Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен. Было принято решение поручить заказ именно Тинторетто и с тех пор между художником и Братством началось тесное сотрудничество. В церкви Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute) в Венеции хранятся работы Тициана, Луки Джордано, Пьетро Либери, Тинторетто «Брак в Кане». Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника.
Тинторетто использовал здесь легенду об александрийском рабе, которого подвергают пытке за то, что он ослушался своего хозяина и ушел молиться на могилу св. Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения. Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера.
Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь. Тинторетто был мастером пространства. Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Ко времени работы над этим гигантским ансамблем Тинторетто достигает творческой зрелости.
На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица». Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto 1518 или 1519—1594)— живописец венецианской школы позднего Ренессанса. То время Тинторетто учился у Тициана, но вскоре, по неизвестным причинам, покинул его мастерскую.
В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. В 1583–1587 годах Тинторетто занимался декором Нижнего зала. Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов. Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Здесь хранятся три картины Тинторетто – "Воскресение Христа" (1565), "Сошествие в ад" (1568) и "Распятие" (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
На последнем этапе своего творчества Тинторетто продолжал выполнять заказ для братства Св. Роха. Тинторетто изобразил момент, когда струи молока, обильно брызжущие во все стороны, на глазах превращаются в звезды, образующие Млечный путь. Тинторетто. Творчество Тинторетто не было равномерным. С самим Тинторетто смерть случилась в 1594 году, 31 мая и до последнего дня он не прекращал творить.
В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков («Чудо св. Биография Тинторетто, довольно противоречива, наиболее достоверным и полным источником его жизни является книга Карло Ридольфи, в которой говорится что автор большинсто сведений получил у сына художника. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко.
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Первые самостоятельные произведения Тинторетто обнаруживают его связь с классическими традициями венецианской живописи. Лучшие портреты Тинторетто. Над ее убранством работало сразу несколько ведущих венецианских художников, в том числе и Тинторетто, отдавший этой деятельности последние годы своей жизни.
Умер Тинторетто в 1594 году, 31 мая и до последнего дня он не прекращал творить. Для украшения Дворца Дожей (Palazzo Ducale), адрес которого вряд ли нужно указывать, Тинторетто написал несколько работ. На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции. Она наиболее характерная для Тинторетто. Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами.
Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто. Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро. В 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей.
Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Тинторетто изобразил момент похищения венецианцами тела св. Тинторетто (1518/1519-1594 гг. ) родился в семье красильщика тканей. Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте.
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил сам, написав на дверях своей мастерской девиз: "Рисунок Микельанджело, колорит Тициана". Здесь стоит дом, в котором Якопо Робусти, прозванный Тинторетто («маленький красильщик»), провел последние двадцать лет своей жизни. Мало кто до Тинторетто мог столь уверенно и точно передать человеческое тело в движении. В ней весь Тинторетто.
Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка. У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Простым зрителям картины Тинторетто просто нравятся (или не нравятся) а вот искусствоведы так и не пришли к единому мнению считать ли Тинторетто художником эпохи Возрождения или относить к более поздним течениям. Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца».
В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. К 1565 году Тинторетто закончил живописный декор потолка (21 картина) и стен (6 картин) большого зала Альберго Скуолы Сан Рокко, до сих пор не имеющий равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу. Портреты Тинторетто только упрочили славу их создателя, но заговорили о нем еще в 1548 году, когда свет увидела картина «Чудо святого Марка».
Самое представительное и самое мощное "собрание" работ Тинторетто в Венеции находится в Скуоле Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Сусленков: "В 1576 году Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона – "Медный змий". За свою долгую жизнь Тинторетто выполнил множество фресок и полотен на религиозные и мифологические сюжеты, «поэзий», портретов и композиций, сыгравших значительную роль в формировании исторического жанра.
В музее Галерея Академии Венеции (Campo della Carit Dorsoduro n. 1050) в районе Дорсудоро так же представлено значительное количество работ Тинторетто. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко. В эти же годы Тинторетто создает серию картин, проникнутых стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки, в мир мечты.
Великий живописец эпохи позднего Ренессанса Якопо Робусти более известен как Тинторетто (Tintoretto), что в переводе означает «маленький красильщик». Среди других мастеров особенно выделял Паоло Веронезе и Микеланджело: их творчество оказало большое влияние на Тинторетто, особенно на его ранние работы. Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана».
Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. В т 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. В 1539 году Тинторетто возглавил собственную мастерскую. Такой сплав религиозного, божественного и человеческого, земного был движущей силой всего творчества Тинторетто.
А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует. В эти же годы Тинторетто создает серию картин, проникнутых стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки, в мир мечты. В 1539 году Тинторетто возглавил собственную мастерскую.
Начиная с 1559 года и до самой своей смерти в 1594 году Тинторетто написал множество картин и произвел роспись стен и потолочных плафонов самого здания Скуолы ди Сан Рокко. Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) – итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы. Какое-то время Тинторетто учился у Тициана, но вскоре, по неизвестным причинам, покинул его мастерскую. Сусленков: «В 1576 году Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан.
Про детство Тинторетто изветсно довольно мало, молодой художник наблюдал за работой отца, будучи подростокм он решил обучаться живописи у Тициана, но обучение длилоьс не долго, скорее всего два настоящих художника не смогли найти общий язык, произошел так называемый конфликт характеров. Тинторетто открывает свою мастерскую.
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548).
1585). Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Рох во славе". Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город.
Заканчивается цикл картиной Встреча Марии с Елизаветой (1588) на главной лестнице». Детские годы Тинторетто, согласно книге Ридольфи, практически не освещены. Сообщается лишь, что в детстве Якопо любил рисовать и часами наблюдал за тем, как работает с красками его отец. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Марка. Роха (Скуола ди Сан. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором.
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером.
16 в. окончательно складывается индивидуальный стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Он был сыном красильщика шелка. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. В том же году художник становится членом братства. Зрелый период. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Марко была написана картина «Чудо св. Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями. Большую часть сведений для своей книги Ридольфи почерпнул из бесед с сыном Тинторетто, тоже художником, Доменико (ок. Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).
Марка, был продолжен картинами «Похищение тела св. В этой картине Тинторетто выступает как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. В 50 – 60-х гг. Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана.
Документов, удостоверяющих факт его рождения, не сохранилось и эту дату определяют приблизительно исходя из даты кончины. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Жизнь Тинторетто полна тайн. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
Цикл, посвященный жизни св. Рох во славе». Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Творческое наследие Тин-торетто включает также несколько десятков портретов.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Марка». В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Марка» (1562–66) действие развивается в глубину, подчиняясь стремительному сокращению пространства, пронизанного колебаниями света и тени. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов.
Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. «Живопись Тинторетто изумительна.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Тинторетто (Tintoretto собств.
Рох во славе». Рох в госпитале». Роха во славе. В том же году художник становится членом братства. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. творческая манера Тинторетто изменяется. Скорее всего, эта, не подтвержденная документально история, не является достоверной или сильно преувеличена. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. «поэзий». Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
"Чудо св. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). В силу этих черт характера довольно рано складывается индивидуальный стиль художника.
Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). два появляется цикл так называемых «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год).
При взгляде на нее чувствуется влияние фресок Микеланджело: те же сильные, мускулистые тела изображенные в движении, сложные, неожиданные позы. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Он написал для Братства св.
Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Художник отверг, ставшие догмой, стереотипы: он разрушил симметрию, раздвинул пространство, внес в произведения повышенную эмоцию и динамику, отразил человеческие чувства. Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии.
Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Любимов). В том же году художник становится членом братства. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. В 1578–1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала (История Марии).
В 50-60-х гг. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Результатом раннего этапа творчества Тинторетто стали большие композиции «Тайная вечеря» (1547) и «Омовение ног» (1547), в которых талант художника раскрылся в полной мере. В 1550-е гг. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. "Живопись Тинторетто изумительна. Композиция Св.
Темами для его картин в палаццо Дожей служат античные мотивы: Паллада и Марс, грации, Вакх, Ариадна. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Марка» (все – 1562–66). Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями.
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Марка» (1548), в которой святой, спасая молившегося ему раба, стремительно «пикирует» с неба прямо в гущу толпы собравшихся на площади людей. С 1539 работал самостоятельно. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. По желанию св.
Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore).
Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. У Якопо фигуры вырастают из пустоты.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Марка. В его ранних картинах сияют и золотятся краски. Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство.
Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило в нем самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий прием письма. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Но линия такой толщины уже не линия. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Именно с нее началось признание Тинторетто. Роха) в Венеции, членом которого стал художник.
Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Тинторетто уделял также много внимания портрету. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. От Боскини осталось описание творческого метода мастера.
Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Но к ней следует относиться осторожно. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Роха. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Центром второй части является св. С блестящим мастерством пишет художник ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. 56больших картин были выполнены за символическую плату. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
На фоне этого сияния, в непосредственной близости от нас, у нижнего края картины предстает группа близких Христа, окруживших теряющую сознание Марию лишь юный Иоанн, запрокинув голову, в отчаянии смотрит на распятого Учителя. Распространенный сюжет из Библии. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». О предках художника почти ничего не известно. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает.
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. В монументальных полотнах «Брак в Кане» (1561), «Похищение тела св. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света.
Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Но в то же время его искусство сыграло большую роль в творчестве Эль Греко и Рембрандта. Таков был Тинторетто – один из крупнейших мастеров эпохи Высокого и позднего Возрождения в Италии.
От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Якопо Тинторетто родился и вырос в одном из скромных кварталов Венеции на Фондамента деи Мори. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Незадолго до смерти художник закончил знаменитую «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592–94). Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
1550 — 1635 гг. ). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.
1540-х гг. ). «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Полотно было заказано Братством св. Рокко) огромную картину «Св.
Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Рох в госпитале». Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».
Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). В 1548 году по заказу Скуола ди Сан. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго.
В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения. В «Похищении тела св. Рох в госпитале".
«Распятие» – это действительно целый мир. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто.
Название школа не вполне соответствует своему смыслу обучением подобные организации не занимались. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». «Чудо св.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Роха большой цикл картин, представляющий собой один из самых величественных художественных комплексов в истории мировой живописи. Еще через год.
Он был сыном красильщика шелка. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). В том же году художник становится членом братства. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Фигура св. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Представитель венецианской школы.
Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Художник предпочитал динамичные диагональные композиции, сложные ракурсы, драматические световые эффекты («Рождение Иоанна Крестителя», кон. Брат художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Любимов).
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита.
Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта. Школы существовали на добровольные пожертвования. Это произведение «Битва при Заре» (ок.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Марка» огненное небо озаряет призрачным светом площадь со смятенно мечущимися фигурами. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Эти черты господствуют в серии небольших композиций на библейские темы («Юдифь и Олоферн», 1555 «Соломон и царица Савская», 1555 «Нахождение Моисея», 1555 и др. ) В 1560-е годы, отме-ченные подъемом творческой активности Тинторетто, он вновь обращается к сложным многофигурным ком-позициям, стремясь найти новые образные и пространственные решения.
Его живописное наследие включает около 350 работ самых разных жанров (алтарные кар-тины, монументальные настенные панно, портреты и др. ). Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Но линия такой толщины уже не линия. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке.
В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Марко Джузеппе Царлино и другие. Марка» завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе.
Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
«Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. "Распятие" – это действительно целый мир. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Что же касается Скуола ди Сан-Рокко, то ее основали в 1478 году, а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество.
Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). У кого Якопо учился дальше не известно. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами.
В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Пришедший в восторг от него писатель и художественный критик Пьетро Аретино написал Тинторетто письмо, в котором выразил свое восхищение. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам.
Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Якопо (наст. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Марк спускается с неба и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи. Живописное наследие Тинторетто огромно.
Рох в госпитале». Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана.
Наследие мастера огромно. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Эта группа составляет самостоятельную композицию.
Св. Рох во славе». После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять Тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. На полотне Обретение тела св. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св.
Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие.
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Тинторетто прославила картина «Чудо св. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Подчеркнутый перспективным сокращением плиток пола бег пространства столь стремителен, что придает динамическое начало даже паузам, разделяющим фигуры взволнованных апостолов. В 1550–1553 годах он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Марка. Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. имя Якопо Робусти (1518–1594) — итальянский художник, один из веду-щих мастеров венецианского Позднего Возрождения, работавший в завершающий, кризисный период ренессансной эпохи. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик". В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои».
В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия.
драматические инсценировки. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Лучшие портреты Тинторетто. Смелая, свободная манера живописи Тинторетто казалась многим его современникам небрежной. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Т. е, это уже опосредованная информация. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера.
Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир. Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника.
Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Картину «Чудо Св. В них художник наделяет свои модели аристократичностью, душевной утонченностью, подчеркивая при этом историческую значимость, неповторимость личного обаяния («Лоренцо Соранцо» (1553) «Дама в тра-уре» (1555) «Альвизе Корнаро» (1564) и др. ).