В фильме «Эль Греко» (2007 г. Реж. : Яннис Смарагдис) есть эпизод, в котором показан Тициан во время создания «Венеры Урбинской». Реж. : Яннис Смарагдис) есть эпизод, в котором показан Тициан во время создания «Венеры Урбинской». Венера Урбинская — один из шедевров Тициана. Поэтому так интересно узнать, кто же позировал художнику. По сюжету испанские посланники, приехавшие в Венецию, посещают мастерскую Тициана как раз в тот момент, когда он работал над «Венерой Урбинской».
Презентация по МХК о произведении Тициана «Венера Урбинская» выполнена Екатериной Бахваловой, ученицей 10а класса гимназии 405 Санкт-Петербурга, под руководством учителя Н. В. По сюжету испанские посланники, приехавшие в Венецию, посещают мастерскую Тициана как раз в тот момент, когда он работал над «Венерой Урбинской». Венера Тициана, как вдохновительница Гойи и МанеВенера Урбинская — истинное создание Эпохи Возрождения. Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина изображенная Тицианом, представлена величавой исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.
Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему. Ее Тициан написал по заказу герцога Урбинского. Но, как мы уже поняли, окно не является одним из периферических эпизодов в композиции «Венеры Урбинской». Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Италия.
Заказчик – Филипп II Испанский, см. Но Джорджоне не окончил картину. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.
Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь и верность. Красивая. При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей. В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею. Контрасты впечатляют, порой кажутся вызывающими, но не раздражают, а скорее активизирует зрение. В то же время над Венерой поднимается черный абстрактный цвет стены из глухого неподвижного сумрака перерастая в чистый звук напряженной, восходящей из ниоткуда в никуда вертикали.
Но достаточно лишь отвлечься от предметной внешности (а на самом деле – от условности) изображения, чтобы увидеть некую собственно живописную картину и начать воспринимать и анализировать ее черты, на первый взгляд, абстрактные, а по сути – абсолютно конкретные. 1795-1800 гг. Портрет девушки (Лавиния). Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала. Франсиско Гойя. 190, 3 x 207 см. Это произведение наполнено спокойствием, умиротворением.
Изображение окна – это, как правило, особая символическая вставка, «картина в картине». Холст, масло. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Такую же прозрачность классического стиля можно вспомнить у Пушкина, чьи простота формы, богатство звуков и ясность взгляда не иллюстрировали читателю некие идеи, а возвышали его от обыденности к реальности из быта в Бытие. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь. Но уже их сопоставления достаточно, чтобы увидеть в картине высокую, значительную тематическую линию – взаимоотношения идеального и реального.
У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Личные впечатления от произведения Тициана «Венера Урбинская» Эта картина вызывает только положительные эмоции, так как она не содержит многофигурных сцен, резких движений изображённых на ней, большого количества людей и т. п.
В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией" и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны. Вот таким образом, когда Тициан помещает в эту «картину» столь разноплановые предметы (цветок, колонна, далекие деревья), чьи откровенно условные формы напоминают аллегорические атрибуты, мотив окна в сочетании с вышеописанной композицией черного, голубого и вертикали приобретает образ некой метафизической реальности, «где граница идеального и реального становится зыбкой». Юный охотник Актеон нечаянно подсмотрел купание бо- гини охоты Дианы и нимф в укрытом гроте в лесу. Именно в эту эпоху появляется этическая нагота. Вроде как женщина голая.
Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Тициан (1488 (90) – 1576) Итальянский художник эпохи Возрождения. По другой версии моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах.
Согласно одной из них, картина символизирует узы брака. Национальная галерея Шотландии. В итоге такого описания будет очерчена тема некоего аллегорического портрета известной аристократки – «домашней богини», олицетворяющей венецианскую роскошь и чувственность. И ее голубые глаза, подобные голубому небу в окне, – не случайное тому подтверждение. Он написал обнаженную красавицу. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.
Крайне интересным, с точки зрения познания законов живописи, стало бы сравнение «Венеры Урбинской» с «Венерой» Джорджоне. Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю.
Фрагмент. На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми. Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой»2 «. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562.
Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Курьер не должен возвращаться без полотен, хотя бы ему и пришлось ждать два месяца. Задний план также спокоен, две служанки занимаются нарядами. Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой» «.
Тициан. Но богиней она не являлась. Она была махой.
Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Ведь Тициан не случайно пошел на прямой повтор существенных черт композиции своего учителя, рискуя впасть в подражание, которое он не мог себе позволить, как творческая личность (даже если таковым было бы желание заказчика). Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир абсолютной гармонии и высшей красоты. Отдельный зал, предоставленный музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, подчеркивал особый статус этого произведения – к нам приехал не просто очередной раритет, но один из тех немногих шедевров (в ряду которых – «Мона Лиза» Леонардо, «Охотники на снегу» Брейгеля, «Менины» Веласкеса, автопортреты Сезанна), которые сформировали облик европейской живописи Нового времени Изображение «Венеры Урбинской» хрестоматийно и хорошо знакомо по репродукциям, но в действительности поражает своей новизной и захватывает нарастающим потоком впечатлений. Но она не обычная женщина. Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой». Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом.
Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Проблема здесь скорее в том, насколько мы подготовлены воспринять то культурное и духовное состояние, в котором пребывал 50-летний Тициан и которое сформировало его художественный язык, а также воспринять ярко выраженное индивидуальное своеобразие этого языка (с одной стороны, оставшееся неповторимым авторским почерком, а с другой, – открывшее новые пути развития европейской живописи).
Впрочем, не стоит преувеличивать дистанцию между зрителем и произведением, т. к. Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой». Возрождение. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.
Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Мы разобрали лишь несколько композиционных и образных черт «Венеры Урбинской». Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Но, с другой стороны, художественный язык зрелого Тициана был уже настолько точным и продуманным, что «прочтение» его картины может быть не менее ясным, чем «прочтение» строгого текста иконы.
Такое восприятие будет, возможно, субъективным, но более реальным и адекватным. Воспринимать такую картину можно по-разному. Однако эта чувственность обманчива. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной». Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему.
Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Художник не использовал ярких красок, все цвета приглушённые.
Так неожиданно, но художественно закономерно условный образ окна становится для нас зримой метафорой того (растворенного в телесной роскоши предметной иллюзии) «особого мира», в котором пребывает Венера. Речь не могла идти и о каком-либо споре или соревновании с рано умершим Джорджоне. все приемы живописи основаны на законах человеческого зрения. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» – портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Однако эта чувственность обманчива. Тициан был величай- шим художником Венеции. Обнаженная женщина наряду с обнаженным мужчиной приобретают в Италии XV – XVI веков значение художественной нормы.
Венера Урбинская — истинное создание Эпохи Возрождения. Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, – контраст двух пространств (условного и конкретного). Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности.
Она лежит в обстановке богатого дома. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Существует две противоречащие друг другу версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Поначалу небольшое окно на заднем плане может восприниматься в зрительском сознании скорее как декоративный эпизод, сравнимый с узорами гобелена в углу или с малозаметной, но изящной перекличкой нескольких оттенков серого цвета в плоскостях, выстраивающих пространство интерьера (с той замедленной, оцепенелой перекличкой, которую взгляд противополагает бурному течению, струению форм холодных серых теней в складках белого покрывала и подушек на переднем плане).
Венера Урбинская лежит на постели расслабленная. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.
У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, – контраст двух пространств (условного и конкретного). Посмотрите, насколько Венера похожа на дочь Тициана. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты.
Музей Прадо, Мадрид. 1545 г. Национальный музей Каподимонте в Неаполе, Италия. Но вернемся к «Венере Урбинской».
При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей. Эдинбург. В качестве подарка молодой жене. Многое говорит о земном происхождении героини. Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т. д.
Существуют различные версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Кто же позировал Тициану. Но это будет тема иллюстративно понятой внешности картины, внешности, которую мы в состоянии скорее узнавать, сообразуясь со своими привычными взглядами на вещи, нежели открывать для себя впервые ибо, говоря словами Пруста, «реальность, которую нужно отобразить, заключается не во всем очевидном сюжете, но в той глубине, где эта самая очевидность не имеет значения». Это мог быть только диалог, развитие темы в новой плоскости, актуальной для зрелого Тициана. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Относительно недавно, в конце 2000 года в Москве экспонировалась знаменитая картина Тициана «Венера Урбинская», привезенная из флорентийской галереи Уффици. По месту рождения (Пьеве–ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный.
Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Маха обнаженная. Более широкое исследование поставило бы вопрос и о месте «Венеры Урбинской» в процессе развития живописного метода Тициана, возможно, обозначив это место как некий этап равновесия в движении от более линейных композиций с преобладанием локального цвета («Любовь Небесная и Земная», «Положение во гроб») к произведениям, в которых линия уступает первенство пятну, а цветовая структура становится главным средством выражения («Даная», «Св. Себастьян»). Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т. д.
Уют, покой и умиротворение придает всему полотну спящая у нежных ног Венеры собачка. Она богиня. А богине можно представать перед зрителями без одежды. Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса. Мы можем не осознавать или неверно понимать значение пятен цвета или света их конфигурацию и контраст, но мы не можем их не ощущать (если только у нас не испорчены глаза).
В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею. Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки.
По другой версии моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной»1. В то же время над Венерой поднимается черный абстрактный цвет стены из глухого неподвижного сумрака перерастая в чистый звук напряженной, восходящей из ниоткуда в никуда вертикали. Неужели моделью была Лавиния. Тридцатью годами ранее, в 1510 году другой выдающийся венецианский художник Джорджоне написал «Спящую Венеру».
Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Уверенная. Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда.