Тициан был уважаем и популярен среди знати, благодаря своему таланту. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан. Работы, представленные в музее, охватывают весь творческий путь Тициана. В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов). В прошлом году в Москву привозили одиннадцать полотен Тициана из итальянских музеев и это незабываемое событие для фанатов живописи Возрождения.
1557 — Сансовино завершил возведение библиотеки Марчана и вместе с Тицианом отобрал семь живописцев для ее оформления. Гениальные творения Тициана передают нам дух того времени. 1508 — совместно с Джорджоне Тициан расписывает фресками Немецкое подворье.
Тициан обращался к образу Марии Магдалины неоднократно, но самым лучшим полотном считается то, которое находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. Великий мастер Тициана Вечеллио да Кадоре, действительно очень великий, красота слов нет. 12 июня — Тициан сообщает Филиппу II о нападении на его сына Орацио в Милане по заказу медальера Леони и требует наказания последнего.
В раннем периоде Тициан работал вместе с Джорджоне и его произведения этого периода перекликаются с произведениями Джорджоне, например, Любовь земная и небесная, Флора – они безмятежные по настроению, знойные и глубокие по краскам. Кранах пишет портрет Тициана. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники. В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
Тициан является одним из четырех титанов итальянского Возрождения, наряду с Рафаэлем, Микеланджело и Леонардо да Винчи. В 1516 году Тициан стал официальным художником Венецианской республики. Примерно к тому же времени относится большая эрмитажная картина Тициана Бегство в Египет, во многом еще близкая по духу Джорджоне.
В конце его жизни страну постигает бедствие: ее опустошает эпидемия чумы, от чумы и умер Тициан. В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. В мастерской Тициана появился новый ученик Доменико Теотокопулос по прозвищу Эль Греко.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). Но вскоре Тициан покинул его мастерскую и начал изучать живопись в мастерских Джентиле Беллини и Джованни Беллини. С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе комплекс Джорджоне.
Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». 22 декабря — в письме секретарю испанского короля Антонио де Гранвелы Тициан перечисляет отправленные картины, за которые ему не было заплачено. Тициан.
1530-е годы были едва ли не самым интенсивным периодом творческой деятельности Тициана. Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518-1523 для герцога Альфонсо д39Эсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). 5 августа 1530 года умирает жена Тициана Чечилия. Если верить Вазари, то до 75 лет Тициан ничем не болел. Тициан покидает Венецию лишь на несколько месяцев в 1511 году, спасаясь от начавшейся в городе эпидемии чумы.
Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. 1581, 27 октября — сын Тициана Помпонио продал дом отца с оставшимися там картинами падуанскому патрицию Барбариго. Поездка Тициана с помощниками в Брешию по поводу контракта на написание трех плафонных картин. Тициан отказывается от традиционного центрического расположения образа и сдвигает композицию вправо, не лишая при этом ее гармоничности и уравновешенности.
«венера, завязывающая глаза Амуру» принадлежит кисти позднего Тициана. В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана. 1505 — Тициан открывает собственную мастерскую в квартале Сан-Самуэле. Тициану позировали императоры, короли, римские папы, полководцы, гуманисты, самые красивые женщины Италии.
В Аугсбурге Тициан прожил почти год, а потом ненадолго вернулся в Венецию, но вскоре опять уехал в Германию из-за неблагоприятной общественной ситуации. Валя, прочла несколько дней назад твоего «Тициана» и задумалась, насколько же все-таки репродукции отличаются от настоящих картин. Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции. В 1525 году Тициан женится на Чечилии Сольдано, к тому времени матери двух его сыновей, однако в 1530 она умирает во время родов второй дочери Тициана, Лавинии. До сих пор мне только «Даная» была известна, поэтому с удовольствием посмотрела на работы Тициана.
Работая в различных жанрах, Тициан непрерывно совершенствовал свою живописную технику и достиг в ней такого совершенства, такой свободы и смелости, которая поражала тогда и поражает сейчас. И позже эти раболепные вассалы действительно предали своего господина и дядю, Тициан предугадал то, что должно было свершиться в действительности. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника. 10 мая — император подписал указ о присвоении Тициану дворянского звания графа Палатинского с вручением ордена Золотой шпоры. Хоть в художественной школе не училась, но с работами Тициана знакома.
Посол Леонарди сообщает урбинскому герцогу о завершении Тицианом по его заказу портретов Карла V и турецкого султана Сулеймана. В 30-40ые годы своего творчества Тициан пишет настоящие шедевры, в которых отображает человека во всей его титаничности. После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон). 1547 — в Риме умер Себастьяно Дель Пьомбо, но освободившаяся должность хранителя папской печати не достается Тициану, как и обещанный ему для сына Помпонио бенефиций аббатства Сан-Пьетро ин Колле.
Название придумал Аретино, друг Тициана. Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Тициан становится активным участником диспутов в доме Мануция и даже запечатлевает своего учителя на заказанной ему картине «Встреча Папы Александра I и императора Фридриха Барбароссы». Основа деятельности Тициана — алтарные образы.
После смерти Джоджоне Тициан начинает работать над большой композицией «Битва», к этому времени у него уже была своя мастерская и два помощника. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. В 1507 году Тициан покинул дом братьев Беллини и поступил в мастерскую крупнейшего итальянского художника Джорджоне. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы. К числу бесспорных шедевров Тициана принадлежит Кающаяся Мария Магдалина.
Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей». Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист.
Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Тициан был знаменит, богат, окружен образованнейшими людьми своего времени. Тициан также изображает кульминационный момент истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя.
Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта. В Кающейся Магдалине чувствуется душевная скорбь Тициана: никогда раньше его кисть не решилась бы написать молодое прекрасное женское лицовоспаленным от слез и пейзажный фон у него никогда не был таким тревожным. В 1529 году Тициан отправляется в Болонью, где пишет первый портрет императора Карла V. С этого времени художник будет время от времени писать портреты императора, углубляя его характеристику. Вазари сообщает, что в 1533 году для наследника испанского престола Тициан написал Данаю (Мадрид, Прадо).
После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. 29 октября — Тициану возвращено временно снятое с него звание официального художника. Тициан пишет для Филиппа II несколько poesie, в том числе «Венера и Адонис» и «Даная». Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). 1546, 19 марта — на Капитолии Тициан провозглашен почетным гражданином Вечного города. Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. 9 октября — прибытие в Рим, где Тициан приступает к работе над портретами папы и его внуков. В 40-е годы Тициан создаёт монументальные полотна: «Коронование терновым венцом» (1542), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи».
Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. 1490/98 — по свидетельству биографов (Вазари, Дольче), Тициан вместе со старшим братом Франческо приезжает в Венецию и поступает подмастерьем к мозаичисту Дзуккато. Для миланского наместника Тициан пишет «Обращение Альфонсо дАвалоса к войску».
Кадори Кто бы знал сегодня этот тихий городок, приютившийся у подножия Альп, когда бы не уроженец его – Тициан, оставивший потомкам грандиозную Битву при Кадоре и переживший всех титанов Возрождения. В 1510 году Тициан получил свой первый важный заказ на создание нескольких фресок для Скуола дель Санто в Падуе, посвященных святому Антонию Падуанскому. В муниципальном дворце Брешии установлены три плафонные картины Тициана. К античной легенде Тициан обращался несколько раз, начиная еще с 30-х годов.
«конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Правда, вскоре у Тициана завязываются дружеские отношения с герцогом Феррары Альфонсом ДЭсте. Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. У Тициана мне больше всего нравятся портреты реальных людей, хотя и на мифологические сюжеты смотреть интересно.
Вазари, оставивший прекрасное описание этих лет жизни Тициана. С этого времени Тициан начал получать независимые заказы и развиваться как художник в Венеции. В 1538 году Тициан создал еще один свой шедевр «Венера Урбинская» (1538) – одну из многочисленных картин с обнаженной женской фигурой изображающих идеал женской красоты Тициана.
В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. Веронезе пишет «Брак в Кане Галилейской», где дает изображение Тициана в группе музыкантов. Оксана, выставка Тициана уже открыта и будет работать в Музее изобразительных искусств им. Пушкина до 29 сентября. 1535, 30 января — испанский посол Лопе де Сориа оповещает мадридский двор, что Тициан не желает покинуть «обожаемую» Венецию. В ноябре Тициан снова в Аугсбурге, где Карл делится с ним планами отречения от престола.
В 1516-1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари. По рисунку Тициана создан фронтисписный портрет для последнего прижизненного издания «Неистового Роланда». Спасибо за прекрасное описание и знакомство с замечательными картинами итальянского живописца Тициана. В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. В 1523 году Тициан отправился в Феррару, где получает заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи и дожа Андреа Гритти.
Одна из самых великолепных картин, написанных уже старым Тицианом. В 1550-е годы Тициан, ранее не имевший соперников в Венеции и один олицетворявший всю венецианскую школу, уже работает рядом с достойными конкурентами — молодыми, полными энергии и масштабных творческих замыслов Веронезе и Тинторетто. Тициан пользуется покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи. 1514, 20 марта — под давлением Беллини и других художников Совет Десяти отменяет свое решение относительно Тициана.
В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов. Увлечение античной мифологией характерно для всего творчества Тициана, образы древних легенд давали ему возможность воплотить почти языческую радость полноты бытия. Тициан умер от чумы в 1576 году.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В 1533 году император присвоил Тициану дворянское звание графа Палатинского. Тициан итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека.
Картина изображает юмористичную интерпретацию Тицианом безмятежного античного мира, главными героями которой являются Вакх и дочь царя Миноса — Ариадна. 1 августа — в письме Филиппу II Тициан заявляет, что ему 95 лет. Карл V дает распоряжение правителю Неаполя об оказании Тициану вспомоществования, которое он так никогда и не получит. 1567, 24 января — по просьбе правительства в доме Тициана состоялись переговоры между испанским и турецким послами. 1555, 6 марта — Тициан дописал портрет дожа Франческо Веньера, ставший его последним официальным портретом для Дворца дожей.
При дворе Карла V Тициан много и плодотворно работает, особенно много заказов он получает от короля Испании Филиппа II. 1531 — при содействии герцога Федерико Гонзага Тициан получает пансион-бенефиций прихода Медоле под Мантуей для сына Помпонио, которому отец уготовил карьеру священнослужителя. В это время картины Тициана отмечает глубокий психологизм. Первые работы Тициана похожи на Беллини и Дюрера. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба.
Передавая состояние героини, Тициан остается по-ренессансному величав и сдержан. В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519 Мантуя, с 1523 Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция). 27 сентября — Тициан оповещает Филиппа II об отправке poesie «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто», а также картины «Положение во гроб». Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.
Тициан выполнил несколько заказов для папы Павла III из семьи Фарнезе, среди которых «Папа Павел III и его внуки Оттавио и кардинал Алессандро Фарнезе» (1545-1546), эту картину сочли слишком вызывающей и она не была закончена. Тициан прожил 99 лет, причем самым плодотворным и самым значительным оказался поздний период его жизни. 1540 — написана картина «Коронование терновым венцом» для миланской церкви Санта-Мария делле Грацие, где Тициан впервые увидел «Тайную вечерю» Леонардо. В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме.
1566 — Совет Десяти предоставляет Тициану монопольное право на печать гравюр Корнелия Корта и Николо Болдрини, выполненных с его картин. Тициан Вечеллио – итальянский художник, крупнейший представитель эпохи Возрождения, магистр венецианской школы живописи. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). А вот уже его аллегорическая композиция «Любовь земная и небесная», созданная в 1514-1515 гг., проявляет собственный стиль Тициана.
1565 — последняя поездка Тициана на родину, где им даются указания ученикам по фресковым росписям церкви в Пьеве ди Кадоре. 1477/80, март — в городке Пьеве ди Кадоре (Северная Италия) в семье Грегорио и Лючии Вечеллио родился второй ребенок, названный Тицианом.
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись.
Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Вслед за Джорджоне Тициан пишет в 1510-е годы ряд аллегорических и мифологических сцен, персонажи которых предстают на фоне полной гармонии и спокойствия природы.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Много и охотно художник писал женские портреты. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Потом картина приписывалась (как говорят, без веских оснований) Себастьяно дель Пьомбо.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Крупные, вылепленные с большой пластической энергией складки одежд подчеркивают одухотворенность прекрасного, спокойного, чуть печального лица Спасителя написанное легкими, прозрачными, почти сливающимися мазками, оно как бы светится изнутри излучая кротость и легкую печаль. Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее. В «Венере, завязывающей глаза Амуру», женский эротизм имеет тройное дно – все три изображенные женщины отводят глаза сильно в сторону от зрителя и я никак не могла понять, почему от этой типичной аллегории у меня ощущение почти физиологическое.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. 1554 г. ) несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548).
Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Созданные им образы обладают мощными силами. Конец 30-х – 40-е гг.
У них родился сын Персей. Так, уже в картине «Се человек» (1543) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя – Христа – с окружающим его миром, с господ-ствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными нагло издевающимся над Христом грубо циничным, отвратительно низменным, толстым, уродливым Пилатом. Композиция «Введение во храм» (1534–1538) стоит как бы на грани двух периодов в творчестве Тициана и подчеркивает их внутреннюю связь. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Тициан написал целую серию работ на эту тему. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Слегка вобрав голову в плечи, со старчески обвисшей хищной челюстью, настороженными хитрыми глазами смотрит он на нас с портрета. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. И она отвечает ему любовью. Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать.
Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545–1546). Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». В «Данае» он проливается вниз, материализуясь в монеты. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта» (Вена), а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Томмазо Мости (Питти).
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями.
к творчеству мастера. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Гигантские, больше человеческого роста фигуры столпившихся внизу апостолов и медленно, торжественно поднимающаяся к небу на фоне золотого сияния, в сопровождении парящих в облаках ангелов-путти величественная Мария действительно могут быть сравнены только с титаническими образами Микеланджело.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Две любви: небесную и земную. Наш настоящий Тициан в Эрмитаже.
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Цвет – одно из основных средств выражения. Все его святые просто земные люди. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба.
После этого Даная родила сына Персея. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
Франциска. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Ученика Тициана Париса Бордоне (1500–1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Уже его «Даная» (ок.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия д39Эсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Со старыми полотнами чего только ни бывало. Петра-мученика» (1528–1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Лучшие образы Тициана прекрасны не только физически, но и духовно. в тициановском творчестве.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ).
Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). 1480–1528), как и его сверстники Джорджоне и Тициан, учился у Джованни Беллини. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный, по силе и величию характера, характера, но он скован и одинок. Венец Венере у зеркала подает маленький, обрюзгший и порочный чиновник. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти из «темницы» которой рвется к Богу «бестелесная душа» человека. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем.
И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане им уделено меньше внимания, чем пейзажу, охарактеризованному с большой тщательностью и поэтичностью. Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан – мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» – до 1515/16 г. ) и Тициан – начиная примерно с 1540-х гг. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. В этом городе художник проводит почти два года. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Освоив мозаичную технику, Тициан по совету своего учителя перешел в мастерскую художников Беллини.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559), «Пастух и нимфа» (1960) – скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, – недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. В картине Тициана он похож на одинокого странствующего рыцаря и, одновременно, это триумфатор, предстающий на фоне победно разгорающейся на небе утренней зари.
Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Более всего похожи между собой Данаи из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации.
1570). Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св.
В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, вот таким образом он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела и оставил его в подарок другу.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). А Тициан – дает. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
И вспомним, что он прежде всего художник. Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). Новаторство произведения – в его живописном строе. Приехал в Венецию в юношеские годы. Джорджоне.
Еще нет. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. К ней в стремительном движении устремляется Вакх, прекрасное тело которого укрыто единственной одеждой в виде развевающегося яркого розового плаща.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Автором картины здесь признан «таинственный художник, умерший в тридцатидвухлетнем возрасте, о жизни которого до сих пор почти ничего неизвестно». На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. В обширной портретной галерее перед нами проходит череда ярких, неповторимых личностей, сильных и властных характеров, тонких, наделенных богатством духовной жизни натур. Он чувствует себя независимым. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). Трудно поверить в существование Папы такого непапского вида (может, все дело в головном уборе. ). В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Купидоны у Тициана бывают странные. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Кто изображен на картине – загадка. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). В картинах Тициана часто присутствует пейзажный фон, его персонажи предстают в них в счастливой гармонии с природой. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. В «Благовещении» божественные эфирные вихри сгущаются до мощного атмосферного разряда – тут гром и молния и голубь-буревестник В «Распятии Христа» все грозы уже позади и свет растерял золотистую тональность. Это отразится в его автопортретах. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Художник одет в простую и дорогую одежду.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Да, он был творец. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Он прожил ровно век. Свободная манера письма Тициана оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг.
Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Этот способ разумен, красив и поразителен. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515–1520).
1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Крупнейший представитель венецианской школы. Мало того, в образе Пилата он запечатлел черты итальянского гуманиста Пьетро Аретино, а в облике одного из фарисеев — венецианского дожа. В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). А это всегда драма.
Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных», полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое.
Взгляните на обнаженную «Венеру Урбинскую» из галереи Уффици. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет.
Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Колорит – контрастный. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. В 1779 году мы (в смысле русский царь) купили «Портрет мальчика с няней» Тициана из английской коллекции Уолпола. Якопо Пальма Старший (ок.
И к тому же один из самых больших его портретов. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» – «Вознесении Марии» (1518). Ученик Тициана Пальма Младший описал, как долго и тщательно работал старый мастер над этими картинами, нанося мазок за мазком, оценивая результат с некоторого расстояния и нередко втирая краски пальцами.
Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Сначала явился Леонардо. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).
«Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51). Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции.
Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Для церкви Санта-Мария он пишет Апостола Марка, для Санта-Джованни – Петра-Мученика, для собора Тревизо Благовещение – коленопреклоненная Святая Дева в преддверии храма обращает к зрителю свой смиренный и чарующий лики Знатные венецианские семейства заказывают Тициану портреты своих предков.
Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Теперь это Пьетро Марискальски из Фельтре. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
Таковы его «Святое семейство», «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. ). В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Сейчас бы написали «Тициан, при участии Джорджоне». Себастьян был одним из особо почитаемых в Италии святых, поскольку считали, что он помогает людям избавляться от чумы. Так называли современники Тициана. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино.
Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби.
Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. Проживший долгую жизнь, он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее более 160 работ, почти каждую из которых можно отнести к числу шедевров. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм.
Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. Мало кто задумывался о том факте, что этот итальянский художник жил в городе, который немало способствовал развитию его художественных дарований. С тем же подозрительным золотистым свечением тела, что у «Флоры» и с букетом в той же руке. К наиболее одаренным ученикам и современникам Тициана относятся Якопо Нигрети по прозванию Пальма Веккьо (Старший), Бонифацио де Питати, прозванный Веронезе, то есть веронец, Парис Бордоне, Якопо Пальма Младший, внучатый племянник Пальмы Старшего. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Произошло ее второе рождение для истории искусства». На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. В этой работе и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св. Цель Тициана – передать определенное душевное состояние.
И усталое, я бы сказала, циничное выражение его братца Антероса. «Молодую женщину с веером» Рубенса от «Портрета девушки с веером» Тициана можно различить только если рядом поставить. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Вообще оно несколько напоминает цветную фотографию на паспорт, нет.
Потом Тициан. Или множество копий. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом».
Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Другими становятся и живописные приемы. Его образ часто встречался в алтарных картинах, появлялся он и в ранних произведениях Тициана в виде красивого полуобнаженного юноши. Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. В Пушкинском есть, конечно, свой Тициан, даже два, но оба проблемные.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках.
Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Между прочим, реставрировал ее Павел Корин. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Точная дата его рождения неизвестна. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Чувственность женщин Тициана избегает демонстрации (разве что питерская Даная немножко не избежала).
Или наоборот. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель.
Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Ее крохотная фигурка уже принадлежит храму с его колоссальной лестницей и величественными колоннами, в то время как толпа зрителей представлена на фоне открывающейся в просвете между зданиями пейзажной панорамы. Между прочим, Александр Бенуа считал его «хорошим подражанием Тициану».
Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Позже портрет сменил название на «Сын Тициана с няней», а еще позже сменил и автора. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици).
Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Затем Микеланджело. «Мадонна с младенцем в нише» – возможно, все-таки копия с Джорджоне или подражание Беллини. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Отражение это – косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). И оказался прав.
Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой. Учеба у Беллини помогла ему стать искусным мастером, овладеть многими приемами живописи маслом. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине» (1560-е гг. ), одном из шедевров эрмитажной коллекции. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр).
Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. Кисть движется по полотну широко и свободно: легкие мазки, почти прозрачные, сливаются друг с другом в единую поверхность, создавая иллюзию объема тела, упругой груди, полуприкрытой тонкой светлой тканью.
Живописный строй Святого Себастьяна вызывает в памяти слова Вазари об особенностях поздней манеры Тициана. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Характеры переданы с шекспировской силой.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. Из-под крыла маэстро вышло целое поколение венецианских художников, но ярче всех заблистали двое – ровесники Джорджоне и Тициан. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. к творчеству мастера. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св.
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. И, в конце концов, оказывается, что и в них пейзаж, хотя и отодвинутый на задний план, составляет все же существенную их прелесть – именно он и дает жизненность, ту атмосферу, в которой все фигуры начинают жить, дышать. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции).
Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». А ведь ему было уже за сорок. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской», поражает нас своеобраз-ным драматизмом, который пронизывает всю картину. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини», в Москве прописанный с 1928 года, Тициану приписан только в 2002-м. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Рядом с ней находится в рубище св. Пальма Младший (1544–1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. В женских образах мастер не ищет психологической глубины.
У Тициана нагота возвышенна и благородна. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В частности, Джорджо Вазари писал: Техника, которой он придерживается в этих последних вещах, значительно отличается от его юношеской техники ибо его ранние вещи исполнены с особой тонкостью и невероятным старанием и могут быть рассмотрены вблизи, равно как и издали, последние же написаны мазками, набросаны широкой манерой и пятнами, так что вблизи смотреть на них нельзя и лишь издали они кажутся законченными. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Для него характерен постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержан-ного, холодного сияния красок Джорджоне к мощным, залитым светом колористическим симфониям периода творческой зрелости, то есть, начиная с 1515–1516 гг. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде.
В этих произве-дениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Им присуще единство чувства и мысли, благородная одухотворенность человеческого образа. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником.
Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Напрасно. Необычно исполнение картины. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи.
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами.
Циничная корысть грубо вторгается в картину в произведении драматически сплетаются прекрасное и уродливое, возвышенное и низменное. Думаете речь о Тициане. Петра.
Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Большинство из наиболее известных людей города были там. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции.
Теперь вот справедливость восторжествовала – вроде все-таки Тициан. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность.
Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Над темным морем он несет её на Крит. Эта работа новатора. Женщины на заднем плане роются в сундуках, подбирая Венере гардероб. В «Крещении Христа» происходит нечто подобное, то есть золотой свет проливается с небес, но уже без намека на монетизацию – чистым эфиром. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Не говоря уж о многочисленных копиях «Флоры». Нагота – до сих пор главный костюм принятого в культуре женского маскарада.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. Для передовой культуры Венеции было характерно при этом относительно независимое положение виднейших деятелей культуры их высокий интеллектуальный престиж.
Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. В каталоге к выставке Тициана в Пушкинском увидела я его «Спящую Венеру» из Дрездена и стала искать десять различий со спящей же Венерой Джорджоне – есть у меня каталог Дрезденской галереи времен реституции, 1956 года. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно1.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Думала, как с «Дианой и Каллисто» или с «Положением Христа во гроб» – существует множество версий. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. И королей и святых.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. – мастер позднего Возрожде-ния. И, конечно, фирменный рыжеватый локон на белоснежной коже плеча. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства.
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Зато глаз невозможно оторвать от груди (вот где «дыхание цвета». ). Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. Таков его Павел III (1543), внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Точная дата его рождения неизвестна. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Именно это и повлияло на создание автопортретов с кистью у Веласкеса и Гойи и цепочку подобных автопортретов у многих последующих художников.
Читаю А. Чегодаева в каталоге: «Это сокровище поступило в Дрезденскую галерею еще в XVII веке, но, по иронии судьбы, двести лет картина пребывала в запаснике, определенная каким-то невеждой тех лет как «плохая копия с Тициана». – время расцвета портретного искусства Тициана. Одаренный, но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко.
«Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ) – одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. Наконец третье рождение для истории признало участие обоих мастеров – Тициан закончил полотно после смерти друга и учителя.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.