В раннем периоде Тициан работал вместе с Джорджоне и его произведения этого периода перекликаются с произведениями Джорджоне, например, Любовь земная и небесная, Флора – они безмятежные по настроению, знойные и глубокие по краскам. Мозаика изображающая встречу короля Карла V и Тициана в его мастерской. Год рождения Тициана так и остался неизвестным. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). Почти полностью переписав спящую Венеру Джорджоне, Тициан не позволил проставить под картиной даже свои инициалы. Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий.
Моделью, вероятно, была Виоланта, любовница Тициана и дочь художника Пальмы Векьо, который также нарисовал серию венецианских красоток. Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, к тому времени матери двух его сыновей, однако в 1530 она умирает во время родов второй дочери Тициана, Лавинии. Тициан пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера принадлежит уже позднему Возрождению.
Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Тициан итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне.
В Кающейся Магдалине чувствуется душевная скорбь Тициана: никогда раньше его кисть не решилась бы написать молодое прекрасное женское лицовоспаленным от слез и пейзажный фон у него никогда не был таким тревожным. Если верить Вазари, то до 75 лет Тициан ничем не болел. Правда, вскоре у Тициана завязываются дружеские отношения с герцогом Феррары Альфонсом ДЭсте. Герцог Альфонсо дЭсте присвоив Тициану рыцарское звание, заплатил за три великолепные картины всего лишь 100 дукатов, видимо запамятовав, о былой договоренности — сто дукатов за каждую работу. С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе комплекс Джорджоне.
Тициан отказывается от традиционного центрического расположения образа и сдвигает композицию вправо, не лишая при этом ее гармоничности и уравновешенности. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Основа деятельности Тициана — алтарные образы. Во втором периоде творчества (1519—1530 гг. ) Тициан создал для церкви Санта-Мария дельи Фрари огромную алтарную картину «Вознесение Марии» (1516— 1518 гг. ), более известную как «Ассунта». Стиль позднего Тициана не был оценен по достоинству современниками, Вазари не понял появившихся перемен увидев новые работы, в том числе «Благовещение», он так отозвался о картинах «хотя в них и много хорошегоони не обладают тем совершенством, которым отличаются другие его творения».
Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576. Одна из самых великолепных картин, написанных уже старым Тицианом. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника. Тициано Терцани итал. Tiziano Terzani (14 сентября 1938, Флоренция, Италия— 28 июля 2004, Пистоя, Италия)— итальянский журналист и писатель, в своих произведениях поднимающий вопросы взаимоотношений Востока с Западом.
Его старший сын Помпонио был бездельником, не желающим учиться, уехал из города, зато младший Орацио никогда не покидал отца, разделяя его страсть к живописи, что не могло не радовать Тициана. После смерти Джоджоне Тициан начинает работать над большой композицией «Битва», к этому времени у него уже была своя мастерская и два помощника. Тициан становится активным участником диспутов в доме Мануция и даже запечатлевает своего учителя на заказанной ему картине «Встреча Папы Александра I и императора Фридриха Барбароссы». Она была представлена с цветами в другой известной живописи Тициана, - Вакханалии из Прадо.
Прошло несколько лет, великий Беллини умер, а через год 1517 году до Тициана дошла радостная новость, что он Тициан Вечеллио, утвержден официальным художником республики святого Марка и должность соляного посредника снова стала его. И действительно, в ранних работах Тициан многое перенял у Джорджоне, а вернее переосмыслил все то, что успел почерпнуть у него. Эта аллегория – ранняя работа, выполненная Тицианом.
Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы. Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Тициан обращался к образу Марии Магдалины неоднократно, но самым лучшим полотном считается то, которое находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В 40-е годы Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи».
Вазари, оставивший прекрасное описание этих лет жизни Тициана. В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов. 5 августа 1530 года умирает жена Тициана Чечилия.
Когда Российиский император Николай I купил большую коллекцию живописи одной из патрицианских семей Венеции, в ее составе было несколько картин Тициана «Мария Магдалина» до сих пор в Эрмитаже и почти все знакомы с ее репродукцией, а «Венеру перед зеркалом» советское правительство продало в США. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. И позже эти раболепные вассалы действительно предали своего господина и дядю, Тициан предугадал то, что должно было свершиться в действительности. Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. Тициан Вечеллио – итальянский художник, крупнейший представитель эпохи Возрождения, магистр венецианской школы живописи.
Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. Тициан.
Тициан пользуется покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи. Тициан был уважаем и популярен среди знати, благодаря своему таланту. Тициано Вечеллио – один из четырех титанов Возрождения, один из величайших художников в истории мировой живописи, глава венецианской школы, просто восхитительный мастер своего дела. В 30-40ые годы своего творчества Тициан пишет настоящие шедевры, в которых отображает человека во всей его титаничности. В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519 Мантуя, с 1523 Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).
В 1523 году Тициан отправился в Феррару, где получает заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи и дожа Андреа Гритти. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). Осенью 1510 года, Тициан, работая в своей скромной мастерской в квартале Сан-Самуэле, услышал громкий стук в дверь.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). Работая в различных жанрах, Тициан непрерывно совершенствовал свою живописную технику и достиг в ней такого совершенства, такой свободы и смелости, которая поражала тогда и поражает сейчас. Собрав прислугу и учеников, Тициан приказал всем немедленно покинуть город.
Тициан покидает Венецию лишь на несколько месяцев в 1511 году, спасаясь от начавшейся в городе эпидемии чумы. Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. В Аугсбурге Тициан прожил почти год, а потом ненадолго вернулся в Венецию, но вскоре опять уехал в Германию из-за неблагоприятной общественной ситуации. Картина изображает юмористичную интерпретацию Тицианом безмятежного античного мира, главными героями которой являются Вакх и дочь царя Миноса — Ариадна.
В 1550-е годы Тициан, ранее не имевший соперников в Венеции и один олицетворявший всю венецианскую школу, уже работает рядом с достойными конкурентами — молодыми, полными энергии и масштабных творческих замыслов Веронезе и Тинторетто. Первые работы Тициана похожи на Беллини и Дюрера. Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.
В 1507 году Тициан покинул дом братьев Беллини и поступил в мастерскую крупнейшего итальянского художника Джорджоне. 1530-е годы были едва ли не самым интенсивным периодом творческой деятельности Тициана. Долгая жизнь Тициана делится на четыре творческих периода. Кадори Кто бы знал сегодня этот тихий городок, приютившийся у подножия Альп, когда бы не уроженец его – Тициан, оставивший потомкам грандиозную Битву при Кадоре и переживший всех титанов Возрождения.
Работая в мастерской Беллини Тициан встречал многих видных деятелей культуры, политики и делового мира. При дворе Карла V Тициан много и плодотворно работает, особенно много заказов он получает от короля Испании Филиппа II. Тициан прожил 99 лет, причем самым плодотворным и самым значительным оказался поздний период его жизни. Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта.
Название придумал Аретино, друг Тициана. Тициан успел закончить новую картину «Венера и Адонис», придав возлюбленному богини черты своего заказчика. В конце его жизни страну постигает бедствие: ее опустошает эпидемия чумы, от чумы и умер Тициан. Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).
В 1529 году Тициан отправляется в Болонью, где пишет первый портрет императора Карла V. С этого времени художник будет время от времени писать портреты императора, углубляя его характеристику. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей». В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана. В 1533 году император присвоил Тициану дворянское звание графа Палатинского.
Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. «конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан.
Этот шедевр, один из самых прекрасных и самое поэтическое из созданий Тициана, единодушно датируемый критиками в пределах 1515 года. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме. В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари. А вот уже его аллегорическая композиция «Любовь земная и небесная», созданная в 1514-1515 гг., проявляет собственный стиль Тициана.
Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии. В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». За свой проступок Каллисто была изгнана. В этом городе художник проводит почти два года. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Над темным морем он несет её на Крит.
Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Охотник попытался убежать от разгневанной богини. Конец 30-х – 40-е гг. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. С тончайшим мастерством художник передал нежность и теплоту её обнажённого тела.
Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Позади ангела возвышаются мощные античные колонны. Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
– 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц — мифологических героинь. А Тициан – дает. Скупость. А ведь ему было уже за сорок.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души. Он был изгнан из вечного города и обосновался в Венеции, чему всецело обязан дожу Гритти, который назло нелюбимому им папе Клименту решил приютить гонимого литератора, дабы показать всему миру, насколько Венеция самостоятельна и свободна в любом своем решении. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. На поздней мюнхенской картине через ту же арку проглядывает сумрачное и почти монохромное ночное небо.
Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. Даже не ясно, является ли эта картина изображением Соломеи с головой Иоанна Крестителя или Юдифи с головой Олоферна. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. И королей и святых.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. – время расцвета портретного искусства Тициана. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю.
«Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Там быстро раскрылся его большой талант художника, этому способствовала и дружба с Джорджоне ди Кастельфранко, который тоже был учеником Беллини. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать.
И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Однако до скончания дней его главным заказчиком останется испанский король Филипп II, который в отличие от отца Карла V, думавшего о спасении души, предпочитал мифологические сюжеты. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески.
Ранняя серия женских портретов Тициана – одна из составляющих славы венецианского Ренессанса. Разразился шумный скандал. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной.
Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств. Благовещающий ангел стоит не с символической белой лилией, а со скрещенными на груди руками перед свершившимся фактом.
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Правда, после того, как во 2-й половине ХХ вка была найдена недостающая верхняя часть доски (благодаря ей, в частности, становится понятно, что цветок в вазоне – это белая лилия, символ непорочности), дамы были «реабилитированы» и теперь считаются просто знатными венецианками, ожидающими мужей с охоты. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Да, он был творец.
Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. И вспомним, что он прежде всего художник. В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии).
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Больше Тициан его никогда не видел. А это всегда драма. У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
И она отвечает ему любовью. Две любви: небесную и земную. Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Павел Муратов, автор знаменитых «Образов Италии», даже полагал, что на террасе куртизанки сушат волосы после покраски их в моднейший в Венеции колорит – рыжевато-золотой. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея). Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности.
Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). Он прожил ровно век. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. С 1530 года Тициан начал работать для императора Карла V, который испытывал к художнику глубокое уважение. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной.
В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Крупнейший представитель венецианской школы. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). На сей раз они были сняты для реставрации и хранения.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. Для церкви Санта-Мария он пишет Апостола Марка, для Санта-Джованни – Петра-Мученика, для собора Тревизо Благовещение – коленопреклоненная Святая Дева в преддверии храма обращает к зрителю свой смиренный и чарующий лики Знатные венецианские семейства заказывают Тициану портреты своих предков. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве.
Художник и император становятся друзьями. Она произвела сильное впечатление на молодого художника и он начал учится азам граверного дела. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. отмечены расцветом портретного искусства Тициана.
Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Картина «Введение во храм» (1534— 1538 гг. ) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Беспристрастная наблюдательность внесла в портрет пророческое начало: через два года Алессандро инициировал заговор пармской знати против своего отца Пьер-Луиджи Фарнезе, любимого сына Павла III Пьер-Луиджи был убит и пармский престол достался Оттавиано. Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро. Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание.
В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год. Крупные, вылепленные с большой пластической энергией складки одежд подчеркивают одухотворенность прекрасного, спокойного, чуть печального лица Спасителя написанное легкими, прозрачными, почти сливающимися мазками, оно как бы светится изнутри излучая кротость и легкую печаль. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III.
Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Всё это, однако, не выходило за пределы общей направленности его искусства.
Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.
Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Фактически, если бы изображена была Иродиада, одетая здесь в ярко-красные одежды, неся голову Иоанна Крестителя на подносе, то девочкой в зеленом платье с правой стороны от неё должна будет быть Саломеей. Если согласиться с ними, то непонятно, каким образом мог недавно спустившийся с гор юноша расписывать фресками Немецкое подворье на равных с самим Джорджоне. Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год. В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, раскрытием глубоких драматических конфликтов времени. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Затем Микеланджело.
Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко». Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari). Но общая тональность картины Тициана абсолютно иная, чем в работах его старшего друга и предшественника.
Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Точная дата его рождения неизвестна.
Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней». Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г. ) возрос интерес художника к народным типам, деталям быта. На картине показан не столько акт Благовещения, сколько уже свершившаяся Инкарнация — зачатие Христа.
Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Неужели ранние работы Тициана, мастерски выполненные им по заказу известных олигархов, были созданы кистью 15-летнего подростка.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.
К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Реализм.
Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи.
То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Обнаженная молодая женщина с осыпающимися розами в руке символизирует готовность стать чьей-то женой. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Это означало дополнительные 25 дукатов. Это расположение обращается к требованиям живописи превзойти скульптуру, даря всестороннему представлению цвет в качестве награды.
Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Вблизи поверхность таких картин напоминает некий первозданный хаос, но стоит немного отступить назад и из этого хаоса возникают полные жизни и драматического пафоса персонажи, становятся определенными краски, а положенные рядом втертые друг в друга мазки бледно-желтых, вишнево-красных, светло-зеленых мазков могут превратиться в легкую серебристо-белую ткань одежд. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Кажется, что Венера спустилась на землю, чтобы принять облик привлекательной и женственной венецианки.
Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Его воплощением становятся две женщины — обнаженная и одетая, сидящие на краю заполненного водой саркофага из которого маленький Амур вылавливает цветы шиповника — символ земной любви.
Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. 40-е гг.
Выйдя наружу, он с ужасом увидел отплывающие от причала две санитарные гондолы, которые увозили его сына Орацио. Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост.
Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». И оказался прав.
Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом. Сначала явился Леонардо.
Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Потом Тициан. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга.
Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер.
Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения. После завершения росписей последовало приглашение от Папы Римского Льва X стать его официальным художником. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Радоваться пришлось недолго. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Мастер строит цветовую гамму, подчинённую золотистому тону, на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зелёного цветов.
Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий». к творчеству мастера.
Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Все его святые просто земные люди. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Композиционно они похожи.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Исполненным глубокого трагизма образам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество, воля к жизни (Положение во гроб, 1559, Прадо Кающаяся Мария Магдалина, 60-е гг. и Св.