«мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Lal Souvenir – самый ранний сохранившийся портрет работы Яна ван Эйка. «мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Lal Souvenir— самый ранний сохранившийся портрет работы Яна ван Эйка.
Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал.
А на последнем плане – далекие синие горы. Художник старательно избегает ограниченности пространства. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Воплощенные в Гентском алтаре принципы проявились не во всех изображениях в равной мере. Он не столько стоит, сколько предстоит. Собственно, картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале. В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным. Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Глаз точно так же может восхищаться, не исчерпывая, однако, необыкновенного богатства тех наслаждений и тех уроков, какие он нам дает».
Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра. «Прошли века. Впереди Источник жизни.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Затем картина была покрыта лаком. Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта.
Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты.
Величавое спокойствие поз, демонстративный жест соприкасающихся рук мужчины и женщины свидетельствуют, что представлен момент заключения брачного договора. музей, Вена подготовит. Это необычайно тонко, точно и живо. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
При сравнении процессии на внутренней стороне боковых створок со сценой поклонения агнцу можно заметить, что в работе Яна фигуры сгруппированы свободнее. Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане. Искупление свершилось. На смену юным, похожим не на матерей, а на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная, спокойно занимающая главную часть картины. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность. мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ).
Не ясно, какой документ мужчина держит. галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас).
Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов. Многие написал Ян ван Эйк картины. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). В XVIII веке она входила в королевские коллекции в Мадриде. Они как младшие сестры Марии. чувством изображение купца Дж. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерл.
испытали не только нидерл., но и итал. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт.
Он интересен еще и тем, что только к нему одному сохранился подготовительный рисунок художника, явно исполненный с натуры, с подробнейшими пометками мастера, определяющими цветовое решение портрета. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла— типично для Фландрии того времени. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник.
К этому добавляется факт, что действительно, в музыке раннего XV века произошел радикальный переворот исходивший из Бургундии и известный как «арс нова». Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). В 1427 – 1428 гг. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (ок. Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус. Решение вставших перед В. Э. В неоконченной «Святой Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармонич. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. По праздничным дням створки раздвигались. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Согласно надписи на раме гентского полиптиха, работу над ним начал примерно в середине 1420-х годов старший брат Яна — Хуберт ван Эйк. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). 1434». жанр. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Конкретная дата появления на свет гениального живописца неизвестна. Особенности творчества ван Эйка: становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Следующими представлены ангелы. Имеются у него и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Позднее картина попала в Испанию. К этому добавляется факт, что действительно, в музыке раннего XV века произошел поворот к ренессансной музыке, происходивший при дворе герцога Бургундского. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия. относятся также алтарные композиции «Благовещение» (ок. Лодки и барки плывут по воде, омывающей острова и заросшие лесом берега. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Не ясно, какой документ мужчина держит. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые.
Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. В 1427 г. посетил Турне. (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда».
В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Жест Младенца направлен к Ролену. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Написанный в такой же тончайшей ювелирной технике, что и портрет известный под именем «Тимофей», он представляет собой подобное же погрудное изображение, но дает абсолютно иной образ – властного, решительного и недоброго человека с острым носом, плотно сжатыми тонкими губами и сверлящим взглядом маленьких карих глаз. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Он средоточие всей системы. 1435). Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. флам.
И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог. Л. Д. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. голубые, синие, розовые и лиловые. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Вся внешняя часть полиптиха подчинена идее благовещения, то есть предсказанию пришествия в мир Христа и должна, по замыслу художников, предварять тему искупления. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года.
Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Картина написана художником в 1432 году маслом по доске. Михаил с донатором» и «Св. Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. считаются приписываемые ему 7миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.
Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Эта небольшая картина (22, 5 см х 16, 6 см с рамой) была создана около 1430 года. Но они не были одиноки.
Он не созерцает, а размышляет. художник и миниатюрист, один из зачинателей иск-ва Возрождения в Нидерландах. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека).
Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными.
Но Ян ван Эйк пошел еще дальше. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. На память) написана в 1432 году. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
Христос родился и умер. Христос родился и умер. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
1430–32 или 1423–32). Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. В. Э. – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоят.
Образы жестче и определеннее. С исключительной реалистич. Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах В. Э. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. В начале XVI века «Чета Арнольфини» принадлежала Маргарите Пармской, наместнице Нидерландов. Творчество В. Э.
Художник создал первый в европ. Мало жестов и мало позы. И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы.
осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центр. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Мало жестов и мало позы. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), В. Э.
Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Впереди Источник жизни.
Так же поступил и ван Эйк. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. 1435–36, Нац.
А созерцательность для ван Эйка – не индивидуальное свойство модели. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту. В картине присутствует большое количество разных символов: апельсины обозначают богатство, собачка – верность, свеча – всевидящее око и свет Христа.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти.
Дали тонут в голубой дымке, на фоне ясного неба вырисовываются силуэты городских башен и церквей. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Однако такого имени не встречалось в Нидерландах до эпохи Реформации и открытие этого факта заставило Панофски увидеть в нем схоластически-гуманистический метоним, чьей целью было соединить модель с важной фигурой классической античности. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов).
Картина "Leal souvenir" (фр. Это необычайно тонко, точно и живо. Все работы Яна ван Эйка после 1436 несут в себе отзвук пафоса объективности, который в такой резкой форме проявился в картине «Мадонна каноника ван дер Пале».
Так же поступил и ван Эйк. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Это особенно заметно по одежде. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. И, по существу, даже сравнительная медленность и своеобразие ренессансного развития Нидерландов, отсутствие культа яркой, героической индивидуальности, который имел такое важное значение в Италии, принесли здесь неожиданно ценные плоды. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. Один из этапов портретной эволюции творчества Яна ван Эйка – так называемый портрет «Тимофей». Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Его лицо серьезно. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу – он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Мощное воздействие иск-ва В. Э.
Бавона в Генте ок. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). Что может быть великолепнее его облачения. К лучшим произведениям В. Э. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Среди работ великого нидерландского мастера, хранящихся в Национальной галерее в Лондоне, всемирно известен портрет четы Арнольфини, представляющий собой уникальное явление во всей европейской живописи того времени. На лужайке нет ничего, кроме темной зелени густой травы с тысячами белых звезд полевых маргариток.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Облик каждого глубоко индивидуален. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой.
достигать исключит. Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа.
Каноник ван дер Пале предстает перед Мадонной, сидящей на троне в замкнутом тесном пространстве. Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея). Они стоят в рост, выпуклые реальные.
Крупнейшее произведение В. Э. – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Св. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Скромная бюргерская обстановка и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой поэтичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства вплоть до Вермеера и Питера де Хоха.
Одним из первых он освоил пластич. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем. Мужчина на портрете изображен с одно- или двухдневной щетиной, выписанной очень тщательно. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность.
Бавона в Генте начал именно он. Ван Эйк написал ее портрет. отличаются строгой простотой и отточенностью выразит. Техника масляной живописи известная в Нидерландах и ранее, была необычайно усовершенствована ван Эйком. В этих краях не создавалось ранее ничего подобного по своей величине, сложности композиции, охвату изображаемого, не говоря уже о пленительном совершенстве живописного мастерства.
Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. А на последнем плане – далекие синие горы. черт, восходящих к иск-ву готики, сложная религ. Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого. средств: кардинал Альбергати (. ) (1431–32, Худож. -историч.
Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. 1435). Впереди «Источник жизни».
Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–28 работал вЛилле) по его поручению в 1428–29 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились).
Портрет человека в красном тюрбане – это третий шедевр ван Эйка в Национальной галерее. серыми оттенками. Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. С 1431 художник поселился в Брюгге. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Искупление свершилось. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Один из них носит условное название «Тимофей», так как имя это художник поставил внизу на парапете вместе с девизом Leal Souvenir (Преданная верность) и латинской надписью «Сделано Иоанном де Эйк в год господен 1432, в десятый день октября». рисунок– Графич.
Если модель была музыкантом, это могут быть ноты. По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Выпуклые зеркала были более доступны.
Он загорается глубоким цветовым сиянием. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Его лидерами были придворные композиторы Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа.
Дал ли я вам о нем представление. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. проблем требовало разработки новых средств худож. Ян де Леув смотрит не в мир, а на нас.
Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Искупление свершилось. 1435).
живописи двойной портрет– проникнутое сложной символикой и, одновременно интимно-лирич. голубыми и розовато. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом В. Э.
Но ван Эйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго.
На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Этот ярус обладает свойствами панорамности.
И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Но его активность и одновременно плотность – особые. Особенное значение для него имело изображение человека, он хотел максимально точно отображать облик героев своих полотен. Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа – шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Они подчинены особым закономерностям.
Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати". Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения. Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде.
И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем. Его образ равноправен образу мадонны и уступает художественной активности пейзажной панорамы. Картина «Мадонна канцлера Николя Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Неповторима каждая деталь пейзажа, все говорит о восторженном отношении художника к миру.
Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Так же поступил и ван Эйк. Лентой извивается река, уходящая к горизонту. В этой связи показательно изображение интерьера.
Взгяд его, более пристальный, чем у Тимофея, обладает некоторым привкусом горечи, то есть его эмоциональная окрашенность более конкретна. манерамногослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил В. Э.
Франциска» и «Мадонна в церкви». целое. Л. Д. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно. В этом проявилось новое отношение художника к человеку, новое понимание его места в мире. Голубоватые горы закрывают горизонт.
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. На третьем плане, далеко позади агнца и на высоком холме, за которым открывается горизонт, – зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Супруги находятся в комнате. оба– в Нац.
В будни осн. бытовой средой. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Его прозвали "ангел мира". Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень.
По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. Кардинал был весьма известным человеком. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений.
Но самоценная значительность образа сочетается в них с некоторым прозаизмом трактовки. Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте.
Если модель была музыкантом, это могут быть ноты. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур. Нижняя часть портрета представляет собой написанный с иллюзионистской точностью парапет из выщербленного желтоватого камня с высеченной на нем надписью и выцарапанным словом T., причем конец этого слова попадает на трещину в камне.
Самыми ранними сохранившимися работами В. Э.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
Они одеты в нежные цвета: в бледно. сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаич. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании.
Сравнительно с прежними героями ван Эйка эти не столько смотрят сами, сколько позволяют зрителю обозревать их плавный полукруг. Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно. Что может быть великолепнее его облачения. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге.
В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. По его узким улочкам снуют люди в разноцветных одеждах. И в то же время, помещая прародителей в одном ряду с творцом всего сущего, мастер возвеличивает все человечество. На первый взгляд это обычная картина изображающая мужчину и женщину в момент их бракосочетания. На картине художником изображен благовествующий ангел и молящаяся Мария, на которую снисходит Святой Дух. Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк.
Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Христос родился и умер. Позади Мадонны и канцлера, за резными колоннами из яшмы и агата, виден пейзаж. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
Изображение столь правдиво, что зритель чувствует себя как бы побывавшим в этом городе. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. На берегах реки раскинулся большой город. Художник впервые изображает людей в окружающей их повседневной обстановке, вне какой бы то ни было связи с религиозной темой или образами, взятыми из священного писания, определявшими тогда сюжет любой картины.
Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. За двести лет до Рембрандта ван Эйк закладывает почву для его будущих «психологических» портретов, открывая за внешними чертами внутренний мир человека.
превращает традиц. Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство. Иначе эта картина называется «Портрет молодого человека». галерея, Лондон). С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу».
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. в значит. Маленькая собачка, домашние туфли, плоды на подоконнике, единственная свеча, висящие на гвозде четки, доски пола и ковер – все выписано с ювелирной точностью. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев – Губерта и Яна.
Необычайна сложность построения алтаря. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Это необычайно тонко, точно и живо. Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее.
В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж интерьер, натюрморт. Иск-во В. Э. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности.
И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. Взгляд Тимофея утверждает и сопричастность его мирозданию и наличие в нем глубокой духовной жизни. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Живопись наружных створок почти монохромна. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге).
Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Составленный из мн. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты В. Э. Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. А на последнем плане – далекие синие горы. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
творч. По своей жизненной конкретности, остроте индивидуальной характеристики и напряженному выражению внутреннего мира модели это лицо не уступает портретам Дюрера, создававшимся сто лет спустя. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной.
Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. выразительности. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Нисколько. Увезенная одним из французских генералов во время наполеоновской войны с Испанией, она попала в Брюссель, где в 1815 году была куплена генерал-майором Геем, который привез ее в Англию и только в 1842 году продал в Национальную галерею.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Что может быть великолепнее его облачения. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Мало жестов и мало позы.
отдельных створок с изображением разл. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св.
«здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога).
В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Св.