В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
Стоя перед картиной своего великого учителя, Петерцано с воодушевлением взялся объяснять ученику, в чём главное достоинство этого произведения. Позднее великий прародитель итальянской оперы был погребён в первом левом приделе собора Фрари близ главного алтаря с «Ассунтой». Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита — результат времени) создают впечатление спокойной радости.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Вот почему представляется вполне правомерным, что за ним закрепилось не имя, данное при крещении, а прозвище Караваджо, которое оказалось наиболее полно отвечающим бунтарской натуре, независимости суждений и смелым деяниям художника-новатора. Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую. В Микеланджело Меризи рано пробудился состязательный дух и желание быть во всём первым. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Его работоспособность была чудовищной.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Расставание было сердечным и грустным. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем. Однако 1550-е годы были для Тициана временем перелома, что сказалось в изменении характера его творческих интересов.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Но осенью 1591 года во время одного скандала произошло убийство. II если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Он считался учеником Тициана и ставил подпись Titiani alumnus под картинами, написанными, по отзывам современников, «легко и элегантно». Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну.
Новые морские пути еще только-только осваивались. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. И мудрецы и императрица были казнены за это.
Он был очень доволен работой художника. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Созданная императором Священной Римской империи Максимилианом Габсбургским Камбрейская лига католических государств захватила в 1509 году северные венецианские территории. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тесей и Минотавр» (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций.
Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова.
Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи, приступая к съёмкам. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. В начале 1592 года из Рима пришла весть об избрании нового понтифика. Творчество Тициана до 1540-х гг.
Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559). В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов. Укажем на ещё одно загадочное совпадение.
Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан).
Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Творческое дарование Тициана не было столь многогранным, как у его великих современников, — он был только живописцем. В Венеции был – Тициан. Картина дошла до нас в своём первозданном виде.
Для юного Меризи это была счастливая возможность познакомиться с ломбардской школой живописи, которая хранила верность реалистическим традициям, хотя так и не сумела до конца отрешиться от влияния маньеризма. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Тициан поистине мыслил краской. Заметим, что шесть лет спустя 29 июня в день святых апостолов Петра и Павла родился Рубенс, которого нарекли именем Питер Пауэл в честь его небесных покровителей. Он был и льстец и тонкий психолог.
Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Каковы бы ни были рассуждения психоаналитиков об «отцовском комплексе» по Фрейду, похоже, что женский пол почти не интересовал юного Микеланджело, оставляя его равнодушным.
Особенно следует выделить работавших в Милане кремонских мастеров братьев Кампи. На ночные хождения по злачным местам нужны были средства и тех денег, что присылались из дома, ему не хватало. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара.
Английский режиссёр, к сожалению, не понял совершённой Караваджо революции в искусстве. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио.
В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. Для будущего художника это было потрясением.
В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (Сизиф, 1549-1550 Даная, 1554 Венера и Адонис, 1554, все — Прадо, Мадрид Персей и Андромеда, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема», написанной в 1467г. ) или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную — ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. к творчеству мастера.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Было забавно смотреть, как, выскочив из воды, молодые парни бегали голышом по лужайке, чтобы обсохнуть или боролись играючи, стараясь уложить друг друга на лопатки. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах»14. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, — все в галерее Палатина, Флоренция). Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро». Конец 1530-х годов — время расцвета портретного искусства Тициана. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Сохранился протокол судебного заседания, в ходе которого художник был подвергнут допросу с пристрастием.
По своему значению, по месту в развитии искусства искусствоведы ставят эту картину в один ряд с Сикстинской мадонной» Рафаэля, написанной им почти в те же годы: 1515 – 1519 (Картинная галерея, Дрезден). Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V».
В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Моделью или возлюбленной художника. Его успехи в фехтовании вызывали одобрение учителя и восхищение неуклюжего Муцио. Любое посягательство на неё каралось смертной казнью.
Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино. А венецианские женщины.
Но более всего он страдал от своей неустроенности и вынужденного бездействия. А однажды, когда они занимались выездкой в манеже, кто-то из соседских мальчишек из-за кустов пульнул в них из рогатки.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Уже в мальчишеских играх проявился его драчливый нрав.
Герцог дЭсте порекомендовал Тициана мантуанскому маркизу Франческо Гонзага и правителю Урбино Франческо делла Ровере, с которыми был связан родственными узами. Работа имела большой успех. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны.
Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. На причале венецианские друзья устроили им проводы. Влияние Востока, особенно Византии, к тому времени попавшей под власть турок, ощущалось во всем. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе — Галерея Академии, Венеция). Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать. На ней художник поместил и собственное изображение в нарядном зелёном камзоле. Из сочетания гибких мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо).
Не стоило Веронезе в целях самозащиты ссылаться на фреску Микеланджело, тем более что к тому времени все обнажённые фигуры «Страшного суда» по решению Тридентского собора в 1563 году были уже «одеты». Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры.
Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Так утверждали венецианские знатоки. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Бывая в её доме, он очень любил слушать, как она играет на клавесине. «Успение Богородицы» стала первым крупным заказом Тициана в Венеции, где он вскоре стал ведущим художником.
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Он насчитывал более трех тысяч судов.
Дома их ждал непочатый край дел. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Картина имеет три уровня. Ее несокрушимую добродетель подчеркивали мощные стены замка и веточка чертополоха в руках — знак супружеского постоянства. Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика.
Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. А вот таким образом все его детские симпатии и влечения были связаны только с матерью, хотя сама женская натура отталкивала его из-за привязчивых и болтливых тётушек. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Лев — напоминает о легенде.
Тициан долго раздумывал над сюжетом. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом»11. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Не исключено, что на правах старожила Монтеверди поводил любознательного гостя по заповедным местам и закоулкам сказочного города, показывая ему удивительные красоты, сокрытые до поры за домами узких улочек или во внутренних двориках с их ажурными лестницами и колодцами, украшенными мраморными барельефами. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца.
Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Присутствуют на картине и красные тона.
Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Несмотря на то, что сходство этих мастеров является объективным фактом, большинство исследователей пыталось рассматривать их сосуществование в художественном пространстве Венеции как соперничество, упрощая контекст, который в реальности был гораздо более сложным: каждый из этих живописцев занимал свою нишу, обращаясь к разным категориям заказчиков и разным слоям общества. Говорят, что при задержании он назвался художником Лоренцо Лотто, дабы скрыть собственное имя и запутать начавшееся следствие, пока оно будет наводить справки об уроженце Венеции Лотто. Мастерская Петерцано считалась одной из лучших в Милане и недостатка в заказах не испытывала. Но вернёмся к подростку Микеланджело.
Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Им стал Климент VIII. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Успевая быстро управиться с порученным делом в дневные часы, он с наступлением сумерек обретал свободу и предавался гульбе с новыми друзьями. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Ему захотелось во что бы то ни стало посетить мастерскую этого «трудолюбивого муравья», как назвал Тинторетто без тени злого умысла историк венецианского искусства всезнающий Боскини. Таковы были нравы в Ломбардии, жившей под пятой испанцев, ярко описанные в историческом романе классика итальянской литературы Алессандро Мандзони «Обручённые».
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Установлено, что первоначально Мандзони назвал свой роман «Фермо и Лючия», то есть именами родителей Караваджо, а в лирических отступлениях его повествования, особенно когда автор живописует картины природы Ломбардии, отдельные страницы живо напоминают некоторые пейзажи и натюрморты кисти Караваджо.
На первом мы видим апостолов. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Своего «Караваджо» преподнёс зрителям в 1986 году английский режиссёр Дерек Джармен. И он был прав. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов. Однако он хорошо помнил слова мудрого Леонардо о том, что «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» и вот таким образом терпимо относился к странностям юнца и его не поддающимся порой объяснению дерзким поступкам. Со сдержанной живостью повернул он голову к зрителю, влажно и чисто блестят его глаза исполненные молодого интереса и внимания к жизни.
От его фигуры, закутанной в меховой плащ, скромного черного колета, печального взгляда веет отрешенностью и одиночеством. У него появилась подружка Антонина даль Поццо, у которой он часто оставался на ночь. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело.
Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде». Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль.
Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя.
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Но не следует забывать другое.
Однажды ему удалось уговорить сердобольную родительницу о выделении в его распоряжение одного из земельных наделов, который он собирался заложить или продать, чтобы расквитаться с долгами. Венеция времен Тициана была одним из центров передовой культуры и науки своего времени. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Полученный урок был позднее им блестяще развит и обогащён. Познав силу кулаков Микеланджело, они не отваживались открыто нападать на него, но при удобном случае не отказывали себе в удовольствии исподтишка пакостить любимчику мастера. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи.
20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. В исполняемых им мелодиях передавался сам дух Венеции.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Крепкие тела молодых парней так и просились быть запечатлёнными на рисунке углём или карандашом, но свои наброски обнажённой натуры Микеланджело старательно прятал от посторонних глаз. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538—1600). Расходы значения не имели.
В завязавшейся драке он ранил сутенёра ножом и впервые угодил в тюрьму. Рано познав безотцовщину, Микеланджело тяготился женским окружением. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Он навсегда расстался с миром своего детства и юности.
Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Со временем эти черты характера талантливого юноши (а характер человека — это, как правило, его судьба) обострялись и проявлялись всё сильнее, особенно под действием алкоголя. Их куда более занимает просторная торговая площадь Эрба с её мясными, рыбными и овощными рядами в окружении ренессансных дворцов — один краше другого. За ними прочно закрепилось прозвище guacchiati, означавшее на местном диалекте «вездесущие».
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). От них ему передались знание человеческого тела, точность рисунка, простота композиции, когда мысль сосредоточена на главном, не отвлекаясь на детали. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком.
Св. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Ей он принадлежал безраздельно. О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной. Он любил жить на широкую ногу, предпочитал веселые компании, шумные застолья, общество красивых и беззаботных женщин. Вместе с младшим братом он пропадал там часами.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Испанское господство продлилось 170 лет. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом.
Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Обратный путь в Милан и родные места был отрезан. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе).
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. До захода солнца Тициан и гости провели время «в созерцании живых изображений и прекраснейших картин, коими был наполнен дом, в обсуждении истинной красоты и очарования сада, к вящему удовольствию и удивлению каждого, расположенного на окраине Венеции над морем.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Воспоминания детства» называет «отцовским комплексом», видя в ней признак гомосексуализма.
Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Они заставили будущего художника после внимательного их рассмотрения глубоко задуматься.
У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола. Его кисть рождала шедевр за шедевром. Сказка кончилась — впереди тягучая проза жизни.
Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. В то время тот работал над мозаиками собора Св. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Однако в отличие от Леонардо, у которого Фрейд углядел этот комплекс с самого раннего детства, маленький Микеланджело плохо помнил отца, которого дела постоянно удерживали в Милане. Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес». Венеция стала крупнейшим центром издательской деятельности в Европе.
Петерцано всё правильно рассчитал и они прибыли к началу поста, когда страсти поутихли и можно было спокойно заняться делом. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. Юный Меризи не единожды заходил в собор ранним утром до начала службы, чтобы постоять перед «Ассунтой». Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом. О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Не остался в стороне и кинематограф. По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Кто была эта золотоволосая незнакомка. С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Он вечно нуждался и залезал в долги. Имя его стало известным.
Имя этой женщины осталось неизвестной. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим.
Никколо собирался жениться на некой Лауре Багаротто, молодой красавице-вдове, в которую был давно и страстно влюблен. Душа — навсегда — живописи.
Марка. Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. К тому времени уже не было в живых главного «цензора» и непримиримого борца с ересью архиепископа Карло Борромео и для многих художников настала пора относительной свободы, поскольку у испанских наместников руки до искусства не доходили. К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Иероним вытащил из ноги льва занозу.
По словам современников, они образовывали своеобразный триумвират, являвшийся законодателем культурной жизни города. Вернувшись в Венецию, Тициан, возможно несколько неожиданно для себя, оказался в роли ведущего венецианского живописца. Оказавшись не у дел в Венеции, задумался об отъезде и Микеланджело Меризи.
Приходили в упадок когда-то процветавшие торговля и ремёсла. Это занимательное чтиво выдержало двадцать пять изданий. После этого лев стал его постоянным спутником. На заднем плане сидит старец с черепами в руках.
В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Юношу взяла оторопь при виде столь необычной композиции и ослепляющего света. Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню.
Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов. Цель Тициана — передать определенное душевное состояние. Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Кампанелла, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. Юный ломбардец как заворожённый был не в силах оторвать глаз от открывшегося перед ним чуда.
Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» — «Вознесении Марии» (1518 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции). Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Тициан Вечеллио — величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения. Вскоре по настоянию Муцио из Милана был выписан опытный учитель фехтования.
Они ничем не отличаются от людей. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
За любую оплошность или непослушание в ход пускалась плётка.
В ту пору любые поездки были далеко не безопасны. Такое ему приходилось видеть и раньше. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. «Ассунта» Тициана — это страстный порыв матери к сыну наподобие ярко-красного пламени, возносящегося к небу. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. Например, взять хотя бы «Тайную вечерю» Тинторетто в церкви Сан-Паоло. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов.
Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов.
На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Всё это не могло не беспокоить осторожного в суждениях наставника. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным.
В своем творчестве художник развивает и углубляет характерные как для Джорджоне, так и для всей венецианской школы своеобразные живописные проблемы. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства. Богатство Республики росло.
Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (1519—1526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари). Он был старым другом Петерцано и написанная им для церкви Сан-Раффаэле в Милане алтарная картина «Святой Матфей с ангелом» стала отправной точкой для одноименной картины, которую Караваджо напишет в Риме. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе.
Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Но Тинторетто нездоровилось и он никого не принимал. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Особенно обаятельна головка мальчика. Но куда там.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться». Но как приверженец ломбардской, а вернее миланской школы живописи, он не мог не поразиться тому, что у венецианских мастеров знаменитое леонардовское сфумато не только не рассеивает и не заглушает лёгкой дымчатой светотенью краски, а насыщает их колористическим богатством, принесшим славу венецианской живописи. Второй раз Тициан так и не женился. Нет «джорджоневской тишины» и в его «Вакханалиях», в частности в «Вакхе и Ариадне» (1532). Вот таким образом ему постоянно приходилось быть настороже.
Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. К сожалению, написанная им в годы ученичества работа, как и всё то, что позднее было создано в Милане, когда он стал профессиональным художником, не сохранилась. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Куда более разумно поступил Саймон Шама, автор документальной ленты «Сила искусства», показанной Би-би-си. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии.
Как-то Петерцано привёл ученика в доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, где в одном из церковных приделов показал работу своего прославленного учителя «Коронование терновым венцом». На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Неблаговидным делом травли новичка занимались скуки ради лоботрясы-подмастерья.
Оставалось только одно — направиться на берега Тибра. Неизвестно, где он шатается допоздна. Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Для передовой культуры Венеции было характерно при этом относительно независимое положение виднейших деятелей культуры их высокий интеллектуальный престиж.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Ничего путного не лезло в голову, чтобы предпринять что-то и отвести от себя беду. Она дала о себе знать в некоторых работах на религиозные сюжеты, в частности в его «Бичевании Христа», где в полной мере отразились сильные впечатления детства. Он просто наслаждался ею.
Размах торговых связей Венеции был огромен. Те же чувства разделял и Аурелио.
Скорее всего, — это Муза.
Но рассказ о «судьбе и личности» заслонил в фильме самое главное, чем ценен мастер, — его новаторское искусство. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Вы увидите, как созвучно музыке неудержимо стремится в небесную высь Мария. Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине.
Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира.
Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. И то же самое ей удалось совершить с императрицей. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Находясь под железной пятой испанцев, Милан был олицетворением насилия и беззакония.
Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Для своего времени Петерцано был педагогом передовых взглядов.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Тициан и сам тогда был влюблен. Род Меризи был довольно многочисленным.
Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Уже из названия фильма явствует, что его создатели главный акцент сделали на время и среду, в которой родилось великое искусство Караваджо, хотя и здесь не обошлось без некоей демонизации личности художника, отражающей всё ту же устоявшуюся в сознании предвзятость по отношению к нему. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи.