Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника. За свою долгую жизнь Тинторетто выполнил множество фресок и полотен на религиозные и мифологические сюжеты, «поэзий», портретов и композиций, сыгравших значительную роль в формировании исторического жанра. На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции. Хотя Тинторетто и не был таким прирожденным портретистом, как Тициан, но он оставил нам большую, хотя и неровную по качеству портретную галлерею.
Портреты Тинторетто только упрочили славу их создателя, но заговорили о нем еще в 1548 году, когда свет увидела картина «Чудо святого Марка». Персонажи тинтореттовских портретов часто охвачены глубокой тревогой, скорбным раздумьем. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Это его второй период. Рох во славе". О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Все персонажи находятся в зоне освещенности.
И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну.
Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.
Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Так сбылось предсказание оракула. Художник получает ряд официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в целом ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианских нобилей и государственных деятелей, наконец, сближается с цехами и филантропическими братствами – с тем кругом новых заказчиков из средних и низших классов, с которыми по преимуществу связана его дальнейшая деятельность. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. В 1550-1570-х гг.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Любимов). Это произведение «Битва при Заре» (ок. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Известно также, что художник подробно изучал анатомию.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).
В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. По желанию св. Тинторетто отличался крайним бескорыстием.
На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. основал мастерскую, в которой работал с дочерью Мариэттой и сыном Доменико. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями. Роха. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. В том же году художник становится членом братства.
Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Очень часто неистово много работающий и всегда торопящийся выразить себя мастер создавал картины почти небрежные, «приблизительные» по своему выполнению. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике.
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы. В 1579-1580 гг. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. 1585). Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью»), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер»). Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Т. е, это уже опосредованная информация.
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). Но к ней следует относиться осторожно. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия.
В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны.
Он ведет беседу со своими учениками. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Полотно было заказано Братством св. Жизнь Тинторетто полна тайн.
Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Искусство Тинторетто, подобно искусству Тициана, необычайно многогранно и богато. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). В том же году художник становится членом братства.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей. Скорее всего, эта, не подтвержденная документально история, не является достоверной или сильно преувеличена.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Марка.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Рох во славе».
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Именно с нее началось признание Тинторетто. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Стремительное перспективное сокращение отодвигает в недоступную для нас глубину сидящих во главе стола Христа и Марию, в то время как вещественно и энергично обозначена обыденная реальность — стоящие на первом плане кувшины с вином, перегнувшаяся через стол служанка в сине-красном одеянии.
Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Для этого, он погрузил в сон свою жену богиню Геру и приложил младенца к ее груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Будучи признанным художником избран в 1566 г. в Флорентийскую Академию (подобно Тициану и Палладио).
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей.
Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность. В этих картинах особенно полно раскрывается свойственное дарованию Тинторетто поэтическое начало, тонкое, почти музыкальное чувство красоты, построенное на плавных, волнообразных линиях ритмического рисунка, утонченность цветового решения. Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине – святой Марк, покровитель Венеции.
Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света.
В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III). Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Его картины — это головокружительные пространственные построения, драматические световые эффекты, чистые, сияющие краски, многогранность деталей и эмоциональная напряженность сюжета. Высокий лоб, седая борода, обрамляющая суровое лицо с худыми впалыми щеками, горящий проницательный взгляд сближают этот проникновенный психологический образ с портретами великого Рембрандта.
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. С 1539 работал самостоятельно. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Большинство апостолов – в профиль. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. "Живопись Тинторетто изумительна. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Роха во славе. Якопо Тинторетто родился и вырос в одном из скромных кварталов Венеции на Фондамента деи Мори.
Центром второй части является св. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Наследие мастера огромно. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Даная посвятила себя Зевсу. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). "Чудо св. А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. Конечно, художники Ренессанса изображали и раньше не только отдельных героев, а целые группы людей, но в «Афинской школе» Рафаэля или в «Тайной вечере» Леонардо не было ощущения единой людской массы как живого целостного коллектива.
В этой картине Тинторетто выступает как продолжатель лучших традиций "золотого века" венецианской живописи. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев.
В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Примечание. О том, что картины итальянского живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) обладают необычайно мощным воздействием на зрителя, я слышала давно. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание.
Немного схоже с дантовскими кругами. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии. Живописное наследие Тинторетто огромно. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. У кого Якопо учился дальше не известно.
Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море».
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Рох в госпитале». Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. В том же году художник становится членом братства. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Своеобразие тинтореттовского портретного стиля определилось не раньше середины 1550-х гг. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Несомненно, Тинторетто можно назвать одним из величайших художников на все времена. Сыну при рождении дал имя Якопо. Он был сыном красильщика шелка. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции.
В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Картину «Чудо Св.
И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Размашиста и могуча кисть Тинторетто.
Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Но даже такие позы у Тинторетто говорят.
Семья только покинула Назарет, спасаясь от гнева Ирода и художник старается, чтобы она успела в своем бегстве. Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана. Это одно из ранних произведений Тинторетто.
В начале 1570-х гг. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Рох в госпитале". Тинторетто отличался крайним бескорыстием. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547 Сан Симионе, около 10 Сан Тровазо, около 15 Сан Поло, 1578 и др. ). В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь).
Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто») у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Тинторетто много занимался портретом.
Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир.
Дрезденская галерея). Тинторетто – уроженец Венеции. Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий».
Распространенный сюжет из Библии. У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. Ридольфи сообщает, что она настояла на том, чтобы Тинторетто одевался согласно моде своего времени. Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел.
Эта группа составляет самостоятельную композицию. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику.
Он написал для Братства св. Тинторетто (Tintoretto собств. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров».
Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. "Распятие" – это действительно целый мир. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. У Якопо фигуры вырастают из пустоты. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте).
Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.
Но линия такой толщины уже не линия. В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. В лучших же его произведениях необычайно одухотворенная содержательность его живописной формы, страстная одушевленность его видения мира приводят к созданию шедевров, где полнота чувства и мысли гармонирует с мощной адекватной чувству и замыслу художника живописной техникой. Мистический свет излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира.
От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. 1550 — 1635 гг. ). Иисус повернут к зрителю лицом.
Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Школы существовали на добровольные пожертвования. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94).
Это и большие композиции на религиозные темы и произведения, которые можно назвать основополагающими для формирования исторического жанра в живописи и замечательные «поэзии» и композиции на мифологическую тему и многочисленные портреты. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Таков его автопортрет (1588 Лувр). Рох во славе». На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками.
Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик".
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). В 16 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Так, образы более ранних портретов, например мужской портрет (1553 Вена), отличаются скорее большой материальной осязательностью, сдержанной динамикой жеста и общей неопределенной задумчивой мечтательностью настроения, чем напряженностью своего психологического состояния. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство.
Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. С помощью сетки эти рисунки переносились затем в увеличенном виде на холст и там фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы – как бы бестелесны. Следует отметить, что после непродолжительного обучения у Тициана, которое было прервано по причине возникшего противостояния между мастером и его талантливым учеником, Тинторетто вскоре испытывает влияние новых тосканских, римских и эмилийских открытий.
Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же) итальянский художник наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
1. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик).
Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Среди этих ранних портретов, может быть, наиболее интересен поколенный портрет венецианки (конец 1540-х – начало 1550-х гг. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Нарядные, яркие одежды служанок сливаются в звучный красочный аккорд, в котором доминируют два акцента: ярко-красное платье Марии и густой винно-розовый тон одежд Захарии.
До нас дошло около трехсот работ — алтарных картин, настенных панно, плафонов, портретов, которые большинство современных исследователей связывает с его именем. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине "Спасение Арсинои".
Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна, как и трактовка моделей. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная.
Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Следует также принять во внимание, что автор книги был большим поклонником Тинторетто, в виду чего нередко подправлял биографию своего кумира. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Тинторетто был исключительно плодовитым художником и не удивительно, что его работы можно встретить в музеях и частных собраниях во всех концах света. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св.
Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства.
Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). В 50 – 60-х гг. В него сдержанно вплетается оттенок ласковой женственности.
В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов).
Рох в госпитале». Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). «поэзий». «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Зрелый период.
Тинторетто уделял также много внимания портрету. С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Свадебный пир свершается у Тинторетто в большой хозяйственной пристройке к богатому патрицианскому дому, пространство которой стремительно уходит в глубину. У Тинторетто же впервые появляется толпа, наделенная общим единым и сложным психологическим состоянием, движущаяся, колышущаяся, многоголосая.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Этой работой автор, по всей видимости, хотел отвлечься от повседневных проблем, обыденности, скуки и увести зрителя в мир сказки и мечты. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Вместе с тем при отсутствии какой бы то ни было внешней жестикуляции (это погрудный портрет, где кисти рук не изображены) беспокойный ритм света и тени, почти лихорадочная нервность мазка с исключительной силой передают ощущение внутренней смятенности, беспокойного порыва мысли и чувства. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.
Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях.
Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Общее состояние благородной мечтательности здесь передано особенно тонко и поэтично. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. В его ранних картинах сияют и золотятся краски. Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни.
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Данная работа стала пиком поэтического искусства Тинторетто и одним из высочайших достижений маньеризма. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой. Возможно и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником.
Падают с ними и поверженные ангелы. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. О предках художника почти ничего не известно. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Наверху на облаке – Деисус: в центре Иисус Христос, справа от него Дева Мария, слева – Иоанн Креститель. Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Говорят, что люди, стоя перед его картинами, забывают о пространстве и времени и пребывают в состоянии некоего оцепенения, полностью подчиняясь энергетике картины. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Святой Марк – покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто.
Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. С 1551 г. выполнял заказы Венецианской республики, в 1564 г. приступил к работам, частично бесплатным, в Скуола ди Сан Рокко (Венеция), продолжавшимся свыше двадцати лет. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота.
Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Марка.