С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Наследие мастера огромно. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
В силу этих черт характера довольно рано складывается индивидуальный стиль художника.
Марка» (1562–66) действие развивается в глубину, подчиняясь стремительному сокращению пространства, пронизанного колебаниями света и тени. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». И тут слова попросил пророк Даниил. В 1562 художник создал ещё три картины для Скуола ди Сан Марко. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
«Чудо св. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
Рох во славе» безвозмездно. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Сам же Тинторетто с ранней юности до глубокой старости упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов при мастерской художника имелось богатое собрание слепков. В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»).
Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Но к ней следует относиться осторожно.
Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
В 1564 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Зрелый период. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит.
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Святой Марк – покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины.
Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Незадолго до смерти художник закончил знаменитую «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592–94).
Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»).
Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет.
Жизнь Тинторетто полна тайн. Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера.
Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину.
Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
Оба здания спроектировал Бартоломео Буон.
Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. Это произведение «Битва при Заре» (ок. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным.
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Результатом столь стремительного натиска было то, что заведовавшие школой поручили ему украшение живописью всего роскошного здания братства, на что Тинторетто и употребил, с некоторыми перерывами, остальные годы своей жизни.
Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Эта половина изображения абсолютно погружена во тьму, в которой едва можно разобрать отдельные формы: художник словно бы хотел охарактеризовать здесь теневую сторону жизни, нищету, омраченное сознание. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Картину «Чудо Св.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Композиция Св.
Центром второй части является св. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Марка» (все – 1562–66). Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Св. Лучшие портреты Тинторетто. творческая манера Тинторетто изменяется.
имя Якопо Робусти (1518–1594) — итальянский художник, один из веду-щих мастеров венецианского Позднего Возрождения, работавший в завершающий, кризисный период ренессансной эпохи. Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен. Цвет приглушен и подчинен мистическому свету, тот, что еле-еле касается краев предметов фосфоресцирующими отблесками.
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. В картине представлен драматичный миг, когда палач собирается хлопнуть раба молотом. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко.
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка. Отметим, что первые образы данного художника восходят всё-таки к маньеристической стилистике, а также к формулам Пармиджанино, а по повествовательности достаточно похожи с приемами Андреа Скьявоне.
Марка» огненное небо озаряет призрачным светом площадь со смятенно мечущимися фигурами. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды.
1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе.
Смелая, свободная манера живописи Тинторетто казалась многим его современникам небрежной. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св.
Большую часть сведений для своей книги Ридольфи почерпнул из бесед с сыном Тинторетто, тоже художником, Доменико (ок. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал строй портретов венецианцев. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Т. е, это уже опосредованная информация. По желанию св. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя.
Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. Представитель венецианской школы. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св.
Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Картина изображает освобождение раба святым Марком. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке.
Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. На полотне Обретение тела св. Св. Творческое наследие Тин-торетто включает также несколько десятков портретов. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд.
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Прилюдно он допросил старцев и, получив от них противоречивые показания, доказал невиновность Сузанны. Размещение персонажей по кругу ненаглядный прием мастера использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей. Художник предпочитал динамичные диагональные композиции, сложные ракурсы, драматические световые эффекты («Рождение Иоанна Крестителя», кон. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94).
Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. В монументальных полотнах «Брак в Кане» (1561), «Похищение тела св. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Живописное наследие Тинторетто огромно. Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка. Но в то же время его искусство сыграло большую роль в творчестве Эль Греко и Рембрандта. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. «Чудо св. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. На картине изображен момент, когда св.
Итальянский художник, представитель венецианской школы. Его привлекали не деньги, а интересное общество: Тинторетто входил в кружок, образованный наиболее учеными интеллигентными и передовыми венецианцами. 1540-х гг. ).
У кого Якопо учился дальше не известно. Не достигнув согласия в том, кого из художников пригласить для этой работы, члены Совета Скуолы решили объявить конкурс при этом большинство из них было против приглашения Тинторетто. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Марк появляется над своими мощами, чтобы сориентировать местоположение их погребения.
Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Художник создает фантастические архитектурные построения с прорывами в глубину, которые словно выхвачены из тьмы мощными вспышками света. В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице.
В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
1585).
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы. В 50-60-х гг. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей.
Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Марка» (1548), в которой святой, спасая молившегося ему раба, стремительно «пикирует» с неба прямо в гущу толпы собравшихся на площади людей. Тинторетто трактует этот момент по своему. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается чувство хаоса морского шторма.
Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Фигура св. Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур.
В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Композиция Св. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
В 15651588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. В 1550-е гг. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Композиция Св.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана.
Следует также принять во внимание, что автор книги был большим поклонником Тинторетто, в виду чего нередко подправлял биографию своего кумира. В картине Бегство в Египет действие происходит на фоне пышной растительности Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла сойти и отдохнуть. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Роха. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. В них художник наделяет свои модели аристократичностью, душевной утонченностью, подчеркивая при этом историческую значимость, неповторимость личного обаяния («Лоренцо Соранцо» (1553) «Дама в тра-уре» (1555) «Альвизе Корнаро» (1564) и др. ). Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Он написал для Братства св. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Тинторетто принадлежит к пантеону художников золотого века венецианской живописи. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий».
Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Полотно было заказано Братством св. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Эта группа составляет самостоятельную композицию. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Братство св.
Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.
Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Эти черты господствуют в серии небольших композиций на библейские темы («Юдифь и Олоферн», 1555 «Соломон и царица Савская», 1555 «Нахождение Моисея», 1555 и др. ) В 1560-е годы, отме-ченные подъемом творческой активности Тинторетто, он вновь обращается к сложным многофигурным ком-позициям, стремясь найти новые образные и пространственные решения. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили корпус св.
То же чувство ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Цикл, посвященный жизни св.
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ). Его живописное наследие включает около 350 работ самых разных жанров (алтарные кар-тины, монументальные настенные панно, портреты и др. ). Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св.
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Настоящее имя – Якопо Робусти. Оттенок кожи лежащего раба настолько натурален, а рисунок лица так прекрасен, что сомнений в том, что в этом тле пульсирует жизнь. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
В 50 – 60-х гг. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину использует мощные светотеневые эффекты.
Возможно и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам.
Результатом раннего этапа творчества Тинторетто стали большие композиции «Тайная вечеря» (1547) и «Омовение ног» (1547), в которых талант художника раскрылся в полной мере. Якопо (наст. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Фигура св. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). В начале своей карьеры живописца он писал произведения медленно, относился к каждой детали очень внимательно и создавал по-настоящему грандиозные картины, которые до сих пор завораживают зрителя своей могущественной красотой.
На полотне Обретение тела св. Школы существовали на добровольные пожертвования. Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Марка, был продолжен картинами «Похищение тела св. Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. Тинторетто (Tintoretto собств.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Более вероятна — психологическая несовместимость художников. «поэзий».
Тинторетто прославила картина «Чудо св. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. 1560-е годы были началом нового этапа деятельности Тинторетто, отмеченного поистине грандиозными свершениями. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Роха во славе.
С 1539 работал самостоятельно. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. 1550 — 1635 гг. ). В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Распространенный сюжет из Библии. Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. О предках художника почти ничего не известно. Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором.
Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. В «Похищении тела св. 56больших картин были выполнены за символическую плату. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Роха) в Венеции, членом которого стал художник.
Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Анатомическая точность, с которой Тинторетто изображает напряжения тела святого и спасенного сарацина, обнаруживает бесспорное влияние манеры Микеланджело.
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику.
И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.