Работая над Распятием и двумя другими композициями этого зала, Тинторетто, возможно, чтобы опровергнуть сложившееся о нём мнение как о художнике, которые работает быстро и несколько небрежно, пишет фигуры с почти скульптурной отчетливостью. Якопо Тинторетто написал картину «Распятие» по классическому библейскому сюжету. Здесь хранятся три картины Тинторетто – Воскресение Христа (1565), Сошествие в ад (1568) и Распятие (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко. В зале Альберго на боковых стенах – работы мастерской Якопо Тинторетто Пророк (слева и справа), красивейшие резные деревянные панели и необыкновенно изящное распятие. Здесь хранятся три картины Тинторетто – "Воскресение Христа" (1565), "Сошествие в ад" (1568) и "Распятие" (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто.
Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа.
Обширными собраниями картин художника располагают галерея Академии и Дворец дожей, отдельные работы Тинторетто украшают многочисленные храмы. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто.
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. При этом у мастера задействовано множество различных персонажей – от убитой горем семьи и апостолов, до изображенных вдали торжествующих иудейских священников избавившихся от опасного конкурента. Но к ней следует относиться осторожно. В том же году художник становится членом братства.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Сам Ридольфи не мог быть знаком с Тинторетто, т. к в момент смерти художника ему едва исполнилось два месяца.
Только теперь, через некоторое время, можно попытаться как-то осознать увиденное. Иосиф плот- ничает снаружи, не подозревая о драматических событиях. Два старца тайно возжелали Сусанну, жену одного зажиточного Иудея и задумали ее соблазнить. Далее, Ридольфи утверждает, что юноша поступил в мастерскую Тициана, но был изгнан оттуда спустя всего десять дней, поскольку мастер возревновал к таланту нового ученика, когда увидел его рисунки. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Наследие мастера огромно.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. 19.
Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Это последнее обращение художника к популярному сюжету и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови.
Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто.
Композиция этой картины построена с использованием фосфоресцирующих пятен, с помощью которых передается ощущение морского шторма. Когда видишь эти творения все вместе, эмоции зашкаливают и голова идёт кругом.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения».
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. И тут слова попросил пророк Даниил.
«поэзий». В отличие от других картин того времени с изображением сцены Благовещения, дом Марии и Иосифа показан в запус- тении, а сама Мадонна одета в простые одежды. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Школой они были в том смысле, что в рамках их программ богатые помогали бедным получить представление об истинных христианских ценностях. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. У кого Якопо учился дальше не известно. Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Картину «Чудо Св. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
В том же году художник становится членом братства. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Детские годы Тинторетто, согласно книге Ридольфи, практически не освещены. Сообщается лишь, что в детстве Якопо любил рисовать и часами наблюдал за тем, как работает с красками его отец. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658).
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных.
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). 542 x 440 см. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь.
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Следует отметить, что после непродолжительного обучения у Тициана, которое было прервано по причине возникшего противостояния между мастером и его талантливым учеником, Тинторетто вскоре испытывает влияние новых тосканских, римских и эмилийских открытий. Центром второй части является св. Потолки, стены многих помещений Скуолы также расписаны Тинторетто. Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы. Ранняя манера Тинторетто во многом отличается от традиции Лагуны истоки творчества талантливого художника лежат далеко за пределами Венеции. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
Слева от входа расположен Христос перед Пилатом (1566-1567), справа – Восхождение на Голгофу. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Возрождение, маньеризм. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка. Венеция. Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто.
В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Святой Марк – покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. Для подготовки к предстоящей выставке был проведен рентгеноструктурный анализ картины итальянского ренессансного художника Якопо Тинторетто «Рождество», в результате которого выяснилось, что данное произведение представляет собой нечто вроде «паззла», составленного из нескольких фрагментов абсолютно другой работы.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Холст, масло. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. происходящих внутри.
Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины. На суровом темно-зеленом фоне неба и моря яркое свечение фигуры святого усиливает драматическое напряжение сцены и подчеркивает факт свершения настоящего чуда. В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.
Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Школы существовали на добровольные пожертвования. Он написал для Братства св.
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Композиция Св. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Роха во славе.
В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Только после того как композиция подмалевка проверялась в своем воздействии на месте, мастер переходил к детальной моделировке фигур и к окончательной колористической разработке картины. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Живописное наследие Тинторетто огромно. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Современников Тинторетто поразила динамика фигур: они изображены во вращении, склоняющимися вперед и откидывающимися назад, чтобы пробудить предельно интенсивное впечатление пространственной глубины композиции. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Оценить сразу масштабы изображения невозможно. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
Его, вместе с некоторыми другими мастерами, пригласили принять участие в конкурсе на получение заказа на украшение нового здания школы. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
Судя по всему, художник решил изменить тему, вырезал и переставил фрагменты холста, которые ему не понравились. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан-Марко Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-драматические инсценировки. Умер художник 31 мая 1594 года.
Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Грандиозная по размеру и великая по мастерству «Голгофа» Тинторетто производит сильнейшее впечатление. О предках художника почти ничего не известно. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. На полотне Обретение тела св.
Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку.
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). В центре на потолке Святой Рох во славе. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей).
Тинторетто был ведущим представителем итальянского маньеризма. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Зрелый период. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Распространенный сюжет из Библии. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».
Рох в госпитале». Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина».
В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. В начале своей карьеры живописца он писал произведения медленно, относился к каждой детали очень внимательно и создавал по-настоящему грандиозные картины, которые до сих пор завораживают зрителя своей могущественной красотой. Эта группа составляет самостоятельную композицию.
Тинторетто больше привлекала возможность изобразить движение, без которого невозможно сражение: он написал группу артиллеристов, которые, напрягая все силы, тащат тяжелую пушку, стреляющих лучников, отряды пехотинцев, медленно наступающих на врага и всадников, с большой скоростью мчащихся навстречу друг другу и сталкивающихся в битве. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Пришедший в восторг от него писатель и художественный критик Пьетро Аретино написал Тинторетто письмо, в котором выразил свое восхищение. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Италия. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Именно с нее началось признание Тинторетто. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Т. е, это уже опосредованная информация. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто.
Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Хорошо творчество итальянского живописца представлено, например, в мадридском музее Прадо и в венском Художественно — историческом музее.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св.
Фигура св. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии).
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Картина изображает освобождение раба святым Марком. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Скуола ди Сан-Рокко — одно из благотворительных заведений. Опекунами подобных школ в эпоху Возрождения выступали богатые венецианцы.
Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Жизнь Тинторетто полна тайн. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма.
Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. По желанию св. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Полотно было заказано Братством св.
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Скуола Сан Рокко. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.
Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда. Тогда стало ясно, что сшитые фрагменты первоначально были написаны для «Распятия». Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко.
Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Свет, проникающий в нее сквозь высоко поднятые окна, достаточно ярок, чтобы высветить пол постройки, который как бы и сам испускает свет, но не в силах полностью разогнать тени, сгущающиеся около стены, где стоит длинный стол, столь же стремительно, как и само помещение, уходящий в глубину.
1550 — 1635 гг. ). «Не поддающаяся анализу и превыше всех похвал», – так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин. Св. Рох в госпитале». В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
Венецианская школа. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
Здесь действие происходит не в богатом доме, а скорее, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом. Тинторетто трактует этот момент по своему. Затем (предположительно, через два десятилетия) он продолжил работу, нанес новый живописный слой и создал абсолютно новую композицию. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Рох во славе». 1585). Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.
Патетическое начало есть и в светотеневых контрастах и в насыщенной яркости, даже некоторой пестроте красок одежд, подчеркнутой ослепительной белизной архитектурного фона и серебристой голубизной неба. Три главных помещения Скуолы – огромный нижний зал с циклом картин, посвящённых Богородице, большой и очень нарядный верхний зал, а также два примыкающих к нему – зал Альберго меьшего размера и совсем небольшой зал Канцелярии. Рох во славе». Работники Бостонского музея изящных искусств (Boston Museum of Fine Art, MFA) недавно сделали удивительное открытие.
Она славится живописью. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. Фредерик Илчмен предполагает, что бережливый Тинторетто не потратил впустую ни кусочка холста и сейчас фрагмент этого «Распятия», скорее всего, находится под какой-то другой картиной в одной из венецианских церквей. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Возможно и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.