Уже в ранних работах (к ним относится и «Юноша с перчаткой», написанный в первой половине 20-х годов XVI века) Тициан с неоспоримым мастерством мог запечатлеть на своих полотнах идеал человека эпохи Ренессанса – прекрасного и духовно и физически – схваченного во всей полноте его бытия.
Опираясь на литературный первоисточник — «Метаморфозы» Овидия, — Тициан создавал собственные композиции, в которых стремился отразить нравственный смысл мифологических сюжетов и образов. Вот таким образом они считали его поздние картины незаконченными. Картинная галерея, Кромержиж «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция и др. ). Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» — в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», 1540-41, Прадо «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь «Семья Вендрамин», до 1547, Национальная галерея, Лондон «Карл V», 1548, Старая пинакотека, Мюнхен «Карл V под Мюльбергом», 1548, Прадо).
Работая в самых различных жанрах, он сумел выразить дух и настроение своей эпохи. Каким был Тициан. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона», ок. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому.
— время расцвета творчества Тициана-портретиста. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. 1513, музей Гарднер, Бостон). он идёт в ногу с самой природой. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Вот как рассказывал об этом один из его учеников:о. Мы видим пожилого человека с крупными мужественными чертами лица. Собственно, картина Джорджоне — это живописная пасторальная поэма о природе, подчиняющейся волшебству искусства, которое олицетворяют здесь два юных музыканта вкупе с двумя нагими фигурами, — не то аллегориями, не то просто куртизанками на пикнике. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Несмотря на свои небольшие размеры, полотно поражает лаконизмом, строгостью композиции и величием образа.
1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Картина глубоко символична. Творчество итальянского художника Тициана относится к эпохе Высокого Возрождения.
Себастьян», ок. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (12, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 15, Национальная галерея, Лондон). Размер работы составляет 110 x 138 см, картина выполнена на холсте маслом. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Эта картина хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Красная ткань под простынёй, красная занавеска, красная одежда одной из служанок, ковры такого же цвета создают эмоционально насыщенный колорит. Тициан.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Конец 1530-х годов — время расцвета портретного искусства Тициана. Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.
Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции «истории» — многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Причиной этого была во многом слава его портретов. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Среди лучших портретов Тициана — "Ипполито Медичи" (1532-33), так называемый "Ла белла" (около 1536), "Пьетро Аретино" (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), "Карл V" (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), "Карл V в сражении при Мюль Берге" (1548, Прадо, Мадрид) и др. Фигура Христа помещена слева на лестнице, она противопоставлена глумящейся толпе, а слева на переднем плане изображен плачущий (кричащий) мальчик, он словно обращается к зрителям, делает его участником происходящего события. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и «Мадонна Пезаро» (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом.
Тициан прожил долгую (почти век. ) жизнь (1477 — 1576) и завоевал всемирную славу наравне с другими титанами Высокого Возрождения. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, — все в галерее Палатина, Флоренция). Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Юный охотник Актеон нечаянно подсмотрел купание бо- гини охоты Дианы и нимф в укрытом гроте в лесу. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок. Вот как рассказывал об этом М. Боскини в книге «Богатые сокровища венецианской живописи» (1674):«Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей.
Взглянув на картину, зритель видит постаревшего, уставшего, больного и одинокого человека. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. С 1530-х гг. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Портрет «Мужчина с перчаткой», написанный в 1523 году, можно по праву считать лучшим портретом своего времени.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Эти полотна наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью.
Пальцы правой руки сжимают хрупкую кисть. 1506–1508 «Портрет юноши», ок. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых».
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). 1. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. (1515 –19.
Преобладающие строгие, темные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Он положил начало так называемому архитектурному пейзажу. Колористический талант художника в полной мере проявился в так называемых «поэзиях» (poesie) — произведениях на мифологические темы. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок.
1489/90-1576) итальянский художник. Сильными ударами кисти он в буквальном смысле слова «лепил цветом», накладывая широкие свободные мазки, сглаживая чёткость очертаний, создавая рельеф светлого и тёмного. Одним из первых Тициан использовал цветовую гамму для психологической характеристики героев. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому. Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. Тициана называют «величайшим живописцем всех времен», его произведения отличаются особым мерцающим сиянием красок, захватывающей жизненностью, материальностью запечатленного, яркой индивидуальностью образов.
фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Тициан Картины и биография Тициано Вечеллио Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудрённого жизненным опытом.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Он уже достиг всемирной славы, стал очень богатым человеком, почитаемым в республике. 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок.
В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное полотно Вознесение мадонны (Ассунта), заказанное ему для церкви Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Причина такого успеха заключается в новизне творческого мышления автора.
К шедеврам, созданным Тицианом, можно отнести картины «Ассунта», «Динарий кесаря», «Коронование терновым венцом» и «Святой Себастьян». В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. 1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Этот период (1500-1550 гг. ) принято считать кульминацией итальянского Возрождения. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов.
1570, Музей истории искусств, Вена «Наказание Марсия», 1570-е гг. Всё обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно и символично. — время расцвета портретного искусства Тициана.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого. «Святой Себастьян» – одно из последних произведений великого мастера.
Конец 1510-х-1530-е гг. Конец 1530-х-1540-е гг. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок.
«Портрет юноши с перчаткой» — одно из лучших творений Тициана. 1520-40-е гг. Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Эта картина была написана им в 1516-1518 гг.
В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. В блестяще выполненном камерном портрете молодого человека можно также отметить спокойную строгость композиции, тонкий психологизм и свободную манеру письма. Поздние работы Тициана полны противоречий и загадок. На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. 1522-23, Национальная галерея, Лондон).
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Гербы изображенные на саркофаге и серебряном блюде, принадлежат венецианской семье Аурелио и падуанской семье Багаротто, вот таким образом, видимо, картина была написана в честь состоявшейся в 1514 году свадьбы Николо Аурелио и Лауры Багаротто. В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой» (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино.
Италия. В картинах 1530-х гг. В отличие от знаменитого Дж. 1512, Прадо, Мадрид). Происходил из родовитой провинциальной семьи. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы.
При кажущейся гармонии все в ней построено на контрасте: в сюжете – контраст между скромностью одетой женщины и яркой наготой ее соседки, между фигурами и пейзажем, между миром человека и миром природы в композиции – контраст между вертикальными фигурами и горизонтальными линиями саркофага и пейзажа в цветовой гамме – между серым с металлическим отливом платьем одетой женщины и пламенно-красным цветом развевающейся драпировки у женщины обнаженной, между земным коричневатым пейзажем и красноватым закатным небом. Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. В конце жизни прославленный художник достиг большого мастерства в технике мазка. Живописное решение картины, построенное на мажорном звучании красных тонов, эффектно и торжественно.
Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». 1518-19, Прадо «Праздник на Андросе», ок. Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы.
Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на протяжении всей своей жизни. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. В качестве подарка герцогу с письмом были отосланы две картины: портрет самого герцога Аретино и портрет «Мужчина с перчаткой», на котором изображен Джироламо Адорно, покойный поверенный в делах императора Карла V в Венеции. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. В картинах «Персей и Андромеда», «Диана и Актеон», «Венера перед зеркалом», «Похищение Европы», «Даная», «Флора», «Сизиф» он мастерски передал драматизм сюжетов, стихийную чувственность и гармонию возвышенного духа мифологических героев. «Венера Урбинская» — подлинный шедевр художника. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Несмотря на страдальческое выражение лица, обращенного к небу, фигура героя выражает мужество, спокойствие и самообладание. 1529, Музей истории искусства, Вена), на котором художник изобразил себя в трех различных разворотах с одинаковым жестом руки. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики ("Вознесение Марии", около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Картина «Ассунта» или «Вознесение Богоматери», входит в число ранних произведений мастера, но она принесла ему наибольшую славу. Узкая полоска воротника врезается в пышную серебристую бороду. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Однако в этой работе нет ничего от льстивого прославления величия монарха.
Художник подался вперёд, как будто вглядываясь в лицо собеседника.
В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (Сизиф, 1549-1550 Даная, 1554 Венера и Адонис, 1554, все — Прадо, Мадрид Персей и Андромеда, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Один из современных критиков писал:«В колорите он не имеет себе равных.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. К этому периоду относятся его картины Христос и грешница и Христос и Магдалина. Одной из первых работ Тициана является картина «Любовь земная и небесная».
В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-76). К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
— «Вознесение Христа» (ок. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. 1543), психологической остротой образов («И. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки.
Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе — Галерея Академии, Венеция). Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 15-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
В эти годы начинают звучать трагические ноты и в его произведениях.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Не меньшее место, чем произведения на религиозные сюжеты, в творчестве Лотто занимают и работы в портретном жанре. В картине «Сельский концерт» находят руку Тициана иногда даже полностью приписывая ему данную работу. Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», ок. Лувр, Париж). и находится сейчас в неаполитанской галерее Каподимонте.
В 1540-е гг. В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, картина «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Действительно, он воспел сияющую красоту женщины, написав её в интерьере богатого венецианского дома. В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе» (Л. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
1565-70, Эрмитаж «Пастух и нимфа», ок. Чёрная шапочка подчёркивает напряжённость выразительного профиля. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику известной композицией Поцелуй Иуды Джотто. Все в ней подчинено чувству гармонии и тишины, в ней ощущается та полнота жизни.
Принято считать, что картина написана Джорджоне совместно с Тицианом. Наиболее образованные, передовые и творческие люди создавали кружки. Чувствуется, что мастеру не столь важно передать яркую индивидуальность личности, для него главное – показать сложную гамму чувств, владеющих человеком. Стремясь обмануть судьбу, царь приказал заточить свою единственную дочь Данаю в башню, но Зевс, очарованный красавицей, проник к ней в виде золотого дождя и стал ее возлюбленным.
Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов — первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. 1510-11, Национальная галерея, Лондон). Манера письма художника обретает исключительную свободу. 1545, Галерея Питти, Флоренция). Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место.
Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. 1565, Национальная галерея, Лондон). На темно-зеленом фоне изображен папский библиотекарь в красной сутане и такого же цвета шапочке. В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. Он пишет серию картин на мифологические темы.
1534, Национальная галерея, Лондон). Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Его современниками были Колумб и Коперник, Шекспир и Джордано Бруно. находясь в Падце, знакомится с работами гениального художника XIV — века Джотто. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св.
В каждом из созданных портретов поражают точность и глубина характеров, чувствуется активная гражданская позиция автора. Много портретов писал Тициан в 40-е годы. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. 1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок. Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.
В эти годы Тициан создает много женских образов. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты. Тициан Вечеллио — итальянский художник эпохи Возрождения. Примечание.
Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взор к небу. Интерес представляет подпись художника справа под перчаткой, она выполнена в такой технике, что производит впечатление внутреннего свечения. Картина «Сельский концерт» или «Концерт под открытым небом» венецианского художника Джорджоне. К этому же периоду относится серия «Вакханалий», написанных для герцога Феррари Альфонсо дЭсте («Праздник Венеры», ок. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
1538, Уффици) — он переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне «Введение во храм» (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества — от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения. 1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну «Се человек» (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг.
1554 «Венера и Адонис», 1554). которая так характерна для творчества Тициана. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
1548) их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1545-46). Смелым новатором он выступил и в изображении природы. С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле.
К мифологическим образам Тициан также обращался не раз.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Виоланта (Красавица Гатта) 1514, Музей истории искусства, ВенаКающаяся Мария Магдалина 10-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург Вакханалия, 1524 Музей Прадо, МадридДиана и Актеон, 15 Галерея Шотландии, Эдинбург Мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии.
Венера — богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского.
Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. Об этой картине современники говорили, что Тициан, в отличие от Джорджоне, под влиянием которого он, безусловно, находился, «раскрыл глаза Венере и мы увидели влажный взор влюблённой женщины, обещающей большое счастье». Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Она была достигнута точным и тонким гармоническим сопоставлением сдержанно холодных и умеренно теплых тонов. Вознесение Марии, (Ассунта), 1518Тарквиний и Лукреция 18-1571Положение во гроб 1524-1526Святой Себастьян 1570Оплакивание Христа 1576 Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-10-х годов.
Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и Венера Урбинская, 1538 Галерея Уффици, ФлоренцияВенера и Адонис, 1550-е Музей Гетти, Лос Анджелес. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-18) сменяются напряженным драматизмом («Се человек», ок. Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Оригинальность художественного стиля Лотто проявилась уже в его ранних работах («Алтарь Cв. Начиная с 30-х годов XVI в. он пишет несколько вариантов картины «Даная», наиболее удачный из которых датирован 1545-1546 гг.
Среди других картин этого зрелого периода творчества мастера нужно отметить Положение во гроб и Введение Марии в храм. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». Отличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм. Первый раз воины расстреливают юношу из луков, но он остается жив.
Его творчество оказалось невостребованным современниками. Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Заказчик – Филипп II Испанский, см. У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола.
По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Посмотрите на автопортрет, выполненный им в преклонном возрасте. К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью». Правда, это название было дано ей столетие спустя, а во времена Тициана картину называли «Красота украшенная и неукрашенная». Преобладающие строгие, тёмные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте «Коронованные терпением», 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Риминальди», ок. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена). В женских же образах его больше привлекало изображение внешней красоты.
Эрмитаж, Ленинград "Св. С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). Это полотно сохранилось только в повторениях.
Затем учился живописи в мастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у его брата Джентиле Беллини. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. В каждом его герое выражены мечты об идеальной личности, живущей в свободном обществе, о гармонии мира, достигаемой даже ценой нечеловеческого страдания. «Портрет юноши с перчаткой» — одно из лучших творений Тициана.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. 1520, там же «Вакх и Ариадна», ок. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати).
Тициан был величай- шим художником Венеции. Не случайно искусствовед В. Н. Лазарев говорил, что Тициан «мыслит краской». Изысканность прославленного колорита художника достигалась тем, что мастер умел извлекать особый цветовой эффект из соотношений тонов, сопоставления оттенков ткани и обнажённого тела из материала холста и наложенного на него мазка краски.
Они часто собирались вместе, приглашая в свою компанию друзей. Тициан (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Из сочетания гибких мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо).
Напряжённый взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». В его взгляде читается печаль и отрешенность. Под их впечатлением он создает Динарий кесаря (Дрезденская галерея). Одним из ранних портретов Тициана являются так называемый Молодой человек с перчаткой. В последней работе Тициана тело юноши, пронзенное стрелами и привязанное к дереву, словно сливается с темными красками фона.