруживают первое триумфальное проявление независимой ни от каких влияний синтетической манеры Тинторетто.
Джованни Гварди писал свой цикл именно по этим графическим композициям. Как истинный житель морской республики, Тинторетто уделил особое внимание рыбам, прорисовывая их так, что можно определить различные виды.
Слуга готов облачить Екатерину в золотую мантию. Они были заказаны викарием Алоизием Риччи для церкви Сан-Бартоломео аль Риальто. Площадь Святого Марка — гордость республики, королевы Средиземноморья, — представлена Беллини до реконструкции: справа видно здание больницы Орсеоло, снесенное в конце 1530-х при обновлении, осуществлявшемся под руководством Якопо Сансовино. Современники восхищались его техническим совершенством, «великолепным рисунком», а особенно умением передавать сложнейшие ракурсы используя законы геометрической перспективы.
Композиционное решение Тинторетто заимствует у тициановского полотна «Вакх и Адриана». Большие парадные портреты также удавались талантливому и разносторонне одаренному художнику. Здесь действие происходит не в богатом доме, а скорее, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом. Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16).
Животное на картине обладает необычайным для зверя аристократизмом, благодаря изгибам тела и вальяжному, расслабленному расположению лап. Венеция на его полотнах предстает сказочной фантазией, окутанной поэтической дымкой вибрирующего прозрачного света. Город чрезвычайно заботился о производимом впечатлении и в арсенале его декорирования «по случаю» ковры становились главным средством. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие.