190, 3 x 207 см. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи.
Кающаяся Мария Магдалина. По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. Юный охотник Актеон нечаянно подсмотрел купание бо- гини охоты Дианы и нимф в укрытом гроте в лесу.
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
В ее руках некогда был крест, не сохранившийся до настоящего времени. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с совершенной свободой манеры.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
Ведь Венеция эпохи Возрождения была богатой республикой, центром торговли, куда стекались путешественники со всего света. Нас поразила чувственность и красота этой картины, простота и естественность сюжета, большая реалистичность изображения. По традиции Канова изображает Магдалину в одежде отшельницы, молодой и прекрасной. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам.
Италия. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. На этом фантасмагорическом черном фоне особенно выделяется светящееся белизной тело Себастьяна, страдающего от ран.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Легкими мазками белил, покрытыми прозрачными лессировочными слоями, мастер добивается ощущения блеска шелковистых локонов, всего несколькими ударами кисти он дает почувствовать стеклянную поверхность сосуда с миррой и блики света на нем. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование. Тициан был величай- шим художником Венеции. «Кающаяся Мария Магдалина» принадлежит к числу лучших работ зрелого периода творчества мастера. Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества.
К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной.
Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции.
С жадностью ловит их служанка. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222). Возрождение. Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи.
Эдинбург. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Канова, родившийся в семье потомственных итальянских камнетесов, в совершенстве знал искусство обработки мрамора. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней».
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Смысл картины при этом совершенно не искажен.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. Национальная галерея Шотландии.
Тициан. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант. Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Более о нем ничего не известно. Заказчик – Филипп II Испанский, см. «Кающаяся Мария Магдалина».
Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Лежащий у ее ног череп олицетворяет бренность земного существования. Прославление земной красоты человека, сильного духом и глубоко чувствующего, лежит и в основе образа Марии Магдалины, хотя в данном случае Тициан писал картину уже не на мифологическую тему, а на евангельскую. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Правая рука Магдалины покоится на груди. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Необычно исполнение картины. Холст, масло. Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218). В творчестве Антонио Кановы не так много евангельских образов.
Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Тициан воплощает в картине свое представление о прекрасном, утверждая гуманистическую мысль о праве человека на любовь и счастье. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве.
Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Ее золотистые волосы разметались блестящими струями по груди, частично прикрывая полуобнаженное тело.
В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. 1500-х гг. ) (зал 217). Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».